История производства масштабных автомоделей на Саратовском ПО «Тантал»
Владельцев коллекционных автомоделей производства Саратовского завода «Тантал» можно по праву назвать счастливчиками. Ведь масштабные модели автомобилей времен СССР этого завода можно без преувеличения назвать украшением любой коллекции. Мало кто знает, но именно ПО «Тантал» является родоначальником масштабных моделей в бывшем Советском Союзе.
Краткая история ПО «Тантал»
Предприятие «Тантал» было основано в 1949 году на базе танковых ремонтных мастерских и называлось оно тогда – «Саратовский завод электроприборов». В 1971 году завод был переименован в Саратовский завод «Тантал». В 1976 году ему сменили название на «Производственное объединение «Тантал», которое продержалось до 1993 года. И уже в 1993 году завод получил свое нынешнее название — Открытое акционерное общество «Тантал».
Стоит отметить, что на протяжении всей своей истории существования в советский период, завод входил в структуру Министерства электронной промышленности СССР. Но помимо бытовых и промышленных электроприборов, на «Тантале» изготавливались вакуумные и твердотельные генераторы, служившие элементной базой для сложнейших систем вооружения. В это же Министерство входило и другое предприятие, связанное с модельным производством – Казанский завод радиокомпонентов, позже переименованное в ПО «Элекон». На этом заводе в Казани было налажен выпуск первых масштабных моделей грузовиков СССР (1978 год – КамАЗ-5511).
Начало производства масштабных моделей автомобилей
До начала выпуска масштабных машинок на заводе «Тантал» в середине 60-х годов было налажено производство игрушек, в том числе мотоциклов Иж-Юпитер-2К (масштаба 1:24), мотоцикла Днепр-2 (масштаба 1:30), металлических танков и подобной техники.
Далее, с подачи инициативной группы рабочих на заводе было создано конструкторское бюро (рук. Кожевников). Сотрудники КБ побывали на нескольких заводах Автопрома, где познакомились с производством настоящих машин. Были разработаны чертежи моделей-копий, и был начат выпуск масштабных машинок.
Первой моделью стал легендарный «Москвич-408» с номером А-1, который выпустили в 1971 году. Конечно же, он сильно отличался от современных моделей: дверцы не открываются, сама модель насчитывает всего 9 элементов, колеса точеные, различные детали нарисованы краской. Однако именно он является одним из самых почитаемых у коллекционеров сегодня. В качестве примера конструкторы Тантала ориентировались на модель Dinky, которую привезли из Франции. На Москвиче, также как и на Dinky, капот крепился на пластине и мог открываться и закрываться.
Вторая модель Москвича-408 под номером А-2 увидела свет в 1973 году. В этом же году начался выпуск других моделей – «Москвичей» — 426, 427, 433 и 434. Однако их масштабное производство началось год спустя.
До 1975 года маркировка выпускаемых моделей не была приведена к единой. Был период, когда «Москвичи» 408 и 412 маркировали артикулами – до 1973-1975 гг, а с 1974 по 1975 артикулами маркировались модели «Москвича» — 426, 427, 433, 434. В 1975 году на заводе было принято решение установить единую маркировку: номер А1 для «Москвича-412» и номер А-2 для «Москвича-408». В конце 70-х годов основной выпуск масштабных моделей автомобилей был перемещен на завод «Радон» (г. Маркс, Саратовской области), который входил в ПО «Тантал».
Вскоре было начато масштабное производство и продажа моделей советского Автопрома, причем их продавали не только на территории СССР, но и за пределами Союза – в 40 странах по всему миру. На эскорт шли модели, на днище которых название «Москвич-412» было нанесено латинскими буквами. В начале 80-х годов на заводе был налажен выпуск моделей тракторов МТЗ-82 и ДЗ-117 в 43 масштабе, «ВАЗов» и других моделей. К тому же происходило повышение сложности и копийности осваиваемых моделей, в которых становилось все больше деталей и открывающихся элементов.
Уже в 1982 году выпуск всех моделей составлял 2 миллиона штук в год. Однако, разные источники того времени говорят по-разному: одном журнале была названа цифра – 10 миллионов машинок за 10 лет (имеется ввиду с начала поступления в массовое производство в 1974 году), другой источник называет уже цифру 18 миллионов за 12 лет. Так ли это или нет, сейчас уже проверить вряд ли получится. Тем не менее, цифры эти остаются внушительными, учитывая что номенклатура выпускаемых моделей также увеличилась: на тот момент помимо «Москвичей» выпускались мини-копии практически всех советских автомобилей того времени. Она включала правительственные серии, спецавтотранспорт, легковые автомобили и др.
1975 год — «Москвич-403» (А7), «Москвич-412 ГАИ» (А8), ВАЗ-2101 (А9), ВАЗ 2102 (А11).
1976 год — серийный выпуск «Москвич-403» (А7), «Москвич-412 ГАИ» (А8), ВАЗ-2101 (А9), ВАЗ 2102 (А11), Москвич-412 Иж (А10).
