ПОЛНОМОЧИЯ ГИБДД
Госавтоинспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция, ГИБДД) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
ГИБДД исполняет обязанности в области безопасности дорожного движения и общественной безопасности, в частности:
- КОНТРОЛИРУЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО, СОСТОЯНИЕ И РЕМОНТ АВТОДОРОГ;
- КОНТРОЛИРУЕТ КОНСТРУКЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
- КОНТРОЛИРУЕТ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ, ОПАСНЫХ И КРУПНОГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ;
- ПРИНИМАЕТ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ВЫДАЕТ ВОДИТЕЛЬСКИЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ;
- ПРОИЗВОДИТ РЕГИСТРАЦИЮ И УЧЕТ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
- ОРГАНИЗУЕТ И ПРОВОДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
- РЕГУЛИРУЕТ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ;
- УЧАСТВУЕТ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;
- ОРГАНИЗУЕТ И ПРОВОДИТ РОЗЫСК УГНАННЫХ ЛИБО СКРЫВШИХСЯ С МЕСТА НАРУШЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
- ВЕДЕТ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения уполномочены сотрудники ГИБДД, а также участковые уполномоченные полиции. При исполнении обязанностей сотрудники должны находиться в форменном обмундировании, с нагрудным знаком, иметь служебное удостоверение.
При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения. Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются. При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.
Технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается.
При выявлении нарушения правил дорожного движения сотрудник ГИБДД:
- ОСТАНАВЛИВАЕТ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПЕШЕХОДА С ЦЕЛЬЮ ПРЕСЕЧЕНИЯ ЭТОГО НАРУШЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ;
- ПЕРЕДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ О НАРУШЕНИИ ДРУГОМУ НАРЯДУ СОТРУДНИКОВ ИЛИ В ДЕЖУРНУЮ ЧАСТЬ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ И НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРИНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ МЕР К ОСТАНОВКЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА).
Сотрудники ГИБДД при несении службы имеют право:
- ОГРАНИЧИВАТЬ ИЛИ ВРЕМЕННО ЗАПРЕЩАТЬ ДВИЖЕНИЕ, ИЗМЕНЯТЬ ЕГО ОРГАНИЗАЦИЮ НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ДОРОГ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И В ИНЫХ СЛУЧАЯХ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПЕШЕХОДОВ ЛИБО ЕСЛИ ПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ УГРОЖАЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ, НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ ПРАВИЛАМ ИХ СОДЕРЖАНИЯ В БЕЗОПАСНОМ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СОСТОЯНИИ, ОГРАНИЧИВАТЬ ИЛИ ЗАПРЕЩАТЬ ПРОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ С НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ;
- ЗАПРЕЩАТЬ ПРИ НЕСОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗКУ КРУПНОГАБАРИТНЫХ, ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ИЛИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ;
- ЗАПРЕЩАТЬ ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕИСПРАВНОСТИ, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, И В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ;
- ОСТАНАВЛИВАТЬ АВТОМОБИЛИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ У ВОДИТЕЛЕЙ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПДД, ВКЛЮЧАЯ СТРАХОВОЙ ПОЛИС ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, И ИЗЫМАТЬ ИХ В СЛУЧАЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ;
- ОТСТРАНЯТЬ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ:
- В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ОНИ НАХОДЯТСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ;
- НЕ ИМЕЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ИЛИ ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕМ ЛИБО СТРАХОВОГО ПОЛИСА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ;
- ВОДИТЕЛЕЙ, УПРАВЛЯЮЩИХ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ С ЗАВЕДОМО НЕИСПРАВНЫМИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА), РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ИЛИ СЦЕПНЫМ УСТРОЙСТВОМ (В СОСТАВЕ ПОЕЗДА);
- ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ НА АЛКОГОЛЬНОЕ ИЛИ НАРКОТИЧЕСКОЕ ОПЬЯНЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ, СОЗДАВШИХ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НАПРАВЛЯТЬ (ДОСТАВЛЯТЬ) ИХ В МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ;
- ПРИМЕНЯТЬ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И ФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПДД, КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОМОБИЛЕЙ;
- ЗАДЕРЖИВАТЬ И ДОСМАТРИВАТЬ ГРАЖДАН И МАШИНЫ В СЛУЧАЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ;
- ВЫЗЫВАТЬ В ГОСАВТОИНСПЕКЦИЮ ГРАЖДАН И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО НАХОДЯЩИМСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЛАМ И МАТЕРИАЛАМ, ПОЛУЧАТЬ ОТ НИХ НЕОБХОДИМЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ, СПРАВКИ, ДОКУМЕНТЫ (ИХ КОПИИ);
- СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, НАЗНАЧАТЬ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ;
- ЗАПРЕЩАТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ СО СНЯТИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЗНАКОВ (ДО УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН) ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЕЙ:
- ИМЕЮЩИХ СКРЫТЫЕ, ПОДДЕЛЬНЫЕ, ИЗМЕНЕННЫЕ НОМЕРА УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ЗНАКИ;
- С НЕСООТВЕТСТВИЕМ МАРКИРОВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДАННЫМ, УКАЗАННЫМ В РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТАХ;
- В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ;
- ИСПОЛЬЗОВАТЬ АВТОМОБИЛИ ГРАЖДАН (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — С ОТСТРАНЕНИЕМ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ) ДЛЯ ДОСТАВКИ В ЛЕЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В СРОЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, А ТАКЖЕ В ДРУГИХ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.
