Как работает система «свой-чужой»: зачем Ронису Шарипову кроссовер за 5 миллионов?
Декор салона из крупнопористого коричневого ясеня, белый кузов, отделанный черной кожей салон и система кругового видеообзора 360° — таковы характеристики автомобиля с ценой в 4,9 млн рублей, в котором угадывается кроссовер Mercedes GLE. Машина понадобилась НПО «Радиоэлектроника им. Шимко», входящему в КРЭТ. Одновременно внедорожник за 3,29 млн понадобился Пороховому заводу, который два года назад уже отметился покупкой Infiniti QX80 за 4,5 миллиона.
РОНИС ШАРИПОВ ПРЕДПОЧИТАЕТ БЕЛЫЙ МЕТАЛЛИК
Дочерняя компания АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» (КРЭТ) — АО «НПО „Радиоэлектроника им В.И.Шимко“» — ищет поставщика автомобиля в лизинг за 4,9 млн рублей, следует из опубликованной накануне заявки на портале госзакупок. Среди обязательных требований указаны декор салона из крупнопористого коричневого ясеня, адаптивные тормозные фонари, освещение окружения автомобиля с проекцией логотипа, сиденье водителя с функцией памяти, шины с оптимизированным сопротивлением качению, легкосплавные колесные диски 19, 5 спиц, черные.
В закупаемом автомобиле также обязательно должны быть установлены система кругового видеообзора 360°, активный ассистент парковки, автоматическая коробка передач не менее 7 ступеней, обогрев рулевого колеса, система контроля давления в шинах, автоматическая двухзонная климатическая установка. Требуемый цвет кузова — белый металлик, салон отделан черной кожей. Постоянный полный привод, мощность — от 249 лошадиных сил, с крутящим моментом от 340 Нм, объем двигателя — от 3,5 л, габариты — не менее 4.819/ 2.141/ 1.796.
Под такое описание идеально подходит кроссовер Mercedes GLE. Если верить официальному прайсу, представленному на сайте компании «КАН Авто», в августе этого года официально открывшей шикарный дилерский центр, модель GLE 300 4 Matic обойдется в 4,16 млн рублей. Вице-президент «КАН Авто» по корпоративному управлению Вадим Максимов узнал о закупке от корреспондента «БИЗНЕС Online»: «Спасибо, что подсказали, будем, конечно, участвовать в закупке, если речь об автомобиле Mercedes, то у нас каждая проданная машина на счету».
«КАН Авто», впрочем, далеко не единственный претендент на заказ. Руководитель челнинского автосалона Mercedes-Benz «Центр-Кама» Дамир Шаяхов оценивает выставленные заказчиком требования как реальные. «Могли бы и мы поучаствовать, просто не видели этого тендера. Вопрос в том, какая все-таки модель требуется — GLE или GLS? — заметил собеседник издания. — Если это GLS, дизельный вариант, то с требуемыми опциями цена даже занижена, в нее сложно войти. Ценник такой машины на сегодня стартует от 5,4 миллиона рублей, и это базовая комплектация, без прописанных опций. Скорее всего, заказчик рассчитывает на GLE, в этом случае тендер не вызывает вопросов».
Запрос «БИЗНЕС Online» в адрес гендиректора «Радиоэлектроники» Рониса Шарипова о том, с какой целью НПО понадобился автомобиль премиум-класса, на момент публикации материала остался без ответа.
ЛЕГЕНДА ОБОРОННОЙ ОТРАСЛИ
«Радиоэлектроника им. Шимко» — головное предприятие страны по системам и средствам государственного опознавания, а если проще — «свой-чужой» (СЧ), соответственно, основу его благополучия составляет гособоронзаказ. По данным системы «Контур.Фокус», баланс «Радиоэлектроники» составляет 5,7 млрд рублей, в 2016 году предприятие выручило 3,8 млрд рублей при чистой прибыли в 681,6 миллиона. При этом в том же году НПО заключило 84 госконтракта на 3,7 млрд рублей и выступило в роли заказчика 1595 раз в закупках на 9,3 млрд рублей.
НПО можно назвать легендарным — именно его специалисты в разгар холодной войны создали нынешнюю систему СЧ. История эта вполне драматическая, первые системы СЧ легко вскрывались радиоразведкой противника и были очень уязвимыми, в том случае если аппаратура попадала в руки вероятного противника. А происходило это каждые три года. «В 1961 году, когда в очередной раз аппаратура попала в руки потенциального врага, состоялось заседание оборонного отдела ЦК партии, — вспоминал генеральный конструктор системы казанец Ильдус Мостюков. — На сцену вышел заведующий отделом обороны ЦК Иван Сербин. Он показал пальцем в зал и очень зло сказал: „До каких пор вы будете ставить страну на колени? Разработайте такую систему, которая не боится дискредитации!“ Мы все находились в шоке. Тогда замминистра обороны СССР Роман Покровский объявил закрытый конкурс на решение поставленной задачи. Мы в ОКБ-294 предложили вариант, основанный на криптографических методах кодирования. Их невозможно рассекретить, даже если аппаратура окажется в чужих руках. Она просто превратится в кусок металла. Наше предложение приняли. И в 1962 году специальным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР наш ОКБ преобразовывался в головной институт страны, занимающийся разработкой системы „свой-чужой“. Меня назначили генеральным конструктором».
