Экономичное управление транспортным средством
Известно, что повышенный расход топлива, помимо чисто экономической стороны вопроса, сопровождается загрязнением окружающей среды и повышенным изнашиванием деталей автомобиля. В этой связи все потери топлива, к которым причастен водитель, можно разделить на две группы. Первая группа связана с прямыми потерями, которые возникают вследствие подтеканий топлива из системы питания, испарения, неправильной заправки, некачественного технического обслуживания и ремонта автомобиля. Эти потери характеризуют уровень технической культуры и ответственности водителя.
Вторая группа потерь связана с выбросом части топлива с отработавшими газами в виде продуктов неполного сгорания. Эти потери во многом зависят от навыков водителя в выборе рациональных режимов работы двигателя и вождения транспортного средства. Технически грамотное выполнение таких операций и приемов управления машиной, как предпусковая подготовка и пуск двигателя, начало движения, разгон, движение в различных дорожных условиях, может обеспечить экономию топлива до 25%.
На выполнение операций, связанных с подготовкой двигателя к пуску, пуском и его прогревом расходуется определенная топлива. При неблагоприятных погодных условиях и хранении транспортных средств на открытых стоянках или в неотапливаемых помещениях суммарные потери топлива на эти операции доходят до 3% общего его расхода. Наиболее высоки потери топлива при пуске и прогреве двигателей зимой. В это время приготовление горючей смеси в карбюраторных двигателях происходит только за счет легкоиспаряющейся части бензина, которая не превышает 10%. Это означает, что 90% топлива не участвует в процессе сгорания и выбрасывается с отработавшими газами. В дизельном двигателе распиливание топлива зимой ухудшается из-за увеличения его вязкости.
Режимы экономичного управления транспортным средством. После длительной стоянки машины холодные детали трансмиссии и ходовой части оказывают дополнительное сопротивление движению и являются причиной дополнительного расхода топлива. Поэтому движение холодного транспортного средства надо начинать на первой передаче. Прогрев масла в механизмах трансмиссии, подшипниках ходовой части и шин завершается в зависимости от условий движения, через 10 — 25 км пробега. Однако во время стоянок трансмиссия и ходовая часть транспортного средства остывают быстрее, чем двигатель.
Чтобы разгон машины был экономичным, продолжительность движения на промежуточных передачах должна быть сведена до минимума, а переключение передач должно производиться своевременно.
Наибольшая экономия топлива при разгоне достигается при открытии дроссельной заслонки примерно на 50%. Такие режимы у высокооборотистых карбюраторных двигателей обеспечивают и наибольшее ускорение транспортного средства. Разгон машины при небольшом открытии дроссельной заслонки занимает больше времени и связан с излишним расходом топлива. Разгон при открытии дроссельной заслонки более чем на 75% также неэффективен.
Экономичный разгон автобуса с дизелем на каждой из промежуточных передач из-за наличия всережимного регулятора достигается при полной подаче топлива. Переключаться на очередную высшую передачу необходимо при частоте вращения коленчатого вала двигателя, равной 65 -70% от максимальной частоты вращения. Движение транспортного средства с постоянной скоростью обеспечивает снижение расхода топлива на 35 — 40% по сравнению с движением в неустановившемся режиме. На улицах крупных городов наиболее типичной является скорость несколько больше 20 км/ч, а на объездных маршрутах — около 30 км/ч. Причем, если на загородных дорогах продолжительность включения высшей передачи для автобусов составляет 75 — 79% всего времени движения, то в городских условиях 15 — 25%>.
Переход на высшую передачу целесообразен с точки зрения экономии топлива, если общее время, затрачиваемое на разгон машины, будет меньше, чем продолжительность движения на высшей передаче. Автобус должен двигаться с постоянной скоростью на наивысшей для данных условий передаче. Для правильного выбора необходимой передачи можно рекомендовать следующее. Если двигатель работает устойчиво при частоте вращения коленчатого вала, равной примерно 50% максимальной частоты, целесообразно переходить на более высокую передачу.
Экономичные режимы работы двигателя находятся в интервале 45 -75 % максимальной частоты вращения коленчатого вала.
Снижать скорость движения нужно плавно, по возможности двигаться накатом. Рабочим тормозом в этих случаях целесообразно пользоваться лишь для остановки автобуса в определенном месте (на остановочном пункте, например). Таким же способом, например, нужно вести автобус, приближаясь к перекрестку, на котором включен запрещающий сигнал светофора. Вне населенных пунктов на ровных участках дорог с твердым покрытием, а также при наличии небольших продольных уклонов использование метода движения «разгон — накат» обеспечивает экономию топлива 5 — 10%. Причем экономичность метода «разгон — накат» достигается, если путь наката превышает путь разгона не менее чем на 35%. Для обеспечения наибольшего экономического эффекта нельзя допускать большого снижения скорости в конце наката. При движении автобуса по холмистой, а тем более по горной местности топлива расходуется значительно больше, чем на ровной дороге. Это объясняется тем, что чаще приходится двигаться на пониженных передачах. Кроме того, под влиянием низкого атмосферного давления ухудшается наполнение цилиндров и снижается мощность двигателя. Описанные выше методы преодоления подъемов и спусков в достаточной мере отвечают условиям экономии топлива.
