Рулевое управление автомобиля бычок

Рулевое управление автомобиля бычок

ЗИЛ-5301 Бычок. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Автомобиль оборудован рулевым управлением с гидравлическим усилителем, объединенным в один агрегат с рулевым механизмом, в который встроен предохранительный клапан гидросистемы.

Ежедневно до начала работы надо проверить угловой свободный ход рулевого колеса при рабо-те двигателя на режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо до начала поворота управляемых колес. Угловой свободный ход рулевого колеса при работе двигателя не должен превышать 25е. Свободный ход следует проверять, предварительно установив прямо передние колеса. Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, нужно проверить состояние рулевых тяг и их шарниров, регулировку механизма рулевого управления, зазоры в шарнирах карданного вала, затяжку клиньев крепления карданного вала, а также затяжку гайки упорных подшипников в рулевом механизме. При нарушении регулировки механизма рулевого управления или тяг узел надо отремонтировать.

При наличии увеличенных зазоров в карданных сочленениях надо заменить или отремонтировать карданный вал. Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, следует проверить затяжку гайки упорных подшипников рулевого механизма.

Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо. При наличии осевого перемещения рулевого колеса надо подтянуть гайку крепления подшипников колонки, навернутую на нижний конец вала, предварительно разогнув усики стопорной шайбы. После регулировки один из усиков загнуть

в паз гайки. Момент вращения вала рулевого управления, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен 0.3. 0,8 Н.м.

Чрезмерная затяжка гайки с последующим ее отворачиванием для получения заданного момента вращения вала недопустима, так как может вызвать повреждение подшипника.

Для проверки рулевого механизма надо отсоединить продольную тягу рулевого управления и измерить пружинным динамометром, прикрепленным к ободу рулевого колеса, усилие в трех положениях.

Читайте также:  Конвертер напряжения для автомобилей

Первое — рулевое колесо повернуто более чем на 2 оборота от среднего положения, усилие на ободе рулевого колеса должно быть в пределах 5,5. 13,5 Н.

Второе — рулевое колесо повернуто на 3/4. 1 оборот от среднего положения, усилие не должно превышать 23 Н.

Третье — рулевое колесо проходит среднее положение, усилие на ободе рулевого колеса должно быть на 8,0. 12,5 Н больше усилия, измеренного при втором положении, но не должно превышать 28 Н.

Если усилия не соответствуют указанным, то нужно отрегулировать рулевой механизм в специализированной мастерской.

При эксплуатации автомобиля необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазывания, проверять уровень масла в бачке насоса. Во время проверки уровня масла передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо. Перед отворачиванием гайки-барашка и снятием с бачка крышки надо тщательно очистить ее от грязи.

Для системы с рулевым усилителем нужно употреблять только чистое, отфильтрованное масло, указанное в карте смазывания. В бачке насоса установлен бумажный фильтр, смену которого необходимо производить через каждые 40 тыс. км пробега. В этом случае масло доливают до верхней риски на бачке. Уровень масла считается нормальным, если он находится между метками, выбитыми на стенке бачка.

При смене масла нужно выполнить следующее: отсоединить продольную рулевую тягу; повернуть рулевое колесо влево до упора; снять крышку бачка, отвернув гайку-барашек; открыть сливное отверстие, вывернув пробку с магнитом из картера рулевого механизма.

Рис.26. Приспособление для прокачки гидравлического рулевого усилителя:
1 — прижимная планка; 2 — бумажный фильтрующий элемент; 3 — уплотнитель фильтра

Сливать масло до тех пор, пока не прекратится течь масла из сливного отверстия;

удалить из бачка насоса остаток масла и бумажный фильтр;

залить в бачок через воронку с двойной сеткой 1 л свежего масла и слить его через сливное отверстие, поворачивая рулевое колесо от упора до упора;

завернуть пробку с магнитом в сливное отверстие картера рулевого механизма;

установить новый элемент и зафиксировать его прижимной планкой (рис.26);

при повернутом до упора влево рулевом колесе залить свежее масло в бачок насоса до рисок и, вращая рулевое колесо от упора до упора, доливать масло до тех пор, пока в систему не будет залито не менее 2,5 л;

