Реализация автомобиля оперативное управление

Реализация автомобиля оперативное управление

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Движимое имущество, принадлежащее федеральному казенному предприятию на праве оперативного управления (находится на его балансе), будет продано с согласия собственника имущества.
Каков порядок реализации федеральным казенным предприятием движимого имущества?
Возможно ли заключение прямых договоров между контрагентами (без аукциона и т.п.)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Федеральное казенное предприятие вправе заключить договор купли-продажи имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, без проведения торгов, если иное не предусмотрено правовыми актами собственника его имущества или самого предприятия.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ казенным предприятием признается созданное на базе государственного или муниципального имущества унитарное предприятие на праве оперативного управления. Разновидностью казенных предприятии являются федеральные казенные предприятия, имущество которых находится в собственности Российской Федерации (п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)).
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Данная норма получила развитие в ст. 19 Закона N 161-ФЗ, обязывающей федеральное казенное предприятие при отчуждении или распоряжении иным способом принадлежащим ему имуществом получать согласие Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Каких-либо иных требований к порядку реализации федеральным казенным предприятием закрепленного за ним имущества действующее законодательство не устанавливает.
По общему правилу проведение торгов для заключения договоров о продаже вещи или имущественного права обязательно исключительно в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе (п. 3 ст. 447 ГК РФ).
В частности, продажа государственного имущества на аукционе или конкурсе являются способами приватизации этого имущества, предусмотренными ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Однако этот Закон не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в оперативном управлении (пп. 9 п. 2 ст. 3 указанного Закона).
Равным образом никакой иной федеральный закон или иной нормативный акт не предусматривают обязательного проведения торгов для заключения договоров купли-продажи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями.
Например, в силу ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» унитарные предприятия обязаны проводить конкурсы или аукционы на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении закрепленного за ними государственного или муниципального недвижимого имущества (договоры аренды, безвозмездного пользования и другие). Как видно из приведенной нормы, она не может применяться при заключении сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 01.06.2012 N Ф06-3569/12).
Таким образом, по общему правилу при продаже федеральным казенным предприятием имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, проведение торгов не требуется. Федеральное казенное предприятие вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи закрепленного за предприятием имущества напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено правовыми актами.
Решение о продаже имущества путем проведения торгов может быть принято самим казенным предприятием или собственником его имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник статьи: http://www.garant.ru/consult/civil_law/428389/

Реализация государственного имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления

«Ваш бюджетный учет», 2006, N 3

Операции по реализации государственными (муниципальными) учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, в соответствии с распоряжениями представителя собственника, не являются их основной деятельностью. В определенном смысле такие операции не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства РФ. В соответствии со ст. 298 ГК РФ «учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете». Например, для государственных (муниципальных) унитарных предприятий возможность реализации закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества регламентирована Постановлением Правительства РФ от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по реализации прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». Но обычное бюджетное учреждение не может выступать в качестве продавца закрепленного за ним имущества, так как не имеет аналогично установленных регламентов.

Вместе с тем, учитывая необходимость реализации закрепленного за учреждениями государственного имущества, органы управления государственным имуществом вправе создавать для осуществления данных операций специализированные организации. Как правило, такие организации создаются в форме государственных унитарных предприятий (ГУПов), хотя создание для данных целей бюджетных учреждений действующим законодательством РФ в принципе не запрещено. По другой схеме органы управления государственным имуществом своими решениями делегируют функции осуществления реализации имущества бюджетным учреждениям, которые являются его балансодержателями.

Кроме того, бюджетное учреждение может самостоятельно реализовывать определенную номенклатуру имущества, не подлежащего в общем случае включению в реестр соответствующего государственного имущества. Так, учреждение, по мнению автора, на вполне законных основаниях может реализовать сторонним организациям, например, неиспользуемые остатки материальных запасов или отходы от ликвидации основных средств в виде лома черных и цветных металлов.

При этом у администрации учреждения возникают определенные сложности в правовом обеспечении данных сделок и организации их бюджетного учета.

