Регулятор оборотов двигателя отопителя автомобиля

Регулятор для печки автомобиля

Отопительная система автомобиля состоит из радиатора, через который течет горячая охлаждающая жидкость и вентилятора, благодаря которому воздух поступает с улицы в салон. Регулировка печки осуществляется двумя органами:
— краном, благодаря которому изменяется напор жидкости протекающей через радиатор печки;
— переключателем, который регулирует скорость вращения вентилятора.

В подавляющим большинстве отечественных автомобилей, регулировка переключателем очень примитивна. При этом вентилятор работает создавая много шума, а уменьшить частоту вращения не представляется возможным. В автоматическом же режиме, частота вращения вентилятора так же не снижается, он просто периодически включается и выключается. И все же, данный вентилятор — это обычный двигатель постоянного тока, поэтому организовать плавную регулировку частоты вращения не так уж и сложно, для этого можно применить широтно-импульсный модулятор тока, протекающего через него.

Смысл в том, чтобы управление вентилятором осуществлять не при помощи переключателя, а при помощи переменного резистора. Регулировка будет плавной, от максимальной до некоторой минимальной, а в конце, при повороте ручки переменного резистора в сторону уменьшения питание мотора и вовсе будет полностью отключаться.

Принципиальная схема расположена на рисунке выше, рассмотрим ее. Импульсы, широту которых можно регулировать переменным резистором, генерирует мультивибратор на элементах DD1.1 и DD1.2 микросхемы К561ЛН2. Очень желательно взять именно микросхему К561ЛН2, а не инверторы, такие как К561ЛА7, К561ЛЕ5. Дело в том, что выходы у инверторов К561ЛН2 наиболее мощные, плюс их не четыре, а шесть. Благодаря этому, есть возможность изготовить мультивибратор на двух элементах, а оставшиеся четыре объединить в мощный буфер, который будет драйвером для полевого транзистора VT1. Как многим известно, одной из проблем мощных полевых транзисторов является большая емкость затвора. Статически, сопротивление их затвора весьма высоко ( т.е. стремится к бесконечности), но в реальности, имеется очень существенная емкость затвор-исток, которая создает значительный бросок тока в тот момент, когда на затвор поступает высокий логический уровень. Поэтому здесь и необходим усиленный буферный каскад, который способен поглотить этот бросок тока.

Читайте также:  Автомобили марки ссанг енг

Частота импульсов составляет порядка 15 кГц и зависит от емкости конденсатора C1 и половины сопротивления резистора R1. При регулировке резистора R1, частота практически не изменяется, однако изменяется скважность импульсов, так как изменяется сопротивление заряда-разряда конденсатора C1. Диоды VD1 и VD2 коммутируют части сопротивления для разных полуволн. Максимальная частота вращения вентилятора будет в нижнем (по схеме) положении резистора R1. При этом, длительность нулевого перепада на затворе VT1 будет минимальная, а длительность единичного перепада — максимальная. Резистор R3 используется для того, чтобы не нарушать режим работы элемента DD1.1, не допуская опасного для него состояния. Минимальная частота вращения вентилятора, в верхнем (по схеме) положении резистора R1. В этом случае подбором резистора R2 необходимо выбрать минимальную скорость вращения вентилятора, при которой он еще работает без перебоев и остановок. Подбирать резистор необходимо под каждый электродвигатель индивидуально. Как следствие сопротивление резистора R2 может получится совершенно иным, нежели указанном на схеме.

В данном схеме, используется резистор R1 с выключателем на одном валу. Его необходимо подключить так, чтобы выключатель SB1 выключался при повороте в крайнее верхнее (по схеме) положение резистора R1, то есть — меньше минимума. При вращении резистора R1 в выключенное состояние, контакты выключателя SB1 размыкаются и на объединенные входы элементов DD1.3-DD1.6 поступает напряжение логической единицы через резистор R4. В то время же время, на выходах DD1.3-DD1.6 будет логический ноль. Как следствие, транзистор VT1 будет закрыт и вентилятор M1 работать не будет.

