Проведения соревнований по автомобилю

Содержание
  1. Автоспорт. Виды и соревнования. Правила и особенности
  2. Автомногоборье: тренинг по ПДД или самостоятельный спорт?
  3. Что представляет собой автомногоборье
  4. Общие правила автомногоборья
  5. Терминология
  6. Регламент проведения соревнований
  7. Система оценивания
  8. Уравнивание условий участия в соревнованиях
  9. Административная проверка
  10. Техническая инспекция
  11. Требования безопасности
  12. Медицинский контроль
  13. Основные дисциплины в автомногоборье
  14. Классическое скоростное маневрирование (фигурное вождение, «классика»)
  15. Порядок старта и движение по трассе
  16. Пенализация и исключение из зачета
  17. Нестандартное скоростное маневрирование («нестандарт»)
  18. Порядок старта и движения по трассе
  19. Пенализация и исключение из зачета
  20. Автомобильный слалом
  21. Требования к трассе
  22. Порядок старта и движения по трассе
  23. Пенализация и исключение из зачета
  24. Развороты

Автоспорт. Виды и соревнования. Правила и особенности

Современный мировой автоспорт – это особая инфраструктура, большая и сложная. В ней объединяются не только состязания различных уровней, но и взаимоотношения между людьми и целыми государствами. Это новые технологии, новые рабочие места не только в автомобилестроении, но и в смежных отраслях промышленности.

Как развивался автоспорт

Соревнования на автомобилях идут нога об ногу с развитием автомобилестроения. Первые заезды были организованы в 1894 г. Тогда автомобилей было мало, их собирали вручную, и гонки выступали подтверждением того, что автомобили ничем не уступают лошадям. Дистанцией для состязаний стала трасса Париж — Руан длиной 126 км.

В начале 20 в. автоспорт сконцентрировался во Франции. Потому и самые масштабные гонки проходили в ее столице. Однако гонки обретали популярность и в других странах Западной Европы (Германии, Италии, Англии), а также в США. В нашей стране первые состязательные заезды имели место в 1898 г. Они прошли на трассе в 41,6 км между ж/д станциями Александровской и Стрельной под Питером.

Читайте также:  Результат от шумоизоляции автомобиля

В 1895 г. во Франции начал свою работу Автомобильный клуб. А спустя 2 года в Германии сформировалось Центрально-Европейское общество автомобилистов. С 1899 г. действует Автомобильный клуб Америки. В России первой спортивной организацией автоспорта стал «Московский клуб автомобилистов», который был учрежден в 1900 г. Эта тенденция способствовала популяризации автоспорта.

В 1904 г. была сформирована Международная автомобильная федерация. После этого состязания стали более организованными и проходили теперь только на закрытых трассах. Федерация стала организатором первого Чемпионата мира, который состоялся в 1925 г. и впоследствии стал проходить на регулярной основе. С 1935 г. стали проходить чемпионаты Европы по ралли.

В нашей стране первые состязания по автоспорту прошли в 1924 г. в Серпухове. Но лишь с 1948 г. они стали организовываться систематически. Это было связано с созданием Федерации автоспорта СССР и ее вступление в Международную федерацию. После распада Союза была сформирована Российская автомобильная федерация.

Виды соревнований
Автоспорт включает в себя огромное многообразие различных программ соревнований, основные из них:
Шоссейно-кольцевые гонки

Наиболее зрелищные заезды, проходящие на асфальтированных трассах большой протяженности, с крутыми поворотами, которые прокладываются на автодромах либо на городских улицах. Для безопасности по бокам трассы размещают отбойники. Участникам необходимо за установленное время проехать определенное число кругов. За процессом гонки наблюдают зрители по всей протяженности трассы. Автомобили, которые могут принять участие в заезде, самые разнообразные — как серийные, так и специальные, не предназначенные для повседневного использования. Их обычно называют болидами.

Автокросс

Эти состязания получили большое признание и среди спортсменов и среди зрителей. Гонщикам этот автоспорт предоставляет возможность реализовать свой потенциал, не вкладывая астрономические суммы в подготовку транспортного средства. В каждом заезде принимают участие порядка 10 автомобилей. Это напряженная борьба, где победу одерживает самый умелый водитель. Автомобили, принимающие участие в гонке, самые разные, что только повышает зрелищность состязаний.

Трассы для автокросса прокладываются по пересеченной местности. Каждому участнику предоставляется 2 попытки прохождения. Одновременно в заезде участвует 2-4 автомобиля. Второй заезд стартует через 2 сек. после 1-го, третий — через 25 сек. Каждая группа формируется организатором гонки. Протяженность дистанции — 1-1,5 км. Победу одерживает тот, кто в одной из попыток продемонстрировал наименьшее время прохождения. Имеют место и штрафы: 5 баллов за нарушение боковых границ трассы, 10 баллов — за фальстарт.

Ралли

Организуются на прямых трассах. Как правило, это дороги общего назначения, проходящие по пересеченной местности (асфальт, гравий, грунт). Организуются ралли и в зимнее время, по снегу и льду. Трассы не огораживаются, и выбирать маршрут каждый участник вправе на свое усмотрение, однако пункт сбора у всех один. Длина дистанции — 3-6 км, она может подразделяться на отдельные участки (этапы). Время преодоления каждого участка суммируется, вычитаются штрафные очки за опоздания в контрольные пункты, после чего определяется победитель.

