Расчет полной массы автомобиля
Полная масса автомобиля определяется по формуле:
(1.1)
где m 0 — снаряженная масса автомобиля, кг;
m н— масса полезной нагрузки, кг.
Для грузового автомобиля масса полезной нагрузки определяется по формуле:
(1.2)
где m гр— номинальная грузоподъёмность автомобиля (m гр=4800 кг);
m чэ — масса члена экипажа грузового автомобиля (m чэ = 75 кг);
m б — масса багажа одного члена экипажа грузового автомобиля (m б = 5 кг);
nэ— количество членов экипажа (nэ=3чел.).
Если известна масса полезной нагрузки m н грузового автомобиля, то его снаряжённую массу m0 можно найти по результатам обработки статистических данных, исходя из показателя удельной грузоподъемности автомобиля , который для одиночного грузового автомобиля определяется по выражению:
(1.3)
Выразим из формулы (1.3) снаряжённую массу автомобиля:
(1.4)
Приняв = 1,1 , получим:
.
Используя формулу (1.1), определяем полную массу автомобиля:
=4582+5040=9622 кг.
Распределение нагрузки от полной массы автомобиля по мостам
Распределение нагрузки от полной массы автомобиля по осям зависит от типа и группы автомобилей. Так как масса полезной нагрузки 5040 кг, то он относится к грузовым автомобилям со сдвоенными шинами большой грузоподъемности. Сила тяжести, приходящаяся на задний мост:
(1.5)
Сила тяжести автомобиля:
(1.6)
g— ускорение свободного падения (g= 9,81Н/кг).
Сила тяжести, приходящаяся на передний мост:
(1.7)
где G 1 , G 2 – нагрузка на переднюю и заднюю оси соответственно, Н;
Подбор шин и определение радиуса колеса
При выборе шин исходным параметром является нагрузка на наиболее нагруженных колесах. Поэтому сначала определяется наиболее нагруженное колесо. Определяем нагрузку на колёсах:
(1.8)
(1.9)
где n – число шин одного моста. На заднем мосте устанавливются сдвоенные шины, поэтому для заднего моста n=4.
Наиболее нагруженными являются колёса заднего моста.
Из ГОСТ 5513-97 “ Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов “ выбираем шину — 8,25R20 и определяем её геометрические параметры:
rст=453 мм- статический радиус шины;
Dн=962 мм- наружный (свободный) диаметр шины.
Расчётный радиус качения r0 определяется по формуле:
(1.10)
Выбор лобовой площади автомобиля и расчёт максимального значения силы сопротивления воздуха
Значения лобовой площади автомобиля Ав и коэффициент сопротивления воздуха k в выбираются по справочным данным.
Для грузового автомобиля : k в=0,42 Н·с 2 /м 4 ,
Максимальная сила сопротивления воздуха:
(1.11)
где k в— коэффициент сопротивления воздуха, Н·с 2 /м 4 ;
A В – площадь лобового сопротивления, м 2 ;
Vamax— максимальная скорость автомобиля, км/ч.
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 207 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник статьи: http://studopedia.net/9_63598_raschet-polnoy-massi-avtomobilya.html
Определение полной массы автомобиля
Определение полной массы автомобиля
Полную массу ma автомобиля определяют как сумму масс снаряженного автомобиля mб и груза mн по номинальной грузоподъемности и числу мест пассажиров, включая водителя.
Снаряженная масса может быть определена по формуле :
mб =
,
где — коэффициент снаряженной массы, зависящий от номинальной грузоподъемности.
=0.5
Полная масса легкового автомобиля определяется из выражения:
где z – число мест в салоне, включая водителя. Z=8.
mа = 900 + 80 * 8 = 2800кг
Подбор размера шин и расчет радиуса качения
Для подбора шин и определения по их размерам радиусов качения колеса необходимо знать распределение нагрузки по мостам.
У легковых автомобилей распределение нагрузки от полной массы по мостам зависит в основном от компоновки. Для заднеприводных автомобилей на задний мост приходиться 48% от всего веса автомобиля.
Радиус качения колеса rк выбирается в зависимости от нагрузки на одно колесо. Наибольшая нагрузка на колесо определяется положением центра масс автомобиля, которое устанавливается по предварительному эскизу прототипа автомобиля.
Нагрузку на каждое колесо передней и задней оси автомобиля соответственно можно определить по формулам:
где G1, G2 — нагрузки от полной массы на переднюю и заднюю ось автомобиля соответственно.
