- Потерпевший требует разницу по износу по ОСАГО – что делать?
- Взыскание разницы износа с виновника – это законно?
- Почему ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП полностью?
- С меня хотят взыскать износ – что делать?
- Важное замечание!
- Заплатить сразу или по суду?
- Можно ли и как избежать выплаты?
- Требовать деньги может не только потерпевший, но и страховщик!
- Судебная практика в 2021 году
- ВС РФ запретил страховщикам учитывать износ авто при выплате компенсации
Потерпевший требует разницу по износу по ОСАГО – что делать?
Когда страховая компания выплачивает потерпевшему в ДТП меньше положенного, то это несправедливо – здесь никто не спорит. Но страховщик рассчитывает сумму выплаты или стоимость ремонта с учётом износа. Если этих денег не хватает, то потерпевший в 2021 году может взыскать ещё денег за ущерб – причём, как со страховщика по ОСАГО в определённых случаях, так и напрямую с виновника. Справедливо ли это? Как и почему такое возможно, а главное законны ли такие претензии, разберем в данной статье.
Взыскание разницы износа с виновника – это законно?
В большинстве рассматриваемых случаев требования потерпевшего к виновнику о выплате износа, к сожалению или счастью, будут законны. После выплаты от страховщика потерпевшему может не хватить денег на ремонт, поэтому и возникают претензии к виновнику ДТП. Но с чего бы вдруг платить виновнику, если его ответственность застрахована по ОСАГО?!
Дело в том, что даже в случае оформления ДТП по европротоколу, когда, казалось бы, водители пришли к соглашению о размере ущерба, потерпевший может потребовать с виновника доплатить. Судебная практика по взысканию износа в таком случае разная, но в теории, требования к виновнику могут быть предъявлены вполне законно. Ведь европротокол – это урегулирование страхового случая в рамках ОСАГО в пределах определенного лимита. То есть и договариваются водители только про возмещение ущерба по правилам ОСАГО.
Потерпевший ведь может не всегда увидеть все повреждения или правильно оценить стоимость деталей, поэтому в случае с европротоколом, виновник тоже должен следить, чтоб были зафиксированы все повреждения и правильно оценена стоимость ремонта.
Выплаты от страховщика может не хватить на ремонт как потому, что он неправильно все посчитал и выплатил, так и потому, что по закону он не обязан платить больше.
Почему ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП полностью?
Когда только вводился институт автогражданки, то ущерб в большинстве случаев возмещался страховыми компаниями в полном объеме, и потерпевшие были довольны выплатами. Но постепенно вносились все возможные поправки и изменения в ФЗ об ОСАГО, была утверждена методика определения расходов на восстановление ТС, появился справочник РСА со средними ценами на запчасти и в конечном итоге водители получили некий продукт, который обязателен для всех, но страхует ответственность только частично.
Почему частично и когда виновник обязан доплатить за ДТП, указал Конституционный суд РФ в новом для своего времени Постановлении 6-П от 10.03.2017 года.
Если обобщить написанное в документе, то страховщик по ОСАГО страхует ответственность причинителя вреда только на условиях, которые изложены в Законе об ОСАГО. А, если суммы, которая будет рассчитана на основании методики определения ущерба, справочника РСА и правил ОСАГО потерпевшему будет недостаточно, то по общим нормам Гражданского кодекса доплатить должен причинитель вреда.
При этом, в общем случае на потерпевшего не может быть возложена обязанность по поиску б/у запчастей и ремонту автомобиля этими запчастями, поскольку в основном ремонт сводится к замене деталей на новые.
Претензий больше всего именно к справочнику РСА, по которому цены на заменяемые детали, как правило, меньше рыночных, отсюда и разница, которую придется выплатить виновнику. Но и это еще не всё!
Если страховщик производит выплату деньгами, то платит сумму с учетом износа деталей, который рассчитывается, исходя из года выпуска авто и его пробега. Максимальное значение износа по Закону об ОСАГО – 50%. В таком случае виновник ДТП может заплатить потерпевшему почти столько же, сколько и страховщик, а иногда даже больше.
С меня хотят взыскать износ – что делать?
План действий будет в первую очередь зависеть от того, каким образом вы узнали, что с вас хотят взыскать износ.
- Если вам позвонили или прислали досудебную претензию о взыскании ущерба в виде разницы по износу, что в принципе не обязательно, то мы бы рекомендовали выйти на связь с потерпевшим и попросить у него экспертизу, фотографии его поврежденного авто или поврежденных деталей. Эти документы помогут вам понять, обоснованы ли требования хозяина второго авто, а также могут в дальнейшем пригодиться в суде, если до этого дойдет.
