Проблема экологической безопасности автомобилей

Содержание
  1. Экологическая безопасность автомобиля
  2. Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути решения
  3. Библиографическое описание:
  4. Экологическая безопасность автомобиля: какие классы существуют
  5. Уровень экологической безопасности автомобиля
  6. Сертификация на таможне
  7. Как узнать класс экологической безопасности
  8. Автомобили с классом Евро 5
  9. Самые важные детали автомобиля с точки зрения экологии
  10. Основные методы улучшения параметров экологической безопасности
  11. Перспективы экологической безопасности автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности « Экологические биотехнологии»
  12. Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — М. Н. Чомаева, Х. И. Узденова
  13. Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — М. Н. Чомаева, Х. И. Узденова
  14. PROSPECTS OF ECOLOGICAL SAFETY OF MOTOR TRANSPORT
  15. Текст научной работы на тему «Перспективы экологической безопасности автомобильного транспорта»

Экологическая безопасность автомобиля

Экологическая безопасность – это свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Основными загрязняющими веществами при эксплуатации автотранспорта являются:

– нефтепродукты при их испарении;

– продукты истирания шин, тормозных колодок и дисков сцепления, асфальтовых и бетонных покрытий.

Шумовое загрязнение является также серьезной проблемой. Фактически шум создают транспортные потоки, и уровень его может меняться от очень многих причин, основными из которых являются; техническое состояние, скорость движения и режимы движения автомобиля; тип и состояние дорожного покрытия; состав и характеристики транспортного потока, в котором движется автомобиль; градостроительные особенности магистрали. При исследовании влияния срока службы автомобиля на уровень создаваемого шума установлено, что он возрастает в среднем на 1,5– 2,5 дБ по шкале А в год. В отдельных городах под воздействием автомобильного транспорта и других источников загрязнения образовались предельные экологические состояния, что препятствует устойчивому их развитию и требует кардинальных решений по улучшению их коммуникационной инфраструктуры. Наибольшему загрязнению подвержены территории, непосредственно прилегающие к трассам. Полоса загрязнения достигает 300 м и более.

Читайте также:  Как сделать молдинг для автомобиля своими руками

Основными мероприятиями по предотвращению и уменьшению вредного воздействия автомобилей на окружающую среду следует считать:

1) Разработку таких конструкций автомобилей, которые меньше загрязняли бы атмосферный воздух токсичными компонентами отработавших газов и создавали бы шум более низкого уровня.

2) Совершенствование методов ремонта, обслуживания и эксплуатации автомобилей с целью снижения концентрации токсичных компонентов в отработавших газах, уровня шума, производимого автомобилями, и загрязнения окружающей среды эксплуатационными материалами.

3) Использование средств и методов организации и регулирования движения, обеспечивающих оптимальные режимы движения и характеристики транспортных потоков, сокращение остановок у светофоров, числа переключения передач и времени работы двигателей на неустановившихся режимах.

Вдоль автомобильной дороги посажены елки, летом там появляется много маслят. Можно ли собирать грибы в лесопосадке у дороги?

На дороге пробка. Не вредно ли ехать на велосипеде по автомагистрали? Почему?

После реконструкции проспекта, окна дома стали выходить на автомагистраль, уровень шума в квартире резко возрос. Что делать?

При широком использовании автомобилей все возрастающее количество людей посещает ранее недоступные для них природные комплексы. К каким последствиям это может что привести?

Источник статьи: http://life.mosmetod.ru/index.php/item/ekologicheskaya-bezopasnost-avtomobilya

Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути решения

Дата публикации: 08.11.2016 2016-11-08

Статья просмотрена: 19207 раз

Библиографическое описание:

Подгорнова, Н. А. Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути решения / Н. А. Подгорнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22.2 (126.2). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/126/33712/ (дата обращения: 23.02.2021).

Рассматривается экологическая проблематика автомобильного транспорта, пути решения острых вопросов, направления обеспечения экологически безопасного не только существования, но и поступательного, природосберегающего развития общества.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, загрязнение атмосферного воздуха, озеленение, коэффициенты загрузки транспортом.

Транспорт играет важную роль, объединяет в единую систему хозяйственной деятельности все важнейшие сферы материального производства.

