- Как оптимально прогреть мотор зимой: на ходу или в движении?
- Осваиваем приемы эксплуатации автомобиля в холода
- Две концепции
- Чем плохи крайности
- Оптимальный способ прогрева
- Спецсредства
- Прогревайте не только двигатель
- Не душите других
- Прогрев двигателя зимой
- Товар по теме:
- Присадка Супротек Актив Плюс в масло двигателя
- Содержание
- Прогрев двигателя автомобиля зимой. История вопроса
- Как прогревать двигатель зимой в наших условиях?
- Сколько нужно прогревать двигатель?
- Какие процессы происходят внутри силового агрегата при работе «на холодную»?
- А что делать, если автомобиль вообще не заводится на морозе?
Как оптимально прогреть мотор зимой: на ходу или в движении?
Осваиваем приемы эксплуатации автомобиля в холода
Вопрос возникает регулярно и делит автомобилистов на две секты. Одни уверены, что прогрев на холостом ходу бесполезен и даже вреден, другие предпочитают «кипятить» охлаждающую жидкость с помощью автозапуска. Так нужно ли греть двигатель на холостом ходу?
Две концепции
Во времена карбюраторных машин вопрос не стоял остро: замерзшее топливо так плохо распыливалось, что «помаслать» на холостом ходу с вытянутым подсосом (воздушной заслонкой) казалось естественным. Ехали, когда двигатель начинал держать обороты.
Потом в Россию потекли иномарки, а с ними западным ветром надуло мнение, что прогрев машин с впрыском топлива на холостом ходу вреден. В ряде европейских стран он даже запрещен, а в инструкциях к обрусевшим иномаркам часто содержится аналогичные рекомендации, цитируем: «Не нужно прогревать двигатель на месте, особенно зимой, перед началом поездки; в движении автомобиль прогревается быстрее».
В пользу такой концепции высказываются и некоторые технари, ведь холостой ход — режим довольно «грязный» и ведет к отложениям на свечах, деталях цилиндро-поршневой группы, выпускном тракте. Наконец, некоторые турбомоторы малого объема и дизели на холостом ходу не догреваются даже до минимального деления шкалы термометра.
Другой лагерь, наоборот, предпочитает активировать мотор автозапуском и ехать лишь через 10−15 минут, когда он прогрет основательно, когда оттаяло стекло, а из дефлекторов сифонит теплый воздух. Это комфортно и позволяет сразу активнее нагружать мотор, например, если после выезда со стоянки вы попадаете в плотный поток.
Чем плохи крайности
Западная концепция «не греть на холостом ходу» связана в большей степени с экологическими заботами: стоящий автомобиль не только изрыгает токсичные газы, но и концентрирует их около места стоянки. Кроме того, на холостом ходу плохо греется нейтрализатор отработавших газов, а пока он не выйдет на температурный режим, не будет и работать.
Но эти стандарты созданы под реалии стран, омываемых Гольфстримом. Многие в качестве контраргумента кивают на Скандинавию, но её населенная часть зачастую отличается куда более мягким климатом. Для сравнения, норвежский город Тромсо находится за Полярным кругом примерно на широте нашего Мурманска, но максимально зафиксированная температура там всего -18,4 градусов. В том же Мурманске -39,4 градуса, в Москве -42,1 градуса, в Новосибирске -51,1 градус. Мы порой сами не осознаем, насколько суровый климат нам достался.
Поэтому для России прогрев на холостом ходу в морозы — скорее, необходимость. Причин на это несколько. Скажем, многие уповают на качество современных масел, которые отличаются хорошими вязкостными характеристиками. И да, современное масло сохраняет текучесть в морозы, но проблема в том, что для доступа к микроскопическим зазорам оно должно быть маловязким, а в мороз всё равно происходит его загустевание. К тому же масло с поверхности цилиндров смывает холодное топливо, которое не успевает испаряться.
