загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала
Классы МПК:
B65G65/30 способы и устройства для загрузки или разгрузки бункеров, цистерн или подобных контейнеров, кроме используемых при особых физических или химических процессах и в специальных машинах B65G67/06 подача изделий или материалов из бункеров или воронок
Автор(ы):
Тарасов Ю.Д. (RU) , Коптев В.Ю. (RU)
Патентообладатель(и):
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет) (RU)
Приоритеты:
Изобретение относится к загрузочным устройствам для подачи горной массы в кузов автомобиля-самосвала в карьере. Загрузочное устройство содержит бункер, раму бункера, затвор с подвижными пластинами и приводом для его открытия и закрытия. Нижний срез бункера выполнен с наклоном под острым углом к горизонту в сторону от загружаемого автомобиля-самосвала и снабжен гусеничным затвором, при этом рама затвора выполнена с ходовыми катками с возможностью их смещения по направляющим, закрепленным на раме бункера под тем же углом наклона, что и нижний срез бункера. На раме затвора закреплен обращенный вниз кронштейн с возможностью его взаимодействия с задним срезом кузова автомобиля-самосвала, а на противоположной стороне рамы затвора установлен опорный ролик с возможностью его взаимодействия со снабженным противовесом рычагом, который посредством шарниров установлен на бункере с возможностью поворота в вертикальной плоскости, причем в исходном положении рычаг образует с вертикалью острый угол со смещением противовеса в сторону от задней стенки бункера. В нижней части рамы бункера с помощью шарниров закреплены башмаки с возможностью их взаимодействия с задними колесами автомобиля-самосвала. Технический результат — использование загрузочного устройства для загрузки карьерных автомобилей-самосвалов при дозированной подаче крупнокусковой горной массы и сокращение как времени загрузки автомобиля-самосвала, так и простоев экскаватора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала, содержащее раму, установленный на ней бункер, затвор бункера, кронштейн, обращенный вниз и взаимодействующий с задним срезом кузова автомобиля самосвала для осуществления открытия затвора при перемещении автомобиля, шарнирно установленный на бункере с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг, снабженный противовесом для возврата в положение закрытия бункера, отличающееся тем, что нижний срез бункера выполнен с наклоном под острым углом к горизонту в сторону от загружаемою автомобиля-самосвала, затвор выполнен гусеничным, причем концы его пластинчатой ленты закреплены на задней стенке бункера, затвор установлен на раме, выполненной с ходовыми катками с возможностью их смещения по направляющим, закрепленным на раме бункера под тем же углом наклона, что и нижний срез бункера, кронштейн для взаимодействия с задним срезом автомобиля-самосвала закреплен на раме затвора, на раме затвора также установлен опорный ролик с возможностью его взаимодействия с упомянутым рычагом, снабженным противовесом, причем в исходном положении рычаг образует с вертикалью острый угол со смещением противовеса в сторону от задней стенки бункера.
2. Загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала по п.1, отличающееся тем, что в нижней части рамы бункера с помощью шарниров закреплены башмаки с возможностью их взаимодействия с задними колесами автомобиля-самосвала.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к загрузочным устройствам для подачи горной массы в кузов автомобиля-самосвала в карьере.
Известно устройство для перегрузки сыпучего груза на транспортное средство, содержащее раму, бункер, затвор в виде поворачивающихся вокруг осей пластин и привод для открытия и закрытия затвора (пат. РФ №2017682, кл. B 65 G 65/30, 1994 г.).
Однако известные конструкции бункеров не могут быть использованы для загрузки автомобилей-самосвалов крупнокусковой горной массой в карьерах.
Наиболее близким аналогом является загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала (прототип), содержащее раму, установленный на ней бункер, затвор бункера, кронштейн, обращенный вниз и взаимодействующий с задним срезом кузова автомобиля-самосвала для осуществления открытия затвора при перемещении автомобиля, шарнирно установленный на бункере рычаг с противовесом для возврата затвора в положение закрытия бункера (SU 1393735 А1, 07.05.1988, реферат, фиг.1, 2-2 с.).
Недостатком известного устройства является большое рабочее усилия для открытия и закрытия затвора.
