Сигнализатор состояния автомобильных фар (К561ЛЕ5)
В журнале №7 за прошлый год быластатья автора «Сигнализатор не включенных фар» (Л.1). Задачей сигнализатора было короткими повторяющимися звуковыми сигналами напоминать водителю о необходимости включить фары. После включения зажигания устройство издает короткий звуковой сигнал. Далее, если фары не были включены, устройство с периодичностью в 10 секунд подает короткие звуковые сигналы, до тех пор, пока не будут включены фары или выключен двигатель.
Но есть и другая проблема, — по окончании поездки можно забыть выключить фары. Здесь описывается доработка схемы таким образом, чтобы устройство предупреждало и о не выключенных фарах, и делало это следующим образом, — если выключить зажигание, и не выключить фары, то при открывании двери раздается продолжительный звуковой сигнал.
Схема сигнализатора
Доработанная схема показана на рисунке в тексте. Теперь есть еще две точки подключения к электрооборудованию автомобиля, — цепь габаритного света («Г.С.») и цепь дверных датчиков («Д.Д.»).
В подавляющем большинстве автомобилей, включение ближнего или дальнего света осуществляется после предварительного включения габаритного света. То есть, либо выключатель света сделан на три положения, так что сначала включает габаритный свет, а затем дальний или ближний, либо кнопки зависимы, и включить дальний или ближний свет, не включив предварительно габаритный, не возможно. При этом, после выключения зажигания дальний (ближний) свет гаснет, а габаритный остается гореть.
Рис. 1. Принципиальная схема сигнализатора состояния автомобильных фар.
Ток габаритного света достаточно высок, и если в таком состоянии оставить машину на длительное время, аккумулятор может разрядиться на столько, что пуск двигателя будет невозможен.
Как работает схема, предупреждая о не включенных фарах, подробно описано в Л.1. Здесь будет описано, как она теперь работает при не выключенных фарах.
И так, при включенных фарах напряжение поступает на ближний или дальний свет («Б.С.», «Д.С».), а так же и на габаритный свет («Г.С.»).
Если выключить зажигание, и при этом оставить включенные фары, то напряжение пропадает на клеммах «3.3.» (замок зажигания), «Б.С.» (ближний свет) и «Д.С.» (дальний свет). Но остается напряжение на габаритном свете (клемма «Г.С.»). Через диод VD6 это напряжение поступает на 14-й вывод микросхемы и этим поддерживает питание схемы.
Так же, это напряжение поступает и на транзисторный ключ на транзисторе VT1. Если зажигание выключено, габаритный свет включен, но дверь машины не открывают, схема будет с периодичностью в 10 секунд подавать короткие звуковые сигналы, напоминающие о том, что фары включены, точно так же, как в том случае, когда машина едет с выключенными фарами.
Но, при открывании двери замыкается дверной датчик (клемма «Д.Д.») и транзистор VT1 открывается, с его коллектора через диод VD5 поступает напряжение логической единицы на вывод 6 элемента D1.2. На его выходе устанавливается ноль, который включает мультивибратор на элементах D1.3-D1.4 и пьезоэлектрический звукоизлучатель BF1 звучит продолжительным звуком.
Заключение
После выключения фар питание схемы полностью отключается и она больше не издает никаких звуков. Рекомендации по деталям и налаживанию такие же, как в статье Л.1. И монтаж выполнен таким же образом.
Мешков П.А. РК-2016-03.
Литература: 1. Мешков П.А. «Сигнализатор невключеных фар», РК2015-07.
Источник статьи: http://www.qrz.ru/schemes/contribute/auto/signalizator_sostoania_avtomobil_nyh_far_k561le5.html
IZh Москвич 412 › Logbook › Сигнализатор невыключенных фар
И снова здравствуйте, дорогие читатели!
Стал подлавливать себя на забывчивости, постоянно оставляю фары включенными когда выхожу из машины. Плохая привычка, чреватая севшим аккумулятором. Долго думал, как поступить. Хотел сначала придумать какую-нибудь автоматику, чтобы включала и выключала фары при заводе и глушении мотора, но потом нашел гораздо более простое решение — сигнализатор невыключенных фар. Делается всё элементарно просто.
