262. К бруску в точке А приложена сила величиной 50 000 Н, направленная вправо параллельно поверхности стола (рис. 29). Перерисуйте рисунок в тетрадь и изобразите приложенную силу в масштабе: 1 см = 10 кН.
263. Что является общей причиной падения на землю капель дождя, сосулек, снежинок, желудей? Какие физические тела при этом взаимодействуют?
Сила притяжения Земли. Земля взаимодействует с этими металлами.
264. Почему камень, брошенный вверх, летит замедленно, а вниз падает ускоренно?
На него действует сила притяжения Земли.
265. Почему, стреляя по отдаленной мишени, следует целиться выше мишени?
Пуля отклонится вниз под действием силы притяжения.
266. Масса первого тела вдвое больше массы второго тела. На какое тело действует большая сила тяжести? Во сколько раз?
На первое тело действует большая сила тяжести т.к сила тяжести зависит от массы.
267. Согласно закону всемирного тяготения между любыми телами действуют силы всемирного тяготения, которые тем больше, чем больше массы взаимодействующих тел. Однако подвешенная на шнуре к потолку люстра не изменяет своего положения, когда в комнату вносят очень массивное тело, например холодильник. Почему?
Люстра и холодильник ничтожно малы по сравнению с Землей.
268. Медальон висит на цепочке. На какое тело действует сила тяжести: на цепочку или на медальон?
Сила тяжести действует и на цепочку и на медальон.
Источник статьи: http://gdz-fizika.ru/7class/378-sila-yavlenie-tyagoteniya-sila-tyazhesti.html
Урок физики. 7-й класс
Разделы: Физика
Класс: 7
Цели:
- обучающие — построение модели “взаимодействие тел”. Применение данной модели для объяснения различных взаимодействий тел. Изучить понятия инертности, массы тела, единицы массы тела.
- развивающие — способствовать развитию знаний о взаимодействии тел, продолжить развитие мышления, умения анализировать, сравнивать, делать логические выводы.
- воспитательные — развитие навыков культуры общения, развития умения излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Эпиграф:
“…Сущность Вселенной не имеет в себе силы, которая смогла бы противостоять мужеству познания”
План:
- Организационный момент
- Опрос
- Изучение нового материала
- Актуализация
- Домашнее задание
- Подведение итогов
1. Приветствие; сообщение темы, целей и задач урока, плана работы.
2. Опрос: тест (на столах лежат листы с текстом и бланки ответа)
1) Может ли тело без действия на него других тел прийти в движение?
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
2) Может ли тело без действия на него других тел двигаться равномерно?
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
3) Может ли тело без действия на него других увеличивать или уменьшать свою скорость
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
4) Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют:
А) Механическим движением
Б) Инерцией
В) Движением тела
5) В каком направлении упадет человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?
А) По ходу движения трамвая
Б) Перпендикулярно направлению движения трамвая
В) Против хода трамвая
1) Если на тело не действуют другие тела, то оно…
А) Находится в покое
Б) движется
В) движется с изменяющейся скоростью
Г) Находится в покое или движется прямолинейно и равномерно
2) Если на тело действуют другие тела, то его скорость…
А) Не изменится, оно находится в покое
Б) Не изменится, оно движется равномерно и прямолинейно
В) Увеличивается или уменьшается
3) Тело находится в движении, и на него действуют другие тела. Что произойдет с телом, если действие других тел прекратится? Как оно будет двигаться?
А) Движение тела прекратится
Б) Тело станет двигаться равномерно и прямолинейно
В) Скорость тела будет уменьшаться
4) Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел:
А) Механическим движением
Б) Инерцией
В) Диффузией
5) Автобус, движущийся по шоссе с юга на север, круто повернул на восток. В каком направлении будут двигаться пассажиры некоторое время?
Проводится взаимопроверка теста
1 вариант 1) Б 2) А 3) Б 4) Б 5) А
2 вариант 1) Г 2) В 3) Б 4) Б 5) А
3. Содержание нового материала: 1) Мотивация учебной деятельности: “Знал бы, где упасть, так соломки бы подстелил”- гласит народная поговорка. А можно ли предсказать поведение движущихся тел? Найти причину всякого движения или его отсутствия? Знание причин позволяет предсказать течение событий и своевременно на них отреагировать.
2) Создание модели “взаимодействие тел”
Сегодня мы попытаемся выяснить причину движения.
Опыт 1: Ученик садится на легкоподвижную тележку, обхватив колени руками и наклонив голову к коленям. Ему дается задание привести в движение тележку, не прикасаясь ни к чему, и не спрыгивая с тележки. Все попытки сдвинутся, остаются безрезультатными, тележка остается на месте.
Вывод: Тело само не может привести себя в движение.
Вопрос: Что необходимо предпринять, чтобы привести в движение тележку?
Вывод: Чтобы изменить скорость движения тележки необходимо другое тело.
Опыт 2: На другую тележку садится ученик примерно такой же массы. Тележки сближаем на расстояние вытянутой руки. Один ученик должен оттолкнуться от ученика на другой тележке. Обе тележки приходят в движение относительно пола, они разъезжаются в разные стороны.
