Регулятор для печки автомобиля
Отопительная система автомобиля состоит из радиатора, через который течет горячая охлаждающая жидкость и вентилятора, благодаря которому воздух поступает с улицы в салон. Регулировка печки осуществляется двумя органами:
— краном, благодаря которому изменяется напор жидкости протекающей через радиатор печки;
— переключателем, который регулирует скорость вращения вентилятора.
В подавляющим большинстве отечественных автомобилей, регулировка переключателем очень примитивна. При этом вентилятор работает создавая много шума, а уменьшить частоту вращения не представляется возможным. В автоматическом же режиме, частота вращения вентилятора так же не снижается, он просто периодически включается и выключается. И все же, данный вентилятор — это обычный двигатель постоянного тока, поэтому организовать плавную регулировку частоты вращения не так уж и сложно, для этого можно применить широтно-импульсный модулятор тока, протекающего через него.
Смысл в том, чтобы управление вентилятором осуществлять не при помощи переключателя, а при помощи переменного резистора. Регулировка будет плавной, от максимальной до некоторой минимальной, а в конце, при повороте ручки переменного резистора в сторону уменьшения питание мотора и вовсе будет полностью отключаться.
Принципиальная схема расположена на рисунке выше, рассмотрим ее. Импульсы, широту которых можно регулировать переменным резистором, генерирует мультивибратор на элементах DD1.1 и DD1.2 микросхемы К561ЛН2. Очень желательно взять именно микросхему К561ЛН2, а не инверторы, такие как К561ЛА7, К561ЛЕ5. Дело в том, что выходы у инверторов К561ЛН2 наиболее мощные, плюс их не четыре, а шесть. Благодаря этому, есть возможность изготовить мультивибратор на двух элементах, а оставшиеся четыре объединить в мощный буфер, который будет драйвером для полевого транзистора VT1. Как многим известно, одной из проблем мощных полевых транзисторов является большая емкость затвора. Статически, сопротивление их затвора весьма высоко ( т.е. стремится к бесконечности), но в реальности, имеется очень существенная емкость затвор-исток, которая создает значительный бросок тока в тот момент, когда на затвор поступает высокий логический уровень. Поэтому здесь и необходим усиленный буферный каскад, который способен поглотить этот бросок тока.
Частота импульсов составляет порядка 15 кГц и зависит от емкости конденсатора C1 и половины сопротивления резистора R1. При регулировке резистора R1, частота практически не изменяется, однако изменяется скважность импульсов, так как изменяется сопротивление заряда-разряда конденсатора C1. Диоды VD1 и VD2 коммутируют части сопротивления для разных полуволн. Максимальная частота вращения вентилятора будет в нижнем (по схеме) положении резистора R1. При этом, длительность нулевого перепада на затворе VT1 будет минимальная, а длительность единичного перепада — максимальная. Резистор R3 используется для того, чтобы не нарушать режим работы элемента DD1.1, не допуская опасного для него состояния. Минимальная частота вращения вентилятора, в верхнем (по схеме) положении резистора R1. В этом случае подбором резистора R2 необходимо выбрать минимальную скорость вращения вентилятора, при которой он еще работает без перебоев и остановок. Подбирать резистор необходимо под каждый электродвигатель индивидуально. Как следствие сопротивление резистора R2 может получится совершенно иным, нежели указанном на схеме.
В данном схеме, используется резистор R1 с выключателем на одном валу. Его необходимо подключить так, чтобы выключатель SB1 выключался при повороте в крайнее верхнее (по схеме) положение резистора R1, то есть — меньше минимума. При вращении резистора R1 в выключенное состояние, контакты выключателя SB1 размыкаются и на объединенные входы элементов DD1.3-DD1.6 поступает напряжение логической единицы через резистор R4. В то время же время, на выходах DD1.3-DD1.6 будет логический ноль. Как следствие, транзистор VT1 будет закрыт и вентилятор M1 работать не будет.
Для включения вентилятора печки, необходимо повернуть резистор R1 из выключенного положения. После чего контакты выключателя SB1 замкнуться и на затвор транзистора VT1 начнут приходить импульсы, скважность которых будет соответствовать минимальной частоте вращения вентилятора ( которую предварительно необходимо задать подбором резистора R2). Если продолжать поворачивать резистор R1, то скважность импульсов поступающих на затвор транзистора VT1 будет увеличиваться, естественно будет возрастать и частота вращения вентилятора.
