Приспособление для передвижения автомобиля по снегу
Полезная модель относится к приспособлениям для транспортных средств, которые могут быть использованы для перемещения по снегу и земле. Приспособление включает приводное и неприводное съемные опорные приспособления, причем приводное опорное приспособление содержит устанавливаемые на ведущей оси автомобиля тележки со стойками, опорными катками и эластичными лентами, охватывающими опорные катки, а неприводное опорное приспособление включает лыжи с опорами для неприводных колес с элементами фиксации их к колесам. Согласно полезной модели приспособление дополнительно содержит крепление приводного съемного опорного приспособления, смонтированного с задней стороны на днище автомобиля, выполненное в виде металлической пластины, по бокам которой расположены проушины с установочными пальцами для крепления стоек тележки, и звездочки, закрепленные на ведущих колесах и тележках, охватываемые приводной цепью. Эластичная лента, охватывающая опорные катки, может быть выполнена в виде цепи или гусеницы. Звездочки прикреплены к приводным колесам с помощью шпилек. Металлическая пластина выполнена шириной равной 150 мм, толщиной — 5 мм, а ее длина соответствует ширине кузова автомобиля. Высота стоек выполнена с учетом обеспечения расположения колес навесу. Элементы фиксации колес неприводного опорного приспособление выполнены в виде защелок. С задней стороны кузова автомобиля прикреплен элемент фиксации для удержания тележки во время перемещения автомобиля на колесах. Лыжи с защелкой во время передвижения автомобиля на колесах закреплены на багажнике. Техническим результатом полезной модели является снижение трудоемкости при монтаже и демонтаже приспособления на транспортное средство. 7 з.п.ф.; 3 илл.
Полезная модель относится к приспособлениям транспортных средств, которые могут быть использованы для перемещения по снегу и земле.
Известно устройство для повышения проходимости автомобиля, содержащее приводные и неприводные съемные опорные приспособления, соединенные с элементами автомобиля. Приводное опорное приспособление содержит устанавливаемую шарнирно на ведущей оси автомобиля тележку с опорными катками и эластичную ленту. Лента охватывает опорные катки и ведущее колесо. Вместо тележки с опорными катками и эластичной ленты приводное приспособление может содержать барабан или звездочку. Неприводное опорное приспособление включает в себя лыжу с опорой для неприводного колеса и с элементами фиксации относительно него. Передний опорный каток может быть шарнирно связан с рычагами. Один из рычагов может быть шарнирно соединен с кузовом или рамой автомобиля. Другой рычаг может шарнирно соединяться с тележкой. Тележку целесообразно снабжать дополнительными опорными катками, жестко связанными с вышеупомянутыми соответствующими передним и задним опорными катками. Альтернативно, последние выполняются удлиненными, с одной или двумя дополнительными лентами. Дополнительные ленты могут располагаться соответственно с одной или двух сторон тележки и охватывать дополнительные катки или удлиненные части опорных катков (RU 2159193, B62D 55/04, B60C 27/02, B52M 29/00, B60F 3/00, 2000).
Сложность установки на опорные колеса приспособления с опорными катками является недостатком известного технического решения, кроме того, данное приспособление не обеспечивают передвижение транспортного средства по глубокому снегу.
Прототипом полезной модели является устройство для повышения проходимости автомобиля (RU 37674, Кл. В60С 27/02; B62D 55/04, 2004 г.), содержащее шарнирно устанавливаемую тележку со стойками и опорными катками и лентой, охватывающей опорные катки, при этом первая пара опорных катков выполнена с возможностью установки взамен ведущих колес автомобиля, а тележка выполнена в виде продольных балок, жестко соединенных с осями средней и задней пары катков. Кроме того, задние опорные катки установлены на балке с возможностью их продольной переустановки.
К недостаткам указанного устройство относится сложность, неудобство и трудоемкость его установки на транспортное средство, требующее демонтаж ведущих колес.
Задачей полезной модели является разработка конструкции приспособления для передвижения автомобиля по снегу, позволяющего его установку без демонтажа колес.
Техническим результатом полезной модели является снижение трудоемкости при монтаже и демонтаже приспособления на транспортное средство.
