Прототип автомобиля руссо балт

Руссо-Балт — автомобильный производитель при царской России

Руссо-Балт — Основан в 1869 году в Риге. территория- 20 га, капитал-9,6 млн. рублей. Пятьдесят цехов в которых находилось 553 станка, 4 тыс. рабочих мест, вот краткая характеристика Русско-Балтийского завода того времени. Его производственные мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года — в Москве и Таганроге. Завод изготовлял не только железнодорожные вагоны, но и сельскохозяйственные машины, стационарные нефтяные двигатели и аэроплан. РБВЗ выпускал также спортивные, грузовые, пожарные машины, машины на полугусеничном ходу, автобусы и броневики и имел статус поставщика императорского двора.

В 1908 году на заводе — специализировавшегося на выпуске вагонов был создан автомобильный отдел. Для выпуска автомобилей возвели специальный цех со 142 новейшими станками. К концу 1910 г. его площадь увеличили с 250 до 700 м2. Кроме того, заготовками и специализированными работами, связанными с автомобилями, занимались кузовной, жестяницкий, обойно-малярный, рессорный, кузнечный, литейный цеха. Автоотдел РБВЗ, где работало 154 человека, располагал кроме механообрабатывающего и сборочного отделений собственными испытательными лабораториями. Для того времени, это была мощная производственная единица. Автомобили марки «Русско-Балтийский», или «Руссо-Балт», выпускал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). До 1918 года было выпущено чуть больше 600 автомобилей.

В этой статье мы опишем легковые модели автомобилей Руссо-Балт.

1908г Директор — Иван Александрович Фрязиновский. На должность главного конструктора был приглашен 26-летний Жульен Поттера, который перед этим работал на бельгийской фирме «Fondu». Прототипом первых Руссо-Балт стали автомобили Фондю.

Читайте также:  Автомобиль lada 210740 2009

Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик). Первая серийная модель автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) получила название С-24/30 . Модель С. Её производство было начато 26 мая (8 июня) 1909 г. выпускалась вплоть до 1918 года. Последний её экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Индекс модели расшифровывается так: 24 — расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объем двигателя составлял 4501 см³. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912—1914) и С-24/40 (1913—1918), с 35-сильным и 40-сильным моторами соответственно. Главной особенностью машин серии «С-24» являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880×120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского «Зенит» (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л. с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.

Читайте также:  Что такое парприз автомобиля

За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей «С-24», из них 285 — с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b18432b57906a01b991210f/russobalt-avtomobilnyi-proizvoditel-pri-carskoi-rossii-5c50607daa296100ae811c6b

История первого русского серийного автопроизводителя Руссо-Балт. Как всё начиналось

Марка автомобилей Руссо-Балт появилась не просто так, а в результате простаивания мощностей Русско-Балтийского Вагонного Завода (РБВЗ) в Риге.

Завод РБВЗ появился в 1869 году и его задачей было обеспечение вагонами и составами железных дорог Урала и Транссибирской магистрали, соединяющей центральную часть страны с Владивостоком. После окончания строительства Транссиба, спрос на вагоны снизился и завод переключился на изготовление обозов (в том числе железнодорожных) для нужд Армии. Но после окончания Русско-Японской войны (1904-1905 годы) спрос на продукцию завода снизился и мощности вновь оказались недозагруженными. Благодаря этим обстоятельствам и началась история автомобилей Руссо-Балт.

Необходимо было срочно начать выпуск какой-то гражданской продукции и тогдашний председатель совета директоров М.В. Шидловский предложил [это 1908 год] развернуть производство самых востребованных автомобилей.

Тут следует сказать, что Шидловский по воспоминаниям Игоря Ивановича Сикорского был человеком выдающегося ума и высоких моральных принципов, он вызывал всеобщее восхищение и уважение. Его слово пользовалась непререкаемым авторитетом среди знакомых и было более надежным, чем документы и контракты, составленные лучшими юристами. К тому же РБВЗ в то время был одним из крупнейших предприятий страны наравне с Путиловским и Сормовским заводами.

