Доля таких преступлений составляет до 10% от выплат по КАСКО
Автовладельцы стали чаще угонять собственные машины ради страховых выплат. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщили в Российском союзе страховщиков. В понедельник полиция сообщила о подобном случае в Москве. 29-летний мужчина вместе с сообщником инсценировал угон своего Infiniti стоимостью 3 млн руб. Машина была куплена в лизинг. Москвич хотел получить выплату по КАСКО, но правоохранительные органы заподозрили его в мошенничестве. Теперь мужчине грозит до 10 лет тюрьмы. Почему лжеугоны стали популярным видом мошенничества? Такой способ обмана самый рискованный, но и самый выгодный, пояснил вице-президент Союза страховщиков Сергей Ефремов.
«Учитывая, что на улице у нас кризис, а в условиях кризиса количество угонов всегда резко возрастало, то да, можно признать, что количество инсценировок растет. Угоняют, продают. Есть ситуации, когда страхователи заявляют нам, что у них вторые ключи и свидетельство регистрации лежали в бардачке, а машину угнали. Но раньше страховщики отказывали, а сейчас они отказывать не могут, и это признают страховым случаем. Но есть же много различных методов проверки — это опрос свидетелей, часто бывает, в соцсетях проскакивает всякая информация», — объяснил «Коммерсантъ FM» Ефремов.
Инсценировка угона автомобиля — один из самых популярных видов мошенничества в России. Как отмечают отраслевые организации, в прошлом году страховщики потеряли до 15 млрд руб. из-за лжеугонов. Это около 10% от всех выплат по КАСКО.
Чтобы раскрывать такие преступления, страховые компании сотрудничают с полицией, отметил заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
«В нашей компании порядка 50 сотрудников, все они в прошлом — сотрудники МВД. Каждый случай угона, каждый случай тотального ущерба — например, когда машина разбивается, сгорает так, что ее невозможно восстановить, — обязательно попадает в службу безопасности. Проводят следственные действия, дотошно выверяют все записи, пытаются выяснить, где данная угнанная машины могла засветиться. В нашей практике были и случаи, которые завершались именно задержанием и дальнейшей посадкой таких мошенников-рецидивистов», — рассказал Иванов.
При этом страховая компания может заподозрить в мошенничестве и добросовестного автовладельца. Если у вас действительно угнали машину, необходимо обратиться за выплатой как можно скорее, пояснил директор юридической фирмы ГлавСтрахКонтроль Николай Тюрников.
«Первое подозрение у страховых компаний, что машина угнана, — это когда об угоне заявляют несвоевременно. Чтобы провести манипуляции с транспортным средством и куда-то далеко его вывезти, достаточно двух-трех дней. Нередко страховые компании начинают с особым пристрастием изучать дела об угоне у своих клиентов, но если страховая компания не выполняет свои обязательства по выплате, есть четкий алгоритм защиты своих прав, то есть обращаться в суд. Естественно, можно проследить машину в движении, но это вовсе не означает, что человек угнал ее сам у себя и находился за рулем», — подчеркнул Тюрников.
Зарубежные страховые компании нашли еще один способ бороться с мошенниками. Например, некоторые организации Великобритании проверяют клиентов на детекторе лжи. Специальное устройство считывает тембр голоса по телефону. Однако в России такой метод пока не применяется.
Источник статьи: http://www.kommersant.ru/doc/3125204
Украл или прокатился
Верховный суд отказал в жалобе некоему Полеву, которого обвинили в угоне и приговорили к трем годам лишения свободы. Полев утверждал, что он не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили о другом.
По показанию свидетеля, который и вызвал полицию, Полев вскрыл сначала одну, а потом вторую машину. Когда полицейские подошли к месту, они увидели, как злоумышленник, увидев их, вылез из машины и вместе с приятелем, стоявшим неподалеку, стал удаляться. При этом что-то выкинул. Как потом оказалось, выкинул он две отвертки и пневматический пистолет. Полицейские также услышали, как приятель говорил Полеву: «Лучше бы поехали на такси».
Собственники машин, подошедшие на место преступления, обнаружили свои автомобили вскрытыми, со сломанными дверными замками и оборванными проводами зажигания. Первую машину преступнику не удалось завести, потому что сработало противоугонное устройство. Вторую — потому что во дворе показались полицейские.
Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. А значит, приговор за покушение на угон вынесен справедливо.
Напомним, что у нас угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. В нашей ситуации не доказано, что машинами хотели завладеть, чтобы потом их продать. То есть кражей это назвать нельзя. И именно для подобных случаев существует статья «Угон».
Для примера: завел хозяин машину, а сам отошел до помойки мусор выкинуть. Тут в машину прыгнул хулиган, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать. Это не кража. Корысти здесь нет никакой. А значит, кражу применить нельзя. Тогда что это? Угон. Причем, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу.
