- Современная диагностика автомобилей
- Классические способы диагностики авто
- Современная компьютерная диагностика
- Оборудование для диагностики
- Сканер
- Мотортестер
- Газоанализатор
- Дополнительное оборудование
- Топливные монометры
- Тестер утечек
- Стетоскоп технический
- Эндоскоп
- Зачем нужно проводить диагностику
- Компьютерная диагностика авто: когда и зачем?
- Зачем нужна диагностика автомобиля?
- Типы диагностических устройств
- Что проверяется при компьютерной диагностике?
- Когда нужно делать компьютерную диагностику?
- ТОП-5 вопросов о компьютерной диагностике
Современная диагностика автомобилей
В недавнем по историческим меркам прошлом, лет так 60 назад, если бы кто-то попросил в магазине книгу об «электронике автомобилей», она была бы очень маленькой, а книг об «электронной диагностике автомобилей» не было вообще. Но мы живем в другое время и без этих понятий и атрибутов автомобиль уже представить невозможно.
Первая электроника в автомобилях контролировала лишь управление двигателем. Но прогресс движется вперед. В современные модели автомобилей внедряют десятки подобных блоков управления. Эти системы могут управлять практически любым элементом транспортного средства:
- регулировать работу двигателя;
- контролировать тормозную систему;
- отвечать за климат-контроль и создавать комфортные условия в салоне;
- управлять коробкой передач.
Классические способы диагностики авто
Диагностика – это процесс нахождения причин неисправности по определенным признакам.
До того, как в автомобилях начали использовать сложные электронные блоки, электрические цепи автомобиля представляли собой довольно простые системы. Эти цепи получали питание от аккумуляторной батареи. Схема подключения была довольно простая: тумблер (кнопка) – реле – исполнительный механизм. Для того чтобы найти неисправность в такой цепи, автоэлектрику не нужно было обладать специальным оборудованием, достаточно иметь контрольную лампу, амперметр и вольтметр, чтобы отследить получение питания отдельных узлов. В случае нахождения неисправности, вышедший из строя узел менялся на новый. Даже в случае с неизвестными марками автомобилей, ремонтнику не приходилось много трудиться, по конструкции и принципу действия все автомобили были похожи.
Современная компьютерная диагностика
На современных автомобилях очень мало используется старый метод питания двумя уровнями, плюс либо масса. Сигнал по CAN-шинам передается с помощью сложных аналоговых и системы двоичных сигналов, он идет от датчиков к ЭБУ, далее к исполнительным механизмам. При этом контрольная лампа, как и очень многие другие традиционные методы, как, например, в случае со старыми автомобилями, мало чем помогут. А в некоторых случаях могут навредить, нанеся повреждения проводке.
Эти тенденции привели к необходимости создания принципиально нового диагностического оборудования и разработке новых компьютерных программ, которые бы обеспечили быстрый доступ к необходимой информации о ремонтируемом автомобиле.
Теперь при помощи компьютерной диагностики имеется прекрасная возможность проверять работу не только двигателя, но и тормозных систем автомобилей, климатической установки, приборной панели, мультимедийных систем и тому подобное.
С помощью компьютерной проверки водитель может максимально точно и быстро проанализировать состояние отдельных механизмов, которые находятся под управлением электроники. Такая комплексная диагностика позволяет удостовериться в том, что машина действительно исправна.
С другой стороны, компьютерная проверка помогает оценить состояние лишь тех систем, которые основаны на электронике. Однако важнейшая работа в автомобиле достается механизмам. Это означает, что ошибки в показаниях датчиков могут возникать из-за механических неисправностей. Поэтому не спешите менять электронику, если обнаружите, что какой-то прибор работает не так, как нужно. Вполне возможно, что причиной этому является вышедший из строя механизм.
Оборудование для диагностики
Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры.
Сканер
Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму. Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.
Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.
Мотортестер
Данный прибор – это глаза диагноста. Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под диагностику двигателей, под измерение высокого напряжения, давлений, токов. Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.
В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.