Ориентироваться на немалых скоростях водителям помогают штурманы. Они отслеживают направление движения по карте и предупреждают о препятствиях и поворотах буквально за секунды. Самым известным является ралли Париж–Дакар.

Автослалом

Это индивидуальные заезды, проводимые на ровной площадке, покрытой асфальтом. На трассе располагаются стойки, которые участнику необходимо объехать на время. Стойки размещаются так, что гонщику приходится двигаться змейкой, задним ходом, выполнять крутые повороты и развороты. Пилоту нужно иметь отличные навыки маневрирования и чувствовать габариты своего транспортного средства. Некоторые упражнения из автослалома входят в программу обучения вождению — так называемый автодром.

Трофи

С появлением внедорожников возникли и новые виды состязательных заездов. Так, трофи — это гонки по трассам плохой проходимости, включающей болота, реки, лесополосы, горный рельеф. В соревновании принимает участие целый экипаж — пилот, штурман и еще пара человек с лопатами и лебедками, которые помогают выбраться в случае увязания в грязи или болоте.

Автотриал

Это преодоление коротких, специально оборудованных дистанций, считающихся практически непроходимыми. Они включают в себя крутые подъемы и повороты под большим углом. В них принимают участие автомобили высокой проходимости — внедорожники и грузовики.

Драг-рейсинг

Состязания на максимальный разгон по прямой. Это своего рода испытания автомобилей на скорость, а пилотов — на искусство вождения. Длина дистанции чаще всего составляет 402 м. Первые в истории официальные заезды стали проходить в США, после чего сформировалась специализированная спортивная организация. Этот автоспорт допускает участие в заездах любых машин — как серийных, так и специальных болидов. В России драг-рейсинг развивается с 1990 гг.

Картинг

Первая ступень на пути к большим автогонкам. Соревнования проходят на картах — маленьких автомобилях особой конструкции, состоящей из рамы, сиденья и двигателя. За их руль могут садиться даже дети, достигшие 6-летнего возраста. В нашей стране этот автоспорт, пожалуй, самый массовый.

Состязание по картингу делится на несколько этапов:
  • Контрольные старты.
  • Предварительные.
  • Финальный заезд.

Второй этап следует за первым практически сразу же. Первенство в соревновании получает пилот, набравший большее количество баллов.

Формула

Представляет собой соревнования, к участию в которых допускаются только автомобили, имеющие строго определенные технические характеристики. Перечень этих требований менялся. Самый первый был минимален и вводил ограничения только по весу. С течением времени сюда добавились верхний и нижний предел массы машины, число цилиндров, расход топлива и др. Международной федерацией автоспорта были установлены единые правила, применяемые на международных состязаниях.

В настоящее время состязания в рамках Формулы-1 подразумевают прохождение по трассе более десятка кругов, причем для победы это нужно сделать за меньшее время, нежели соперники. Очки присуждаются только 6 гонщикам, пришедшим к финишу первыми. Заезды являются командными — по 2 машины, водители которых оказывают друг другу помощь при необходимости.

Большую роль в заездах играет тактика езды. Важно не допустить столкновения с другой машиной, не врезаться в ограждение, а также не позволить противникам вырваться вперед. Кроме того, пилоту необходимо правильно выбрать резину перед стартом (с учетом погодных условий), рассчитать число необходимых заправок на трассе. Для этого предусмотрены специальные пункты — пит-стопы. Если расчет будет неверен, гонщик может не дойти до финиша.

За нарушение правил соревнований (фальстарт, превышение скорости у пит-боксов, срезание поворотов) предусмотрен штраф — остановка продолжительностью 10 сек. При этом останавливаются автомобили не на трассе, а заезжают в специально отведенный для этого бокс. Поэтому фактически теряется намного больше времени. Заезды в пит-боксы не учитываются.

Более значительные нарушения, в том числе принятие помощи на трассе от посторонних, влечет снятие с соревнований. Дисквалификация возможно и по окончанию гонки, если водитель и его автомобиль не прошли контроль.

Хотя на первый взгляд автоспорт не предусматривает каких-либо тренировок, он имеет большое значение для здоровья человека. В процессе гонок и подготовки к ним формируется правильная реакция организма на нагрузки, что благоприятно влияет на физическую форму и продолжительность жизни. Автомобильные гонки входят в число дисциплин высших достижений, а это отличная модель изучения предела человеческих возможностей в экстремальных условиях.

Источник статьи: http://dlia-sporta.ru/glavnaia/vidy-sporta/avtosport/

Автомногоборье: тренинг по ПДД или самостоятельный спорт?

Считается, что автоспорт зародился во Франции в 1894 году – именно тогда была организована и проведена первая в мире гонка на автомобилях. Примерно в это же время подобные соревнования стали проводить в других странах Европы и в США.

Поначалу автогонки считались своеобразной экзотикой, экстравагантным развлечением состоятельных людей – поклонников технического прогресса. Однако вместе с развитием автомобильной промышленности это направление стремительно расширялось, набирало популярность, и уже в начале XX-го века заняло почетное место в спортивном мире.

Что представляет собой автомногоборье

В настоящее время существует множество разновидностей состязаний на автомобилях:

  • кольцевые автогонки;
  • гонки на выносливость;
  • ралли;
  • трофи;
  • автокросс;
  • автослалом;
  • автотриал;
  • дрэг-рейсинг;
  • дрифт;
  • гонки на выживание;
  • джимхана;
  • картинг.

