При движении по криволинейной траектории автомобиль более устойчив

ЛЕКЦИЯ 6.5. Движение автомобиля на криволинейных участках дорог.

Вопросы: 1. Устойчивость автомобиля и её влияние на безопасность движения.

2. Понятие «поперечная устойчивость».

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет — ресурсами и подготовка сообщения по теме 6.5.

Устойчивость — это способность автомобиля двигаться в разнообразных условиях без опрокидывания, заноса и увода.

Управляемость — способность точно следовать заданному водителем направлению движения. Понятия устойчивость и управляемость тесно переплетаются и их следует рассмотреть совместно. Причинами, вызывающими нарушение устойчивости и управляемости автомобиля, наиболее часто являются воздействующие на автомобиль боковые силы.

В движении боковые силы имеются практически всегда. Наиболее часто они порождаются центробежной силой при движении автомобиля по кривой. При этом на повороте боковые силы тем больше, чем больше скорость движения автомобиля и меньше радиус закругления дороги. Да и на прямой дороге водители объезжая препятствия или неровности дороги, удерживают автомобиль от увода в сторону поворотами рулевого колеса. И здесь тоже возникает центробежная сила.

Боковые силы возникают также при торможении, когда у колес левой и правой стороны автомобиля различные силы сцепления с дорогой (левые катятся по сухому асфальту, а правые по корке льда или мокрой обочине). Разные коэффициенты сопротивления качению на колесах, разные усилия, создаваемые тормозными механизмами, разное давление воздуха в шинах и их износ, нарушение регулировок переднего моста — все это порождает боковые силы. Наконец, поперечный уклон и неровности дороги, ветер — это тоже боковые силы.

Наиболее частое проявление неустойчивости и неуправляемости — увод шин и соответственно увод автомобиля от заданного водителем направления движения. Дело в том, что глина под воздействием боковых сил искривляется, ось ее отпечатка на дороге становится не параллельна, а под некоторым углом к плоскости колеса и автомобиль отклоняется от заданного направления движения. Явление увода шин особенно сильно проявляется на крутых поворотах с большой скоростью. Увод зависит не только от боковой силы, но и от давления воздуха в шине и вертикальной нагрузки на нее — чем они больше, тем увод меньше. Вследствие этого у каждого автомобиля шины имеют, как правило, различную склонность к уводу. Когда увод шин задних колес больше, чем передних, автомобиль приобретает излишнюю поворачиваемость, склонен к заносу и, следовательно, менее безопасен. И наоборот, если увод шин задних колес меньше, чем передних, автомобиль имеет недостаточную поворачиваемость и более устойчив.

В. движении автомобиль удерживается от боковых сил на дороге силой сцепления, которая используется не только на создание силы тяги или тормозной силы, она же обеспечивает и устойчивость (на управляемых колесах она еще обеспечивает изменение направления движения автомобиля при повороте рулевого колеса). Если представить графически силу сцепления, создаваемую на ведущих колесах, то наиболее наглядно она будет показана в виде круга радиусом, равным ее значению. В пределах этого круга сила сцепления может быть использована либо на создание силы тяги или тормозной силы, либо на удержание автомобиля на дороге от действия боковых сил. Векторы создаваемых при этом сил не должны выходить за пределы круга. Если силу сцепления превышает сила тяги, возникает буксование колес, если тормозная сила — юз, а если боковые силы — занос. В движении чаще всего наблюдается сочетание боковых сил либо с силой тяги, либо с тормозной силой, и сила сцепления в таких случаях используется на реализацию их равнодействующей. Превышение силы тяги над силой сцепления возникает при резком увеличении частоты вращения коленчатого вала (резким нажатием на педаль управления дроссельной заслонкой), при резком торможении рабочим тормозом, резком включении сцепления. Во всех этих случаях автомобиль теряет устойчивость. При движении по неровностям типа гребешков на большой скорости колеса автомобиля на какие-то мгновения отрываются от дороги. Опускаясь затем снова на дорогу, колеса рывком воспринимают силу тяги, утерянную во время нахождения их в воздухе. Как правило, в этот момент сила тяги значительно больше силы сцепления, и автомобиль также теряет устойчивость.

