Ребенок бросился под колеса автомобиля
Верховный суд РФ выпустил постановление, в котором, в частности, разъяснил, какую ответственность по гражданскому законодательству несет водитель в случае ДТП с пострадавшими пешеходами. Ничего радикально нового в документе нет.
Верховный суд РФ выпустил постановление, в котором, в частности, разъяснил, какую ответственность по гражданскому законодательству несет водитель в случае ДТП с пострадавшими пешеходами. Ничего радикально нового в документе нет – это, скорее, трактовка соответствующих статей ГК РФ. Но с точки зрения понимания своих прав и обязанностей, информация весьма полезная как для водителей, так и пешеходов.
Сложность рассмотрения подобных дел в судах состоит в том, что автомобиль считается источником повышенной опасности. А это значит, что фактически водитель отвечает за все печальные происшествия, связанные с эксплуатацией автомобиля. Если только сам не докажет отсутствие своей вины. По статистике ГИБДД за 2009 год, из 5036 ДТП, произошедших в Челябинской области, в 1147 случаях виновными были признаны именно пешеходы. При каких обстоятельствах суд встанет на сторону автовладельца и как собрать нужные доказательства, мы и попробуем разобраться.
Случай первый. «Пешеходный умысел»
Если человек внезапно сам бросается под колеса машины, ДТП практически неизбежно. В этом случае действия потерпевшего могут быть расценены как умысел. Противоправность такого поведения налицо. Выбегая на проезжую часть буквально перед бампером машины, человек вряд ли не предвидит печальный исход событий. Как быть водителю?
Согласно статье 1083 ГК РФ, вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Основная сложность – доказать, что ДТП произошло именно в результате «сознательных» действий пешехода. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Советник» Александр Пономарев: «Доказать то, что пешеход сам бросился под колеса движущегося автомобиля можно с помощью свидетельских показаний – будь то прохожие или пассажиры машины. Можно использовать записи уличных видеокамер, если вдруг ДТП произошло как раз в зоне их установки. Но ведь может получиться так, что ни очевидцев, ни технических устройств рядом не оказалось – тогда на практике доказать факт преднамеренности действий пешехода практически невозможно». В этом случае суд будет рассматривать дело уже по обстоятельствам ДТП, где учтутся и место происшествия (например, сбит ли пострадавший на пешеходном переходе или в непредназначенном месте), и все предпринятые меры со стороны водителя, чтобы избежать аварии.
Случай второй. Грубая неосторожность
Как таковой классификации «грубая» или «негрубая» неосторожность нет – это определяет суд в индивидуальном порядке для каждого случая. К примеру, грубой неосторожностью со стороны пешехода может считаться движение на красный сигнал светофора или пересечение проезжей части в темное время суток в неположенном месте. Один из таких случаев произошел в Челябинске на ул. Черкасская, когда 76-летняя бабушка, не оценив ситуацию, стала переходить проезжую часть в неположенном месте. Если автомобиль, движущийся по правой полосе успел резко затормозить, то Toyota Vitz, ехавшая левее, стала для пожилого пешехода роковой. Женщина скончалась от смертельных травм. Как это ни парадоксально, суд не вправе полностью освободить водителя от ответственности (кроме случаев, когда вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). В случае серьезных травм или смерти пешехода, водителю может быть назначена выплата определенной суммы на лечение или погребение. «Оценка степени опасности действий пешехода в суде в основном влияет на определение суммы компенсации пострадавшему пешеходу», – утверждает Александр Пономарев.
Сегодня затраты на государственные медицинские услуги возмещаются за счет страховых ресурсов по ОСАГО. Дополнительные процедуры, например, санаторное восстановление здоровья, водителю придется оплатить из своего кармана. Как и в том случае, если на лечение понадобится больше, чем предполагает выплата по ОСАГО, – разница ляжет на плечи водителя. Напоминаем, что страховая сумма не будет превышать 160 тыс. рублей.
Возможно, подобные случаи «пешеходной» невнимательности и надежды на авось способны пресечь только штрафы. И посерьезнее, чем 200 рублей за нарушение правил перехода проезжей части. За водителей государство взялось тщательно. Но не стоит забывать, что пешеход – такой же полноправный участник дорожного движения, а значит и степень наказания должна хотя бы приближаться к уровню «водительских» штрафов.