Предприятие ведет свою историю от Особого конструкторского бюро (ОКБ) завода № 294 минавиапрома (1955). В связи с расширением задач и развитием производственных мощностей ОКБ было последовательно преобразовано в НИИ-334 (1962), Казанский НИИ радиоэлектроники (1988). В 1997 году НИИ вошел в состав НПЦ «Радиоэлектроника», которому присвоили статус «федеральный» (1998) и имя видного руководителя радиопромышленности Владимира Шимко.
В начале 2014 года стало известно, что НПО станет базой для создания в РТ кластера по разработке и производству средств госопознавания. С такой инициативой выступил Николай Колесов. Специалистами «Радиоэлектроники» разработано и внедрено несколько поколений аппаратуры опознавания: «Кремний-2», «Пароль», 60Р и 40Р (экспортные варианты «Пароля»). Судя по сайту компании, сегодня она работает и над такими темами, как загоризонтное опознавание, опознавание в водной среде, опознавание подразделений на поле боя, в том числе и отдельных военнослужащих в ближнем бою.
АВТОАППЕТИТЫ РАСТУТ И НА ПОРОХОВОМ
Предприятия, работающие на оборонку, нередко покупают автомобили премиум-класса. В 2015 году Казанский пороховой завод пожелал приобрести внедорожник стоимостью 4,5 млн рублей, в котором по техническим характеристикам угадывалась Infiniti QX80. Покупка, как утверждали тогда на предприятии, нужна, чтобы не осрамиться перед зарубежными гостями, которых приходится встречать на «несолидной» Toyota Land Cruiser, купленной 10 лет назад. Любопытно, что спустя два года предприятию потребовался еще один внедорожник — за 3,29 млн рублей: об этом также стало известно накануне. Отметим, буквально в конце сентября на предприятии сменился генеральный директор — место Халила Гиниятова занял Александр Лившиц. В техзадании указано, что это должен быть пятидверный внедорожник на 7 мест, с полным приводом и максимальной мощностью двигателя от 249 до 255 л. с. Максимальная скорость, до которой должна разгоняться машина, — не менее 183 км/ч. В автомобиле должны быть бортовой компьютер с многофункциональным дисплеем, навигационная система с голосовым управлением, парктроники, а также кожаная обивка сидений и отделка руля, фоновая подсветка салона с возможностью выбора цвета (из 7 вариантов), двухсекционный люк с электроприводом на крыше, массажные кресла для водителя и пассажира на переднем сиденье и обогрев руля. Экологический класс авто — не менее «Евро-5». При этом внедорожник должен быть поставлен на завод не позднее 20 ноября текущего года, отмечается в документации.
Если промышленные предприятия не испытывают мук скромности в автомобильных предпочтениях, то исполком Казани решил снизить аппетиты чиновников. Мэрия в начале октября утвердила предельную стоимость служебных автомобилей для сотрудников. Отныне руководитель исполкома, его заместители, главы районов, согласно документу, не могут позволить себе автомобили дороже 2 млн рублей, а расходы на транспортные услуги, включающие аренду, в месяц не должны превышать 50 тыс. рублей, говорится в тексте документа.
Ранее, в сентябре 2015 года, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым ограничил автоаппетиты чиновников федеральных ведомств. В частности, руководителям уровня федерального министра рекомендовано закупать машины мощностью не выше 200 л. с. и не дороже 2,5 млн рублей. Руководителям рангом пониже рекомендована цена до 2 млн рублей, для структурных подразделений — не дороже 1,5 млн рублей. Но на госпредприятия эти ограничения не распространяются.
Источник статьи: http://rucompromat.com/articles/kak_rabotaet_sistema_svoy-chuzhoy_zachem_ronisu_sharipovu_krossover_za_5_millionov
Распознование автомобиля типа свой чужой.
Новичок
Maximilian
Эксперт
Re: распознование автомобиля типа свой чужой.
система RFID считывателя (антенна направленная) и меток. пассивные до 10 метров.
у нас что на нее ценники какие то пока неадекватные вроде.
P.S — если что найдешь гуманное то отпишись.
Новичок
Re: распознование автомобиля типа свой чужой.