К отдельному виду автомобильных соревнований относится автомногоборье. Об этой дисциплине и пойдет речь в данной статье.

Автомногоборье – это разновидность автомобильных соревнований, возникшая в 1970-х годах в СССР и распространенная на постсоветском пространстве. Ее суть заключается в выполнении на транспортном средстве разнообразных элементов, таких как слалом, скоростное маневрирование, развороты и т. д. Может также включать этап проверки знаний по правилам дорожного движения, а в некоторых дополнительных программах, помимо прочего – стрельбу из пневматической винтовки и оказание первой помощи.

Состязательный момент автомногоборья заключается в выполнении элементов трассы и решении заданий за максимально короткое время и с минимальным количеством ошибок.

В данной дисциплине существуют три возрастные группы:

  • детская – от 7 до 11 лет;
  • юношеская – от 12 до 17 лет;
  • взрослая – от 18 лет.

Состязания в детской группе осуществляются на небольших машинах с двигателями для картов, а в остальных группах – на обычных автомобилях, которые отвечают требованиям правил дорожного движения (ПДД).

Существует также Регламент соревнования (РС), которым устанавливается набор элементов для выполнения участниками. Популяризация автомногоборья преследует следующие цели:

  • привитие навыков безопасного поведения на дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма;
  • привлечение интереса подрастающего поколения к автомобилям и автоспорту;
  • повышение качества знаний ПДД у водителей;
  • отработка навыков управления транспортным средством, и, как следствие, повышение безопасности дорожного движения;
  • привлечение молодёжи к полезному досугу и здоровому образу жизни.

Чтобы разобраться в особенностях данного вида автоспорта, следует ознакомиться с его общими положениями, определениями и терминами.

Общие правила автомногоборья

В автомногоборье существует свод правил, единых для всех дисциплин данного вида спорта:

  • в состав экипажа автомобиля может входить один водитель;
  • трассой может служить любая площадка с твердым покрытием. Основное условие – она должна быть горизонтальной, чтобы стоящий автомобиль с выключенным тормозным механизмом не мог самопроизвольно катиться;
  • если позволяют размеры площадки, допускается организация на ней одновременно нескольких одинаковых трасс;
  • допускается проведение всех комплексов соревнования на одной или нескольких оборудованных площадках. Участники поэтапно переходят от одного вида соревнования к другому;
  • любой вид соревнований должен завершиться в течение одного дня при одинаковом освещении. Исключение – условия, оговоренные в РС;
  • для участия в соревнованиях спортсмены имеют право пользоваться как своими автомобилями, так и автомобилями, предоставленными организатором мероприятия. Также допускается использование транспортных средств участников и организатора одновременно, если для всех созданы равные условия (данные допущения должны быть оговорены в РС);
  • если участник берет автомобиль организатора, он может использовать его в течение всего соревнования или для выполнения одного вида состязаний;
  • если водитель планирует пользоваться автомобилем организатора, ему предоставляется возможность осуществить пробный заезд накануне соревнований для изучения особенностей выданной машины;
  • информация об автомобиле, предоставляемом организатором (группа, марка), должна быть отражена в РС;
  • двигатель и шасси автомобиля организатора должны прогреваться перед началом соревнований;
  • организатор имеет право устанавливать лимит времени на преодоление трассы, указав его в РС. В случае превышения данного лимита участник исключается из зачета;
  • наблюдение за ходом соревнований осуществляют судьи фактов, ответственные за каждое выданное ими заключение. Их решения окончательны, и любые протесты отклоняются в соответствии с положениями Спортивного кодекса Российской автомобильной федерации (РАФ). Для наблюдения за каждым фактом судьи назначаются поименно, информация о них размещается в официальном бюллетене до начала соревнований;
  • в ходе соревнований судьи никаким способом не информируют участников о правильности либо неправильности их действий на трассе;
  • при проведении соревнования возможен перезаезд. Решение о его организации принимает коллегия спортивных комиссаров (КСК) или руководитель мероприятия.

Перезаезд допускается только в случаях, оговоренных в РС, либо, когда его необходимость вызвана причинами, не зависящими от водителя.

Терминология

Как и в любой другой дисциплине, в автомногоборье существует своя система терминов. Их список приведен в таблице.

Основные понятия в автомногоборье

Термин Значение
Ограничитель Некая помеха, которая устанавливается на трассе с целью изменения направления движения транспортного средства или для его замедления.

Ограничителями могут служить конусы, фишки, стойки и т.д.

Конус Эластичный дорожный конус либо цилиндр, изготовленный из упругого материала, высотой от 50 см.
Фишка Ограничитель небольших размеров: колея, брусок пенька и т. п.
Стойка Стержень, установленный вертикально на специальном основании. Высота стержня – не менее 1 м.
Фигура Система ограничителей (одного или нескольких), которые устанавливаются на трассе в соответствии с условными обозначениями, нанесенными на покрытие площадки. Условия движения автомобиля относительно ограничителей утверждаются РС. Разметка фигуры не меняется до конца соревнования, и в случае смещения ограничителей (к примеру, при сбивании автомобилем) они устанавливаются на свои исходные места.
Упражнение Комплекс зачетных действий, выполняемых водителем на фигуре либо трассе. Объем упражнения устанавливается РС.
Нарушение схемы движения по трассе (фигуре) Искажение установленного РС порядка проезда трассы (фигуры).
Линия старта Начальный пункт трассы. Обозначается линией с ограничителями, размещенными по краям. Длина – 3 м, ширина может варьироваться в зависимости от РС.