Увлечение алюминием с его высоким коэффициентом теплового расширения привело к тому, что в современном моторе по мере прогрева «гуляют» зазоры. В холодном состоянии некоторые зазоры увеличиваются, например, между зеркалом цилиндра и поршнем. Порой это слышно на слух — холодный двигатель стрекочет, как швейная машинка. А другие зазоры, как в сопряжении поршня с поршневым пальцем, уменьшаются, что затрудняет распределение вязкого масла. Слишком большая нагрузка или обороты в такие моменты могут повредить поверхности трения двигателя. При нормальной его работе в основном реализуется гидродинамический режим трения: это когда поверхности, фактически, не соприкасаются друг с другом и разделены слоем масла. В первые же минуты подача густого масла затруднена, а трение может быть сухим или пограничным — именно поэтому некоторые исследователи приравнивают один морозный пуск к 300 километрам пробега с точки зрения износа.
Есть и другие аспекты, например, холодный мотор не дает тепла, что чревато запотеванием или обмерзанием стекол. В России небольшой прогрев всё же желателен.
Но растягивать его на 15 минут вряд ли целесообразно: темп прогрева падает, двигатель загрязняется, да и расход топлива растет. Например, если путь до работы составляет 5 км по городу при «летнем» расходе топлива 10 л/100 км, длительный прогрев увеличивается среднее потребление аж в полтора раза до примерно 15 л/100 км.
К тому же, в движении прогреваются и другие узлы, которые невозможно «размять» на стоянке: коробка передач, гидроусилитель руля и амортизаторы.
Оптимальный способ прогрева
Лучший способ — прогрессивный прогрев. Параметры зависят от погоды, но в целом алгоритм такой:
1. Заводим мотор и даем ему поработать на холостом ходу 2−5 мин. — чем сильнее мороз, тем больше время. Пока ждем, можно очистить автомобиль от снега, а стекла — ото льда.
2. Начинаем движение на небольшой скорости, стараясь делать всё по возможности плавно: аккуратно добавляем газ, без резкости меняем передачи. Частоту двигателя держим в пределах 1300−2000 об/мин. Даже на небольшой скорости интенсивность прогрева резко возрастает в сравнении с холостым ходом.
3. Когда температура охлаждающей жидкости превысила 50−60 градусов, переходим на обычный для городского потока режим, но первые минуты всё равно не увлекаемся резкими разгонами и высокими оборотами.
Постепенное возрастание интенсивности движения снижает нагрузки на непрогретый двигатель, но попутно минимизирует само время прогрева: тепловыделение мотора при наборе скорости растет почти в геометрической прогрессии.
Спецсредства
Некоторые автомобили имеют заводские щитки на решетку радиатора, которые в зимнее время ограничивают воздушный поток и потери тепла — не забывайте использовать их. Это в том числе повышает эффективность «печки».
Одеяла под капотом — решение спорное: они полезны тем, чей график состоит из множества коротких поездок. Одеяла сохраняют тепло 2−3 часа, но утренним пускам и прогревам они помогают едва ли. И, кстати, убедитесь, что выбранное одеяло действительно пожаробезопасно.
Удобная штука — автозапуск: сегодня его ставят на некоторые автомобили даже с завода (например, на ряд моделей Renault). Наибольший соблазн использовать его возникает именно в морозы, когда требуются более продолжительные прогревы на холостом ходу. Но в этом есть коварство: некоторые системы дают короткий стартовый импульс и после трех неудачных попыток оставляют вас наедине с залитыми свечами. В морозы сильнее -25 градусов, как правило, надежнее запускать мотор вручную.
Прогревайте не только двигатель
В свое время россияне столкнулись с поломками автоматов отдельных моделей, например, четырехступенчатых агрегатов DP0/DP2 компании Renault и их аналогов, которые также ставились на продукцию Peugeot, Citroen, Nissan. Эти коробки, как и автоматы вообще, не любили слишком активной езды в морозы. Даже если вы прогрели охлаждающую жидкость мотора, имейте в виду — масло в коробке остается «морозным». Необходимость прогрева касается практически всех типов автоматических трансмиссий, где масло используется в качестве рабочей жидкости гидроприводов.
Гидроусилители руля тоже не любят резкости: при активном верчении баранки в первые минуты резко возрастает давление в системе — масло-то вязкое. Пока греете двигатель, плавно поверните несколько раз руль, только убедитесь, что колеса не заклинены, например, из-за чересчур близкой парковки к бордюру или снега.