Развитая транспортная сеть обеспечивает общество неоспоримыми благами, но её функционирование сопровождается ярко выраженными и осязаемыми последствиями — отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду.

По оценке специалистов, в среднем вклад отдельных видов транспортных средств, например, в загрязнение атмосферы, следующий: автомобильный — 85 %; морской и речной — 5,3 %; воздушный — 3,7 %; железнодорожный — 3,5 %; сельскохозяйственный — 2,5 % [1].

Среди всех видов транспорта автомобильный наносит наибольший ущерб окружающей среде, вред всему живому и неживому, загрязняя воздушную среду токсичными компонентами.

В местах повышенного загрязнения воздуха проживает большинство россиян, среднегодовые концентрации загрязнителей воздуха превышают предельно допустимые более чем в 600 городах России.

Государственные затраты на охрану природы составляют доли процента бюджета, что в десятки раз меньше аналогичного показателя для развитых стран. Состояние окружающей природной среды Российской Федерации постоянно ухудшается.

Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду следующие: загрязнение воздуха, загрязнение окружающей среды опасными веществами, шум, вибрация, выделение тепла (рассеяние энергии).

Согласно исследованиям нормальной физиологии, в Рязани 93–96 % загрязнения воздуха дает автомобильный транспорт, а прочие отходы хозяйственной деятельности составляют лишь 7 %. Согласно экспертным оценкам, более чем в 150 городах России именно автотранспорт оказывает преобладающее влияние на загрязнение окружающей среды.

В защите среды обитания от загрязнения автомобильными выхлопами наша страна существенно отстала от развитых стран Запада, причем по многим показателям. Двигатели даже новых отечественных автомобилей, выбрасывают в расчете на 1 км пройденного пути в 3–5 раз больше вредных веществ, чем их зарубежные аналоги. Проверки показывают, что каждый пятый автомобиль эксплуатируется с повышенной токсичностью или дымностью отработанных газов. В ряде городов содержание оксида углерода в воздухе над автомагистралями в 10–12 раз превышает предельно допустимую норму. По оценкам медиков и экологов, автотранспорт заметно сокращает среднюю продолжительность жизни населения.

Мероприятия, которые бы позволили снизить выбросы автотранспорта или ослабить их негативное воздействие на качество среды обитания людей, особенно жителей городов, приведены в табл. 1 [1].

Озеленение при магистральных и свободных территорий городов играет огромную роль в снижении вредного действия автотранспорта на жителей городов, не говоря уже об оздоровлении среды обитания.

Древесно-кустарниковые насаждения, поглощая из воздуха вредные газы и нейтрализуя их в тканях, способствуют сохранению газового баланса в атмосфере, биологическому очищению воздуха. На использовании газозащитных свойств зеленых насаждений основан принцип устройства санитарно-защитных зон. Эти свойства зеленых насаждений учитываются и при защите воздушного бассейна города от выбросов транспорта.

Система мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом

Планировочно-градостроительные

Технологические

Санитарно-технические

Административно-технические

выделение скоростных дорог безостановочного движения и полос движения общественного транспорта

замена двигателя на более экономичный и менее токсичный

каталитический дожиг выхлопных газов

установка нормативов качества топлива

замена топлива (улучшение качества, альтернативные виды топлива)

фильтрация твердых частиц

установление допустимых региональных нормативов выбросов

организация пересечения улиц на разных уровнях

совершенствование рабочего процесса двигателя

установка трехступенчатых систем нейтрализации выхлопных газов

вывод из города транзитного транспорта

организация под(над)земных пешеходных переходов

расширение парка и использования муниципального электротранспорта (метро, трамвай, троллейбус)

вывод из города складских баз, терминалов и т. д.

озеленение примагистральных и свободных территорий

Экономичным может считаться такое транспортное средство, которое способно перевозить груз больше собственной массы [1]. На практике же этому требованию удовлетворяют лишь велосипед и легкие мотоциклы (мопеды), остальные машины в основном возят сами себя. Недопустимо, что в городских и без того экологически тяжелых условиях автомобильный транспорт используется крайне неэффективно из-за низкого коэффициента его загрузки (табл. 2).