Случай третий. Непреодолимые обстоятельства
К их числу относятся не поддающиеся контролю со стороны человека силы. Это могут быть и стихийные погодные условия, и косвенное участие в ДТП. К примеру, недалеко от вашего припаркованного автомобиля происходит серьезная авария и одна из машин-участников «вылетает» в вашу сторону и выносит авто на тротуар. В этом случае вина будет вменена «зачинщику» ДТП, а не ее случайной жертве. «Стоит отметить, что непреодолимыми обстоятельствами не считается техническая неисправность автомобиля. Если срок эксплуатации машины еще не вышел, то водитель вправе подать иск в отношении завода-изготовителя или организации-продавца. Но если транспортное средство уже исчерпало свой «лимит», то за все последствия технических неполадок спрос будет с собственника», – прокомментировал преподаватель автошколы «Радуга», автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко (Joy).
Случай четвертый. Кто за рулем?
Если вашу машину угнали, и позже было зафиксировано ДТП с ее участием, то виновником случившегося суд признает того, кто находился за рулем в тот момент. Но в этом случае решающую роль будут играть обстоятельства угона. Если это произошло из-за вашей собственной халатности, то суд может «поделить» наказание между собственником и угонщиком. Поэтому не теряйте ключи, выходя из машины, и не оставляйте их в замке зажигания! «Есть еще один нюанс в вопросе о собственнике автомобиля. Если управление машиной передано стороннему лицу по доверенности, то в случае ДТП вся ответственность ляжет на него, а не на собственника. Если же автомобиль принадлежит организации, и ее сотрудник попал в ДТП на этом автомобиле, выполняя свои прямые трудовые обязательства, то за последствия будет отвечать юридическое лицо», – отметил Александр Пономарев.
Если вы стали участником ДТП, в котором пострадали пешеходы, ни в коем случае не покидайте место происшествия и не дайте возможность скрыться «виновнику». Постарайтесь по возможности оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и записать данные свидетелей. Дальше остается ждать прибытия сотрудников ГИБДД и, возможно, судебных разбирательств.
Источник статьи: http://74.ru/text/auto/2010/02/10/58745601/
ДТП: дети бросились под колеса на проезжей части
Настоятельно рекомендую договариваться о примирении с родителями пострадавших детей. При этомсоветую заключать факт передачи денег и отказа от претензий в форме соглашения сторон.
Если дело дойдет до уголовного дела примириться будет гораздо сложнее, а возмещать вред здоровью в любом случае Вашему мужу придется, как владельцу источника повышенной опасности.
Здравствуйте! Если Вашей вины в ДТП нет, то уголовной, либо административной ответственности не будет. Однако, возмещать причинённый вред (расходы на лечение) Вам всё равно придётся как владельцу источника повышенной опасности. Лучше всего добровольно возместить часть ущерба, договорившись с родителями (деньги передавать только под роспись). Если же дело дойдёт до суда, защищайтесь, ссылайтесь на отстутсвие вины и грубую неосторожность родителй детей, которые обязаны следить за ними, что позволит суду снизить размер возмещения или даже освободить от него (ч.2 п.2 ст. 1083 ГК РФ).
Кроме того, Вы можете предъявить родителям свой иск и требовать от них возмещения вреда, причинённого Вашему имуществу (автомобилю), так так вред причинён по их недосмотру (ст.1073, 1074 ГК РФ)
Вобщем, есть основа для того, чтобы договариваться
Источник статьи: http://www.yurist-online.net/question/85253
Пешеход бросился под машину: кто возместит ущерб?
Многие наверняка слышали истории, как суд обязывал пешехода покрывать ущерб нанесенный в результате ДТП. При этом суд обязывал автовладельца покрыть траты за лечение пешехода. Причем эти траты полностью покрывались страховкой ОСАГО. А вот пешеход тратил намного больше, возмещая автовладельцу расходы на ремонт автомобиля. Давайте разбираться, кто же должен платить, если пешехода сбивают на перекрестке или в неустановленном для перехода месте.
