Редуктор заднего моста автомобиля белаз

Редуктор заднего моста автомобиля белаз

Трансмиссия автомобилей БелАЗ состоит из гидромеханической передачи, карданной передачи и ведущего моста. В гидромеханическую передачу входят согласующий редуктор, гидротрансформатор, фрикционная коробка передач и гидравлический тормоз-замедлитель. Карданная передача состоит из карданных валов трансмиссии и ведущего моста. Ведущий мост включает центральный редуктор, полуоси и бортовые (планетарные) редукторы.

Гидромеханическая передача (рис. 11) предназначена для преобразования крутящего момента, идущего от двигателя к ведущим колесам, что позволяет автоматически, в зависимости от дорожных условий, изменяться тяговому усилию на ведущих колесах автомобиля, так как в гидротрансформаторе происходит бесступенчатое преобразование крутящего момента. Крутящий момент, а следовательно, и тяговое усилие изменяют также переключением передач в трехступенчатой фрикционной коробке передач (рис. 12).

Перед гидромеханической передачей установлен согласующий редуктор, картер которого закреплен на картере гидротрансформатора. Назначение согласующего редуктора (шестеренчатого) — приведение в соответствие частоты вращения вала двигателя и насосного колеса гидротрансформатора для получения наиболее выгодных условий их совместной работы.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Кроме того, согласующий редуктор служит для отбора мощности на масляные насосы объединенной гидравлической системы гидроусилителя рулевого управления и подъемного механизма: платформы^ Согласующие редукторы автомобилей БелАЗ-540А и БелАЗ-548А различаются только-передаточным отношением и промежуточным валом, который служит у автомобиля БелАЗ-548А для привода третьего насоса.

Рис. 11. Гидромеханическая передача:
1 — подшипник насосного колеса, 2 — ступица реакторов, 3 — радиально-упорный подшипник, 4 — ведущий фланец, 5 — ступица тур
бинного колеса, 6 — кожух гидротрансформатора, 7 — реакторы, 8 — турбинное колесо, 9 — насосное колесо, 10 — муфта свободного хода, 11 — ступица насосного колеса, 12 — ступица гидротрансформатора, 13 — картер коробки передач, 14— передний подшипник ведущего вала, 15 — ведущая шестерня первой передачи, 16 — фрикцион первой передачи, 17 — шлицевая втулка подвода смазки, 18 — ведущая шестерня третьей передачи, 19 — ведущая шестерня второй передачи, 20 — фрикцион второй передачи, 21 — ступица фрикциона, 22 — распределитель ведущего вала, 23— ведущая шестерня заднего хода, 24 — набор распорных втулок, 25 — задний подшипник ведущего вала; 26 — корпус тормоза-замедлителя, 27 — ротор, 28 — крышка, 29 — ведущий вал, 30 — ведущая шестерня привода насоса, 31 — фланец, 32 — , ведомый вал, 33 — задний подшипник ведомого вала, 34 — ведомая шестерня заднего хода, 35 — фрикцион заднего хода, 36—ведомая шестерня второй передачи, 37 — ведомая шестерня третьей передачи, 38 — фрикцион третьей передачи, 39 — ведомая шестерня первой передачи, 40 — шестерня привода муфты свободного хода, 41 — блок насосов, 42 — распределитель ведомого вала

Читайте также:  Разгрузка с автомобиля кранами

Гидротрансформатор работает в двух режимах: – режим гидротрансформатора (заклиненные колеса реактора между насосным и турбинным колесами для увеличения до 3,5 раз крутящего момента) при увеличении нагрузки на колесах; – режим гидромуфты (колеса реакторов расклинены и вращаются с одинаковой скоростью с насосным и турбинным колесами) при значительном уменьшении нагрузки на колесах, например движение на ровном участке дороги.

Рис. 12. Привод переключения передач:
1 — вал привода переключения передач, 2, 3, 11, 12 — рычаги, 4 — кронштейн, 5 —наконечник сферического подшипника, 6 — шаровой палец, 7 и 6 — поперечные тяги, 9 и 10 —продольные тяги, 13 — валик, 14 — втулка, 15 — кронштейн двуплечих рычагов, 16 — двуплечий рычаг

Гидротрансформатор обеспечивает надежную работу двигателя при любой нагрузке на автомобиль и позволяет получать малые скорости движения при устойчивой силе тяги на ведущих колесах.