Источник статьи: http://kiloom.ru/sxema/regulyator-dlya-pechki-avtomobilya.html
Регулятор оборотов двигателя отопителя автомобиля
Схема регулятора оборотов электродвигателя отопителя
Ср, 21.11.2012, 06:50 | Сообщение # 1 | ||
Активность: 32 Offline | Собственно ищу схему, которая будет удовлетворять следующим требованиям: 1. Минимум деталей, простота. 2. Высокий КПД, низкий нагрев. 3. Отсутствие помех для магнитолы. 4. Отсутствие гула или «пения» электродвигателя. Предполагается управление электродвигателем отопителя ВАЗ 2108 — максимальный ток потребления 15А Активность: 1199 Offline | запрос не совсем реальный: при таком токе потребуются мощные транзисторы + радиаторы для них.Короче конструкция получится слишком громозкой. Поэтому производитель применил пошаговое включение двигателя через несколько балластных резисторов. собственно гря вариант такой: берешь схему стабилизатора вращения двигателя от какого- нибудь совдеповского магнитофона (к примеру Вега 326) и ставишь более мощные транзисторы. двигатель сам по себе гудеть может и ни одна схема тут не поможет |
Ср, 21.11.2012, 09:14 | Сообщение # 3 |
Активность: 32 Offline Речь идет о гуле «пении» двигателя, который может быть, к примеру при ШИМ регулировании на определенных частотах. |
Ср, 21.11.2012, 09:18 | Сообщение # 4 | |
Активность: 455 Offline | hugarin, Смотри Здесь |
Ср, 21.11.2012, 10:05 | Сообщение # 5 |
Ксюня, вариант неплохой, но так или иначе ШИМ все равно потребуется. Так что вопрос о помехах остается открыт. Хотя, попробовать можно |
Ср, 21.11.2012, 10:27 | Сообщение # 6 | ||
hugarin, Я собирал на 561 микросхеме и мощном полевике.Но предназначалась схема для ламп дальнего света.Нагрузку в 10А регулирует легко,но как будет на моторе не знаю.А лезть в проводку машины чтоб проверить мне не охота Переменный резистор после регулировки должен был заменен на постоянный ,нужного номинала,но я не учел что схема включена в минусовой провод и для моей цели не подошла.Нужно изменять подключение и проводимость полевика.Но зато вышел хороший регулятор тока для зарядного Активность: 32 Offline | Есть самая простая схема на таймере 555 И есть ссылка на похожую схему — переделку регулятора освещения. Кто что думает? Раз люди опробовали с двигателем печки эти схемы, я склоняюсь ближе к ним. И там еще говорится о необходимости фильтрации высокочастотных импульсов от ШИМ какими-то конденсаторами с золотой маркировкой — вот что это за конденсаторы я не понял. Активность: 455 Offline
| hugarin, Да все ети схемы одно и тоже,только на разных деталях.А если двигатель будет петь серенады Добавлено (21.11.2012, 14:53) Можно взять обычный кондер но обязательно паралельно ему подключить керамический емкостью 0.2-0.33 мкф.Оксидные конденсаторы имеют большое сопротивление на высокой частоте и изза етого сильно греются.Для етого нужен керамический,он возьмет на себя высокочастотные импульсы |
Чт, 22.11.2012, 05:20 | Сообщение # 10 | |
Активность: 32 Offline
| Ксюня, Спасибо за развернутый ответ. Тогда мне проще остановиться на вот этой схеме: Буду ориентироваться на частоту 22 кГц. Хочу выяснить оставшиеся вопросы. Источник статьи: http://elwo.ru/forum/38-884-1 ШИМ – регулятор оборотов вентилятораШИМ – управление очень часто применяется для управления двигателями постоянного тока, от детских электромобилей до регулировки оборотов кулера. В нашей схеме задающим звеном является таймер 555, который подключен по схеме генератора прямоугольных импульсов. Управление производится с помощью мощного полевого транзистора, который в схеме не критичен и можно заменять в довольно широких пределах – IRFZ24, IRFZ40, IRFZ44, IRFZ46, IRFZ48, IRF3205, IRL3710, IRL3705, IRF1404 и им подобные, в общем аналогов куча. Регулировка оборотов вентилятора происходит довольно плавно, благодаря принципу ШИМ-управления, для увеличения/уменьшения оборотов просто нужно крутить переменный резистор. Полевой транзистор нужно установить на теплоотвод, которым может являться и кузов автомобиля, но в таком случае транзистор изолируется от кузова с помощью слюдяной изолирующей прокладки. Переменный резистор с номиналом 10 килоом с мощностью 0,5 ватт, можно 0,25-1 ватт. Номинал этого резистора (сопротивление) может отклоняться в ту или иную сторону в районе 50-70% – от 4,7кОм и вплоть до 20 кОм. При желании схему можно собрать и поверхностным монтажом, хотя из-за минимального количества комплектующих элементов размеры самой схемы могут быть не более спичечного коробка. Для удобного монтажа таймер желательно установить на специализированную пластмассовую петлю – для быстрой замены без использования припоя и паяльника. Источник статьи: http://xn—-7sbbil6bsrpx.xn--p1ai/shim-regulyator-oborotov-ventilyatora.html Шим Регулятор Оборотов Вентилятора ОтопителяАвтор: Гость Noottertools, 20 декабря 2013 в Песочница (Q&A) Рекомендованные сообщенияПрисоединяйтесь к обсуждениюВы оставляете комментарий в качестве гостя. