- Самосвалы: основные типы и характеристики
- Области использования самосвалов
- Классификация автомобилей-самосвалов по назначению
- Типы конструкции автомобилей-самосвалов
- Типы кузовов автомобилей-самосвалов
- Самосвал
- Назначение самосвалов
- Виды самосвалов
- Характеристики самосвалов
- Самосвалы Cat®
- Виды самосвалов, их грузоподъемность и габариты
- Назначение самосвалов
- Виды самосвалов
- Дорожные автосамосвалы
- Карьерные самосвалы
- Сочлененные самосвалы (землевозы)
- Самосвалы для проведения подземных работ
- Характеристики самосвалов
- Формы кузовов самосвалов и их особенности
Самосвалы: основные типы и характеристики
Дата публикации — 15.07.2020
Самосвалом называют грузовой автомобиль, способный к самостоятельной разгрузке, которая осуществляется в основном с помощью гидравлических механизмов. Загрузка осуществляется сторонними средствами или устройствами для самозагрузки. Основное назначение самосвалов – транспортировка сыпучих материалов и мелкоштучных грузов, их скорость передвижения по дорогам общего назначения – до 50 км/час, грузоподъемность – до 450 тонн, вес самого ТС – 5-50 тонн.
Области использования самосвалов
Для чего нужен самосвал:
- Транспортировка строительных материалов (песка, щебня, кирпича, каменных блоков), вывоз мусора со стройплощадки.
- Перевозка сельскохозяйственной продукции (зерна, овощей, кормов), удобрений, различного рода отходов.
- Обслуживание горнодобывающих предприятий – доставка к месту назначения руды, породы, рудных концентратов.
- Коммунальные хозяйства и дорожные службы – устранение снежных заносов, перевозка мусора.
Классификация автомобилей-самосвалов по назначению
Автомобили с автоматической разгрузкой могут иметь универсальное или узкоспециализированное назначение.
Наиболее популярны машины, используемые для транспортировки грузов по дорогам общего назначения. Дорожные самосвалы используются строительными организациями, сельскохозяйственными предприятиями, в коммунальном хозяйстве.
Количество осей – 2-4, грузоподъемность – до 40 тонн. Европейские производители Terberg и GINAF выпускают пятиосную самосвальную технику, а некоторые американские компании – семиосные ТС.
Карьерные автомобили-самосвалы – это внедорожные модели, не допускаемые для проезда по дорогам общего назначения из-за больших габаритов и массы. Грузоподъемность самой крупногабаритной на сегодняшний день модели БелАЗа составляет 450 тонн. Доставка особо крупных моделей к месту эксплуатации осуществляется по частям, где они собираются в единое целое.
Чаще всего карьерные самосвалы оборудуют гибридными силовыми агрегатами. В их состав входят:
- дизельный ДВС, приводящий в работу генератор переменного тока;
- генератор питает электрические моторы, которые обеспечивают вращение колес.
Еще один вариант – оснащение карьерных моделей супермощными ДВС. Их характеристики: 24 цилиндра, 117 л, крутящий момент – более 16000 Нм.
Карьерные самосвалы часто эксплуатируют совместно с крупногабаритными экскаваторами, способными заполнить весь объем кузова всего за 3-5 циклов.
Для осуществления подземных работ
Это компактные самосвалы, функция которых – вывозить взорванные или разрыхленные породы, полезные ископаемые из тоннелей и шахт. Для них характерны:
- грузоподъемность – до 40 тонн;
- способность преодолевать затяжные подъемы;
- хорошая управляемость, маневренность.
Модели «думпер» обеспечивают возможность поворачивать сиденье и механизм управления на 180° без поворота всего ТС. Такие машины эффективны для использования в стесненных условиях.
Такие автомобили называют землевозами. Эта грузовая техника оборудована шарнирно-сочлененной рамой, соединяющей кабину и платформу. Благодаря данной конструкции сочлененный самосвал отличается хорошими техническими характеристиками, среди которых:
- повышенная проходимость;
- маневренность, хорошая скорость;
- грузоподъемность – 10-50 тонн.
Эти ТС применяются при осуществлении ремонтно-строительных дорожных, земляных работ, на карьерах для транспортировки значительных объемов сыпучих грузов. Виды разгрузки сочлененных самосвалов: задняя, боковая, донная.