Гидротрансформатор (см. рис. 11) состоит из насосного и турбинного колес, двух реакторов и двух муфт свободного хода. Колесо насоса жестко соединено с двигателем через согласующий редуктор и муфту и передает энергию двигателя потоку рабочей жидкости; форма и наклон его лопасти таковы, что сообщают потоку жидкости оптимальные скорость и направление на всех режимах работы. Колесо турбины соединено с ведущим валом коробки передач и передает ему энергию потока, текущего по межлопаточным каналам, — преобразует энергию потока жидкости в механическую энергию. Реакторы со ступицей гидротрансформатора соединены через муфты свободного хода и увеличивают крутящий момент, передаваемый от насосного колеса, путем изменения потока жидкости на обратный и усиливая при этом давление на лопатки турбинного колеса. Колеса насоса и турбины, а также реакторы образуют кольцевую полость, в которой при работе гидромеханической передачи постоянно циркулирует жидкость (масло).

Гидротрансформатор при больших нагрузках увеличивает крутящий момент, передаваемый от двигателя (режим трансформатора), а при малых нагрузках передает крутящий момент без изменений (режим гидромуфты).

Коробка передач двухвального типа с индивидуальными многодисковыми фрикционами переключения ступеней. В коробке три передачи переднего хода и одна — заднего. Все фрикционы одинаковы по конструкции, взаимозаменяемы (без шестерен) и состоят из корпуса, поршня, ведущих и ведомых дисков, ступицы, опоры и нажимных пластин. Корпус (барабан) фрикциона и поршень образуют гидравлический исполнительный цилиндр для сжатия фрикционных дисков. Для включения фрикционов (сжатия дисков) рабочая жидкость подается в цилиндр и перемещает поршень, который через рычаги перемещает нажимной диск фрикциона и сжимает ведущие и ведомые диски — шестерня блокируется с валом,, включается передача.

Гидродинамический тормоз-замедлитель — лопастного типа, установлен на ведущем валу коробки передач и служит для поддержания постоянной скорости движения автомобиля на спуске без использования колесных тормозов. Управление тормозом-замедлителем педальное, привод— пневматический. При включении тормоза-замедлителя масло, нагнетаемое насосом гидротрансформатора, подается в рабочую полость тормоза-замедлителя и тем самым создается тормозной момент. Тормозной момент тормоза-замедлителя возникает только при движении с включенной передачей и после заполнения рабочей камеры жидкостью.

Гидравлическая система гидромеханической передачи, состоящая из систем главной масляной магистрали и магистрали питания гидротрансформатора, предназначена для: – включения ступеней коробки передач (при подаче масла под давлением в рабочий цилиндр одного из четырех фрикционов); – наполнения полостей гидротрансформатора и тормоза-замедлителя жидкостью (приведения их в рабочее состояние) и циркуляции жидкости для охлаждения; – смазки рабочих деталей согласующего редуктора, коробки передач и отвода тепла, выделяющегося при их работе.

В систему.главной масляной магистрали входят: маслоприем-ник, главная секция насоса, редукционный и предохранительный клапаны, золотники переключения передач и фрикционы. В.систему магистрали питания гидротрансформатора входят: секция насоса, гидротрансформатор, тормоз-замедлитель, клапан гидротрансформатора; золотник привода управления тормозом-замедлителем, масляный фильтр и радиатор.

При работе гидромеханической передачи с выключенным тормозом-замедлителем масло постоянно циркулирует по кругу: насос — гидротрансформатор — фильтр — радиатор — насос. Если включен тормоз-замедлитель, часть масла циркулирует по кругу, а остальное масло проходит через тормоз-замедлитель и дальше через фильтры поступает в,радиатор. .

Рис. 13. Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А:
1 — фланец крепления кардана, 2 — обойма, 3 — резиновая втулка, 4 — масленка, 5,7 — скользящие фланцы, 6 —- обойма уплотнения, 8 — фланец-вилка, 9 — предохранительный клапан, 10 — крестовина, 11 — фланец согласующего редуктора, 12 — сальник, 13 — игольчатый подшипник, 14 — крышка подшипника, 15 — стопорная пластина, 16 — кольцо, 17 — войлочное кольцо, 18 — распорная втулка, 19 — маховик двигателя

Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А (рис. 13) передает крутящий момент от двигателя к согласующему редуктору и состоит из эластичного сочленения, кардана и шлицевого соединения. Резиновые втулки эластичного сочленения соединены между собой попарно при помощи обойм и болтов с гайками и шплинтами. Всего таких пар четыре. Одна из втулок каждой пары соединена с фланцем крепления кардана, а вторая — с передним скользящим фланцем. Кардан состоит из фланцев-вилок, крестовины с предохранительным клапаном и игольчатого подшипника с сальником. Шлицевое соединение состоит из переднего и заднего скользящих фланцев. Оно компенсирует осевые перемещения гидромеханической передачи относительно двигателя.

Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-548А в отличие от карданного вала автомобиля БелАЗ-540А не имеет заднего скользящего фланца, вместо него установлен сварной вал.

Карданный вал заднего моста (рис. 14) состоит из двух карданов и шлицевого соединения. Каждый кардан состоит из фланца-вилки, крестовины, вилки, вала, игольчатых подшипников, закрепленных посредством крышек, стопорных пластин и болтов. Шлицевое соединение позволяет валу изменяться по длине при колебаниях ведущего моста относительно рамы автомобиля.

Рис. 14. Карданный вал заднего моста:
1 — фланец-вилка, 2 — предохранительный клапан, 3 — крестовина, 4 — пробка, 5 — заглушка, 6—скользящая вилка, 7 — обойма уплотнения, 8, 9 — кольца, 10 — вал, 11 — балансировочные пластины, 12 — масленка, 13 — защитное резиновое кольцо, 14 — обойма сальника, 15 — сальник, 16 — шайба, 17 — крышка подшипника, 18— игольчатые ролики подшипника, 19 — корпус игольчатого подшипника, 20 — стопорная пластина, 21 — упорное кольцо

Карданные валы автомобилей одинаковы и отличаются только длиной.

Задний мост автомобиля (рис. 15) состоит из главной передачи с дифференциалом и двух конических передач. Главная передача представляет собой конический редуктор с дифференциалом, встроенным в ведомую шестерню.

Ведущая шестерня главной передачи (рис. 16) установлена в картере на конических роликовых подшипниках и цилиндрическом роликовом подшипнике. Ведущая шестерня главной передачи автомобиля БелАЗ-548А установлена на четырех подшипниках: двух радиально-упорных и двух цилиндрических роликовых. В остальном главные передачи обоих автомобилей не имеют конструктивных отличий, кроме габаритов. Между внутренними кольцами подшипников установлены распорные втулки и шайба, которая служит для регулировки осевого зазора в конических подшипниках. Картер ведущей шестерни крепится болтами к картеру главной передачи. Между картерами установлены прокладки, регулирующие зацепления конических шестерен. Дифференциал установлен на двух подшипниках в разъемных опорах картера главной передачи. Состоит он из двух чашек, внутри которых установлена крестовина с четырьмя сателлитами.

Колесные передачи планетарного-типа расположены в ступицах задних колес (см. рис. 15). Ведущая шестерня посажена на шлицы полуоси и находится в зацеплении с тремя сателлитами, установленными в водиле (каждый на двух роликовых подшипниках) и входящими в зацепление с опорной шестерней. Водило болтами крепится к ступице колеса и вращается вместе со ступицей. Крутящий момент передается от ведущей шестерни к сателлитам, которые, перекатываясь по неподвижной опорной шестерне, приводят во вращение водило и, следовательно, ступицу колеса.

При обслуживании трансмиссии автомобиля необходимо выполнять следующие операция.

Ежедневное обслуживание. При ЕО проверяются: уровень масла в поддоне гидромеханической передачи, герметичность маслопроводов и состояние радиатора на отсутствие подтекания масла; четкость переключения передач; работа гидромеханической передачи на слух (стуки не допускаются) и по показаниям приборов (давление масла во фрикционах и гидротрансформаторе).

Первое техническое обслуживание.

При ТО-1 нужно: – подтянуть болты крепления гидромеханической передачи, карданных валов и главной передачи ведущего моста; – проверить работу и отрегулировать привод переключения передач; – проверить техническое состояние гидротрансформатора по отложениям на элементах фильтра гидромеханической передачи и уровень масла в главной и колесных передачах ведущего моста; – техническое состояние уплотнений фрикционов переднего хода по величине давления на нейтрали и при включенной передаче.

Второе техническое обслуживание.

При ТО-2 следует: – заменить фильтрующие элементы масляного фильтра гидромеханической передачи; – промыть систему и заменить масло в гидромеханической передаче (при применении масла типа А — через три-четыре ТО-2); – проверить центрирование гидромеханической передачи с двигателем и затяжку стяжных болтов крепления резиновых втулок промежуточного карданного вала; – отрегулировать зазоры в главной передаче ведущего моста, проверить зазоры в подшипниках ведущей шестерни, состояние деталей дифференциала (через четыре ТО-2— 2000—2250 ч); – заменить масло в картере ведущего моста и колесных передачах (через четыре ТО-2 при применении масла ТАп-15В).

Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/ustroistvo-transmissii-avtomobilei-belaz

Редуктор заднего моста автомобиля белаз

ЗАДНИЙ МОСТ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

Задним .мост автомобиля состоит из главной передачи с дифференциалом и двух колесных передач.

Устройство заднего моста автомобиля БелАЗ-548А показано на рис. 87.

Задние мосты автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А унифицированы между собой и отличаются от показанного на рис. 87 размерами деталей, конструкцией главной передачи и небольшими конструктивными отличиями других деталей.

Ведущий мост одноосного автомобиля-тягача отличается от заднего моста автомобиля БелАЗ-548А конструкцией дифференциала, картера заднего моста и ступиц колес, которые одновременно выполняют роль ободьев колес.

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

Главная передача автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А (рис. 88) представляет собой одноступенчатый конический редуктор с дифференциалом, встроенным в ведомую шестерню.

Ведущая шестерня 29 главной передачи установлена в картере 5 на конических роликовых подшипниках 3 и 4 и цилиндрическом роликовом подшипнике 7. Наружное кольцо подшипника 7 закреплено стопорным кольцом 8.

Между внутренними кольцами подшипников установлены распорные втулки 31 и 32 и шайба 33, которая служит для регулировки осевого зазора в конических подшипниках.

На шлицевом конце вала ведущей шестерни установлены маслоотражатель 2 и фланец 35 крепления карданного вала.

Все детали, установленные на валу ведущей шестерни, закреплены гайкой с шайбой и шплинтом.

Картер 5 закрывается крышкой 1, в которую запрессованы сальники 34. Для защиты сальников от пыли и грязи к фланцу крепления карданного вала приварен пылеотражатель.

Картер 5 крепится болтами к картеру 30 главной передачи.

Рис. 87. Задний мост автомобиля БелАЗ-548А:
1 — колесо; 2 — прижим; 3 — уплотнительный шнур; 4 — направляющий диск клиньев, 5 — водило; 6 и 45 — крышки; 7, 14 и 22 —
стопорные кольца; 8 — ведущая шестерня планетарной передачи; 9 — сателлит планетарной передачи; 10 — ось сателлита; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — роликовый цилиндрический подшипник; 13 и 36 — пробки; 15 — опорная шестерня; 16 и 29 — стопорные шайбы; 17 и 30 — гайки; 18 — роликовый конический подшипник; 19 — ступица; — тормозной барабан; 21 — отражатель; 23 — разжимный кулак; 24 — вал разжимного кулака; 25 и 40 — масленки; 26 стяжные пружины колодок; 27 — регулировочная шестерня; 28 — рычаг; 31 — сапун; 32 — кожух полуоси; 33 — направляющий конус; 34 и 44 — сальники; 35 — главная передача; 37 — картер заднего моста; 38 — полуось; 39 — суппорт тормоза; 41 — тормозная колодка; 42 — ось колодки; 43 — стопорный болт; 46 — распорное кольцо; 47 — кожух планетарной передачи; 48 — замочное кольцо; 49 — контргайка; 50 — клин крепления колеса

Рис. 88. Главная передача автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:
I — крышка; 2 — маслоотражатель; 3, 4 и 12 — роликовые конические подшипники; 5 — картер ведущей шестерни; 6 — регулировочные прокладки; 7 — роликовый цилиндрический подшипник; 8 — стопорное кольцо; 9 — головка упорного болта; 10 — уплотнительное кольцо;
II — упорный болт; 13 — гайка; 14 — стопорная пластина; 15 — крышка подшипника; 16 — правая чашка дифференциала; 17 — ведомая шестерня главной передачи; 18 — сателлит дифференциала: 19 крестовина дифференциала; 20 и 25 — бронзовые втулки; 21 — левая чашка дифференциала; 22 и 24 — опорные бронзовые шайбы; 23 — маслоуловитель; 26 — полуосевая шестерня дифференциала; 27 — втулка; 28 — разводной шплинт; 29 — ведущая шестерня главной передачи; 30 — картер главной передачи; 31 и 32 — распорные втулки;
33 — регулировочная шайба; 34 — сальники; 3

> — фланец крепления карданного вала

Между картерами установлены прокладки 6, служащие для регулировки зацепления конических шестерен.

Для подвода смазки к подшипникам ведущей шестерни в картере главной передачи, картере ведущей шестерни, крышке / и прокладках 6 выполнены каналы. В верхний канал картера главной передачи масло забрасывается ведомой шестерней при движении автомобиля вперед, а дальше самотеком и под действием вращающихся деталей масло протекает, как показано на рис. 89, смазывая на своем пути подшипники 3 и 4 (см. рис. 88). При сборке главной передачи помните, что каналы в указанных деталях должны быть совмещены, как показано на схеме смазки.