Правовое обеспечение сделок по реализации государственного имущества

Имущество, закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегировано право распоряжения данным имуществом. Поскольку, как отмечалось ранее, для самостоятельного осуществления указанных операций имеются ограничения, изложенные в п. 1 ст. 298 ГК РФ.

Относительно имущества, приобретенного за счет доходов от разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, бюджетному учреждению предоставлены более широкие права по распоряжению им. Так, п. 2 той же статьи ГК РФ установлено, что «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Исключение составляет приобретенное за счет доходов от предпринимательской деятельности недвижимое имущество, распоряжаться которым учреждение в соответствии с требованиями п. 2 ст. 295 ГК РФ может только с согласия собственника.

Вместе с тем делегированная учреждению ст. 298 ГК РФ, а также п. 6 ст. 161 БК РФ, «самостоятельность» в распоряжении движимым имуществом, приобретенным за счет доходов от предпринимательской деятельности, по мнению автора, все равно предполагает согласование операций по его отчуждению с уполномоченным государственным (муниципальным) органом. Ведь согласно п. 2 ст. 42 БК РФ «доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения», т.е. формально подпадают под ограничение, установленное п. 1 ст. 298 ГК РФ.

Суммируя вышеизложенное, основанием для отчуждения имущества государственного учреждения будет служить:

  • по «бюджетному» имуществу, закрепленному на праве оперативного управления, — распоряжение соответствующего комитета по управлению имуществом либо согласованное с данным комитетом распоряжение уполномоченного государственного органа;
  • по недвижимому имуществу, приобретенному за счет доходов от предпринимательской деятельности, — решение руководителя учреждения, согласованное с соответствующим комитетом по управлению имуществом;
  • по прочему имуществу, приобретенному за счет доходов от предпринимательской деятельности, — решение руководителя учреждения, согласованное с соответствующим уполномоченным государственным (муниципальным) органом.

Следует иметь в виду, что государственное имущество подлежит реализации по рыночной стоимости. Поэтому ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает обязательную оценку реализуемого имущества независимыми оценщиками. Правда, такую оценку может осуществить и орган управления имуществом, давший распоряжение учреждению на его реализацию. В этом случае учреждение реализует имущество по ценам, доведенным до него указанным органом.

Действующие в части государственных унитарных предприятий положения Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», дающие право оставлять последним часть доходов от реализации закрепленного за ними «бюджетного» имущества, на бюджетные учреждения не распространяются. Поэтому вся выручка от реализации такого имущества бюджетными учреждениями поступает непосредственно в доход бюджета, как правило, минуя лицевые счета учреждения-балансодержателя. Если по каким-либо причинам выручка все же попадает на лицевой счет учреждения, она подлежит сдаче в доход бюджета им самим.

В части имущества, приобретенного за счет доходов от предпринимательской деятельности, учреждение, по мнению автора, вправе в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ распоряжаться доходами от его реализации самостоятельно (хотя саму возможность реализации такого имущества целесообразно все же согласовать с соответствующими органами).

Учитывая вышеизложенное, при отражении в бюджетном учете операций по реализации «бюджетного» имущества задолженность организации-покупателя перед бюджетом отражается в учете реализующего его учреждения на счете 1 20502 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от собственности». Поскольку в данном случае учреждение фактически не является собственником реализуемого имущества. Если же учреждение реализует имущество, приобретенное им за счет доходов от предпринимательской деятельности, и, следовательно, продает собственный актив, применяется счет 2 20509 000 «Расчеты с дебиторами по реализации активов».

Следует учесть, что при реализации имущества, приобретенного за счет доходов от предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение является плательщиком в бюджет начисленного на его стоимость НДС.

Если же реализуется закрепленное за учреждением «бюджетное» имущество, то в соответствии со ст. 161 НК РФ агентом по перечислению НДС в бюджет является организация-покупатель.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации государственного имущества

Порядок отражения в бюджетном учете учреждения операций по реализации закрепленного за ним государственного имущества Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, не регламентирован.

