Вопрос 20. Мощностной баланс автомобиля
При движении автомобиля тяговая мощность, подводимая к ведущим колесам, затрачивается на преодоление сопротивления движению. По аналогии с уравнением силового баланса можно записать уравнение мощностного баланса автомобиля:
которое выражает соотношение между тяговой мощностью на ведущих колесах и мощностями, теряемыми на преодоление сопротивления движению. Уравнение позволяет определить режим движения автомобиля в любой момент.
С помощью уравнения (3.24) строят график мощностного баланса автомобиля, включающий в себя зависимости от скорости движения эффективной и тяговой мощностей, а также мощностей, затрачиваемых на преодоление сопротивления движению.
Рис. 3.28. График мощностного баланса автомобиля: Nт′— тяговая мощность на III передаче при уменьшенной подаче топлива; v1— значение скорости автомобиля; 1 — III — передачи |
При построении графика мощностного баланса (рис. 3.28) сначала наносят кривые эффективной Ne и тяговой Nт мощностей в зависимости от скорости движения автомобиля на различных передачах. Далее строят кривую мощности, теряемой на преодоление сопротивления дороги Nд. Потом от кривой мощности Nд откладывают вверх значения мощности Nв,затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха при разных значениях скорости движения.
Кривая суммарной мощности Nд+ Nв определяет тяговую мощность, необходимую для равномерного движения автомобиля. При любой скорости движения вертикальный отрезок N3, заключенный между кривыми Nт и Nд+ Nв,характеризует запас мощности. При данной скорости запас мощности может быть израсходован на разгон автомобиля, преодоление дополнительного дорожного сопротивления (например, подъема) или увеличение грузоподъемности путем буксировки прицепа. При одной и той же скорости движения запас мощности на низших передачах больше, чем на высших. Следовательно, при увеличении передаточного числа трансмиссии запас мощности возрастает. Поэтому повышенные дорожные сопротивления преодолевают на низших передачах.
Отрезок, заключенный между кривыми Neи Nт,характеризует механические и гидравлические потери мощности в трансмиссии на трение, которые учитываются коэффициентом полезного действия трансмиссии.
С помощью графика мощностного баланса можно оценить тя-гово-скоростные свойства автомобиля, решая различные задачи. Рассмотрим некоторые из этих задач.
Определение максимальной скорости движения автомобиля. Максимальная скорость движения vmax определяется точкой пересечения кривой тяговой мощности Nти суммарной кривой мощностей Nд + Nв. В этой точке запас мощности равен нулю и, следовательно, ускорение также равно нулю. Скорость максимальна, так как ее дальнейшее увеличение невозможно.
Определение максимальной мощности, необходимой для преодоления сопротивления дороги. Максимальная мощность, которую расходует автомобиль на преодоление сопротивления дороги, двигаясь равномерно, при любой скорости представляет собой разность ординат тяговой мощности и мощности сопротивления воздуха:
Определение максимального подъема, преодолеваемого автомобилем. Для нахождения максимального подъема, который может преодолеть автомобиль при заданной постоянной скорости движения на любой передаче, строят суммарную кривую мощностей, затрачиваемых на преодоление сопротивлений качению и воз-духа (Nк+ Nв),и определяют мощность, расходуемую на преодоление сопротивления подъему:
Зная мощность, необходимую для преодоления сопротивления Подъему, можно найти максимальный угол αmах этого подъема.
Определение ускорения автомобиля. Для оценки ускорения, которое может развить автомобиль при выбранной скорости на дороге с заданным сопротивлением, необходимо найти мощность, расходуемую на разгон автомобиля:
|
Рис. 3.29. График мощностного баланса автомобиля на высшей передаче |
Приведенный на рис. 3.28 график мощностного баланса является типичным для легковых автомобилей и автобусов, выполненных на шасси легковых автомобилей, на которых установлены бензиновые двигатели без ограничителей угловой скорости (частоты вращения) коленчатого вала.