G1=1300 * 9.8 * 0.52=6624.8H
G2=1300 * 9.8 * 0.48=6115.2H
Расстояние от передней оси до центра масс найдем по формуле:
где Ga – модуль сил тяжести автомобиля (Н);
L – база автомобиля.
Расстояние от центра масс до задней оси
в = 2,46 — 1,18 =1,28м
Выбираем шины 155-13/6,45-13. Максимальная нагрузка на колесо 3870Н. Ширина профиля b=155мм (6,45 дюймов). Посадочный диаметр обода 13 дюймов (d=330мм)
По этим размерам можно определить радиус колеса, находящегося в свободном состоянии
rc = + b
rc = + 155=320мм.
где b – ширина профиля шины (мм);
d – диаметр обода шины (мм), (1 дюйм = 25,4 мм)
Радиус качения колеса rк определяется с учетом деформации, зависящей от нагрузки
rк = 0,5 * d + (1 — k) * b,
где k – коэффициент радиальной деформации. k=0,15
Расчет внешней характеристики двигателя
Расчет начинается с определения мощности Nev, необходимой для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью Vmax.
При установившемся движении автомобиля мощность двигателя в зависимости от дорожных условий может быть выражена следующей формулой (кВт):
Nev = Vmax * (Ga * + Kв * F * V
) / (1000 *
* Kp),
где — коэффициент суммарного дорожного сопротивления определяется по формуле:
=0,01+5*10 -6 * V
=0,01+5*10 -6 *(43,33) -2 =0,01939
Kв – коэффициент обтекаемости, Kв = 0,3 Н*с 2* м -4 ;
F – лобовая площадь автомобиля, м 2 ;
— КПД трансмиссии,
=0,9
Kp – коэффициент коррекции, Kp=0,8
Лобовую площадь находим из формулы:
где Bг – габаритная ширина, Bг=1,75м
Hг – габаритная высота, Hг=2,102м
FA=0,8 * 1,75 * 1,402=1,9628м 2
Частота вращения коленчатого вала двигателя
Частота вращения коленчатого вала двигателя nv, соответствующая максимальной скорости автомобиля, определяется из уравнения (мин -1 ) :
nv = Vmax * ,
где — коэффициент оборотистости двигателя,
=35
Максимальная мощность двигателя
Максимальную мощность двигателя найдем из формулы:
Nmax = Nev / [ a * + b * (
) 2 – c * (
) 3 ]
где — отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя при
максимальной скорости движения автомобиля к частоте
вращения при максимальной мощности двигателя;
a, b, c – коэффициенты, постоянные для каждого двигателя, для бензиновых двигателей a = b = c = 1.
.
Построение внешней характеристики двигателя
Внешнюю характеристику двигателя с достаточной для практических расчетов точностью можно определить по формуле Лейдермана (кВт):
Nе = Nмах * [ a * + b * (
) 2 – c * (
) 3 ] Nе = 81,5 * [ 1 *
+ 1 * (
) 2 – 1 * (
) 3 ]=7,85883 кВт
где nт – текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Результаты расчетов сводим в таблицу.
Вращающий момент двигателя
Bвращающий момент двигателя определим по формуле:
Ме =
Ме = 30*7,85883/500*3,14=150,169 кН*м
Результаты расчетов сводим в таблицу.
Внешняя скоростная характеристика двигателя.
параметр | Скоростной режим работы двигателя | ||||||||||||
Nе, кВт | 7,85883 | 16,67 | 26,079 | 35,746 | 45,3198 | 54,4533 | 62,8 | 70,01 | 75,74 | 79,63 | 81,35 | 80,54 | 76,86 |
Ме, кН*м | 150,169 | 159,2 | 166,11 | 170,76 | 173,197 | 173,418 | 171,4 | 167,2 | 160,8 | 152,2 | 141,3 | 128,2 |
Выбор передаточных чисел
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией
Динамический фактор
Универсальным измерителем динамических качеств автомобиля служит динамический фактор, представляющий отношение свободной тяговой силы к силе тяжести автомобиля, который находится по формуле:
Производим расчет динамического фактора при движении автомобиля с 500 до 6500 мин -1 оборотов коленчатого вала.
Графическую зависимость динамического фактора от скорости на всех передачах называют динамической характеристикой автомобиля. Значения динамического фактора для различных передач заносим в таблицу, на основании которой строится диаграмма динамического фактора.