Покупаем звуковой повторитель поворотов (обычный пьезодинамик со встроенным генератором внутри, 12V)
И пятиконтактное реле с колодкой:
Подключаем по схеме:
Плюс с зажигания берем с замка зажигания (+ подается только при включенном зажигании), плюс с габаритов берем с выключателя габаритов. В моем случае это был коричневый провод, вот он на эл. схеме:
Массу реле и (-) пищалки объединяем и подводим к концевику двери.
Получаем такую коробочку. Я спрятал её за обшивку в р-не блока предохранителей.
Схема работает таким образом: когда зажигание включено и включены фары — открываем дверь и… ничего не происходит)) Концевик двери включает реле (т.к. плюс идет с замка), и оно размыкает контакты 88 и 30, тем самым обрывая цепь питания пищалки. Но стоит выключит зажигание и открыть дверь, при этом не выключив фары, реле не включится ввиду отсутствия + с зажигания, контакты 88 и 30 будут продолжать быть замкнутыми и напряжение пойдет на динамик, при этом раздастся противный писк, который мигом заставит выключить фары.
Считаю это очень полезной функцией, которую каждый может сделать своими руками!
Всем добра, успехов и спасибо за внимание!
Источник статьи: http://www.drive2.com/l/10300240/
Сигнализатор чтобы не забыть включить фары
Сигнализатор включения ближнего света фар
По действующим в РФ правилам дорожного движения на движущемся в дневное время автомобиле должны быть включены фары ближнего света. Но включить фары днем водителя ничего не побуждает (и так все видно), поэтому легко забыть включить фары. А это грозит неприятным общением с сотрудником ГИБДД.
Знаю людей, для которых такая забывчивость была настоящей проблемой, и они даже подключали фары ближнего света к замку зажигания, чтобы они включались автоматически при включении зажигания. На мой взгляд, это не выход. Не стоит вносить в схему автомобиля такие изменения. А вот установить простенький сигнализатор, напоминающий водителю о необходимости включить фары — вполне оптимальное решение.
Сигнализатор не должен постоянно пищать, если двигатель работает, а фары выключены, ведь бывают случаи, когда фары при работающем двигателе включать не обязательно. Например, если машина стоит на прогреве или по какой-то причине водитель решил умышленно не включать фары (может быть из-за неисправности). Сигнализатор должен не «требовать», а «напоминать». Поэтому пищать он должен не постоянно, а попискивать с некоторой периодичностью, например, повторять каждые 30 секунд звук длиной в одну секунду.
Предложенные в различной литературе схемы на счетчиках и микроконтроллерах пришлось сразу отбросить из-за элементной базы. Нужно было сделать очень простой сигнализатор на одной простой микросхеме вроде К561ЛА7. Получилась схема, показанная на рисунке 1.
К автомобилю схема подключается только по питанию, — между замком зажигания и ламами ближнего света через диоды VD1 и VD2, которые не пускают на схему обратное напряжение, когда зажигание выключено, а фары горят.
В результате, питание на схему может поступить только в том случае, когда зажигание включено (плюс на анод VD1), а фары выключены (катод VD2 через нити накала ламп ближнего света идет на минус). Во всех остальных случаях питание на схему не поступает.
На микросхеме D1 типа К561ЛА7 сделана схема сигнализатора, состоящая из инфразвукового мультивибратора, звукового мультивибратора и формирователя импульсов длительностью в одну секунду.
Элементы D1.1 и D1.2 образуют схему инфразвукового мультивибратора, генерирующего импульсы с периодом около 30 секунд. Период задается RC-цепью R1-C1, и может быть легко уменьшен или увеличен подбором величин R1 и С1.
