- ВАЗ-2103: одни из самых редких и престижных Жигулей
- Первый автомобиль Михаила Михайловича
- Левая, правая где сторона?
- Неисправные? Годятся!
- Решетка радиатора
- Переверните фонарь!
- Отечественный горшок
- Качественный миллионер
- Спорт
- 5 Редких модификаций ВАЗ 2103
- ВАЗ-2103, особенности ранних выпусков, 1972-1975 г.в.
ВАЗ-2103: одни из самых редких и престижных Жигулей
«Я — как престижная женщина. Ну, как дубленка, как третья модель Жигулей. »
Из к/ф «Дневной поезд»
Престиж — ключевое слово для понимания того, чем была для потребителя начала семидесятых «третья» модель Жигулей. Ее так и называли — не ВАЗ-2103, а просто: «третья». Чуть ли не впервые в истории нашего автопрома в продаже появилась машина, которая всем своим видом говорила: «Я — люкс!»
Формально говоря, 2103 была сильно приукрашенной «единичкой» модели 2101. Унификация по кузову была максимальной и составляла около 80%. Но так говорят сегодня. А тогда, в 1972 году, всё воспринималось совсем иначе. Вазовцы умудрились преобразить «копейку» так, что огромная разница в цене (7500 ₽ против 5500 ₽) не вызывала удивления. Салон казался роскошным: ворсовый ковер, отсутствие голого металла в верхней части дверей, тахометр, часы, комбинированная обивка сидений из сукна и кожзаменителя, подлокотник для задних пассажиров. Снаружи бросались в глаза измененные обводы кузова, вытянутые крылья, хромированные накладки, четырехфарная оптика… И — шикарная мелочь! — красные фонарики в торцах открытых передних дверей! Впоследствии, с приходом бедности, вместо фонариков на последующих вазовских моделях появись убогие катафоты.
Первый автомобиль Михаила Михайловича
…Я купил свой первый автомобиль — «трешка» желтенькая. Абсолютно безотказная! Она заводилась всегда — даже когда я оставлял ее на полгода зимой в Москве.
Левая, правая где сторона?
Красота красотой, а вот унификация с приходом «трешки» пострадала. Если на «копейке» боковые повторители сигналов поворота были круглыми, а потому одинаковыми справа и слева, то на 2103 детали стали разными. Параллелограмм справа налево никаким чудом не переставить. То же касается и задних фонарей. Кстати, с приходом модели 2106 с ее боковыми прямоугольниками повторители опять стали одинаковыми.
Неисправные? Годятся!
Фары автомобилей ВАЗ-2103 (а затем и ВАЗ-2106) позволяли применять частично неисправные лампы! И все потому, что нити ближнего света двухнитевых ламп, установленных во внутренних фарах. не использовались! Поэтому на этом месте можно было устанавливать лампы с перегоревшей нитью ближнего света — например, из внешних фар, где эта нить как раз активно использовалась и часто выходила из строя.
Решетка радиатора
Изначально решетка радиатора для 2103 оказалась слишком большой для отечественной линии гальванизации. Тогда итальянцы расчленили ее пополам, предложив перед установкой на машину соединять половинки винтами. Наши отказались: так, мол, и трудоемкость возрастает, и разболтается такая конструкция во время движения. Итальянцы долго сопротивлялись, но крепление половинок в итоге переделали.
Переверните фонарь!
При освоении производства задних фонарей возникла куча проблем: рассеиватель разваливался по стыку цветов, а катафот не хотел держаться должным образом. Процент брака был огромным, поэтому конструкторы применили необычное решение, фактически перевернув фонарь вверх ногами! При этом катафот уже не нужно было утапливать глубоко в красную часть, а проблема оказалась закрытой.
Отечественный горшок
Четырехфарная система головного света потребовала от производственников непривычно точного выдерживания геометрических параметров отражателя и рассеивателя. Наш завод во Владимирской области оказался к этому не готов, а потому поначалу делал только «горшок» (корпус, штампованный из листового металла и окрашенный в черный цвет). Оптический элемент в сборе покупали у фирмы FER в ГДР, затем производство фар освоила чешская фирма «Автопал».
Лишь в 1976 году на ВАЗ начали поставляться полностью отечественные фары.
Качественный миллионер
Миллионным вазовским автомобилем в декабре 1973 года стала именно «трешка» — ВАЗ-2103. А в декабре следующего, 1974 года эту модель отметили «Знаком качества»!