Передача | Параметр | Частота вращения коленвала двигателя | ||||||||||||
I | Va,м/с | 2,352 | 4,7036 | 7,0554 | 9,40724 | 11,759 | 14,11 | 16,46 | 18,81 | 21,17 | 23,52 | 25,87 | 28,22 | 30,57 |
D | 0,379 | 0,4009 | 0,4169 | 0,42689 | 0,43074 | 0,428 | 0,42 | 0,406 | 0,385 | 0,358 | 0,326 | 0,287 | 0,242 | |
II | Va,м/с | 2,654 | 5,309 | 7,9635 | 10,618 | 13,2725 | 15,93 | 18,58 | 21,24 | 23,89 | 26,54 | 29,2 | 31,85 | 34,51 |
D | 0,273 | 0,2881 | 0,2989 | 0,3051 | 0,30659 | 0,303 | 0,296 | 0,283 | 0,266 | 0,244 | 0,217 | 0,186 | 0,15 |
III | Va,м/с | 2,926 | 5,8512 | 8,7768 | 11,7024 | 14,628 | 17,55 | 20,48 | 23,4 | 26,33 | 29,26 | 32,18 | 35,11 | 38,03 |
D | 0,196 | 0,2068 | 0,2138 | 0,21709 | 0,21672 | 0,213 | 0,205 | 0,193 | 0,178 | 0,16 | 0,137 | 0,111 | 0,081 | |
IV | Va,м/с | 3,158 | 6,3157 | 9,4735 | 12,6314 | 15,7892 | 18,95 | 22,1 | 25,26 | 28,42 | 31,58 | 34,74 | 37,89 | 41,05 |
D | 0,141 | 0,1482 | 0,1523 | 0,15348 | 0,15162 | 0,147 | 0,139 | 0,128 | 0,114 | 0,097 | 0,077 | 0,054 | 0,029 | |
V | Va,м/с | 3,349 | 6,6984 | 10,048 | 13,3968 | 16,746 | 20,1 | 23,44 | 26,79 | 30,14 | 33,49 | 36,84 | 40,19 | 43,54 |
D | 0,101 | 0,1059 | 0,108 | 0,10753 | 0,10451 | 0,099 | 0,091 | 0,08 | 0,067 | 0,051 | 0,033 | 0,012 | -0,01 |
Ускорение автомобиля
Ускорение на горизонтальной дороге определяется из выражения:
ja = (D — ) * g /
ja = (0,379 – 0,015) * 9,8 / 1,56 =2,285
где — коэффициент сопротивления дороги
= 0,015;
— коэффициент учета вращающихся масс.
Определим коэффициент учета вращающихся масс по формуле:
=
1 + 1 +
2 * Uк 2
= 0,05+1+0,07*2,7 2 =1,56
где Uк — передаточное число коробки передач;
1 = 0,05;
2 = 0,07.
Коэффициенты учета вращающихся масс
Передача | |
1,56 | |
1,315 | |
1,187 | |
1,121 | |
1,087 |
Передача | Параметр | Частота вращения коленвала двигателя | ||||||||||||
I | Va,м/с | 2,352 | 4,7036 | 7,0554 | 9,40724 | 11,759 | 14,11 | 16,46 | 18,81 | 21,17 | 23,52 | 25,87 | 28,22 | 30,57 |
ia,м/с2 | 2,285 | 2,4238 | 2,5246 | 2,58704 | 2,6112 | 2,597 | 2,545 | 2,454 | 2,325 | 2,157 | 1,952 | 1,708 | 1,425 | |
1/ia,с2/м | 0,438 | 0,4126 | 0,3961 | 0,38654 | 0,38297 | 0,385 | 0,393 | 0,408 | 0,43 | 0,464 | 0,512 | 0,586 | 0,702 | |
II | Va,м/с | 2,654 | 5,309 | 7,9635 | 10,618 | 13,2725 | 15,93 | 18,58 | 21,24 | 23,89 | 26,54 | 29,2 | 31,85 | 34,51 |
ia,м/с2 | 1,92 | 2,0359 | 2,1167 | 2,16271 | 2,17385 | 2,15 | 2,092 | 1,998 | 1,87 | 1,707 | 1,509 | 1,276 | 1,008 | |
1/ia,с2/м | 0,521 | 0,4912 | 0,4724 | 0,46238 | 0,46001 | 0,465 | 0,478 | 0,5 | 0,535 | 0,586 | 0,663 | 0,784 | 0,992 | |
III | Va,м/с | 2,926 | 5,8512 | 8,7768 | 11,7024 | 14,628 | 17,55 | 20,48 | 23,4 | 26,33 | 29,26 | 32,18 | 35,11 | 38,03 |
ia,м/с2 | 1,495 | 1,5831 | 1,6409 | 1,66831 | 1,66522 | 1,632 | 1,568 | 1,473 | 1,348 | 1,193 | 1,007 | 0,791 | 0,544 | |
1/ia,с2/м | 0,669 | 0,6317 | 0,6094 | 0,59941 | 0,60052 | 0,613 | 0,638 | 0,679 | 0,742 | 0,838 | 0,993 | 1,264 | 1,837 | |
