Пропан установка для автомобиля

8 мифов про ГБО. Их развенчивают эксперты «За рулем»

Газа в стране полным-полно

Автомобильное газовое топливо бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который еще называют компримированным (КПГ). Сжатого природного газа (метана) у нас в России действительно полным-полно, при этом он относительно дешев. А вот сжиженного газа (смесь пропана и бутана) гораздо меньше.

В целом, заправок пропан-бутаном по стране хватает, а вот cо сжатым газом дела обстоят хуже. Даже на многомиллионную Москву лишь одиннадцать метановых заправок. Впрочем, газификация автотранспорта четко районируется по климатическим поясам. Чем южнее, тем больше заправок и с сжатым, и с сжиженным газом. И, наоборот, на Севере газовую машину днем с огнем не сыщешь.

Газ вдвое дешевле

Сжиженный газ для автомобилистов во все времена стоил примерно вдвое меньше высокооктанового бензина. А километр, пройденный на сжатом газе, обходится почти втрое дешевле! И, как в случае с бензином и дизтопливом, цены на газ отличаются от региона к региону.

Примерная цена бензина 46 руб./л., пропан-бутана 25 руб./л., метана 17 руб./м³.

Чтобы вычислить чистую выгоду от перехода на газ, необходимо учесть и дополнительные расходы. Изначальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс его установка и обязательная регистрация обойдется не дешевле 40 000 рублей. Установка для работы на метане — почти вдвое дороже, прежде всего из-за дорогих баллонов, выдерживающих большое давление. Кроме того, ГБО нуждается в периодическом обслуживании и опрессовке баллонов, что тоже повышает расходы.

Читайте также:  Стояночное место легкового автомобиля

Эксплуатационный расход газа примерно на 10% выше, чем бензина. К тому же неизбежны частые «перепробеги» в поисках газовой АЗС. Поэтому экономить будут лишь те, у кого среднегодовые пробеги превышают 30 000 км. А если ездите немного и не каждый день — газ не про вас. Да и продать «газовую» машину будет непросто: обычно пробеги у таких автомобилей существенно выше, не все готовы мириться с занимающим место в багажнике баллоном и взваливать на себя дополнительные хлопоты по обслуживанию и ремонту ГБО.

Километр, пройденный автомобилем на пропан-бутане, обходится почти вдвое ­дешевле, чем ­на бензине. На метане — втрое

Бензин всё равно нужен

Это правда — пустить холодный мотор на газе почти невозможно. Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа гораздо ниже, чем у бензинов. Да и диафрагмы газового редуктора в сильные холода теряют эластичность, что снижает их ресурс. Потому при пуске аппаратуру переводят в «бензиновый» режим, и только потом, после прогрева, возвращают обратно в «газовый». Кстати, современные системы ГБО сами определяют, когда переключаться с одного топлива на другое. К тому же, бензин понадобится и на тот случай, если газ закончится, а заправки поблизости не окажется.

Газ не пахнет

Ни природный, ни нефтяной газ запаха не имеют. Но поскольку утечки газов крайне опасны, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом. Почувствовали характерный запах — срочно на сервис искать утечку и регулировать аппаратуру. Пахнуть будут автомобили с удаленным каталитическим нейтрализатором — в привычном букете вредных газов будут улавливаться нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.

В 60‑литровый баллон влезет именно столько газа

Нет, не 60, а около 50. Причина простая: это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве — чтобы баллон не разорвало изнутри. Для этого на баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%.

Газ продлевает ресурс мотора

Не продлевает, но и большинство страшилок насчет вредности газа преувеличены. Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.

Газ чище бензина: в нем нет серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и нагара). Поэтому срок службы масла при работе двигателя на газе повышается. Хотя есть и ложка дегтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды. На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.

Перевести на газ можно любую машину

Оснастить газовым оборудованием можно всё что угодно, однако в ряде случаев в этом нет смысла. К примеру, для малогабаритных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и так небольшой, и баллон часто негде разместить. Не стоит переоборудовать и новые машины: можно лишиться гарантии на мотор из-за применения нерекомендованного топлива, на кузов (сверлили, перегрузили) и на электрику, в которую вмешались.

Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива — такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника — оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.