Платить придется.
На первый взгляд может показаться странным, что приходится платить двум сторонам. Но это обычная практика, которая полностью соответствует законодательству. Дело в том, что автомобиль — это источник повышенной опасности. И независимо от того виновен водитель или нет, возмещать траты на лечение придется все равно. Лёгкий вред здоровью, как правило покрывает страховка. А вот тяжкие травмы или смерть, страховкой вряд ли покроется и естественно придется платить самому.
Подобная практика, часто становится шоком для автомобилиста. Выходит, если на скоростной трассе под машину кинется пьяный, неадекватный, или желающий свести счёты с жизнью человек и при этом погибнет или будет серьезно покалечен, то водитель в любом случае будет вынужден оплачивать все расходы на лечение или платить серьезную компенсацию родным погибшего.
Конечно в законодательстве есть исключения, когда водитель освобождается от ответственности. Но на практике это всегда очень сложно доказать. Никто и никогда не признается, что бросился под колеса сознательно, тем более если пострадавший погиб. Любой юрист, которого привлечет пострадавшая сторона, докажет, что человек пострадал по невнимательности, а не по собственному умыслу. А в таком случае автомобилист будет обязан покрывать ущерб.
Но у данной ситуации есть и другая сторона. В некоторых случаях имеется обратная ответственность пешехода. Когда суд или ГИБДД признают виновником происшествия пешехода. В этом случае пешеход также должен возмещать автовладельцу ущерб за повреждение автомобиля. Эта процедура была подтверждена Конституционным Судом. После этого количество судебных исков к пешеходам от автовладельцев возросло в несколько раз.
Иногда страховые компании полностью возмещают автомобилистам полученный ущерб, если имеется страховой полис КАСКО, но после этого они требуют возврата этих средств с пешехода. Нередко подобные дела решаются через суд и после привлекаются приставы, которые помогают взыскивать с пешехода, если тот уклоняется от возмещения ущерба. Сегодня звучат призывы к тому, чтобы пересмотреть такое положение. Поскольку может показаться неэтичным, что с родственников погибшего или тяжело пострадавшего взыскивается компенсация за причиненный автомобилю ущерб.
Кто рискует больше?
Если рассматривать причинение вреда здоровью, то очевидно, что больше всего в ДТП страдает пешеход. Нередко даже незначительные столкновения приводят к тяжелейшим последствиям, среди которых инвалидность или даже гибель. Не секрет, что сегодня политика ГИБДД направлена так, что пешеход в любом случае считается правым на дороге. Понимая это, многие переходят дорогу как угодно даже не поворачивая головы. И эта уверенность в своей полной правоте приводит к огромному количеству аварий с самыми тяжелыми последствиями.
Если практически у каждого автомобилиста есть обязательная страховка, то у пешеходов таких страховок нет, а значит покрывать ущерб приходится из своего кармана. Все это приводит к длительным судебным тяжбам, а впоследствии и привлечению приставов, поскольку пешеходы редко по своей воле торопятся возмещать ущерб автомобилисту. Подобные судебные тяжбы, и ожидание выплат, может растянуться на месяцы и даже годы.
Естественно риски автомобилистов несколько меньше. Если ДТП произошло, но скорость автомобиля была невысокой, то и повреждения автомобиля будут минимальны, а ущерб здоровью пешехода будет минимальным или средним, что может полностью покрыться обязательной страховкой. Что позволит избежать выплат из собственного кармана.
В любом случае надо быть предельно внимательным и осторожным во время езды на автомобиле. Даже на небольших скоростях можно серьезно покалечить человека или даже лишить его жизни. В этом случае лечение или компенсация может обойтись очень дорого, что не сможет покрыть обязательная страховка. В этом случае даже признанный невиновным автомобилист будет обязан выплачивать компенсацию или оплачивать лечение.
А как на западе?