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени. ОбъявленияСообщенияПохожие публикацииСломался пульт управления беговой дорожки. Теперь хочу с помощью Ардуино управлять мотором, но не понятно как происходит управление. к панели идёт 4 контакта: чёрный красный белый зелёный. на плате 5 контактов, но 1 не используется. Как происходит управление скоростью? День добрый. Сразу обозначу, что я профан в электронике. Здравствуйте, уважаемые форумчане! Вообще говоря, не имею такой привычки — донимать людей вопросами, и до всего стараюсь доходить самостоятельно. Но в данном случае без «помощи зала» совсем никак: перепробовал уже все, что только смог придумать — а «воз и ныне там! Поэтому и обращаюсь сюда — возможно, кто-то уже сталкивался с чем-то подобным, и сумел найти решение. ;*************ТЕСТОВАЯ ПРОГРАММА************* ;============ДИРЕКТИВЫ ТРАНСЛЯТОРУ=========== .device ATtiny13 .include «tn13def.inc» .list ;Обзывательство регистров .def Temp = R16 .cseg .org 0x00 ;=========ТАБЛИЦА ВЕКТОРОВ ПРЕРЫВАНИЙ======== rjmp Begin //Начальный сброс reti //Внешнее прерывание INT0 reti //Изменение состояния любой линии reti //Переполнение T0 reti //Готовность EEPROM reti //Срабатывание компаратора reti //Совпадение в канале A таймера T0 reti //Совпадение в канале B таймера T0 reti //Переполнение сторожевого таймера reti //Завершение преобразования в АЦП ;============МОДУЛЬ ИНИЦИАЛИЗАЦИИ============ Begin: ;——Инициализация стека ldi Temp, RAMEND out SPL, Temp ;——Отключение компаратора ldi Temp, 0x80 out ACSR, Temp ;——Настройка портов ldi Temp, 0b00000111 out DDRB, Temp //PB0 — на вывод ;——Настройка ШИМ ldi Temp, 0b11000001 out TCCR0A, Temp //Режим — быстрый ШИМ с инверсией ldi Temp, 0b00000010 out TCCR0B, Temp //Делим тактирование таймера на 8 rjmp Start //При старте пропускаем 5-секундную задержку ;===============ТЕСТОВЫЙ ЦИКЛ================ PWM: ldi Temp, 0b00000000 out OCR0A, Temp //ШИМ=0% rcall Delay5sec //Ждем 5 сек ;——Повышаем скорость Start: ldi Temp, 77 out OCR0A, Temp //ШИМ=30% rcall Delay2sec ldi Temp, 102 out OCR0A, Temp //ШИМ=40% rcall Delay2sec ldi Temp, 128 out OCR0A, Temp //ШИМ=50% rcall Delay2sec ldi Temp, 154 out OCR0A, Temp //ШИМ=60% rcall Delay2sec ldi Temp, 179 out OCR0A, Temp //ШИМ=70% rcall Delay2sec ldi Temp, 205 out OCR0A, Temp //ШИМ=80% rcall Delay2sec ldi Temp, 230 out OCR0A, Temp //ШИМ=90% rcall Delay2sec ldi Temp, 255 out OCR0A, Temp //ШИМ=100% rcall Delay2sec ;——Понижаем скорость ldi Temp, 230 out OCR0A, Temp //ШИМ=90% rcall Delay2sec ldi Temp, 205 out OCR0A, Temp //ШИМ=80% rcall Delay2sec ldi Temp, 179 out OCR0A, Temp //ШИМ=70% rcall Delay2sec ldi Temp, 154 out OCR0A, Temp //ШИМ=60% rcall Delay2sec ldi Temp, 128 out OCR0A, Temp //ШИМ=50% rcall Delay2sec ldi Temp, 102 out OCR0A, Temp //ШИМ=40% rcall Delay2sec ldi Temp, 77 out OCR0A, Temp //ШИМ=30% rcall Delay2sec rjmp PWM //Возвращаемся, и начинаем с 5 сек «молчания» ;===========ПОДПРОГРАММЫ ЗАДЕРЖКИ============ ;——Задержка в 2 секунды Delay2sec: ldi R17, 253 ldi R18, 75 ldi R19, 29 L1: subi R17, 1 sbci R18, 0 sbci R19, 0 brcc L1 nop ret ;——Задержка в 5 секунд Delay5sec: ldi R17, 253 ldi R18, 61 ldi R19, 73 L2: subi R17, 1 sbci R18, 0 sbci R19, 0 brcc L2 nop ret Здравствуйте, если кто-то знает, подскажите, пожалуйста, какой мосфет(Q3) можно использовать. Еще интересует по каким критериям они подбираються и где это можно сделать(тобишь сайт на котором можно указать нужные параметры/или это как-то по другому подбирается?). На счет импульсов генерируемых Arduino Uno на микропроцесоре ATmega328P. Частота в даном примере(вообще она будет перед стартом задаваться в пределах 1-50Гц) 50Гц, период 0,02с, duty cycle 50%. Еще такой вопрос, подскажите, пожалуйста, нормальный ли характер графика D на осцилографе? Почему он именно такой, если не нормальный, то что исправить? Если нужна дополнительная информацыя, без проблем, в мерах своих возможностей, добавлю. За любую помощь зарание спасибо. Источник статьи: http://forum.cxem.net/index.php?/topic/132452-%D1%88%D0%B8%D0%BC-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/ |