- Если вас сразу приглашают в суд даже в качестве третьего лица, не стоит игнорировать данный процесс. Необходимо сразу же ознакомиться со всеми материалами дела, чтобы узнать, кто, что и с кого требует, а также в каком размере.
В самом начале важно понять, обоснованы ли требования потерпевшего, откуда берется такая сумма, спорить с ней или нет. Поэтому, можно на данном этапе проконсультироваться у юристов, но только у тех, кто, действительно, разбирается в таких ситуациях и знает все нюансы, иначе можно не только выплатить потерпевшему разницу, но и заплатить деньги юристам.
Важное замечание!
- В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
- В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.
Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.
или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-86-54 (Москва), 8 (812) 467-34-58 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-29-84 (вся Россия).
Заплатить сразу или по суду?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно знать, сколько может потребоваться денег для защиты в суде и сравнить эту сумму c требуемой.
- Первым делом юристы. Стоимость их услуг сильно варьируется от региона и рынка юридических услуг, но в целом по состоянию на 2021 год можно говорить о сумме в 20-30 тысяч рублей. Здесь же стоит упомянуть и представителя истца. Ведь собственник второго авто, скорее всего, тоже наймет представителя для ведения дела в суде, и потом, в случае проигрыша, вы обязаны будете возместить судебные расходы. А вот если проиграет истец, то уже он возмещает все ваши расходы.
- Второе – это доказательства. Истец, подавая иск в суд, чем-то обоснует свои требования о взыскании ущерба без учёта износа – скорее всего, экспертизой ущерба. А спорить с этой экспертизой можно будет, только представив другую. Но опять же, поскольку дело будет в суде, то вероятнее всего будет назначена судебная экспертиза, стоимость которой может варьироваться от 20 до 40 тысяч рублей и зависеть в том числе от количества вопросов, поставленных перед экспертом. Изначально оплачивает её сторона, которая ходатайствовала о её проведении, то есть вы.
- В число судебных расходов, которые будет распределять суд, также входит и стоимость экспертизы истца, она в 2021 году обычно дешевле, но не стоит про неё забывать.
Если суд вынесет решение в вашу пользу и откажет истцу или удовлетворит его требования о возмещении суммы без учёта износа автомобиля частично, то ваши расходы будет оплачивать он, полностью или также в части, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Ситуации, когда суд полностью отказывает потерпевшему, случаются не так уж часто, поэтому, если с вас требуют относительно небольшую сумму денег, то есть смысл рассмотреть вариант заключения мирового соглашения на эту сумму или даже меньше.
Ведь владелец поврежденного авто хочет как можно быстрее получить деньги и произвести ремонт, а не судиться несколько месяцев, а то и год, а потом еще пытаться получить присужденную сумму с вас. В связи с этим можно договориться, что вы платите сразу, но меньше. Таким образом, интересы обеих сторон будут учтены.
Можно ли и как избежать выплаты?
Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.
Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.
Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!
Почему именно «удается убедить суд«, а не иначе?
Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.
Некоторые судьи путают понятия «фактический ущерб» и «фактические расходы» и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.
Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.
Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.
То есть избежать выплаты разницы по износу можно, хотя, далеко не всегда это удается, используя 2 основных аргумента:
- на каком основании страховщик произвёл выплату, а не выдал направление на ремонт потерпевшему; если причина выплаты – взаимное письменное соглашение между страховой компанией и потерпевшей стороной, то можно убедить суд в том, что таким образом потерпевший сам согласился на расчёт возмещения с учётом износа;
- кроме того, часто работает способ с требованием от потерпевшего документов о фактически понесённых расходах – то есть доказать нужно не только ущерб экспертизой, но и обоснованность этой суммы фактически понесёнными расходами; это не совсем законно, так как Конституционный суд указал именно на ущерб, но это иногда работает.
Требовать деньги может не только потерпевший, но и страховщик!
Ситуации, когда к виновнику ДТП с требованиями заплатить обращаются страховщики, не редкость. Такие требования бывают либо в порядке регресса, либо в порядке суброгации.
Регрессные требования вытекают из Закона об ОСАГО. В статье 14 прямо прописаны ситуации, когда виновник будет оплачивать причиненный ущерб, который за него возместил страховщик. Например, когда он скрылся с места аварии или же находился в состоянии опьянения. Также регресс ждет тех, кто не был вписан в полис как водитель, допущенный к управлению авто, или когда договор ОСАГО был заключен на определенный период, но ДТП произошло в другое время.