Не в пример России, на западе эти проблемы уже давно решены. Там автовладельцы хорошо защищены от обязанности оплачивать лечение пешеходу, если доказано, что водитель полностью не виновен. Не смотря на размер суммы взыскания за причиненный ущерб, все оплачивается страховкой. Причем если по вине пешехода автомобиль сильно пострадал и стоимость ремонта не попадает под страховой случай, весь ущерб обязан оплатить пешеход. Как показывает практика на западе этот механизм прекрасно отработан и сложностей с оплатой обычно не бывает. Возможно, что в скором времени и в России этот механизм будет доведен до европейской практики.
Не забудьте подписаться на канал «Автоколонка» в Яндекс.Дзене. Мы намерены и дальше рассказывать нашим читателям то, что будет вас удивлять.
Источник статьи: http://www.pravda.ru/auto/1417300-avto/
Глупые дети или невнимательные водители: кто виноват в авариях с участием несовершеннолетних?
Наезд на пешехода, пожалуй, самое страшное для водителя. Как существо уязвимое, пеший участник дорожного движения априори находится в более защищенном положении с точки зрения закона, если не сказать, что в большинстве случаев больше шансов быть наказанным именно у водителя. Поэтому ДТП с участием пешеходов всегда чреваты волокитой и долгими выяснениями, кто же был прав, особенно если ситуация неоднозначна и пешеход не был пьян.
Но страшнее наезда на взрослого пешехода может быть только наезд на ребенка. Аварии с участием детей даже находятся на отдельном учете у ГАИ, потому что в случае наезда на ребенка дело принимает куда более серьезный оборот. И порой водителю ой как непросто доказать, что он не имел ни технической, ни физической возможности предотвратить аварию, ведь у ГАИ имеется железный аргумент в виде ПДД, где много всяких «должен» и «обязан».
Весна только началась, а мы уже по несколько раз за неделю пишем новости о детях, ставших жертвами аварий.
На прошлой неделе в Лиде под колесами автобуса погиб третьеклассник. По окончании занятий в школе мальчик собирался ехать домой, в другой конец города. С девочками он пришел на остановку на ул. Куйбышева. Их автобус приехал раньше. Девочки вошли в салон, и “Неман” начал движение. Мальчик, махая рукой, бежал по тротуару. Настолько увлекся, что оказался на проезжей части и попал под переднее колесо автобуса, который на перекрестке поворачивал направо. В июле этому мальчику должно было исполниться десять лет.
23 марта около 19 часов в д. Рубель Столинского района местная жительница 1970 г.р., управляя автомобилем Mercedes, совершила наезд на внезапно выбежавшего на проезжую часть дороги малолетнего односельчанина 2009 г.р., который с тяжелыми травмами помещен в больницу.
Через три дня после этого случая в Минске под колесами Volvo XC90 погиб 11-летний мальчик . По словам очевидцев, ребенок перебегал проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Возможно, обзорность водителю закрыли припаркованные автомобили. Авария произошла на одном из участков бульвара Шевченко, где подряд установлено сразу несколько «лежачих полицейских» и развить большую скорость просто невозможно. Однако даже той, что была, хватило, чтобы ребенок скончался от полученных травм.
Впереди настоящее тепло, а вместе с ним ролики, велосипеды, скейты и прочее. И, как правило, чем выше скорость «развивает» ребенок, тем опаснее он становится для себя и окружающих.
Это видео было снято на видеорегистратор, установленный в автомобиле автора этих строк. Классический пример: слепит солнце, по обе стороны двора припаркованы автомобили, которые не позволяют увидеть, что происходит около подъездов, и ребенок, который появляется внезапно и, естественно, не смотрит по сторонам.
Иногда у детей перебегание дороги в непосредственной близости от движущейся машины становится развлечением. Многие помнят историю двухлетней давности в Гродно, когда дети превратили бег через дорогу в игру, но весело было ровно до того момента, пока один из «игроков» не попал под колеса. Вот это видео.
Еще одной классикой жанра является видео, снятое несколько дней назад в Атолино Минского района. Мальчуган вышел из автобуса и бросился бежать через дорогу. От тяжелых травм школьника спасло то, что основной удар пришелся в бок (локтем он разбил фару автомобиля), медики нашли у него только ссадины и царапины.
Похожее видео, только с другого ракурса.
