Резистор для вентилятора радиатора автомобиля своими руками

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Электронный резистор для вентилятора автомобиля

Сначала почувствовал запах гари, а когда через короткое время осталась только максимальная скорость вентилятора стало ясно: что-то повреждено. Казалось бы — просто замените резистор и всё готово. Но обзор цен в интернете и предложений с подержанными резисторами выявил цену в среднем 1000 рублей, а стоимость новых даже не буду писать! Только стоит ли покупать б/у? Поэтому возникает вопрос, насколько долго такого резистора хватит. Так появилась мысль сделать его электронную версию.

Но сначала вы должны ответить на вопрос, а почему вообще сгорел резистор? Желательно устранить причину, а не только последствия сбоя. Конечно можно установить еще более сильные элементы. Но чаще всего причина горения резистора кроется в подшипниках двигателя вентилятора. Увеличение сопротивления на подшипниках вызывает больший нагрев резистора и, следовательно, срабатывание предохранителя. При замене резистора рекомендуется смазывать подшипники, лучше всего разбирать вентилятор и проверять, чистить, смазывать или заменять подшипники внутри электромотора. Однажды в Citroen Berlingo трижды менял резистор, но капли смазки оказалось достаточно, чтоб резисторы больше не горели.

Также частой причиной сгорания резистора (но чаще предохранителя) является засоренный салонный фильтр. Это ослабляет поток воздуха и уменьшает охлаждение резисторов вентилятора. Грязь на фильтре также вызывает накопление влаги и коррозию резисторов — нужно регулярно менять салонный фильтр.

Схема электронного резистора для авто

Пару лет назад уже делал похожий электронный резистор для Opel Astra, добавив программный разъем и термистор, чтобы защитить от чрезмерного повышения температуры. Но тут схема будет более совершенной.

Читайте также:  Движение автомобилей по макету

При проектировании схемы все условия были выполнены. Использовалась оригинальная резисторная база, после очистки ее контактов, потому что они слегка заржавели.

Требования к электронному резистору

  1. Безопасность для автомобиля.
  2. Если нужно вставить оригинал снова, он пойдёт без проблем.
  3. Должен действовать как оригинал — осуществлять контроль скорости.
  4. Не может превышать цену оригинала, желательно даже б/у.
  5. Не создавать помехи в эфире — иногда хочется послушать радио в авто.

Сама схема устройства и программа на С к микроконтроллеру была создана за вечер. Печатная плата и пайка.

Было проведено тестирование схемы под большой нагрузкой. Такая воздуходувка тянет от 15 А. Самым сложным моментом показалась адекватная защита от влаги, которая является основной причиной повреждения резистора (в моем случае он заржавел). Отказался от лаков и силиконов в пользу термоклея — плотно залил плату с обеих сторон, затем швы у основания, и, наконец, приклеил одну к другой, не жалея клея. Из него был создан целый клеевой куб, в который вмонтирована вся электроника (кроме транзистора и диода с маленькими радиаторами.

Температура радиаторов во время работы не превышала 40 градусов в любое время, и к тому же они постоянно охлаждаются потоком воздуха. Наконец, резистор помещается в вентиляционный канал.

Учитывая что схема была простой, использовал IRFB7537. Это не совсем подходящий транзистор, но его максимальный ток составляет 170 А и он имеет очень низкое сопротивление — 2,5 мОм, что было ключевым в его выборе и даже лучше, чем использование STP40 с более высоким сопротивлением.

Задана начальная частота ШИМ 100 Гц, только вентилятор на низких оборотах очень сильно давал те 100 Гц гудения, что раздражало. Поэтому увеличил частоту до 5 кГц — вот теперь звук практически не слышен. К сожалению, после увеличения частоты также повысилась ожидаемо температура мосфета и диода на несколько градусов, поэтому и пришлось ставить небольшие радиаторы. Диод двойной 20 А 200 В. Он должен быть параллельно индуктивной нагрузке, иначе транзистор будет перегреваться.

Осталось обсудить калибровку вращения. На этапе тестирования уже подобрал правильные параметры (программа занимает чуть более 600 байт), но всегда желательно оставлять запас для различных случаев.

Единственной разницей при замене старого резистора на электронный является дополнительный источник питания 12 В, который вывел из гнезда прикуривателя, который неактивен после извлечения ключа из замка зажигания. Сделано это на штекерах, чтобы облегчить разборку, хотя надеюсь больше не будет в этом необходимости.

