Расчет коэффициента использования парка автомобилей

Показатели использования автопарка. Методика расчёта резерва увеличения выработки на 1 машину.

Показатели использования автопарка:

Коэффициент использования автопарка (Кисп) показывает, как используется автомобильный парк в работе.

Кисп = Машино-дни в работе / Машино-дни пребывания на предприятии

Машино-дни пребывания на предприятии = число автомобилей х календарные дни в периоде

Коэффициент использования рабочего времени (Кр.в.) показывает, как используется время пребывания автомобиля на линии (в наряде).

Кр.в. = машино-часы в движении / машино-часы в наряде

Степень готовности автомобильного парка к работе характеризуется коэффициентом технической готовности (Кт.г.).

Кт.г. = машино-дни в исправном состоянии / Машино-дни пребывания на предприятии

Кт.г. – Кисп = К целодневных простоев автомашин по организационным причинам.

Показатель использования пробега:

К исп. пробега = Пробег с грузом, км / Общий пробег, км

К использования грузоподъёмности (Кгр.):

Кгр. = Фактический объём грузооборота, т/км / технически возможный объём грузооборота, т/км

Таблица – Использование грузовых автомашин

Показатели Пред. год Отчётный год
план факт в % к
пла-ну пред. году
1. Всего грузовых автомашин, шт.
2. Их общий тоннаж, т
3. Машино-дни в хозяйстве(стр.1˟365)
4. Машино-дни в работе, тыс.
5. Машино-дни в ремонте, тыс.
6.Общий пробег, тыс. км
7. Пробег с грузом, тыс. км
8. Перевезено грузов, тыс. т
9. Выполнено, тыс. т/км
10. Средняя груз-ть 1 автомашины (стр.2/стр.1)
11. Техническая производ-ть машин, тыс. т/км
12. Средняя физическая загруженность 1 мамины, т (стр.9/стр.7)
13. Коэффициент использования машин в работе(стр.4/стр.3)
14. Коэффициент использования пробега (стр.12/стр.4)
15. Коэффициент использования грузоподъёмности (стр.9/стр.11)
16. Себестоимость 1 т/км, руб.

Резервы увеличения выработки на автомобиль и весь автопарк определяется на основе факторного анализа с помощью приёма цепной подстановки или способа разниц. Методика их расчёта представлена в таблице. Таблица – Подсчёт резерва увеличения выработки на автомобиль, т/км

Пред. год Отч. год Отч. год в % к предш. году
Показатели
2. Число дней работы 1 машины
3. Дневная производ-ть 1 машины, т/км
4. Выполнено – всего, тыс. т/км (1 х 2 х 3)
5. Отклонение объёма выполненных работ отч. года от прошлого — всего, тыс. т/км (4 х (2 – 1)) в том числе за счёт изменения: а) числа автомашин (1 х (2 — 1) х 2 гр. 1 х 3 гр. 1) б) числа дней работы машины (2 (гр. 1 –гр. 2) х 1 гр. 2 х 3 гр. 1) в) дневная производ-ть (3 (гр. 2 – гр. 1) х 2 гр. 2 х 1 гр. 2)
6. Резерв выполнения работы автопарком, тыс. т/км: а) числа дней работы (5б гр. 2, если результат с минусом) б) дневной производительности (5в гр. 2, если результат с минусом) в) повышения коэффициента использования пробега до 0,6 из пред. табл. (6 гр.3 х (0,60 – 14 гр. 3) х 10 гр. 3) г) повышения коэффициента использования грузоподъемности до 0,95 из пред. табл. (10 гр. 3 х (0,95 – 15 гр.3) х 7 гр.3) д) общий резерв стр. 6 (а+б+в+г)
7. Затраты по использованию автопарка, тыс. руб.
8. Себестоимость 1 т/км, руб.: а) отчётная (7 : 4) б) расчётная (7 : стр. (4 + 6д)) в) снижение себестоимости 1 т/км, руб. (8 (а-б))
9. Экономия затрат, тыс. руб. (4 гр. 2 + стр. 6д гр.2) х 8в гр. 2)

Анализ обеспеченности рабочей силой в хозяйствах.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Таблица — Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.