Наименьшее количество топлива расходуется при движении транспортного средства по горизонтальной дороге с твердым и сухим покрытием. Движение по дороге с плохим покрытием связано с увеличенным сопротивлением качению, вследствие чего расход топлива повышается на 20% и более. При этом увеличивается изнашивание деталей автобуса и, особенно, шин. Поэтому, если есть возможность доехать до объекта по более протяженному участку, но с хорошим покрытием, рекомендуется выбрать лучшую, хотя и более протяженную дорогу.
Расход топлива увеличивается как в жаркую погоду, так и во время морозов. Высокая температура воздуха способствует образованию переобогащенной смеси. В холодное время года расход топлива возрастает из-за значительных тепловых потерь в двигателе и увеличения сопротивления трансмиссии.
Работа двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала во время остановок автобуса должна быть сведена до минимума. В случае прекращения движения на срок более двух минут двигатель нужно останавливать. Система холостого хода оказывает заметное влияние на экономию топлива потому, что она продолжает работать и на режимах частичных нагрузок (до 30 — 40% мощности). Снижение расхода топлива на 1 — 1,5% удается получить при своевременной и правильной регулировки системы холостого хода.
Частота вращения коленчатого вала двигателя, минимальная, средняя и максимальная скорости движения, расход топлива — все эти параметры тесно связаны между собой. До привития твердых навыков в вождении автобуса молодым водителям необходимо чаще пользоваться приборами, определяющими некоторые из этих параметров: тахометром, показывающим частоту вращения коленчатого вала двигателя, спидометром, показывающим скорость движения автобуса.
Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 7117 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://poznayka.org/s62709t1.html
Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Принципы экономичного управления автомобилем
статья на тему
Лекция к разделу
Основы безопасности дорожного движения
Принципы экономичного управления автомобилем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_ekonomichnogo_upravleniya_avtomobilem.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Лекция к разделу
Основы безопасности дорожного движения
Принципы экономичного управления автомобилем
Основные принципы экономичного управления автомобилем:
- эффективный пуск, прогрев двигателя, трогание автомобиля с места и начало движения;
- правильное управление дроссельной заслонкой карбюратора, сцеплением, своевременное переключение передач;
- рациональный выбор соответствующей передачи и скорости движения;
- рациональное выполнение режимов разгона и замедления;
- правильный выбор экономичной скорости движения;
- эффективное использование потенциальных топливно-скоростных характеристик автомобиля.
Общее правило экономичного управления автомобилем – это работа двигателя в области максимального крутящего момента и минимального удельного расхода топлива. Реализация этого правила на практике в полном объеме по ряду причин невозможна, так как во всех случаях главным остается критерий безопасности дорожного движения и принцип неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения.
Пуск автомобиля . Подготовка к пуску и пуск холодного двигателя – организующее начало экономичной и эффективной работы автомобиля в целом.
В зимних условиях эффективность Пуска холодного двигателя снижается. Предельная температура пуска холодного двигателя легковых автомобилей составляет минус 25. 30 °С и зависит прежде всего от технического состояния двигателя и системы зажигания, степени заряженности аккумуляторной батареи, сорта применяемого масла и соответствия применяемого топлива по испаряемости.
Недостаточно интенсивный подогрев впускного трубопровода заметно ухудшает условия испарения в нем топлива, что является одной из основных причин повышенного расхода топлива.
Правильный прогрев холодного двигателя – доступный резерв экономии топлива. После пуска двигатель следует прогреть в течение 4. 5 мин при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала, затем еще в течение 3. 5 мин при повышенной частоте вращения до температуры охлаждающей жидкости 30. 40 °С.
Следует иметь в виду, что в случае повышения частоты вращения коленчатого вала продолжительность прогрева сокращается, но расход топлива увеличивается в 2. 2,5 раза. Так как и содержание СН в выхлопных газах в режимах прогрева возрастает в 1,9. 2,2 раза, то двигатель до рабочих температур целесообразно прогревать во время движения автомобиля.
Трогание автомобиля с места . Неумение водителя выдерживать рациональный режим при пуске, прогреве двигателя, а также в начале движения автомобиля и при непродолжительных его остановках увеличивает долю неэкономичных режимов в общем балансе времени пребывания автомобиля на линии на 10. 20 %.