Исключение: стартовый/финишный квадрат. Данное обозначение имеет размеры 50х50 см и наносится ярким цветом, который должен быть отчетливо виден участникам соревнований.

Линия финиша Конечный пункт трассы. Представляет собой линию с ограничителями по краям. Длина – 3 м, ширина – до 15 см.

Допускается совмещение линии старта и финиша.

Финиш базой Вариант остановки автомобиля, когда финишная линия оказывается между его колесами, но не касается их.
Вид соревнования Определенные условия прохождения дистанции с набором фигур, либо иные состязания, проводимые в рамках правил РС.
Попытка Все действия, которые участник совершает на трассе после старта по команде.
Зачетная попытка Совокупность действий участника (попытка), результаты которой будут учитываться при подведении итогов состязания.
Исключение Водителя из зачета Операция, при которой участнику заезда засчитывается худший результат и дополнительно начисляется 20 секунд.

Помимо вышеперечисленных понятий в автомногоборье также используются общие термины, относящиеся к сфере автоспорта и автомеханики.

Регламент проведения соревнований

Данный документ должен быть составлен в соответствии с положениями Спортивного кодекса РАФ и включать в себя информацию по следующим пунктам:

  • адрес и наименование организации-учредителя соревнования;
  • название, программа и статус планируемого мероприятия;
  • заявление о соответствии всех условий и правил данного соревнования с Единой Всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК), правилами автомногоборья (ПАМ), Спортивным кодексом РАФ, а для соревнований международного уровня – с международным спортивным кодексом Международной автомобильной федерации(МСК ФИА);
  • список официальных представителей организации-учредителя и контактная информация;
  • точные дата и место проведения состязаний;
  • подробное описание планируемого соревнования: сведения о трассе, требования к транспортным средствам, подробная программа и т. д.;
  • подробная информация об оформлении заявок на участие (даты начала и окончания приема заявок, размер взносов (при наличии), допустимое число участников в команде, адрес подачи заявок);
  • условия страхования;
  • информация по заездам (дата и время начала, содержание, наличие и величина гандикапов);
  • особенности фиксации финиша и подведения итогов;
  • сведения о наградах;
  • состав судейской коллегии, иных официальных представителей, либо список имен спортивных комиссаров и руководителя.

После того как официально открыт прием заявок на участие в соревнованиях, изменения регламента недопустимы (кроме замены официальных лиц по согласованию).

Однако эта статья имеет ряд исключений. В регламент соревнований допускается вносить поправки в следующих случаях:

  • отсутствие возражений со стороны всех участников, которые уже подали заявки;
  • при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) – в данном случае решение принимается спортивным комиссариатом;
  • в целях обеспечения безопасности.

Кроме того, регламентом может быть предусмотрена возможность переноса либо отмены соревнования. Если же этот вопрос не оговорен, сроки проведения мероприятия менять недопустимо (за исключением случаев возникновения угрозы безопасности или форс-мажора ­­­– тогда такое решение принимает КСК).

Система оценивания

Определение результатов в соревнованиях по автомногоборью происходит в соответствии с общими правилами (за исключением тех случаев, когда РС предусмотрен другой вариант):

  1. Фиксация времени каждого заезда в протоколе соревнования осуществляется с точностью до десятых долей секунды при использования ручного секундомера, и до сотых – при электронном хронометраже. Секундомер должен останавливаться в момент пересечения линии финиша выступающей по направлению движения частью автомобиля.
  2. Определение личных результатов участников происходит путем расчета суммарного времени, затраченного на преодоление дистанции, и времени пенализации (Пенализация и условия исключения водителя из зачета устанавливаются правилами).
  3. Личные места участников в комплексе автомногоборья определяются с помощью специальной таблицы, по которой им начисляются очки за каждый вид соревнования.
  4. Если сумма зачетных очков одинаковая у нескольких водителей, первенство определяется в соответствии с условиями РС.

По результатам соревнований допускается составление классификации командного зачета, порядок которого также устанавливается РС.

Уравнивание условий участия в соревнованиях

Чтобы уравнять условия выполнения различных фигур классического скоростного маневрирования, организаторы вправе поделить автомобили, участвующие в соревновании, на зачетные группы в соответствии с длиной:

  • «мини» – до 4 м;
  • «миди» – от 4 до 4,3 м;
  • «макси» – более 4,3 м.

Размеры фигур на трассе будут изменяться для каждой группы автомобилей в соответствии с их габаритами.

Также с целью уравнивания условий проведения соревнований для всех участников организаторы имеют право делить транспортные средства, принимающие участие в заезде, на зачетные группы по различным параметрам (например, по типу привода: полноприводные, переднеприводные, заднеприводные). Однако возможность такого разделения должна быть описана в РС.

В рамках одного соревнования водитель имеет право участвовать только в одной зачетной группе.