Чтобы добраться до гнезда, пришлось раскрутить панель. В Toyota Yaris это сделать довольно легко. Практически всё на защелках.

Подведем итог работы

Получилось эффективное регулирование скорости воздуходувки. Её большая эффективность — при меньших оборотах избыточная энергия должна была превращаться в тепло, а теперь электроника просто подает более низкое напряжение на вентилятор. Автомобиль работает, управляющая электроника не влияет на другие устройства. Все работает как надо!

Источник статьи: http://2shemi.ru/elektronnyy-rezistor-dlya-ventilyatora-avtomobilya/

Ford Focus Wagon «Urban» › Logbook › #53. Резистор первой скорости вентилятора. Температуры включения

Наступил второй месяц лета, теплая погода пробивается сквозь каждодневные дожди и сильные ветра. Вообще, это лето какое-то аномальное — снег в мае, ураганы и дикие ветра, в Москве срывает крыши, а большинство городов Урала находятся в плену дождей, и как следствие автомобили не ездят, а плавают… Но речь сегодня не об этом, а о том, как я столкнулся с проблемой, которую сам себе придумал, но как выяснилось в итоге — попал в яблочко.

Эта история началась в начале мая, когда первые теплые деньки заставляли молотить вентилятор охлаждения автомобиля с неимоверной скоростью. По классике жанра — пока проблема меня не касается, я не особо разбираюсь в определенном узле, но как только у меня возникают вопросы, я тут же начинаю штудировать форум, изучая информацию, пока на мои вопросы не будут даны устраивающие меня ответы. Так получилось и в этот раз — я стал замечать, что вентилятор «гудит» очень часто, и меня это стало напрягать, потому что в прошлое лето я такого не наблюдал.

Первым делом проверка через программу FORScan Lite, благо у меня есть диагностический адаптер ELM327. Смартфон показал, что вентилятор у меня включается при температуре 115°C. Мне показалось это через чур «тепло», и я начал далее проверять температуру, но все программы показывали одно и тоже — температура включения вентилятора всегда одна и та же, будь то в движении или на холостом ходу.

Самое интересное, что тестовый режим приборной панели показывает температуру ровно на 13 градусов ниже, т.е. если ELM327 считывает с датчика температуру включения вентилятора 115°C, то приборка в это же время будет показывать 102°C и нужно учесть, что работают они синхронно — почему так? На этот вопрос я так и не нашел ответа (ВНИМАНИЕ! Ответ найден!). Однако я больше верю показаниям диагностического адаптера, нежели приборной панели (и зря я так думал…)

Но только потом в нашей группе ВК мне сказали, что вентилятор имеет две скорости, вторая скорость включается через реле напрямую, а за первую скорость отвечает реле и наш главный герой сегодняшней записи — терморезистор с дополнительным сопротивлением. И тут все встало на свои места, после проверки вентилятора через ноутбук и программу FORScan выяснилось, что вентилятор у меня срабатывал лишь на второй скорости. Первая скорость у меня отсутствовала, и вместо нее была тишина)

По мануалу как таковых точных температурных данных нет, у всех разные двигатели и разные прошивки ЭБУ (PCM), поэтому и температуры включения тоже у всех разные. Многие путают показания тестового режима и данные с ELM327, возможно поэтому такой разброс в температурах — от 98°C до 120°C. Но я буду писать исключительно про Zetec 1.8 Всеволожской сборки, основываясь на собственном опыте.

Радиатор охлаждает всего один большой вентилятор (у многих стоят парные вентиляторы, в том числе и на питерской сборке, однако почему и зачем последние года ставились одиночные крыльчатки — тоже загадка), который имеет 2 скорости вращения:

1 скорость (on 109°C, off 105°C) — включается через реле, скорость вращения крыльчатки понижается дополнительным сопротивлением (спираль) в 0,43 Ом, в случае заклинивания вентилятора нагревается спираль и при достижении определенной температуры резистор сгорает, размыкая цепь. Что и произошло в моем случае — как давно это было уже никто не скажет, возможно месяц назад, а может и лет 8 уже минуло с последней поездки в Краснодар, где в +50°C вентилятор крутился просто сутками.