Прогрев автомобиля при температуре воздуха –18 °С происходит на протяжении первых 10 км или в течение 25 мин. Легковой автомобиль среднего класса, при температуре окружающего воздуха –16. –18 °С расходует на первый километр пути топлива в 2,5 раза больше, чем при нормальном тепловом состоянии. Из этого следует, что короткие выезды автомобиля зимой чрезвычайно невыгодны.
Снижение температуры охлаждающей жидкости с 85 до 45 °С увеличивает расход топлива на 10 % практически у всех автомобильных двигателей, причем снижение температуры на каждые 10 °С приводит к ухудшению топливной экономичности автомобиля на 2,5 %. Приведенные цифры относятся к условиям движения автомобиля на горизонтальной дороге. Поэтому в зимний период эксплуатации для поддержания необходимой температуры охлаждающей жидкости рекомендуется применять утеплитель радиатора.
Разгон автомобиля . Современные легковые автомобили имеют достаточный запас мощности для обеспечения быстрого разгона. Однако, прежде чем полностью использовать этот весьма высокий динамический фактор автомобиля, необходимо решить, нужно ли делать разгон, поскольку он существенно увеличивает расход топлива и в городских условиях составляет 45. 50 %. В напряженные часы «пик» он увеличивается на 10. 20 %.
Экономичными для легковых автомобилей с высокооборотными двигателями следует считать разгоны, совершаемые при открытии дроссельной заслонки на 50 % и переключении передач при частоте вращения коленчатого вала 3000. 3600 об/мин. Разгон автомобиля в случае открытия дроссельной заслонки на 75 % и выше неэффективен, так как не обеспечивает экономичной работы автомобиля.
Движение при постоянной скорости . Продолжительность работы автомобиля на установившихся скоростях в городских условиях относительно невелика, а на трассах имеет большое значение для экономии топлива. С учетом дорожных условий автомобиль должен двигаться на максимальной передаче.
Замедление движения автомобиля . Снижение скорости автомобиля необходимо производить плавно, с максимальным использованием наката. Использование наката наиболее эффективно при движении по дороге с переменным профилем.
В процессе движения водитель должен выбирать такую скорость, которая обеспечивала бы при смене сигнала светофора приближение к перекрестку накатом. Такой режим безопасен, а техника его проста.
Умелое использование наката в зависимости от дорожной обстановки обеспечивает экономию топлива.
Наибольший эффект накат дает на магистралях с длинными пологими спусками, на которых можно сэкономить до 10 % топлива. Однако – следует иметь в виду, что на скользких дорогах использование наката по условиям обеспечения безопасности категорически запрещено.
Преодоление подъемов . Преодоление подъема с точки зрения необходимых затрат энергии аналогично увеличению сопротивления качению. Пологие подъемы крутизной до 0,5 % в равнинной местности и крутизной до 4 % в пересеченной местности целесообразно преодолевать на прямой передаче, короткие подъемы с хорошим дорожным покрытием – с разгона путем предварительного набора соответствующей скорости на прямой передаче.
Движение легковых автомобилей на спуске можно осуществлять накатом или путем торможения двигателем. Но следует помнить, что движение накатом снижает динамическую маневренность автомобиля, так как при необходимости резко увеличить скорость или использовать эффект торможения двигателем потребуется время для включения передачи.
Холостой ход двигателя, при котором автомобиль не выполняет транспортного процесса, должен быть минимальным, так как при этом расходуется топливо. Соблюдение регулировочных параметров системы холостого хода и ее правильная техническая эксплуатация обеспечивают снижение расхода топлива на 1. 1,5 %. Практика показывает, что, если легковой автомобиль останавливается более чем на 3. 4 мин, необходимо останавливать и двигатель. Перед светофорами, работающими в нормальном цикле, во всех случаях останавливать двигатель нежелательно.
Необходимо помнить, что работа двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу ведет к значительному увеличению количества вредных выбросов в связи с неполным сгоранием топлива в цилиндрах двигателя.
Выбор маршрута движения. Хорошее знание Правил дорожного движения, расположения улиц и дорожной сети города в целом, их состояние, а также напряженности дорожного движения в конкретный период – составная часть экономичного управления автомобилем. Все это позволяет водителям быстро и правильно ориентироваться в сложной обстановке и выбирать наиболее целесообразные для данных условий маршруты движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасная конструкция автомобиля – сложное понятие. Безопасность, заложенную в конструкции автомобиля, для удобства изучения отдельных ее аспектов делят на активную, пассивную, послеаварийную и.
Теоретический анализ эксплуатационных свойств помогает выяснить предельные возможности автомобиля и реализовать в дорожных условиях конструктивные особенности конкретной модели автомобиля.К основным э.
Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных.
При вождении легкового автомобиля, как и любого транспортного средства, основное внимание должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности людей. В соответствии со статьей «Основ граждан.
В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению.
Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время сутоки в условиях недостаточной видимости.
Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях.
Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2018/09/28/lektsiya-k-razdelu-osnovy-bezopasnosti-dorozhnogo-4