Элементы D1.3-D 1.4 образуют схему звукового мультивибратора. Частота генерации зависит от величин R4 и С4. Нагружен звуковой мультивибратор на пассивный пьезоэлектрический звукоизлу-чатель F1. Как известно, сигнальные звукоизлучатели такого типа характеризуются большой неравномерностью АЧХ с большим пиком в зоне резонанса. Поэтому, чтобы получить наиболее громкое звучание нужно частоту, генерируемую звуковым мультивибратором установить равной или близкой к частоте резонанса F1. Это можно сделать экспериментальным подбором величин R4 и С4. При этом громкость звука резко усиливается.
Звуковой мультивибратор управляется логическим уровнем на выводе 8 D1.3. Он генерирует только тогда, когда на этом выводе есть логическая единица.
По фронту каждого импульса на выходе инфразвукового мультивибратора цепь C3-R3 формирует импульс длительностью около 1 секунды, который поступает на вывод 8 D1.3 и включает звуковой генератор на одну секунду.
Продолжительность звучания сигнала можно установить подбором СЗ и R3.
Таким образом, в результате совместной работы инфразвукового и звукового мультивибраторов примерно через каждые 30 секунд раздается тональный звук длительностью примерно в одну секунду. И так повторяется периодически, пока подается питание на схему.
Светодиод HL1 служит световым индикатором, напоминающем, что нужно включить фары. Он горит все время, пока фары выключены, а зажигание включено. И служит для ускорения разряда С2, когда фары включают (или зажигание выключают).
Микросхему К561ЛА7 можно заменить любым аналогом в корпусе DIP-14 (под него сделана печатная плата), это может быть К176ЛА7, или зарубежный аналог типа «. 4011».
Пьезоэлектрический звукоизлучатель взят от неисправных электронных часов, но здесь подойдет практически любой пассивный пьезоэлектрический звукоизлучатель, например, ЗП-1.
Светодиод АЛ307 можно заменить любым индикаторным светодиодом.
Конденсаторы С1 и С3 пленочные, неполярные типа К73-17, но их можно заменить любыми другими аналогами. Важно чтобы это были неполярные конденсаторы.
Диоды КД521А можно заменить практически любыми другими аналогичными диодами (КД521, КД522, КД105, КД102, КД103, 1 N4002, 1 N4004, 1Ы4148идр.).
Монтаж выполнен на одной печатной плате с односторонними печатными дорожками. Схема платы показана на рисунке 2.
На схеме линиями показано места проложения печатных дорожек, без указания их реальной ширины и формы. Изготавливая плату, дорожки можно нарисовать маркером для письма по CD или DVD дискам или стеклу. После травления его можно смыть бензином или любым другим растворителем.
Источник статьи: http://radiohata.ru/motorists/517-signalizator-chtoby-ne-zabyt-vklyuchit-fary.html
Сигнализатор напоминает выключить фары
Свет фар и подсветки панели приборов днем мало заметен водителю. Так можно и забыть выключить фары, и получить к концу рабочего дня разряженный аккумулятор. Два раза так «попал», прежде чем оснастил «девятку» такой вот схемой.
Сигнализатор издает прерывистый звук , если двигатель заглушён, фары включены и открыта передняя дверь. Таким образом, если вы забыли выключить фары, – при выходе из машины сигнализатор вам об этом напомнит.
Схема проста. Состоит из генератора импульсов на микросхеме К561ЛА7, эмиттерного повторителя с микродинамиком на выходе, и трех диодов, отвечающих за логику работы схемы.
Положительный потенциал питания берем с цепи питания габаритных огней (она же цепь питания подсветки приборов, номерного знака). Этот потенциал поступает через диод VD3. Отрицательный потенциал на питание микросхемы поступает через диод VD1 от цепи внутрисалонного освещения, – от микровыключателей в дверях, которые замыкают контакт на минус при открывании двери.
И так, если фары включены и открыть дверь то на микросхему D1 поступает питание. Теперь нужно определить работает двигатель или выключен. Это можно сделать двумя способами. – по давлению масла и по наличию напряжения на системе зажигания.
