- Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
- Виды технического обслуживания автомобилей
- Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
- Первое техническое обслуживание
- Второе техническое обслуживание
- Сезонное техническое обслуживание
- Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
- Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
- Классификация ресурсов эксплуатации и ТО и ремонта автомобилей
Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.
Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),
В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:
- Регулировочные;
- Заправочные;
- Смазочные;
- Крепёжные;
- Электротехнические;
- Контрольно-диагностические.
По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).
Виды технического обслуживания автомобилей
Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.
Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.
Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.
Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:
- ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
- первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
- второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
- сезонное техническое обслуживание автомобиля.
Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:
- Нумерация по классификации ТО-2, проводимого, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.
- У ряда производителей легковых автомобилей необходимость проведения обслуживания по классификации ТО-1 отпала, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.
То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:
- ежедневное техническое обслуживание;
- нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
- периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
- сезонное техническое обслуживание.
Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.
Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:
- осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
- осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
- осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
- осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
- опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.
Первое техническое обслуживание
Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:
- мойка кузова, уборка салона;
- контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
- регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
- крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
- заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
- электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.
Второе техническое обслуживание
Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.
Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:
- Охлаждающая жидкость,
- Тормозная жидкость,
- Масло в коробке передач,
- Масло в гидросистеме,
- Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).
При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:
- Топливные фильтры,
- Воздушные фильтры,
- Фильтры салона,
- Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
- Свечи зажигания,
- Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.
Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:
- Головки блока цилиндров,
- Радиатора,
- Крышки ГРМ,
- Поддона картера двигателя,
- Впускного и выпускного коллекторов,
- Топливного бака,
- Крышки редуктора заднего моста,
- Замков и петлей дверей.
Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:
- Клапанов двигателя,
- Натяжения усилия привода ГРМ,
- Зазора между тормозными колодками и дисками,
- Зазора подшипников ступиц передних колёс.
Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.
Сезонное техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.
Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.
Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).
Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.
У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.
- Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
- Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.
Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.
Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.
Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.
Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).
Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).
Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.
Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.
Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
Источник статьи: http://unit-car.com/tehnicheskoe-obsluzhivanie/11-tehnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya.html
Классификация ресурсов эксплуатации и ТО и ремонта автомобилей
Под ресурсами подразумевают вспомогательные средства (денежные средства, ценности запасы, возможности, материальные ценности, источники средств, доходов).
Применительно к эксплуатации автомобильного транспорта к ресурсам относят вспомогательные средства являющиеся составной частью затрат транспортного процесса и технологического процесса ТО и ТР автомобиля. По данным ЕЭК ООН косвенное потребление энергии составляет 20-25% от общего потребления энергии. Таким образом, к основному потреблению энергии, заключающемся в расходе моторного топлива и смазочных материалов подвижного состава добавляется еще четверть ресурсов необходимых для обеспечения на заданном уровне технического состояния подвижного состава. Это наглядно иллюстрирует анализ затрат на ресурсы в крупном автотранспортном предприятии.
Ресурсосбережение – это комплекс методов снижения различных затрат на ресурсы.
В процессе эксплуатации автомобиля и выполнения работ по его техническому обслуживанию ремонту и хранении постоянно происходит расходование различных видов ресурсов. При работе автомобиля перевозятся различные грузы и пассажиры, и при этом расходуется топливо и смазочные материалы. Выполнение ТО и ремонта требует запасных частей и оборудование, при помощи которого выполняются эти работы, потребляет различные виды ресурсов (электроэнергию, воду, сжатый воздух и т.п.). В помещениях, в которых выполняются данные технологические процессы, расходуются ресурсы тепла, электроэнергии. В данной главе рассматриваются основные направления и методы позволяющие экономить ресурсы в процессе эксплуатации автомобиля и в процессе его ТО и ремонта.
