Рекомендации по тушению автомобилей

Содержание
  1. Подробная инструкция от спасателей по тушению загоревшегося автомобиля
  2. Тушение автомобиля
  3. Общие рекомендации
  4. Горит автомобиль в ходе движения
  5. Горит автомобиль на стоянке
  6. Причины пожарной опасности
  7. Меры профилактики
  8. Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров (занятие с решением ПТЗ). Образец конспекта. Занятие 3
  9. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожаров
  10. Оперативно-тактическая характеристика объекта АЗС
  11. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров
  12. Требования правил по охране труда при работе в СИЗОД
  13. Расчёт сил и средств на тушение пожара АЗС

Подробная инструкция от спасателей по тушению загоревшегося автомобиля

Обеспечьте безопасность вашего транспортного средства

Основное правило для каждого автолюбителя – в автомобиле в легкодоступном месте всегда должен быть огнетушитель. Причем огнетушитель перезаряженный, готовый к использованию. Лучше всего иметь огнетушитель достаточного объема для тушения автотранспорта. Идеальный вариант – 5 литровый углекислотный или порошковый, с гибким шлангом, приобретенный у сертифицированного производителя. Важно – не допускать просрочку сроков использования, т. е. вовремя перезаряжать, так как он может подвести в самый нужный момент. Обязательно изучите и помните инструкцию по применению!

В комплекте к огнетушителю обязательно должны быть: приспособление для снятия клемм с аккумулятора (кусачки, плоскогубцы, гаечный ключ на крайний случай) и плотные хлопчатобумажные перчатки — они защитят руки от ожогов. Синтетические не годятся — они расплавятся прямо на руках.

Если автомобиль загорелся в ходе движения

Читайте также:  Срок службы колеса автомобиля

Пожар может возникнуть в любой момент. Часто, если действовать правильно, распространение огня можно не допустить. Как показывает статистика автомобильных возгораний, за 3-4 минуты развития пожара, пламя быстро распространяется и охватывает почти весь автомобиль. А пожарные подразделения не могут мгновенно оказаться на месте происшествия, и от того, как водитель будет действовать в эти минуты, во многом зависит дальнейшая судьба авто.

Если автомобиль загорелся в движении или вы почувствовали во время движения подозрительный запах, нужно как можно быстрее остановиться. Не нужно принимать к обочине, чего-то ждать. Мгновенно остановитесь, ведь дорога каждая секунда! Затем надо выключить зажигание и достать ключ из замка. Автомобиль не должен стоять на передаче — лучше зажать «ручник». Водителю и пассажирам следует сразу же покинуть салон транспортного средства. А следующее действие – срочно позвонить по номеру 101 в пожарно-спасательную службу. И после этого попробуйте самостоятельно справиться с огнем.

Откройте капот рычагом из салона, достаньте огнетушитель, наденьте перчатки, приготовьте инструмент для снятия клемм.

Если из-под капота валит пламя или густой дым, не нужно распахивать его – вы спровоцируете приток кислорода и мгновенное распространение огня. Постарайтесь сбить пламя, направив раструб огнетушителя в образовавшуюся щель между капотом и радиаторной решеткой. Сбив пламя, открывайте капот полностью и потушите возгорание окончательно.

После тушения пламени в обязательном порядке снимите клеммы («перекусите» провода) с аккумулятора для предотвращения повторного возгорания.

Если автомобиль загорелся на стоянке

Если тушить придется стоящий автомобиль, принцип действий тот же самый. Сначала позвоните в пожарно-спасательную службу и приступайте к тушению с помощью огнетушителя. Единственное, что необходимо помнить, что при сильном распространении огня (а это, скорее всего, будет так, ведь время обнаружения возгорания, как в предыдущем случае, упущено) необходимо провести «массированную» атаку несколькими огнетушителями, если такая возможность представится или использовать подручные средства: землю, песок, снег, кусок ткани. Если нет, то следует отойти на безопасное расстояние и ожидать прибытия спасателей.

Учитывайте, что при сильном распространении пламени, есть риск взрыва бензобака или газового баллона. Поэтому соблюдайте максимально безопасную дистанцию для себя и старайтесь предупредить об этом очевидцев.