Газоанализатор
То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.
То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.
Дополнительное оборудование
Даже основными диагностическими приборами нельзя полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.
Топливные монометры
В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей. Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.
Пример из практики автосервиса «Желтый бокс»
Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).
Тестер утечек
Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе. Какие места утечек могут быть: Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда. Регуляторы холостого хода.
Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.
Стетоскоп технический
Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.
Эндоскоп
Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет? Как это увидеть, не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.
Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру. Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой. Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась. И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.
Зачем нужно проводить диагностику
Обстоятельства, при которых владельцу транспортного средства желательно провести его комплексную диагностику:
- Если он заметил «странности» при управлении автомобилем, например:
- увеличенный расход топлива;
- замедление при нажатии на педаль газа;
- длительный (дольше обычного) прогрев;
- не запускается / плохо запускается;
- заметно потерял мощность;
- издает посторонние шумы и стуки;
- выпускает черный или белый выхлоп;
- работает неравномерно и др.
- После ДТП. Существует большая вероятность того, что рабочие компоненты авто имеют незаметные на первый взгляд повреждения, которые в любой момент могут создать вам проблемы.
- При покупке автомобиля б/у. Диагностику проводят с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигателя, чтобы не купить «кота в мешке».
- Он заботится о своем автомобиле, о безопасной езде, и старается регулярно проходить плановое техническое обслуживание.
Источник статьи: http://ybvl.ru/otchet-mekhanika/sovremennaya-diagnostika-avtomobiley/
Компьютерная диагностика авто: когда и зачем?
Компьютерная диагностика автомобиля способна не только провести комплекс необходимых и, зачастую, обязательных операций по контролю состояния электронной и электрической начинок авто, но также и проверку «механики», включая подвеску, двигатель, трансмиссию и так далее. А уж диагностика систем автомобиля — так это и вообще в первую очередь!
Зачем нужна диагностика автомобиля?
Конструктивно современный автомобиль является сегодня крайне сложным сочетанием механики, гидравлики, электрики и, главное, электроники. А без последней — подавляющее большинство систем, агрегатов и узлов автомобиля банально не смогут работать.
Электрическое и электронное оборудование автомобиля включает в себя следующий перечень основных систем, а это:
— система питания, вне зависимости от типа топлива – бензин, дизель, газ, гибрид или «чисто электрический»;
— система зажигания (это и далее касается так называемых традиционных двигателей внутреннего сгорания, ДВС);
— система смазки всех движущихся частей и механизмов авто;
— система охлаждения не только ДВС, но и некоторых других механических узлов, как, например, тормозов, коробок передач и других элементов трансмиссии и ходовой части.
Электронный блок управления (ЭБУ) автомобилем держит под контролем все периферийные электронные блоки управления системами и механизмами:
— системы управления ДВС;
— ЭБУ тормозной системы (в частности, ABS);
— системы удержания автомобиля в пределах полосы движения на скользких покрытиях – ESP, круиз-контроля, системы контроля слепых зон и многих других «электронных помощников» активной системы безопасности автомобиля;
— ЭБУ пассивной системы безопасности автомобиля (датчиков удара в лонжеронах и не только в них, преднатяжителей ремней с пиропатронами, подушек безопасности водителя и пассажиров (SRS), там, где они конструктивно предусмотрены) и тд;
— систему управления блоком комфорта, систем кондиционирования и вентиляции салона;
— управление наружными и внутренними световыми приборами;
— системы защиты авто от несанкционированного доступа (иммобилайзера, сигнализации, GPS или GSM и тп);
— управление так называемым дополнительным заводским и дополнительно инсталлированным оборудованием.
Фактически каждый из этих электронных блоков является своеобразным микрокомпьютером, куда всевозможные датчики, актуаторы и другие исполнительные устройства передают свои данные. Например, только у блока управления двигателем имеется связь с датчиками положения коленчатого и распределительного валов, с расходомером воздуха, с искровым и топливным распределением, с инжекторами, с регуляторами холостого хода и тд, и тп.
