Расчет показателей использования автомобиля

Расчет показателей использования автомобилей

Основным показателем качества работы технической службы АТП является комплексный показатель надежности автомобилей – коэффициент технической готовности (КТГ), который для АТП, имеющих автомобили с разным пробегом с начала эксплуатации рассчитывается для каждой марки табличным способом (форма 2) по формуле (2) [3]:

, (2)

где DK количество дней простоя на капитальном ремонте;

DК = (1.1…1.2) × ;

нормативный простой автомобиля в капитальном ре­мон­те, дни (табл. 13), который увеличивается на 10–20 % для учета времени, связанного с тран­спор­тировкой и оформ­лением и сдачей автомобиля на авторемонтный завод.
dт норматив простоя на обслуживании ТО–2 и текущем ремонте, дни/1000 км (табл. 13), эта величина зависит от пробега автомобиля с начала эксплуатации, ее кор­рек­ти­ровка производится с помощью коэффициента К4.2, зави­сящего от пробега с начала эксплуатации (см. табл. 11);
nвг число возрастных групп подвижного состава;
cj часть списочного парка подвижного состава, входящего в одну «возрастную» группу;
Fj относительная потребность в капитальном ремонте автомобилей j–й возрастной группы:

; (3)

здесь Lк,i пробег до капитального ремонта автомобилей j–й воз­растной группы, км, для первых трех групп (форма 2), эта величина равна пробегу до первого капитального ремонта (КР), а для остальных групп принять равной пробегу до второго КР. При этом делается допущение, что автомобилям первый капитальный ремонт выпол­нен своевременно;
Dp количество дней работы АТП в году (см. табл. 13);
Lн,j средний пробег автомобилей j–й группы с начала эксплуатации или после капитального ремонта, км, например для 3–й группы (см. форму 2) .

Продолжительность простоя подвижного состава
в техническом обслуживании и ремонте [3,7]

Подвижной состав Техническое обслуживание и текущий ремонт на АТП, дней/1000 км. Капитальный ремонт на специа­лизированном ремонтном предприятии, дни
Легковые автомобили 0,30–0,40
Автобусы особо малого, малого и сред­него классов 0,30–0,50
Автобусы большого класса 0,50–0,55
Грузовые автомобили грузоподъем­ностью от 0,3 до 5,0 т от 5,0 т и более 0,40–0,50 0,50–0,55
Прицепы и полуприцепы 0,10–0,15
Читайте также:  Самые продаваемые автомобили лада

Коэффициент выпуска на линию (использования) характеризует использование автомобилей по календарным дням года и зависит от целодневных простоев в основном по техническим и частично по организационным причинам, определяется по формуле (4),

где Dг число календарных дней в году, Dг= 365;
Корг коэффициент, учитывающий простой автомобилей по эксплуатационным и организационным причинам, Корг=0,93…0,97.

Рассчитанное по нормам простоя значение коэффициента техни­ческой готовности автомобилей является минимально допустимым уровнем этого показателя. При планировании работы предприятия величина должна приниматься несколько выше этого значения на основе анализа достигнутого уровня качества работы и внедряемых мероприятий по его улучшению.

Показатели эффективности использования автомобилей на АТП

Марка автомобиля Показатель Пробег с начала эксплуатации относительно пробега до первого капитального ремонта Lк По АТП
0. 0,25 0.25…0.5 0,5. 0,75 0,75…1 1,0. 1.25 1,25. 1.5 1,5. 1.75 1,75. 2.0 > 2,0
КАМАЗ–5320 (например) Инвентарное коли­чест­­во автомобилей Аи,j
Часть парка подвиж­ного состава, входя­щего в «возрастную» группу cj
Средний пробег с на­ча­ла эксплуатации Lн,j
Допустимый простой в ТО и ТР dт,j
Пробег до КР Lкj
Относительная по­треб­ность в кап. ремонте Fj
И т.д.

Средний годовой пробег автомобиля определенной марки определяется с учетом коэффициента выпуска на линию

Результаты расчетов показателей использования подвижного состава сводят в форму 3.

Расчетные показатели использования автомобилей

Марка автомобиля Инвентарное количество автомобилей Аи Коэффициент технической готовности aтг Коэффициент выпуска на линию aи Суммарный годовой пробег Lг
1. КАМАЗ–5320 (например)
И т.д.

Средневзвешенный коэффициент технической готовности по­движ­ного состава по АТП определяется по формуле (6)

, (6)

где n число марок автомобилей АТП;
Аи,j инвентарное число автомобилей j–й марки.