Внимание! Информация на сайте представлена исключительно в ознакомительных целях, не является призывом к действию. Перед применением любых рекомендаций обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Могут иметься противопоказания или индивидуальная непереносимость.

Источник статьи: http://pishet-omsk.ru/44080

Тушение автомобиля

Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.

Общие рекомендации

  1. Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
  2. Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
  3. Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
  4. Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
  5. Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
  6. Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
  7. Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
  8. Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
  9. Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
  10. Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
  11. Радиус опасной зоны – 10 метров.
  12. Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
  13. Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.

Горит автомобиль в ходе движения

Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.

Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.

Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.

Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.

Горит автомобиль на стоянке

Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.

Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.

Причины пожарной опасности

Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.

  1. Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
  2. Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
  3. Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
  4. Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
  5. Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.

Меры профилактики

Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.

  1. Не пренебрегать ТО автомобиля.
  2. Проводить визуальный осмотр топливной системы и электропроводки. Крышка бензобака должна быть целой и плотно закрываться. Провода не должны быть оголены.
  3. Не перевозить ГСМ и газовые баллоны в салоне и багажнике.
  4. Не использовать пластиковые канистры для перевозки бензина.
  5. Не заправлять машину при включенном двигателе.
  6. Регулярно проверять огнетушители.

Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozhary/tushenie-avtomobilya.html

Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров (занятие с решением ПТЗ). Образец конспекта. Занятие 3

Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожаров

Действия РТП должны быть направлены на предупреждение распро­странения пожара и воздействия опасных факторов на участников туше­ния пожара. РТП должен своевременно оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни личного состава, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону.

РТП при проведении разведки во взаимодействии с обслуживающим персоналом автотранспортных средств, представителями объекта (очевидцами) должен установить:

  • у водителя автотранспортного средства продолжительность пожара к моменту прибытия подразделений ГПС и характер возможных разрушений;
  • вид и количество перевозимого ЛВЖ и ГЖ, номера аварийной карточки по транспортным документам;
  • количество и местонахождение людей в зоне воздействия возможных опасных факторов пожара;
  • возможные пути эвакуации;
  • состояние запорной арматуры автоцистерны (открыта или закрыта);
  • характер повреждения ёмкости или оборудования автоцистерны;
  • примерное время возможной разгерметизации (взрыва) автоцис­терны в результате теплового воздействия;
  • опасные факторы пожара и зону поражения;
  • определить вероятность угрозы близлежащим зданиям и соору­жениям в случае пожара пролива ЛВЖ (или ГЖ) или «пожара-вспышки»;
  • место, порядок и способ эвакуации автоцистерны из опасной зо­ны;
  • возможность устройства обвалования для ограничения разлива горючих жидкостей или её сбора;
  • меры к обеспечению выполнения требования охраны труда лично РТП и с помощью специально назначенных работников
  • пожарной охраны;
  • безопасное расстояние для участников тушения пожара;
  • необходимость привлечения и использования аварийных служб и аварийных служб городского хозяйства, спасателей МЧС России;
  • наличие на объекте плана ликвидации аварии или плана тушения пожара в городской (районной, объектовой) пожарной части;
  • порядок передачи полученной в ходе разведки информации;
  • определить тактику тушения, учитывая характер развития ава­рийной ситуации и пожара, наличие пожарной техники и пожарно ‒ технического вооружения, огнетушащих веществ, наличие и состояние стационарных систем пожаротушения.

Ликвидация пожара на автоцистернах, связанных с перевозкой ЛВЖ и ГЖ относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава. Поэтому работы по тушения пожара на автоцистер­нах с ЛВЖ или ГЖ необходимо выполнять с привлечением минимального количества личного состава ГПС.

РТП должен приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора, наличия подъездов к нему.

Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее:

  • оценить вероятность образования паровоздушной смеси по нали­чию пламени над зеркалом пролива горючей жидкости;
  • определить возможные пути развития пожара;
  • оценить угрозу теплового воздействия на автоцистерну с ЛВЖ или ГЖ;
  • принять меры к снижению интенсивности теплового воздействия на автоцистерну с ЛВЖ или ГЖ путём экранирования теплового потока (созданием водяных завес, как правило, плотность теплового потока при этом уменьшается в 2 раза);
  • принять меры по устройству обвалования для ограничения про­лива горючей жидкости или её сбора, учитывая рельеф местности (заградительные валы из песка, земли, гравия);
  • по возможности вывести автоцистерну из зоны горения на безо­пасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности;
  • при аварий­ной транспортировке автоцистерны избегать толчков, резкого торможе­ния;
  • запрещается проводить автоцистерны с ЛВЖ (или ГЖ) через зону пожара, а при невозможности эвакуации – организовать непрерывное её охлаждение;
  • оценить возможности перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные ёмкости, как стационарные, так и передвижные;
  • при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждённой цистерны принять меры по созданию заградитель­ных валов из земли песка или гравия, а также запретить её эвакуацию;
  • выяснить направление ветра, уклон местности для предотвраще­ния угрозы перехода огня на близлежащие здания и сооружения;
  • организовать разведку водоисточников для подачи воды;
  • определить потребность доставки к месту пожара дополнительно­го количества огнетушащих веществ;
  • организовать установку обозначений и постов, допуская пере­движение транспорта и людей в опасных зонах только согласно распоря­жению штаба по ликвидации аварии;
  • при необходимости вызвать дополнительные силы и средства;
  • располагать резерв сил и средств на безопасном расстоянии, с на­ветренной стороны, организовать сменную работу личного состава ГПС в зоне высоких температур и орошение в процессе выполнения задач;
  • назначить ответственного из должностных лиц ГПС за обеспече­ние охраны труда.

Оперативно-тактическая характеристика объекта АЗС

Автозаправочная станция «АЗС» расположена по адресу ул. Ленина 12.

Сооружения АЗС расположены в 25 метрах от проезжей части, ведущей в пром. зону и в 150 метрах от ограждения II промышленной площадки.

АЗС занимает территорию общей площадью 800 м 2 . На площадке АЗС расположены здание операторской и два отдельно стоящих сооружения, в которых находятся резервуары с топливом (бензин АИ-92, АИ-95 и ДТ). Всего четыре резервуара по два резервуара в каждом сооружении. Размещение резервуаров – наземное Vpeз= 2,5 м 3 . Стены сооружений обшиты профилированными стальными листами. Сооружение операторской одноэтажное, каркасное, размер 5 × 3,5 м. Стены обшиты профилированными стальными листами с несгораемым утеплителем – минеральная вата.

В центре площадки находятся три бензиновые колонки под навесом.

АЗС осуществляет хранение и отпуск ЛВЖ и ГЖ (бензин АИ-92, АИ-95 и ДТ).

Хранение топлива осуществляется в резервуарах с наземным размещением Vpe3= 2,5 м 3 (всего 4 резервуара Урез обш = 10 м 3 ). Пополнение резервуаров осуществляется от автотопливозаправщиков, топливо перекачивается насосами.

В условиях пожара возможно:

  • мощное тепловое излучение в окружающую среду;
  • угроза взрыва паровоздушной смеси внутри резервуара и его разрушение;
  • угроза выхода большого количества горящего продукта, перехода горения в обвалование и на соседние резервуары в следствии разрушения резервуара, нарушения герметичности задвижек и фланцевых соединений по канализационной и другим системам, а также по технологическим лоткам;
  • изменение направлений потоков продуктов горения и теплового воздействия в зависимости от метеоусловий.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

  • установить количество и вид ЛВЖ и ГЖ;
  • установить состояние обвалования, угрозу повреждения смежных сооружений при разрушениях цистерны автотопливозаправщика, пути возможного растекания продукта, учитывая рельеф местности;
  • установить наличие и состояние производственной и ливневой канализации, смотровых колодцев и гидрозатворов;
  • установить наличие, состояние, возможность использования установок и средств пожаротушения, систем водоснабжения и пенообразующих веществ;
  • определить возможность быстрой доставки пенообразующих веществ, в случае неэффективности пенной атаки и ухудшения ситуации;
  • организовать охлаждение стволами горящего и негорящих резервуаров. Определить очередность охлаждения соседних с горящим резервуаров, в зависимости от направления ветра и вида хранимого в них продукта;
  • создать оперативный штаб тушения пожара с обязательным включением в его состав представителей администрации и инженерно-технического персонала объекта;
  • организовать подготовку пенной атаки;
  • принять меры к обеспечению выполнения необходимых требований охраны труда;
  • определить тактику тушения, учитывая вид пожара, наличие противопожарной техники и пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, наличие и состояние стационарных систем пожаротушения;
  • охлаждать при горении узлы управления задвижками, а также фланцевые соединения;
  • обеспечить обслуживающему персоналу доступ под защитой стволов к запорной арматуре, для перекрытия и прекращению подачи топлива в зону горения;
  • начинать подачу пены только после того, как подготовлено полное расчетное количество средств (с учетом резерва и продолжительности горения) для тушения и охлаждения резервуаров;
  • подачу огнетушащих веществ осуществлять преимущественно из-за обвалования, либо из-за укрытия;
  • не допускать в опасную зону (в обвалование) личный состав подразделений и обслуживающий персонал объекта, не занятый на тушении, смену ствольщиков производить поочередно, с тем, чтобы как можно меньше людей находилось в опасной зоне (в обваловании);