Для включения вентилятора печки, необходимо повернуть резистор R1 из выключенного положения. После чего контакты выключателя SB1 замкнуться и на затвор транзистора VT1 начнут приходить импульсы, скважность которых будет соответствовать минимальной частоте вращения вентилятора ( которую предварительно необходимо задать подбором резистора R2). Если продолжать поворачивать резистор R1, то скважность импульсов поступающих на затвор транзистора VT1 будет увеличиваться, естественно будет возрастать и частота вращения вентилятора.

Источник статьи: http://kiloom.ru/sxema/regulyator-dlya-pechki-avtomobilya.html

Регулятор оборотов двигателя отопителя автомобиля

Схема регулятора оборотов электродвигателя отопителя

Ср, 21.11.2012, 06:50 | Сообщение # 1

Активность: 32 Offline

Собственно ищу схему, которая будет удовлетворять следующим требованиям:
1. Минимум деталей, простота.
2. Высокий КПД, низкий нагрев.
3. Отсутствие помех для магнитолы.
4. Отсутствие гула или «пения» электродвигателя.

Предполагается управление электродвигателем отопителя ВАЗ 2108 — максимальный ток потребления 15А

Активность: 1199 Offline

запрос не совсем реальный: при таком токе потребуются мощные транзисторы + радиаторы для них.Короче конструкция получится слишком громозкой. Поэтому производитель применил пошаговое включение двигателя через несколько балластных резисторов.

собственно гря вариант такой: берешь схему стабилизатора вращения двигателя от какого- нибудь совдеповского магнитофона (к примеру Вега 326) и ставишь более мощные транзисторы.

двигатель сам по себе гудеть может и ни одна схема тут не поможет

Ср, 21.11.2012, 09:14 | Сообщение # 3

Активность: 32 Offline

Речь идет о гуле «пении» двигателя, который может быть, к примеру при ШИМ регулировании на определенных частотах.

Ср, 21.11.2012, 09:18 | Сообщение # 4

Активность: 455 Offline

hugarin, Смотри Здесь

Активность: 1199 Offline

Ср, 21.11.2012, 10:05 | Сообщение # 5
Ксюня, вариант неплохой, но так или иначе ШИМ все равно потребуется. Так что вопрос о помехах остается открыт.
Хотя, попробовать можно

Активность: 32 Offline

Спасибо, там несколько схем. Мне понравилась схема на NE555 таймере, если поставить туда подходящий полевик(и) (есть полевики с дохлых материнок), не будет ли помех и «пения»? Вообщем, я не профи схемотехники. Я бы хотел, чтобы мы вместе пришли к какой-то оптимальной схеме под мои требования. Насчет потребления, 15А это указанное производителем максимальное. В реальности, люди пишут, что предохранитель на 10А не выгорает.

Активность: 455 Offline

Ср, 21.11.2012, 10:27 | Сообщение # 6
hugarin, Я собирал на 561 микросхеме и мощном полевике.Но предназначалась схема для ламп дальнего света.Нагрузку в 10А регулирует легко,но как будет на моторе не знаю.А лезть в проводку машины чтоб проверить мне не охота .Вот внешний вид того что у меня вышло.

Переменный резистор после регулировки должен был заменен на постоянный ,нужного номинала,но я не учел что схема включена в минусовой провод и для моей цели не подошла.Нужно изменять подключение и проводимость полевика.Но зато вышел хороший регулятор тока для зарядного

Активность: 32 Offline

Есть самая простая схема на таймере 555


(Цитата к схеме: Конденсатор пришлось заменить на 0,22mf, ибо с тем что на схеме двигатель печки поёт серенады . Полевик тоже был заменён на IRFZ48N. Совсем не греется. )

И есть ссылка на похожую схему — переделку регулятора освещения.