Вывод: Скорость тележки можно изменить только с помощью другого тела. При этом меняется и скорость другой тележки.
ДЕЙСТВИЕ ОДНОГО ТЕЛА НА ДРУГОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОСТОРОННИМ, ОБА ТЕЛА ДЕЙСТВУЮТ, ДРУГ НА ДРУГА Т.Е. ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБА ТЕЛА МОГУТ ИЗМЕНЯТЬ СВОЮ СКОРОСТЬ.
Опыт 3: На тележки садятся ученики разной массы. После взаимодействия тележки разъезжаются в противоположные стороны на разные расстояния.
Вопрос: Почему покоящиеся тела в результате взаимодействия приобрели разные скорости?
ВО СКОЛЬКО РАЗ СКОРОСТЬ ПЕРВОГО ТЕЛА БОЛЬШЕ СКОРОСТИ ВТОРОГО ТЕЛА (ПОСЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ), ВО СТОЛЬКО РАЗ МАССА ПЕРВОГО ТЕЛА МЕНЬШЕ МАССЫ ВТОРОГО ТЕЛА.
Вопрос: Движение какого тела больше похоже на движение по инерции?
Вывод: Чем больше масса тела, тем труднее изменить скорость движения данного тела. Такое тело называют более инертным. Чем больше меняется скорость тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет.
Вывод: Для всех тел характерно свойство по-разному изменять свою скорость при взаимодействии. Это свойство тела, которое проявляется в том, что для изменения его скорости движения необходимо, чтобы действие другого тела длилось некоторое время, называется инертностью.
3) Масса тела, инертность, единицы массы.
Вопрос: Какая физическая величина является мерой инертности?
Ответ: МАССА ТЕЛА — ЭТО ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА, КОТОРАЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЕГО ИНЕРТНОСТЬ.
Массу обозначают буквой m
За единицу массы в СИ принят 1 кг.
Единица массы определяется, как масса цилиндра из платиноиридиевого сплава хранящегося в Международном бюро мер и весов.
Справка: Международное бюро мер и весов МБМВ (учреждено в 1875 г.)
Международное бюро мер и весов — постоянно действующая международная организация со штаб- квартирой расположенной в городе Севр (предместье Парижа, Франция)
Учреждено в 1875г. Вместе с подписанием Метрической конвенции. Основная задача Бюро заключается в обеспечении существования единой системы измерений во всех странах- участницах этой конвенции. В МБМВ хранятся международные эталоны основных единиц и выполняются международные метрологические работы, связанные с разработкой и хранением международных эталонов и сличением национальных эталонов с международными между собой. В МБМВ также проводятся исследования в области метрологии, направленные на увеличение точности измерений.(6)
Эталон 1 кг. Образец, хранящийся в Севре, является международным эталоном (материальным прототипом) с помощью которого изготавливают копии для метрологических центров разных стран. Цилиндр из сплава платины и иридия хранится в Севре с 1889 г.
Эталон килограмма хранится в закрытом помещении, без солнечного света, его достают лишь в редких случаях для изготовления копий и сравнения с национальными эталонами, которые были изготовлены в десятках экземпляров.(7)
Старинные русские меры веса (массы)
1 берковец= 10 пудов (163,8 кг.)
1 пуд= 14 фунтов (16,4 кг.)
1 фунт= 96 золотников = 9216 долей (409,5 г.)
1 лот=3 золотникам (12,8 г.)
1 золотник=96 долей (4,3 г.)
(Сообщения учащихся: берковец,пуд,золотник,фунт)
Существуют специальные меры массы драгоценных камней:
Карат- единица массы, с древнейших времен используется в торговле драгоценными камнями и в ювелирном деле.
Существуют так же дольные и кратные единицы массы:
1 т.=1000 кг. 1 г.=0,001 кг. 1 ц.=100 кг. 1 мг.=0,000001 кг.
4) Способы определения массы тела.
Вопрос: Каким образом можно определить массу тела?
1. Сравнивая скорости приобретенные телами при взаимодействии.
Наиболее простым средством для взвешивания являются рычажные и пружинные весы
Мы с вами на уроках будем пользоваться рычажными весами (показ весов и набора гирь)
Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела. (Демонстрация)
4. Актуализация знаний: (тест устно)
В каком случае тележка А прийдет в движение если пережечь нитку?
1) в положении 1 и 2
2) в положении 1 и 3
3) в положении 2 и 3
2. Изменение скорости движения тела происходит:
1) пока действует на него другое тело
2) без действия на него другого тела
3) после действия на него другого тела
3. При выстреле из винтовки скорость пули 600 м/с, а скорость винтовки при отдаче 1,5 м/с, у какого тела масса больше и во сколько раз?
4. Почему при полете крыло бабочки движется медленнее, чем крыло осы?
5. Упражнение 6 (1) стр. 46 учебника.
5. Домашнее задание: п.18, 19 вопросы, упр 6.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/509793