а по подробнее пожалуйста или ссылочку
Житель форума
Re: распознование автомобиля типа свой чужой.
Транспондерный брелок устанавливается в машину и запитывается от бортовой сети, считыватель ставится возле ворот.
Радиус действия 10-12 метров. Как раз достаточно, чтобы ворота открылись, когда к ним подъехала машина.
Работает по принципу карточки, только с расстояния не 3-5 см., а несколько метров.
Maximilian
Эксперт
Житель форума
Maximilian
Эксперт
Re: Распознование автомобиля типа свой чужой.
я одним ахламонам позвонил они мне зарядили 1000 руб за карту при объеме 100 штук.
я конечно понимаю что принтер RFID карт стоит 3-5K$ но это перебор.
Источник статьи: http://www.vorotaforum.ru/threads/1073/
Как создавалась секретная советская система опознавания «свой-чужой»
Тридцать пять лет назад в СССР было принято решение о массовом переоснащении всей военной техники, сил ПВО и радиолокационных станций общевойсковой государственной системой радиолокационного опознавания «свой-чужой» «Пароль». Корреспондент «РГ» встретился генеральным конструктором системы, героем социалистического труда Ильдусом Мостюковым. Ученый, деятельность которого долгие годы была засекречена, рассказал, в чем заключались сложности разработки системы, почему до появления «Пароля» советские ПВО, ВМФ и ВВС «слепли» каждые три года, и как им мешали работать спецслужбы США.
«Кремний» раскололи
Система опознавания «свой-чужой» зародилась еще в период Второй Мировой войны. Сначала она появилась у войск США и Великобритании, где потери от огня по своим составляли 20-25 процентов. Вслед за ними аналогичную систему разработали и в СССР. Но она не была единой — у каждого рода войск свои частоты и коды. К 1955 году создали первую общевойсковую систему «Кремний-2». Но и у нее был серьезный недостаток — небольшое количество кодов. Из-за этого она легко обнаруживалась радиоразведкой и была очень уязвимой, в том случае если аппаратура попадала в руки вероятного противника. А происходило это каждые три года. Либо наш самолет где-нибудь упадет, либо предатели на заводах передадут информацию иностранной разведке. После чего все коды рассекречивались. Таким образом, после войны наша страна имела самые мощные вооруженные силы в мире, а вот система опознавания была самым слабым местом в обороне СССР.
В 1961 году, когда очередной раз аппаратура попала в руки потенциального врага, состоялось заседание оборонного отдела ЦК партии. На нем собрали министров радиопромышленности, судостроения, авиапрома, руководителей управлений минобороны, всех светил в области радиолокации. В зале было человек пятьдесят. На сцену вышел заведующий отделом обороны ЦК Иван Сербин. Он показал пальцем в зал и очень зло сказал: «До каких пор вы будете ставить страну на колени? Разработайте такую систему, которая не боится дискредитации!» И после этого ушел. Заседание окончилось. Мы все находились в шоке. Что делать? Тогда замминистра обороны СССР Роман Покровский объявил закрытый конкурс на решение поставленной задачи. Наш московский головной институт НИИ-17, который разработал «Кремний-2», предложил вместо тридцати кодов сделать миллион. Но это не решало проблему, поскольку радиоразведка работала хорошо и вычислительная техника того времени была способна их расшифровать. Мы в ОКБ-294 предложили другой вариант. Он был основан на криптографических методах кодирования. Их невозможно рассекретить, даже если аппаратура окажется в чужих руках. Она просто превратится в кусок металла. Ничего с ней нельзя будет сделать. Наше предложение приняли. И в 1962 году специальным постановлением ЦК КПСС Совета министров СССР наш ОКБ преобразовывался в головной институт страны, занимающийся разработкой системы «свой-чужой». Меня назначили генеральным конструктором.
На грани военного вторжения
Начинать работу приходилось практически с чистого листа. Опереться на мировой опыт в этой сфере мы не могли. Его просто не было. Американцы вели свои разработки системы опознавания параллельно, немножко опережая нас. Но достать у них информацию было невозможно. Мы в течение всей работы пытались это сделать через ГРУ, КГБ, но все тщетно. Настолько этот проект был у них засекречен. Но и наши спецслужбы тоже опекали так, что шпионы ничего не могли узнать. Вот и шли у нас с ними такие соревнования. Так что разработка продвигалась трудно. А в 1966 году как назло наша аппаратура вновь оказалась у иностранных спецслужб. На территории Германии упал советский самолет, который летел из Нижнего Новгорода в район расположения советских войск. У него отказал мотор в тот момент, когда он находился в небе над Берлином. И чтобы не упасть на город, летчики пожертвовали собой и направили самолет в озеро в «английской зоне». Командующий нашей группой войск в Германии генерал Петр Кошевой, зная важность секретов, находящихся в этом самолете, принял решение ввести туда танковый батальон и достать самолет, пока его не взяли англичане. Но в это время походил съезд партии, и из Москвы последовала команда избегать всяческих международных осложнений. Операцию отменили.