пустить двигатель и при его работе на режиме холостого хода вращать рулевое колесо от упора до упора, удерживая его кратковременно в крайних положениях в течение 2. 3 с с усилием примерно 100 Н, и доливать по мере необходимости масло до верхней метки. Заливка масла и удаление воздуха из системы считаются законченными, когда прекращается выход воздуха в виде пузырьков через масло в бачке насоса;

остановить двигатель и снять с бумажного фильтра прижимную планку;

установить крышку бачка с пружиной и уплотнительной прокладкой, резиновое кольцо, шайбу и затянуть крышку гайкой-барашком. Гайку-барашек следует затягивать только от руки. При течи масла из-под крышки бачка проверить правильность установки прокладки крышки и в случае повреждения сменить ее;

присоединить продольную рулевую тягу. Привод рулевого управления состоит из продольной и поперечной рулевых тяг. Шаровые гарниры рулевых тяг регулируемые, закрыты резиновыми чехлами. Эксплуатация автомобиля с разорванными чехлами не разрешается.

При регулировке шарнира пробку надо затянуть до упора, а затем отпустить до первого возможного положения для шплинтовки (но не менее 1/8 оборота) и зашплинтовать.

Для смазывания шарнира нужно вывернуть из наконечника тяги пробку, ввернуть на ее место масленку и смазать шарнир до выдавливания свежей смазки из-под чехла. Если в процессе пополнения смазочного материала чехол его не пропускает, то для предотвращения повреждения чехла, смазывание следует прекратить после заполнения смазочным материалом полости чехла,

которое определяется возрастанием упругости последнего. После смазывания нужно установить пробки на место.

Следует помнить, что полное устранение зазоров шарниров не допускается, так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги. Момент качания и вращения шарового пальца должен быть не более 50,0 Н.м.

Поперечная тяга имеет на концах правую и левую резьбу для навинчивания головок с шаровыми шарнирами. С помощью головок можно изменять длину тяги и, следовательно, регулировать схождение передних колес.

Источник статьи: http://cinref.ru/avtomobili/ZIL/100_01_zil_5301_kuznecov_1998/016.htm

ЗИЛ-5301. Проверка рулевого управления

Проверять угловой свободный ход рулевого колеса необходимо при работе двигателя на режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо до начала поворота управляемых колес.

Проверку можно проводить с помощью приспособления мод К-402 (рис. 1). Угловой свободный ход рулевого колеса при работе двигателя не должен превышать 25°. Свободный ход следует проверять предварительно установив прямо передние колеса.

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, нужно проверить давление воздуха в шинах, регулировку подшипников колес, тяг рулевого управления и рулевого механизма, зазоры в шарнирах и шлицах карданного вала, так как все это влияет на работу рулевого управления.

При нарушении регулировки механизма рулевого управления или тяг узел надо отремонтировать.

При наличии увеличенных зазоров в карданных сочленениях более 2° надо заменить карданный вал. Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, следует проверить затяжку гайки упорных подшипников рулевого механизма.

Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо. При его наличии надо подтянуть гайку на нижнем конце вала, предварительно разогнув усики стопорной шайбы. После регулировки один из усиков загнуть в паз гайки. Момент вращения вала рулевого управления, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен 0,3…0,8 Нм.

Чрезмерная затяжка гайки с последующим ее отворачиванием для получения заданного момента вращения вала недопустима, так как может вызвать повреждение подшипника.

Для проверки рулевого механизма надо поставить передние колеса автобуса прямо так, чтобы рулевое колесо заняло среднее положение, отсоединить продольную тягу рулевого управления и измерить пружинным манометром 1(рис. 1), прикрепленным к ободу рулевого колеса, усилие в трех положениях.

Первое — рулевое колесо повернуто более чем на 2 оборота от среднего положения, усилие на ободе рулевого колеса должно быть в пределах 5,5…13,5 Н.

Второе — рулевое колесо повернуто на 3/4÷1 оборот от среднего положения, усилие не должно превышать 23 Н.