Ведомая шестерня 17 крепится заклепками к правой чашке 16 дифференциала. Для ограничения деформации ведомой шестерни в картере главной передачи установлен упорный болт 11 с головкой 9.

Дифференциал установлен на двух подшипниках 12 в разъемных опорах картера главной передачи. Крепятся подшипники крышками 15 при помощи шпилек с гайками и шплинтами. Гайки

13 подшипников стопорятся пластинами 14. В крышках подшипников имеются установочные отверстия, в которые при установке главной передачи в картер заднего моста входят штифты.

Дифференциал состоит из двух чашек 16 и 21, скрепленных между собой болтами. В коробке, образуемой чашками, в плоскости их разъема установлена крестовина 19t на шипах которой на бронзовых втулках 20 установлены четыре сателлита 18. Для подвода смазки к втулкам на каждом шипе
и
крестовины имеются по две лыски. Сателлиты находятся в зацеплении с полуосевыми шестернями 26, в шлицевые отверстия которых установлены концы полуосей. Между опорными поверхностями полуосевых шестерен, сателлитов и чашек дифференциала установлены бронзовые опорные шайбы 22 и 24.

Для улучшения смазки детален дифференциала на левой чашке установлены два маслоуловителя, через которые масло поступает в зацепление сателлитов и полуосевых шестерен. Опорные поверхности полуосевых шестерен и шайбы 24 смазываются через имеющиеся в полуосевых шестернях отверстия.

В главной передаче заднего моста автомобиля БелАЗ-548А (рис. 90) ведущая шестерня установлена на четырех подшипниках: двух радиально-упорных 4 и двух цилиндрических роликовых 26 и 29. Подшипник 26 закреплен на ведущей шестерне при помощи замочной шайбы 25 и стопорного кольца. Наружные кольца подшипников 4 запрессованы в картер 31, а наружное кольцо подшипника 29 закреплено в картере 31 при помощи стопорного кольца 28. Между внутренними кольцами подшипников 4 установлена распорная втулка 5, которая служит для регулировки натяга в радиально-упорных подшипниках 4. Между фланцем 1 крепления карданного вала и подшипником 4 установлена коническая распорная втулка 32. В остальном устройство главной передачи заднего моста автомобиля БелАЗ-548А не отличается от устройства главной передачи заднего моста автомобиля БелАЗ-540.

Главная передача автомобиля-тягача БелАЗ-531 такая же, как и автомобиля-самосвала БелАЗ-548А, и отличается только дифференциалом повышенного трения (рис. 91). Сателлиты 10 дифференциала снабжены фланцами 6. Штифт 7 предотвращает проворачивание фланца относительно сателлита. Повышенное сопротивление дифференциала достигается за счет увеличенной площади трения между фланцем 6 и опорной шайбой 11.

Рис. 89. Схема смазки подшипников ведущей шестерни главной передачи

Рис. 90. Главная передача автомобиля БелАЗ-548А:
1 — фланец крепления карданного вала: 2 — сальники; 3 — крышка; 4 — шариковый радиально-упорный подшипник; 5 и 32 — распорные втулки; 6 — головка упорного болта; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — упорный болт; 9 — гайка; 10 — роликовый конический подшипник; 11 — стопорная пластина; 12 — крышка подшипника; 13 — правая чашка дифференциала; 14 — ведомая шестерня главной передачи; 15 — полуосевая шестерня; 16 и 20 — опорные бронзовые шайбы; 17 — крестовина дифференциала; 18 к 22 — бронзовые втулки; 19 — сателлит; 21 — левая чашка дифференциала; 23 — втулка; 24 — картер главной передачи; 25 — замочная шайба; 26 и 29 — роликовые цилиндрические подшипники; 27 — ведущая шестерня главной передачи; 28 — стопорное кольцо; 30 — регулировочные прокладки; 31 —картер главной передачи

Рис. 91. Дифференциал автомобиля-тягача Бел АЗ-531:
1 и 5 — чашки дифференциала; 2 и 9 — бронзовые втулки; 3 и 11 — опорные бронзовые шайбы; 4 — полуосевая шестерня; 6 — фланец сателлита; 7 — штифт; 8 — крестовина; 10 — сателлит

Источник статьи: http://zinref.ru/avtomobili/Belaz/002_belaz_540_540a_548a_531_531g/052.htm

Оцените статью