Спорт
В июле 1973 года на чемпионате России по шоссейно-кольцевым гонкам в Ленинграде первую золотую медаль чемпиона РФ завоевал на автомобиле ВАЗ-2103 мастер спорта, вазовец Эдуард Пистунович. В 1974 году на ВАЗ-2103 чемпионами Союза по авторалли стали А. и Г. Козырчиковы. На первом ралли «1000 озер» в 1974 году экипаж Л. Шувалов — Л. Потапчик завоевал первое место в классе А2–1600. Этот успех в следующем году повторил экипаж в составе А. и Г. Козырчиковых.
А всего было выпущено 1 304 899 экземпляров ВАЗ-2103 различных модификаций.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/924341-vaz-2103-odni-iz-samykh-redkikh/
5 Редких модификаций ВАЗ 2103
Когда на дворе шел 1966 год, было подписано соглашение о сотрудничестве между Минавтопромом СССР и компанией FIAT. Это соглашение предусматривало не только строительство нового завода в Куйбышевской области, но и передачу технический документации определенных моделей, а также их возможные люксовые варианты. И естественно так как первой моделью была ВАЗ 2101 в базовом оснащение, то была необходимость в расширении линейки и самое главное в появление «люксовых» автомобилей, которые также шли на экспорт.
И первым, пожалуй самым необычным с точки зрения технического вмешательства был ВАЗ 2103 с АКПП , а экспортное название данной модели было Lada 1500S Automatic . На данном экземпляре автомобиля применялась 3 скоростная АКПП 3L30 (TH180) производства GM. Сама же коробка производилась во Франции с 1969-1998 год. Этой же коробкой комплектовалась прямая сестра 2103 — FIAT 124 , а также некоторые другие модели как Opel Record и Chevrolet Chevette . Но стоит отметить сразу, что данные доработки не производились на самом Автовазе и эти АКПП устанавливали уже непосредственно дилеры Западной Европы, как это было с разработкой ( Lada Natasha) . И данных » люксовых троек » было выпущено порядка 100 штук.
Второй не менее индивидуальной стала ВАЗ 2103 с дизайном от Porsche . В 1976 году компания Porsche предложила свой дизайн для моделей ВАЗ 2103, а учитывая спортивную направленность фирмы, то в дизайне «тройки» были значительные изменения, которые повлекли за собой изменения передней части, был убран весь хром и металлические детали, были установлены пластиковые бампера в цвет кузова, тоже самое касалось и задней части автомобиля.
В интерьере появилась полностью новая торпеда, а также немецкие инженеры предложили свои наработки по устранению шумов в автомобиле и повышение антикоррозийных свойств. И самое главное улучшены показатели мощности двигателя, которые соответствовали на то время европейским стандартам. Но сам проект остался больше эксклюзив, чем даже » мелкосерийкой » ввиду дорогой себестоимости новшеств к тому же почти готовая ВАЗ 2106 имела более дешевые решения.
Третьей моделью была массовая ВАЗ 2103 для Английского рынка и имела специальный индекс ES от обычного » люкса » её отличала виниловая крыша (её отделка), а также алюминиевыми колесами. В интерьере появился новый кожаный руль и современная по тем временам стереофоническая магнитола с выдвигающейся антенной которая выдвигалась из заднего крыла. Но ключевыми изменениями конечно же был правый руль и дворники работающие в обратном направлении.
Четвертой модификаций являлась просто полнейшим » эксклюзивом » и была разработана для парадов и съемок в кино это был ВАЗ 2103 Кабриолет .
Пятой моделью был ВАЗ 2103 самых первых образцов, которые имели множество импортных деталей из-за того, что наши инженеры на то время еще не могли отладить производство таких деталей как разноцветная оптика стоп сигналов, фары с высокой точностью геометрии отражателя и рассеивателя, поэтому использовались раздельные импортные итальянские фары Carello , а через некоторое время Autopal .
Люксовые варианты имели ярких цветов интерьеры по типу красных и ворсовые ковры на полу того же цвета, ремни безопасности, сигнализатор уровня тормозной жидкости и задний подлокотник. В технической составляющей применялся задний дополнительный глушитель и автоматический подвод задних колодок к барабанам по мере износа, а также вакуумный усилитель тормозов. А вообще как и все наши отечественные автомобили, требовали доработки как показывает историях их производства и продаж, дилеры за рубежом неоднократно прикладывали к ним руки для улучшения, может поэтому и появлялись столь редкие модели и может поэтому Автоваз и не пытается менять вектор своего развития оставляя улучшения на руки потребителя.