Коэффициенты загрузки различных транспортных средств

Транспортное средство

Коэффициент загрузки,%

Источник статьи: http://moluch.ru/archive/126/33712/

Экологическая безопасность автомобиля: какие классы существуют

Опубликовано 12.03.2020 · Обновлено 04.02.2021

Покупая машину многие задумываются об уровне ее экологической безопасности — какой урон будет нанесен окружающей среде от эксплуатации транспортного средства и как свести его к минимуму. Учёные изобретают новые двигатели, альтернативные виды топлива — можно ли доверять этим технологиям, и насколько они на самом деле эффективны, сложно определить рядовому автомобилисту. Конечно в будущем проблема экологической чистоты транспорта будет решена полностью, в этом нет сомнений. Уже сегодня большинство машин соответствуют самым высоким стандартам. Важно, однако, разобраться, что можно сделать для улучшения показателей той машины, которая есть в вашем распоряжении, какое топливо приобретать, а какое нет, чем опасен антифриз и другие жидкости, ну и прочие нюансы.

Уровень экологической безопасности автомобиля

В современном машиностроении применяются новые стандарты оценки качества автомобилей. Прежде чем дополнить модельный ряд ещё одним шедевром на четырёх колёсах, специалисты автомобильных концернов оценивают экологическую безопасность проекта по критерию производства, эксплуатации, утилизации. Сделав выводы, изучив особенности новинки, они подготавливают отчёт для руководства. Вскоре автомобиль будут оценивать независимые эксперты и если они придут к другим выводам, дадут менее оптимистичную оценку, компания потеряет много денег.

Сертификация на таможне

Проводится вторичная сертификация на таможне, согласно Женевской конвенции, международным правилам. Узнать, какой класс присвоил машине её производитель, проблематично, а вот результаты этой экспертизы будут указаны в техпаспорте. В Российской Федерации действует классификатор с пятью уровнями:

  • стандарт Евро 1 — минимальный уровень экологической безопасности;
  • стандарт Евро 2 — действует с 2006 года, требования в три раз более строгие, чем в Евро 1;
  • стандарт Евро 3 актуален для машин с бензиновым двигателем и дизельным;
  • стандарт Евро 4 появился в России в 2010, на 40% выше показатели безопасности в сравнении с Евро 3;
  • стандарт Евро 5 начал действовать в России в 2015, а в ЕС в 2009 году.

Для оценки используется специальное оборудование, что обеспечивает точность и достоверность получаемых сведений. Стандарт Евро 6 действует в ЕС с 2015 года.

Как узнать класс экологической безопасности

Покупая б/у машину или новую стоит изучить прежде всего техпаспорт. В графе под цифрой 13 будет указан присвоенный класс. Также эту информацию можно получить при помощи таблиц Росстандарта. Нужно знать год выпуска авто и страну-производителя.

Автомобили с классом Евро 5

На сегодняшний день самым высоким классом экологической безопасности Евро 5 обладают автомобили отечественных и зарубежных концернов, которые были произведены после 2010 года. Это Лада, ВАЗ, Пежо, Порш, Бенкли, Рено, Фольксваген, Ягуар, Вольво, Форд, Шевроле, Мерседес, Опель, Шкода, Ауди. Но по-прежнему некоторые концерны выпускают машины с классом Евро 3 и Евро 4. Например, это Тойота, Хонда, Субару,Сузуки, Мазда, Ниссан.

Самые важные детали автомобиля с точки зрения экологии

В автомобилях изначально есть устройства, которые обеспечивают экологическую безопасность. Но они иногда выходят из строя, как и любые другие детали. У них есть эксплуатационный резерв и их нужно менять своевременно. Так каталитический нейтрализатор выхлопной системы в среднем надо менять, если пройдено 1 190 000 км. То есть не часто. Из-за неисправности двигателя, деталей выхлопной системы, при использовании низкого качества топлива и антифриза запас прочности может быть намного меньше . Понять, исправен он или нет, позволяет индикатор на панели приборов. Нужно посматривать на него время от времени. Чаще всего деталь эта не ремонтируется и приходится покупать новую.

