- 20 причин, почему машина может загореться
- Заводские недостатки конструкции
- Неправильная мойка двигателя
- Неправильное обслуживание
- Взрыв аккумулятора
- Заполненный доверху топливный бак
- Воспламенение от перегретого каталитического нейтрализатора
- Сухая трава и нейтрализатор
- Утечка бензина под капотом
- Использование пусковых жидкостей
- Замыкание проводки
- Зарядные устройства «под прикуриватель» и нештатные гаджеты
- Хлам в машине
- Зажигалка
- Газовая система
- Антифриз
- Телогрейка
- Пожар на заправке
- Окурок
- Авария
- Поджог
- Самовозгорание машин: почему происходит и как бороться?
20 причин, почему машина может загореться
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Не так давно по телевидению прошла информация, что на парковке возле торгового центра начал плавиться и дымиться пластик в автомобиле, да и сам он почти что загорелся. Дело было жарким летом в Ростове-на-Дону, а архитектурное решение здания привело к развитию событий, как при знаменитом историческом поджоге. Более чем за 200 лет до нашей эры Архимед сжег римский флот, направив множество солнечных зайчиков на осаждавшие Сиракузы корабли. Полностью остекленный фасад торгового центра образовывал вогнутую поверхность, которая сконцентрировала солнечные лучи на припаркованном Лексусе. Этот пример я привел, чтобы показать: пожар в машине могут вызвать самые непредвиденные обстоятельства.
В конструкции современных автомобилей применено множество материалов, которые горят хорошо или очень хорошо. Практически все элементы салона относятся к горючим, да и в моторном отсеке также применено множество таких материалов. И, конечно, королем горючести является бензин, собственно, его для этого и придумали.
Если пожар начался, то первым делом его следует пробовать тушить, хотя не всегда это безопасно, да и не всегда возможно. А вот при «разборе полетов», да еще если машина застрахована, обязательно нужно определиться с тем, что явилось причиной пожара. Ну а мы вспомним все возможные причины пожара, чтобы предотвратить такие действия или бездействия, которые могут лишить вас автомобиля.
Заводские недостатки конструкции
Как ни странно, но даже при современном уровне проектирования и производства автомобилей потребители иногда сталкиваются с тем, что их автомобили небезопасны, в частности, возможно их возгорание. Тогда фирма-производитель проводит отзывную кампанию и бесплатно устраняет опасный дефект. Конечно, рейтинг фирмы это не поднимает, но куда важнее при этом предотвратить пожар, пусть в одном из тысячи автомобилей.
Неправильная мойка двигателя
Мойка мотора струей воды с большим напором и незащищенными узлами электрооборудования может привести к пожару. Как вода вызывает пожар? Все просто. Отсыревшие элементы системы зажигания выдают искру с перебоями. Форсунки исправно подают топливо в цилиндры, а оно там не сгорает, накапливаясь в каталитическом нейтрализаторе. А потом может последовать взрыв, нейтрализатор разнесет, а волна раскаленных газов подожжет мастику на дне машины или теплозащиту моторного отсека.
Неправильное обслуживание
При проведении технического обслуживания персонал может грубо нарушить правила техники безопасности в автосервисе, и при этом машина может сгореть прямо там, а то еще и вместе со всем сооружением. А бывают случаи, когда что-то не затянули или не загерметизировали. В результате происходит утечка легковоспламеняющегося топлива. Лично дважды участвовал в устранении подобных утечек. Один раз причиной стали незащелкнутые фиксаторы топливной трубки на фильтре — штуцер сорвало спустя 15 минут работы мотора. Сам фильтр при этом был расположен в моторном отсеке. Другой раз во время ремонтных работ на сервисе перекосили прокладку модуля бензонасоса. При первой же заправке «до полного» легковоспламеняющееся топливо ручьем потекло под машину. До пожара в обоих случаях не дошло.
Взрыв аккумулятора
Водород, выделяющийся из аккумулятора при зарядке или «прикуривании», может взорваться, да так, что с батареи сорвет верхнюю крышку. Все вокруг окажется в кислоте. При этом от пламени в момент взрыва могут заняться и элементы в моторном отсеке. Ни в коем случае не допускайте искр возле аккумулятора.