1976-1978 гг. — ЗАЗ-968 (А16).
1977 –»Иж-Комби» (А12), ВАЗ-2101 ГАИ (А17), «Москвич-пикап» (А19).
1978 год – начато производство моделей с тамповками символики Московской Олимпиады-80, автомобиля «Чайки» ГАЗ-13 (А15), «Волг» ГАЗ-2402 (А13) и ГАЗ-24 (А14), РуссоБалта С24/40 Торпедо (А22). В этом же году было завершено производство «Москвич-412» Иж (А10) и ЗАЗ-968 (А16).
1979 год — RAF-2203 (А18).
1980 год — RAF-2907 (А21), ВАЗ-2121 «Нива» (А20), ГАЗ -2402 «Эскорт» (А23), ГАЗ-2402 «Скорая помощь» (А24), ГАЗ-24 ГАИ (А26),электрифицированной модели «Чайки» ГАЗ-13; окончание производства моделиRAF-2907 (А21).
1981 год — УАЗ-469 (А34), П1 Полуприцепа «Скиф»-М для модели ВАЗ-2121.
1982 год — ЗиЛ-117 (А31), Руссо-Балт С24/30 ландоле (А35), Руссо-Балт С24/30 дубль-фаэтон (А36), Руссо-Балт С24/40 лимузин-берлин (А37), МТЗ-82 «Беларусь» (Т-1).
1983 год — RAF-патрульная (А25), ВАЗ-2105 (А39), УАЗ-452В (А41), ДЗ-117 Т-130 (Т-2); окончание производства модели «Москвича-403». Появление на днищах моделей надписи «Made in USSR».
1984 — ВАЗ-2107 (А40)
1985 — ЗиЛ-115 (А42)
1986 — ГАЗ-3102 «Волга» (А38). Прекращение нумерации моделей.
1988 — ГАЗ-А.
1989 — ВАЗ-2108.
1990 — «Москвич-2141» и ВАЗ-2109.
1991 — начало производства модели прицепа КП-2-48 (полевая кухня) для УАЗ-469, МТЗ-82, прицепа ГАЗ-704 для тех же моделей.
Источник статьи: http://www.automodeli.su/stati/62-istoriya-proizvodstva-masshtabnykh-avtomodelej-na-saratovskom-po-tantal
Масштаб 1;43. Выпуск копий моделей авто в Саратове, в советские годы!
Эта небольшая статья, как краткая фото история о масштабных моделях копий отечественного автопрома, которые выпускались в нашем Саратове в 70-90 года прошлого столетия. Кто жил в то далекое время, в нашем городе, тот наверняка вспомнит замечательные копии автомобилей отечественного автопрома и их фантастическую реальность и похожесть на настоящие авто. Большую часть фотографий, вы увидите в конце статьи. Приятного просмотра.
Завод Тантал работает на территории Саратова очень давно. А именно с 1949 года, когда был образован «Саратовский завод электронных приборов».
Новый завод, в основном специализировался на выпуске военной продукции. Завод был образован на базе танковых ремонтных мастерских. Назначение этих мастерских, в грозное для страны время, был ремонт танковых машин, которые выходили из строя. Рабочие практически жили на казарменном положении при мастерских на 2 дачной, работая по 20 часов в сутки. Первым директором завода был первый секретарь райкома партии тов. Шевченко Всеволод Петрович.
А в 1971 году, название завода обрело привычным для нашего слуха название, «Тантал». Кстати на всем протяжении своей Советской истории, завод входил в структуру министерства электронной промышленности СССР. В советские годы и ранние времена Российского государства, помимо военной продукции, завод выпускал продукцию и бытового назначения.
Первая СВЧ печь времен СССР, сделанная на заводе «Тантал»
Помните, в начале дефицитные, а потом и вовсе ставшие знаменитыми по всей стране, видео магнитофоны Электроника ВМ-12,18 и 32.
Приобрести такое проигрывающее видеоустройство для советского человека, считалось почти успехом всей его жизни. Наверное, по значимости, можно было сравнить, с покупкой автомобиля.
А еще ранее, во времена Советского Союза, начиная с 70-х годов, завод выпускал замечательные коллекционные автомобильные машинки, уменьшенные копии (1:43) авто, которые рассекали по дорогам нашей великой страны. Огромная заслуга в развитие завода и в том числе и развитии на заводе моделирования, о которых идет речь в статье, директора завода,Умнова Георгия Архиповича и его команды. Директор Умнов Г.А., руководил заводом, с 1972 по 1997 года. Сотрудники завода «Тантал», постарались на славу и создали в те времена, шедевральные масштабные копии, настоящих автомобилей. Для того, что бы создать модели идеально похожие на настоящие машины, сотрудникам КБ, пришлось побывать на настоящем производстве отечественного автопрома, где командированные инженеры конструкторского бюро, внимательно изучили «настоящее» производство. И только после этого были созданы чертежи, по которым начали сначала, минимальными партиями, а впоследствии и массово, производить модели машин. Первая модель машины была уменьшенной до масштаба 1:43, копией легендарной машины, Москвич – 408. Модельку, выпустили в 1971 году. А уже в 1973, на свет появились новые модели — копии Москвичей 426, 427, 433 и 434, а скоро было налажено и их промышленное производство. В дальнейшем производители разрабатывали и выпускали копии и других автомобилей отечественного автопрома.
