Российская автомобильная промышленность 1990-х годов
Основные тенденции десятилетия
В начале 90-х годов отечественное автомобилестроение попало в полосу затяжного кризиса. Причиной тому был распад СССР и экономические реформы 1992 года.
Так, к 1995 году общий объем производимых в стране легковых автомобилей сократился на треть, грузовых – в 5,5 раз, а автобусов – в 10 (а ведь СССР занимал 1-ю строчку в мире по объему производимых автобусов). Слабая финансовая система и дороговизна кредитов привели к тому, что кардинальные обновления, в которых так нуждались производственные программы российских заводов, практически исключались. Производственные мощности оказались избыточными, морально устаревшими и физически изношенными. Работа на многих заводах была остановлена – даже на тех, продукция которых пользовалась относительным спросом, а именно – ИЖ и АЗЛК.
Лидерами автомобильной отрасли 90-х годов можно назвать АвтоВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ: эти заводы обеспечили себе выживание и смогли выпустить на рынок новые автомобили
После дефолта и девальвации рубля 1998 года, тяжелое существование заводов несколько облегчилось – на рынок начали выходить новые модели, хотя доля рынка отечественных производителей неумолимо сокращалась.
Российские автомобили 90-х годов
Но на фоне всего этого упадка некоторым отечественным заводам все-таки удавалось удержаться на плаву, и, более того, даже выпустить новые модели. Конечно, о революции в дизайне и технических решениях не было и речи – новые автомобили практически не отличались от тех, которые производились 20 лет назад.
Лидерами автомобильной отрасли 90-х годов можно назвать АвтоВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ: эти заводы обеспечили себе выживание и смогли выпустить на рынок новые автомобили.
Горьковский завод пытался всеми силами избавиться от избыточно произведенных грузовых моделей ГАЗ-3307 и ГАЗ-66, потому «навязывал» дилерам один, а иногда и два грузовика в «нагрузку» к каждой Волге
Одной из таких новинок стал ВАЗ-2110 (или Lada 110). Модель появилась в 1995 году и выпускалась вплоть до 2007 года. Проектирование этого автомобиля стартовало в начале 80-х: за основу был взят хэтчбек ВАЗ-2108 . Первые «шпионские» снимки новинки были опубликованы в журнале «За рулем» еще при СССР – в 1990 году. Что примечательно, автомобиль тестировали на испытательном полигоне компании Porsche. Изначально планировалось, что ВАЗ-2110 поступит в продажу в 1992 году, но экономический кризис разрушил эти планы и выпуск Лады был отсрочен на неопределенный срок.
Не удивительно, что совершенно новая модель выглядела устаревшей, прорыв в технологиях также не наблюдался – однако, это и не удивительно, если учесть, что ВАЗ-2110 «запоздал» на полдесятилетия. Но все же, по сравнению с «Жигулями» и «Самарами», на которых передвигалось подавляющее большинство населения, автомобиль стал очевидным шагом вперед, хотя бы потому, что, номинально, он принадлежал к более высокому классу, от чего, разумеется, и стоил дороже. Наиболее близкими зарубежными аналогами ВАЗ-2110 называют Opel Kadett E (1984-1991) и первое поколение Opel Astra .
ГАЗ-31029 создавался в рамках двухэтапной программы по модернизации другой модели Горьковского автомобильного завода – ГАЗ-24. Эта Волга стала первым автомобилем ГАЗ как самостоятельного акционерного общества. Интересно, что в тот момент Горьковский завод пытался всеми силами избавиться от избыточно произведенных малотоннажных грузовиков ГАЗ-3307 и ГАЗ-66, потому «навязывал» один, а иногда и два грузовика в «нагрузку» дилеру к каждой Волге.
ГАЗ-311- Волга представляла собой модернизированную версию предшественницы.
Еще один яркий представитель 90-х годов – это малотоннажный грузовой автомобиль завода им. Лихачева, который до 1992 года специализировался на среднетоннажных бензиновых грузовиках. После распада СССР основным потребителям такой транспортной техники – сельскому хозяйству и армии – было не явно до грузовиков, руководство завода приняло решение в срочном порядке запустить проект по созданию трехтонного грузового автомобиля, в котором были бы по максимуму задействованы уже выпускаемые комплектующие. Стоит отметить, что в качестве прототипа (особенно по части ходовой) ЗИЛ-5310 использовался Mercedes-Benz T2. Пилотная партия даже была построена на мерседесовском шасси.
Позже, уже ближе к концу десятилетия, на базе этих фургонов был создано целое семейство автобусов ЗИЛ-3250.
И последний автомобиль, являющийся показательным для российского автопрома 90-х годов – это Газель, производство которой стартовало на Горьковском автомобильном заводе в 1994 году. Особенно следует отметить ГАЗ-33023 Газель-Фермер – грузопассажирский автомобиль, который получил массовое распространение и производился аж до 2010 года.