На рис. 3.29 представлен график мощностного баланса (на высшей передаче), характерный для грузовых автомобилей и автобусов, на которых применяются бензиновые двигатели с ограничителем угловой скорости коленчатого вала или дизели. Этот график соответствует случаю движения автомобиля по ровной горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием и постоянным значением коэффициента сопротивления.
Из рис. 3.29 видно, что по достижении максимальной скорости движения vmax грузовой автомобиль имеет некоторый запас мощности, равный N3,благодаря которому он способен преодолевать дополнительное сопротивление дороги (подъем), а также буксировать прицеп. Тем не менее развивать ускорение и увеличивать скорость движения автомобиль не может, так как этому препятствует ограничитель угловой скорости коленчатого вала двигателя.
Степень использования мощности двигателя
График мощностного баланса автомобиля строится при работе двигателя на внешней скоростной характеристике, т.е. при полной подаче топлива (при полной нагрузке двигателя). В этом случае скорость движения автомобиля будет возрастать до некоторого максимального значения.
Для равномерного движения автомобиля с меньшей скоростью на той же передаче необходимо уменьшить подачу топлива, чтобы тяговая мощность Nтизменялась по кривой N’т,показанной на рис. 3.28, т.е. нужно изменить степень использования мощности двигателя.
Степенью использования мощности двигателя называется отношение мощности, необходимой для равномерного движения автомобиля, к мощности, развиваемой двигателем при той же скорости и полной подаче топлива.
Степень использования мощности двигателя определяется по формуле
Данная величина зависит от дорожных условий, скорости движения и передаточного числа трансмиссии. Так, чем лучше дорога, меньше скорость движения и больше передаточное число трансмиссии, тем меньше степень использования мощности двигателя. Это приводит к увеличению расхода топлива и снижению топливной экономичности автомобиля.
Источник статьи: http://lektsii.org/13-60256.html
Мощностной баланс автомобиля
При движении автомобиля тяговая мощность, подводимая к ведущим колесам, затрачивается на преодоление сопротивления движению. По аналогии с уравнением силового баланса можно записать уравнение мощностного баланса автомобиля:
| (4.8) |
Представленное уравнения выражает соотношение между тяговой мощностью на ведущих колесах и мощностями, теряемыми на преодоление сопротивления движению. Уравнение позволяет определить режим движения автомобиля в любой момент.
С помощью уравнения (4.8) строят график мощностного баланса автомобиля, включающий в себя зависимости от скорости движения эффективной и тяговой мощностей, а также мощностей, затрачиваемых на преодоление сопротивления движению.
График мощностного баланса начинают строить с кривых эффективной Nеи тяговой Nтмощностей в зависимости от скорости движения автомобиля на различных передачах (рис. 4.3, а). Далее строят кривую мощности сопротивления дороги Nд. От кривой мощности Nдоткладывают вверх значения мощности Nв,затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха при разных значениях скорости движения.
Кривая суммарной мощности (Nд + Nв)определяет тяговую мощность, необходимую для равномерного движения автомобиля. При любой скорости движения отрезок Nз,заключенный между кривыми Νти(Nд + Nв),характеризует запас мощности.
Запас мощности может быть израсходован на разгон автомобиля, преодоление дополнительного дорожного сопротивления, буксировки прицепа.
График мощностного баланса (на высшей передаче), характерный для случая движения автомобиля с ограничителем по ровной горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием и постоянным значением коэффициента сопротивления имеет свои особенности (рис. 4.3, б).
| |
Рисунок 4.3 – Мощностной баланс автомобиля при движении на различных передачах (а) и (б) – на высшей передаче
По достижении максимальной скорости движения vmax автомобиль имеет некоторый запас мощности – Nз, благодаря которому он способен преодолевать дополнительные сопротивления и буксировать прицеп. Однако развивать ускорение и увеличивать скорость движения автомобиль не может, из-за вступления в работу ограничителя
С помощью графика мощностного баланса можно также оценить тягово‑скоростные свойства автомобиля аналогично графику силового баланса.