Заполненный доверху топливный бак
Если сразу после заправки «под горлышко» оставить машину на солнышке в жаркий день, то топливо от нагревания начнет расширяться и капать из заливной горловины. Достаточно случайной искры или хулиганского окурка, как пожар станет неминуем. Так можно залить бензин не только из канистры, но и с помощью пистолета на обычной АЗС.
Воспламенение от перегретого каталитического нейтрализатора
Перегрев каталитического нейтрализатора возможен из-за выхода из строя свечи зажигания или льющей форсунки. При этом догорание топлива происходит не в цилиндре, а в каталитическом нейтрализаторе. Он разогревается до слишком высокой температуры и может поджечь мастику на днище (особенно свеженанесенную). Следите за исправностью систем питания и зажигания и не игнорируйте заметных неполадок в двигателе, когда загорается сигнализатор Check Engine.
Сухая трава и нейтрализатор
После интенсивной езды в жару корпус каталитического нейтрализатора разогревается до весьма высоких температур. Достаточно свернуть с асфальта и поставить машину на полянку с высокой сухой травой, как можно будет с ней (с машиной!) распрощаться. Загорится трава, а вслед за ней и машина.
Утечка бензина под капотом
Любая утечка бензина под капотом опасна, так как его может поджечь случайная искра, а попадание на раскаленный выпускной коллектор однозначно вызовет пожар. Ведь температура самовоспламенения бензина около 250 градусов. А коллектор порой светится вишневым цветом. Нагревается до 600 градусов. Совет один — не допускайте утечек топлива, особенно бензина.
Использование пусковых жидкостей
Если перелить во впускной тракт двигателя так называемую Starting Fluid, вполне возможно получить вспышку, которая подожжет весь моторный отсек. Соблюдайте инструкцию к средству, а вообще, исправный двигатель должен пускаться безо всех ухищрений.
Замыкание проводки
Этот дефект особенно опасен, если владелец, пренебрегая предупреждением в виде перегоревшего предохранителя, ставит другой, да помощнее. Провода, перегревшись, начинают плавить изоляцию, и она может загореться. Новый предохранитель ставят только после устранения причины замыкания.
Зарядные устройства «под прикуриватель» и нештатные гаджеты
Неприятно, если очень некачественное изделие, будь то обогреваемый током чехол на сиденье или тепловентилятор, расплавят и подожгут гнездо прикуривателя. Но еще хуже, если это неродные магнитолы, усилители и прочая цветомузыка. Их стараются подключать толстенными проводами непосредственно к аккумулятору. И вот если в такой цепи произойдет замыкание, то пожара не миновать. Рекомендую только профессиональное подключение, и желательно через предохранители.
Хлам в машине
Известны случаи, когда банка с водой в машине, оставленной на летнем солнце, сыграла роль линзы и подожгла элементы салона.
Зажигалка
Оставленная в жару на панели приборов газовая зажигалка может взорваться от перегрева. А займется или нет салон от этого источника открытого пламени — вопрос везения.
Газовая система
Газобаллонная система питания автомобиля, особенно установленная не на заводе-производителе автомобиля, несет определенную угрозу. Например, в системе предусмотрены предохранительные клапаны, не позволяющие превысить давление в баллоне. Но стравливают они газ чаще всего в багажное отделение. А если туда заглянуть держа в руках сигарету? Помните, что автомобиль на газу требует неукоснительного соблюдения мер противопожарной безопасности.
Антифриз
Экспертиза «За рулем» показала, что некачественные антифризы могут гореть при температуре меньше 100 градусов. Представьте, что такой антифриз подтекает на элементы системы выпуска — вот и готовый пожар.
Телогрейка
Зимой многие утепляют моторный отсек, чтобы двигатель медленнее остывал. Но одно дело — фирменное, негорючее автоодеяло, а другое — промасленная телогрейка, наброшенная на движок. Не делайте так во избежание пожара.
Пожар на заправке
Причин пожара на АЗС множество. Нужно соблюдать простейшие правила — не курить, не использовать пластиковые емкости, которые могут вызвать искрообразование вследствие статического разряда.
Окурок
Известны случаи, когда окурок, выброшенный водителем в окно на скорости, тут же залетал в салон сквозь проем опущенного стекла задней двери, и там начинался пожар. Еще бывало, что окурок затягивало в воздухозаборник двигателя заднемоторного автомобиля. Загореться в такой ситуации могли и Запорожец, и Порше.
