- Подробная инструкция от спасателей по тушению загоревшегося автомобиля
- Тушение автомобиля
- Общие рекомендации
- Горит автомобиль в ходе движения
- Горит автомобиль на стоянке
- Причины пожарной опасности
- Меры профилактики
- Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров (занятие с решением ПТЗ). Образец конспекта. Занятие 3
- Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожаров
- Оперативно-тактическая характеристика объекта АЗС
- Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров
- Требования правил по охране труда при работе в СИЗОД
- Расчёт сил и средств на тушение пожара АЗС
Подробная инструкция от спасателей по тушению загоревшегося автомобиля
Обеспечьте безопасность вашего транспортного средства
Основное правило для каждого автолюбителя – в автомобиле в легкодоступном месте всегда должен быть огнетушитель. Причем огнетушитель перезаряженный, готовый к использованию. Лучше всего иметь огнетушитель достаточного объема для тушения автотранспорта. Идеальный вариант – 5 литровый углекислотный или порошковый, с гибким шлангом, приобретенный у сертифицированного производителя. Важно – не допускать просрочку сроков использования, т. е. вовремя перезаряжать, так как он может подвести в самый нужный момент. Обязательно изучите и помните инструкцию по применению!
В комплекте к огнетушителю обязательно должны быть: приспособление для снятия клемм с аккумулятора (кусачки, плоскогубцы, гаечный ключ на крайний случай) и плотные хлопчатобумажные перчатки — они защитят руки от ожогов. Синтетические не годятся — они расплавятся прямо на руках.
Если автомобиль загорелся в ходе движения
Пожар может возникнуть в любой момент. Часто, если действовать правильно, распространение огня можно не допустить. Как показывает статистика автомобильных возгораний, за 3-4 минуты развития пожара, пламя быстро распространяется и охватывает почти весь автомобиль. А пожарные подразделения не могут мгновенно оказаться на месте происшествия, и от того, как водитель будет действовать в эти минуты, во многом зависит дальнейшая судьба авто.
Если автомобиль загорелся в движении или вы почувствовали во время движения подозрительный запах, нужно как можно быстрее остановиться. Не нужно принимать к обочине, чего-то ждать. Мгновенно остановитесь, ведь дорога каждая секунда! Затем надо выключить зажигание и достать ключ из замка. Автомобиль не должен стоять на передаче — лучше зажать «ручник». Водителю и пассажирам следует сразу же покинуть салон транспортного средства. А следующее действие – срочно позвонить по номеру 101 в пожарно-спасательную службу. И после этого попробуйте самостоятельно справиться с огнем.
Откройте капот рычагом из салона, достаньте огнетушитель, наденьте перчатки, приготовьте инструмент для снятия клемм.
Если из-под капота валит пламя или густой дым, не нужно распахивать его – вы спровоцируете приток кислорода и мгновенное распространение огня. Постарайтесь сбить пламя, направив раструб огнетушителя в образовавшуюся щель между капотом и радиаторной решеткой. Сбив пламя, открывайте капот полностью и потушите возгорание окончательно.
После тушения пламени в обязательном порядке снимите клеммы («перекусите» провода) с аккумулятора для предотвращения повторного возгорания.
Если автомобиль загорелся на стоянке
Если тушить придется стоящий автомобиль, принцип действий тот же самый. Сначала позвоните в пожарно-спасательную службу и приступайте к тушению с помощью огнетушителя. Единственное, что необходимо помнить, что при сильном распространении огня (а это, скорее всего, будет так, ведь время обнаружения возгорания, как в предыдущем случае, упущено) необходимо провести «массированную» атаку несколькими огнетушителями, если такая возможность представится или использовать подручные средства: землю, песок, снег, кусок ткани. Если нет, то следует отойти на безопасное расстояние и ожидать прибытия спасателей.
Учитывайте, что при сильном распространении пламени, есть риск взрыва бензобака или газового баллона. Поэтому соблюдайте максимально безопасную дистанцию для себя и старайтесь предупредить об этом очевидцев.
Внимание! Информация на сайте представлена исключительно в ознакомительных целях, не является призывом к действию. Перед применением любых рекомендаций обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Могут иметься противопоказания или индивидуальная непереносимость.