Поэтому типовые проводки по отражению в бюджетном учете рассматриваемых операций были доведены до участников бюджетного процесса Письмом Федерального казначейства от 13.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-371.

В указанном документе были рассмотрены сквозные проводки не только в бюджетном учреждении, но и у администраторов соответствующих доходов (органов управления имуществом и других министерств и ведомств), а также органов Федерального казначейства. Поэтому порядок отражения указанных операций в учете бюджетного учреждения был дополнительно уточнен Письмом Федерального казначейства от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404. Этим же Письмом был уточнен порядок отражения в учете бюджетного учреждения операций по реализации имущества, приобретенного последним за счет доходов от предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, порядок отражения в бюджетном учете учреждения операций по разрешенной ему реализации закрепленного за ним на праве оперативного управления государственного имущества следующий:

в части реализации «бюджетного» имущества:

  • списание начисленной амортизации на реализуемый объект основных средств
  • списание остаточной стоимости реализуемого объекта основных средств
  • списание стоимости реализуемых материальных запасов
  • начислена задолженность бюджету за реализуемое (неиспользуемое) имущество (по рыночной стоимости)
  • начислена задолженность покупателя имущества по НДС, подлежащему перечислению учреждением-продавцом в бюджет
  • стоимость реализованного учреждением имущества зачислена на специальный балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» органа Федерального казначейства (минуя счета, на которых учитываются средства для расчетов учреждения)
  • сумма НДС, начисленного на стоимость реализованного имущества, поступившая на внебюджетный лицевой счет учреждения (в случае если организация-покупатель в качестве налогового агента не перечислила данную сумму в бюджет самостоятельно)
  • на сумму НДС, перечисленную учреждением в бюджет (в случае поступления ее на лицевой счет (внебюджетный) учреждения от организации-покупателя)

в части реализации «внебюджетного» имущества:

  • списание начисленной амортизации на реализуемый объект основных средств
  • списание остаточной стоимости реализуемого объекта основных средств
  • списание стоимости реализуемых материальных запасов
  • начислена задолженность организации-покупателя перед учреждением за реализуемое неиспользуемое имущество (по рыночной стоимости)
  • начислена задолженность покупателя имущества по НДС, подлежащему перечислению учреждением-продавцом в бюджет
  • стоимость реализованного учреждением имущества зачислена на его «внебюджетный» лицевой счет

Дальнейшее использование полученных учреждением от реализации такого имущества денежных средств определяется сметой его доходов и расходов по внебюджетной деятельности.

Проблемы налогообложения прибыли учреждения от операций по реализации государственного имущества

Учитывая, что доходы учреждения от реализации «бюджетного» имущества непосредственно зачисляются в бюджет, минуя его лицевые счета, вопрос налогообложения данных доходов для учреждения не возникает.

Доходы же от реализации имущества, приобретенного учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, подлежат обложению налогом на прибыль в общем порядке.

Учитывая это, следует определить правомерность отнесения на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль связанных с данной сделкой расходов в виде остаточной стоимости реализуемого имущества, а также затрат организации по осуществлению реализации.

Отнесение на уменьшение налоговой базы остаточной стоимости реализованного имущества, а также связанных с данной реализацией затрат организации прямо предусмотрено ст. 315 НК РФ. А правомерность включения в расчет налоговой базы расходов по обязательной оценке реализуемого учреждением имущества прямо в нормативных документах не установлена. Поэтому существует риск исключения налоговыми органами таких затрат из налоговой базы.

Вместе с тем данные затраты учреждения должны быть признаны обоснованными, так как являются обязательным условием реализации имущества. Они могут быть документально подтверждены распоряжением собственника реализуемого имущества и актами организации-оценщика. Следовательно, могут быть отнесены на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.

отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений

Источник статьи: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/1496-realizaciya-gosudarstvennogo-imushhestva-zakreplennogo-uchrezhdeniyami-prave-operativnogo

Читайте также:  Как очистить светлую кожу автомобиль
Оцените статью