По опросу, проведенному журналом «Автомобиль» (ответы прислали 205 заинтересованных автомобилистов) было решено наладить выпуск автомобиля на 4-6 мест с 4-цилиндровым мотором мощностью 20-40 л.с. с водяным насосом и вентилятором (среди пожеланий так же были 4-ступенчатая коробка передач, карданная передача, кузова Фаэтон с дверьми по бокам и многие другие характеристики.

Редактором первого русского автомобильного журнала «Автомобиль» был А.Нагель. Он был большим энтузиастом русского автопрома. Именно по его идее был проведен опрос о предпочтениях автомобилистов (таким образом он принял участие в разработке автомобиля, так как отлично понимал, какой автомобиль нужен России с её ужасными дорогами). Затем он был одним из владельцев самого массового автомобиля Руссо-Балт С-24, на котором без больших поломок и капитального ремонта он преодолел за 4 года (с 1910 по 1914 годы) 80 000 км, что стало хорошей рекламой надежности машин Руссо-Балт.

Главными конструкторами и инженерами были назначены И. Фрязиновский, Ж. Поттера и Д. Бондарев. Но тут стоит пояснить. Иван Александрович Фрязиновский был опытным коммерсантом и входил в правление РБВЗ, именно ему было поручено создание в 1908 году автомобильного отдела. Кроме автомобилей Руссо-Балт Фрязиновский запомнился ещё тем, что купил в 1910 «Экипажную фабрику Фрезе и К». Но это было потом.

В 1896 году был выпущен первый русский автомобиль под руководством Фрезе и Яковлева. Однако автомобиль Фрезе и Ковлева нельзя было назвать таким уж русским, а производство серийным, потому что машины делались на заказ небольшими партиями из компонентов автомобилей иностранного производство (Рено, Де Дион-Бутон и других). По большому счету их фабрику можно было бы назвать по-современному кузовным ателье. После смерти Яковлева союз предпринимателей распался и дела у фирмы шли не лучшим образом в результате чего Фрезе в 1910 году продал свой бизнес РБВЗ.

Первым делом нужен был инженер, который спроектирует автомобиль, (фабрика Фрезе могла была быть куплена и раньше, но она занималась по сути лишь созданием кузовов на готовом иностранном шасси). И тут сыграло роль деловое партнерство РБВЗ и бельгийского завода «Фондю» в Вильворде, который занимался производством железнодорожного оборудования.

Дело в том, что в 1906 году Шарль Фондю параллельно с основном бизнесом начал производство автомобилей ШФ24-30, которые с лучшей стороны зарекомендовали себя на не отличающихся качеством (в то время) бельгийских дорогах. Конструктором этой машины был швейцарец Жюльен Поттера.

Примечательно, что Жульен Поттера после работы на фабрике Фондю и РБВЗ отметился работой на руководящих должностях в целом ряде иностранных автомобильных компаний: «Панар-Левассор» (с 1912 г.), «Лоррэн-Дитрих» (с 1915 г.), «Деляае» (с 1916 г.), «Ситроен» (с 1919 г.), «Альфа-Ромео» (с 1920 г.), «Рено» (с 1930 г.).

Фондю продал лицензию на производство своих автомобилей рижскому заводу, а вместе с лицензией прислал главного конструктора Жульен Поттера. Именно этот швейцарец заложил основу всех трех моделей Руссо-Балт. Дмитрий Бондарев — донской казак и талантливый инженер — занимался адаптацией машин к российским условиям и многими другими делами, а после наладки серийного выпуска Руссо-Балта возглавил Автомобильный отдел РБВЗ.

Вскоре в 1909 году [8 июня или 26 мая по старому стилю] увидел свет первый автомобиль Руссо-Балт С-24/30. Первая партия состояла из 347 автомобилей и это было довольно большим количеством машин для начала ХХ века.