Наиболее эффективно тушить пожар воздушно ‒ механической пеной средней кратности и компрессионной пеной (быстрое охлаждение очага пожара и строительных конструкций).

Спасание и эвакуация

АЗС работает ежедневно без перерывов и выходных (кроме технологических, для пополнения резервуаров). В здании операторской круглосуточно находится 1 человек.

Системы АПЗ отсутствуют.

Внутреннее противопожарное водоснабжение в здании отсутствует.

На территории АЗС имеется один ПГ расположенный на кольцевом пожарно-хозяйственном водопроводе 150 мм., напором 40 – 50 м.вод.ст. и общим расходом до 72 л/с, находящийся на удалении 3 метров.

Система электроснабжения: силовое ‒ напряжением 380В, рабочее и осветительное – напряжением 220В. Отключение электроэнергии производится на электрощите, расположенном на столбе линии электропередач рядом со зданием операторской, либо на подстанции. Имеется ливневая канализация.

Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров

При спасании людей и имущества на пожаре оперативные должностные лица обязаны определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь, предпринять меры по защите спасаемых от опасных факторов пожара.

Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям.

Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, должностные лица одновременно с развертыванием сил и средств организуют вызов скорой медицинской помощи, даже если в данный момент в ней нет необходимости.

До прибытия на пожар медицинского персонала первую доврачебную помощь пострадавшим, в установленном порядке, оказывает личный состав подразделений ГПС.

– начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;

– использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и тепло-коммуникаций;

– спускаться без СИЗОД и спасательной веревки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций;

– одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

– находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, ПТВ и др.;

– переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;

– поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

– подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту.

– вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.

Подача огнетушащих веществ:

  • разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.
  • подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
  • при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

При прокладке рукавной линии:

– с рукавного и насосно-рукавного пожарных автомобилей водитель должен контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), а пожарный следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков.

Требования правил по охране труда при работе в СИЗОД

Перед каждым включением в дыхательный аппарат звено ГДЗС проводит в течение одной минуты рабочую проверку в порядке и последовательности, установленными Руководством по эксплуатации АП «Омега».

Запрещается включаться в СИЗОД без проведения рабочей проверки и при обнаруженных неисправностях.

Включение личного состава в СИЗОД проводиться по команде командира звена ГДЗС «Звено, в противогазы (аппараты) – ВКЛЮЧИСЬ!».

Правила работы и требования безопасности

На каждое звено ГДЗС выставляется пост безопасности.

Место расположения поста безопасности определяется оперативными должностными лицами на пожаре в непосредственной близости от места входа звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду (на свежем воздухе).

Количество звеньев ГДЗС, направляемых в непригодную для дыхания среду, определяется РТП.

Включение в СИЗОД на месте пожара (учении) проводится на свежем воздухе у места входа в непригодную для дыхания среду на посту безопасности;

При продвижении к очагу пожара (месту работы) и возвращении обратно первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим наиболее опытный газодымозащитник (назначается командиром звена).

Звено ГДЗС должно возвращаться из непригодной для дыхания среды в полном составе.

Продвижение звена ГДЗС в помещениях осуществляется вдоль капитальных стен, запоминая путь следования, с соблюдением мер предосторожности, в том числе обусловленных оперативно-тактическими особенностями объекта пожара.