Кто что думает? Раз люди опробовали с двигателем печки эти схемы, я склоняюсь ближе к ним. И там еще говорится о необходимости фильтрации высокочастотных импульсов от ШИМ какими-то конденсаторами с золотой маркировкой — вот что это за конденсаторы я не понял.

Активность: 455 Offline

hugarin, Да все ети схемы одно и тоже,только на разных деталях.А если двигатель будет петь серенады ,то надо зашунтировать его конденсатором.Я много читал про ето и каждый на одну и ту же схему дает разные отзывы.Одни утверждают что у них ничего не пищит у других наоборот,серенады.Каждая схема вырабатывает прямоугольные импульсы с регулируемой частотой заполнения и от етого никуда не денешся.Можно немного поиграть с частотой,с фильтрами.Но ето можно сделать в каждой схеме.

Добавлено (21.11.2012, 14:53)
———————————————
Вот специально пошел нацепил на свою схему ШИМа вентилятор от компа.Никаких писков нету.Только на самых самых малых оборотах когда он еле крутился , слышался писк.Но во первых на таких оборотах он работать не будет,а во вторых писк легко убрался подключением паралельно вентилятору конденсатора емкостью 30 мкф.

Можно взять обычный кондер но обязательно паралельно ему подключить керамический емкостью 0.2-0.33 мкф.Оксидные конденсаторы имеют большое сопротивление на высокой частоте и изза етого сильно греются.Для етого нужен керамический,он возьмет на себя высокочастотные импульсы

Чт, 22.11.2012, 05:20 | Сообщение # 10

Активность: 32 Offline

Ксюня, Спасибо за развернутый ответ.
Тогда мне проще остановиться на вот этой схеме:

Буду ориентироваться на частоту 22 кГц.

Хочу выяснить оставшиеся вопросы.
1. На схеме параллельно двигателю диод справится 1N4007 или нужен диод Шотки?
2. Диоды 1N4148 можно заменить на 1N4007 или нет?
3. С5 какого типа конденсатор? И какой он должен быть для 22 кГц?
4. Насколько вероятны помехи для радио в магнитоле?

Источник статьи: http://elwo.ru/forum/38-884-1

ШИМ – регулятор оборотов вентилятора

ШИМ – управление очень часто применяется для управления двигателями постоянного тока, от детских электромобилей до регулировки оборотов кулера. В нашей схеме задающим звеном является таймер 555, который подключен по схеме генератора прямоугольных импульсов.

Управление производится с помощью мощного полевого транзистора, который в схеме не критичен и можно заменять в довольно широких пределах – IRFZ24, IRFZ40, IRFZ44, IRFZ46, IRFZ48, IRF3205, IRL3710, IRL3705, IRF1404 и им подобные, в общем аналогов куча.

Регулировка оборотов вентилятора происходит довольно плавно, благодаря принципу ШИМ-управления, для увеличения/уменьшения оборотов просто нужно крутить переменный резистор.

Полевой транзистор нужно установить на теплоотвод, которым может являться и кузов автомобиля, но в таком случае транзистор изолируется от кузова с помощью слюдяной изолирующей прокладки.

Переменный резистор с номиналом 10 килоом с мощностью 0,5 ватт, можно 0,25-1 ватт. Номинал этого резистора (сопротивление) может отклоняться в ту или иную сторону в районе 50-70% – от 4,7кОм и вплоть до 20 кОм.

При желании схему можно собрать и поверхностным монтажом, хотя из-за минимального количества комплектующих элементов размеры самой схемы могут быть не более спичечного коробка.

Для удобного монтажа таймер желательно установить на специализированную пластмассовую петлю – для быстрой замены без использования припоя и паяльника.