Типы конструкции автомобилей-самосвалов
Основные узлы самосвала классической конструкции: шасси с кабиной, самосвальная установка, состоящая из платформы, механизма опрокидывания и надрамника. Платформа оборудована откидными или подъемными бортами с запорами. Она может оснащаться дополнительными элементами: уплотнителями бортов, съемными надставными бортами, тентом. Конструкция платформы может предусматривать разгрузку только назад или на 2-3 стороны.
Традиционные самосвалы с подъемными платформами в зависимости от способа их подъема делят на следующие группы:
- Самоопрокидывающиеся. Это самый простой конструктивный вариант, реализуемый в технике малой и средней грузоподъемности. Платформа наклоняется благодаря собственной массе и массе груза.
- Полусамосвалы. Это полуприцепы, прицепы и особые модели самосвалов. Наклон платформы в этой технике осуществляется стационарным краном в месте разгрузки.
- Модели с принудительным подъемом платформы, который осуществляют специальные механизмы, предусмотренные в конструкции автомобиля. Это самый распространенный конструктивный вариант самосвалов. В большинстве случаев подъемный механизм работает от двигателя внутреннего сгорания самого ТС.
По типу подвижного состава самосвалы разделяют на следующие типы:
- обычные одиночные автомобили, используемые без прицепа;
- самосвальные поезда, в состав которых входят самосвал-тягач и один или два прицепа-самосвала;
- полуприцеп-самосвал и прицеп-самосвал.
Типы кузовов автомобилей-самосвалов
Кузова самосвалов имеют разные размеры и форму. Предлагаемые конфигурации:
- Прямоугольная с низко расположенным центром тяжести. Удобная в эксплуатации, устойчивая, но стыки плохо прочищаются после транспортировки сыпучих материалов.
- Полуэллипс. Такие кузова удобны с точки зрения очистки углов. Но они имеют существенные недостатки – высокий центр тяжести и небольшой полезный объем.
- Совок. Задняя часть кузова приподнята, задний борт отсутствует. Такая техника применяется для транспортировки щебня, крупных камней.
- Корыто. Удобная форма без четких углов, обеспечивающая рациональное использование внутреннего пространства.
При решении вопроса, какой самосвал выбрать, прежде всего, учитывают условия эксплуатации, функциональное назначение, необходимую вместимость кузова, тип автоматической разгрузки.
Источник статьи: http://www.buspiter.ru/articles/421.html
Самосвал
Содержание
Самосвал представляет собой разновидность саморазгружающегося автомобиля, оснащенного прицепом, полуприцепом или кузовом бункерного вида. Чтобы разгрузиться, он механически наклоняется при помощи гидравлики. Также встречаются модели с принудительной шнековой разгрузкой и телескопическими подъемниками.
Назначение самосвалов
Самосвалы применяются для транспортировки сыпучих или мелкоштучных грузов. Это может быть доставка инертных или навалочных материалов на строительную площадку, в ходе дорожно-ремонтных работ, при возведении объектов инфраструктуры. В сельском хозяйстве машины этого типа востребованы в период уборки урожая и заготовки кормов, при проведении мелиоративных мероприятий. Их применяют для устранения снежных завалов и вывоза мусора коммунальные хозяйства и крупные компании. Еще одна узкая специализация самосвалов заключается во вскрытии и разработке полезных ископаемых карьерным (открытым) способом.
Виды самосвалов
Самосвалы – спецтехника широкого применения. Многопрофильность ее применения была бы невозможной без определенных отличий в конструкции. Сегодня принято несколько способов классификации самосвалов.
Машины могут иметь такие способы выгрузки:
В качестве кузова в самосвале могут использоваться:
- бункер,
- платформа,
- съезжающий бункер,
- движущаяся платформа.
Способы наклона кузова:
- гидравлический;
- шнековый (или винтовой);
- принудительный;
- с помощью телескопического подъемника.
Также доступны следующие способы разгрузки:
В зависимости от назначения выделяют следующие типы самосвалов:
- Дорожные. Наиболее популярная разновидность машин. Используется для перевозки грузов по дорогам общего пользования. Вместимость такого самосвала обычно не превышает 40 тонн. Его можно использовать во время строительных работ, в сельском хозяйстве в процессе заготовки урожая, в добывающей и перерабатывающей промышленности. Подобные машины часто находятся на балансе коммунальных служб. Особенность этих самосвалов в том, что у них достаточно низкая проходимость по бездорожью и пересеченной местности.
- Карьерные (внедорожные). В эту категорию попадают самосвалы с увеличенной мощностью и грузоподъемностью, способные перевозить за один подход до 450 тонн материалов. Чаще всего среди них встречаются задне- и полноприводные модели с электромеханической трансмиссией. Карьерные самосвалы отличаются низкой маневренностью и имеют существенные ограничения по скорости передвижения. На практике они часто используются в паре с экскаваторами во время вскрышных работ, при проведении горных выработок открытым способом.