Техническим результатом изобретения является снижение рабочего усилия для открытия и закрытия затвора и сокращение времени загрузки и простоев экскаватора.
Технический результат достигается тем, что в загрузочном устройстве для загрузки автомобиля-самосвала, содержащем раму, установленный на ней бункер, затвор бункера, кронштейн, обращенный вниз и взаимодействующий с задним срезом кузова автомобиля самосвала для осуществления открытия затвора при перемещении автомобиля, шарнирно установленный на бункере с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаг, снабженный противовесом для возврата в положение закрытия бункера, согласно изобретению нижний срез бункера выполнен с наклоном под острым углом к горизонту в сторону от загружаемого автомобиля-самосвала, затвор выполнен гусеничным, причем концы его пластинчатой ленты закреплены на задней стенке бункера, затвор установлен на раме, выполненной с ходовыми катками с возможностью их смещения по направляющим, закрепленным на раме бункера под тем же углом наклона, что и нижний срез бункера, кронштейн для взаимодействия с задним срезом автомобиля-самосвала закреплен на раме затвора, на раме затвора также установлен опорный ролик с возможностью его взаимодействия с упомянутым рычагом, снабженным противовесом, причем в исходном положении рычаг образует с вертикалью острый угол со смещением противовеса в сторону от задней стенки бункера. В нижней части рамы бункера с помощью шарниров могут быть закреплены башмаки с возможностью их взаимодействия с задними колесами автомобиля-самосвала.
Загрузочное устройство для загрузки автомобиля-самосвала представлено на фиг.1 — вид сбоку в исходном положении; на фиг.2 — то же, при погрузке автомобиля-самосвала; на фиг.3 — разрез А-А по фиг.1.
Загрузочное устройство состоит из закрепленного на раме 1 бункера 2, вместимость которого соответствует грузоподъемности автомобиля-самосвала 3. Рама 1 выполнена с возможностью ее перемещения в пределах забоя и снабжена приспособлением для перемещения 4, которое может быть пневмоколесным или в виде салазок (не показано). Приспособление для перемещения 4 снабжено стопорным устройством (не показано). Нижний срез 5 бункера 2 длинной l выполнен с наклоном под острым углом к горизонту (почве забоя) 6 в сторону от загружаемого автомобиля-самосвала 3 и снабжен гусеничным затвором, с возможностью перекрытия им выпускного отверстия-бункера 2. Гусеничный затвор (суммарный вес Р)состоит из пластинчатой ленты 7, концы 8 и 9 которой закреплены на задней стенке бункера 2. Верхняя ветвь пластинчатой ленты 7 опирается на ролики 10, установленные на раме 11 гусеничного затвора. Пластинчатая лента 7 замкнута на барабанах 12 и 13, также установленных на раме 11 гусеничного затвора. Рама 11 гусеничного затвора снабжена ходовыми катками 14 и 15 с возможностью их смещения по направляющим 16 и 17, закрепленным на раме 1 под тем же углом наклона , что и нижний срез 5 бункера 2. На раме 11 гусеничного затвора закреплен обращенный вниз кронштейн 18 с возможностью его взаимодействия с задним срезом кузова автомобиля-самосвала 3, а на противоположной стороне рамы 11 установлен опорный ролик 19 с возможностью его взаимодействия со снабженным противовесом 20 (весом G) рычагом 21, который посредством шарниров 22 установлен на бункере 2 с возможностью поворота в вертикальной плоскости. При этом в исходном положении рычаг 21 образует с вертикалью острый угол 0 со смещением противовеса 20 в сторону от задней стенки бункера 2, с противовесом, вес G которого подбирается опытным путем при осуществлении заявленного изобретения.
На раме 1 бункера 2 в нижней ее части с помощью шарниров 23 закреплены башмаки 24 с возможностью их взаимодействия с задними колесами автомобиля-самосвала 3 при наезде колес на башмаки 24. При этом положение башмаков 23 на раме 1 соответствует полностью выдвинутому гусеничному затвору, когда выпускное отверстие бункера 2 открыто.