Административная проверка

Данная процедура осуществляется перед стартом по расписанию, указанному в РС, и включает в себя проверку пакета следующих документов участников:

  • заполненная форма заявки;
  • водительская лицензия;
  • страховой полис от несчастных случаев с повышающим коэффициентом (с учетом расширенной ответственности за занятия автомобильным спортом);
  • для лиц, не достигших 18-ти лет – заверенное у нотариуса разрешение обоих законных представителей на участие в соревнованиях по автоспорту.

В случае если участник по каким-либо причинам не прошел административную проверку в рамках отведенного для нее времени, к старту он не допускается. Однако он может получить разрешение к участию в соревнованиях по решению КСК.

Техническая инспекция

Данная проверка проводится в обязательном порядке перед стартом и включает в себя контроль следующих параметров автомобиля:

  • соответствие требованиям безопасности;
  • соответствие колес требованиям РС;
  • соответствие зачетной группе (если они предусмотрены регламентом).

Помимо этого, могут проводиться дополнительные технические проверки в любой момент в ходе соревнования, кроме нахождения автомобиля на зачетной дистанции.

Требования безопасности

Автомобиль – это источник повышенной опасности, а на спортивной трассе риск угрозы здоровью и жизни водителя намного выше, чем на обычной дороге. Поэтому для обеспечения безопасности при проведении соревнований по автомногоборью должны строго соблюдаться следующие меры:

  • площадка, выделенная для проведения соревнований, должна быть изолирована. На нее не допускаются посторонние пешеходы и любой транспорт, который не принимает участия в соревнованиях;
  • при движении автомобиля все находящиеся в нем участники должны быть пристегнуты ремнями безопасности;
  • запрещается удаление из автомобиля заводских элементов, равно как и установка на него особых утяжелителей или деталей для изменения габаритов;
  • в салоне и багажном отделении все предметы (запасное колесо, огнетушитель, аптечка, набор инструментов и др.) должны быть надежно зафиксированы.

В случае выявления нарушений требований безопасности участник может быть не допущен к участию в соревнованиях.

Медицинский контроль

Внезапное ухудшение состояния здоровья водителя за рулем может привести к потере управления автомобилем, и, как следствие, к аварии. В связи с этим, согласно рекомендациям, до начала соревнований все участники проходят обязательный медосмотр, по объему эквивалентный предрейсовому осмотру водителей. В него входят:

  • внешний осмотр кожи, слизистых, проверка реакции зрачков;
  • изучение жалоб участника (при их наличии);
  • измерение показателей тела (температура, артериальное давление, пульс);
  • определение наличия состояния алкогольного или наркотического опьянения.

Допуск к участию в соревнованиях дается при отсутствии у водителя жалоб, симптомов заболеваний, признаков алкогольного или наркотического опьянения. Медицинский работник имеет право отстранить водителя от участия в соревнованиях, если в результате осмотра будут выявлены признаки ухудшения состояния здоровья.

Основные дисциплины в автомногоборье

Как было указано выше, первым этапом практически всех соревнований по автомногоборью является проверка теории – решение тестов на знание ПДД. Здесь результат зависит от количества допущенных ошибок и времени, затраченного на выполнение заданий, поэтому решать их надо быстро и не допуская неверных ответов.

По итогам теоретического этапа соревнований происходит награждение лучших участников, а полученные очки также идут в общий зачет. В связи с этим знание теории не менее важно, чем практические навыки.

Второй этап – соревнования по вождению. Здесь водителям нужно показать свое мастерство в прохождении различных фигур, которые зачастую намного сложнее, чем на экзамене в ГАИ.

В автомногоборье существует несколько видов соревнования:

  • «классика»;
  • «нестандарт»;
  • автомобильный слалом;
  • развороты.

Рассмотрим эти дисциплины подробнее.

Классическое скоростное маневрирование (фигурное вождение, «классика»)

Классическое скоростное маневрирование заключается в скоростном преодолении трассы. На дистанции размещаются фигуры разной степени сложности, имитирующие всевозможные условия на дороге.

Количество фигур, их сложность, расположение и порядок прохождения должны заранее определяться организатором с обязательным указанием данной информации в РС, либо жеребьевкой перед началом соревнований (в том случае, если данный вариант утвержден в РС). Вне зависимости от установленной последовательности прохождения фигур, трасса должна завершаться упражнением «стоп».

Фигуры располагаются на площадке с учетом их размеров и особенностей, и при построении применяется общее правило: стойки, выступающие в роли ограничителей, не должны располагаться ближе 1 м друг к другу.

Ниже приведено описание стандартных фигур, которые используются в соревнованиях по автомногоборью.

Основные фигуры трассы

Фигура Описание Условия выполнения/упражнения
«Эстафета»

Металлическое кольцо диаметром 20 см, которое нанизывается на специальный кронштейн на стойке, установленный на уровне середины бокового окна автомобиля.

Существует два варианта данной фигуры:

а) «эстафета круговая» – с использованием одной стойки;

б) «эстафета линейная» – с применением двух стоек, расставленных на расстоянии минимум 15 м одна от другой.

а) в «эстафете круговой»: снятие кольца с кронштейна, объезд стойки, возвращение кольца на место;

б) в «эстафете линейной»: снятие кольца с первой стойки, движение ко второй, надевание кольца на кронштейн.

Существует разновидность «эстафеты линейной»

с одной стойкой: участник снимает кольцо с кронштейна, выполняет другие упражнения (их перечень указан в РС), и только после этого возвращает кольцо на место.