- Сочлененные. Технику этого вида также принято называть землевозами. В них имеется шарнирно-сочлененная рама, которая соединяет кабину и кузов. Для этих агрегатов характерна повышенная проходимость с отличной маневренностью. Такие самосвалы способны перевозить в среднем 10–50 тонн грузов, двигаясь при этом с высокой скоростью даже по сложным участкам пути.
- Подземные. Это самосвалы, предназначенные для проведения выработок в забоях и разрезах при условии небольшого градуса наклона ствола. В конструктивном плане они представляют собой тягачи с прицепом на двойной шарнирной сцепке. Доступны модели как малой тоннажности, так и большой (от 1 до 40 тонн).
Характеристики самосвалов
В зависимости от назначения могут серьезно отличаться характеристики самосвалов. К основным из них относят грузоподъемность, вес, полную и снаряженную массу, параметры двигателя и колесной базы. Рассмотрим их подробнее.
Грузоподъемность. У некоторых моделей этот параметр может достигать 450 тонн, хотя на практике наиболее востребованы самосвалы, способные перевозить за один раз не более 40 тонн материалов.
Снаряженная масса. Вес техники без грузов варьируется от 6 до 50 тонн.
Полная масса. Суммарный вес груза и техники может составлять до 500 тонн.
Скорость передвижения. В среднем она составляет 45–70 км/ч.
Количество мостов колесной базы. Наиболее популярны модели, в которых их 2, 3 или 4.
Максимальная мощность двигателя. Большинство самосвалов оснащено моторами, способными развивать от 200 до 700 л. с.
Коробка передач. Она может механической или автоматической.
В качестве навесного оборудования к самосвалу используются дозаторы. Они представляют собой кронштейны, которые стопорят борт в момент опрокидывания. Это позволяет повысить точность и аккуратность выгрузки сыпучих материалов.
Самосвалы Cat®
Благодаря широкому диапазону грузоподъемности самосвалы широко используются во всем мире для перевозки как небольших объемов материалов, так и крупных грузовых партий. Основные требования, которые предъявляются к технике этого вида, – выносливость и надежность. Двум этим условиям удовлетворяют самосвалы Cat®, выпускаемые компанией Caterpillar. В ассортименте этого производителя представлены внедорожные машины и техника с шарнирно-сочлененной рамой. В первом случае это самосвалы высокой проходимости, предназначенные для использования на горных разработках и в карьерах. Во втором – достаточно легкие и маневренные машины, простые в управлении и обслуживании. Вся техника проходит строгий контроль и тестирование в сложных условиях эксплуатации.
В нашем каталоге представлены актуальные модели самосвалов Cat®, отличающиеся грузоподъемностью, конструктивными особенностями и сферой применения. Узнать больше о новой технике от Caterpillar, а также уточнить условия аренды для машин с пробегом можно у наших консультантов по любому из контактных телефонов.
Источник статьи: http://www.vost-tech.ru/wiki/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BB/
Виды самосвалов, их грузоподъемность и габариты
В целях облегчения своего труда, человечество путем различных манипуляций к колесу прикрутило тележку – кузов. Тем самым люди научились перемещать свои товары на большие расстояния.
Прогресс не стоял на месте, постепенно передвижная техника усложнялась, усовершенствовалась. Кто-то изобрел колесо, кто-то придумал подобие современного кузова, кто-то разработал двигатель внутреннего сгорания. И вот, спустя многие годы, кто-то все это собрал в единый механизм и назвал это машиной! Процесс совершенствования не стоял на месте и как результат трудов человеческих, на свет появился грузовик, который сам выгружается! Не нужно рабочим лопатами махать, силы напрягать, все легко и просто.
Если бы древние египтяне тогда имели в своем распоряжении такие возможности, вероятно пирамид было бы построено значительно больше, хотя наука до сих пор в недоумении, при помощи чего перемещались такие громадные камни.
Назначение самосвалов
Прямое назначение – перевозка с последующей автономной выгрузкой без участия человека. Водитель, он же оператор, производит само выгрузку при помощи механизмов, установленных производителем.
Перевозимые товары и материалы могут быть как насыпным вариантом, так и штучным, к примеру:
- грунт;
- песок;
- щебень;
- снег;
- шпалы;
- механизмы;
- кирпич на паллетах;
- цемент в мешках.
