Расчет мощностного баланса автомобиля

Вопрос 20. Мощностной баланс автомобиля

При движении автомобиля тяговая мощность, подводимая к ведущим колесам, затрачивается на преодоление сопротивления движению. По аналогии с уравнением силового баланса можно записать уравнение мощностного баланса автомобиля:

которое выражает соотношение между тяговой мощностью на ве­дущих колесах и мощностями, теряемыми на преодоление сопро­тивления движению. Уравнение позволяет определить режим дви­жения автомобиля в любой момент.

С помощью уравнения (3.24) строят график мощностного ба­ланса автомобиля, включающий в себя зависимости от скорости движения эффективной и тяговой мощностей, а также мощнос­тей, затрачиваемых на преодоление сопротивления движению.

Рис. 3.28. График мощностного баланса автомобиля: Nт′— тяговая мощность на III передаче при уменьшенной подаче топлива; v1— значение скорости автомобиля; 1 — III — передачи

При построении графика мощностного баланса (рис. 3.28) сна­чала наносят кривые эффективной Ne и тяговой Nт мощностей в зависимости от скорости движения автомобиля на различных пе­редачах. Далее строят кривую мощности, теряемой на преодоле­ние сопротивления дороги Nд. Потом от кривой мощности Nд от­кладывают вверх значения мощности Nв,затрачиваемой на пре­одоление сопротивления воздуха при разных значениях скорости движения.

Кривая суммарной мощности Nд+ Nв определяет тяговую мощ­ность, необходимую для равномерного движения автомобиля. При любой скорости движения вертикальный отрезок N3, заключен­ный между кривыми Nт и Nд+ Nв,характеризует запас мощнос­ти. При данной скорости запас мощности может быть израсходо­ван на разгон автомобиля, преодоление дополнительного дорож­ного сопротивления (например, подъема) или увеличение гру­зоподъемности путем буксировки прицепа. При одной и той же скорости движения запас мощности на низших передачах боль­ше, чем на высших. Следовательно, при увеличении передаточ­ного числа трансмиссии запас мощности возрастает. Поэтому повышенные дорожные сопротивления преодолевают на низших передачах.

Читайте также:  Человек который водит автомобиль

Отрезок, заключенный между кривыми Neи Nт,характеризует механические и гидравлические потери мощности в трансмиссии на трение, которые учитываются коэффициентом полезного дей­ствия трансмиссии.

С помощью графика мощностного баланса можно оценить тя-гово-скоростные свойства автомобиля, решая различные задачи. Рассмотрим некоторые из этих задач.

Определение максимальной скорости движения автомобиля. Мак­симальная скорость движения vmax определяется точкой пересече­ния кривой тяговой мощности Nти суммарной кривой мощнос­тей Nд + Nв. В этой точке запас мощности равен нулю и, следова­тельно, ускорение также равно нулю. Скорость максимальна, так как ее дальнейшее увеличение невозможно.

Определение максимальной мощности, необходимой для преодо­ления сопротивления дороги. Максимальная мощность, которую расходует автомобиль на преодоление сопротивления дороги, дви­гаясь равномерно, при любой скорости представляет собой раз­ность ординат тяговой мощности и мощности сопротивления воз­духа:

Определение максимального подъема, преодолеваемого автомо­билем. Для нахождения максимального подъема, который может преодолеть автомобиль при заданной постоянной скорости дви­жения на любой передаче, строят суммарную кривую мощнос­тей, затрачиваемых на преодоление сопротивлений качению и воз-духа (Nк+ Nв),и определяют мощность, расходуемую на преодо­ление сопротивления подъему:

Зная мощность, необходимую для преодоления сопротивления Подъему, можно найти максимальный угол αmах этого подъема.

Определение ускорения автомобиля. Для оценки ускорения, ко­торое может развить автомобиль при выбранной скорости на дороге с заданным сопротивлени­ем, необходимо найти мощ­ность, расходуемую на разгон автомобиля:

Рис. 3.29. График мощностного баланса автомобиля на высшей передаче

Приведенный на рис. 3.28 гра­фик мощностного баланса явля­ется типичным для легковых ав­томобилей и автобусов, выпол­ненных на шасси легковых ав­томобилей, на которых установ­лены бензиновые двигатели без ограничителей угловой скорос­ти (частоты вращения) колен­чатого вала.

На рис. 3.29 представлен гра­фик мощностного баланса (на высшей передаче), характерный для грузовых автомобилей и ав­тобусов, на которых применяются бензиновые двигатели с огра­ничителем угловой скорости коленчатого вала или дизели. Этот график соответствует случаю движения автомобиля по ровной го­ризонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием и постоян­ным значением коэффициента сопротивления.