Транспортная система страны является одним из ведущих потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). При этом автомобильный транспорт является основным потребителем (свыше 65%) наиболее дефицитных и ценных видов ТЭР—светлых нефтепродуктов.
В новых рыночных условиях хозяйствования, самоокупаемости и самофинансирования безубыточная деятельность автотранспортных предприятий во многом зависит от правильного и рационального применения топливо-смазочных материалов (ТСМ). Подсчитано, что затраты на добычу и производство топлива в 2. 3 раза выше, чем на мероприятия по его экономии. Поэтому решение задач ресурсосбережения в области экономии ТЭР на автомобильном транспорте позволяет одновременно обеспечить сбережение сырьевых ресурсов.
Успешное решение проблемы рационального использования ТСМ на автомобильном транспорте связано, прежде всего, с организацией эффективного управления их расходом, реализацией комплекса ресурсосберегающих мероприятий и обеспечением контроля качества.
Классификация ресурсов эксплуатации и ТО и ремонта автомобилей.
Основными группами ресурсов эксплуатации и ТО и ремонта автомобилей являются: ресурсы обеспечения транспортного процесса, ресурсы восстановления работоспособности автомобиля, ресурсы обеспечения производства (ТО и ТР), а также вторичные ресурсы. Классификация ресурсов представлена рис.17.1.
Р Е С У Р С Ы
Рис. 17.1. Классификация ресурсов
Анализ весомости основных видов ресурсов показывает, что более половины затрат приходится на топливо, на втором месте затраты на запасные части, а оставшаяся треть затрат приходится на остальные виды ресурсов (рис.17.2).
Эффективность применяемых методов по экономии топлива во многом зависит от обоснованности системы показателей, характеризующих использование топлива на всех уровнях управления.
В настоящее время к показателям оценки эффективности топливоиспользования относят: энергоемкость перевозок, линейные нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля и удельные расходы топлива на единицу транспортной работы.(1).
Энергоемкость перевозок на грузовом автомобиле или автобусе характеризует количество энергии, которое необходимо затратить на выполнение единицы работы, т.е. на 1 т.км или на 1 пасс.км.
,
где – энергоемкость перевозок, ккал/100 т.км или ккал/100 пасс.км;
-количество автомобильного топлива, расходуемого на перевозки за год, л
— плотность (удельный вес) топлива;
— теплотворная способность (калорийность топлива);
– транспортная работа, т . км или пас.км.
Определение энергоемкости перевозок имеет существенное значение при оценке топливной экономичности автомобилей и двигателей новой конструкции. Однако при анализе работы автотранспортных предприятий по улучшению использования автомобильного топлива показатель энергоемкости перевозок не используется, так как он несопоставим с принятыми для учета и отчетности единицами измерения топлива (литры, килограммы условного топлива).
В практике эксплуатации автомобилей получил распространение упрощенный измеритель топливной экономичности за определенный пробег — так называемые линейные нормы. Они определяются как количество израсходованного в литрах топлива на единицу пройденного автомобилем пути не зависимо от количества перевезенного груза или пассажиров (л/100 км). Физический смысл линейных норм в том, что их устанавливают на непроизводительный пробег автомобиля, т.е. на перемещение собственной массы в определенных условиях эксплуатации.
Линейные нормы, регламентируют расход топлива в процессе передвижения автомобиля. Они предназначены для расчетов с водителями, оперативной и статистической отчетности, а также служат базой для расчета удельных норм расхода топлива.
Удельные нормы расхода топлива (г./т.км, г./пасс.км, г./платный км. ) устанавливаются на основе линейных норм и являются показателями, с помощью которых обосновывается потребность в топливе , планируются его оптовые поставки и анализируется эффективность использования подвижного состава.
Удельный расход автомобильного топлива за отчетный период за единицу транспортной работы:
,
где — удельный расход топлива ,г/т.км, г/пасс.км, г/платн.км
Источник статьи: http://allrefrs.ru/3-51140.html