Авария
При аварии могут быть разорваны любые топливные магистрали, может потерять герметичность топливный бак. Достаточно случайной искры от перебитых жгутов проводов, и растекающаяся бензиновая лужа превратится в огненную стену. Совет один. Если можете, постарайтесь побыстрее покинуть автомобиль. А если вы очевидец, но не можете достать людей из искореженной машины, то побыстрее скиньте клемму с аккумулятора. Только убедитесь, что эта клемма уже не мокрая от бензина…
Поджог
Самый отвратительный пожар в автомобиле, по крайней мере с моральной точки зрения, — это поджог. Конечно, возможны разные варианты развития событий и отношений между людьми. Но я слишком люблю автомобили, слишком уважаю вложенный в них труд людей и никогда не одобрю такой способ разрешения конфликта. Совет простой, не конфликтуйте в своем, да и в чужом дворе, на дороге (при подъезде к дому) и просто на любой парковке.
В заключение хочу пожелать вам, чтобы искорка проскакивала в вашей машине только в свечах зажигания да в ваших глазах от удовольствия пользования исправным автомобилем.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/914226-20-prichin-pochemu-mashina-mozhet-zagoretsya/
Самовозгорание машин: почему происходит и как бороться?
С наступлением морозов то и дело появляются сообщения об автомобильных пожарах. Причем речь идет о самовозгорании техники. В чем причина и как избежать участи стать «погорельцем»? Мы пообщались с автомобильными механиками, изучили рекомендации МЧС — и готовы поделиться с вами кое-какой информацией. Итак…
Почему горят машины?
Самовозгорание автомобиля может происходить по разным причинам, причем вовсе не обязательно при работающем двигателе. Зимой, в мороз, в яркий факел обычно превращается припаркованный на ночь транспорт. Как же так получается?
Если отбросить умышленные поджоги и нарушение техники безопасности (например, использование открытого огня при попытке завести двигатель, обогреть салон или приготовить пищу, что далеко не редкость для тех же дальнобойщиков), то обычно мирно стоящий автомобиль начинает вдруг полыхать из-за «коротнувшей» проводки.
Возьмите любую машину, в которой метры проводов, проложенных по всему кузову. Конечно, скрученный жгут в отдельных местах зафиксирован, обернут в дополнительную защитную оболочку. Но все равно постоянные вибронагрузки, работа на изгиб, перепады температур и просто годы берут свое: провода в местах изгиба могут переламываться, изоляция со временем теряет эластичность и прочность.
Добавим к этому возрастающие нагрузки на бортовую сеть в зимний период: «холодные» пуски, включение обогревателей всего и вся, «печки» на полную — это все приводит к тому, что в тонком месте в самый ответственный момент может и порваться. И не всегда в движении! Как раз наоборот, часто самовозгорание происходит, когда двигатель заглушен, автомобиль остыл. Дело в том, что в условиях низких температур изоляция становится хрупкой и может разрушаться. Не забывайте, что даже при выключенном зажигании силовые провода все равно запитаны. Неслучайно пожар часто начинается рядом с блоком реле и предохранителей.
Причем проблема самовозгорания из-за проводки касается не только старых машин с «дряблой» изоляцией! Вспыхивать сами собой могут и свежие автомобили с ранее поврежденной электропроводкой (кузов после ДТП сделали, а на провода внимания не обратили), неправильно установленным дополнительным оборудованием (вспомним про автономные обогреватели, сигнализацию, автозапуск и т.д.), окислившимися или ослабшими контактами.
Само собой, «пыхнуть» машина может и в движении. Одна из причин — все та же электрика. Но кроме нее еще и попадание топлива на горячие детали двигателя и системы выпуска из-за повреждения (саморазрушения) шланга или разгерметизации топливной системы. Сценарий развития катастрофы другой (попавший на горячий выпускной коллектор бензин вспыхивает, огонь быстро перебирается на резиновые и пластиковые детали в подкапотном пространстве), но суть та же: в считаные минуты автомобиль сгорает.
Как спасать?
Да-да, все происходит стремительно: сначала едкий дым и запах, затем открытый огонь, который быстро распространяется по всему подкапотному пространству и салону. Машина полностью выгорает всего за 5-15 минут, так что спасти ее от полного уничтожения можно только в первые минуты, особенно если возможности для тушения ограничены одним-двумя огнетушителями да подручными средствами. Чем позже начнется борьба с огнем, тем больше усилий придется прикладывать.