Загрузочное устройство действует следующим образом. Экскаватором (не показан) горная масса подается в бункер 2, вместимость которого соответствует грузоподъемности автомобиля-самосвала 3. В исходном положении выпускное отверстие бункера 2 перекрыто пластинчатой лентой 7 гусеничного затвора.
Порожний автомобиль-самосвал 3 задним ходом подъезжает к загрузочному устройству (фиг.1). При взаимодействии заднего среза кузова движущегося автомобиля-самосвала 3 с кронштейном 18 рама 1 1 гусеничного затвора начинает смещаться на ходовых катках 14 и 15 по наклонным направляющим 16 и 17. Благодаря этому пластинчатая лента 7, перекатываясь по роликам 10 и огибая барабаны 12 и 13, постепенно открывает выпускное отверстие бункера 2 на длину l, а горная масса начинает выгружаться (самотеком) из бункера 2 в кузов автомобиля-самосвала 3. Отход, а не скольжение пластинчатой ленты 7 относительно находящейся в бункере 2 горной массы обеспечивается за счет того, что пластинчатая лента 7 разомкнута, а ее концы 8 и 9 закреплены на задней стенке бункера 2. Поэтому верхняя ветвь пластинчатой ленты 7 поступательно не перемещается, а только отходит от нижнего среза 5 бункера 2.
Поскольку не происходит сдвига пластинчатой ленты 7 относительно находящейся в бункере 2 горной массы, то рабочее усилие при открытии гусеничного затвора минимально.
При смещении рамы 11 гусеничного затвора опорным роликом 19 рычаг 21 с противовесом 20 на его конце поворачивается против часовой стрелки с увеличением угла его наклона от 0 до (в конечном положении).
При наезде задних колес автомобиля самосвала 3 на башмаки 24 (фиг.2) автомобиль-самосвал 3 останавливается, выпускное отверстие бункера 2 в этот момент оказывается полностью открытым, поэтому весь объем горной массы, находящийся в бункере 2, перегружается в кузов автомобиля-самосвала 3. Благодаря шарнирному (23) креплению башмаков 24 к раме 1 загрузочного устройства обеспечивается надежная фиксация автомобиля самосвала 3 точно под бункером 2 и исключается возможность смещения загрузочного устройства относительно почвы забоя 6.
После опорожнения бункера 2 от горной массы (фиг.2) загруженный автомобиль-самосвал 3 отъезжает от загрузочного устройства. За счет крутящего момента, создаваемого весом противовеса 20, рычаг 21 начинает поворачиваться по часовой стрелке, изменяя свое положение от угла наклона до 0 . При этом рама 11 гусеничного затвора на ходовых катках 14 и 15 смещается по направляющим 16 и 17 в противоположном направлении, а пластинчатая лента 7, накатываясь на нижний срез 5 бункера 2, перекрывает его выпускное отверстие.
Предложенная кинематическая схема затвора и выбранный опытным путем вес противовеса при осуществлении заявленного изобретения обеспечивает надежное автоматическое открытие и закрытие гусеничного затвора со снижением требуемого усилия для открытия затвора и не требуют для него специального привода. Выполнение нижнего среза наклонным увеличивает полезный объем бункера в условиях ограниченной его высоты.
Отличительные признаки изобретения позволяют минимизировать рабочее усилие при открытии и закрытии затвора при загрузке карьерных автомобилей-самосвалов крупнокусковой горной массой и сокращает как время загрузки автомобиля-самосвала, так и простои экскаватора.
Источник статьи: http://www.freepatent.ru/patents/2257330
«Медведка», бутылки и цепи. 7 примочек для грузовиков, о которых многие не слышали 09:21, 6 ноября 2020 Версия для печати
Недавно в Сеть попало несколько видео, снятых в так называемых ловушках для грузовиков с отказавшими тормозами. Впечатлившись этим эффективным и полезным решением, журналисты взялись изучать, какие ещё удивительные гаджеты существуют в мире грузовиков.
Автоматические цепи противоскольжения
Цепи — отличное средство для повышения проходимости автомобиля, особенно зимой. Только вешать их — сущее мучение: расправить, правильно установить, чтобы они не съехали набок, всё затянуть, проехать, снова подтянуть ослабшие замки и провисшие звенья… По себе знаем, что пока их натянешь, весь перемажешься и всё проклянёшь. А цепи на грузовые колёса вешать ещё муторнее, ведь они намного больше и тяжелее! Впрочем, под зимнюю езду для грузовиков и автобусов уже давно придумана альтернатива этой каторге — автоматические цепи противоскольжения!
