Рябчинский пассивная безопасность автомобиля машиностроение

Рябчинский пассивная безопасность автомобиля машиностроение


Название: Пассивная безопасность автотранспортных средств
Автор: Рябчинский А.И.
Издательство: М.: МАДИ
Год: 2016
Формат: pdf
Страниц: 156
Размер: 20 mb
Язык: Русский

В монографии рассмотрены методологические основы обеспечения пассивной безопасности, включая биомеханику ДТП, внутреннюю и внешнюю пассивную безопасность автомобилей. Большое внимание уделено специальным защитным удерживающим системам (ремням безопасности, детским сидениям, надувным защитным системам и подголовникам) ввиду их большого влияния на степень снижения травмирования участников ДТП.

Содержание
Предисловие
Введение
Конструктивная и эксплуатационная безопасность автотранспортных средств
Управление деятельностью по обеспечению безопасности автотранспортных средств
Методологические основы обеспечения пассивной безопасности автотранспортных средств
Структура системы обеспечения пассивной безопасности
Классификация ДТП
Методы оценки пассивной безопасности
Биомеханика ДТП
Пассивная безопасность автотранспортных средств
Внутренняя пассивная безопасность автотранспортных средств
Внутренняя пассивная безопасность легковых автомобилей
Внутренняя пассивная безопасность грузовых автомобилей и автобусов
Специальные защитные удерживающие системы
Внешняя пассивная безопасность автотранспортных средств
Послеаварийная безопасность автотранспортных средств
Функциональная безопасность автотранспортных средств
Заключение
Список литературы

Источник статьи: http://mirlib.ru/knigi/tehnicheskie_nauki/70103-passivnaya-bezopasnost-avtotransportnyh-sredstv.html

Дисциплина «Безопасность автотранспортных средств»

Учебно-методические разработки кафедры

Безопасность автотранспортных средств: конспект лекций / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т; сост. П.И. Федюнин, Е.А. Булаев, С.П. Матяш, М.Л. Вертей, В.А. Комлев, С.П. Сальников, В.А. Вальков. – Новосибирск, 2011. – 124 c.

Определение параметров обгона транспортных средств: метод. указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Безопасность ав-тотранспортных средств» / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, Е.А. Булаев, В.А. Комлев, Г.В. Шнитков. – Новосибирск, 2013. – 34 c.

Технический контроль АТС: газоанализатор многокомпонентный «Авто-тест-01.02»: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инжен. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, В.А. Комлев, С.В. Речкин, Е.Н. Алексе-енко, В.В. Тихоновский. – Новосибирск, 2010. – 12 с.

Технический контроль АТС: измеритель дымности отработавших газов «Мета-01 МП 0.1 ЛТК»: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инжен. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, В.А. Комлев, С.В. Речкин, Е.Н. Алексеенко, В.В. Тихоновский. – Новосибирск, 2010. – 18 с.

Технический контроль АТС: измеритель параметров света фар автотранс-портных средств ИПФ-01: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инжен. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, В.А. Комлев, С.В. Реч-кин, Е.Н. Алексеенко, В.В. Тихоновский. – Новосибирск, 2010. – 20 с.

Технический контроль АТС: проверка люфтов рулевого управления: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инжен. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, В.А. Комлев, Е.Н. Алексеенко, С.В. Речкин, В.В. Тихоновский. – Новосибирск, 2010. – 42 с.

Технический контроль АТС: определение светопропускания тонированных и затемненных стекол прибором «ТОНИК»: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инжен. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, В.А. Комлев, Е.Н. Алексеенко, С.В. Речкин, В.В. Тихоновский. – Новосибирск, 2010. – 14 с.

Технический контроль АТС: течеискатель малогабаритный «МТ-МЕТА»: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инжен. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, В.А. Комлев, С.В. Реч¬кин, Е.Н. Алексеенко, В.В. Тихоновский. – Новосибирск, 2010. – 12 с.

Технический контроль АТС: проверка технического состояния тормозной системы: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инжен. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, В.А. Комлев, С.В. Речкин, Е.Н. Алексеенко. – Новосибирск, 2010. – 35 с.

Технический контроль АТС: проверка уровня шума прибором шумомер «Testo 816»: метод. указания по выполнению лабораторных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инжен. ин-т; сост.: П.И. Федюнин, В.А. Комлев, Е.Н. Алексеенко, С.В. Речкин, В.В. Тихоновский. – Новосибирск, 2010. – 11 с.

Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Основные понятия о безопасности транспортных средств
2. Структура безопасности транспортных средств
3. Основные направления работы улучшению безопасности движения транспорта
4. Основные направления работы по улучшению конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств
5. Эксплуатационные свойства автомобиля. Надежность, безотказность, долговечность и ремонтопригодность автомобиля
6. Классификация и устройство АТС
7. Общее устройство и компоновка переднеприводного автомобиля
8. Общее устройство автомобиля с классической схемой компоновки
9. Конструктивные особенности современных двигателей и их влияние на тяговую динамику и БДД. Типы двигателей
10. Конструктивные параметры двигателей, влияющие на активную безопасность автомобиля. Компоновка поршневых двигателей, влияние их на активную безопасность
11. Влияние конструктивных особенностей трансмиссии автомобиля на его тяговую динамику и БДД
12. Влияние конструктивных особенностей подвески на управляемость и устойчивость автомобиля
13. Стабилизация управляемых колес, упругая стабилизация. Стабилизация наклоном шкворней
14. Развал и схождение управляемых колес. Задняя подвеска.
15. Влияние конструкции и характеристики автомобильных шин и дисков на БДД
16. Динамичность автомобиля, как фактор активной безопасности
17. Силы, действующие на ведущее колесо автомобиля
18. Силы, действующие на автомобиль при прямолинейном движении
19. Силы, действующие на автомобиль при движении
20. Взаимодействие колеса и дороги
21. Влияние конструктивных особенностей рулевого управления автомобилей на активную безопасность
22. Усилители рулевых приводов автомобиля
23. Управляемость автомобиля и безопасность движения. Классификация аварийных ситуаций
24. Увод эластичного колеса и поворачиваемость автомобиля
25. Общие показатели устойчивости автомобиля. Курсовая устойчивость автомобиля.
26. Силы, действующие при повороте автомобиля. Показатели устойчивости
27. Критическая скорость заноса и опрокидывание. Критический угол уклона дороги
28. Способы гашения бокового заноса автомобиля
29. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на поперечную устойчивость автомобиля
30. Основные характеристики устойчивости и управляемости. Методы определения.
31. Влияние компоновочных параметров автомобиля на безопасность движения. Геометрические факторы проходимости.
32. Влияние компоновочных параметров автомобиля на безопасность движения. Тяговые и опорно-сцепные показатели проходимости
33. Влияние компоновочных параметров автомобиля на безопасность движения. Конструктивные факторы проходимости. Способы увеличения проходимости автомобиля
34. Плавность хода автомобиля, как фактор его активной безопасности. Способы повышения плавности хода автомобиля.
35. Влияние тормозных систем автомобилей на их активную безопасность. Тормозной привод. Тормозные механизмы.
36. Антиблокировочная система тормозов АБС. Современная система аварийного торможения
37. Тормозная динамичность автомобиля
38. Время торможения. Тормозной путь. Показатели интенсивности торможения. Распределение тормозной силы между мостами.
39. Способы торможения автомобиля. Определение показателей тормозной динамичности автомобиля. Аппаратура для испытания
40. Информационные параметры ТС. Внешняя информативность
41. Внешняя информативность АТС. Особенности конструкций фар головного освещения.
42. Внутренняя информативность. Обзорность. Звуковая информативность
43. Рабочее место водителя. Обитаемость. Микроклимат. Эргономические свойства рабочего места.
44. Пассивная безопасность автомобиля. Структура системы обеспечения пассивной безопасности, ее измерители, показатели
45. Методы оценки пассивной безопасности автомобилей. Анализ механизма наезда на пешехода
46. Конструкция кузова или «решетка безопасности». Современные защитные и удерживающие устрой-ства внешней пассивной безопасности
47.Перспективные системы внешней пассивной безопасности автомобиля
48.Внутренняя пассивная безопасность. Влияние конструкции силового агрегата и рулевого механизма на ПБА
49. Требования пассивной безопасности к защитным удерживающим устройствам
50.Послеаварийная безопасность автомобиля. Эвакуация человека из автомобиля после ДТП. Оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему при ДТП
51.Испытания автомобилей на пассивную безопасность. Правила проведения испытаний (краш-тестов)
52.Основные факторы неблагоприятного влияния на окружающую среду. Основные термины, понятия и определения транспортной экологии.
53.Влияние вредных веществ в отработанных газах на организм человека
54.Методы улучшения автотранспортной экологии. Топливо для газобаллонных АТС. Применение аль-тернативных видов топлив
55. Методы контроля и приборы для измерения концентрации газабалонных примесей в атмосфере. Газо-анализаторы
56.Технический осмотр автомобилей, как фактор повышения БТС. Современные методы проведения ин-струментального технического осмотра АТС. Текущий контроль БТС службой ГИБДД.
57.Диагностика систем, обеспечивающих активную безопасность автомобиля