Максимальная скорость движения vmaxопределяется точкой пересечения кривой тяговой мощности Νт и суммарной кривой мощностей (Nд + Nв). Вэтой точке запас мощности равен нулю и, следовательно, ускорение также равно нулю. Скорость максимальна и ее дальнейшее увеличение невозможно.
Максимальная мощность, которую расходует автомобиль на преодоление сопротивления дороги, двигаясь равномерно, при любой скорости представляет собой разность ординат тяговой мощности и мощности сопротивления воздуха: Nд max = Nт – Nв = Nд + Nз.
Для нахождения максимального подъема, который может преодолеть автомобиль, строят суммарную кривую мощностей (Nк+Νв).
Затем определяют мощность, расходуемую на преодоление сопротивления подъему: Nп = Nт– (Nк + Νв). Зная мощность, необходимую для преодоления сопротивления подъему, можно найти максимальный угол αmax этого подъема.
Для оценки ускорения, которое может развить автомобиль при выбранной скорости на дороге с заданным сопротивлением, необходимо найти мощность, расходуемую на разгон автомобиля: Nи = Νт – (Nд + Nв ).
| | следующая лекция ==> | |
Силовой баланс автомобиля | | | Динамический фактор автомобиля |
Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 2797 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://helpiks.org/9-18884.html
МОЩНОСТНОЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ
Уравнение мощностного баланса движения автомобиля:
где NT – полная тяговая мощность, кВт.
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт:
где V – скорость движения автомобиля, м/с:
где UK – передаточное число КП; п – частота вращения к/в двигателя, об/мин.
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги, кВт:
где – коэффициент суммарного дорожного сопротивления:
(в расчетах принять
= 0).
Полная тяговая мощность
Полная тяговая мощность, кВт:
По данным, составленным в виде таблицы 4.1, строятся графики зависимостей:
Мощностной баланс автомобиля
Параметры | Обороты к / в n, об/мин | |||
| | | ……. | |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Пример построения графика мощностного баланса
Автомобиля
Для построения графика мощностного баланса производим расчет Ne, Nт, Nв, Nk = f(V) на каждой передаче согласно приведенным выше зависимостям.
Результаты расчетов представлены в таблице 4.2.
Мощностной баланс автомобиля
Параметры | Обороты коленчатого вала n, об/мин | |||||||||
800,0 | 1170,0 | 1540,0 | 1910,0 | 2411,7 | 3020,0 | 3390,0 | 3760, | 4100,0 | ||
| 13,47 | 20,85 | 28,57 | 36,34 | 43,88 | 46,45 | 57,13 | 62,27 | 66,05 | 68,08 |
| 12,16 | 18,82 | 25,78 | 32,79 | 39,60 | 41,92 | 51,55 | 56,20 | 59,61 | 61,44 |