Поперечная устойчивость — это устойчивость автомобиля против опрокидывания относительно боковых колес (левых и правых) и зависит от ширины колеи и высоты расположения центра тяжести. Чем шире колея и ниже расположен центр тяжести, тем больше устойчивость против опрокидывания вбок. Опрокидывание вбок может также произойти при движении вдоль по крутому склону.

Продольная устойчивость — это устойчивость автомобиля против опрокидывания относительно передней или задней оси, зависит от расположения центра тяжести, базы автомобиля, величины тягового усилия на ведущие колеса и уклона дороги.

Устойчивость автомобиля при торможении может быть потеряна даже при движении автомобиля по прямой. Это объясняется тем, что наличие большого тягового или тормозного усилия на ведущих колесах уменьшает их устойчивость. Устойчивость при торможении нарушается, если тормозное усилие, приложенное к окружности колеса, по своей величине приблизится к силе сцепления между колесами и дорогой.

Наличие на автомобиле тормозов на всех четырех колесах увеличивает тормозное усилие, которое может быть передано через колеса без нарушения устойчивости автомобиля.

Устойчивость автомобиля против опрокидывания характеризуется коэффициентом устойчивости (Ку), который определяется по формуле:

Управляемость автомобиля зависит от рулевого управления, подвески, шин и давления в них. На управляемость влияют неправильная установка управляемых колес, наличие зазоров в рулевом механизме и приводе, перекосы осей и заднего моста. Поэтому необходимо постоянно следить за исправностью механизмов и деталей автомобиля.

Маневренность автомобиля — это возможность изменять направление движения на минимальной площади. Она зависит от следующих особенностей его конструкции: габаритных размеров, углов поворота передних колес, обзорности как перед автомобилем, так и сзади него.

Легкость управления автомобилем определяется величиной физических усилий и количеством труда водителя, затрачиваемых при управлении автомобилем. Это достигается путем улучшения конструкции рулевого механизма, тормозных систем, устройством и оборудованием рабочего места водителя, обзорностью дороги перед автомобилем, а также предохранением водителя от воздействия шумов, вибрации и вредных газов.

Источник статьи: http://studopedia.ru/19_17273_lektsiya—dvizhenie-avtomobilya-na-krivolineynih-uchastkah-dorog.html

Управляемость и устойчивость автомобиля

Под понятием управляемости принято понимать способность самого автомобиля изменять или сохранять направление своего движения в точном соответствии со всеми действиями по управлению им, которые выполняет водитель в салоне этого автомобиля. Для того, чтобы сохранять прямолинейность движения, все управляемые колеса конкретного автомобиля, а также ось его подвески должны быть установлены под определенными углами, что и будет обеспечивать наилучшие условия для стабилизации передних колес автомобиля (проще говоря, их возвращение к нейтральному положению) при любом случайном и даже незначительном отклонении после того, как сам автомобиль будет выведен из поворота.

А что касается понятие устойчивости автомобиля, то под ним принято понимать способность транспортного средства противостоять разнообразным заносам (боковым скольжениям) и опрокидываниям. Наиболее вероятным в этом случае нам представляется нарушение именно поперечной устойчивости автомобильного транспортного средства, которое возникает из-за воздействия на автомобиль боковых сил с поперечной составляющей непосредственной силы тяжести.

Устойчивость автомобиля, который осуществляет движение, будет находиться в непосредственной зависимости от достаточно большого числа факторов – масса автомобиля, высота центра тяжести этого автомобиля, ширина колеи, ширина базы, размер шин, техническое состояние, особенности конструкции. Кроме того, на устойчивость автомобиля во время движения могут также оказывать определенное влияние и разнообразные внешние факторы, такие как радиус поворота, состояние дорожного полотна, скорость и направление движения, навыки водителя по управлению автомобилем и некоторые иные факторы.

На сегодняшний день достоверно известно, что чем более высоко будет располагаться центр тяжести транспортного средства, а также чем уже будет его база и колея, тем большей становится вероятность того, что при прохождении подъема, косогора или поворота автомобиль опрокинется. Такое явление возникает в случае, когда вектор действия силы тяжести начинает проходить прямо через точку соприкосновения колеса с дорожным покрытием. Более того, наличие в кузове автомобиля груза, особенно, если этот груз крупногабаритный, будет лишь увеличивать показатели высоты центра тяжести всего транспортного средства, тем самым, еще больше снижая его устойчивость.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5a5716d6dcaf8ecfe0911246/upravliaemost-i-ustoichivost-avtomobilia-5a5a6d81168a912c01240d59

Движение автомобиля по кривой

На криволинейных участках трассы условия движения автомобиля ухудшаются. При переходе на кривую на автомобиль начинает действовать боковая центробежная сила. При этом устойчивость и безопасность движения понижаются, воздействие поперечной силы вызывает утомляемость пассажиров. Чем выше скорость движения и меньше радиус кривой, тем сильнее проявляется неблагоприятное действие центробежной силы.