Устройство несложное: на ведущую ось ставятся два пневмоцилиндра, которые после нажатия водителем кнопки прижимают к колёсам диск с десятком коротких цепей. Машина едет, колёса вращаются и крутят этот диск, за счёт чего цепи и забрасываются под колёса, повышая «зацеп» шин примерно на 30–40%. Такие «роторные» цепи работают на скорости до 50 км/ч и призваны помогать на обледенелых подъёмах и дорогах.
«Медведка»
«Медведка» — это не только жутковатое насекомое или российский ракетный противолодочный комплекс РПК-9, но и жаргонное название весьма необычного привода колёс. По-научному он называется привод Робсона (Robson drive) — это стальной зубчатый барабан на подъёмном механизме. Ставится на грузовики с задней двух- или трёхосной тележкой, где ведущим является только один мост: то есть с колёсной формулой 6х2 или 8х2. С помощью гидро- или пневмоцилиндра «медведка» опускается между колёс, плотно к ним прижимается, а дальше всё до гениальности просто: ведущий мост крутит барабан, а тот уже крутит колёса неведущего моста, превращая схемы 6х2/8х2 в подобие 6х4/8х4.
Впрочем, из-за снега и льда на колёсах «медведка» может пробуксовывать, снижая крутящий момент от ведущего моста на ведомые колёса. Да и пользоваться ей постоянно нельзя, чтобы стальные «зубы» барабанов не погрызли покрышки. Но в качестве временной помощи грузовику на скользком подъёме, лесосеке или стройплощадке это решение дешевле, легче и экономичнее по топливу, чем ещё один полноценный ведущий мост.
«Медведки» популярны в Скандинавии, поставить их можно почти на любой трак, а финская компания Sisu и вовсе предлагает «медведки» в виде заводского оснащения своих грузовиков. Кстати, привод Робсона часто используется и на снегоболотоходах, вроде российского аппарата «Тром».
Портальный шнековый снегоочиститель
Уже совсем скоро нас ждут «дни жестянщика» и всем знакомые грузовики с «шапками» снега на фургонах и прицепах, откуда он будет щедро сыпаться на крыши легковых соседей по потоку. Впрочем, чистить после сильного снегопада здоровенную фуру — это не с «девяточки» снежок смахнуть. Например, у стандартного европейского 3-осного 13,6-метрового полуприцепа площадь крыши около 33 квадратных метров! И снега, в зависимости от его толщины и консистенции, там может скопиться от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн. А ведь бывают прицепы и сцепки ещё длиннее…
Чистить столько снега вручную долго и муторно. Поэтому придумали П-образные стойки для грузовиков, на которых подвешен опускаемый на тросе на крышу фургона или прицепа снежный отвал.
Но сгребаемый им снег падает чуть ли не под колёса, и перед заездом следующего грузовика рампу надо заново чистить. Поэтому канадцы пошли дальше и заменили снежный нож на приводимый электромотором шнекороторный очиститель, который выстреливает снег на 6 метров в сторону и не повреждает крышу прицепа. Устройство в 15 раз быстрее двух человек с лопатой: им на зачистку фуры надо примерно 30 минут, а такая машина справится за две.
Опрокидыватель для автосцепок
В мире грузоперевозок сыпучие грузы (от песка и щебня до древесной щепы и зерна) возят не только на самосвалах, но и на обычных грузовиках и полуприцепах. Но как разгрузить такую технику, если у неё нет подъёмного кузова? Легко — надо поднять целиком грузовик или автопоезд и запрокинуть назад!
В Соединённых Штатах для разгрузки в бункеры или прямо на площадку применяют подъёмные рампы длиной до 30 метров: как раз под местные длиннющие автосцепки и грузовики. В зависимости от модели платформы поднимают грузовики и автопоезда полной массой до 82 тонн, задирая их на угол до 63 градусов!