Из рис. 3.29 видно, что по достижении максимальной скоро­сти движения vmax грузовой автомобиль имеет некоторый запас мощности, равный N3,благодаря которому он способен преодо­левать дополнительное сопротивление дороги (подъем), а также буксировать прицеп. Тем не менее развивать ускорение и увели­чивать скорость движения автомобиль не может, так как этому препятствует ограничитель угловой скорости коленчатого вала двигателя.

Степень использования мощности двигателя

График мощностного баланса автомобиля строится при работе двигателя на внешней скоростной характеристике, т.е. при пол­ной подаче топлива (при полной нагрузке двигателя). В этом слу­чае скорость движения автомобиля будет возрастать до некоторо­го максимального значения.

Для равномерного движения автомобиля с меньшей скорос­тью на той же передаче необходимо уменьшить подачу топлива, чтобы тяговая мощность Nтизменялась по кривой N’т,показанной на рис. 3.28, т.е. нужно изменить степень использования мощнос­ти двигателя.

Степенью использования мощности двигателя называется от­ношение мощности, необходимой для равномерного движения автомобиля, к мощности, развиваемой двигателем при той же скорости и полной подаче топлива.

Степень использования мощности двигателя определяется по формуле

Данная величина зависит от дорожных условий, скорости дви­жения и передаточного числа трансмиссии. Так, чем лучше доро­га, меньше скорость движения и больше передаточное число транс­миссии, тем меньше степень использования мощности двигателя. Это приводит к увеличению расхода топлива и снижению топ­ливной экономичности автомобиля.

Источник статьи: http://lektsii.org/13-60256.html

Мощностной баланс автомобиля

При движении автомобиля тяговая мощность, подводимая к ведущим колесам, затрачивается на преодоление сопротивления движению. По аналогии с уравнением силового баланса можно записать уравнение мощностного баланса автомобиля:

(4.8)

Представленное уравнения выражает соотношение между тяговой мощностью на ведущих колесах и мощностями, теряемыми на преодоление сопротивления движению. Уравнение позволяет определить режим движения автомобиля в любой момент.

С помощью уравнения (4.8) строят график мощностного баланса автомобиля, включающий в себя зависимости от скорости движения эффективной и тяговой мощностей, а также мощностей, затрачиваемых на преодоление сопротивления движению.

График мощностного баланса начинают строить с кривых эффективной Nеи тяговой Nтмощностей в зависимости от скорости движения автомобиля на различных передачах (рис. 4.3, а). Далее строят кривую мощности сопротивления дороги Nд. От кривой мощности Nдоткладывают вверх значения мощности Nв,затрачиваемой на преодоление сопротивления воздуха при разных значениях скорости движения.

Кривая суммарной мощности (Nд + Nв)определяет тяговую мощность, необходимую для равномерного движения автомобиля. При любой скорости движения отрезок Nз,заключенный между кривыми Νти(Nд + Nв),характеризует запас мощности.

Запас мощности может быть израсходован на разгон автомобиля, преодоление дополнительного дорожного сопротивления, буксировки прицепа.

График мощностного баланса (на высшей передаче), характерный для случая движения автомобиля с ограничителем по ровной горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием и постоянным значением коэффициента сопротивления имеет свои особенности (рис. 4.3, б).

а б

Рисунок 4.3 – Мощностной баланс автомобиля при движении на различных передачах (а) и (б) – на высшей передаче

По достижении максимальной скорости движения vmax автомобиль имеет некоторый запас мощности – Nз, благодаря которому он способен преодолевать дополнительные сопротивления и буксировать прицеп. Однако развивать ускорение и увеличивать скорость движения автомобиль не может, из-за вступления в работу ограничителя

С помощью графика мощностного баланса можно также оценить тягово‑скоростные свойства автомобиля аналогично графику силового баланса.

Максимальная скорость движения vmaxопределяется точкой пересечения кривой тяговой мощности Νт и суммарной кривой мощностей (Nд + Nв). Вэтой точке запас мощности равен нулю и, следовательно, ускорение также равно нулю. Скорость максимальна и ее дальнейшее увеличение невозможно.

Максимальная мощность, которую расходует автомобиль на преодоление сопротивления дороги, двигаясь равномерно, при любой скорости представляет собой разность ординат тяговой мощности и мощности сопротивления воздуха: Nд max = NтNв = Nд + Nз.

Для нахождения максимального подъема, который может преодолеть автомобиль, строят суммарную кривую мощностей (Nкв).

Затем определяют мощность, расходуемую на преодоление сопротивления подъему: Nп = Nт– (Nк + Νв). Зная мощность, необходимую для преодоления сопротивления подъему, можно найти максимальный угол αmax этого подъема.

Для оценки ускорения, которое может развить автомобиль при выбранной скорости на дороге с заданным сопротивлением, необходимо найти мощность, расходуемую на разгон автомобиля: Nи = Νт (Nд + Nв ).

| следующая лекция ==>
Силовой баланс автомобиля | Динамический фактор автомобиля

Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 2797 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://helpiks.org/9-18884.html

МОЩНОСТНОЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ

Уравнение мощностного баланса движения автомобиля:

где NT – полная тяговая мощность, кВт.

Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха

Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт:

где V – скорость движения автомобиля, м/с:

где UK – передаточное число КП; п – частота вращения к/в двигателя, об/мин.

Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги

Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги, кВт:

где – коэффициент суммарного дорожного сопротивления:

(в расчетах принять = 0).

Полная тяговая мощность

Полная тяговая мощность, кВт:

По данным, составленным в виде таблицы 4.1, строятся графики зависимостей:

Мощностной баланс автомобиля

Параметры Обороты к / в n, об/мин
…….

Пример построения графика мощностного баланса

Автомобиля

Для построения графика мощностного баланса производим расчет Ne, Nт, Nв, Nk = f(V) на каждой передаче согласно приведенным выше зависимостям.

Результаты расчетов представлены в таблице 4.2.

Мощностной баланс автомобиля

Параметры Обороты коленчатого вала n, об/мин
800,0 1170,0 1540,0 1910,0 2411,7 3020,0 3390,0 3760, 4100,0
13,47 20,85 28,57 36,34 43,88 46,45 57,13 62,27 66,05 68,08
12,16 18,82 25,78 32,79 39,60 41,92 51,55 56,20 59,61 61,44
Передача 1 Uk1 = 3,5486
2,50 3,66 4,82 5,98 7,14 7,55 9,46 10,61 11,77 12,84
0,0110 0,0111 0,0112 0,0114 0,0115 0,0117 0,0118 0,0121 0,0122 0,0125
0,01 0,03 0,06 0,11 0,19 0,22 0,43 0,61 0,83 1,08
0,30 0,44 0,58 0,72 0,87 0,92 1,18 1,35 1,52 1,69
0,30 0,46 0,63 0,83 1,06 1,14 1,61 1,96 2,35 2,77
Передача 2 Uk2 = 2,3265
3,82 5,59 7,35 9,12 10,89 11,52 14,42 16,19 17,96 19,58
0,0111 0,0112 0,0114 0,0118 0,0120 0,0123 0,0126 0,0130 0,0133 0,0139
0,03 0,09 0,20 0,39 0,66 0,78 1,53 2,17 2,96 3,83
0,45 0,67 0,90 1,14 1,39 1,48 1,95 2,26 2,59 2,92
0,48 0,76 1,10 1,52 2,05 2,26 3,48 4,42 5,55 6,76
Передача 3 Uk3 = 1,5253
5,83 8,52 11,22 13,91 16,61 17,57 22,00 24,69 27,39 29,87
0,0112 0,0114 0,0117 0,0125 0,0128 0,0134 0,0139 0,0147 0,0153 0,0163
0,10 0,32 0,72 1,38 2,34 2,77 5,44 7,69 10,49 13,61
0,70 1,05 1,44 1,86 2,33 2,52 3,47 4,15 4,92 5,71
0,80 1,37 2,16 3,24 4,67 5,28 8,90 11,84 15,41 19,32
Передача 4 Uk4 = 1,0
8,89 13,00 17,11 21,22 25,33 26,80 33,56 37,67 41,78 45,56
0,0116 0,0125 0,0135 0,0160 0,0173 0,0194 0,0212 0,0238 0,0257 0,0292
0,36 1,12 2,56 4,88 8,30 9,83 19,30 27,29 37,24 48,28
1,10 1,71 2,43 3,29 4,32 4,74 7,06 8,84 10,93 13,15
1,46 2,83 4,99 8,17 12,63 14,57 26,36 36,13 48,17 61,44
Передача 5 Uk5 = 0,7210
12,33 18,03 23,73 29,43 35,14 37,17 46,54 52,24 57,94 63,18
0,0119 0,0133 0,0149 0,0187 0,0207 0,0238 0,0267 0,0307 0,0336 0,0389
0,96 2,99 6,83 13,02 22,15 26,22 51,48 72,82 99,35 128,82
1,61 2,61 3,90 5,57 7,71 8,61 13,79 17,90 22,85 28,22
2,56 5,60 10,72 18,59 29,86 34,83 65,27 90,72 122,21 157,04

Рис. 4.1. График мощностного баланса автомобиля

ДИНАМИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ АВТОМОБИЛЯ

Расчет динамического фактора

где РCB = PTPB – свободная сила тяги, Н; Рв – сила сопротивления воздуха, Н:

где Рт – полная тяговая сила, Н:

,

где Uk – передаточное число КП на k-й передаче; Mk – крутящий момент двигателя при n, Нм.

Динамическая характеристика автомобиля оформляется в виде таблицы 5.1.

Источник статьи: http://infopedia.su/15x4b03.html

Оцените статью