Третье — рулевое колесо проходит среднее положение, усилие на ободе рулевого колеса должно быть на 8,0÷12,5 Н больше усилия, измеренного при втором положении, но не должно превышать 28 Н.

Если усилия не соответствуют указанным, то нужно отрегулировать рулевой механизм. Рулевой механизм имеет две регулировки: внешнюю и внутреннюю.

Регулировку надо начинать с установки усилия на ободе рулевого колеса в третьем положении вращением регулировочного винта вала сошки, так как это не требует разборки рулевого механизма. При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, а при вращении против часовой стрелки — уменьшаться.

Несоответствие усилий на ободе колеса во втором положении вызывается повреждением деталей узла шариковой гайки, а в первом — теми же причинами, а также неправильным предварительным натягом упорных шариковых подшипников. Для регулировки усилия в первом положении нужно частично разобрать рулевой механизм для затяжки гайки упорных подшипников.

Закончив проверку и регулировку рулевого управления, соедините рулевую сошку с продольной тягой и проверьте свободный ход рулевого колеса.

Проводя проверку момента вращения рулевого колеса, необходимо помнить, что на качество работы рулевого управления существенно влияет момент вращения вала сошки.

При проверке момента вращения вала сошки на автомобиле следует:

1. Отсоединить продольную тягу с шаровым пальцем, запустить двигатель и прогреть систему гидроусилителя приблизительно до 50°С, затем установить рулевое колесо в среднее положение;

2. Зацепить динамометром за отверстие под шаровой палец в сошке и потянуть в любую сторону, сохраняя угол между динамометром и сошкой примерно 90°С. В этом случае динамометр должен показать не более 545 Н. Превышение этих величин может произойти вследствие выхода из строя ряда деталей. В этом случае рулевой механизм необходимо разобрать для детальной проверки и устранения дефекта.

Проверка отсутствия чрезмерного зазора в соединениях регулировочного винта и вала сошки

Для определения величины люфта в соединении регулировочного винта и вала сошки необходимо: отсоединить продольную рулевую тягу, повернуть рулевое колесо более чем на полтора оборота в каждую сторону от среднего положения, замерить осевое перемещение вала сошки относительно картера рулевого механизма с помощью индикатора, приложив необходимое осевое усилие к валу сошки. Если это перемещение в любом из двух положений превышает 0,2 мм, необходимо произвести частичную разборку рулевого механизма для определения причин повышенного зазора.

Проверка насоса и рулевого усилителя на автомобиле

На автомобиле проверку насоса, следует проводить с помощью щелевого дроссель-расходомера КИ-1097 (ДР-70), который устанавливается между насосом и шлангом высокого давления (рис. 2).

При вращении рукоятки дросселя 7 щель в гильзе постепенно перекрывается плунжером 11, вследствие чего в нагнетательной магистрали медленно нарастает давление. Расход рабочей жидкости, протекающей через проходное сечение щели гильзы при давлении 10 МПа и температуре 50±5°С, определяется по лимбу, на котором нанесена шкала с расходом масла. При объемном к.п.д. насоса менее 0,6 его необходимо отремонтировать.

С помощью этого прибора можно также определить давление срабатывания предохранительного клапана механизма рулевого усилителя.

ЗИЛ-5301.Регулировка упорных подшипников рулевого механизма

Для регулировки подшипников необходимо:

1. Отвернуть болты крепления верхней крышки и снять ее. Чтобы не повредить манжету и уплотнительное кольцо следует применять предохранительную оправку 4 (рис. 1) надетую на конец винта;

2. Отвернуть болты крепления клапана управления;

3. Вывернуть с помощью специального ключа рулевой винт вместе с корпусом клапана управления на 10÷15 мм, чтобы корпус клапана свободно вращался на упорных подшипниках, не касаясь промежуточной крышки;

4. Проверить осевой люфт рулевого винта в шариковой гайке; если он превышает 0,2 мм, провести разборку рулевого механизма и заменить винтовую пару (запчасти комплект винт-гайка под номером 130-3401355).