Передача 1 Uk1 = 3,5486 | ||||||||||
| 2,50 | 3,66 | 4,82 | 5,98 | 7,14 | 7,55 | 9,46 | 10,61 | 11,77 | 12,84 |
| 0,0110 | 0,0111 | 0,0112 | 0,0114 | 0,0115 | 0,0117 | 0,0118 | 0,0121 | 0,0122 | 0,0125 |
| 0,01 | 0,03 | 0,06 | 0,11 | 0,19 | 0,22 | 0,43 | 0,61 | 0,83 | 1,08 |
| 0,30 | 0,44 | 0,58 | 0,72 | 0,87 | 0,92 | 1,18 | 1,35 | 1,52 | 1,69 |
| 0,30 | 0,46 | 0,63 | 0,83 | 1,06 | 1,14 | 1,61 | 1,96 | 2,35 | 2,77 |
Передача 2 Uk2 = 2,3265 | ||||||||||
| 3,82 | 5,59 | 7,35 | 9,12 | 10,89 | 11,52 | 14,42 | 16,19 | 17,96 | 19,58 |
| 0,0111 | 0,0112 | 0,0114 | 0,0118 | 0,0120 | 0,0123 | 0,0126 | 0,0130 | 0,0133 | 0,0139 |
| 0,03 | 0,09 | 0,20 | 0,39 | 0,66 | 0,78 | 1,53 | 2,17 | 2,96 | 3,83 |
| 0,45 | 0,67 | 0,90 | 1,14 | 1,39 | 1,48 | 1,95 | 2,26 | 2,59 | 2,92 |
| 0,48 | 0,76 | 1,10 | 1,52 | 2,05 | 2,26 | 3,48 | 4,42 | 5,55 | 6,76 |
Передача 3 Uk3 = 1,5253 | ||||||||||
| 5,83 | 8,52 | 11,22 | 13,91 | 16,61 | 17,57 | 22,00 | 24,69 | 27,39 | 29,87 |
| 0,0112 | 0,0114 | 0,0117 | 0,0125 | 0,0128 | 0,0134 | 0,0139 | 0,0147 | 0,0153 | 0,0163 |
| 0,10 | 0,32 | 0,72 | 1,38 | 2,34 | 2,77 | 5,44 | 7,69 | 10,49 | 13,61 |
| 0,70 | 1,05 | 1,44 | 1,86 | 2,33 | 2,52 | 3,47 | 4,15 | 4,92 | 5,71 |
| 0,80 | 1,37 | 2,16 | 3,24 | 4,67 | 5,28 | 8,90 | 11,84 | 15,41 | 19,32 |
Передача 4 Uk4 = 1,0 | ||||||||||
| 8,89 | 13,00 | 17,11 | 21,22 | 25,33 | 26,80 | 33,56 | 37,67 | 41,78 | 45,56 |
| 0,0116 | 0,0125 | 0,0135 | 0,0160 | 0,0173 | 0,0194 | 0,0212 | 0,0238 | 0,0257 | 0,0292 |
| 0,36 | 1,12 | 2,56 | 4,88 | 8,30 | 9,83 | 19,30 | 27,29 | 37,24 | 48,28 |
| 1,10 | 1,71 | 2,43 | 3,29 | 4,32 | 4,74 | 7,06 | 8,84 | 10,93 | 13,15 |
| 1,46 | 2,83 | 4,99 | 8,17 | 12,63 | 14,57 | 26,36 | 36,13 | 48,17 | 61,44 |
Передача 5 Uk5 = 0,7210 | ||||||||||
| 12,33 | 18,03 | 23,73 | 29,43 | 35,14 | 37,17 | 46,54 | 52,24 | 57,94 | 63,18 |
| 0,0119 | 0,0133 | 0,0149 | 0,0187 | 0,0207 | 0,0238 | 0,0267 | 0,0307 | 0,0336 | 0,0389 |
| 0,96 | 2,99 | 6,83 | 13,02 | 22,15 | 26,22 | 51,48 | 72,82 | 99,35 | 128,82 |
| 1,61 | 2,61 | 3,90 | 5,57 | 7,71 | 8,61 | 13,79 | 17,90 | 22,85 | 28,22 |
| 2,56 | 5,60 | 10,72 | 18,59 | 29,86 | 34,83 | 65,27 | 90,72 | 122,21 | 157,04 |
Рис. 4.1. График мощностного баланса автомобиля
ДИНАМИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ АВТОМОБИЛЯ
Расчет динамического фактора
где РCB = PT –PB – свободная сила тяги, Н; Рв – сила сопротивления воздуха, Н:
где Рт – полная тяговая сила, Н:
,
где Uk – передаточное число КП на k-й передаче; Mk – крутящий момент двигателя при n, Нм.
Динамическая характеристика автомобиля оформляется в виде таблицы 5.1.
Источник статьи: http://infopedia.su/15x4b03.html