Газ опаснее бензина

Это в чем-то правда. Неправильный монтаж ГБО может вызвать утечку, а ее и определить сложнее, и воспламеняется газ охотнее бензина. При этом особенно опасен сжиженный газ, который тяжелее воздуха — он не поднимается вверх, а скапливается под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей.

Манометр на газовой заправке показывает, что газ закачивается в баллон под давлением аж 16 бар. Но при срабатывании клапана отсечки в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой. Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар — а это уже не столь пугающий показатель. До сравнимых величин накачивают, например, колеса грузовиков.

ВЫВОДЫ

Часто говорят, что сжатый газ вообще не предназначен для частников. Отчасти это утверждение верно: количество метановых заправочных станций невелико. Однако сегодня природному газу зажигают зеленый свет: решившим установить ГБО обещают финансовую поддержку. Газпром представил программу развития заправочной сети — число заправок за последний год выросло в несколько раз и к концу 2020 года их должно быть не меньше пяти сотен.

Вслед за инфраструктурой потянутся и производители. Например, АВТОВАЗ уже серийно выпускает версии Весты и Ларгуса на метане. Удобно и выгодно для тех, кому нужен газовый автомобиль, — не понадобятся доработки и переоформления. В модельном ряду многих зарубежных марок тоже есть газовые модели. Будет спрос — привезут. Поэтому получается, что будущее, скорее, за метаном, чем за пропан-бутаном.

Перевод машины на газ оправдан только в тех случаях, когда вы собираетесь ездить на машине долго и много. А среднестатистическому автолюбителю переоборудовать машину на газ не имеет смысла.

Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/924636-gazoballonnoe-oborudovanie-v-avtomobile-vse-chto-nado-znat/

Как перевести автомобиль на газ: какое оборудование нужно и как правильно всё оформить

Переделкой собственного автомобиля авто­владельцы обычно занимаются по двум причинам. Первая – желание «улучшить» машину, что неизбежно влечёт за собой допол­нитель­ные затраты. Вторая причина — обратная: сэкономить за счёт снижения расходов на владение и эксплу­атацию. И установка газобалонного оборудо­вания (ГБО) — как раз способ сэкономить для тех, кто много ездит. Ведь газ дешевле бензина или солярки, а его расход при сгорании в ДВС не сильно отличается от традици­онного топлива. Разбираемся, как устроено ГБО, как его установить на автомобиль и стоит ли вообще этим заниматься.

Какой газ используют в качестве топлива

В теории, автомобиль может приводить в движение любой газ, который соединяется с кислородом (окисляется) с выделе­нием достаточного количества тепла — проще говоря, который горит. Эту тепловую энергию в энергию движения преобразует двигатель внутреннего сгорания — так же, как он это делает, сжигая бензин или дизельное топливо.

Для использования в ДВС подходит газ трёх видов.

Пропан. На самом деле то, что продают на заправках под этим именем, это обычно смесь двух газов — пропана и бутана, с преоблада­нием первого. Такая смесь получается при переработке нефти. Но поскольку это продукт побочный, то и цена литра пропан-бутана примерно в два раза ниже, чем у бензина. Хранят пропан-бутан в сжиженном состоянии, под давлением до 16 атм в специальных баллонах.

По объёму резервуар для этого газа в машине не уступает штатному бензино­вому баку — обычно его устанавли­вают в багажник за сиденьями или в нишу для запасного колеса. Заправки пропан-бутаном широко распро­странены — как специали­зированные, так и «мобильные», которые располагаются на обычных АЗС.

К минусам этого газа обычно относят расход: считается, что пропан-бутана автомобиль расходует на 5–10 процентов больше, чем бензина. Но при низкой цене газ всё равно выглядит привлека­тельной альтернативой.

Метан. Это природный газ, добываемый отдельно или вместе с нефтью. Кроме того, существует технология получения искус­ственного метана из воды и угле­кислого газа, но он стоит дороже природного. Именно метан горит в кухонных плитах наших домов.

Особенность метана в том, что он не сжижается как пропан. Чтобы запасти его в нужном количестве в автомобиле, метан требуется сжать до очень высокого давления (порядка 200 атм) и хранить в очень прочных баллонах. Такие ёмкости имеют большой объём, немало весят и занимают много места в багажнике.