Если осевой люфт рулевого винта не превышает 0,2 мм следует расконтрить гайку упорных подшипников и подтянуть ее так, чтобы момент проворачивания корпуса клапана относительно рулевого винта был 0,6÷0,85 Нм. Проверку момента можно вести пружинным динамометром, который зацепляется заодно из отверстий под болты корпуса клапана управления. В этом случае моменту 0,6÷0,85 Нм соответствуют показания динамометра 11÷15 Н.

Если вращение корпуса клапана управления относительно винта не плавное, надо отвернуть гайку, снять корпус и осмотреть состояние беговых дорожек упорных подшипников. При снятии корпуса соблюдать осторожность, чтобы золотник и все реактивные плунжеры остались на своих местах, так как они индивидуально подобраны на заводе. Заменить (в случае необходимости) упорные подшипники и установить на место корпус клапана управления. Установить подшипники необходимо так, чтобы их кольца большего диаметра были обращены к золотнику. Коническая дисковая пружина должна находиться между шарикоподшипником и гайкой, вогнутой поверхностью в сторону упорного подшипника.

После регулировки затяжки гайки ее буртик должен быть вдавлен без разрыва в паз винта.

После проведения этой регулировки рулевой механизм должен быть собран и проверен.

Регулировка зубчатого зацепления на автомобиле

Для регулировки зубчатого зацепления необходимо:

1. Отсоединить продольную тягу от сошки;

2. Ослабить гайку, закрепляющую регулировочный винт, расположенный в центральной бобышке боковой крышки рулевого механизма;

3. Отрегулировать зубчатое зацепление, вращая регулировочный винт ключом за квадратную головку. Необходимо иметь в виду, что при вращении винта по часовой стрелке натяг в зубчатом зацеплении будет увеличиваться;

4. После окончания регулировки затянуть контргайку моментом 40÷45 Нм, удерживая ключом регулировочный винт за его квадратную головку от поворота;

5. Проверить вторично моменты вращения рулевого колеса и присоединить продольную рулевую тягу.

Замена манжеты верхней крышки рулевого механизма на автомобиле

Замена манжеты верхней крышки может быть произведена на автомобиле при условии соблюдения чистоты рабочего места. Если это обеспечить невозможно, надо снять рулевой механизм с автобуса и произвести замену манжеты в мастерской.

Для замены манжеты верхней крышки необходимо:

1. Слить масло из системы гидроусилителя;

2. Отсоединить карданный вал рулевого управления;

3. Промыть в бензине корпус клапана управления и верхнюю крышку;

4. Отвернуть болты крепления верхней крышки и снять ее, соблюдая осторожность, чтобы не повредить наружную манжету. Закрыть чистой бумагой или салфеткой торец клапана управления;

5. Вынуть стопорное кольцо верхней крышки щипцами, извлечь шайбу, наружное уплотнение и манжету, затем промыть бензином установочное отверстие;

6. Смазать маслом наружную поверхность новой манжеты и запрессовать ее с помощью оправки 5 (см. рис. 1), установить наружную манжету и стопорное кольцо;

7. Проверить, вошло ли стопорное кольцо полностью в канавку верхней крышки;

8. Промыть собранную верхнюю крышку, заменить резиновое уплотнительное кольцо на ее торце. для того, чтобы резиновое кольцо при установке крышки не выпало, рекомендуется смазать его консистентной смазкой (допустима установка верхней крышки со старым резиновым кольцом, если оно находится в удовлетворительном состоянии);

9. Снять защитную бумагу или салфетку с торца клапана управления и промыть его бензином, не допуская попадания грязи внутрь механизма.

10. Надеть на конец винта рулевого управления оправку 4 (см. рис. 2), предохраняющую манжету от повреждения кромками паза винта;

11. Соблюдая все меры предосторожности от попадания грязи, установить верхнюю крышку на место и затянуть болты крепления, момент затяжки — 21÷28 Нм;

12. Снять оправку 4 и присоединить карданный вал;

Источник статьи: http://zinref.ru/avtomobili/ZIL/000_00_zil_5301_rukovodstvo/073.htm

Оцените статью