P.s а как Вы считаете была ли перспективна разработка классики с АКПП? Пишите свое мнение в комментариях, а также подписывайтесь дальше- больше!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c754eff54543b00b0eea6b1/5-redkih-modifikacii-vaz-2103-5ca60650f4bebc00b35a6aae
ВАЗ-2103, особенности ранних выпусков, 1972-1975 г.в.
5 декабря 1972 года, в честь празднования очередной годовщины Дня Конституции, с конвейера ВАЗа сошел первый официальный автомобиль ВАЗ-2103! Несомненно, это было лукавство, ВАЗ уже год выпускал серийно переходные модели имевшие индекс ВАЗ-2103В, с конца 1971 года до конца 1972 года, это был фактически ВАЗ-2101 в кузове 2103, и выпустил не мало, 1250 экземпляров. Литера «В» означала временный вариант, в широкую продажу ВАЗ-2103В не поступил, цена модели не была определена, поэтому продавался сотрудникам ВАЗа, смежникам, строителям Тольятти и ВАЗа, по цене ВАЗ-2101, т.е. 5500 руб, что несомненно было «подарком» для тех кто его смог приобрести. Мне довелось видеть живьем несколько ВАЗ-2103В, моя мать в те годы работала в ЦНИИЭП жилища, который проектировал несколько экспериментальных монолитных домов для Тольятти, квартиры в которых впоследствии получили руководители ВАЗа и ведущие сотрудники, поэтому головным проектировщикам из Москвы выделили не мало ВАЗ-2103В, с некоторыми экземплярами удалось познакомиться поближе, я жил в кооперативном доме ЦНИИЭП жилища, и некоторые из владельцев ВАЗ-2103В были моими соседями. ВАЗ-2103В не был моделью с единой комплектацией, она менялась в течение года и доводилась, самые первые образцы имели силовой каркас кузова 2101 с оперением 2103, на задних стойках крыши не было вентиляционных вытяжек, моторный щит так же стоял 2101 рассчитанный на установку раннего педального узла 2101 без ВУТ, стоял ниже чем на более поздних выпусках 2101, передняя панель ВАЗ-2103В и ранних полноценных ВАЗ-2103, выпускаемых с декабря 1972 года по март 1973 года не имела продувов. К середине 1972 года на 2103В появились задние стойки крыши 2103 с вытяжной вентиляцией, в комплекте с оригинальным усилителем, моторный щит стал устанавливаться 2103, на него устанавливался оригинальный педальный узел и ВУТ, впускной коллектор двигателя 2101 был оснащен штуцером для подключения ВУТ. Все 2103В были укомплектованы салоном 2101, дверные карты, ручки, также стояли 2101, верхние внутренние части дверей оставались открытыми как у 2101, прошивок для крепления усов батонов не было, к усилителю моторного щита приваривался кронштейн 2101 для установки прикуривателя и рычага воздушной заслонки, двери кузова стояли 2101 с прошивками наружных панелей под пистоны крепления молдилдингов, кто знаком с ранними ВАЗ-2101, помнит, что на торцах передних дверей были отштамповки под торцевые габаритные фонари, которые появились только на полноценных ВАЗ-2103, на ВАЗ-2103В такие отштамповки так же были, в передней стойке были отверстия под установку концевика и для установки резинового переходника, эти отверстия были закрыты резиновыми заглушками, фонарь заднего хода на ВАЗ-2103В отсутствовал, была только отштамповка на заднем брызговике. В 1973 году на улицах стали появляться полноценные ВАЗ-2103, они вызывали массу эмоций у автолюбителей тех лет, успевшими неплохо познакомиться с ВАЗ-2101 и оценивших по достоинству, многие уже имели ВАЗ-2101 и мечтали сменить на ВАЗ-2103. Сменил ВАЗ-2101 1970 года на ВАЗ-2103 и мой отец, покупал за желтополосые валютные сертификаты Внешторгбанка, заработанные в Судане.
В начале 70-х приобретая автомобиль за желтополосые (развивающиеся страны) или бесполосые (капстраны) сертификаты, покупатель получал возможность взять чисто экспортный автомобиль, ВАЗ-2103 был вишневого цвета, покрашен югославской эмалью, с вишневым салоном с югославской обивкой, комплектация этого ВАЗ-2103 несколько отличалась от стандартной, к особенностям экспортных ВАЗ-2103, я вернусь позднее, различия были не очень существенные, но были. Внешние отличия ВАЗ-2103 от ВАЗ-2101, описывать подробно не имеет смысла, они хорошо знакомы, напомню, что передняя панель до 1975 года имела пять вертикальных продувов с пятью горизонтальными щелями на каждом продуве.