Индекс С-24/30 означала расчетную мощность 24 л.с. и максимальную мощность 30 л.с. Такую мощность выдавал 4,5-литровый мотор (105х130 мм). Причем максимальные 30 л.с. выдавались уже при 1200 оборотах в минуту. Затем двигатель дважды модернизировали, в связи с чем менялся индекс модели. У машины С-24/35 был карбюратор Zenith вместо карбюратора собственного производства (это привело к увеличению мощности до 35 л.с. при 1200 об/мин). С в 1913 году появился С-24/40, который развивал 40 л.с. при 1500 об/мин. Тогда же на машину стала устанавливаться 4-ступенчатая коробка передач вместо трехступенчатой.

Были изменения и в конструкции. Сначала, например, задний мост с полуосями разной длины, потом он стал симметричным, менялась форма крыльев, капота. Колесная база автомобиля была 3165 мм (примерно как у нынешнего длиннобазного Мерседес S-класса), но длина всего 4365 мм, как у нынешних седанов В+ и С-классов. А ширина и вовсе всего 1538 мм.

Автомобиль серии С был самым массовым, но были машины серии К и Е (К-12 и Е-15). С-24 имел 6 мест и обладал всеми характеристиками, которые так хотели видеть в своем автомобиле те самые опрошенные из журнала «Автомобиль». А К-12 был самым дешевым в модельной линейке, у него было 4 места и двухлитровый двигатель, выдававший 20 л.с.

Однако нелюбовь и недоверие российских людей ко всему отечественному не позволила завоевать Руссо-Балт отечественный рынок. Он был лишь одним из многих других автомобилей иностранного производство. Например, у модели С-24 было 15 конкурентов, а у модели К-12 было пять аналогов. Тем не менее конкурировал он с ними на ранвых без всяких преференций со стороны правительства.

На кануне Первой мировой войны 64% всех произведенных машин приобретала русская Армия. Не только как штабные и санитарные автомобили, но и как шасси для броневиков. А до этого автомобили Руссо-Балт занимали первые места в гонках и брали золото на различных выставках.

И наверняка всё было бы отлично, если бы не Первая мировая война и революция, которая за ней последовала. Но это уже совсем другая история, о которой вы можете прочитать здесь .

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/imperfect_writer/istoriia-pervogo-russkogo-seriinogo-avtoproizvoditelia-russobalt-kak-vse-nachinalos-5f2e7b68e0eadf2a732d8842

«Руссо-Балт» — первый русский серийный автомобиль

По надёжности и прочности «Руссо-Балт» входил в число лучших автомобилей мира

Самым «продвинутым» в автомобильном отношении городом Российской империи была Рига. Здесь в 1898 году на велосипедной фабрике Лейтнера был собран первый мотоцикл, а спустя 11 лет — первый серийный автомобиль. Начало отечественного автопрома было положено на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (РБВЗ), для начала XX века это производство было достаточно передовым. Завод выпускал трамваи, пассажирские и товарные вагоны, части артиллерийских орудий и с 1912 года — аэропланы.

Работу над проектом «Русско-Балтийского» автомобиля вела команда инженеров под руководством бельгийского конструктора Жульена Поттера, поэтому неудивительно, что прототипом первого российского авто стал бельгийский автомобиль Fondu.

За год работы инженерам и рабочим удалось добиться важного результата — 8 июня 1909 года из ворот завода выехал первый автомобиль, воплотивший самые современные технические достижения своего времени. Практически все детали автомобиля были отечественного производства. Использование метрической системы и высокая точность изготовления —обеспечивали полную взаимозаменяемость деталей для машин всех серий и создавали надежную основу для технического обслуживания автомобиля в дальнейшем.

Машины «Руссо-Балт» считались одними из лучших и надёжных в Европе, их охотно приобретали и россияне. И хотя русские предпочитали иномарки, количество «Руссо-Балтов» было достаточно большим, известно, что в 1912 году в Петербурге насчитывалось 70 машин этой марки, 88 машин «Рено», 95 «Мерседесов» и т.д.

Рижские автомобили неоднократно участвовали в международных соревнованиях, в 1911 году «Руссо-Балт», которым управляли автомобильные журналисты Андрей Нагель и Вадим Михайлов, занял два первых приза в категориях маршрутов и туризма престижного ралли Санкт-Петербург–Монако. Ближайшего конкурента, немца, они обогнали на шесть часов.