Все блоки ЭБУ связаны между собой посредством так называемой CAN-шины, которая производит скоростную передачу данных, что и позволяет осуществлять согласованную и бесперебойную работу всех систем автомобиля. Не только сам «центральный ЭБУ», но и каждый из периферийных, имеют собственные диагностические разъемы, однако последними пользуются только «узкие» специалисты.
С центрального диагностического разъема снимают данные о неисправностях групп элементов; производят общий и оперативный контроль за работой устройств (коррекцию углов опережения зажигания, согласование моментов искрообразования и его продолжительности, время и продолжительность впрыска и тд); стирают накопившиеся ошибки и даже перепрограммируют отдельные системы и их управляющие блоки.
Исходя из всего выше написанного, следует сказать, что к компьютерной диагностике своего авто следует (ВСЕГДА) относиться с полным вниманием и серьезностью.
Типы диагностических устройств
Что такое интерфейс и из чего он складывается? Это диагностический разъем, далее – кабели для присоединения диагностического прибора к системам автомобиля, само диагностическое устройство, плюс система команд согласования бортового компьютера с диагностическим оборудованием (протоколы обмена).
Для диагностики автомобилей применяется полноценные компьютеры (как правило, сегодня это ноутбук), а также планшеты и даже… смартфоны (современный телефон — это также персональный компьютер, который способен проводить диагностику автомобиля).
Поиск и устранение неисправностей производится путем анализа кода ошибок, которые собираются и накапливаются в бортовом компьютере автомобиля.
Существует несколько видов такого рода специальных приборов:
1. Дилерские сканеры.
Как правило, они работают с конкретной маркой, а также с некоторыми родственными брендами в пределах группы компаний (например, VW Group, Renault-Nissan Group, PSA Peugeot-Citroen Alliance и так далее). В них применён весьма широкий набор функций не только контроля и диагностики, но и перепрограммирования целой массы различных параметров. Подобным сканерам удается не только выдавать и расшифровывать коды ошибок, но также указывать места их появления, проводить диагностику по самым различным алгоритмам, выдавая даже возможные или вероятностные причины ошибок, а также способы устранения проблем и устранения неисправностей.
2. Мультимарочные сканеры.
Такие умеют работать с довольно широким «парком» автомобилей и марок, что является их основным преимуществом, а из недостатков следует отметить «меньшую глубину» диагностики. Кроме того, не все они умеют перепрограммировать блоки управления, и не многие из них приспособлены к детальной расшифровке кодов ошибок. Некоторые производители используют разные протоколы обмена данными, и порой даже разные конструкции диагностических разъемов. Основной особенностью «мультимарочников» является как раз то, что они поддерживают одновременно несколько протоколов и снабжены иногда целым набором кабелей и переходников-адаптеров.
Но для «серьезной работы» с системами автомобиля, повторяю, — не готовы. Универсальные сканеры в основном распространены в среде специалистов большинства так называемых «серых» дилеров и «многомарочных» (мультибрендовых) сервисных центров.
3. Любительские сканеры и мотор-тестеры.
Эти представляют собой специфический разъем, которые используются для подключения к диагностической колодке бортового компьютера автомобиля, а также специального ПО и/или приложения к телефону (смартфону). Работают они, зачастую, даже по bluetooth-протоколу, просты в обслуживании и использовании. Однако с помощью подобного сканера (и смартфона) можно лишь проверить (а иногда даже сбросить) некоторые несистемные ошибки, а также выполнить некоторые другие сервисные операции. Но для серьезной работы с автомобилем, тем более для изменения параметров работы его систем такой сканер не рассчитан и функционал его крайне ограничен.
Что проверяется при компьютерной диагностике?
Наиболее популярным в этой группе опросов является еще и такой: а можно ли провести компьютерную диагностику самостоятельно своими силами?
Ответ: провести диагностику — можно, но скорректировать работу какой-либо из систем автомобиля — нельзя.