Допускается надевать кольцо через верх стойки.

«Круг» Две окружности с общим центром, отмеченные ограничителями, которые образуют кольцевую проезжую часть.

На внешней окружности обозначены «ворота» – место въезда и выезда из фигуры.

Въезд в фигуру, объезд полного круга, выезд. Ограничители задевать нельзя.

Существует стандартный порядок проезда данной фигуры:

1) в направлении по часовой стрелке передним ходом;

2) в обратном направлении задним ходом.

Все действия внутри окружности считаются отдельными упражнениями.

«Крест» Фигура, являющаяся аналогом «круга». Отличается иным расположением ограничителей. Порядок проезда фигуры определяется в РС.
«Стоянка» Прямоугольник, который с трех сторон отмечен ограничителями. Последняя сторона (длинная) открыта, и отмечена линией по наружному краю.

Данная фигура применяется на экзамене в ГАИ (изображает параллельную, или боковую, парковку).

Заезд в фигуру с открытой стороны, остановка внутри периметра прямоугольника и выезд.

Условия правильного выполнения:

— отсутствие выступающих за периметр фигуры частей автомобиля в момент нахождения в ней (за исключением бокового зеркала заднего вида и фаркопа);

— при выезде не задеты ограничители.

Заезд на «стоянку» может осуществляться любым бортом и ходом.

«Бокс» Аналог «стоянки», с той разницей, что в прямоугольнике открыта короткая сторона.

Также может использоваться на экзамене по вождению и является имитацией перпендикулярной парковки или гаража.

Заезд в «бокс» задним ходом (при отсутствии иных оговоренных условий), остановка внутри и выезд.

Условия правильного выполнения те же, что и для «стоянки».

«Колея» Две пары небольших ограничителей (брусков) выкладываются параллельно в два ряда, образуя подобие колеи с таким расчетом, что между ними может проехать колесо.

Торцы брусков срезаны со стороны прохождения колес.

Ограничители устанавливаются поверх специально нанесенной разметки, точно повторяющей их очертания, чтобы в случае задевания брусков колесами это можно было зафиксировать визуально. Также разметка позволяет возвращать сдвинутые фишки на место.

Проезд фигуры (движение колес между двух рядов брусков) колесами одной стороны автомобиля без касания фишек.

Возможны варианты проезда любой стороной, передним и задним ходом.

«Пеньки» Две фишки цилиндрической либо прямоугольной формы, которые выставляются на расстоянии колесной базы автомобиля.

Высота пеньков не должна превышать клиренс автомобиля (или наименьший дорожный просвет – параметр, равный расстоянию от самой низкой центральной части транспортного средства до поверхности дорожного покрытия) в соответствии с его технической характеристикой.

Если все участники соревнований используют один автомобиль, допустимо использовать пеньки, руководствуясь фактическим просветом.

Проезд над пеньками передним ходом.
«Змейка» Стойки, которые устанавливаются в одну линию на равном расстоянии друг от друга таким образом, чтобы между двумя соседними стойками мог проехать автомобиль.

Обычно используется не менее 5 стоек.

Проезд между всеми стойками по очереди без задевания их.

Упражнение выполняется сначала передним, потом задним ходом.

«Габаритные ворота» Фигура, состоящая из стоек и двух пар стержней (консолей), расположенных на них горизонтально по уровню максимальной габаритной ширины автомобиля. Стержни лежат свободно и не закреплены.

На покрытие площадки наносится разметка, обозначающая основания стоек и свободные концы консолей – это необходимо для контроля проезда.

Консоли могут снабжаться мягкими наконечниками для защиты автомобиля от случайных царапин в случае их падения. В этом случае размер наконечников тоже входит в зачетный габарит.

Проезд фигуры сначала передним, а затем задним ходом без касания ограничителей.
«Стоп» Линия финиша (параметры описаны выше), перед которой на расстоянии 1 м наносится вторая линия для ограничения фигуры. Обе линии должны быть параллельны.

Пересечение финишной линии с последующей остановкой автомобиля в точке, в которой обеспечивается контакт обоих зачетных колес с линией «стоп».

Важно! При выполнении этого элемента запрещено отпускать педаль тормоза без разрешения судьи.

Участник выполняет упражнение «стоп» после того, как его финиширование зафиксировано.

Возможны варианты касания стоп-линии передними колесами после движения передним и задним ходом.

Допускается частичный контакт колеса с линией «стоп».

В разных соревнованиях для каждой фигуры могут встречаться иные варианты упражнений, помимо вышеописанных, однако они должны быть оговорены в РС.

Упражнения, которые выполняются в пределах одной фигуры передним и задним ходом, считаются самостоятельными. В целях безопасности в схему вида допускается включать дополнительные ограничители. В этом случае пенализация за их смещения должна быть также указана в РС.

Порядок старта и движение по трассе

В «классике» допускается только индивидуальный старт, и на трассе одновременно может находиться только один автомобиль. До момента подачи стартовой команды автомобиль не двигается, но мотор должен работать (если иное не оговорено в РС), передние колеса не должны выходить за линию старта. В том случае, когда используется автоматический хронометраж, запускающие его части автомобиля должны находиться не ближе 10 см к стартовой линии. В момент старта водитель должен находиться в кабине.