Сложная политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в стране после распада СССР, существенно затормозила и без того медленное развитие отечественного автопрома. Те редкие новые модели, которые появились в это десятилетие, на деле были нереализованными проектами 80-х годов, а от того не являлись прорывами в автомобилестроении — их прототипами были давно устаревшие продукты европейского автопрома.
Источник статьи: http://blamper.ru/auto/wiki/istoriya-avtoproma/rossiyskaya-avtomobilnaya-promyshlennost-1990-h-godov-3959/
Каким был бы автопром СССР в 90-е годы.
В конце 80-х на автозаводах СССР шла (или готовилась) смена модельного ряда автомобилей. Строились новые автозаводы. После распада СССР что-то, пусть с опозданием и в меньших объемах, было реализовано, что-то так и осталось проектом.
ВАЗ (Волжский автомобильный завод): производственная мощность 700-750 тыс. автомобилей в год. «Классическое» семейство ВАЗ – универсал 2104 и седаны 2105, 2106, 2107. Семейство переднеприводных 3- и 5-дверных хэтчбеков ВАЗ 2108, 2109 и седанов 21099 (с 1996 рестайлинговые версии ВАЗ 2113, 2114, 2115). С 1992 седаны ВАЗ 2110, с 1994 универсалы 2111 и хэтчбеки 2112. Нива ВАЗ 2121 с 3-дверным (с 1992 рестайлинговая ВАЗ 21213), 2131 с 5-дверным кузовом с 1992. ВАЗ 2123 (новая Нива) с 1997, пикап 2323 с 1998.
АЗЛК (Автомобильный завод Ленинского комсомола): 150-170 тыс. автомобилей. Хэтчбек Москвич 2141, седан Москвич 2142 (с 1992), пикап 2335 (с 1991). С 1996 рестайлинговые версии. На построенном к 1991 году на 95% цеху по производству двигателей на заводе Москвич планировалось производить для новых моделей двигатели АЗЛК-21414 объемом 1.8 мощностью 95 л.с. и 2.0 110 л.с.
Ижмаш (Ижевский автомобильный завод): 180-200 тыс. автомобилей. С 1990 года хэтчбек ИЖ 2126, универсал 21261 с 1994, фургон 2717 с 1992, полноприводный 2126-06 с 1994.
ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод): 160-180 тыс. автомобилей. 3-дверный хэтчбек ЗАЗ 1102, универсал 1105 с 1992, лифтбек 1103 с 1993, фургон 11055 с 1993.
ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод): 20-30 тыс. автомобилей. ЛуАЗ 1302 до второй половины 90-х. ЛуАЗ 1301 с 1994, по многим узлам унифицированный с ЗАЗ 1102.
СеАЗ (Серпуховский автомобильный завод): 20 тыс. автомобилей. ВАЗ 1111 (СеАЗ 1111) Ока.
УАЗ (Ульяновский автомобильный завод): 100 тыс. автомобилей. Внедорожник УАЗ 31514, грузовик 3303, микроавтобус 2206, фургон 3741. С 1994 новые модели УАЗ 3172 и 3972, параллельно со старыми. УАЗ 3160 с 1996.
ГАЗ (Горьковский автомобильный завод): 300-320 тыс. автомобилей (100-120 тыс. легковых и 200 тыс. грузовых). Седаны ГАЗ 3102 и 31029 (с 1991) и универсал 31022 (с 1992). С 1996 рестайлинговые модели 3110. С 1998 седаны ГАЗ 3111. Грузовики – бензиновый ГАЗ 3307 и дизельный (лицензионный дизель ГАЗ-542 125 л.с. немецкой фирмы Дойц, для производства которого на территории ГАЗа был построен цех) ГАЗ 3309 (с 1993). В 1995 полноприводный ГАЗ 66 был заменен на 3308. ГАЗ 3302 Газель с 1993, микроавтобус 3221 с 1995, фургон 2705 с 1994.
САЗ (Саранский завод автосамосвалов): 30 тыс. автомобилей. Самосвалы ГАЗ-САЗ 3507. Филиал ГАЗ.
ЗИЛ (Завод имени Лихачева): 200 тыс. автомобилей. Грузовики ЗИЛ 4331, с бензиновым и дизельным (в Ярцево Смоленской области построили завод по выпуску дизельных двигателей ЗИЛ-645 185 или 170 л.с.) двигателями, полноприводный 4334 (с 1992), трехосный 133Г40 (с 1992), тягачи 4421 и другие модификации модели. ЗИЛ 5301 с 1994.
ММЗ (Мытищинский машиностроительный завод) 50 тыс. автомобилей. Самосвалы ЗИЛ-ММЗ 4506 и 4520. Филиал ЗИЛ.