В любом случае, катод диода VD2 нужно соединить либо с контактным датчиком давления масла («на лампочку»), либо с выходом замка зажигания. При работающем моторе здесь будет положительное напряжение и транзистор VT1 будет закрыт. При выключении мотора здесь будет отрицательный потенциал, и транзистор VT1 будет открываться импульсами от D1. Динамик В1 будет звучать прерывисто. В качестве В1 можно применить любой динамик, динамический или электромагнитный сопротивлением не ниже 16 От, без встроенного генератора, Например, от телефонного аппарата.
Источник статьи: http://xn—-7sbbil6bsrpx.xn--p1ai/2600.html
Сигнализатор включения фар автомобиля
В связи с требованиями «Правил дорожного движения», все автомобили должны передвигаться с включенными фарами ближнего света. В дневное время, лампы индикации включения наружного освещения на панели приборов автомобиля практически не видны, а звуковая индикация, чаще всего, отсутствует.
Поэтому у части автолюбителей, из-за невнимательности, иногда возникают проблемы. Некоторые просто забывают включить свет при начале движения и поэтому бывают наказаны инспектором ГИБДД. Или забывают выключить фары при остановке двигателя, что при длительной стоянке приводит к значительному разряду аккумулятора настолько, что пуск двигателя будет невозможен.
Гражданам на иномарках эта тема неактуальна, их проблемы предотвратили трудолюбивые жители Поднебесной. Но некоторым автолюбителям отечественного автопрома, до настоящего времени, эти «недоразумения» периодически портят много нервов. Для них предлагается изготовить несложное компактное и экономное устройство предупредительной звуковой индикации. Оно напоминает водителю о необходимости включения ближнего света в начале движения, а также предупреждает о не выключенных фарах при остановке.
Режимы работы сигнализатора:
Двигатель включён, фары не горят – периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости включить фары.
При включении фар и работающем двигателе – звуковой сигнал прекращается и загорается светодиодный индикатор наличия ближнего света.
Двигатель выключен, но фары горят — периодический звуковой сигнал в течении 20 сек, горит светодиодный индикатор наличия ближнего света (до выключения фар). Время работы таймера настраивается, возможно отключение таймера.
Дополнительная функция — появление периодического звукового сигнала (другой частоты) при срабатывании какого – либо датчика (задний ход, незакрытая дверь, …). В данном сигнализаторе появляется звук и загорается свой светодиодный индикатор, когда включается ручной тормоз при работающем двигателе (короткая остановка – светофор, ж/д переезд).
При выключенных зажигании и ближнем свете, сигнализатор ток не потребляет.
Схема этого сигнализатора выполнена на простой логике, не содержит импортных, специальных и дорогостоящих комплектующих, изготовить его самостоятельно не составит большого труда.
Сигнализатор собран на двух микросхемах К561ЛА7, сохраняющих работоспособность при напряжении питания от 5 до 15…18 В. В интернете предлагаются схемы сигнализаторов с похожими функциями, выполненные на одной микросхеме. Но сэкономив на второй микросхеме 20-30 рублей, мы получим надоедливый постоянный звук с ограниченной настройкой и отсутствие дополнительных возможностей сигнализатора.
Элемент DD1.1 с резистором R3 и конденсатором С1 представляют собой таймер, ограничивающий время работы генератора звука, чтобы водитель мог оставить включенными габаритные огни автомобиля без звукового сигнала, например, во время ночной стоянки. Элемент DD1.2 выполняет роль управляющего элемента, разрешающего работу генератора. На элементах микросхемы DD2 собран генератор периодического звукового сигнала.
1. Работа генератора звукового сигнала.
Генератор звуковой частоты (ЗЧ) собран по типовой схеме на логических элементах DD2.3 и DD2.4. Частоту генератора определяют R7 и С3. Для настройки приятного тембра звука, установлен построечный резистор R7. По окончании настройки, можно измерить тестером величину сопротивления и заменить его на постоянный резистор.
Работой генератора ЗЧ управляет второй генератор низкой частоты на элементах DD2.1 и DD2.2. За счет подбора емкости С2 (100 — 220мкф) и регулировки работы генератора с помощью переменного резистора R6 можно добиться формирования коротких (до 0,5сек) импульсов с паузами длительностью 1…300 сек.
2. Сборка и настройка генератора звукового сигнала.