Виды самосвалов
Завод изготовитель предлагает следующие варианты:
- низкой грузоподъемности – не более 2 тонн;
- средней – до 6 т;
- повышенной – до 14 т;
- особо высокой – более 14 т.
По своему предназначению самосвалы бывают:
- бытовые строительные – уборка снега, мусора, перевозка небольших грузов населению;
- карьерные, задействованы в карьерах по добыче ископаемых, песка, грунта, щебня;
- сельскохозяйственные, с усиленной проходимостью, участвуют в процессах уборки урожая;
- специальные автосамосвалы, бетоновозы.
Еще один важный фактор, на который нельзя не обратить свой взор – проходимость.
Автопарк представлен следующими моделями:
- простые дорожные с колесной подвеской 4 х 2 или 6 х 4
- многотонные внедорожные варианты, типа Белаз
- усиленной проходимости с подвеской 4 х 4, 6 х 6
Разновидности подвижного состава:
- Обычные – одиночные, без прицепа;
- автосамосвал плюс один или несколько прицепов;
- полуприцепы;
- автоприцепы.
Ввиду некоторых особенностей конструкции, они подразделяются:
- одиночные, не приспособленные для прицепов;
- тягачи, с механизмами для привязки прицепа с усиленной мощностью.
По конструкции платформы для размещения, могут быть:
- Бункер с наклонным полом – выгрузка производится путем естественного ссыпания груза;
- самоопрокидывающиеся бункера, авто выгрузка происходит за счет массы груза;
- бункер с пневморазгрузкой различных сыпучих материалов;
- бункер с подвижным полом, во время выгрузки груз смещается взад или к какому-то борту;
- телескопический, выгрузка происходит за счет сдвигания звеньев корыта авто.
Разновидность машин по способу поднятия кузова в разных направлениях:
Весьма востребованными на рынке являются:
- самоопрокидывающиеся самосвалы, где наклон и выгрузка происходит за счет загруженной массы;
- полусамосвалы – разгрузка осуществляется в специальных местах при помощи специального стационарного крана. Системой подъема отсутствует, применяется с высокой рентабельностью в заранее указанных пунктах разгрузки. Единственным минусом такой техники является ограничение по применению и обязательное наличие крана;
- с принудительным подъемом, здесь источник энергии есть собственный двигатель. В основном сброс осуществляется в любую сторону, поэтому такая разновидность наиболее популярна.
Дорожные автосамосвалы
Указанные средство наиболее востребовано на рынке техники. Возможность таких автомобилей не превышает 40 тонн, перевозка осуществляется по дорогам общего назначения.
Данный вид применяется:
- в дорожном строительстве;
- вывоз снега;
- вывоз мусора;
- доставка строительных материалов на строительные площадки и населению;
- уборка урожая на полях;
- в добывающей и перерабатывающей промышленности.
Именно данный вид применяют городские службы, они стоят у них на балансе.
Производят такие машины все основные производители грузового транспорта.
Располагая две либо четыре колесных оси, они не предназначены для передвижения по бездорожью и топям.
Карьерные самосвалы
Отличаются повышенной мощностью, проходимостью и высокой грузоподъемностью порядка 450 тонн. Ввиду больших размеров, предусмотренных конструкцией, движение по дорогам общего пользования запрещено. Сборка таких стальных гигантов производится непосредственно на месте, доставка механических узлов делается заранее.
Применяются такие транспортные средства в карьерах по добыче полезных ископаемых, щебня, песка, руды.
Такие модели имеют задний либо полный привод с электрической трансмиссией, также имеют ограничение по скорости перемещения, имеют низкую маневренность.
Как правило, такие гигантские богатыри используют в паре со специальными гидравлическими экскаваторами, которые загружают гигантский кузов за 3 – 5 раз! Рынок таких экскаваторов уже имеет такие экземпляры с ковшами порядка 75 кубических метров породы (это больше ста тонн материала). В паре, например, с Белаз – 75710 работы по разработки карьеров производятся довольно быстро, такой богатырь без особого труда перевезет груз в 450 тонн!
Сочлененные самосвалы (землевозы)
Данные транспортные средства выполнены с шарнирно сочлененной рамой, которая соединяет платформу и кабину. Такая техника отличается повышенной проходимостью, высокой скоростью передвижения и отличной маневренностью по самым сложным дорогам. Вместимость кузова, как правило, 10-50 тонн.
По способу разгрузки, в основном, универсальны, в этом их основное преимущество.