Часть 1 статьи 166 Уголовного кодекса предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы. А кража предусматривает градацию в зависимости от причиненного ущерба. То есть если украли ВАЗ-2107 — старенькую «семерку», — то по этой статье автовору грозит лишь до двух лет лишения свободы.
Угонщики часто действуют организованными группами. Один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает машину на запчасти, четвертый продает. Если, поймав перегонщика, не установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного, то предъявить ему нечего. Кроме угона.
В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью «Угон» и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу автомобиля в пользование другим лицам, изменение внешнего вида автомобиля, государственных номеров.
Но по мнению экспертов, это еще более усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.
При этом эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона, как кражу. Человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению. Подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины.
Поэтому без статьи «Угон» никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.
Источник статьи: http://rg.ru/2020/03/02/verhovnyj-sud-raziasnil-chem-ugon-avtomobilia-otlichaetsia-ot-krazhi.html
Полиция разоблачила калужанина, который сам у себя угнал машину
В Калуге 31-летний ранее судимый местный житель обвиняется в совершении заведомо ложного доноса.
В апреле 2019-го года калужанин обратился в полицию с сообщением об угоне принадлежащего ему автомобиля ВАЗ-2113. Мужчина пояснил, что приобрел автомобиль в одном из автосалонов за 100 000 рублей.
Свой автомобиль заявитель на ночь оставлял под окнами многоэтажного дома, в котором жил. Водительская дверь была неисправна и не закрывалась на замок. Мужчина рассказал, что не обнаружил свой автомобиль на месте во дворе.
В ходе предварительного расследования выяснилось, что за несколько дней до обращения в полицию заявитель попал в ДТП на набережной Яченского водохранилища. Мужчина не справился с управлением и столкнулся с иномаркой, а затем скрылся с места происшествия.
В результате ДТП владелице иномарки был причинен материальный ущерб. Вскоре сотрудники полиции обнаружили якобы угнанный автомобиль с характерными повреждениями после ДТП.
Как сообщила пресс-служба УМВД России, мужчина ввел в заблуждение следствие, чтобы избежать ответственности за дорожно-транспортное происшествие. С учетом выяснившихся обстоятельств, в отношении калужанина было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос.
В настоящее время расследование завершено, материалы дела с обвинительным заключением переданы на рассмотрение в суд.
Источник статьи: http://www.kaluga-poisk.ru/news/kriminal/politsiya-razoblachila-kaluzhanina-kotoryy-sam-u-sebya-ugnal-mashinu
Страховщики рассказали о мошенниках, которые угоняют машины сами у себя
О необычном виде мошенничества водителей с собственными автомобилями рассказали Autonews.ru представители страховых компании. Оказалось, что ради получения выплат по каско автомобилисты инсценируют кражи своих дорогих иномарок и выставляют страховщикам счета. По словам участников отрасли, инсценировка кражи автомобиля для получения страховой выплаты и последующей перепродажей транспортного средства в республики бывшего СССР стала одной из наиболее популярных схем мошенничества с каско за последние несколько лет.
В компании «АльфаСтрахование» в Москве и Петербурге, начиная с 2018 года, раскрыли уже 40 подобных угонов на сумму свыше 133 млн рублей. Чаще всего мошенники прибегают к такой схеме в столичном и Северо-Западном регионах. Особой популярностью у мошенников пользуются новые автомобили премиум-класса стоимостью 6-7 млн руб. — преимущественно японские.
Первый вариант схемы такой: злоумышленник приобретает автомобиль в официальном дилерском центре. Это позволяет избежать ряда процедур при страховании каско, которые необходимы в случае оформления полиса на подержанный автомобиль. Например, его осмотр экспертом. После постановки на учет в ГИБДД и получения государственного номера возможны два варианта развития событий, один из которых — угон с использованием автомобиля-двойника.
По этой схеме, после покупки «автомобиля-жертвы», мошенник приобретает аналогичную по году и комплектации машину, устанавливает на нее идентичные госномера. После чего застрахованный автомобиль с оригинальными документами перегоняется в страны ближнего зарубежья, как правило, он следует через Казахстан, Узбекистан в Таджикистан. Там автомобиль легализуют через серые схемы, и продают таким же мошенникам. Оригинальные документы на автомобиль и ключи при этом покупателям не отдают — они после сделки возвращаются своему законному владельцу.
После продажи оригинала мошенники начинают активно использовать автомобиль-двойник с дубликатами номеров. Управляя им, они специально нарушают правила дорожного движения: превышают скорость, паркуются в неположенном месте, тем самым обеспечивая подтверждение нахождения автомобиля на территории России. Спустя некоторое время инсценируется кража застрахованного автомобиля, после чего собственник обращается с заявлением об угоне автомобиля в правоохранительные органы и страховую компанию.