Если на площадке параллельно оборудовано несколько трасс, порядок их проезда решается жеребьевкой (при отсутствии в РС других вариантов).

При прохождении трассы водитель имеет право использовать любые маневры, за исключением остановки в «мертвой» зоне линии финиша. Завершение одного упражнения считается началом следующего.

Как и обычный водитель, участник может не только смотреть в зеркала, но при необходимости даже выглядывать в окно с опущенным стеклом, чтобы лучше рассмотреть, что находится сзади – правилами это не запрещено.

Судьи могут принудительно остановить автомобиль, но это допускается только в двух случаях:

  • создание опасной ситуации для окружающих или самого участника;
  • превышение лимита времени.

Однако если водитель сбился со схемы трассы и решил приехать к той точке, где впервые допустил ошибку, судьи этому не препятствуют, и участник имеет право повторно проехать дистанцию и получить зачет. В этом случае все упражнения, которые участник выполнил дважды, фиксируются в протоколе тоже два раза.

Пенализация и исключение из зачета

Штрафные секунды водитель может получить, если:

  • специально открывает двери автомобиля на трассе;
  • задевает ограничитель (стойку) своим автомобилем или сам (при задевании колесами основания стойки штраф не дается, а повторные задевания одного и того же ограничителя при выполнении одной фигуры считаются за одно);
  • задевает любые ограничители дополнительными элементами автомобиля (зеркала, фаркоп, брызговики и т. п.);
  • задевает ограничители фигуры, которую в данный момент не проезжает;
  • неправильно выполнит упражнение «стоп» (например, после остановки одно колесо не будет касаться стоп-линии). В спорных случаях для проверки касания между финишной чертой и колесом просовывают лист бумаги. Если он проходит – контакта нет;
  • не до конца заехал в фигуры «стоянка» или «бокс».

Рекомендуемая пенализация за разные нарушения установлена общими правилами и может составлять от 5 до 20 секунд. К примеру, за фальстарт или задевание кронштейна (фигура «габаритные ворота») дается по 5 секунд, а за открытие дверцы на трассе или неполный заезд в «бокс» – по 20 секунд. При использовании иных вариантов пенализации должны быть оговорены в РС.

При грубых нарушениях и несоблюдении определенных условий участника могут исключить из зачета. Это происходит в следующих случаях:

  • Если водитель прибегает к посторонней помощи при прохождении трассы или ремонте автомобиля. Исключение: помощь судей, помощь с целью предотвращения аварийной ситуации, освобождение трассы – в случаях, когда автомобиль является угрозой безопасности других участников (тогда КСК или главный судья могут помогать в принудительном порядке);
  • Если участник не уложился во временной интервал;
  • Пропуск упражнений или нарушение схемы их выполнения, нарушение условий проезда фигур;
  • Если водитель задел три ограничителя при выполнении одного упражнения;
  • Использование водителем переговорных устройств.

Помимо обычного варианта «классики» существует вариант «Б», который имеет свои особенности.

Например, здесь участнику на каждое упражнение, кроме «стоп-линии», предоставляется по две попытки и право на отказ от прохождения одного любого на выбор. Водитель должен следить за сигналами судьи, который находится непосредственно в зоне его видимости.

Так, при верном прохождении элемента судья сигнализирует об этом при помощи зеленого флажка, и остальные судьи на дистанции повторяют этот знак. Если водитель ошибся, ему показывают желтый флаг, и текущая попытка завершается. Если же участник не смог завершить элемент и со второй попытки, сигнал подается при помощи обоих флажков, что означает разрешение перейти к следующей фигуре (возможен вариант сигнализации одним желтым флагом, тогда горизонтальное поднятие означает зачет упражнения, а вертикальное – ошибку).

В том случае, если водитель не смог выполнить два элемента трассы или задел штрафную стойку, он из зачета исключается и покидает трассу.

Нестандартное скоростное маневрирование («нестандарт»)

Как и в «классике», суть данной разновидности автомногоборья заключается в преодолении трассы с комплексом фигур на время. В данном виде могут использоваться как наборы элементов, подобранные самим организатором, так и специальные (например, созданная спортивно-техническим центром «Автоспортивное многоборье» «универсальная решетка», состоящая из четырех «крестов» с особенным расположением лучей).

Помимо общих правил, одинаковых для всех дисциплин автомногоборья, в «нестандарте» имеются свои особенности. К примеру, ограничители здесь можно обозначать дополнительными элементами (яркими чехлами, цветными флажками) для облегчения распознавания условий езды.

Порядок старта и движения по трассе

РС устанавливаются условия старта и число заездов, которые могут проходить в одном комплексе фигур. Допустимо любое маневрирование, если оно не нарушает последовательность выполнения схемы. А если водитель все же нарушил порядок прохождения, он имеет право вернуться к нужной точке и исправить свою ошибку. Для удобства фиксации нарушений судьями дистанция делится на условные участки.

Пенализация и исключение из зачета

Если иное дополнительно не оговорено в РС, в «нестандарте» начисляется пенализация в размере пять секунд за:

  • фальстарт;
  • задевание стойки, повлекшее ее смещение или падение;
  • неправильное осуществление финиша.

Водитель может быть исключен из зачета, если он:

  • опрокинул 6 ограничителей;
  • нарушил схему проезда и не исправил ее;
  • отстегнул ремень безопасности, находясь на дистанции.