Источник статьи: http://pishet-omsk.ru/44080
Тушение автомобиля
Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.
Общие рекомендации
- Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
- Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
- Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
- Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
- Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
- Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
- Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
- Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
- Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
- Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
- Радиус опасной зоны – 10 метров.
- Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
- Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.
Горит автомобиль в ходе движения
Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.
Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.
Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.
Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.
Горит автомобиль на стоянке
Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.
Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.
Причины пожарной опасности
Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.
- Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
- Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
- Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
- Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
- Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.
Меры профилактики
Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.
- Не пренебрегать ТО автомобиля.
- Проводить визуальный осмотр топливной системы и электропроводки. Крышка бензобака должна быть целой и плотно закрываться. Провода не должны быть оголены.
- Не перевозить ГСМ и газовые баллоны в салоне и багажнике.
- Не использовать пластиковые канистры для перевозки бензина.
- Не заправлять машину при включенном двигателе.
- Регулярно проверять огнетушители.
Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozhary/tushenie-avtomobilya.html
Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров (занятие с решением ПТЗ). Образец конспекта. Занятие 3
Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожаров
Действия РТП должны быть направлены на предупреждение распространения пожара и воздействия опасных факторов на участников тушения пожара. РТП должен своевременно оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни личного состава, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону.
РТП при проведении разведки во взаимодействии с обслуживающим персоналом автотранспортных средств, представителями объекта (очевидцами) должен установить:
- у водителя автотранспортного средства продолжительность пожара к моменту прибытия подразделений ГПС и характер возможных разрушений;
- вид и количество перевозимого ЛВЖ и ГЖ, номера аварийной карточки по транспортным документам;
- количество и местонахождение людей в зоне воздействия возможных опасных факторов пожара;
- возможные пути эвакуации;
- состояние запорной арматуры автоцистерны (открыта или закрыта);
- характер повреждения ёмкости или оборудования автоцистерны;
- примерное время возможной разгерметизации (взрыва) автоцистерны в результате теплового воздействия;
- опасные факторы пожара и зону поражения;
- определить вероятность угрозы близлежащим зданиям и сооружениям в случае пожара пролива ЛВЖ (или ГЖ) или «пожара-вспышки»;
- место, порядок и способ эвакуации автоцистерны из опасной зоны;
- возможность устройства обвалования для ограничения разлива горючих жидкостей или её сбора;
- меры к обеспечению выполнения требования охраны труда лично РТП и с помощью специально назначенных работников
- пожарной охраны;
- безопасное расстояние для участников тушения пожара;
- необходимость привлечения и использования аварийных служб и аварийных служб городского хозяйства, спасателей МЧС России;
- наличие на объекте плана ликвидации аварии или плана тушения пожара в городской (районной, объектовой) пожарной части;
- порядок передачи полученной в ходе разведки информации;
- определить тактику тушения, учитывая характер развития аварийной ситуации и пожара, наличие пожарной техники и пожарно ‒ технического вооружения, огнетушащих веществ, наличие и состояние стационарных систем пожаротушения.
Ликвидация пожара на автоцистернах, связанных с перевозкой ЛВЖ и ГЖ относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава. Поэтому работы по тушения пожара на автоцистернах с ЛВЖ или ГЖ необходимо выполнять с привлечением минимального количества личного состава ГПС.
РТП должен приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора, наличия подъездов к нему.
Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее:
- оценить вероятность образования паровоздушной смеси по наличию пламени над зеркалом пролива горючей жидкости;
- определить возможные пути развития пожара;
- оценить угрозу теплового воздействия на автоцистерну с ЛВЖ или ГЖ;
- принять меры к снижению интенсивности теплового воздействия на автоцистерну с ЛВЖ или ГЖ путём экранирования теплового потока (созданием водяных завес, как правило, плотность теплового потока при этом уменьшается в 2 раза);
- принять меры по устройству обвалования для ограничения пролива горючей жидкости или её сбора, учитывая рельеф местности (заградительные валы из песка, земли, гравия);
- по возможности вывести автоцистерну из зоны горения на безопасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности;
- при аварийной транспортировке автоцистерны избегать толчков, резкого торможения;
- запрещается проводить автоцистерны с ЛВЖ (или ГЖ) через зону пожара, а при невозможности эвакуации – организовать непрерывное её охлаждение;
- оценить возможности перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные ёмкости, как стационарные, так и передвижные;
- при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждённой цистерны принять меры по созданию заградительных валов из земли песка или гравия, а также запретить её эвакуацию;
- выяснить направление ветра, уклон местности для предотвращения угрозы перехода огня на близлежащие здания и сооружения;
- организовать разведку водоисточников для подачи воды;
- определить потребность доставки к месту пожара дополнительного количества огнетушащих веществ;
- организовать установку обозначений и постов, допуская передвижение транспорта и людей в опасных зонах только согласно распоряжению штаба по ликвидации аварии;
- при необходимости вызвать дополнительные силы и средства;
- располагать резерв сил и средств на безопасном расстоянии, с наветренной стороны, организовать сменную работу личного состава ГПС в зоне высоких температур и орошение в процессе выполнения задач;
- назначить ответственного из должностных лиц ГПС за обеспечение охраны труда.
Оперативно-тактическая характеристика объекта АЗС
Автозаправочная станция «АЗС» расположена по адресу ул. Ленина 12.
Сооружения АЗС расположены в 25 метрах от проезжей части, ведущей в пром. зону и в 150 метрах от ограждения II промышленной площадки.
АЗС занимает территорию общей площадью 800 м 2 . На площадке АЗС расположены здание операторской и два отдельно стоящих сооружения, в которых находятся резервуары с топливом (бензин АИ-92, АИ-95 и ДТ). Всего четыре резервуара по два резервуара в каждом сооружении. Размещение резервуаров – наземное Vpeз= 2,5 м 3 . Стены сооружений обшиты профилированными стальными листами. Сооружение операторской одноэтажное, каркасное, размер 5 × 3,5 м. Стены обшиты профилированными стальными листами с несгораемым утеплителем – минеральная вата.
В центре площадки находятся три бензиновые колонки под навесом.
АЗС осуществляет хранение и отпуск ЛВЖ и ГЖ (бензин АИ-92, АИ-95 и ДТ).
Хранение топлива осуществляется в резервуарах с наземным размещением Vpe3= 2,5 м 3 (всего 4 резервуара Урез обш = 10 м 3 ). Пополнение резервуаров осуществляется от автотопливозаправщиков, топливо перекачивается насосами.
В условиях пожара возможно:
- мощное тепловое излучение в окружающую среду;
- угроза взрыва паровоздушной смеси внутри резервуара и его разрушение;
- угроза выхода большого количества горящего продукта, перехода горения в обвалование и на соседние резервуары в следствии разрушения резервуара, нарушения герметичности задвижек и фланцевых соединений по канализационной и другим системам, а также по технологическим лоткам;
- изменение направлений потоков продуктов горения и теплового воздействия в зависимости от метеоусловий.
При ведении действий по тушению пожаров необходимо:
- установить количество и вид ЛВЖ и ГЖ;
- установить состояние обвалования, угрозу повреждения смежных сооружений при разрушениях цистерны автотопливозаправщика, пути возможного растекания продукта, учитывая рельеф местности;
- установить наличие и состояние производственной и ливневой канализации, смотровых колодцев и гидрозатворов;
- установить наличие, состояние, возможность использования установок и средств пожаротушения, систем водоснабжения и пенообразующих веществ;
- определить возможность быстрой доставки пенообразующих веществ, в случае неэффективности пенной атаки и ухудшения ситуации;
- организовать охлаждение стволами горящего и негорящих резервуаров. Определить очередность охлаждения соседних с горящим резервуаров, в зависимости от направления ветра и вида хранимого в них продукта;
- создать оперативный штаб тушения пожара с обязательным включением в его состав представителей администрации и инженерно-технического персонала объекта;
- организовать подготовку пенной атаки;
- принять меры к обеспечению выполнения необходимых требований охраны труда;
- определить тактику тушения, учитывая вид пожара, наличие противопожарной техники и пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, наличие и состояние стационарных систем пожаротушения;
- охлаждать при горении узлы управления задвижками, а также фланцевые соединения;
- обеспечить обслуживающему персоналу доступ под защитой стволов к запорной арматуре, для перекрытия и прекращению подачи топлива в зону горения;
- начинать подачу пены только после того, как подготовлено полное расчетное количество средств (с учетом резерва и продолжительности горения) для тушения и охлаждения резервуаров;
- подачу огнетушащих веществ осуществлять преимущественно из-за обвалования, либо из-за укрытия;
- не допускать в опасную зону (в обвалование) личный состав подразделений и обслуживающий персонал объекта, не занятый на тушении, смену ствольщиков производить поочередно, с тем, чтобы как можно меньше людей находилось в опасной зоне (в обваловании);
Наиболее эффективно тушить пожар воздушно ‒ механической пеной средней кратности и компрессионной пеной (быстрое охлаждение очага пожара и строительных конструкций).