Аварии с участием несовершеннолетних сложны еще и тем, что очень часто, если травмы позволяют передвигаться, находясь в состоянии шока, дети пытаются убежать с места аварии, как это было в предыдущем видео. Такая реакция, кстати, характерна и для многих взрослых, которые попадают в ДТП по своей вине, к примеру, сознательно идут на риск, перебегая дорогу в неположенном месте. Потому что первая реакция – убежать. С детьми сложнее, потому что они не понимают, что делают, а водитель, раз ребенок убежал, решает ехать дальше. Дальше ребенок прибегает домой, шок проходит — начинаются боли. Родителям он рассказывает, что попал под машину, те везут его в больницу, где начинают выяснять, при каких обстоятельствах была получена травма. И, повторяемся, поскольку детский дорожно-транспортный травматизм находится на особом учете у ГАИ, начинает раскручиваться весь клубок событий, объявляется розыск того самого водителя, который формально по закону оставил место ДТП.
— Один раз мой дядя попал в такую историю, — рассказывает наш читатель Павел. – Он работал водителем автобуса, длинного такого. И как-то раз он отъезжал от остановки, и в автобус буквально врезался ребенок: бежал-бежал и ударился в районе заднего колеса. Дядя сразу по тормозам, выбежал смотреть, а ребенка и след простыл. Но удар был неслабым, потому что рядом с автобусом валялся один башмак сбежавшего мальчика. Дядя сразу позвонил в ГАИ, чтобы потом не было неприятностей, все стали искать по дворам этого беглеца. Не знаю, чем закончилась история, но смысл таков: даже если сбитый пешеход уверяет, что у него все в порядке или, как в этом случае, убегает, нельзя уезжать. Нужно вызвать ГАИ, все оформить по закону, а они потом пусть ищут и решают. Потому что сколько было случаев, когда по приходу домой у людей обнаруживались переломы или ушлые родственники подсказывали, что можно, оказывается, поиметь денег с водителя. Всякого хватает…
Есть такое негласное правило: пешеход всегда прав. В последнее время даже ГАИ начала показывать, что это не так, но в случае, когда под колеса попадают дети, разбирательство обещает быть долгим и не факт, что справедливым.
— Это было несколько лет назад в Минске, — рассказывает свою историю другой наш читатель Дмитрий. – Я ехал по улице, ехал не быстро, видел, что на тротуаре стоит ребенок. И когда я проезжал мимо, он почему-то бросился бежать через дорогу и угодил в район задней двери моей машины. Я сразу остановился, ГАИ там, родители… Выяснилось, что у ребенка косоглазие и он, скажем так, неправильно оценил происходящее вокруг. И вроде как по справедливости моя вина заключалась лишь в том, что в этот момент я оказался не в том месте. А мальчик, между прочим, прогуливал уроки. Меня несколько раз вызывали в ГАИ, долго разбирались и в итоге попросили признать вину, пообещав минимальный штраф. Потому что, если этого не произойдет, заварится такая каша и в школе (почему прогуливал?), и к родителям начнутся претензии… Короче, я согласился, и на этом дело закончилось.
За детей до определенного возраста отвечают родители. Но одно дело, когда ребенок, гуляя один, в силу нехватки жизненного опыта и знаний не может знать, что безопасно, а что нет, и совсем другое, когда родители либо «спят в шапку», либо сами показывают пример того, как делать нельзя.
Бурное обсуждение вызвала авария, которая произошла 12 марта в Минске, когда отец, остановившись перед светофором, высадил свою 15-летнюю дочь, а та побежала через дорогу между машинами и на встречной полосе была сбита. Одни считают, что виновен отец, который не довез дочь хотя бы до пешеходного перехода и не научил, что перебегать дорогу в неположенном месте нельзя, другие уверены, что в 15 лет девочка уже вполне способна думать своей головой. Но ни ей, ни отцу от этих выводов не легче.
Разбор любых ДТП не ограничивается только лишь поиском виноватых. Самое главное, чтобы, анализируя их, люди учились на чужих ошибках.
Всем удачи на дорогах, берегите себя и своих детей!
Источник статьи: http://www.abw.by/novosti/incidents/159357