2.2.3 Определение показателей технологически
совместимых групп автомобилей АТП

Для большинства автотранспортных предприятий характерна раз­номарочность подвижного состава. Однако технологии обслужи­вания, ремонта и применяемое оборудование для некоторых марок автомобилей отличаются незначительно. Это позволяет формиро­вать технологически совместимые группы (табл. 14) с целью сни­жения трудоемкости расчетно–проектировочных работ.

При объединении следует выбрать основную марку, представ­ляющую технологически совместимую группу, определить инвен­тар­ное количество автомобилей основной марки, суммарный годо­вой пробег автомобилей группы и рассчитать средневзвешенные тру­доем­кости ремонтно–обслуживающих работ. Количество автомо­билей в группе должно быть не менее 25.

Основная марка должна быть сравнительно новой, а количество ав­то­­мобилей данной марки менее 15–20 % количества автомобилей группы.

Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве технического обслуживания
и текущего ремонта [3,4]

Типы подвижного состава на автотранспортном предприятии Технологически совместимые группы по типам и базовым маркам подвижного состава
I II III IV V
Легковые автомобили АЗЛК, ИЖ, ВАЗ ГАЗ
Автобусы РАФ, УАЗ ПАЗ, КавЗ ЛАЗ (кар), ЛИАЗ ЛАЗ (диз)
Грузовые автомобили ИЖ УАЗ, ЕрАЗ ГАЗ ЗИЛ, КАЗ, Урал МАЗ, КрАЗ, КамАЗ

Количество автомобилей приведенных к основной марке группы определяется по формуле

, (7)

где Аи,j инвентарное число автомобилей j–й марки в группе;
nмг число марок автомобилей в группе.

Суммарный годовой пробег автомобилей группы

(8)

Средневзвешенный коэффициент технической готовности авто­мобилей, входящих в технологически совместимую группу, опре­деляется по формуле (6), при этом данные принимаются для рассматриваемой технологически совместимой группы автомобилей.

Средневзвешенная трудоемкость по каждому виду ТО и ремонта для группы рассчитывается по формуле

, (9)

где tтор трудоемкость технического обслуживания (ремонта) соот­ветствующего вида.

Результаты расчетов заносятся в соответствующие ячейки строки «Основная марка» (форма 4).

Показатели технологически совместимых групп автомобилей АТП

Марка автомо­биля Инвен­тарное количество автомобилей Аи.i Средний годовой пробег автомобиля Lг.i , км Коэф­фициент технической готовности автомобилей группы Трудоемкость, чел. ч
tео tТО–1 tТО–2 tТР
Технологически совместимая группа 1
Марка 1
Марка 2
И т.д.
Основная марка
Технологически совместимая группа 2 и т.д.

2.3 Расчет программы производственно–технической базы АТП

Источник статьи: http://allrefrs.ru/3-27827.html

1.5. Показатели использования транспортных средств, методика их расчета

Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых – экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.
Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности (Кy) подвижного состава к работе определяется по формуле:


где АДг – автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии; АДс – списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле:


где АДэ – число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.
Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты.
Статический коэффициент (Кс) определяется отношением:


где Qa – количество фактически перевозочного груза;
Qn – номинальная грузоподъемность автомобиля.

Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением:


где Рт.ф – фактическая транспортная работа, ткм; Рн – количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.

Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.
К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.
В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холосто пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.
Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.
Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.
Поэтому мы предлагаем для оценки работы транспортных средств использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:


где Пn – пробег с грузом, км.
П – общий пробег, км.

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно – километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.

Например, если себестоимость тонно – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.
Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.
В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.

Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными.
В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.
Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.

Важное условие роста эффективности использования автотранспорта – повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.
При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100 %, ко второму – на 85 %, к третьему – на 63 % и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45 %. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках. А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле:


где:
К – средний класс перевозимых грузов;
01, 02, 03 – вес отдельных видов грузов, т.
К1, К2, К3 – класс отдельных видов грузов (берется из справочников).

Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные дороги России делятся на три группы.
К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог в России больше, чем первой группы.
Наконец, к третьей группе дорог относятся грунтовые дороги, каких в России еще больше.
Наиболее высокие нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот – самые низкие установлены для третей группы дорог.
Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.
Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.

Источник статьи: http://www.xcomp.biz/1-5-pokazateli-ispolzovaniya-transportnyx-sredstv-metodika-ix-rascheta.html

Оцените статью