При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться, даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС “Звено, из противогазов (дыхательных аппаратов) – ВЫКЛЮЧИСЬ!”.

В целях обеспечения безопасного продвижения звено ГДЗС может использовать пожарные рукава. При работе в условиях ограниченной видимости (сильном задымлении) идущий впереди командир звена ГДЗС обязан простукивать ломом конструкции перекрытия.

При вскрытии дверных проемов личный состав звена ГДЗС должен находиться вне дверного проема и использовать полотно двери для защиты от возможного выброса пламени.

При работе в помещениях, заполненных взрывоопасными парами и газами, личный состав звена ГДЗС должен быть обут в резиновые сапоги, не пользоваться выключателями электрофонарей. При продвижении к очагу пожара (месту работы) и обратно, а также в процессе работ должны соблюдаться все меры предосторожности против высекания искр, в том числе при простукивании конструкций помещений.

Особенности работы в противогазах и дыхательных аппаратах:

а) применять в средах где имеются АХОВ дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;

б) при срабатывании звукового сигнала доложить командиру звена и покинуть в составе звена непригодную для дыхания среду;

в) использовать, при необходимости, спасательное устройство, входящее в комплект дыхательного аппарата.

Расчёт сил и средств на тушение пожара АЗС

Тактический замысел: Произошла разгерметизация фланцевого соединения на трубопроводе при сливе бензина АИ-92 из автотопливозаправщика в резервуары АЗС ООО «АЗС» по адресу ул. Ленина 12. Вследствие, чего произошло истечение бензина АИ-92 и его последующее воспламенение. На момент прибытия первых пожарных подразделений (смена СПСЧ) площадь пожара составила S=100 м 2 , происходит горение разлившегося бензина АИ-92 и кабины автотопливозаправщика, создалась угроза распространения пожара на сооружения АЗС.

Сообщение о пожаре поступило на ЦППС от оператора ООО «АЗС».

Время суток и погодные условия: реальные на момент решения ПТЗ.

Расчёт сил и средств

Принимаем на тушение установку комбинированного тушения УКТП «Пурга-5» (q Пурга-5 р-ру = 6,0 л/с, IS T = 0,08 л/м 2 ×с).

  • Определяем требуемый расход 6 %-го раствора пенообразователя на тушение пожара:

Sп = 100 м 2 – площадь пожара;

iтр = 0,08 л/м 2 × с – требуемая интенсивность подачи воздушно­ ‒ механической пены средней кратности.

  • Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара:

N туш. ПУРГА-5 = 8 / 6,0 = 1,3 = 2 (ПУРГА-5), где

Qтр. туш = 8 л/с – требуемый расход воздушно-механической пены средней кратности на тушение пожара;

q ств. ПУРГА-5 = 6,0 л/с – расход ствола ПУРГА-5 по раствору.

С учётом обстановки на пожаре и требований «Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны», утверждённого приказом МЧС России от 31 марта 2011 года № 156, «Методических рекомендаций подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» (2010 г.) принимаем для тушения пожара 2 УКТП «Пурга-5».

  • Исходя из характеристик приборов тушения (УКТП «Пурга- 5» предназначена для создания и подачи в очаг пожара распылённых струй воды и воздушно-механической пены средней кратности, используются для тушения крупномасштабных пожаров горючих жидкостей, твёрдых горючих материалов, а также создания светотеплозащитных экрановв районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, для дегазации и дезактивации объектов гражданского и военного назначения), с учётом обстановки на пожаре принимаем решение об использовании для осуществления защитных действий 2 УКТП «Пурга-5» принимаемых для тушения пожара (в качестве маневренного ствола).
  • Определяем фактический расход раствора пенообразователя на тушение пожара:

Q туш. ф. = 2 × 6,0 = 12,0 (л/с)

  • Определяем общий фактический расход воды:

Так как на тушение пожара и защитные действия используются маневренные стволы УКТП «Пурга-5», то:

Q общ. ф = Q туш. ф = 12,0 (л/с)

  • Определяем водоотдачу наружного противопожарного водопровода:

Q к сети = (1,5 × (150/25)) 2 = 81,0 (л/с), где

D = 150 мм – диаметр наружного противопожарного водопровода;

Vв = 1,5 м/с – скорость движения воды по трубам (табл. 4.2. «Справочника РТП» 1987 г.).