Для проверки и настройки схемы, собираем оба генератора на монтажной плате.
Громкость сигнала усиливаем транзистором Т1. В качестве нагрузки усилителя можно использовать динамическую головку, наушник или головку от старой телефонной трубки сопротивлением 16 … 50 ом. При совместной работе обоих генераторов формируются короткие тональные сигналы. Настраиваем тональность и периодичность сигналов.
3. Сборка и отладка сигнализатора.
Для проверки и отладки работы сигнализатора, собираем остальную часть схемы на монтажной плате.
4. Проверяем работу логики сигнализатора.
При поступлении на оба входа микросхемы К561ЛА7 логический «1», на ее выходе будет логический «0». При других сочетаниях уровней на входах — логическая «1» на выходе.
При включении зажигания, напряжение бортовой сети поступает на вход 5 элемента DD1.2, т.е. на нем появляется логическая «1». При выключенном ближнем свете и габаритных огнях (далее — освещение) на входе 6 элемента DD1.2, соединенном через R5 с минусом аккумулятора, присутствует логический «0». В результате, на выходе 4 устанавливается логическая «1» разрешающая работу генератора. Элемент DD1.1 на работу генератора не влияет, т.к. имеет на выходе лог. «0». Звучит периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости включить фары.
При включении освещения, на входе 6 элемента DD1.2, лог. «0» заменяется на лог. «1», и на выходе 4 устанавливается лог. «0» запрещающий работу генератора. Сигнализатор «молчит». Включается светодиодный индикатор наличия ближнего света.
При выключении зажигания, на входе 5 элемента DD1.2 устанавливается лог. «0». Т.к. при не выключенном освещении, на входе 6 элемента DD1.2 остается лог. «1», на выходе 4 появляется уровень лог. «1» разрешающий работу генератора. Звучит периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости выключить фары.
Но при этом также прекращается подача напряжения на входы DD1.1. Конденсатор С1 постепенно разряжается через резистор R3. При достижении на входах элемента DD1.1 уровня лог. «0», на выходе 3 появляется уровень лог. «1», запрещающий работу генератора. При указанных на схеме номиналах С1 и R3, время работы генератора составляет примерно 20 сек, чего достаточно для напоминания водителю о включенном ближнем свете.
Если при включенном зажигании включить ручной тормоз, сигнал с генератора низкой частоты на элементах DD1.3, DD1. 4 (выполненный на свободных элементах DD1) разрешит работу генератора ЗЧ на элементах DD2.3, DD2.4. Для исключения перепутывания источника, периодичность этого сигнала настраивается индивидуально с помощью R10, D11 и С4.
При выключении освещения и зажигания, питание микросхем через диоды D2 и D5 прекращается, сигнализатор отключается.
5. Монтаж отлаженной схемы сигнализатора на рабочую плату.
Готовим плату для монтажа и пайки деталей. Для этого вырезаем необходимый размер из универсальной платы, очищаем и лудим контактные дорожки.
Переносим детали с монтажной платы на рабочую, паяем детали, выполняем недостающую разводку соединений тонким монтажным проводом.
Сигнализатор может быть собран любым удобным способом, в том числе и навесным монтажом. При монтаже без ошибок и исправных деталях он начинает работать сразу же после включения.
Подключаем звуковую головку и испытываем работу сигнализатора.
6. Установка платы сигнализатора в корпус.
При положительных результатах, подбираем подходящих размеров корпус для защиты схемы сигнализатора от пыли. В данном случае использован флакон от шампуня.
Светодиодные индикаторы выводим на лицевую сторону.
Звуковая головка (в данном случае) устанавливается отдельно.
В конструкции сигнализатора использованы маломощные кремниевые диоды КД521, КД522 или другие, с допустимым током от 100 ма и напряжением не менее 20 вольт. Заменять микросхему К561ЛА7 на микросхему серии К176ЛА7 не рекомендуется, т.к. она может выйти из строя при напряжении питания более 12 В.
Источник статьи: http://usamodelkina.ru/8918-signalizator-vklyucheniya-far-avtomobilya.html