При этом метан в три раза дешевле бензина, а его расход в авто­мобиле ниже. К недостаткам можно отнести снижение мощности ДВС при работе на метане на 10–15 процентов по сравнению с традици­онным топливом. А главное: метановых заправок намного меньше, чем пропан-бутановых, не говоря уже об обычных АЗС. Однако сейчас Газпром намерен изменить эту ситуацию: россий­ский газовый моно­полист принял программу развития сети метановых АЗС. А чтобы у них было достаточно клиентов (пока на природном газе ездит в основном крупный коммер­ческий транспорт), компания пролобби­ровала в правитель­стве государ­ственную программу субсидиро­вания для тех, кто готов перевести свою машину на метан.

Водород. Его считают максимально экологичным топливом будущего, но перевести на него обычный автомобиль не получится. Во-первых, водородные заправки пока во всём мире единичны. Во-вторых, кон­струкция двигателей и машин, работающих на водороде, намного сложнее традици­онных — прежде всего из-за того, что водород летуч и в смеси с кислородом легко взрывается. Поэтому переделка ДВС под работу на водороде слишком сложна, а большинство серийных моделей построены с использо­ванием топливных ячеек, которые не сжигают газ, а за счёт химической реакции вырабаты­вают электри­чество. Но пока такие технологии слишком дороги для массового применения.

Когда выгодно перевести автомобиль на газ

В принципе, перевести на газ можно любой автомобиль — вне зави­симости от его размера и рабочего объёма силового агрегата. Это будет чуть сложнее для машин с турбо­двигате­лями, но тоже реально. Однако, если стоит задача снизить расходы на обслуживание автомобиля и на топливо, то сначала лучше тщательно подсчитать, принесёт ли переделка ощутимую экономию.

Например, вряд ли стоит переводить на газ маленький автомобиль – А- или Выигрыш в расходе топлива выйдет небольшой, а оборудо­вание дорогое. При этом газовый баллон «съест» и без того невеликого размера багажник.

Кроме того, современные двигатели довольно экономичны и на жидком топливе. Например, перевод на газ турбодизеля с рабочим объёмом до 2 литров позволит экономить на заправках, в пере­счёте на километр пути, всего 15–20 процентов. Стоит ли такой выигрыш затраченных на пере­оборудование усилий?

К тому же при установке нештатного ГБО новый автомобиль, скорее всего, лишится гарантии, поэтому идти на эту процедуру лучше уже после оконча­ния гарантийного периода.

А главный параметр, влияющий на эффектив­ность использо­вания ГБО, — это пробег. Если машина проезжает в год меньше 15–20 тысяч км, то особой выгоды от перехода на газ не будет — вложения в оборудо­вание окупятся очень нескоро. По приблизитель­ным расчётам, при среднем расходе 10 л/100 км и годовом пробеге в газовая установка окупится лишь через 5–6 лет.

Но если вы всё рассчитали, поняли свою выгоду и приняли решение газифи­цировать автомобиль, вот вам инструкция, как действовать дальше.

Как устроено газовое оборудование

ГБО — это система альтернативного топливного питания для двигателя, устанав­ливаемая параллельно с основной. Поэтому у каждой газобалонной установки есть три основных составляющих: ёмкость для хранения газа, система подачи топлива к двигателю, включающая газо­проводы, и редуктор, понижающий давление газа, а также система управления впрыском газа в цилиндры.

Важнейший узел в конструкции ГБО — газовый редуктор, который должен обеспечить стабильное давление подачи газа в камеру сгорания ДВС. Поэтому его характери­стики подбираются исходя из мощности мотора. Редуктор должен быть рассчитан на те же или даже большие лошадиные силы. Если мощность редуктора будет ниже необходимого, он станет подавать меньше газа, чем нужно, или будет делать это нестабильно. Топливная смесь станет беднее, а это может приводить к перебоям в работе мотора, его перегреву и серьёзным поломкам — например, прогоранию клапанов.

Конструкция ГБО эволюционировала вместе с усложне­нием конструкции двигателей внутреннего сгорания. И, прежде всего, совер­шен­ствовалась система подачи газа. Ранние системы ГБО были полностью механическими и подавали любой газ в его есте­ственном агрегатном состоянии. Оборудование самого распро­странённого сейчас четвёртого поколения имеет отдельные газовые форсунки с собственным электронным блоком управления. Газовый блок может быть настроен для управления подачей как газа, так и бензина.