Источник статьи: http://xn—-7sbbil6bsrpx.xn--p1ai/shim-regulyator-oborotov-ventilyatora.html

Шим Регулятор Оборотов Вентилятора Отопителя

Автор: Гость Noottertools, 20 декабря 2013 в Песочница (Q&A)

Рекомендованные сообщения

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы оставляете комментарий в качестве гостя. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Объявления

Сообщения

Похожие публикации

Сломался пульт управления беговой дорожки. Теперь хочу с помощью Ардуино управлять мотором, но не понятно как происходит управление. к панели идёт 4 контакта: чёрный красный белый зелёный. на плате 5 контактов, но 1 не используется. Как происходит управление скоростью?

День добрый. Сразу обозначу, что я профан в электронике.
Необходимо собрать стенд для промывки труб отопления, который состоит из насоса и компрессора. Компрессор нужен для создания кратковременных гидроударов. Воздух из ресивера должен подаваться в шланг с водой через электромагнитный клапан, который будет контролироваться Генератором импульсов.
Все необходимые комплектующие у меня есть и все подключено, кроме самого клапана. При подлючении к ШИМ контроллеру клапан отказывается работать. Полярность соблюдена 100%, пробовал включить на разных частотах и процентовках, бесполезно. Та же светодиодная лента подключенная к ШИМ работает прекрасно, моргает.
Питание ШИМ через блок питания для светодиодной ленты, на выходе 12v 8.3A
Где то читал что необходимо подключать какие то конденсаторы или что то повышающее, но так и не понял, что и как.
Существуют заводские варианты таких промывок, но все они стоят каких то бешеных денег, хотя принципиально исполтзуется такая схема.
Буду премного благодарен если поможете.