Основные методы улучшения параметров экологической безопасности

Водитель может предпринять такие действия, для повышения уровня экологической безопасности своего автомобиля:

• стремится уменьшить расход топлива, одновременно с этим автоматически и интенсивность нагрузок на нейтрализатор выхлопа, а также объём отработанных веществ, для этого двигаться преимущественно на одной скорости (рекомендуется придерживаться средних показателей, от 60 до 80 км/ч);

  • своевременно менять антифриз и масло, промывать систему при необходимости;
  • регулярно проверять двигатель, цилиндропоршневую систему, прокладки ГБЦ, трансмиссию, состояние моста подвески, амортизаторов (при их поломке есть риск утечки масла и загрязнения почвы);
  • установить предпусковой подогреватель для двигателя;
  • при возможности использовать наиболее экологически безвредные виды топлива — бензин высокого качества, природный газ, пропан-бутан, метанол и др.

Современные автомобили менее вредны для окружающей среды, но при этом их число на дорогах растёт. Во многих европейских городах по данным ВОЗ невероятно высокие показатели загрязнённости атмосферы. Это и Париж, и Лондон. Хуже всего дела обстоят, конечно, в других регионах планеты и не только автомобили тому виной. Осторожность, соблюдения этих рекомендаций не будет лишней.

Источник статьи: http://dvizhenie24.ru/auto/publikaczii-chitatelej-auto/ekologicheskaya-bezopasnost-avtomobilya-kakie-klassy-sushhestvuyut-kak-ih-opredelit-metody-uluchsheniya-parametrov/

Перспективы экологической безопасности автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности « Экологические биотехнологии»

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — М. Н. Чомаева, Х. И. Узденова

Даны общие сведения о перспективах экологической безопасности автомобильного транспорта. Определены и рассмотрены факторы, влияющие на безопасность автомобильного транспорта. Разумеется, роль автотранспорта важна для народной экономики. Разветвленная сеть автодорог делает автомобиль универсальным транспортным средством. Но при этом автомобильный транспорт требует использования не возобновляемого энергоносителя, что требует новых и новых разработок нефтяных месторождений, и, кроме того является источником экологического загрязнения.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — М. Н. Чомаева, Х. И. Узденова

PROSPECTS OF ECOLOGICAL SAFETY OF MOTOR TRANSPORT

General information about the prospects of environmental safety of road transport is given. The factors influencing safety of motor transport are defined and considered. Of course, the role of vehicles is important for the national economy. An extensive network of roads makes the car a universal vehicle. But at the same time, road transport requires the use of nonrenewable energy, which requires new and new developments in oil fields, and, in addition, is a source of environmental pollution

Текст научной работы на тему «Перспективы экологической безопасности автомобильного транспорта»

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

М.Н. Чомаева, канд. пед. наук, доцент Х.И. Узденова, старший преподаватель

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (Россия, г. Карачаевск)

Аннотация. Даны общие сведения о перспективах экологической безопасности автомобильного транспорта. Определены и рассмотрены факторы, влияющие на безопасность автомобильного транспорта. Разумеется, роль автотранспорта важна для народной экономики. Разветвленная сеть автодорог делает автомобиль универсальным транспортным средством. Но при этом автомобильный транспорт требует использования не возобновляемого энергоносителя, что требует новых и новых разработок нефтяных месторождений, и, кроме того является источником экологического загрязнения.

Ключевые слова: аэрозоль, загрязнители воздуха, выхлопные газы, альдегиды, оксиды азота, газовые загрязнители.пыль, сажа, экологическая безопасность.

Крупные города, в особенности, являющиеся сосредоточиями промышленного производства, в настоящее время характеризуются наиболее сильным загрязнением воздуха автомобильными выхлопами, составляющими до 40-50% от загрязнения атмосферы. Ситуация усугубляется перемещением и перемешиванием воздушных потоков над городом, а также протеканием в атмосфере физико-химических процессов. Высокой реакционной способностью обладают выбросы в форме аэрозолей и гелей. Вносят вклад в загрязнение атмосферы пыль и сажа, образуемые также в результате работы предприятий, а также в последствие лесных пожаров в летний период.

Последние сорбируют радиоактивные частицы и тяжелые металлы, при осаждении загрязняют городские территории. Но, как уже было сказано, значительную долю загрязнений образуют выхлопы автомобилей, что усугубляет экологическую ситуацию вследствие распространения автотранспорта (в настоящее время в мире активно используется порядка 500 млн. автомобилей [3].