Водитель в процессе подъёма выходит из кабины, но можно представить, что это были бы за ощущения — как у космонавта на старте. Кстати, аналогичные платформы (только короче) применяются и в России. Например, на зерносортировочных станциях.
Складной погрузчик «из коробки»
Перевозчики в Европе и Америке часто вешают на заднюю часть фургона или прицепа небольшой вилочный погрузчик и возят его с собой. Он пригодится для самостоятельной погрузки или разгрузки там, где нет высококлассных специалистов по разгрузке или грузового пандуса. Но весьма увесистый аппарат заметно удлиняет габариты грузовика, изрядно нагружает заднюю ось, а в непогоду его щедро поливает водой и заваливает снегом. И не забываем про криминальную составляющую: его попросту могут украсть.
Поэтому производители подъёмного оборудования уже придумали вариант поинтереснее — вроде погрузчика, который целиком помещается в запираемый ящик под прицепом!
Чтобы аппарат получился таким компактным, поставили складную грузовую стрелу и отказались от водительского места, заменив его дистанционным управлением. Зато погрузчик с трёхцилиндровым 35-сильным дизелем разгоняется до 6 км/ч, разворачивается почти на месте за счёт шарнирно-сочленённой рамы, имеет полный привод (в колёсах стоят гидромоторы) и гидравлические опоры. Сам погрузчик, в зависимости от модели, весит 1,5–1,8 тонны, а поднимает 1,5 или 2,1 тонны на высоту до 2,85 метра. Кстати, существует не только колёсный, но и гусеничный вариант.
Локомобиль
А вы знали, что грузовики могут ездить по железным дорогам? Специализированные фирмы выпускают направляющие стальные катки, которые опускаются на рельсы и не дают машине свалиться с путей. А количество вариантов исполнения позволяет поставить на «железку» практически любой автомобиль — хоть пикап, хоть здоровенную фуру. Такую технику удобно использовать для ремонта и обслуживания железнодорожных путей. Причём грузовик универсален: на рельсы он может заехать с любой стороны, а когда катки не нужны, они снимаются и машина работает на других объектах.
А ещё грузовик может работать на железной дороге маневровым локомотивом, ведь коэффициент сцепления резинового колеса с рельсами в несколько раз выше, чем у стальных колёс. И самым известным локомобилем в мире считается вездеход Mercedes-Benz Unimog, который за счёт полного привода и мостов с портальными редукторами может тащить железнодорожный состав массой до 1000 тонн! Правда, ценник на такой локомобиль получается заоблачный и может исчисляться сотнями тысяч евро.
Бутылки на колёсах
Самое крутое и «высокотехнологичное» решение для грузовиков мы оставили напоследок. Встречали зимой грузовики, у которых на колёса прицепов надеты разноцветные пластиковые бутылки, выступающие за боковины? Выглядит странно, но на деле это простейший самодельный индикатор того, что колёса… крутятся!
А чего бы им не крутиться, спрашивается? Причин может быть несколько. Так, после долгой стоянки или ночёвки на морозе тормозные колодки стояночного тормоза прицепа могут элементарно примёрзнуть. Когда под колёсами снег, лёд или мёрзлый асфальт, грузовик даже не почувствует, что колесо идёт юзом. В зеркало это можно не увидеть, а вот крутящиеся бутылки куда заметнее.
Точно так же зимой на ходу по скорости вращения бутылок можно понять, не подклинивают ли (износ, забились грязью) механизмы подвода колодок, из-за чего после торможения колодки не отходят до конца, греются и замедляют колесо.
Ну а если на ходу бутылка вдруг вообще остановилась, то это «привет» от энергоаккумулятора, который работает и как стояночный, и как аварийный тормоз. Как только «энергач» теряет воздух из-за утечек (например, обрыв пневмошланга снаружи или рабочей мембраны внутри), стоящая в нём мощнейшая разжимная пружина начинает прижимать колодки к тормозам, вплоть до полной блокировки колеса. И вот такая водительская хитрость поможет это вовремя заметить.
Источник статьи: http://news.ati.su/article/2020/11/06/medvedka-butylki-i-cepi-7-primochek-dlya-gruzovikov-o-kotoryh-mnogie-ne-slyshali-092110/