Спасание и эвакуация
АЗС работает ежедневно без перерывов и выходных (кроме технологических, для пополнения резервуаров). В здании операторской круглосуточно находится 1 человек.
Системы АПЗ отсутствуют.
Внутреннее противопожарное водоснабжение в здании отсутствует.
На территории АЗС имеется один ПГ расположенный на кольцевом пожарно-хозяйственном водопроводе 150 мм., напором 40 – 50 м.вод.ст. и общим расходом до 72 л/с, находящийся на удалении 3 метров.
Система электроснабжения: силовое ‒ напряжением 380В, рабочее и осветительное – напряжением 220В. Отключение электроэнергии производится на электрощите, расположенном на столбе линии электропередач рядом со зданием операторской, либо на подстанции. Имеется ливневая канализация.
Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров
При спасании людей и имущества на пожаре оперативные должностные лица обязаны определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь, предпринять меры по защите спасаемых от опасных факторов пожара.
Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям.
Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, должностные лица одновременно с развертыванием сил и средств организуют вызов скорой медицинской помощи, даже если в данный момент в ней нет необходимости.
До прибытия на пожар медицинского персонала первую доврачебную помощь пострадавшим, в установленном порядке, оказывает личный состав подразделений ГПС.
– начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;
– использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и тепло-коммуникаций;
– спускаться без СИЗОД и спасательной веревки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций;
– одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
– находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, ПТВ и др.;
– переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;
– поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
– подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту.
– вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.
Подача огнетушащих веществ:
- разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.
- подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
- при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.
При прокладке рукавной линии:
– с рукавного и насосно-рукавного пожарных автомобилей водитель должен контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), а пожарный следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков.
Требования правил по охране труда при работе в СИЗОД
Перед каждым включением в дыхательный аппарат звено ГДЗС проводит в течение одной минуты рабочую проверку в порядке и последовательности, установленными Руководством по эксплуатации АП «Омега».
Запрещается включаться в СИЗОД без проведения рабочей проверки и при обнаруженных неисправностях.
Включение личного состава в СИЗОД проводиться по команде командира звена ГДЗС «Звено, в противогазы (аппараты) – ВКЛЮЧИСЬ!».
Правила работы и требования безопасности
На каждое звено ГДЗС выставляется пост безопасности.
Место расположения поста безопасности определяется оперативными должностными лицами на пожаре в непосредственной близости от места входа звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду (на свежем воздухе).
Количество звеньев ГДЗС, направляемых в непригодную для дыхания среду, определяется РТП.
Включение в СИЗОД на месте пожара (учении) проводится на свежем воздухе у места входа в непригодную для дыхания среду на посту безопасности;
При продвижении к очагу пожара (месту работы) и возвращении обратно первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим наиболее опытный газодымозащитник (назначается командиром звена).
Звено ГДЗС должно возвращаться из непригодной для дыхания среды в полном составе.
Продвижение звена ГДЗС в помещениях осуществляется вдоль капитальных стен, запоминая путь следования, с соблюдением мер предосторожности, в том числе обусловленных оперативно-тактическими особенностями объекта пожара.
При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться, даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС “Звено, из противогазов (дыхательных аппаратов) – ВЫКЛЮЧИСЬ!”.