Помимо этого, участники исключаются также на общих условиях, таких как превышение лимита времени, пользование рацией и пр.

Автомобильный слалом

Это вид автомобильного соревнования, которое проводится на трассе, оборудованной таким образом, что водитель вынужден постоянно менять скорость и направление езды. С этой целью на дистанции устанавливаются разнообразные ограничители.

Из-за своей специфики слалом имеет одну особенность – в отличие от других видов соревнований, в день проведения слалома тренировочные заезды по трассе запрещены, если иной вариант не предусмотрен РС.

Требования к трассе

Трасса в слаломе отличается большим количеством поворотов и разнообразных помех для движения. Согласно правилам, на 100 м дистанции должно приходиться десять и более препятствий, таких как ограничители (одиночные и последовательно установленные), ворота и коридоры. Могут быть использованы также фигуры «классики» для повышения безопасности участников путем понижения скорости. Для организации каждого препятствия установлены свои правила и условия размещения на площадке.

То же касается и поворотов – они размещаются не далее 100 м друг от друга, но в то же время не должны быть слишком крутыми. Так, максимально допустимый угол поворота на трассе составляет 45°.

Порядок старта и движения по трассе

Общий порядок старта такой же, как и в фигурном вождении.

Количество заездов, очередность и интервалы между ними оговаривается в РС.

Водитель вправе использовать одни и те же элементы на трассе несколько раз в разных направлениях.

Пенализация и исключение из зачета

Правила пенализации те же, что и в «нестандарте».

Помимо перечня условий исключения из зачета, указанных в «классике» и «нестандарте», в слаломе водитель может удаляться с трассы, если допустил фальстарт (действует при проведении двух и более зачетных заездов), и в случае пропуска более двух проездов.

Существуют две разновидности автомобильного слалома: линейный и спринт. Каждый из них отличается характерной формой трассы и имеет свои особенности, которые отражены в таблице ниже.

Сравнительная характеристика видов слалома

Параметр Линейный Спринт
Требования к трассе Трасса имеет вид «змейки» с одной особенностью: по направлению к середине дистанции ширина каждого следующего проезда между стойками сужается на 1 м.

Если размеры площадки не позволяют разместить всю дистанцию на одной линии, разрешается однократный изгиб трассы (это оговаривается в РС). В этом случае за последним ограничителем «змейки» размещается специальная разворотная стойка (на том же расстоянии, что и точка старта от первой стойки трассы).

Точка старта и финиша обозначается при помощи стартового/финишного квадрата.

Трасса состоит из комбинации прямолинейных и слаломных участков.

Соседние стойки должны размещаться на расстоянии 10 м одна от другой, если в РС не принято иное.

Трасса обычно замкнутая, две зоны старта-финиша располагаются на противоположных прямых участках.

Порядок старта

Тот же, что и в «классике», с тем условием, что до начала движения одно колесо автомобиля участника (левое переднее) касается соответствующей разметки. Отдаются в прямом и обратном направлении.

Движение по трассе Допустимо в обоих направлениях любым ходом. Осью разворота служит последний ограничитель или разворотная стойка (при ее наличии). Любым ходом
Финиширование Условия оговорены в РС.

Время фиксируется при пересечении автомобилем соответствующей разметки, и участник продолжает движение, пока не выполнит условие финиша – колесо должно дотронуться до квадрата.

Финиш «базой».

В данных видах слалома помимо стандартных допустимы и другие условия старта/завершения заезда, однако они должны быть утверждены в РС.

Развороты

Еще один вид соревнований, присутствующих в автомногоборье.

Выглядит он следующим образом: на площадке располагаются два прямоугольника на некотором расстоянии друг от друга, отмеченные фишками, и стойка.

Тронувшись с места, водителю нужно заехать в первую фигуру, пересечь ее и выехать с противоположной стороны задним ходом. Продолжая двигаться таким образом, участник должен войти во вторую фигуру багажником вперед и выехать из нее снова передним ходом с другой стороны. После этого водителю нужно совершить разворот вокруг стойки и снова ехать к первому прямоугольнику для повторения маневра. После выполнения всех действий автомобиль должен финишировать базой.

Автомобиль может осуществлять разворот внутри прямоугольника любой стороной (в РС сторона не оговаривается). Для выполнения разворотов рекомендовано использование на площадке двух параллельных трасс. В РС должны быть оговорены пенализация и условия, при которых участник исключается из зачета.

Резюмируя, следует отметить, что такая дисциплина как автомногоборье, несомненно, интересна широкому кругу зрителей благодаря своей зрелищности и динамичности. Однако основная задача этого вида спорта заключается в другом.

Автомногоборьем можно заниматься подросткам и молодым людям для приобретения и отработки практических навыков вождения, а также с целью подготовки к сдаче экзаменов на права.

Очевидно, что после прохождения школы автомногоборья молодые водители будут чувствовать себя увереннее на дороге, вследствие чего снизится вероятность возникновения ДТП.

Помимо этого, благодаря увлечению данным видом спорта молодые люди научатся разбираться в устройстве и принципах работы автомобиля, что является полезным навыком в повседневной жизни.

Источник статьи: http://alvin-almazov.ru/rules/avtomnogobore-trening-po-pdd-ili-samostoyatelnyj-sport/

Оцените статью