Примечание. Сотрудники ДПС не вправе использовать для этих целей автомобили специального назначения либо принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.
Сотрудники полиции имеют право применять имеющиеся на вооружении специальные средства для:
- ОТРАЖЕНИЯ НАПАДЕНИЯ НА ГРАЖДАН И СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ;
- ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ;
- ПРЕСЕЧЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ, ОКАЗЫВАЕМОГО СОТРУДНИКУ ПОЛИЦИИ;
- ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ЗАСТИГНУТЫХ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПЫТАЮЩИХСЯ СКРЫТЬСЯ;
- ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОКАЗАТЬ ВООРУЖЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ;
- ДОСТАВЛЕНИЯ В ПОЛИЦИЮ, КОНВОИРОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗАДЕРЖАННЫХ, АРЕСТОВАННЫХ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ ЛИЦ, А ТАКЖЕ В ЦЕЛЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПОПЫТКИ ПОБЕГА, В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ ЛИЦОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ СОТРУДНИКУ ПОЛИЦИИ, ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩИМ ИЛИ СЕБЕ;
- ОСВОБОЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННО УДЕРЖИВАЕМЫХ ЛИЦ, ЗАХВАЧЕННЫХ ЗДАНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ;
- ПРЕСЕЧЕНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ И ИНЫХ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА, РАБОТУ СРЕДСТВ СВЯЗИ И ОРГАНИЗАЦИЙ;
- ОСТАНОВКИ МАШИН, ВОДИТЕЛИ КОТОРЫХ НЕ ВЫПОЛНИЛИ ТРЕБОВАНИЕ ОСТАНОВИТЬСЯ
- ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШАЮЩИХ ИЛИ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ;
- ЗАЩИТЫ ОХРАНЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ, БЛОКИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГРУПП ГРАЖДАН, СОВЕРШАЮЩИХ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
В качестве специальных средств могут применяться:
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ (НАПРИМЕР РЕЗИНОВЫЕ) ПАЛКИ;
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГАЗОВЫЕ СРЕДСТВА (НАПРИМЕР СЛЕЗОТОЧИВЫЙ ГАЗ);
- СРЕДСТВА ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ (НАПРИМЕР НАРУЧНИКИ);
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОКРАШИВАЮЩИЕ И МАРКИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА;
- ЭЛЕКТРОШОКОВЫЕ УСТРОЙСТВА;
- СВЕТОШОКОВЫЕ УСТРОЙСТВА;
- СЛУЖЕБНЫЕ ЖИВОТНЫЕ;
- СВЕТОВЫЕ И АКУСТИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА;
- СРЕДСТВА ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТА;
- СРЕДСТВА СКОВЫВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ;
- ВОДОМЕТЫ;
- БРОНЕМАШИНЫ;
- СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОХРАНЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), БЛОКИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГРУПП ГРАЖДАН, СОВЕРШАЮЩИХ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ;
- СРЕДСТВА РАЗРУШЕНИЯ ПРЕГРАД.
Запрещается применять специальные средства:
- В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН С ВИДИМЫМИ ПРИЗНАКАМИ БЕРЕМЕННОСТИ, А ТАКЖЕ МАЛОЛЕТНИХ И ЛИЦ С ЯВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ИНВАЛИДНОСТИ, КРОМЕ СЛУЧАЕВ ВООРУЖЕННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ, ГРУППОВОГО ЛИБО ИНОГО НАПАДЕНИЯ;
- ПРИ ПРЕСЕЧЕНИИ НЕЗАКОННЫХ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, КОТОРЫЕ НЕ НАРУШАЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, РАБОТУ ТРАНСПОРТА, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ОРГАНИЗАЦИЙ.