За семь лет флагман российского автопрома выпустил порядка 500 автомобилей. Основным партнёром завода было военное ведомство, закупившее 64% всех «Руссо-Балтов», которых использовали как штабные и санитарные машины, и в качестве шасси для постройки броневиков. В автопарке императора Николая II, большого любителя автомобилей, находилось два «Руссо-Балта», были они и у других членов царской семьи. Владельцами «Руссо-Балта» были отставной премьер-министр Сергей Витте, промышленники Эммануил Нобель и Алексея Путилова, в списке заказчиков значились известные фамилии — Голицына, Бобринского, Шереметева и других.

В годы Первой мировой войны, когда разные отделы завода были эвакуированы в разные российские города, технические наработки не пропали даром. Но основе РБВЗ были созданы вагоностроительный завод в Твери, Ростовский завод, впоследствии — Ростсельмаш. Петроградское производство, ориентированное на выпуск самолётов, стало основой Ленинградского Северного завода, выпускавшего военные ракетные комплексы. Второй автомобильный завод «Руссо-Балта» в Москве положил начало заводу АМО (впоследствии — ЗИС и ЗИЛ).

И хотя в результате катаклизмов, потрясших нашу страну в начале XX века, судьба «Руссо-Балта» не сложилась, он имеет достаточно интересную историю.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/rusplt.ru/russobalt—pervyi-russkii-seriinyi-avtomobil-5cf522310179be00af325645

РуссоБалт — русский автомобиль мирового уровня.

Когда-то давно, в 1909г. на вагонном заводе был выпущен первый отечественный автомобиль под маркой РуссоБалт. Впоследствии, было выпущено не более 800 автомобилей, т.к. конвейерного производства еще не было и каждый автомобиль собирался вручную на всех стадиях сборки, к этому еще можно прибавить низкую скорость производства и доставки комплектующих.

Вот, кстати и сам завод:

Автомобили РуссоБалт выпускались в двух комплектациях: С — для феодалов и К- для крестьян (ну, как для крестьян? На самом деле, даже автомобиль серии К мог позволить себе довольно зажиточный гражданин).

Серия С была выпущена в большем количестве, т.к. автомобиль, в то время был статусной вещью и покупали больше именно серию С. Кто мог себе позволить серию К, те могли купить себе и С.

Автомобили РуссоБалт имели очень неплохой, по тем временам, дизайн и смотрелись вполне выигрышно на фоне зарубежных бричек.

Это С. Посмотрите на обводы кузова и покраску — никакой шагрени. Боковые стекла в резиновых уплотнителях. Высокий клиренс, большая подножка, Широкие кожанные сиденья, высокая крыша, никаких свесов — этакий джип класса люкс.

В дальнейшем были созданы и спорткары, которые занимали первые места на гонках в Монте-Карло.

Сия бричка имела 55 лошадиных сил и легко дергала иномарки. Еще помогала знакомиться с барышнями:

На самом деле, любой РуссоБалт позволял иметь успех среди дам начала 20го века:

Когда смотришь на пешеходов, как на чернь:

Но, счастье господ продлилось недолго и в 1917г грянула революция, а в 1918г завод был национализирован, выпустил несколько автомобилей «Промбронь», а в 1919г был переоборудован под выпуск самолетов Юнкерс. На этом история лучшего отечественного автомобиля почти закончилась.

Но, идея оказалась более живучей, чем сам продукт и в 2002г была сделана очередная попытка возобновить выпуск отечественного автомобиля мирового уровня. Был создан прототип, но все закончилось ничем.

Пневмоподвеска, мощный двигатель в 555л.с. и шестиступенчатая КПП. Крыша имела функцию изменения прозрачности, двери открывались назад. Бричка — огонь!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/avt0m0t0/russobalt-russkii-avtomobil-mirovogo-urovnia-5b371167f3bff700a8c565b5

Оцените статью