Т.к. Q к сети > Q общ ф. (81,0 л/с > 11,64 л/с), то обеспеченность объекта водой удовлетворительная.

  • Определяем требуемое количество основных пожарных автомобилей, которые необходимо установить на водоисточники (пожарные гидранты):

для тушения пожара ВМП средней кратности:

NМ = Qф./ Qн.; Nавт. = 12 / 40,0 = 0,3 = 1 (авт.), где

Qф. = 12 л/с – фактический расход воды на тушение;

Qн. = 40,0 л/с – производительность насоса пожарного автомобиля.

Определяем предельное расстояние по подаче раствора пенообразователя при выбранной схеме развёртывания сил и средств:

Lпр = [100 м – (90 м + 0 м + 0 м) / 0,015 × (1 × 6,0 л/с) 2 ] ´ 20 =

= [100 м – (90 м) / 0,015 × (6,0) 2 ] ´ 20 = [10 м / 0,54] ´ 20 = 370 (м.), где

Hн = 100 м. вод. ст. – напор на насосе пожарного автомобиля, подающего раствор пенообразователя;

Hпр = 90 м. вод. ст. – напор у разветвления (на 10 м. вод. ст. больше, чем напор у ствола ПУРГА-5);

Zм = 0 м. – высота подъёма местности;

Zпр = 0 м. – максимальная высота подъёма стволов;

S = 0,015 – сопротивление одного пожарного рукава диаметром 77 мм;

Q = (6,0) 2 л/с – суммарный расход воды одной наиболее загруженной магистральной рукавной линии.

Так как предельное расстояние по подаче воды превышает расстояние от пожарного гидранта до места пожара (370 м. > 150 м.), то пожарный гидрант можно использовать для подачи на тушение пожара воздушно-механической пены средней кратности.

9) Определяем требуемое количество пенообразователя на тушение пожара:

VПО = (2 ств. × 0,36 л/с) × 10 мин. × 60 = 432 (л.), где

q ПУРГА-5 ПО = 0,36 л/с – расход ствола ПУРГА-5 по пенообразователю;

tр = 10 мин. – нормативное время тушения воздушно-механической пеной (пенная атака).

Фактически на АЦ-3,0-40(4308) вывозится 180 литров пенообразователя. Следовательно, для тушения пожара запаса пенообразователя достаточно.

10) Определяем требуемую численность личного состава для тушения пожара:

Nл.с. = 2 × 2 + 1 × 1 + 1 × 1 = 6 (чел.), где

N туш. ПУРГА-5 = 2 – количество работающих на тушении стволов ПУРГА-5 (ствольщик + подствольщик);

NМ = 1 – количество основных пожарных автомобилей, подающих огнетушащие вещества;

NРАЗВЕТВЛ. = 1 – количество установленных разветвлений.

Определяем требуемое количество отделений на основных пожарных автомобилях:

Nотд. = Nл.с. / 5; Nотд. = 6 / 5 = 2 (отд.)

Вывод: Сил и средств дежурной смены достаточно для тушения пожара, с учетом личного состава прибывающего на специальных пожарных автомобилях.

Литература:

  1. «Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (приказ МЧС России от 31.03.2011 № 156);
  2. Методические рекомендации по действиям подразделений Федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно – спасательных работ (Указание МЧС России от 26.05.2010 № 43-2007-18);
  3. Правила по охране труда в подразделениях ФПС ГПС (утверждены приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 23.12.2014 № 1100н);
  4. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России (утвержденные 28.06.2007 Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом),
  5. Учебное пособие «Пожаротушение на транспорте» (Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный А.В. Грачев В.А.; Москва-2009).

Источник статьи: http://fireman.club/conspects/tema-13-tushenie-pozharov-i-likvidaciya-posledstvij-chrezvychajnyx-situacij-na-transporte/zanyatie-3-tushenie-pozharov-i-likvidaciya-posledstvij-chrezvychajnyx-situacij-na-transporte-principy-vybora-takticheskix-priemov-i-sposobov-tusheniya-pozhara-osobennosti-takticheskix-dejstvij-po-s/

Оцените статью