Среди загрязняющих факторов, причиной которых является автомобильный транспорт, следует назвать шумовое загрязнение, виновное в «шумности» крупных городов и промышленных центров,

изъятие из оборота земель сельскохозяйственного назначения и уменьшение доли зеленых насаждений. Особенно существенно для городов, испытывающих дефицит площадей и нехваток зеленых насаждений, продукты горения, образующиеся при работе двигателя и химические вещества, использующиеся в работе и обслуживании автомобиля, создают угрозу загрязнения не только атмосферного воздуха, но и воды и почвы.

В конечном итоге это негативно влияет как га здоровье человека, так и на состояние окружающей среды в целом. Как следует из [1], в крупных городах именно автомобильный транспорт создает более половины загрязняющих

воздействий на окружающую среду, и главной мишенью является атмосфера. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год один автомобиль расходует порядка 2 т топлива и приблизительно 26-30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода (последнее в 50 раз больше годового потребления человека).

При этом за год автомобиль выбрасывает в атмосферу: угарный газ СО — 700 кг. N02 — 40 кг. несгоревшие углеводороды -230 кг. твердые вещества — 2-5 кг. В частности, среди выбросов можно ответить свинец, причиной которому является применение этилированного бензина [1].

Токсичными выбросами двигателя являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами.

С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает порядка 45% углеводородов от их общего выброса [2]. Преимущественно выбросы в окружающую среду происходят через выпускную систему двигателя автомобиля, но кроме того, хотя и в меньшей степени, через систему вентиляции картера двигателя (картерные газы), а также углеводородными испарениями бензина из системы питания двигателя.

Количество опасных для здоровья человека выбросов, содержащихся в автомобильных выхлопах, сильно зависит от технического состояния автомобилей, в частности, от состояния двигателя. При неправильной регулировке карбюратора число выбросов С02 увеличивается в 4-5 раз. Применение этилированного бензина становится причиной загрязнения окружающей среды свинцом, попадающего в атмосферу, Вопросы науки: Естественнонаучные исследования и технический прогресс 84 затем оседающего в почву и растения, распространяясь по живым организмам по пищевой цепи. Так, грузовой автомобиль средней грузоподъемности выбрасывает порядка 2,5-3 кг. свинца в год [1].

На наш взгляд, вопросы экологической безопасности автомобильного транспорта являются неотъемлемой частью экологической безопасности нашей страны в целом. С ростом технического прогресса, увеличения спроса на рынке автомобилей, роста автопарка, развитием транспортной инфраструктуры воздействие выбросов автомобильного транспорта все более возрастает по сравнению с предыдущими десятилетиями. Можно отметить, что объем выбросов, производимых автомобильным транспортом,

увеличивается на 3,1% каждый год.

Таким образом, проблема увеличения загрязнения окружающей среды и атмосферы автомобильным транспортом остается не только не решенной, но фак-

тически, остается в наследство нашим потомкам — к сожалению, пока обычный способ «решения» экологических проблем. Тем не менее, можно выделить некоторые вероятные возможные пути решения для поставленной задачи. В ближайшей перспективе — создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателями; использование дизельных двигателей и двигателей на природном газе; — создание и внедрение эффективных систем нейтрализации отработанных газов; — снижение токсичности моторных топлив.

В дальнейшей перспективе:

— развитие общественного транспорта, в частности городского электротранспорта;

— разработка частного транспорта, работающего на альтернативных источниках энергии,например, на электроэнергии;

— разработка и создание эко логичных источников энергии (солнечная, приливная, геотермальная и т.д.), в дальнейшем потребляемая общественным и частным электротранспортом.

К сожалению, эти мероприятия являются задачами далекой перспективы, особенно в условиях нынешних экономических реалий.

Основными направлениями работ в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта являются:

— создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателями, в том числе дальнейшая дизелизация автомобилей;

— развитие работ по созданию и внедрению эффективных систем нейтрализации отработанных газов;

— снижение токсичности моторных топ-лив;

— развитие работ по рациональной организации движения автотранспорта в городах, совершенствованию дорожного строительства с целью обеспечения безостановочного движения на автомагистралях

К трудностям очистки газов от загрязнителей относится в первую очередь то, что объемы промышленных газов, выбрасываемых в атмосферу, огромны. Например, крупная теплоэлектроцентраль

способна в один час выбросить в атмосферу до 1 млрд. куб. метров газов. Поэтому даже при весьма высокой степени очистки отходящих газов количество

загрязняющего вещества, поступающего в воздушный бассейн, будет оцениваться значительной величиной.

