Вопрос 11. Режимы качения колеса
Для начала вспомним выражение (1.11):
R= M/r
— R
a
/r
— I
/r
* d
/dt, учитывая то, что j
= dV/dt=r
d
/dt,
R= M/r
— R
a
/r
— I
/r
j
/ r
, (1.21)
Различают следующие режимы качения колеса:
1) Ведущий (R0; М
0).
Это режим при котором продольная реакция положительна и со стороны колеса на АТС действует сила тяги Рнаправленная по движению, а со стороны АТС на колесо действует сила Р
направленная против движения.
2) Ведомый (М = 0; R0).
Режим при котором момент, подводимый к колесу равен нулю, а продольная реакция отрицательна и равна из выражения (11):
R= — (R
a
/r
— I
/r
j
/ r
), (1.22)
3) Свободный (R= 0; М
0).
Режим, при котором весь подводимый момент расходуется на преодоление сопротивления движению и поддержание постоянной скорости. При этом выполняется равенство:
M = Ra
/r
— I
/r
j
/ r
, (1.23)
4) Нейтральный (R0; М
0).
Этот режим описывается неравенством:
0 M
R
a
/r
— I
/r
j
/ r
и выражает собой движение при отпущенной педали газа и включенной передаче (замедление).
5) Тормозной (R0; М
0).
Режим, при котором к колесу подводится тормозной момент, направленный в сторону противоположную направлению угловой скорости. Здесь:
R= -(M/r
— R
a
/r
— I
/r
* j
/ r
), (1.25)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/10_138954_vopros—rezhimi-kacheniya-kolesa.html
Режимы качения колеса
На рис. приведен график зависимости радиуса качения колеса в функции приложенного к колесу крутящего момента. На этот же график нанесена зависимость касательной реакции в контакте колеса с дорогой. С помощью этой диаграммы можно выделить все области работы автомобильного колеса:
1. Ведомый режим качения колеса
Тк = 0 . В контакте колеса с опорной поверхностью действует отрицательная касательная реакция, численно равная силе сопротивления качению Pf.
2. нейтральный режим качения колеса
К ступице колеса приложен положительный крутящий момент, численно меньший момента сопротивления качению Mf. В контакте колеса с опорной поверхностью действует отрицательная касательная реакция, чиcленно меньшая силы сопротивления качению. Таким образом, по моменту (он положителен) это режим ведущий, по касательной реакции (она отрицательна) — ведомый. Е.А.Чудаков предложил назвать этот режим нейтральным.
3. Свободный режим качения колеса.
К ступице колеса приложен положительный крутящий момент, численно равный моменту сопротивления качению Касательная реакция в контакте колеса с опорной поверхность в этом случае равна 0, т.е. колесо свободно от касательной реакции. Е.А.Чудаков предложил называть этот режим работы колеса свободным
4. Ведущий режим с чистым качением.
В контакте колеса с опорной поверхностью сохраняется хотя бы одна нескользящая точка.
К ступице колеса приложен крутящий момент, численно больший момента сопротивления качению, касательная реакция в контакте колеса с опорной поверхностью такова, что в контакте сохраняются нескользящие точки.
5. Ведущий режим с пробуксовыванием.
Приложенный к колесу крутящий момент вызывает частичное пробуксовывание колеса по опорной поверхности, вместе с тем ось колеса движется с определенной скоростью.
6. Полное буксование.
Приложенный к колесу крутящий момент вызывает полное буксование колеса, ось колеса неподвижна. rk = 0 .
7. Тормозной режим с чистым качением К колесу приложен отрицательный (тормозной) крутящий момент, в контакте колеса с опорной поверхностью возникает отрицательная касательная реакция, но в контакте сохраняются нескользящие точки.
8. Тормозной режим с проскальзыванием.
К колесу приложен отрицательный крутящий момент, все точки контакта скользят по опорной поверхности, но диск колеса имеет определенную угловую скорость.
Приложенный к колесу тормозной момент прекратил вращение диска колеса, приложенная к оси колеса толкающая сила вызывает скольжение контактной площадки по опорной поверхности. Очевидно, что при движении в режиме 6 (полное буксование) радиус качения колеса равен бесконечности.
1`, 9` – чистое скольжение колеса соответственно юз и буксование.
В ведущем режиме при наличии нескользящих точек в контакте колеса с опорной поверхностью радиус качения определяют следующим образом:
|
где λх, λм – коэффициент тангенциальной эластичности шины соответственно по силе (мм/Н) и по моменту (мм/(Н·м) или Н -1 ); rк0 – радиус качения в ведомом режиме (обычно принимают равным статическому радиусу).
λм = (15…25)·10 -6 Н -1 для легковых автомобилей;
λм = (6…12)·10 -6 Н -1 для грузовых автомобилей.
Пример: Для шины ВЛи-5 6,95-16,00
λм = 0,01 мм/(Н·м) = 10 · 10 -6 Н -1
При торможении при наличии нескользящих точек в контакте колеса с опорной поверхностью юзом или буксовании
Источник статьи: http://helpiks.org/7-43429.html