Поставленная задача и указанный технический результат достигаются тем, что приспособление для передвижения автомобиля по снегу, включает съемное опорное приспособление, устанавливаемое на ведущей оси автомобиля тележки со стойками, опорными катками и эластичными лентами, охватывающими опорные катки. Согласно полезной модели приспособление дополнительно содержит крепление приводного съемного опорного приспособления, смонтированного с задней стороны на днище автомобиля, выполненное в виде металлической пластины, по бокам которой расположены проушины с установочными пальцами для крепления стоек тележки, и звездочки, закрепленные на ведущих колесах и тележках, охватываемые приводной цепью. Эластичная лента, охватывающая опорные катки, может быть выполнена в виде цепи или гусеницы. Звездочки прикреплены к приводным колесам с помощью шпилек. Металлическая пластина выполнена шириной равной 150 мм, толщиной — 5 мм, а ее длина соответствует ширине кузова автомобиля. Высота стоек выполнена с учетом обеспечения расположения колес навесу. С задней стороны кузова автомобиля прикреплен элемент фиксации для удержания тележки во время перемещения автомобиля на колесах.
Наличие крепления приводного съемного опорного приспособления, которое смонтировано на днище автомобиля с задней стороны и выполненное в виде металлической пластины с проушинами и установочными пальцами для крепления стоек тележки позволяет устанавливать съемное опорное приспособление для перемещения по снегу без демонтажа колес, что значительно облегчает перевод машины с колесного передвижения к передвижению по снегу. Крепление с помощью шпилек к ведущим колесам звездочек упрощает наладку и натяжение приводной цепи, что обеспечивает удобство подготовки автомобиля для перемещения по снегу. Выполнение эластичной ленты, охватывающей опорные катки, в виде цепи или гусеницы позволяет повысить сцепление со снежным покрытием, а, следовательно, повышает проходимость автомобиля по снегу. Размер металлическая пластина шириной 150 мм и толщиной 5 мм позволяет повысить надежность крепления опорного приспособления, а длина, соответствующая ширине автомобиля, также повышает надежность крепления.
Сущность полезной модели поясняется чертежами, где:
на фиг.1 показан автомобиль с опорным приспособлением, повышающим его проходимость.
На фиг.2 изображено крепления приводного съемного опорного приспособления.
На фиг.3 — схема крепления приводного съемного опорного приспособления.
Приспособление для передвижения автомобиля по снегу содержит приводное опорное приспособление, включающее устанавливаемую на ведущей оси автомобиля тележку со стойками 1 и опорными катками 2, на одном из которых прикреплена ведущая звездочка 3. Опорные катки 2 и 3 охватывает эластичная лента в виде цепи 4 (или гусеницы). На ведущие колеса 5 с помощью шпилек 6 закрепляют звездочку 7 для навешивания на нее и ведущую звездочку 3 приводной цепи 8. С задней стороны кузова 9 автомобиля прикреплен элемент фиксации (на фиг. не показано) для удержания тележек во время перемещения автомобиля на колесах. Для облегчения передвижения автомобиля по снегу на неприводные колеса также устанавливают съемные опорные приспособления, например, в виде лыж 10 со стойками 11 для неприводного колеса 12. Стойки 11 выполнены с элементами фиксации 13 в виде защелок. Приспособление для передвижения автомобиля по снегу включает также крепление (фиг.2) в виде металлической пластины 14, длина которой соответствует ширине кузова 9 автомобиля, при этом ширина пластины 14 равна 150 мм, а ее толщина — 5 мм. По бокам пластины 14 смонтированы проушины 15 с установочными пальцами 16 для крепления стоек 11 тележки. Высота стоек 1 и 11 выполнены с учетом обеспечения расположения колес навесу. Лыжи 10 со стойками 11 во время передвижения автомобиля на колесах закреплены на багажнике 17.
Работает приспособление для передвижения автомобиля по снегу следующим образом.