В целях обеспечения безопасного продвижения звено ГДЗС может использовать пожарные рукава. При работе в условиях ограниченной видимости (сильном задымлении) идущий впереди командир звена ГДЗС обязан простукивать ломом конструкции перекрытия.
При вскрытии дверных проемов личный состав звена ГДЗС должен находиться вне дверного проема и использовать полотно двери для защиты от возможного выброса пламени.
При работе в помещениях, заполненных взрывоопасными парами и газами, личный состав звена ГДЗС должен быть обут в резиновые сапоги, не пользоваться выключателями электрофонарей. При продвижении к очагу пожара (месту работы) и обратно, а также в процессе работ должны соблюдаться все меры предосторожности против высекания искр, в том числе при простукивании конструкций помещений.
Особенности работы в противогазах и дыхательных аппаратах:
а) применять в средах где имеются АХОВ дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;
б) при срабатывании звукового сигнала доложить командиру звена и покинуть в составе звена непригодную для дыхания среду;
в) использовать, при необходимости, спасательное устройство, входящее в комплект дыхательного аппарата.
Расчёт сил и средств на тушение пожара АЗС
Тактический замысел: Произошла разгерметизация фланцевого соединения на трубопроводе при сливе бензина АИ-92 из автотопливозаправщика в резервуары АЗС ООО «АЗС» по адресу ул. Ленина 12. Вследствие, чего произошло истечение бензина АИ-92 и его последующее воспламенение. На момент прибытия первых пожарных подразделений (смена СПСЧ) площадь пожара составила S=100 м 2 , происходит горение разлившегося бензина АИ-92 и кабины автотопливозаправщика, создалась угроза распространения пожара на сооружения АЗС.
Сообщение о пожаре поступило на ЦППС от оператора ООО «АЗС».
Время суток и погодные условия: реальные на момент решения ПТЗ.
Расчёт сил и средств
Принимаем на тушение установку комбинированного тушения УКТП «Пурга-5» (q Пурга-5 р-ру = 6,0 л/с, IS T = 0,08 л/м 2 ×с).
- Определяем требуемый расход 6 %-го раствора пенообразователя на тушение пожара:
Sп = 100 м 2 – площадь пожара;
iтр = 0,08 л/м 2 × с – требуемая интенсивность подачи воздушно ‒ механической пены средней кратности.
- Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара:
N туш. ПУРГА-5 = 8 / 6,0 = 1,3 = 2 (ПУРГА-5), где
Qтр. туш = 8 л/с – требуемый расход воздушно-механической пены средней кратности на тушение пожара;
q ств. ПУРГА-5 = 6,0 л/с – расход ствола ПУРГА-5 по раствору.
С учётом обстановки на пожаре и требований «Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны», утверждённого приказом МЧС России от 31 марта 2011 года № 156, «Методических рекомендаций подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» (2010 г.) принимаем для тушения пожара 2 УКТП «Пурга-5».
- Исходя из характеристик приборов тушения (УКТП «Пурга- 5» предназначена для создания и подачи в очаг пожара распылённых струй воды и воздушно-механической пены средней кратности, используются для тушения крупномасштабных пожаров горючих жидкостей, твёрдых горючих материалов, а также создания светотеплозащитных экрановв районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, для дегазации и дезактивации объектов гражданского и военного назначения), с учётом обстановки на пожаре принимаем решение об использовании для осуществления защитных действий 2 УКТП «Пурга-5» принимаемых для тушения пожара (в качестве маневренного ствола).
- Определяем фактический расход раствора пенообразователя на тушение пожара:
Q туш. ф. = 2 × 6,0 = 12,0 (л/с)
- Определяем общий фактический расход воды:
Так как на тушение пожара и защитные действия используются маневренные стволы УКТП «Пурга-5», то:
Q общ. ф = Q туш. ф = 12,0 (л/с)
- Определяем водоотдачу наружного противопожарного водопровода:
Q к сети = (1,5 × (150/25)) 2 = 81,0 (л/с), где
D = 150 мм – диаметр наружного противопожарного водопровода;
Vв = 1,5 м/с – скорость движения воды по трубам (табл. 4.2. «Справочника РТП» 1987 г.).