КамАЗ (Камский автомобильный завод): 80-100 тыс. автомобилей. Грузовики КамАЗ 5320 и все его модификации, тягачи 5410, 4410, полноприводные 4310.
НефАЗ (Нефтекамский автомобильный завод): 20 тыс. автомобилей. Самосвалы КамАЗ 5511, 4514. Филиал КамАЗ.
МАЗ (Минский автомобильный завод): 40-50 тыс. автомобилей. Грузовики МАЗ 5336, 6303, самосвалы 5551, 5516, тягачи 5432, 6422, полноприводные 6317 и другие модификации.
КрАЗ (Кременчугский автомобильный завод): 30 тыс. автомобилей. Грузовики КрАЗ 250, самосвалы 6510, тягачи 6443, полноприводные 260.
УралАЗ (Уральский автомобильный завод) 20-30 тыс. автомобилей. Грузовики Урал 4322, самосвалы 5522. Кабина камазовская с пристроенным капотом. В 1992 году в Кустанае был построен завод по производству лицензионных дизелей Дойц (Урал-744 234 л.с.) для новых Уралов.
УАМЗ (Уральский автомоторный завод): 20 тыс. автомобилей. Грузовики ЗИЛ 131. Филиал ЗИЛ.
КАЗ (Кутаисский автомобильный завод): 20 тыс. автомобилей. Грузовики КАЗ 4540.
ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод): 20 тыс. автомобилей. фургоны и микроавтобусы ЕрАЗ 3730.
РАФ (Рижская автобусная фабрика): 20 тыс. автомобилей. Микроавтобусы РАФ-М1 Роксана с 1992.
ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод): 10 тыс. автобусов. Автобусы ЛиАЗ 5256 и его модификации.
ЛАЗ (Львовский автобусный завод): 15 тыс. автобусов. Автобусы ЛАЗ 5252 (5207) и его модификации.
ПАЗ (Павловский автобусный завод): 20 тыс. автобусов. Автобусы ПАЗ 3205 и его модификации.
КАвЗ (Курганский автобусный завод): 20 тыс. автобусов. Автобусы КАвЗ 3976, который с начала 90-х стали вытеснять модели КАвЗ 3275 и 3278.
ГолАЗ (Голицинский автобусный завод): 5 тыс. автобусов. ГолАЗ-ЛиАЗ 5256 с 1993 (междугородний вариант). Филиал ЛиАЗ, основанный в 1990.
КиАЗ (Кировабадский автомобильный завод). Строительство завода началось в 1986 году и должно было закончиться в 1989. Фургоны и грузовички КиАЗ 3727 (разработанного на УАЗе УАЗ 3727). 30-40 тыс. автомобилей.
ЗМА (Завод малолитражных автомобилей), дочернее предприятие КамАЗ по производству легковых автомобилей. Основан в 1987. Производство с начала 90-х. Автомобили ВАЗ 1111 (Кама 1111) Ока (50 тыс. автомобилей).
ЕлАЗ (Елабужский автомобильный завод). В 1984 году в Елабуге началось строительство Камского тракторного завода, в 1988 перепрофилированного в автомобильный. Запуск завода планировался на 1991, потом был перенесен на 1992. В начале 90-х планировалось развернуть массовый выпуск легковых автомобилей ВАЗ 1111 Ока и перспективного 3- и 5-дверного хэтчбека ВАЗ А93, разработки которого велись совместно с итальянской фирмой ФИАТ, что вылилось позже в модель ФИАТ Пунто, а ВАЗом наработки использовались позднее в создании Лады Калины. Также могло выпускаться «девятое» семейство ВАЗа. Производственная мощность завода планировалась сопоставимая с ВАЗом (до 900 тыс.). На начальном этапе могла составлять 200-300 тыс. автомобилей.
КалАЗ (Калужский автомобильный завод). Филиал АЗЛК в Сухиничи Калужской области. Строительство завода началось в 1989, выпуск автомобилей должен был начаться в 1993. Легковые Москвич 2141 и 2142, минивэны 3733. Порядка 100 тыс. автомобилей.
Кроме того, были заводы колесных тягачей БАЗ (ЗИЛ 135), МЗКТ (7930), КЗКТ (7428), карьерных самосвалов БелАЗ (7522), одноосных тягачей МоАЗ (6442). Авторемонтные заводы по сборке автобусов АвтоКубань (Кубань 3208), ЧАЗ (3205), ТАРЗ (3760). На ЗИЛе и ГАЗе производились лимузины (ЗИЛ 4104 и ГАЗ 14 Чайка, которые планировалось заменить соответственно моделями ЗИЛ 4102 и ГАЗ 3105) и микроавтобусы ЗИЛ 119 Юность. Все это производилось в небольших количествах и мелкими сериями (по несколько сотен).
Источник статьи: http://alternathistory.com/kakim-byl-by-avtoprom-sssr-v-90-e-gody/