2 скорость (on 115°C, off 112°C) — включается также через реле, скорость вращения крыльчатки максимальная, из-за этого вентилятор очень хорошо слышно даже в салоне. Остужает ОЖ на 3°C и затихает.

Источник статьи: http://www.drive2.com/l/477319164290138783/

GAZ 31 Авантюрин 2.4L › Logbook › Две скорости вентилятора, реализация.

Всем привет! Наконец то дошли руки до реализации планов. Для реализации первой скорости вентилятора охлаждения нужен дополнительный датчик включения вентилятора, который я и установил при замене патрубков

и к нему купил разъем

Потом я купил резистор от Лифана и хорошо не успел поставить, Balboa78 тоже такой ставил и он мне сказал, что с ним очень медленно крутится вентилятор, и лучше ставить вариатор, но я то уже хотел ставить от нивы. Ну что же, будем проводить опыты, и заказал резистор от нивы

и заодно вариатор

Ну начал я замерять сопротивление и вот что получилось: лифан — 1.5 Ом, нива — 0.5 Ом, вариатор на контактах «С» и «К» — сопротивление 0.6 Ом, на контактах «С» и «+» — сопротивление 0.8 Ом. Сразу уточню, сопротивление щупов мультиметра вычитал. По результатам замеров решил устанавливать резистор от нивы.
Для установки резистора я изготовил кронштейн

Ну и собственно резистор на месте

Подключал я по той схеме, которую выкладывал ранее, ну сделаю это еще раз

Вот как работает вентилятор на штатной скорости

А так работает с резистором от нивы

Даже по звуку из видео слышно, на сколько тише работает вентилятор. Вот на самом деле, когда подъехал на стоянку даже не слышал что работает вентилятор.

Ну как всегда немного артикулов:
— датчик включения вентилятора
Vernet — TS1772
— резистор нива
Lada — 21231300500

Всем благ и ровных дорог!

GAZ 31 2007, 137 h. p. — electronics

Comments 31

Много времени прошло, а я наткнулся на запись и хочу реализовать у себя. Но объясните мне, куда цеплять + от датчика первой скорости?

На датчике первой скорости нет плюса

Выводов на датчике два, один как вижу по схеме на реле первой скорости, а второй куда?

Второй на массу

Понял, спасибо, займусь этим как приедет датчик.

А цены озвучишь?

На все около 1000 рублей

Здраствуйте!А датчик куда вкручивать в верхний патрубок или в радиатор?

Ну я купил верхний патрубок под датчик и вкрутил в него.

а так впринцепе ведь можно и в радиатор?

Можно и в радиатор, но в радиаторе температура на датчике достигается с опозданием. Да и патрубок стоит 130 рублей.

Всё понял!Спасибо большое за ответ!Завтра за всем нужным в магаз!

Да не за что! Рад что запись полезна. Я заказывал все на emex.ru

я чего-то не допонял. Получается первая скорость при одной температуре же срабатывает(при какой, ясное дело, что меньше 98)? А вторая — при 98, как по штату?

Да, вторая при 98, штатная схема осталась без изменений, а первая включается при 94-95

да вот хочу купить, те что подешевле, по отзывам умирают быстро. Можешь фото скинуть, как ты его сделал?

Я с машиной занимаюсь у тестя, за 90 км, от дома, на выходных, так что фото смогу сделать не раньше вечера пятницы, если вообще в эти выходные поеду. Не на всех вытяжных получится сделать. У моего весь механизм зафиксирован гайкой сверху, а ни как у большинства штифтами, при выкручивании гайки весь механизм вытаскивается и получается просто втулка которая ходит вверх-вниз, соответственно на длинный болт накрутил гайку за которую втулка и поднимает его вверх, Ну соответственно этой же гайкой регулируется на сколько торчит болт под заклепку.

Попробую свой переделать, может что получится. Раньше я через гайку длинную и опорный подшипник делал, последние несколько дней, все теми же приблудами пытаюсь сделать, резьбовая заклепка поворачивается…сука…

каким заклепочником пользуешься, как много им уже заклепал?

Древний такой, под вытяжные заклепки, с поворотной башкой, внутренности выкинул, и на сквозь длинный болт М6 с модулем твердости 8.8, заклепал пока не много, штук 20.

Источник статьи: http://www.drive2.com/l/475537130819420474/

Оцените статью