Для обеспечения безопасности и удобства движения на криволинейных участках плана трассы необходимо ограничивать наименьший радиус закруглений и применять ряд конструктивных мероприятий, повышающих устойчивость движущегося автомобиля.

Рассмотрим условия обеспечения устойчивости автомобиля, движущегося по криволинейному в плане участку дороги и подвергающегося воздействию центробежной силы, которая стремится сдвинуть или опрокинуть его в направлении внешней стороны кривой.

Для безопасности движения необходимо, чтобы центробежная сила не вызывала бокового скольжения автомобиля.
Разложим вес автомобиля Q на две составляющие: перпендикулярную к поверхности проезжей части Qcosa и параллельную к проезжей части Qsina. Последняя составляющая при двухскатной проезжей части направлена внутрь кривой при движении автомобиля по внутренней полосе и во внешнюю сторону кривой — при движении по внешней полосе дороги. Разложим центробежную силу также на составляющие: перпендикулярную к поверхности проезжей части С sin a и параллельную ей — С cos а. Проектируя все полученные силы на поверхность дороги, получим величину поперечной силы, сдвигающей автомобиль.

В результате действия поперечной силы Y при боковом перемещении шин по поверхности дороги возникает сила трения Т. Величина силы Т равна произведению суммы сил, направленных перпендикулярно к поверхности дороги, на коэффициент бокового сцепления.
Учитывая опытные данные, значения р. принимают при расчетах в пределах от 0,20 (при неблагоприятных условиях трассирования дороги, требующих применения минимальных радиусов) до 0,10 (при благоприятных условиях местности, дающих возможность применения нормальных радиусов).

Источник статьи: http://stroiki-master.ru/stroitelstvo-i-remont-dorog/40-dvizhenie-avtomobilja-po-krivoj

Что влияет на управляемость и устойчивость автомобиля на дороге?


Сегодня в статье мы узнаем, что влияет на управляемость автомобиля, какие критерии, факторы, детали рулевого и подвески оказывают непосредственное воздействие на устойчивость транспортного средства на дорожном полотне.


Ключевые факторы, влияющие на управляемость и устойчивость автомобиля:

Система подвески не только определяет характеристики управляемости автомобиля, но и влияет на комфорт вождения. Хотя это не всегда удобно, но для лучшей управляемости требуется именно жесткая подвеска. Система подвески обычно предназначается для обеспечения комфорта водителю и пассажирам в процессе передвижения. Все современные типы автомобилей, будь то это внедорожники, спортивные и легковые машины, предназначенные для гражданского использования, различаются между собой видами систем подвесок и рулевого управления. Система подвески, которая позволяет автомобилю “приседать” к земле на дороге при разгоне и уверенно удерживать автомобиль на грунтовых покрытиях, считается наиболее надежной.


Видео : «Как влияют настройки подвески на управляемость автомобиля? «

Как экономить топливо на подержанном автомобиле? Особенности, лучшие способы и верные советы

Верные советы начинающим водителям, которые помогут быстро и правильно научиться водить автомобиль

Покупка автомобиля: выбрать новый или поддержанный? Особенности, верные советы, плюсы и минусы

Рулевая рейка: признаки неисправности и верные советы. Как правильно выбирать продавца?

Что влияет на скорость и ускорение мотоцикла? От каких факторов зависит эффективное торможение?

Основная классификация автомобильных шин: особенности, типы, параметры, маркировка и правила выбора

Renault Kaptur: замена передних стоек стабилизатора и ремонт подлокотника по гарантии у дилера

Топ-12 верных признаков, указывающих на скорый ремонт двигателя автомобиля

Источник статьи: http://autoblogcar.ru/steeringsystem/427-carhanding.html

Читайте также:  Приключения кота леопольда автомобиль кота леопольда
Оцените статью