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Вообще говоря, не имею такой привычки — донимать людей вопросами, и до всего стараюсь доходить самостоятельно. Но в данном случае без «помощи зала» совсем никак: перепробовал уже все, что только смог придумать — а «воз и ныне там! Поэтому и обращаюсь сюда — возможно, кто-то уже сталкивался с чем-то подобным, и сумел найти решение.
Суть проблемы в следующем: решил построить ШИМ-контроллер для автомобильного вентилятора охлаждения («карлсона»), но никак не могу заставить его работать — как только открываются VT2 и VT3, подключая нагрузку, МК уходит в резет или виснет (чаше — первое). Сбросившись, опять пытается подключить нагрузку, и опять резетится, и так — без конца! Причем, изначально решил испытать схему не на индуктивной нагрузке (электромоторе), а на вполне себе пассивной 60Вт (около 3A по току) лампочке из фары — и та же фигня: МК пытается запуститься, сбрасывается, лампа моргает, дергается. Даже не ШИМ, а обычное мигание лампой с частотой 1Гц через несколько вспышек или вешает МК, или резетит его (что видно по сбою ритма моргания). При этом без нагрузки — по осциллографу, подключенному к ноге 5 МК или к нижнему (по схеме) выводу R7 — все отлично: наблюдается ровный и чистенький ШИМ-сигнал, изменяющийся согласно тестовой программе! Однако, стоит подать нагрузку, как осциллограмма начинает прыгать: появляются ШИМ-импульсы, затем ровная линия, затем снова импульсы с тем заполнением, которое должно быть в самом начале программы. Собственно, это наблюдение и позволило сделать вывод о том, что МК перезагружается.
Естественно, первая мысль — слабый лабораторник (он у меня импульсный, самодельный, где-то на 3А — действительно слабый; но та же петрушка наблюдалась и при попытках питать устройство от трансформаторного ЗУ на 10А). Ну, пригнал машину, снял с нее аккум (100% свежий и не дающий просадок!), запитал от него — однако проблема повторилась. Значит, дело не в питании. Пробовал много различных танцев с бубном: отключал внешнюю цепочку сброса R2-C2 (результат — ноль), включал BOD микроконтроллера (стало еще хуже), подвешивал вместо C4 и C6 электролиты большей емкости (не помогло). Думал, что, возможно, кондеи C4 и C6 разряжаются через R7 — экспериментировал с его сопротивлением (от 100 до 960 Ом), перекидывал его верхний вывод на анод VD1 (чтобы отсечь резистор от фильтрующих C4 и C6) — тщетно. Грешил даже на то, что какие-то проблемы вносит емкость затворов VT2 и VT3 — уменьшал сопротивление R10 и R12, дабы затвор быстрее «разряжался» — безрезультатно.
Игрался с частотой МК и ШИМ — перебрал частоты ШИМ от 18 до 4687 Гц; пытался запускать нагрузку с разным заполнением ШИМ, от 10 до 40% — как глючило, так и глючит. Т.е., перелопатил, практически, всю схему!
Удалось заставить устройство нормально работать на лампу, и даже на пару спаралеленных электродвигателей МЭ218 (от «печки») следующим образом: R8 был исключен (вместо него — перемычка), а C7 (изначально — К73-17В всего на 0,47мкФ) был заменен на пару электролитов по 1500мкФ, включенных плюс к плюсу последовательно (для устранения полярности кондеев). Нагрузка стала нормально подключаться, отрабатывать как на повышение, так и на убывание заполнения ШИМ. Двигатели отлично работали как при ступенчатом изменении ШИМ-заполнения, так и при плавном. Единственное, что при попытке подать на двигатели ШИМ с заполнением менее 20%, МК опять начинал дергаться и резетить, а так же резетил при резком отключении движков: если раскрутить их до 100%, а потом снять сигнал, то МК перезагружался; однако, если после 100% плавно понижать обороты где-то до 40%, и лишь потом снимать сигнал, то схема работала нормально. Плюс, очень сильно нагревались электролиты C7.
Однако, когда принес схему в машину — для отладки непосредственно в «боевых условиях», и подключил мощный двигатель вентилятора, началась старая песня с резетами.
Сейчас, вроде бы, «осенило» — поменял VD2 на Шоттки 1N5822 — лампочка запустилась на «ура» даже без С7; так же отлично и мягко стартовала спарка из МЭ218 — радостный побежал к машине. Но с «карлсоном» — опять мимо: МК вновь ушел в перезагрузку. Все: я не знаю, что тут делать — каждую деталь уже перелопатил, и кучу вариантов испробовал. Но ничего не понятно(( Вот и прошу помочь: может быть, кто-то уже был в такой ситуации, и как-то решил подобную проблему?
VT2 и VT3 стоят «фирменные», IR-овские (не Китай) — из «Чип и Дипа». ATtiny13 — с Алиэкспресс; чтобы исключить возможность брака конкретной микросхемы, пробовал ставить в схему несколько разных экземпляров МК (из одной посылки). DS18B20 пока еще не подключал (нужно разобраться с ШИМ!). IRF3205 каскадированны для уменьшения нагрева (хотя его и так практически нет), и для дополнительной надежности (чтобы в случае выхода из строя одного транзистора не перегреть машину). Тестовую программу специально написал «китайским стилем», без циклов и т.п. — чтобы она была максимально простой, наглядной и линейной — для уверенности, что не в ней дело.
Подскажите пожалуйста — откуда эти резеты, и как с ними бороться? Как заставить схему отрабатывать на мощную нагрузку? Заранее благодарю.