Кроме того, нет единого универсального метода очистки для всех загрязнителей. Эффективный метод очистки отходящих газов от одного загрязняющего вещества может оказаться бесполезным по отношению к другим загрязнителям. Или метод, хорошо оправдавший себя в конкретных условиях (например, в строго ограниченных пределах изменения концентрации или температуры), в других условиях оказывается малоэффективным. По этой причине приходится использовать комбинированные методы, сочетать несколько способов одновременно.Все это определяет высокую стоимость очистных сооружений, снижает их надежность при эксплуатации.

Вредные примеси в отходящих газах могут быть представлены либо в виде аэрозолей, либо в газообразном или парообразном состоянии. В первом случае задача очистки состоит в извлечении содержащихся в промышленных газах, взвешенных твердых и жидких примесей — пыли, дыма, капелек тумана и брызг. Во втором случае — нейтрализация газо- и парообразных примесей. Очистка от аэрозолей осуществляется применением электрофильтров, методов фильтрации через различные пористые материалы, гравитационной или инерционной сепарации, способами мокрой очистки. Очистка выбросов от газо- и парообразных примесей осуществляется методами адсорбции, абсорбции и химическими методами.

Адсорбция есть процесс поглощения газа или пара поверхностью твердых тел (адсорбентов) — силикагеля, активированного угля и других. В случае низкой концентрации и правильного подбора адсорбента этот метод позволяет извлекать любую примесь с высокой степенью очистки, достигающей 99%. Адсорбенты используются в виде зерен размером 2-8 мм или в пылевидном состоянии. Загряз-

ненный газ пропускается через слой адсорбента.

Абсорбционный способ очистки основан на различной растворимости компонентов газовой смеси в жидкости — абсорбенте. В качестве абсорбентов, используемых для очистки газовых выбросов, применяются вода, растворы щелочей, этанол амины и другие жидкости. К достоинствам абсорбционной очистки относятся, прежде всего, высокая степень очистки, непрерывность процесса, возможность извлечения большого количества примесей и возможность регенерации абсорбента, а к недостаткам — громоздкость оборудования, сложность технологических схем очистки.

Химические методы очистки газообразных отходов заключаются в том, что к отходящим промышленным газам добавляют различные реагенты. Вступающие в химические реакции с примесями. Иногда этими реагентами могут служить компоненты самих загрязнителей, а реакции поддерживаются применением катализаторов. В результате взаимодействия образуются новые соединения, не оказывающие отрицательного воздействия на природу. Основное достоинство химических методов очистки — высокая степень очищения.

Одним из видов химических методов может служить термическая очистка -дожигание отработавших газов. При высоких температурах происходит окисление содержащихся токсичных органических загрязнений кислородом воздуха до нетоксичных соединений. Дожигание органических примесей в газах промышленных выбросов и транспорта применяют в основном в тех случаях, когда утилизация их нецелесообразна или невозможна. До конца двадцатого столетия двигатель внутреннего сгорания остаётся основной движущей силой автомобиля. В связи с этим единственный путь решения энергетической проблемы автомобильного транспорта — это создание альтернативных видов топлива. Новое горючее должно удовлетворить очень многим требованиям: иметь необходимые сырьевые ресурсы, низкую стоимость, не ухудшать

работу двигателя, как можно меньше выбрасывать вредных веществ, по возможности сочетаться со сложившейся системой снабжения топливом и др.

В значительно больших масштабах в качестве топлива для автомобилей будут использоваться заменители нефти: метанол и этанол, синтетические топлива, получаемые из углей. Их использование поможет существенно снизить токсичность и отрицательное воздействие автомобиля на окружающую среду.

Среди альтернативных видов топлива в первую очередь следует отметить спирты, в частности метанол и этанол, которые можно применять не только как добавку к бензину, но и в чистом виде. Их главные достоинства — высокая детонационная стойкость и хороший КПД рабочего процесса, недостаток — пониженная теплотворная способность, что уменьшает пробег между заправками и увеличивает расход топлива в 1,5-2 раза по сравнению с бензином. Кроме того, из-за плохой испаряемости метанола и этанола затруднён запуск двигателя.