Боковые молдинги стояли югославские с завальцованными торцами, без заглушек, которые ставили на более поздних выпусках, над арками крыльев также стояли молдинги, молдинги порогов были отличны по профилю от молдингов 2101, наружную светотехнику на ранних этапах ставили итальянскую Carello или Marelli, появился фонарь заднего хода, на самых ранних ВАЗ-2103 можно было встретить и итальянские бампера, несколько отличные от советских. На ранних ВАЗ-2103 ставили механический омыватель ветрового стекла, который представлял из себя «голубую клизму» 2101, подвешенную на левом брызговике под капотом и насос управляемый левой ногой водителя, насосы могли быть двух типов, отечественный 2103-5208010, аналогичный по конструкции с насосом ГАЗ-24, или импортные насосы (Marelli, Bosch, Hella) 21032-5208010, имевшие контакты, кратковременно включавшие с подачей воды дворники, позднее такие насосы стали выпускать с каталожным номером 21011-5208010. Режимы переключения дворников управлялись двухсекционной клавишей, как на 2101, только в автономном корпусе, а не в трехклавишном блоке, подрулевой переключатель ставился двухрожковый 2101 с кожухом 2101, рычаг управления воздушной заслонкой стал оригинальным, как и кронштейн его крепления с концевым выключателем сигнальной лампы. Салон получил сиденья ковшового типа, на заднем диване появился центральный откидной подлокотник, обивку сидений, дверных карт, напольные ковры для ранних трешек поставляли югославы. Педаль акселератора осталась напольная 2101, кулиса КПП хромированная, с оригинальным шаром-наконечником, рычаг ручного тормоза также стал хромированным с оригинальной пластиковой ручкой, в салоне было много хрома, который потом исчез, хромировали направляющие клавиш, заглушки потолочных оригинальных ручек, заглушки дверных ручек подлокотников, очень недолго ставили хромированные кольца-уплотнители на приборы и вентиляционные поворотные дефлектора, на торпедо. Хочу отдельно остановиться на торпедо 2103, набившее оскомину за четыре десятилетия выпуска, это торпедо было сверхновым по дизайну на 1973 год , и не только для СССР, его разработало дизайнерское кузовное ателье Pininfarina S.p.A. для автомобиля Fiat 124 Sport Coupe модели 1972 года. Двигатели ранних ВАЗ-2103В, ВАЗ-21031 (с двигателями 2101, 1,2 л), ВАЗ-2103 (1,5) имели отличия от более поздних, их можно отличить по номеру набитому со стороны радиатора, отсутствию прилива возле бензонасоса, где на поздних выпусках набивался номер, на них ставилась ГБЦ 2101-1003011, блоки ранних двигателей были гильзованы нирезистовыми вставками (чугун с высоким содержанием никеля) в верхних поясах цилиндров, являющимися зонами наибольшего износа. Блок 2103 отличался от блока 2101, увеличенной на 7мм длиной цилиндров, коленвал двигателя 2103 имел увеличенный на 7 мм ход шатунно-поршневой группы, трамблер двигателя 2103 имел шток на 7мм длиннее штока трамблера 2101, поршни на обоих двигателях 76мм (2101), шатуны 2101, оба ранних трамблера не имели ВРОЗ, а имели латунный эксцентрик ручной регулировки УОЗ, карбюратор Вебер 2103 имел увеличенные жиклеры и камеры, имел запорный электромагнитный клапан, в отличии от Вебера 2101, воздушные фильтры ранних ВАЗ-2103 имели дополнительный съемный фильтр вентиляции картера, установленный в корпусе. Ранние двигатели 2101/2103 были очень хорошо сбалансированные, гильзованные блоки позволяли несколько раз ставить номинальные поршни подобранные по группе, хонинг и расточка не требовались. Такие блоки выпускались до середины 1975 года, когда изменилась отливка блоков, измененные блоки перестали гильзовать, номер блока на измененных блоках стал набиваться на привычном приливе, рядом с бензонасосом, при сборке двигателей с измененными блоками ставилась ГБЦ 21011-1003011, унифицированная с двигателями 21011 (поршни 79мм, 1,3л, фактически двигатель 2101 с увеличенным диаметром поршней), 21031 (поршни 79мм, 1,6 л, фактически двигатель 2103 с увеличенным диаметром поршней, получивший в 1976 году маркировку 2106), появившемся в 1974 году. Для двигателей 2103 с ранним блоком по техдокументации ВАЗа указывалась мощность 75 л.с., с модифицированным блоком 77 л.