Второй вариант мошеннической схемы схож с первым. Единственное отличие — отсутствие автомобиля-двойника. Чтобы обеспечить себе алиби на период транспортировки машины и проведения с ней всех необходимых регистрационных действий, собственник отправляется в командировку или на отдых за границу. В это время автомобиль совершенно чист и не находится в розыске. Поэтому беспрепятственно проходит все границы, после чего недобросовестный собственник также регистрирует автомобиль в органах ГИБДД в одной из соседних стран. После возвращения из отпуска владелец подает заявление о краже машины во время его отсутствия в России.
В обоих случаях для перегона застрахованного автомобиля мошенники используют водителей, которые выставляют свои услуги в интернете, чтобы исключить связь со страхователем и другими участниками преступной цепочки.
В «Росгосстрахе» подтвердили, что знакомы с такой схемой имитации угона машины, когда на самом деле ее продают в ближнем зарубежье. Чаще, по данным страховой компании, уходят такие автомобили в Казахстан или Таджикистан.
«Схема эта давно известна как сотрудникам службы безопасности, так и правоохранительным органам. Компания накопила опыт успешного противодействия такому мошенничеству. У нас есть приемы и инструменты, позволяющие доказать, что заявленное страховое событие на самом деле криминальный случай, разоблачить заявителя-мошенника и привлечь его к уголовной ответственности», — сообщили в пресс-службе компании.
В «АльфаСтраховании» рассказали, что основная проблема в розыске угнанных по такой схеме автомобилей в перегонщиках — в страны ближнего зарубежья их доставляют водители без постоянного места жительства или не проживающие по месту регистрации. Тем не менее в компании заверили, что успешно разоблачают подобные схемы мошенничества. Материалы по таким историям они передают в полицию, чтобы привлечь виновников к уголовной ответственности.
Эксперт компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов подтвердил, что такая схема страхового мошенничества широко распространена. По этой причине в страховых компаниях работают специальные отделы безопасности, которые не только проверяют и допускают к услуге страхования автовладельцев, но и занимаются расследованием после хищения. По словам эксперта, в особенности страдают лизинговые и прокатные компании.
«Часто машину берут напрокат под чужой или поддельный документ, угоняют в сопредельное государство, а затем требуют выплату страховки или разводят руками перед прокатчиками. Угон в данном случае уже не связан с техническим вмешательством, ведь у недобросовестного пользователя есть ключи зажигания и полный доступ к автомобилю, включая управление установленной охранной системой», — объяснил Курчанов.
По словам эксперта в области защиты от угона, единственный возможный способ отслеживать автомобиль — это наблюдение через спутниковую систему мониторинга.
«По истории в протоколе событий на мониторинговом сервере можно проанализировать все, что происходило с автомобилем», — рассказал Курчанов. Новым продвинутым способом для подобного контроля, по его словам, стало внедрении функции «антиджаммер» — она обеспечивает постоянный контроль канала связи с автомобилем и блокирует двигатель при попытке заглушить спутниковый или GSM-сигнал при помощи системы подавления.
А вот эксперты «Лаборатории умного вождения» признались, что такими схемами мошенничества с использованием двойников или же просто перегоном и продажей автомобилей в страны ближайшего зарубежья никогда не сталкивались, назвав их «избыточно сложными и дорогими».
«Если автомобиль оборудован блоком телеметрии, можно фиксировать его перемещения и алиби о том, что водитель где-то потом катался в Москве, уже не сработает. Даже если систему попытаются переставить на другой автомобиль, мы это увидим, так как блок считывает VIN-номер автомобиля», — рассказал директор по автострахованию «Лаборатории умного вождения» Александр Морозов.
Эксперт считает, что с технической точки зрения у страховщиков практически нет способов предотвратить такие случаев мошенничества, поскольку покупатель нового автомобиля сам выбирает, какие охранные системы устанавливать на свой автомобиль и, соответственно, обладает полной информацией о них.
В самих страховых компаниях также отмечают, что не имеют права отказать в оформлении каско и дальнейшей выплате по факту угона, даже если автомобилист страхует одну из самых угоняемых моделей и при этом осознанно не устанавливает на нее спутниковые противоугонные системы. Однако каско в таком случае будет стоить дороже. Например, в одной из компаний застраховать новую Toyota Camry ценой около 2 млн рублей без телематики и франшизы по каско в Москве предложили за 220 тыс. рублей. А с телематикой — за 163 тыс. рублей. Toyota Corolla — за 150 тыс. с телематикой, и за 110 тыс. рублей — без нее.
В компании «Цезарь Сателлит» отметили, что поскольку страховые компании не имеют широкого набора инструментов защиты от мошеннических схем, все риски им приходится закладывать в стоимость полисов каско. Соответственно, даже законопослушным водителям приходится заранее нести дополнительные расходы при страховании, что «заметно тормозит рынок». Там считают, что в ближайшем будущем страховщики начнут сразу включать услуги по обеспечению защит от угонов в стоимость полиса.
Источник статьи: http://www.autonews.ru/news/5fbcb8469a7947f2cb3f7ba2