Для подготовки автомобиля к передвижению по снегу предварительно заднюю часть автомобиля поддомкрачивают на высоту опорных приспособлений. Затем отсоединяют с помощью элементов фиксации тележки со стойками 1 и опорными катками 2, отстегивают приводные цепи 8 и поочередно их заводят под низ автомобиля таким образом, чтобы колеса 5 и 12 оставались навесу. Присоединяют звездочки 7 к шпилькам 6 ведущих колес 5 и навешивают на звездочки 7 колес 5 и ведущие звездочки 3 опорных катков 2 приводные цепи 8. Натяжение приводных цепей 8 производят традиционным способом с помощью винтов (на фиг. не показано). Далее снимают с багажника 17 лыжи 10 со стойкой 11 и устанавливают их на передние колеса 12 с помощью с элементов фиксации 13 в виде защелок типа «капкан», предварительно поддомкратив переднюю часть автомобиля. Автомобиль готов к передвижению по снегу. С помощью ведущих колес 5 крутящий момент передается на опорные катки 2, обеспечивая перемещение автомобиля по снегу. Эластичная лента в виде цепи 4 (или гусеницы) увеличивает сцепление со снегом, не позволяя проскальзывание автомобиля в случае попадания его на ледяную поверхность. Лыжи 10, расположенные спереди автомобиля не позволяют автомобилю проваливаться в глубокий снег.
Демонтаж приспособления производят в обратном порядке. Предварительно поддомкрачивают поочередно переднюю и заднюю части автомобиля и демонтируют с колес 5 и 12 приспособления для перемещения по снегу. Эти приспособления закрепляют на багажнике 17 и с помощью фиксаторов на кузове 9 автомобиля.
Данное приспособление простое в изготовлении и при эксплуатации, быстро монтируется на колеса и демонтируется с них в походных условиях, не требуя демонтажа колес. Кроме того, устройство при его транспортировке на колесном ходу, не занимает места в салоне и багажнике автомобиля.
В настоящее время приспособление для передвижения автомобиля по снегу находится на стадии технического предложения.
1. Приспособление для передвижения автомобиля по снегу, включающее съемное опорное приспособление, устанавливаемое на ведущей оси автомобиля тележки со стойками, опорными катками и эластичными лентами, охватывающими опорные катки, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит крепление приводного съемного опорного приспособления, смонтированного с задней стороны на днище автомобиля, выполненное в виде металлической пластины, по бокам которой расположены проушины с установочными пальцами для крепления стоек тележки, и звездочки, закрепленные на ведущих колесах и тележках, охватываемые приводной цепью.
2. Приспособление для передвижения автомобиля по снегу по п.1, отличающееся тем, что эластичная лента, охватывающая опорные катки, выполнена в виде цепи или гусеницы.
3. Приспособление для передвижения автомобиля по снегу по п.1, отличающееся тем, что звездочки прикреплены к приводным колесам с помощью шпилек.
4. Приспособление для передвижения автомобиля по снегу по п.1, отличающееся тем, что металлическая пластина выполнена шириной, равной 150 мм, толщиной — 5 мм, а ее длина соответствует ширине кузова автомобиля.
5. Приспособление для передвижения автомобиля по снегу по п.1, отличающееся тем, что высота стоек выполнена с учетом обеспечения расположения колес навесу.
Источник статьи: http://poleznayamodel.ru/model/13/135288.html
Из снежного плена
Испокон веку, едва установится снежный покров, крестьянин загонял телегу в гараж и перепрягал свою лошадку в сани. Вряд ли он задумывался о физике процессов качения и скольжения, но знал наверняка — по снегу на санях сподручнее. А чукчи — те круглый год снуют по тундре на нартах и уверены: на оленях лучше! Но дороги с тех пор худо-бедно чистят, содержать зимний и летний выезды особой нужды уже нет, а асфальт не ягель — вмиг полозья сточишь.
Только чистят не всегда и далеко не везде, в иную деревню зимой даже грузовик неделями пробиться не может — ждет, пока бульдозер растолкает снежные заносы. А уж о дачах и говорить не приходится — к иным дорога до весны непроходима.
И ладно бы, если не проедешь туда — переждать, когда расчистят, можно и дома. Но если выпавший снег заблокировал вас на даче или отрезал путь домой после лыжной прогулки?
Отбросим вариант «позвонил-приехали-вызволили», будем выбираться самостоятельно. Но сначала поскребем по сусекам, посмотрим, что может пригодиться из подручных материалов.