В конструкции оборудования ещё более передового пятого поколения пропан-бутан уже подаётся в камеры сгорания прямо в жидком виде. У шестого поколения ГБО для этого используется не собственный газовый инжектор, а штатная система питания автомобиля.

Оборудование для газового питания обратно совместимо: на автомобили, выпущенные до начала нашего века, теоретически можно поставить любое ГБО. А вот на автомобили после 2000 года — только системы и поколений. Системы поколения и вовсе подойдут не для каждого современного автомобиля, и их совмести­мость с конкретной моделью нужно уточнять у специ­алистов. При этом полностью механические системы первых поколений уже не выпускаются, поскольку с 2006 года их использо­вание запрещено: они не соответ­ствуют современным экологическим требованиям.

Какое газовое оборудование лучше выбрать

Кроме поколений, ГБО принято ещё делить на классы, однако это деление довольно условное. К высокому классу относят системы, которые собраны на комп­лектующих одного бренда — они считаются более надёжными.

Ведущие производители тут — итальянские Landirenzo, Lovato, OMVL, BRC, голландский Prins. В моно­брендовой системе меньше вероятность отказа из-за несовмести­мости отдельных компонентов, например, механических и блоков управляющей электроники.

Блоки одного производителя, а механика другого — отличительная черта бюджетных газобалонных систем. Они могут быть весьма каче­ственными, если собираются из оригиналь­ных фирменных деталей. Собственные системы из чужих комплектующих конструирует, например, польская фирма Digitronic.

На самой низшей ступени — китайское и турецкое ГБО, в которых часто используются неоригиналь­ные компоненты, скопиро­ванные с деталей известных марок.

Стоимость ГБО может сильно отличаться в зависимости от бренда и региона, где оборудование устанав­ливают. Цены на проверенную аппаратуру для ­дрового двигателя начинаются примерно с 15 тысяч рублей. Ещё около 5 тысяч стоит газовый баллон. К этим суммам надо также прибавить около 15 тысяч, которые придётся отдать за установку оборудования.

Система, работающая на метане, стоит намного дороже. Однако сейчас прави­тельство РФ субсидирует 60 процентов расходов по переводу авто­мобиля на этот вид топлива. Кроме того, в 23 регионах РФ допол­нительную компенсацию авто­владельцам в размере 27 000 рублей выплачи­вает Газпром. Это Адыгея, Башкорто­стан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Красно­дарский и Пермский края, Белгородская, Влади­мирская, Волго­градская, Воронежская, Курская, Ленин­градская, Липецкая, Нижегород­ская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области и Санкт-Петербург. В сумме это составляет порядка 90 процентов от затрат на доработку автомобиля. Чтобы получить эту компенсацию, необходимо обратиться в один из сервисов, участвующих в газпромовской программе. Их список можно посмотреть здесь.

Как установить ГБО и оформить его установку

Проще всего, конечно, сразу купить машину, оснащённую газо­балонным оборудо­ванием. Например, сейчас АвтоВАЗ предлагает Весту и грузовой Ларгус, работающие на бензине и метане. Другие модели придётся дооснащать ГБО самостоятельно.

Газ — вещь огнеопасная, поэтому само­стоятельная установка ГБО запрещена. А поскольку газ в качестве топлива для бензино­вого двигателя или турбо­дизеля не предусмотрен кон­структивно, то и монтаж соответ­ствующего оборудо­вания считается вмешатель­ством в заводскую конструкцию машины. Возмож­ность такого вмешатель­ства нужно согласовывать с техниче­скими специалистами перед началом работ.

Процедура оформления ГБО во многом напоминает процедуру замены мотора — о ней мы писали в отдельной статье. Сначала автовладельцу нужно направить заявку в организацию, получившую аккреди­тацию на техническую экспертную деятель­ность — они есть в списке Национальной системы аккредитации. К заявке нужно приложить копии ПТС, СТС, паспорта владельца, сведения о выбранном ГБО, прежде всего серти­фикаты соответ­ствия. Их копии обязан выдать продавец оборудо­вания. Проверить, действительны ли они, можно на сайте Федеральной службы аккредитации. Все эти документы разрешено отправить заказным письмом по почте.