Т.к. Q к сети > Q общ ф. (81,0 л/с > 11,64 л/с), то обеспеченность объекта водой удовлетворительная.
- Определяем требуемое количество основных пожарных автомобилей, которые необходимо установить на водоисточники (пожарные гидранты):
для тушения пожара ВМП средней кратности:
NМ = Qф./ Qн.; Nавт. = 12 / 40,0 = 0,3 = 1 (авт.), где
Qф. = 12 л/с – фактический расход воды на тушение;
Qн. = 40,0 л/с – производительность насоса пожарного автомобиля.
Определяем предельное расстояние по подаче раствора пенообразователя при выбранной схеме развёртывания сил и средств:
Lпр = [100 м – (90 м + 0 м + 0 м) / 0,015 × (1 × 6,0 л/с) 2 ] ´ 20 =
= [100 м – (90 м) / 0,015 × (6,0) 2 ] ´ 20 = [10 м / 0,54] ´ 20 = 370 (м.), где
Hн = 100 м. вод. ст. – напор на насосе пожарного автомобиля, подающего раствор пенообразователя;
Hпр = 90 м. вод. ст. – напор у разветвления (на 10 м. вод. ст. больше, чем напор у ствола ПУРГА-5);
Zм = 0 м. – высота подъёма местности;
Zпр = 0 м. – максимальная высота подъёма стволов;
S = 0,015 – сопротивление одного пожарного рукава диаметром 77 мм;
Q = (6,0) 2 л/с – суммарный расход воды одной наиболее загруженной магистральной рукавной линии.
Так как предельное расстояние по подаче воды превышает расстояние от пожарного гидранта до места пожара (370 м. > 150 м.), то пожарный гидрант можно использовать для подачи на тушение пожара воздушно-механической пены средней кратности.
9) Определяем требуемое количество пенообразователя на тушение пожара:
VПО = (2 ств. × 0,36 л/с) × 10 мин. × 60 = 432 (л.), где
q ПУРГА-5 ПО = 0,36 л/с – расход ствола ПУРГА-5 по пенообразователю;
tр = 10 мин. – нормативное время тушения воздушно-механической пеной (пенная атака).
Фактически на АЦ-3,0-40(4308) вывозится 180 литров пенообразователя. Следовательно, для тушения пожара запаса пенообразователя достаточно.
10) Определяем требуемую численность личного состава для тушения пожара:
Nл.с. = 2 × 2 + 1 × 1 + 1 × 1 = 6 (чел.), где
N туш. ПУРГА-5 = 2 – количество работающих на тушении стволов ПУРГА-5 (ствольщик + подствольщик);
NМ = 1 – количество основных пожарных автомобилей, подающих огнетушащие вещества;
NРАЗВЕТВЛ. = 1 – количество установленных разветвлений.
Определяем требуемое количество отделений на основных пожарных автомобилях:
Nотд. = Nл.с. / 5; Nотд. = 6 / 5 = 2 (отд.)
Вывод: Сил и средств дежурной смены достаточно для тушения пожара, с учетом личного состава прибывающего на специальных пожарных автомобилях.
Литература:
- «Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (приказ МЧС России от 31.03.2011 № 156);
- Методические рекомендации по действиям подразделений Федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно – спасательных работ (Указание МЧС России от 26.05.2010 № 43-2007-18);
- Правила по охране труда в подразделениях ФПС ГПС (утверждены приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 23.12.2014 № 1100н);
- Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России (утвержденные 28.06.2007 Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом),
- Учебное пособие «Пожаротушение на транспорте» (Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный А.В. Грачев В.А.; Москва-2009).
Источник статьи: http://fireman.club/conspects/tema-13-tushenie-pozharov-i-likvidaciya-posledstvij-chrezvychajnyx-situacij-na-transporte/zanyatie-3-tushenie-pozharov-i-likvidaciya-posledstvij-chrezvychajnyx-situacij-na-transporte-principy-vybora-takticheskix-priemov-i-sposobov-tusheniya-pozhara-osobennosti-takticheskix-dejstvij-po-s/