Из пары стальных дисков получаются отличные барабаны лебедок-самовытаскивателей. Нужно лишь придумать, как закрепить их на ведущих колесах. Оказалось, несложно: из диска вырезаем середину с отверстиями, переворачиваем и привариваем обратной стороной. Получается колесо с огромным вылетом, но именно это нам и нужно. Чтобы при установке барабанов на колеса не выкручивать все болты, два диаметрально противоположных отверстия увеличиваем. Выкручиваем два колесных болта, на два других надеваем барабан и притягиваем его к колесу. Рабочая длина такой лебедки зависит от диаметра троса. Капронового, толщиной в палец, умещается на барабане около 30 м. Кевларового, равного по прочности, диаметром с карандаш, войдет и все сто. Только кевлар — дорогое удовольствие. Для справки: такой канат диаметром 6 мм выдерживает 3,5 т, но стоит под 200 рублей за метр. Десятитонный (!) диаметром 11 мм — более 300 р/м. И это самые низкие цены!
Якоря для троса лебедки — стальные уголки длиной 60–70 см, надежно забитые в грунт. А чтобы потом их можно было вытащить из мерзлой земли, сверху приварены поперечины.
Перед нами заснеженное поле. Даже с цепями на передних колесах «десятка» прочно увязает в снегу уже через 5 м. Ставим барабаны, вбиваем якоря и вновь штурмуем снежную целину. Совсем другое дело! И пусть бампер загребает снег — машина идет ровно и уверенно, нельзя лишь поворачивать руль — тросы соскакивают. Расстояние броска определяется длиной канатов. У нас примерно 30 м — немного, но даже с учетом перестановок якорей получается быстрее, чем чистить дорогу лопатой.
Еще одно наблюдение — при атаке с лебедками цепи противоскольжения только мешают: зацепившись за грунт под снегом, машина бросается вперед, тросы получают некоторую слабину и могут попасть под колеса.
Итак, если у вас есть колесные лебедки, никакой сугроб не страшен. Тяга на них в полтора раза больше, чем на первой передаче на асфальте. Главное — не оторвать снегом бамперы.
А может, следуя опыту крестьянина, превратить машину в подобие саней — поставить задние колеса «десятки» на лыжи? Два сноуборда легко выдерживают ее вес и даже на рыхлом снегу задок остается «на плаву». Условие одно — обязательны цепи на ведущие колеса. Зато не приходится постоянно перетаскивать якоря и остается свобода маневра — на таких лыжах наша «десятка» с легкостью нарезала несколько кругов по целине, пока один сноуборд не выскочил-таки из-под колеса в крутом повороте. Но если не слишком закладывать руль и умерить спортивный азарт, ехать можно. Об отточенной управляемости говорить, конечно, не приходится, о переставках лучше на время забыть, но все же лучше плохо ехать, чем хорошо идти. А тем более сидеть в сугробе. И пусть полноценных саней из сноубордов не сделать — и этот эксперимент считаем удачным.
Не оказалось под рукой двух спортивных снарядов?
Не беда — их можно сделать и из фанеры, лучше из бакелитовой — она более гладкая и не боится воды. Скользит, конечно, хуже сноуборда, но лыжи из нее вполне работоспособны. По крайней мере, зачетный круг по снежному полю «Волга» на таких одолела самостоятельно. Недостаток лишь в том, что на управляемых колесах в поворотах лыжи норовят соскочить, поэтому малые радиусы и энергичные маневры на них противопоказаны. Цепи на задние колеса, естественно, обязательны.
ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
Владельцы «волг» — народ умелый и запасливый, но и на них бывает проруха. Ну нет в запасе ни сноубордов, ни фанеры — замерзать что ли? Вовсе нет — на то она и «Волга», что изначально приспособлена к зиме. Чем не лыжа огромный собственный капот? Отвернул четыре гаечки — и пользуйся. Проверено: скольжение отличное, фиксация под колесами — естественным образом, несущая способность — хватает за глаза! Что еще нужно, чтобы спокойно ехать по снегу? Конечно, есть и недостаток — машину стаскивает в сторону уклона поля, поэтому без помощника, корректирующего курс подталкиванием в крыло, будет тяжело. Да и сам капот после таких поездок дешевле будет заменить, чем выправить. Мы, конечно, использовали старый, уже помятый, открывшийся в свое время при движении (см. ЗР, 2007, № 7), но достоверность эксперимента от этого не пострадала. А еще говорят: цель оправдывает средства. Все дело в том, насколько необходимо ехать. Чтобы довезти роженицу, «съемной деталью кузова» можно и пожертвовать.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/15265-iz_snezhnogo_plena/