Тезисы лекций по безопасности ТС

1. Роль безопасности транспортных средств в обеспечении БДД.
2. Развитие систем безопасности автомобиля.
3. Активная безопасность автомобиля — комплекс его свойств, снижающих возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Ее уровень определяется множеством параметром, основные из которых перечислены ниже.
Безотказность
Компоновка автомобиля
Тормозные свойства
Тяговые свойства
Устойчивость автомобиля
Управляемость автомобиля
Информативность
Комфортабельность
4. Безотказность узлов, агрегатов и систем автомобиля является определяющим фактором активной безопасности. Особенно высокие требования предъявляются к надежности элементов, связанных с осуществлением маневра — тормозной системе, рулевому управлению, подвеске, двигателю, трансмиссии и так далее. Повышение безотказности достигается совершенствованием конструкции, применением новых технологий и материалов.
5. Типы и компоновки кузовов автомобиля.
6. Тормозные свойства. Возможность предотвращения ДТП чаще всего связана с интен-сивным торможением, поэтому необходимо, чтобы тормозные свойства автомобиля обеспечивали его эффективное замедление в любых дорожных ситуациях. антиблоки-ровочная система (АБС).
7. Тяговые свойства. Тяговые свойства (тяговая динамика) автомобиля определяют его способность интенсивно увеличивать скорость движения. От этих свойств во многом зависит уверенность водитель при обгоне, проезде перекрестов. Особенно важное значение тяговая динамика имеет для выхода из аварийных ситуаций, когда тормозить уже поздно, маневрировать не позволяют сложные условия, а избежать ДТП можно, только опередив события. Так же как и в случае с тормозными силами, сила тяги на колесе не должна быть больше силы сцепления с дорогой, в противном случае оно начнет пробуксовывать. Предотвращает это противобуксовочная система (ПБС). При разгоне автомобиля она притормаживает колесо, скорость вращения которого больше, чем у остальных, а при необходимости уменьшает мощность, развиваемую двигателем.
8. Устойчивость автомобиля. Устойчивость — способность автомобиля сохранять движение по заданной траектории, противодействуя силам, вызывающих его занос и опрокидывание в различных дорожных условиях при высоких скоростях. Различают следующие виды устойчивости:
9. Поперечная при прямолинейном движении (курсовая устойчивость). Ее нарушение проявляется в рыскании (изменении направления движения) автомобиля по дороге и может быть вызвано действием боковой силы ветра, разными величинами тяговых или тормозных сил на колесах левого или правого борта, их буксованием или скольжением. большим люфтом в рулевом управлении, неправильными углами установки колес и т.д.;
10. Поперечная при криволинейном движении. Ее нарушение приводит к заносу или опрокидывании под действием центробежной силы. Особенно ухудшает устойчивость повышение положения центра масс автомобиля (например, большая масса груза на съемном багажнике на крыше);
11. Продольная. Ее нарушение проявляется в буксовании ведущих колес при преодолении затяжных обледенелых или заснеженных подъемов и сползании автомобиля назад. Особенно это характерно для автопоездов.
12. Управляемость автомобиля Управляемость — способность автомобиля двигаться в направлении, заданном водителем.
13. Одной из характеристик управляемость является поворачиваемость — свойство автомобиля изменять направление движения при неподвижном рулевом колесе. В зависимости от изменения радиуса поворота под воздействием боковых сил(центробежной силы на повороте, силы ветра и т.д.) поворачиваемость может быть: недостаточной — автомобиль увеличивает радиус поворота; нейтральной — радиус поворота не изменяется; избыточной — радиус поворота уменьшается. Различают шинную и креновую поворачиваемость.
14. Информативность. Информативность — свойство автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и остальных участников движения. Недостаточная информация от других транспортных средств, находящихся на дороге, о состояния дорожного покрытия и т.д. часто становится причиной аварии. Информативность автомобиля подразделяют на внутреннюю, внешнюю и дополнительную.
15. Внутренняя обеспечивает возможность водителю воспренимать информацию, необходимую для управления автомобилем.
Она зависит от следующих факторов:
16. Обзорность должна позволять водителю своевременно и без помех получать всю необходимую информацию о дорожной обстановке. Неисправные или неэффективно работающие омыватели, система обдува и обогрева стекол, стеклоочистители, отсутствие штатных зеркал заднего вида резко ухудшают обзорность при определенных дорожных условиях.
17. Расположение панели приборов, кнопок и клавиш управления, рычага переключения скоростей и т.д. должно обеспечивать водителю минимальное время для контроля показаний, воздействий на переключатели и т.д.
18. Внешняя информативность — обеспечение других участников движения информацией от автомобиля, которая необходима для правильного взаимодействия с ними. В нее входят система внешней световой сигнализации, звуковой сигнал, размеры, форма и окраска кузова. Информативность легковых автомобилей зависит от контрастности их цвета относительно дорожного покрытия. По статистике автомобили, окрашенные в черный, зеленый, серый и синий цвета, в два раза чаще попадают в аварии из-за трудности их различения в условиях недостаточной видимости и ночью. Неисправные указатели поворотов, стоп-сигналы, габаритные огни не позволят другим участникам дорожного движения вовремя распознать намерения водителя и принять правильное решение.
19. Дополнительная информативность — свойство автомобиля, позволяющие эксплуатировать его в условиях ограниченной видимости: ночью, в тумане и т.д. Она зависит от характеристик приборов системы освещения и других устройств (например, противотуманных фар), улучшающих восприятие водителем информации о дорожно-транспортной ситуации.
20. Комфортабельность. Комфортабельность автомобиля определяет время, в течение которого водитель способен управлять автомобилем без утомления. Увеличению комфорта способствует использование автоматических коробок перемены передач, регуляторов скорости (круиз-контроль) и т.д. В настоящее время выпускаются автомобили, оборудованные адаптивным круиз-контролем. Он не только автоматически поддерживает скорость на заданном уровне, но и при необходимости снижает ее вплоть до полной остановки автомобиля.
21. Пассивная безопасность Пассивная безопасность — конструктивные мероприятия, направленные на сведение к минимуму вероятности ранений человека при ДТП. Она подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя достигается исключением на внешней поверхности кузова острых углов, выступающих ручек и т.д.
22. Для повышения уровня внутренней безопасности используют следующие конструктивные решения:
1. Конструкция кузова, обеспечивающая приемлемые нагрузки на тело человека от резкого замедления при ДТП и сохранение пространства пассажирского салона после деформации кузова.
2. Ремни безопасности, без использования которых смертельные исходы в результате аварии возможны уже при скорости 20 км/ч. Применение ремней повышает этот порог до 95км/ч.
3. Надувные подушки безопасности — аэробеки. Они размещаются не только перед водителем, но и перед передним пассажиром, а также с боков (в дверях, стойках кузова и т.д.). Некоторые модели автомобилей имеют их принудительное отключение из-за того, что люди с больным сердцем и дети могут не выдержать их ложного срабатывания.
4. Сидения с активными подголовниками, выбирающие «зазор» между головой человека и подголовником, если автомобиль получил удар сзади.
5. Передний бампер, поглощающий часть кинетической энергии при столкновении.
6. Травмобезопасные детали интерьера пассажирского салона.
23. Послеаварийная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после столкновения и предотвращать возникновение новых аварий. Сюда входят противопожарные мероприятия, эвакуация пассажиров и водителя из аварийного транспортного средства.
24. Экологическая безопасность – свойство автомобиля, позволяющее уменьшить вред, наносимый участниками движения окружающей среде в процессе эксплуатации (СО и уровень шума).
25. На протяжении 20 века стремительно возрастает количество автомобилей. Ожидается, что к 2010 году по дорогам мира будет двигаться 1 миллиард машин.
26. В столицах развитых стран на каждую 1000 жителей приходится 300 автомобилей. При таком количестве машин, легкий дымок, выходящий из выхлопных труб, загрязняет воздух настолько, что это приносит вред здоровью людей и природе.