А потому, что любительские, в том числе полупрофессиональные и некоторые мультимарочные сканеры, способны лишь «обозначить проблему», найти ошибки, расшифровать их коды и «довести до сведения». Максимум, на что способно такое диагностическое оборудование, так это «вытереть» ошибку из памяти бортового компьютера авто, но не всегда могут указать место неисправности и, главное, не имеют возможности решить саму проблему.
Компьютерная диагностика двигателя — один из важнейших параметров «здорового образа жизни» вашего автомобиля. Если вы посетите специализированный сервисный центр или профильную вашей марке СТО, тогда вероятность высокого качества этой самой компьютерной диагностики вырастет многократно. Ведь даже в универсальных «многомарочных» сервисных центрах работают специалисты, которые сумеют не только, например, определить положение электронной дроссельной заслонки в вашем двигателе, но и получить массу иных параметров. Более того, они способны изменить некоторые параметры для более качественного сгорания топлива, для повышения КПД двигателя и его систем, в конце концов, привести указанные параметры в максимально экономичный (или, наоборот, в максимально производительный) режим.
Когда нужно делать компьютерную диагностику?
Данная (и весьма важная) процедура прописана в Сервисной книжке вашего автомобиля. Для одних марок и моделей посещение сервисного цента регламентировано десятью тысячами километров пробега, для других регламенты прописаны — по 20-тысячному или 50-тысячному «периодам». Все зависит от производителя, марки, модели, а иногда даже — от модификации модели.
Помимо регламента могут возникать ситуации, когда автовладелец начинает слышать непривычные звуки, чувствовать изменения в поведении своего автомобиля. Это также повод обратиться на СТО и лишний раз провести диагностику, ведь профилактика всегда была и есть эффективнее (и дешевле) любого лечения.
Кроме того, производителями предусмотрены несколько сценариев оповещения владельца о «непорядках» в автомобиле. Это – пиктограммы и различные сигнальные лампочки и светодиоды на приборной панели.
Общие правила для водителя при появлении таких сигналов – следующие:
— желтый или оранжевый сигнал на приборке означает появление проблемы, но не призывает к обязательному посещению автосервиса;
— желтый мигающий говорит: «следует посетить СТО при первой же возможности»;
— красный обязывает водителя немедленно прекратить движение и вызывать эвакуатор.
Разные производители (и для различных регионов мира) предусматривают различные алгоритмы и приемы оповещения водителя. У одних это — оранжевая пиктограмма двигателя, у других — загорается надпись «Check engine» и так далее. А всего в современном автопроме применяется почти полторы сотни (!) различных указателей — подробнее о них читайте в Инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.
ТОП-5 вопросов о компьютерной диагностике
Если (как выражаются некоторые сервисмены и автовладельцы) «горит чек» или проявилась пиктограмма двигателя (или любая другая), то иногда достаточно остановиться и «перезапустить систему». То есть, следует заглушить двигатель и снова его завести.
Иногда для «сброса» нужно отсоединить и снова присоединить минусовую клемму аккумулятора, пиктограмма или предупреждающий сигнал с приборной панели исчезнет, но сама проблема — вполне вероятно — может остаться.
Проверка авто перед покупкой — также весьма популярная (и нужная) процедура, но в любом случае, даже при малейшей, непонятной вам, ситуации, лучше сразу остановиться и набрать мобильный телефон своего более опытного родственника, приятеля или знакомого сервисмена-механика. Словом, нужно немедленно попытаться выяснить причину.
При систематических и/или периодических появлениях различных пиктограмм и сигналов — немедленно на автосервис. И если вам потребуются профильные специалисты (и причем, как это часто бывает — немедленно и прямо сейчас), тогда воспользуйтесь инструментарием нашего сайта Аutоbооkіng, и мы поможем вам найти нужную СТО в вашем городе или районе. Или — в любом другом месте Украины (или Европы), где у вас вдруг возникла проблема.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b841ada3e39db00aa56df34/kompiuternaia-diagnostika-avto-kogda-i-zachem-5b8e2893409d2e00ada1e03c