Не душите других
И ещё одно: если уж вы любите прокипятить мотор перед поездкой, например, ради комфорта детишек, — это ваше право. Но не делайте этого во дворах и местах скопления людей. Это и правилами запрещено, и чисто по-человечески не слишком приятно.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://4kolesa.mirtesen.ru/blog/43656142558/Kak-optimalno-progret-motor-zimoy:-na-hodu-ili-v-dvizhenii
Прогрев двигателя зимой
Товар по теме:
Присадка Супротек Актив Плюс в масло двигателя
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
Содержание
Нужно ли прогревать двигатель зимой? Этот вопрос можно назвать одним из самых обсуждаемых среди автомобилистов, особенно в преддверии холодов. Причём существует два диаметрально противоположных мнения. Одни автомобилисты утверждают, что прогрев двигателя зимой – обязательная процедура, без проведения которой нельзя трогаться с места и нагружать силовой агрегат. Другие – уверенны, что современным автомобилям автопрогрев машины зимой вообще не нужен и даже вреден. Где же истина? Прогревать ли двигатель зимой или нет? А если да, то, как и сколько по времени? Можно ли прогревать машину в движении? Есть ли какие-либо другие варианты, облегчающие холодный запуск?
Прогрев двигателя автомобиля зимой. История вопроса
Для того чтобы разобраться со всеми этими вопросами, следует заглянуть на 35 лет назад и увидеть, с чего всё началось. В те времена подавляющее большинство автомобилей были оснащены карбюраторами – устройствами, оснащёнными механическим регулированием положения воздушной заслонки, которая, в свою очередь, регулировала количество оборотов. Водителю перед поездкой приходилось её открывать, запускать двигатель и ждать, постепенно снижая вручную обороты до достижения устойчивой работы. И только после этой процедуры можно было начинать безопасное для силового агрегата движение. Более того, рекомендовалось ждать, когда температура охлаждающей жидкости повысится как минимум до 45°С, а это значит, что ответ на вопрос, нужно ли прогревать карбюраторный двигатель летом, тоже заслуживает внимание. Если в утренние или вечерние часы прохладно, то лучше прогреть.
Что с тех пор изменилось? Современные автомобили оснащены электронным впрыском. Он в автоматическом режиме регулирует подачу топливно-воздушной смеси, позволяя силовому агрегату выходить на устойчивые обороты значительно быстрее и с меньшими проблемами. Многие производители даже рекомендуют начинать движение сразу после запуска, причём это касается как бензиновых, так во многих случаях и прогрева дизельного двигателя зимой. Основной упор при этом они делают на том факте, что при работе на холостых сильно увеличиваются расход топлива и токсичность выхлопа.
Можно соглашаться или даже полностью доверяться рекомендациям производителей, но следует учитывать, что они ориентированы на их зимы с температурами порядка +10°С. В российских условиях автомобили эксплуатируются зимой в более жёстких условиях – в мороз и зачастую при крайне низких температурах. Всё это, естественно, вынуждает отвечать на вопрос, нужно ли прогревать двигатель зимой, утвердительно. Другой вопрос, как это правильно делать.
Как прогревать двигатель зимой в наших условиях?
По вопросу расхода и токсичности выброса автомобильными экспертами был проведён эксперимент. Он заключался в том, что эти показатели были проанализированы на одном и том же автомобиле, но при разных вариантах прогрева двигателя в холодное время. Исходные данные: температура воздуха -15°С, АКБ полностью заряжена, масло – высококачественная синтетика, пробег от стоянки порядка пяти километров.
- Вариант 1. Его назвали «дедовским». Суть – прогрев двигателя на стоянке. После пуска компьютер сразу показал мгновенный расход топлива 2.5 л/ч, затем он несколько снизился до 1.9, а через 10 минут – до 0.9. Стрелка температуры охлаждающей жидкости после прогрева ещё в течение 10 минут остановилась на отметке меньшей 50°С. После начала движения расход по компьютеру – порядка 6.5 л/100км. Всего было потрачено на прогрев 0.4л, на дорогу – 0.33л. Итого 0.73л.
- Вариант 2. Прогрев в движении – сразу после пуска двигателя начало движения. Сразу расход топлива оказался более 10 л, но потом снизился до 6.8 л. Всего израсходовано 0.45 л и плюс к этому экономия по сравнению с «дедовским» вариантом двадцати минут, что является внушительным показателем на малых пробегах.