БЕЗОПАСНОСТЬ — Свойства, снижающие вероятность возникновения и тяжесть последствий какой-либо опасности.
БЕЗОПАСНОСТЬ активная транспортного средства — Свойства транспортного средства, снижающие вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.
БЕЗОПАСНОСТЬ внешняя пассивная транспортного средства — Пассивная безопасность, обеспечиваемая таким выполнением наружных частей транспортного средст-ва, при котором вероятность повреждений человека этими частями при дорожно-транспортном про-исшествии минимальна.
БЕЗОПАСНОСТЬ внутренняя пассивная транспортного средства — Пассивная безопасность, обеспечиваемая исключением травмоопасных элементов внутри кузова и созданием условий, позволяющих водителю и пассажирам выдержать перегрузки, возникающие от больших замедлений.
БЕЗОПАСНОСТЬ движения — Комплекс технических и правовых мероприятий, позволяющих участникам дорожного движения дви-гаться без дорожно-транспортных происшествий.
БЕЗОПАСНОСТЬ пассивная транспортного средства — Свойства транспортного средства, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия.
БЕЗОПАСНОСТЬ послеаварийная транспортного средства — Свойства транспортного средства, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия (например наличие аварийной сигнализации, противопожарных мероприятий).
БЕЗОПАСНОСТЬ послеаварийная транспортного средства — Свойства транспортного средства, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия (например наличие аварийной сигнализации, противопожарных мероприятий).
БЕЗОПАСНОСТЬ транспортного средства — Свойства транспортного средства, определяемые его активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасностью.
БЕНЗИН летний автомобильный — Бензин, у которого 90% фракционного состава перегоняется при температуре 180°
БЕЗОПАСНОСТЬ экологическая транспортного средства — Свойства транспортного средства, снижающие степень отрицательного влияния на окружающую среду.
БЕЗОТКАЗНОСТЬ — Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определённого проме-жутка времени.
ВОДИТЕЛЬ — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с по-мощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ — событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
ПАССАЖИР — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится в него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
СВОЙСТВА разгонные — Скоростные свойства, определяющие способность транспортного средства быстро увеличивать ско-рость движения.
СВОЙСТВА скоростные — Эксплуатационные свойства транспортного средства, включающие разгонные и тяговые свойства.
СВОЙСТВА технико-экономические — Свойства, определяющие величину затрат, необходимых для создания и функционирования объекта.
СВОЙСТВА тормозные — Эксплуатационные свойства транспортного средства, определяющие его способность быстро снижать скорость движения вплоть до полной остановки, сохранять заданную скорость при движении под ук-лон, оставаться неподвижным на уклоне.

Рекомендуемая литература

1. Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б.. Илларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобилей. — М.: Машиностроение, 1983.
2. Рябчинский А.И. Пассивная безопасность автомобиля. — М,: Машиностроение, 1983.
3. Рябчинский А.И., Трофименко Ю.В., Шелмаков С.В. Экологическая безопасность автомобиля: учебное пособие. — М.; Изд. МАДИ (ГТУ), 2000. — 95 с.
4. Рябчинский А.И., Токарев А.А. Русаков В.З. Динамика автомобиля и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / под ред. А.И. Рябчипского. — М: Изд. МАДИ (ГГУ), 2002. — 131 с.
5. Рябчинский А.И., Русаков В.З., Карпов В.В. Устойчивость и управляемость автомобиля и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / под ред. А.И. Рябчинского. — Шахты: Изд. ЮР-ГУЭС, 2003. — 177 с.
6. Пугачев И.Н. Организация и безопасность движения: учеб. пособие. — Хабаровск: Изд. Х1ТУ, 2004. — 232 с.
7. Рябчинский А.И., Кисуленко Б.В., Морозова Т.Э. Регламентация активной и пассивной безопасности автотранспортных средств: учеб. пособие / под ред, профессора А.И. Рябчинского. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 432 с.
8. Яхьяев Н.Я. Безопасность транспортных средств: учеб. пособие. — Махачкала: Изд-во ДагГТУ, 2006. — 212 с.

Источник статьи: http://www.mechfac.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=491:2012-05-27-06-01-41&catid=81:2009-11-20-10-06-32

Читайте также:  Электронный клапан для автомобиля
Оцените статью
Закрепленная кафедра Кафедра автомобили и тракторы
Ведущий преподаватель Федюнин Павел Иванович, к.т.н., доцент
Часы консультаций / Аудитория Вт, Чт 14:00-16:00 / Н-233
Рабочая программа дисциплины Скачать аннотацию (23.03.01 Технология транспортных процессов)