Использование спиртов в качестве автомобильного топлива требует незначительной переделки двигателя. Например, для работы на метаноле достаточно пере регулировать карбюратор, установить устройство для стабилизации запуска двигателя и заменить некоторые подверженные коррозии материалы более стойкими. Учитывая ядовитость чистого метанола, необходимо предусмотреть тщательную герметизацию топливопо-дающей системы автомобиля.

Сделать двигатель «чистым» нетрудно. Надо лишь перевести его с бензина на сжатый воздух. Но эта идея не выдержала критики, когда речь заходит об автомобильных двигателях: далеко на таком «горючем» не уедешь. И американские специалисты предложили заменить сжатый воздух жидким азотом. Они даже разработали конструкцию автомобиля, в котором азот, расширяясь при испарении, будет толкать три поршня двигателя. А чтобы процесс испарения шёл активнее, азот предлагают впрыскивать в особую подогревательную камеру, где сжигается

небольшое количество дизельного топлива. Такая схема при достаточной мощности обеспечит запас хода до 500 км.

Уголь является самым распространённым из не возобновляемых источников энергии. Ещё в 30-е годы в Германии было налажено производство синтетического автомобильного топлива из угля. Был даже период, когда за счёт него удовлетворялось около 50% потребности страны в бензине и дизельном топливе. Однако к 1953 году почти все установки по получению синтетического топлива в Европе были закрыты из-за нерентабельности, что объяснялось низкими ценами на импортируемую нефть. В настоящее время интерес к синтетическому топливу из угля проявляется во многих странах.

В последнее время широкое распространение получила идея использования чистого водорода в качестве альтернативного топлива. Интерес к водородному топливу объясняется тем, что в отличие от других это самый распространённый в природе элемент. Водород -один из главных претендентов на звание топлива будущего. Для получения водорода могут быть применены различные термохимические, электрохимические и биохимические способы с использованием энергии Солнца, атомных и гидравлических электростанций и т.д. Экологические преимущества водорода доказаны в ходе различных испытаний. Например, проведённые фирмой «Дженерал Моторс» сравнительные испытания 63-х экспериментальных автомобилей, работающих на всевозможных видах топлива, выявили, что у водородного «Фольксвагена» отработавшие газы менее вредные, чем всасываемый двигателем воздух.

В каком виде можно применять водород? Газообразный, даже сильно сжатый водород невыгоден, так как для его хранения нужны баллоны большой массы. Более реальный вариант — использование жидкого водорода. Правда, в этом случае необходимо устанавливать дорогостоящие криогенные баки со специальной термоизоляцией.

1. Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. — М.: Транспорт, 2004. — 176 с.

2. Денисов В.Н.; Рогалев В.А. Проблемы эколизации автомобильного транспорта. — С-Пю.: ЭКО, 2004 . — 194 с.

3. Чомаева М.Н., Джуртубаев Р.Ю. Основные источники загрязнения атмосферы на территории Карачаево-Черкесии // Евразийский союз ученых. VIII международная научно-практическая конференция: «Современные концепции научных исследований». — г. Москва. Ч. 5, №8. — 2014. — С. 71-72.

4. Чомаева М.Н. Автотранспорт как загрязнитель атмосферы и экологическая обстановка // Национальная безопасность и стратегическое планирование. — 2016. — №2-1 (14). -С.113-115.

5. Чомаева М.Н. Автомобиль в жизни человека // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: сборник статей по итогам Международной научно — практической конференции. — г. Стерлитамак: АМИ, 2018, Часть 2, С. 11-13.

PROSPECTS OF ECOLOGICAL SAFETY OF MOTOR TRANSPORT

M.N. Chomaev, candidate of pedagogical sciences, associate professor H.I. Uzdenova, senior lecturer

Karachay-Cherkess state university named after U.D. Aliyev (Russia, Karachayevsk)

Abstract. General information about the prospects of environmental safety of road transport is given. The factors influencing safety of motor transport are defined and considered. Of course, the role of vehicles is important for the national economy. An extensive network of roads makes the car a universal vehicle. But at the same time, road transport requires the use of non-renewable energy, which requires new and new developments in oil fields, and, in addition, is a source of environmental pollution.

Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ekologicheskoy-bezopasnosti-avtomobilnogo-transporta

Оцените статью