;*************ТЕСТОВАЯ ПРОГРАММА************* ;============ДИРЕКТИВЫ ТРАНСЛЯТОРУ=========== .device ATtiny13 .include «tn13def.inc» .list ;Обзывательство регистров .def Temp = R16 .cseg .org 0x00 ;=========ТАБЛИЦА ВЕКТОРОВ ПРЕРЫВАНИЙ======== rjmp Begin //Начальный сброс reti //Внешнее прерывание INT0 reti //Изменение состояния любой линии reti //Переполнение T0 reti //Готовность EEPROM reti //Срабатывание компаратора reti //Совпадение в канале A таймера T0 reti //Совпадение в канале B таймера T0 reti //Переполнение сторожевого таймера reti //Завершение преобразования в АЦП ;============МОДУЛЬ ИНИЦИАЛИЗАЦИИ============ Begin: ;——Инициализация стека ldi Temp, RAMEND out SPL, Temp ;——Отключение компаратора ldi Temp, 0x80 out ACSR, Temp ;——Настройка портов ldi Temp, 0b00000111 out DDRB, Temp //PB0 — на вывод ;——Настройка ШИМ ldi Temp, 0b11000001 out TCCR0A, Temp //Режим — быстрый ШИМ с инверсией ldi Temp, 0b00000010 out TCCR0B, Temp //Делим тактирование таймера на 8 rjmp Start //При старте пропускаем 5-секундную задержку ;===============ТЕСТОВЫЙ ЦИКЛ================ PWM: ldi Temp, 0b00000000 out OCR0A, Temp //ШИМ=0% rcall Delay5sec //Ждем 5 сек ;——Повышаем скорость Start: ldi Temp, 77 out OCR0A, Temp //ШИМ=30% rcall Delay2sec ldi Temp, 102 out OCR0A, Temp //ШИМ=40% rcall Delay2sec ldi Temp, 128 out OCR0A, Temp //ШИМ=50% rcall Delay2sec ldi Temp, 154 out OCR0A, Temp //ШИМ=60% rcall Delay2sec ldi Temp, 179 out OCR0A, Temp //ШИМ=70% rcall Delay2sec ldi Temp, 205 out OCR0A, Temp //ШИМ=80% rcall Delay2sec ldi Temp, 230 out OCR0A, Temp //ШИМ=90% rcall Delay2sec ldi Temp, 255 out OCR0A, Temp //ШИМ=100% rcall Delay2sec ;——Понижаем скорость ldi Temp, 230 out OCR0A, Temp //ШИМ=90% rcall Delay2sec ldi Temp, 205 out OCR0A, Temp //ШИМ=80% rcall Delay2sec ldi Temp, 179 out OCR0A, Temp //ШИМ=70% rcall Delay2sec ldi Temp, 154 out OCR0A, Temp //ШИМ=60% rcall Delay2sec ldi Temp, 128 out OCR0A, Temp //ШИМ=50% rcall Delay2sec ldi Temp, 102 out OCR0A, Temp //ШИМ=40% rcall Delay2sec ldi Temp, 77 out OCR0A, Temp //ШИМ=30% rcall Delay2sec rjmp PWM //Возвращаемся, и начинаем с 5 сек «молчания» ;===========ПОДПРОГРАММЫ ЗАДЕРЖКИ============ ;——Задержка в 2 секунды Delay2sec: ldi R17, 253 ldi R18, 75 ldi R19, 29 L1: subi R17, 1 sbci R18, 0 sbci R19, 0 brcc L1 nop ret ;——Задержка в 5 секунд Delay5sec: ldi R17, 253 ldi R18, 61 ldi R19, 73 L2: subi R17, 1 sbci R18, 0 sbci R19, 0 brcc L2 nop ret

Здравствуйте, если кто-то знает, подскажите, пожалуйста, какой мосфет(Q3) можно использовать. Еще интересует по каким критериям они подбираються и где это можно сделать(тобишь сайт на котором можно указать нужные параметры/или это как-то по другому подбирается?).

На счет импульсов генерируемых Arduino Uno на микропроцесоре ATmega328P. Частота в даном примере(вообще она будет перед стартом задаваться в пределах 1-50Гц) 50Гц, период 0,02с, duty cycle 50%.

Еще такой вопрос, подскажите, пожалуйста, нормальный ли характер графика D на осцилографе? Почему он именно такой, если не нормальный, то что исправить?

Если нужна дополнительная информацыя, без проблем, в мерах своих возможностей, добавлю. За любую помощь зарание спасибо.

Источник статьи: http://forum.cxem.net/index.php?/topic/132452-%D1%88%D0%B8%D0%BC-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/

Оцените статью