IV | Va,м/с | 3,158 | 6,3157 | 9,4735 | 12,6314 | 15,7892 | 18,95 | 22,1 | 25,26 | 28,42 | 31,58 | 34,74 | 37,89 | 41,05 |
ia,м/с2 | 1,101 | 1,1641 | 1,2004 | 1,21052 | 1,19431 | 1,152 | 1,083 | 0,988 | 0,867 | 0,719 | 0,545 | 0,345 | 0,118 | |
1/ia,с2/м | 0,908 | 0,8591 | 0,833 | 0,82609 | 0,8373 | 0,868 | 0,923 | 1,012 | 1,154 | 1,391 | 1,835 | 2,901 | 8,46 | |
V | Va,м/с | 3,349 | 6,6984 | 10,048 | 13,3968 | 16,746 | 20,1 | 23,44 | 26,79 | 30,14 | 33,49 | 36,84 | 40,19 | 43,54 |
ia,м/с2 | 0,778 | 0,82 | 0,8386 | 0,83431 | 0,80713 | 0,757 | 0,684 | 0,588 | 0,47 | 0,328 | 0,163 | |||
1/ia,с2/м | 1,285 | 1,2195 | 1,1925 | 1,1986 | 1,23895 | 1,321 | 1,462 | 1,7 | 2,13 | 3,05 | 6,122 |
Время разгона
Графически интегрируем график значений обратных ускорений. По графику величин обратных ускорений строим огибающую. Ее отрезок на промежутке от 0 до 27,7 м/с делим на равные части и из центра этих отрезков проводим линии до пересечения с огибающей, проецируя их на ось обратных ускорений. Далее значения отрезков на оси 1/ ja и разницу между концом и началом отрезков оси ординат подставим в формулу:
Результаты измерений и расчетов по формуле (34) заносим в табл.4
Таблица 4. Интегрирование графика обратных ускорений
1/ ja , мм | | |
4,6 | ||
7,5 | 4,6 | |
4,6 | ||
4,6 | ||
4,6 | ||
4,6 |
Из таблицы 4 имеем:
мм 2 .
Определим временя разгона до скорости 27,7 м/с по формуле:
t = * a * b , (35)
где а – масштаб скорости МVa =0,5 м*с -1 /мм;
b – масштаб обратного ускорения М1/ja =0,05 с 2 *м -1 /мм.
t = 595 * 0,5 *0,05=14,9с
Время разгона от скорости V0 до скорости V1 определяется по формуле:
t1 = * a * b. (36)
Время разгона от скорости V1 до скорости V2 определяется по формуле:
t2 = ( +
) * a * b. (37)
t2 = (80 + 75) * 0,5 * 0,05=3,9с
Аналогично находим t3 , t4 и т.д. до скорости 27,7 м/с.
По полученным значениям t и графику обратных ускорений определяем значения Va и результаты приводим в таблицу 7.
Таблица 7. Время разгона
t, с | 3,9 | 5,9 | 10,9 | 14,9 |
Va, м/с |
По значениям табл.7 строим график пути разгона – рисунок 7.
Рисунок 7 – График пути разгона
Путь разгона
Путь разгона можно определить с помощью интегрирования кривой t = f(Va) по такому же принципу описанному в пункте 6.3.
Результаты измерений занесем в табл.6.
Таблица 6. Интегрирование графика пути разгона
t, мм | | |
Из таблицы 6 имеем:
мм 2 .
Путь разгона до скорости 27,7 м/с определяем по формуле:
S = * a * c , (38)
где а – масштаб скорости а, м*с -1 /мм;
с – масштаб времени с, с/мм.
Определение полной массы автомобиля
Полную массу ma автомобиля определяют как сумму масс снаряженного автомобиля mб и груза mн по номинальной грузоподъемности и числу мест пассажиров, включая водителя.
Снаряженная масса может быть определена по формуле :
mб =
,
где — коэффициент снаряженной массы, зависящий от номинальной грузоподъемности.
=0.5
Полная масса легкового автомобиля определяется из выражения:
где z – число мест в салоне, включая водителя. Z=8.
mа = 900 + 80 * 8 = 2800кг
Источник статьи: http://lektsia.com/2x452d.html