Именно поэтому, если машина загорается в движении или просто в присутствии владельца, шансов спасти ее больше. Уже появление дыма и характерного запаха — повод заглушить двигатель, вынуть ключ из замка зажигания, снять клемму с аккумулятора. Если же имеются признаки возгорания, мешкать нельзя: переводим коробку на нейтральную передачу (с «коротящей» проводкой машина может начать самопроизвольное движение даже с выключенным зажиганием), покидаем салон и эвакуируем пассажиров.
Обычно возгорание начинается в моторном отсеке. Но если имеются признаки открытого горения, не спешите поднимать крышку капота — в этом случае вы лишь «подкормите» огонь свежей порцией воздуха. Сначала наденьте на руки защитные плотные хлопчатобумажные перчатки (они защитят от ожогов, когда будете браться за горячие детали) и подготовьте для работы огнетушитель (правильно возьмите его в руки, выдерните страховочную чеку).
Затем откройте замок капота, чуть приподнимите крышку — и через образовавшиеся щели сбейте пламя в моторном отсеке. Только после этого можно поднимать крышку выше, полностью гасить возгорание и снимать клеммы с аккумулятора. Звучит складно, но на практике человеку без специальной подготовки сложно справиться даже с тренировочной имитацией пожара, не говоря уже о реальной ситуации, когда вероятность паники и ошибочных действий выше.
Даже при оперативных и квалифицированных действиях «декоративных» килограммовых огнетушителей «для ТО» недостаточно. Куда больше шансов справиться с огнем, если вы не поскупились на 4-килограммовый огнетушитель. Но и он не поможет, если начать действовать слишком поздно или пользоваться им неправильно.
Если, несмотря на предпринятые усилия, автомобиль уже серьезно охвачен огнем, сами вы уже ничего не сделаете, пламя удастся сбить лишь мощными средствами. Не стоит рисковать жизнью и здоровьем ради железа или оставленного внутри смартфона. А вот стоящую по соседству технику лучше отогнать подальше: случаев, когда от одной машины загорались другие, предостаточно.
Как предотвратить?
Гарантированно защитить себя от возгорания автомобиля невозможно. Ну а что следует предпринять, чтобы снизить этот риск? Для начала убедитесь в том, что топливная система исправна, герметична, топливопроводы находятся в хорошем состоянии и защищены от случайных повреждений. Также следует держать в чистоте подкапотное пространство, не допуская течей и следов масла из двигателя, коробки, усилителя руля.
С электрикой сложнее. Проверить состояние всех проводов и их изоляции непросто, так как по большей части они скрыты от глаз под внутренней обшивкой. Но как минимум можно устроить хорошую инспекцию легкодоступных участков жгута, проверить надежность соединений, особенно в районе замка зажигания и блока предохранителей. И не забудьте проверить сами предохранители на предмет «жуков»!
Тревожные симптомы — пропадающие время от времени контакты или утечки тока. Факторы риска — большой возраст автомобиля и его аварийное прошлое. Это же можно сказать и про машины, которые затапливались или уже страдали от огня. В таких случаях специалисты рекомендуют перестраховаться и проложить новую проводку. Да, это трудоемкая и недешевая процедура, но, если что, пожар обойдется дороже.
Дополнительные меры безопасности могут показаться чрезмерными, но они как раз подойдут владельцам старых машин. Так, можно оснастить автомобиль центральным выключателем массы, как это делается в спортивной технике. Ну а при длительных стоянках, особенно в мороз, можно снимать клеммы с аккумулятора.
И не забудем про противопожарное оснащение. Рабочий огнетушитель (желательно массой не менее 4 кг) должен быть ЗАКРЕПЛЕН в легкодоступном месте, а под рукой (например, в кармашке двери) неплохо бы иметь защитные перчатки. И не синтетические, а именно хлопчатобумажные. Также не забудем про инструмент, необходимый для быстрого снятия клемм с АКБ. Как правило, это ключ «на 10». Его тоже можно держать в дверном кармане.
Ну а решающее значение все же имеют своевременные и грамотные действия при возникновении пожара. При этом отсутствие паники и «холодная голова» будут важнее самих знаний. Так что, если есть такая возможность, сходите на тренинг или используйте свой старый огнетушитель с истекающим сроком действия в тренировочных целях.
Источник статьи: http://www.abw.by/novosti/experience/194748