Производят такие землевозы на основе 3-х осных тягачей, т.е. сразу шесть колес являются ведущими, что положительно влияет на маневренность и проходимость.
Самосвалы для проведения подземных работ
Для работы под землей востребованы одноосные тягачи с полуприцепом на двойной шарнирной сцепке. Такая техника работает при наличии небольшого наклона основного ствола. Грузоподъемность таких машин не превышает 40 тонн, при этом они чрезвычайно маневренны. Конструктивно, такая специальная техника выполнена компактно, в виду работ в ограниченном пространстве. Постоянные места применения – забои и шахты, вывоз взорванных пород, шлака, полезных ископаемых, работа в тоннелях.Часто именно такую технику используют на горных дорогах и карьерах.
Подземные самосвалы без проблем работают на затяжных подъемах даже при максимальной загрузке кузова. Силовая система оснащена механизмом очистки отработанных газов, что очень важно для работы под землей, состоит из жидкостной ванны и кристаллического нейтрализатора.
Характеристики самосвалов
По своим производственным особенностям и назначению, характеристики существенно отличаются.
Основные параметры, на которые всегда обращают внимание:
- грузоподъемность;
- полная и снаряженная масса;
- мощность двигателя;
- ширина колесной базы;
- способ выгрузки.
В народном хозяйстве часто востребованы тягачи, способностью перевозить не больше 40 тонн. Им разрешен проезд по всем дорогам, они относительно маневренны и быстры.
Более мощные виды, способные перевозить порядка 400 тонн относятся к разряду специальной техники, имеют запрет на движение по основным дорогам. Полная масса таких гигантов может достигать порядка 500 тонн, поэтому асфальтное покрытие наших дорог физически не выдержит таких нагрузок.
Снаряженный вес, без груза, начинается от 6 тонн и достигает 50 тонн.
Производители оснащают свою технику мощнейшими моторами, способными перевозить максимально возможные тяжелые грузы. Мощность таких двигателей начинается от 200 л.с и заканчивается цифрой в 900 л.с., со скоростью передвижения до 100 /час. На шасси производитель устанавливает от 2 до 4 мостов, хотя на спецтехнике могут быть и больше.
На определенных моделях предусмотрена установка навесного оборудования. Таким оборудованием являются дозаторы кронштейны, которые в момент опрокидывания, стопорят кузов. Это делается для более точной и аккуратной выгрузки сыпучих грузов.
Конструктивная особенность выгружать груз на одну сторону также часто играет роль. Часто арендованный самосвал привлекают для однообразных операций, например, доставка грузов населению. Место разгрузки у каждого человека своя, кому-то направо, кому-то налево. В таком случае, предпочтение отдается самосвалу с универсальной возможностью разгрузки. Если же автомобиль будет использоваться только, например, для вывоза мусора на полигон, вполне возможно использовать кузов с односторонней выгрузкой.
Главными требованиями и показателями этих агрегатов, как доказано на практике, надежность и выносливость в особо тяжелых условиях.
Формы кузовов самосвалов и их особенности
Основной функцией кузова является рациональное размещение перевозимого груза.
Производители устанавливают следующие типы кузовов:
- Прямоугольная – функционально удобно, но после перевозки сыпучих материалов, стыки плохо очищаются. Центр тяжести в нем расположен низко, что положительно влияет на устойчивость транспортного средства.
- Полуэллипс – отсутствие углов и стыков облегчает процесс очистки кузова. Такая конструкция разрешает перевозить бетонные массы без потерь, но с появлением бетоновозов миксеров потребность в таких машинах отпала. Высокий центр тяжести и малый полезный объем не в пользу такой конструкции в целом.
- Корыто – золотая рациональная серединка, без углов, швов, с рациональным использованием внутреннего пространства.
- Совок – такая форма сразу видна, приподнятая задняя часть выделяет такой вариант среди прочих. Отсутствие заднего борта – характерная черта данной конструкции. Такая разновидность имеет свое применение на карьерах для перевозки валунов, щебня, породы.
Несмотря на отсутствие швов и углов, такая форма содержит ряд недостатков – высокий угол наклона, громоздкость конструкции из-за толстой стали, которая выдерживает удары ковша или падение валунов при загрузке. Из-за отсутствия заднего борта, невозможно рационально разместить груз.
При выборе техники необходим тщательный анализ характеристик и понимать для каких целей будет использоваться самосвал.
Источник статьи: http://m-s-k-region.ru/vidy-samosvalov-ix-gruzopodemnost-i-gabarity.html