Категории работников Среднесписочное число за год отношение фактич. числ-ти к плану, %
план отчёт
Всего 93,27
в т.ч. занятых в сельском хозяйстве 93,67
из них: рабочие постоянные 95,6
в т.ч. трактористы -машинисты 105,88
операторы машинного доения 104,35
скотники КРС 89,66
работники свиноводства 87,5
Рабочие сезонные и временные
Служащие
Работники, занятые в подсобных промышленных производствах и промыслах
Работники торговли и общественного питания 83,33
Работники, занятые в строительстве
Работники, занятые прочими видами деятельности
Работники детских учреждений
Среднесписочная численность 93,27

Анализ показателей движения рабочеё силы и его значение для разработки предложений по закреплению рабочей силы в хозяйстве.

Важными показателями численности трудовых ресурсов являются показатели сельскохозяйственного движения рабочей силы на предприятии:

1. Коэффициент оборота рабочей силы по приему равен отношению числа принятых на работу рабочих к среднесписочному числу работников за определенный период.

2. Коэффициент оборота по увольнению представляет собой отношение числа уволенных работников по всем причинам за анализируемый период к среднесписочному числу работников за данный период.

3. Коэффициент общего оборота рабочей силы равен отношению общего числа принятых и уволенных рабочих к среднесписочному числу работников за анализируемый период.

4. Коэффициент текучести кадров равен отношению числа уволенных по собственному желанию к среднесписочному числу работников за рассматриваемый период.

5. Коэффициент стабильности кадров равен отношению числа работников проработавших полный отчетный период к среднесписочному числу работников за отчетный период.

Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращению кадров, из-за нарушений трудовой дисциплины и др.).

Напряжение, возникшее в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами, может быть несколько снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, усовершенствования технологии и организации производства.

Источник статьи: http://megalektsii.ru/s2228t7.html

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА

Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.

Задача грузового автомобильного транспорта – перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.

Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, то есть комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза.

Степень использования подвижного состава характеризуют следу­ющие показатели.

Показатели использования автомобилей рассчитываются по приведенным формулам. Предварительно следует определить среднюю грузоподъемность одного автомобиля.

Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему чис­лу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

(5.1)

где АДр – количество автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии;

АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

Коэффициент использования парка (выпуска подвижного состава на линию) (Кис) определяется отношением автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням пребывания в хозяйстве и рассчитывается по формуле:

(5.2)

где АДр – количество автомобиле-дней в работе;

АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.

Коэффициент использования пробега (Кпр) определяется отношением пробега с грузом к общему пробегу и рассчитывается по формуле:

(5.3)

где Пр – пробег с грузом, т-км;

Побщ – общий пробег, т-км

Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выпол­ненных ездок:

Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр). Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.

Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использова­нии грузоподъемности, то есть к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.

В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе, т.е. технической производительнсоти (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом) и рассчитывается по формуле:

(5.4)

где Рф – фактический грузооборот, т-км;

Рв – возможная работа, т-км

Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.

Возможная работа определяется по формуле:

(5.5)

где Пр – пробег с грузом, км;

Гср – средняя грузоподъёмность среднесписочного автомобиля, т

Средняя грузоподъемность одного автомобиля определяется по формуле:

(5.6)

где Тобщ – общий тоннаж автопарка;

Чср – среднесписочное число автомобилей, ед.

Интенсивность работы грузового автопарка характеризуется среднесуточным пробегом (Пс) автомобилей в км. Он определяется делением общего пробега на число дней работы автомобилей и рассчитывается по формуле:

(5.7)

где По – общий пробег, км;

АДр – количество автомобиле-дней в работе.

Среднее расстояние перевозок грузов (средняя дальность перевозки 1 т груза) (Пср) в км определяется делением грузооборота (выполненной транспортной работы) в т-км на объем перевезенного груза (число перевезенных грузов) в тоннах и рассчитывается по формуле:

(5.8)

где От.км – общий грузооборот, т-км;

Т – объём перевезённого груза, т

Общий коэффициент использования автопарка (Кобщ) определяется умножением коэффициента использования автопарка на коэффициент использования грузоподъемности и рассчитывается по формуле:

(5.9)

где Кис – коэффициент использования автопарка;

Кпр – коэффициент использования грузоподъёмности.