с., двигатели 2101 также имели паспортные мощности ранние 62л.с., поздние 64 л.с., но это были «налоговые» мощности, реальные могли отличаться на 10% в зависимости от конкретного экземпляра двигателя. Ограниченная партия автомобилей ВАЗ-21031 с двигателями 1,6 л, мощностью 80 л.с., укомплектованными усиленным сцеплением, была собрана в 1975 году, и была предназначена для милиции, но изредка попадались ВАЗ-21031 и в личном пользовании, в частности ВАЗ-21031 цвета коррида был у моего соседа по гаражу, с шестерочной передней панелью с двумя продувами, подголовниками на передних сидениях, явная переходка к ВАЗ-2106. Неоднократно слышал автолюбительское «авторитетное» мнение, что двигатели 2101/2103 лучше двигателей 21011/2106, от части оно обосновано, но только для ранних двигателей 2101/2103 выпущенных до середины 1975 года. Задний мост автомобилей ВАЗ-2103 получил редуктор с передаточным числом 4,1, что бы скомпенсировать погрешность спидометра колес измененного типоразмера с шинами ИЯ-170, задние тормозные механизмы получили механизм автоматической регуляции зазоров между колодками и барабанов, КПП была дополнена выключателем фонаря заднего хода, система охлаждения двигателя получила электрический электровентилятор югославского производства, но эта опция присутствовала далеко не на всех ранних ВАЗ-2103. Автомобиль ВАЗ-21035 с двигателем 2101, в основном поставлялся в Западную Европу, в страны с высокими налогами на объем двигателя, и имел полноценную комплектацию 2103, включая колеса, задний мост с редуктором 4,1, выпускную систему с дополнительным резонатором, в отличие от ВАЗ-2103В на котором ставили задний мост 2101 с редуктором 4,3, тормозными механизмами с эксцентриковой регулировкой зазоров, колеса также ставились на дисках 2101 с шинами И-151. Что мне непонятно, колеса на дисках 2103 с шинами И-170 запрещали в 70-х годах ставить на автомобили ВАЗ-2101/21011, пройти техосмотр с ними было нельзя, а на 2103В ставили и проходили ТО без проблем … С самого начала выпуска полноценных ВАЗ-2103 большая часть стала поставлять на экспорт, в том числе и в развитые капиталистические страны, ВАЗ имея гибкую технологию производства имел возможность собирать экспортные автомобили в различных комплектациях.
Наиболее интересна комплектация ВАЗ-2103 для Стран Скандинавии и Канады (для ранних 38-41), для нее выпускалась оригинальная проводка, закупались в Швеции комплекты фароочистителей Clear (каталожный номер установочного комплекта 2103-520809), инерционные ремни передних и задних сидений Bohlin (патент 1972 года, новейший для начала выпуска 2103), установочные комплекты задних стекол с электрообогревом Pilkington (Великобритания, но для ВАЗ и Fiat производились в Швеции), передние сиденья таких ВАЗ-2103 комплектовали подголовниками, которые в дальнейшем стали устанавливать серийно на ВАЗ-2106, устанавливался на данной комплектации выключатель аварийной сигнализации Hella совмещенный с электронным реле, ставился на оригинальном кронштейне дополнительного блока предохранителей, подключался через оригинальный жгут к разъемам, вместо стандартного реле поворотников, ставился задний противотуманный фонарь Hella, его оригинальный вытяжной выключатель с индикацией был расположен на одном кронштейне с выключателем аварийной сигнализации. Многие опции из экспортных комплектаций, освоила советская промышленность, задние стекла с обогревом, противотуманные фонари ЗХ, аварийную сигнализацию, инерционные ремни безопасности и др., в дальнейшем стали устанавливать на автомобили ВАЗ, предназначенные для продажи на внутреннем рынке.
Конечно в рамках данной статьи невозможно охватить все, но надеюсь, что статья будет полезна любителям ВАЗов, реставраторам, которые знакомы с конструкцией автомобиля ВАЗ-2103 и его последующей модификацией ВАЗ-2106, большинство ранних ВАЗ-2103 не дожили до наших дней, а те которые дожили, в большинстве своем пережили немало ремонтов и переделок, и имеют в своем составе детали от более поздних выпусков.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/burevestnic1962/vaz2103-osobennosti-rannih-vypuskov-19721975-gv-5eef4d9bf8234b4d93dc0a47