Огнестрельное оружие сотрудник полиции имеет право применять в следующих случаях:
- ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ИЛИ СЕБЯ ОТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ОН СВЯЗАНО С НАСИЛИЕМ, ОПАСНЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЯ;
- ДЛЯ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПОПЫТКИ ЗАВЛАДЕНИЯ ОРУЖИЕМ, ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, СПЕЦИАЛЬНОЙ И БОЕВОЙ ТЕХНИКОЙ ПОЛИЦИИ;
- ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЗАЛОЖНИКОВ;
- ДЛЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦА, ЗАСТИГНУТОГО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ДЕЯНИЯ, СОДЕРЖАЩЕГО ПРИЗНАКИ ТЯЖКОГО ИЛИ ОСОБО ТЯЖКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОБСТВЕННОСТИ, И ПЫТАЮЩЕГОСЯ СКРЫТЬСЯ, ЕСЛИ ИНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЗАДЕРЖАТЬ ЭТО ЛИЦО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ;
- ДЛЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦА, ОКАЗЫВАЮЩЕГО ВООРУЖЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ, А ТАКЖЕ ЛИЦА, ОТКАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ВЫПОЛНИТЬ ЗАКОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ О СДАЧЕ НАХОДЯЩИХСЯ ПРИ НЕМ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ, ЯДОВИТЫХ ИЛИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ;
- ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ ГРУППОВОГО ИЛИ ВООРУЖЕННОГО НАПАДЕНИЯ НА ЗДАНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ И ИНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН;
- ДЛЯ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПОБЕГА ИЗ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИЛИ ПОБЕГА ИЗ-ПОД КОНВОЯ ЛИЦ, ЗАДЕРЖАННЫХ ПО ПОДОЗРЕНИЮ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНА МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ, ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПОПЫТКИ НАСИЛЬСТВЕННОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЛИЦ;
- ДЛЯ ОСТАНОВКИ (ПУТЕМ ПОВРЕЖДЕНИЯ) АВТОМОБИЛЯ, ВОДИТЕЛЬ КОТОРОГО СОЗДАЕТ РЕАЛЬНУЮ ОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ И НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ НЕОДНОКРАТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОСТАНОВИТЬСЯ;
- ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ЖИВОТНОГО, УГРОЖАЮЩЕГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН;
- ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЗАПИРАЮЩИХ УСТРОЙСТВ, ЭЛЕМЕНТОВ И КОНСТРУКЦИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПРОНИКНОВЕНИЮ В ЖИЛЫЕ И ИНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПО ОСНОВАНИЯМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ЗАКОНОМ;
- ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА, ПОДАЧИ СИГНАЛА ТРЕВОГИ ИЛИ ВЫЗОВА ПОМОЩИ ПУТЕМ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСТРЕЛА ВВЕРХ ИЛИ В ИНОМ БЕЗОПАСНОМ НАПРАВЛЕНИИ.
Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев вооруженного сопротивления, вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей.
При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан:
- ПРЕДУПРЕДИТЬ О НАМЕРЕНИИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ ПРОМЕДЛЕНИЕ В ИХ ПРИМЕНЕНИИ НЕ СОЗДАСТ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ УГРОЗУ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН И НЕ ПОВЛЕЧЕТ ИНЫЕ ТЯЖКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ;
- СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ ОКАЗЫВАЕМЫЙ УЩЕРБ БЫЛ МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫМ;
- ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЦАМ, ПОЛУЧИВШИМ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ, ДОВРАЧЕБНУЮ ПОМОЩЬ И УВЕДОМИТЬ ИХ РОДСТВЕННИКОВ В ВОЗМОЖНО КОРОТКИЙ СРОК.
Обо всех случаях смерти или ранения полиция обязана в течение 24 часов уведомить прокурора и близких родственников пострадавшего гражданина.
Источник статьи: http://bostonauto.ru/text-livehuck/polnomochiya-gibdd/
Формы и методы контроля ДПС ГИБДД за дорожным движением.
Методы контроля. Методы деятельности ДПС включают в себя в основном контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, т.е. представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, что соответствует ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах, дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения ДПС, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств.
К основным методам ДПС можно отнести следующие:
1. наблюдение за дорожным движением;
2. предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил;
3. контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния технических средств, водительских, регистрационных и путевых документов;
4. выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения;
5. пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.
Наблюдение за дорожным движением — основа применения всех последующих способов ДПС. Сотрудник ДПС оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.
Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).
Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правилдостигается в основном за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.
Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз, и т.п.
Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения.
В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.
Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений.
Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.
Скрытый контроль за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается при взаимодействии с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической проверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением — использование средств автоматической фиксации.
Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение органа управления Госавтоинспекции о применении таких технических средств.
При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.
Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции.
Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения.
Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных транспортных средств, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд транспортных средств специального назначения и транспортных средств, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.
Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц. Этот метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием транспортных средств. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.
Формы контроля. Деятельность ДПС по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в следующих правовых формах:
2. активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения);
3. внутриаппаратной и внешней;
4. индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий;
5. взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения.
Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными. Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты, внешними — протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д.
Непосредственно контроль за дорожным движением осуществляется сотрудниками ДПС:
1. в пешем порядке;
2. на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении;
3. на стационарном посту ДПС.
При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическим и документам и.
Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.
Источник статьи: http://infopedia.su/17x4bcb.html