В результате самолет из озера вытащили английские военные, отправили его в Англию, и система опознавания оказалась рассекречена.
Для расследования этого инцидента была создана комиссия, в которую я тоже входил. По итогам ее работы прошло заседание, где присутствовал председатель ВПК, командующие ПВО, ВВС. И все они дали очень негативную оценку нашей системе опознавания и радиопромышленности. Она в очередной раз попала в чужие руки, и наши войска ПВО и ВМФ «ослепли». Они уже не различали, где свои, а где чужие. Я на этом заседании получил выговор за срыв сроков создания новой системы.
На тот момент я смог предложить лишь сделать «заплатки» для старой системы. А это что такое? Нужно было в авральном порядке переоснастить всю армию, менять аппаратуру на всех самолетах, кораблях. И многие военные объекты на время выводились из строя, что наносило огромный ущерб стране.
«Свинья» от американцев
И это было далеко не единственное препятствие, возникшее в процессе разработки. Когда мы практически подготовили технический проект и собирались выходить на опытные образцы, американцы подложили нам большую свинью. Для успешного внедрения новая система в переходный период должна работать на единых частотах со старой. А в международной организации «Регламент связи» верховодили американцы. И вот они нашу частоту опознавания отдали западноевропейскому телевидению. Мы изготовили макеты новой аппаратуры, поехали в Восточную Германию и провели испытание, как телевидение влияет на систему. Поняли, что телевизионные сигналы полностью «забивают» канал. И нам пришлось уйти из этой частоты. А это сразу создало проблему размещения на самолетах. Заказчик требовал, чтобы аппаратура располагалась на старых установочных местах. Других на самолете просто нет. А в переходный период новая аппаратура должна включать в себя старое оборудование, что сказывается на габаритах. Не помещалась она! И эту проблему мы решали в течение всей разработки с большим трудом. Сроки срывали, каждые полгода нас заслушивали на военной комиссии. Я в процессе работы получил шесть выговоров от министерства, не считая первого. Но, в конце концов, с задачей справились через микроминиатюризацию.
Две системы на весь мир
В 1977 году мы завершили государственные испытания. Возглавлял приемочную комиссию маршал Евгений Савицкий, легендарный летчик дважды герой Советского союза. Система была удостоена Ленинской премии.
А в 1980-м году прошли войсковые испытания. Военные посчитали, что для такой массовой и очень дорогостоящей аппаратуры недостаточно государственных испытаний. Чтобы увидеть ее в деле, минобороны провело масштабные войсковые учения. В них участвовали сотни самолетов, радиолокационных систем, кораблей ЧФ в Одесском военном округе. И уже после этого было принято решение о массовом перевооружении армии. Продолжалось оно в течение пяти лет. В проекте участвовало тридцать заводов Советского союза. Очень важно, что переоснащение мы закончили до ельцинских реформ.
Если бы чуть-чуть опоздали, то система не увидела бы свет, потому что заводы развалились, да и страна не смогла бы себе позволить в 90-е годы тратить такие деньги.
Эта аппаратура будет состоять на вооружении еще очень долго. Она не подается расшифровке. Самолеты с системой «Пароль» много раз попадали в руки потенциального противника, но никакого значения это уже не имело. В аппаратуре не было «залитых» кодов. Тысячи их вариантов меняются каждую секунду по случайному закону.
В США создали аналогичную систему только чуть раньше нас. Вообще такие разработки могли себе позволить только две страны в мире: США и СССР. Во-первых, это связано с тем, что Соединенные Штаты возглавляют НАТО, а Советский Союз был лидером стран Варшавского договора. И, соответственно, все государства, входящие в альянсы, принимали эти системы. Во-вторых, стоимость системы столь огромна, что не всякая страна ее потянет. Поиском денег на наш проект занимался лично председатель совета министров СССР Алексей Косыгин. На разработку ушло около пяти миллиардов долларов.
Сейчас системой «Пароль» пользуются сорок стран, в том числе все члены ОДКБ. А те страны, которые отдалились от нас после развала СССР, перешли на американскую систему. В частности Литва, Эстония, Латвия. Им это стоило, конечно, больших денег.
Китай пока не имеет своей национальной системы оповещения «свой-чужой», но активно работает над этим. Индия покупают и российскую и американскую систему.
Источник статьи: http://topwar.ru/72473-kak-sozdavalas-sekretnaya-sovetskaya-sistema-opoznavaniya-svoy-chuzhoy.html