Производительность автопарка (ПАт.км) в т-км определяется по грузообороту по формуле:

(5.10)

где От.км – общий грузооборот, т-км;

Тобщ – общий тоннаж автопарка.

Производительность автопарка по объему грузоперевозок определяется по формуле:

(5.11)

где Т – общее количество перевезённого груза, т;

Тобщ – общий тоннаж автопарка, т

Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.

Время в наряде – измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения туда за вычетом вре­мени, отводимого водителю на прием пищи.

Коэффициент использования рабочего времени автомобиля определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.

Техническая скорость – это средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная от­ношению пройденного расстояния ко времени движения.

Эксплуатационная скорость – это условная скорость движе­ния подвижного состава во время его нахождения на линии, опре­деляемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.

К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят:

Число ездок – время работы подвижного состава на маршру­те, то есть время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).

Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.

Производительность транспортных средств характеризуется ко­личеством перевезенных грузов (т), или работой (т-км), выполненной за единицу времени (т за рейс, т-км за рейс).

Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.

Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового авто­транспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-ки­лометров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда во­дителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные мате­риалы.

Задание 1. В индивидуальных заданиях представлены исходные данные

для расчетов (приложение В). Номер варианта указывает

персонально каждому студенту преподаватель.

Предварительно определяется среднегодовое число автомобилей и

средняя грузоподъемность одного автомобиля.

Все рассчитанные показатели сводятся в таблицу 5.1.

По данным таблицы 5.1 сделать выводы и указать предложения по улучшению показателей использования грузового автопарка.

Таблица 5.1 – Использование грузового автотранспорта

Показатели Значение
Грузоподъемность одного среднесписочного автомобиля, т Среднесуточный пробег, км Среднее расстояние перевозок, км Коэффициент использования автопарка Коэффициент использования пробега Коэффициент использования грузоподъемности Производительность в т-км на 1 автотонну Производительность в т на 1 автотонну Общий коэффициент использования автопарка

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Задание 2. Рассчитать показатели экономической эффективности

использования сельскохозяйственной техники и транспортных

средств. Исходные данные представление в приложении Г.

Порядок выполнения задания

1. Выбрать вариант задания из табл. Г.1.

2. Определить эффективности использования сельскохозяйственной техники. На основании расчетов заполнить табл. 5.2.

3. Выбрать вариант задания из табл. Г.2.

4. Рассчитать и заполнить табл. 5.3.

5. Выбрать вариант задания из табл. Г.3.

6. Рассчитать и заполнить табл. 5.4.

7. По результатам работы сделать выводы.

8. Ответить на контрольные вопросы.

Таблица 5.2 – Экономическая оценка эффективности использования тракторов в сельскохозяйственном производстве

Показатели Расчетные значения
Тракторообеспеченность, штук на га
Нагрузку площади на 1 трактор, га
Сменная выработка, усл. эт. га
Дневная выработка, усл. эт. га
Годовая выработка на физический трактор, усл. эт. га
Коэффициент сменности работы тракторов
Коэффициент использования тракторного парка
Общее число отработанных машино-дней
Общее число отработанных машино-смен

Таблица 5.3 – Степень использования подвижного состава

Показатели Расчетные значения
Средняя длина ездки, км
Коэффициент использования пробега
Коэффициент использования грузоподъемности (статистический)
Коэффициент использования грузоподъемности (динамический)
Производительность подвижного состава, т
Среднее расстояние перевозки груза, км

Таблица 5.4 – Степень использования подвижного состава

Показатели Расчетные значения
Время в наряде, мин.
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля
Техническая скорость, км/ч.
Эксплуатационная скорость, км/ч.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Контрольные вопросы:

1. Как рассчитывается коэффициент использования пробега?

2. Как определяется коэффициент использования грузоподъемности?

3. Как определить интенсивность работы автопарка?

4. Назовите наиболее точный показатель производительности автопарка.

5. Какими мерами можно повысить коэффициент использования автопарка?

Источник статьи: http://infopedia.su/16x1095b.html

Читайте также:  Внедорожник это вид автомобиля
Оцените статью