Суброгация – это когда возмещение ущерба требует страховщик потерпевшего, а не виновника. То есть в случае, когда у потерпевшего было КАСКО. Возместив весь ущерб, страховая компания приобретает такое же право требовать выплатить ущерб, причем без учета износа, как если бы с виновника требовал сам потерпевший. В такой ситуации необходимо смотреть, что там чинил и ремонтировал страховщик по КАСКО, ведь в счет могут попасть детали, которые и не пострадали в ДТП. Но ситуация омрачается тем, что у виновника может не быть фотографий поврежденного авто и деталей, чтобы предметно спорить со страховщиком и проводить экспертизу.
Важно еще знать, что ущерб без учета износа, а фактически разницу между стоимостью ремонта по рынку и по ОСАГО нужно считать не по ценам дилера, а по среднерыночным ценам в регионе. Это особенно актуально для ситуаций с КАСКО, так как во многих договорах, возмещение осуществляется путем ремонта у официалов.
Судебная практика в 2021 году
На сегодняшний день судебных разбирательств с виновниками ДТП стало только больше. Потерпевшие узнают свои права и подают иски, ведь срок исковой давности 3 года с момента ДТП. В основном, как уже говорилось ранее, суд удовлетворяет такие иски, поскольку в данный момент у нас такое законодательство.
В качестве примера, представим вам дело, в котором суд первой инстанции отказал во взыскании разницы с виновника, но суд апелляционной инстанции это исправил. Апелляционное определение размещено на сайте Ленинградского областного суда.
Источник статьи: http://tonkostipdd.ru/osago/poterpevshiy-trebuet-raznicu-po-iznosu-po-osago-chto-delat
ВС РФ запретил страховщикам учитывать износ авто при выплате компенсации
Важное решение защитит интересы пострадавших водителей
Важнейшее для автовладельцев разъяснение сделал Верховный суд. Высшая инстанция предписала страховым компаниям выплачивать пострадавшим в ДТП компенсацию по ОСАГО без учета износа деталей машины.
Поводом для разбирательства стала жалоба водителя из Владимира. В 2018 году в его припаркованный «БМВ» врезалась Газель. Пострадавший автолюбитель решил не связываться со страховой фирмой виновника аварии и подал документы в свою. Закон такой порядок позволяет, но результат оказался из рук вон плохим. Компания не стала ремонтировать иномарку, отделавшись дежурной отпиской: «механизм образования повреждений не соответствует обстоятельствам ДТП». Водитель сделал свою независимую экспертизу и с ней пошел в суд. Мужчина требовал у страховой уже не ремонта, а денежной компенсации, так как ремонтировать разбитое авто ему пришлось за свой счет. В первой и второй инстанциях истец выиграл. Суды взыскали со страховщика всю сумму ущерба (346 тысяч рублей), штраф и неустойку по 100 тысяч), а также символический моральный вред в тысячу рублей. В кассации решение не устояло.
Служители Фемиды решили, что нижестоящие судьи неправильно поступили, определив сумму ущерба без учета износа. По мнению кассационного суда, износ запчастей не следует учитывать, только если речь идет о ремонте автомобиля силами страховщика. Если же речь идет о выплате страхового возмещения деньгами, то в силу закона об ОСАГО процент износа принимать во внимание необходимо. Однако Верховный суд счел такой подход нарушением прав пострадавшего в аварии. В своем определении коллегия высших судей подчеркнула, что основным способом восстановления автомобиля по обязательной «автогражданке» является ремонт на станции техобслуживания страховой компании. Страховщик и автолюбитель могут договориться, что вместо ремонта последний получает деньги. В таком случае компенсация действительно урезается на процент износа. Но такое решение должно быть добровольным и исходить от самого потерпевшего в ДТП. Если же необходимость требовать деньги вызвана нежеланием страховой фирмы чинить машину, ни о каком износе не должно быть и речи. Хозяин поврежденного автомобиля имеет полное право отремонтировать его в другом месте, а со страховой потребовать возмещения убытков. С такой резолюцией ВС отправил дело на пересмотр.
Источник статьи: http://www.mk.ru/auto/2021/02/09/vs-rf-zapretil-strakhovshhikam-uchityvat-iznos-avto-pri-vyplate-kompensacii.html