В конце 70-х годов, основное производство моделей машин, было перенесено из нашего города на завод «Родон», который находился под в Саратовом, в городе Маркс и входил в состав ПО «Тантал». Там продолжился выпуск этих интересных моделей.
Модели успешно продавались по всей территории Союза. Модели отечественного Автопрома с большим успехом расходились и за рубежом, более чем в 40 странах мира. Количество «шевелящихся и открывающихся» деталей в моделях постоянно увеличивалось.
Статистика выпуска этих авто мини шедевров впечатляет. За 1982 год было выпущено 2 млн. штук моделей машинок. А всего,за период с 1974 года по 1986, т.е. за 12 лет производства, было выпущено более 18 млн. штук моделей. Внушительная цифра, правда?
Масштабированный выпуск моделей с 1975 года был таков
В 1975 году Москвич-403 и Москвич – 412 (Гаи), Ваз 2101, и и ВАЗ 2102, а закончилось масштабный выпуск моделей этого производства в 1991 году выпуском прицепа ( полевая кухня), а так же прицепа ГАЗ-704, для Уаз-469. А далее, далее производство этих замечательных «игрушек» к сожалению, свернулось.
Я помню, как в Советское время, в Саратове ( окончание 70 годов) , такие машинки продавались практически во всех киосках союз печати, и «простенькие» модели «Москвичей», стоили относительно не дорого, всего 3 рубля, 50 копеек. У меня их штук 10 разных было.
Особо интересно было пробовать покрутить руль, впихав детский мизинчик в открытую дверцу. По открывать и позакрывать капот или багажник очередной модели. Да уж было время такое, под названием детства…. .Жаль больше не вернуть его…. А вот еще несколько фото, у товарища их было много, жаль, что и машинок этих больше нет, продал-раздарил.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e382b50d08df4334dde37ad/masshtab-143-vypusk-kopii-modelei-avto-v-saratove-v-sovetskie-gody-5fc921ab52642f33b99076f9
Список масштабных моделей времен СССР, выпускавшихся на Саратовском заводе «Тантал» (названия моделей, номера, артикулы, тамповки)
Все названия моделей, номера и артикулы, соответствуют тем данным, которые указывались на дне машинок.
МОСКВИЧ-408 — А1 (артикул), 412 — А2, 426 — А3, 427 — А4, 433 — А5, 434 – А6, 403 — А7, 412 — А8 «Патрульная» (само название указывалось на упаковке)
ВАЗ 2101 — А9
ИЖ-МОСКВИЧ-412-ИЖ — А10
ВАЗ-2102 — А11
ИЖ-1500-КОМБИ — А12
ВОЛГА ГАЗ-2402 — А13, ГАЗ-24 — А14
ЧАЙКА ГАЗ-13 — А15
ЗАПОРОЖЕЦ ЗАЗ-968 — А16
ВАЗ 2101 «ГАИ-Патрульная» — А17
RAF-2203 — А18
МОСКВИЧ-ПИКАП А19
LADA 2121 NIVA – А20
RAF-2907 — А21
РУССОБАЛТ С 24-40 — А22 «торпедо»
ГАЗ-2402 — А22, «эскорт»
ГАЗ-2402 — А24, «скорая помощь»
RAF-ПАТРУЛЬНАЯ — А25
RAF-М-22031 — А26, «скорая помощь» – данные экземпляры были выпущены под ошибочным номером, правильный номер — А27. РАФы А26 были тамповаными, имели белое днище, хромированный бампер, перегородку в салоне.
ВОЛГА ГАЗ-24 — А26, «милиция»
RAF-М-22031 — А27, «скорая помощь»
А28 – не производилась, номер планировался для Москвича-2140 (по другим данным — для Москвича-2141)
А29 – не производилась, номер планировался для Москвича-401
А30 – не производилась, номер планировался для ГАЗ-А
ЗИЛ-117 — А31
Руссо-Балт С 24/40 лимузин — А32
А33 — модель не поступила в производство, номер планировался для электрофицированной Чайки ГАЗ-13
УАЗ-469 — А34
Руссобалт С 24/30 ландоле — А35
Руссобалт С 24/30 дубль-фаэтон — А36
Руссо-Балт С 24/40 лимузин-берлин — А37
ВОЛГА ГАЗ-3102 — А38
ВАЗ-2105 — А39
ВАЗ-2107 – А40
УАЗ-452в — А41
ЗИЛ-115 — А42
А43 – не производилась, номер планировался для ВАЗ 2108 (скиф)
Источник статьи: http://www.automodeli.su/stati/63-spisok-masshtabnykh-modelej-vremen-sssr-vypuskavshikhsya-na-saratovskom-zavode-tantal-nazvaniya-modelej-nomera-artikuly-tampovki