Эксперты рассмотрят заявку в течение нескольких дней, затем организация выдаст заключение о предвари­тельной технической экспертизе кон­струкции ТС. Его пришлют по почте. Если это заключение будет положи­тельным, можно подавать через Госуслуги заявление в МРЭО, чтобы получить разрешение на установку ГБО. Тут к документам на машину нужно приложить ещё и копию заключения.

ГИБДД выдаст разрешение, с которым можно обращаться в сервис. Тут, как и в случае с заменой мотора, подойдёт не любой техцентр. Установки ГБО вправе проводить только специ­алисты, которые получили аттестацию на выпол­нение работ с газовым оборудо­ванием. Подтвержде­нием этого служит серти­фикат, выдаваемый сервису.

После установки ГБО владельцу машины, согласно ГОСТу 31972-2013, должны выдать пакет документов:

Декларацию обо всех проведённых работах, оформ­ленную юрлицом или ИП авто­сервиса. В ней обязательно должна быть указана новая снаряжённая масса машины.

Копию сертификата соответствия на ГБО, подтверж­дения возмож­ности установить его на данный тип транс­портного средства, а также приложение о составе комплекта оборудования.

Два экземпляра заверенного свидетель­ства о соответ­ствии пере­оборудо­ванного автомобиля требованиям безопасности.

Два экземпляра свидетель­ства о проведении периоди­ческих испытаний ГБО, которое стоит на машине.

Со всеми этими документами нужно отправиться на пункт техосмотра. Машина туда едет на эвакуаторе, поскольку своим ходом ей это делать запрещено — ведь её реальное техническое состояние не соответ­ствует заявлен­ному в регистраци­онных документах! На пункте ТО машину осмотрят и выдадут диагно­стическую карту. В ней оператор обязательно должен сделать пометку, что машина оборудована газобалонной техникой.

Теперь, несмотря на все копии подтвер­ждающих сертификатов, нужно получить окончатель­ное заключение технических экспертов. Для этого владелец направляет заявление в ту же экспертную организацию, что выдавало предвари­тельное одобрение на установку ГБО. К нему нужно приложить все документы, полученные в процессе оформ­ления установки, а также предоставить машину для осмотра.

Организация выдаёт финальное заключение. Приложив его ко всем остальным бумагам, можно подавать заявление в ГИБДД на коррекцию данных ТС, связанных с изменением конструкции, — для этого есть отдельная вкладка на Госуслугах. И лишь после того, как на руках авто­владельца будет «Свидетель­ство о внесении изменений в конструкцию», настанет время финального шага — коррекции данных в ПТС и пере­регистрации машины. Для этого нужно будет снова посетить МРЭО ГИБДД.

Только после этого можно начинать эксплуатировать машину с ГБО на законных основаниях. О том, как правильно это делать, мы расскажем во второй части этого материала.

Итак, совсем коротко

– Машину с любым ДВС можно дооснастить комплектом оборудования, которое позволит ездить на газовом топливе — метане или пропан-бутане.

– Газ выгоден, если у вас не новый автомобиль с мотором объёмом более 2,0 л и вы ежегодно проезжаете заметно больше При таких условиях затраты на пере­оборудо­вание окупятся быстрее: газ минимум в два раза дешевле бензина, а расход у него примерно такой же.

– Сейчас наиболее распространённым считается ГБО поколения — с собствен­ными газовыми форсунками, через которые газ распыляется в камеру сгорания. Хотя есть и более совер­шенное оборудование, где пропан-бутан в жидком виде подаётся через штатную систему впрыска.

– Установка ГБО считается вмешательством в конструкцию, поэтому на его установку сначала нужно получить предвари­тельное одобрение технических экспертов и запросить разрешение от ГИБДД.

– Установку надо проводить только в сертифи­цированной авто­мастерской. А по окончании получить у неё документы о выполненных работах, серти­фикаты безопас­ности и тестиро­вания газового оборудования.

– Затем придётся пройти техосмотр, получить финальное заключение техэкспертов, после которых ГИБДД выдаст «Свидетель­ство о внесении изменений в конструкцию». С ним можно пере­реги­стрировать автомобиль, после чего инспектор внесёт соответ­ствующие данные в ПТС.

Материал по теме

Замена двигателя: какой можно поставить и как всё оформить

Материал по теме

Как оформить перекраску машины или оклейку плёнкой

Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/cargastipspart1/

Оцените статью