- Вариант 3. Короткий начальный прогрев, а затем сразу движение. После запуска до начала поездки двигатель грелся 5 минут. В начале пробега расход составлял 7.6л/100км, а к окончанию заезда – 0.55 л. В итоге это оказалось лучше, чем в первом варианте, но несколько хуже, чем во втором.
Что же касается токсичности выхлопа, то третий вариант намного превзошёл первые два. В первом при прогреве двигателя на стоянке начальное содержание СН в выхлопе составило целых 1000 ppm, а после прогрева в течение 20-ти минут уровень содержания углеводородов снизился до 180 ppm. Во втором концентрация вредных веществ была зафиксирована на отметке порядка 20 ppm. В третьем уровень выбросов не превысил значения 2.1, а на пятикилометровом участке пробега вообще составил чуть больше одного грамма СН, что близко к нормам Евро-4 и Евро-5.
Итоги этого эксперимента по вопросу, как прогреть двигатель зимой перед запуском, свелись в рекомендации экспертов использовать третий вариант – короткий прогрев с последующим движением.
В реальности это часто происходит следующим образом. Двигатель заводится и работает на холостых. В это время можно смести снег, очистить лобовые стёкла, дождаться, когда нагреется салон авто и поднимется стрелка температуры охлаждающей жидкости, после чего можно начать движение.
Сколько нужно прогревать двигатель?
Все советы специалистов по вопросу, сколько прогревать двигатель зимой, сводятся к следующим рекомендациям:
– от 0°С до +5°С достаточно всего лишь 2-х минут;
– от 0°С до -10°С прогрев должен занимать 2-3 минуты, за это время силовой агрегат выйдет на нормальный рабочий режим, и технические жидкости станут прогретыми;
– от -10°С до -20°С – от 3-5 минут, при этом после пуска двигателя следует подождать пару минут, а потом включить печку, для того чтобы отогреть стёкла;
– -20°С и ниже – 5 минут для прогрева двигателя и ещё 10 – для салона.
При прогреве следует обращать внимание также на температуру охлаждающей жидкости.
Многие автовладельцы спрашивают, до какой температуры прогревать двигатель. Считается, что оптимальной температурой работы двигателя является значение в пределах 85-90°С. Однако специалисты допускают, что можно начинать движение уже при температуре порядка 50°С. При этом движение должно быть без резких нагрузок вплоть до выхода на рабочий режим с температурой 90°С.
Как прогреть бензиновую машину на механике или автомате уже понятно, а что делать с дизелем. В этих случаях ситуация ещё более сложная, ведь кроме холодного воздуха в цилиндрах и загустевшего моторного масла, в наличии такой негативный фактор как более вязкое дизтопливо со всеми вытекающими негативными последствиями. Поэтому вывод однозначен – прогрев необходим.
Какие процессы происходят внутри силового агрегата при работе «на холодную»?
Главной проблемой запуска и прогрева авто зимой является повышенная вязкость моторного масла и других рабочих жидкостей. Если залито летнее масло, то загустев на морозе, оно попросту не даст стартеру провернуть коленчатый вал. А при использовании всесезонного масла всё равно приходится мириться с тем, что двигатель будет работать «на холодную» до тех пор, пока смазка не разогреется.
Сразу после запуска система резко увеличивает обороты, подавая сильно обогащённую смесь. Часть топлива не сгорает. Она стекает по стенкам цилиндров и смешивается с маслом. При этом с деталей смывается масляная плёнка. Результат – сильное трение и повышенный износ деталей ЦПГ. Кроме того, катализатор «забивается» продуктами неполного сгорания топлива, и создаются условия для образования нагара на клапанах и форсунках. Как правило, в таких условиях уже к весне получается сформированный слой нагара, негативно влияющий на работу силового агрегата, в частности на мощность и динамические характеристики. Эти процессы протекают в любом случае сразу после запуска на морозе и, чем дольше прогрев, тем последствия более негативные.
А что делать, если автомобиль вообще не заводится на морозе?
Перечень причин и возможных путей устранения лучше рассмотреть в виде таблицы
Источник статьи: http://suprotec.ru/suprotek-stati/progrev-dvigatela-zimoy/