Скорость трогания автомобиля с места

Трогание автомобиля с места

Для того чтобы неподвижный автомобиль привести в движение, необходимо действие силы. Вращающее усилие коленчатого вала двигателя, подводимое через силовую передачу к ведущим колесам, создает в точке соприкосновения колеса с дорогой окружное усилие. Возникающее при этом противодействие (реакция) дороги вызывает движение автомобиля. Сила реакции дороги, вызывающая движение автомобиля, называется силой тяги.

Обязательным условием движения автомобиля является достаточное трение между колесами и дорогой. На скользком месте (ледяная поверхность) вращение колес не будет вызывать движения автомобиля, поскольку сила тяги превысит силу трения, и колеса начнут буксовать, т. е. вращаться на холостом ходу. Однако использование сухого песка (в качестве противобуксовочного средства) настолько повысит силу трения, что автомобиль сможет начать движение.

Трение между поверхностью шин ведущих колес и полотном дороги называется силой сцепления.

Сила сцепления ведущих колес зависит от сцепного веса, т. е. веса, приходящегося на ведущие колеса автомобиля, и коэффициента сцепления шин с полотном дороги.

Значение коэффициента сцепления изменяется в зависимости от типа и состояния дороги и шин. Чем лучше дорога и рельефнее рисунок протектора шин, тем выше коэффициент сцепления и наоборот, на мокрой и скользкой дороге, при сильно изношенных протекторах коэффициент сцепления будет ниже, что способствует возникновению буксования колес и бокового их скольжения (заноса).

Для движения автомобиля необходимо, чтобы сила тяги была больше всех сопротивлений движению автомобиля (сопротивления качению, сопротивления воздуха), иначе движение прекратится, и чтобы сила тяги не превышала силы сцепления, иначе колеса начнут буксовать, и автомобиль не сможет двигаться.

Читайте также:  Автомобиль пенсионный фонд льготы

Рис. Схема включения первой передачи на автомобиле ГАЗ-51:
а — ведущий (первичный) вал; б — блок промежуточных шестерен; в — ведущая шестерня; г — ведомая шестерня д — вторичный вал

При трогании с места, как правило, включается первая передача, дающая наименьшее число оборотов ведущих колес, т. е. наименьшую скорость и наибольшее тяговое усилие. Таким образом, за счет потери скорости происходит выигрыш в силе, который необходим, чтобы преодолеть инерцию покоя и вывести автомобиль из неподвижного состояния. Ненагруженный грузовой автомобиль на хорошей дороге может трогаться с места на второй передаче.

Для того чтобы привести автомобиль в движение при работающем двигателе, нужно:

  • выключить сцепление (выжать педаль);
  • бесшумно включить низшую передачу;
  • отпустить ручной тормоз, осмотреться и, если надо, дать предупредительный сигнал;
  • равномерно увеличивая подачу горючей смеси педалью управления дросселем, одновременно плавно включать сцепление, замедляя отпускание педали на второй половине ее хода, т. е. в момент соединения дисков сцепления.

Не рекомендуется включать передачу сразу же после выключения сцепления. Необходимо задержать рычаг в нейтральном положении, чтобы дать возможность ведущему (первичному) валу и блоку промежуточных шестерен уменьшить или прекратить вращение, что облегчит включение передачи. Продолжительность выдержки обычно составляет 1—3 секунды. Иногда при включении первой передачи шестерни не входят в зацепление даже после значительной выдержки. Это может произойти в случае неполного выключения сцепления вследствие неопытности водителя, неисправности сцепления (сцепление «ведет») и случайного совпадения зубцов шестерен. В последнем случае достаточно отпустить педаль сцепления, чтобы валы повернулись, затем снова выжать ее и включить передачу.

Плавное трогапие с места достигается правильной дозировкой горючей смеси и умелым сочетанием действий педалями управления дросселем и сцепления.

Под дозировкой горючей смеси в данном случае понимается количество подачи горючей смеси в цилиндры двигателя, обеспечивающее тяговое усилие, достаточное для плавного трогания автомобиля с места. При этом различают четыре случая:

  1. для трогания с места ненагруженного автомобиля на ровной сухой дороге требуется умеренная подача горючей смеси;
  2. для трогания с места ненагруженного автомобиля на подъеме или груженого автомобиля па ровной сухой дороге требуется повышенная подача горючей смеси;
  3. для трогания с места в условиях бездорожья (слабый грунт, песок, глубокий снег) требуется максимальная подача горючей смеси;
  4. для трогания с места на скользкой дороге требуется минимальная подача горючей смеси с таким расчетом, чтобы сила тяги не превышала силу сцепления, так как иначе колеса будут буксовать.

Однако и на ровной дороге может потребоваться увеличение подачи горючей смеси, если ведущие колеса будут находиться в углублении (выбоине) или будут накатываться на камень.

При трогании с места педаль управления дросселем нужно нажимать настолько, чтобы почувствовать уверенность, что двигатель развивает достаточное усилие и не заглохнет.

Давать большие обороты при трогании с места без крайней необходимости ни в коем случае нельзя.

Педаль сцепления надо отпускать не быстро, чтобы не вызвать рывка автомобиля и пробуксовывания ведущих колес, но и не слишком медленно, чтобы не допустить излишнего пробуксования сцепления, ведущего к повышенному нагреву и износу дисков.

Добиваясь высоких межремонтных пробегов автомобилей, водители должны уделять особое внимание плавному троганию с места, так как резкое трогание (рывками) вызывает повышенные напряжения в деталях, ускоряя их износ, повышает расход топлива, быстро изнашивает автомобильные шины.

Резкое трогание с места — показатель неопытности водителя, низкой культуры вождения. Хороший водитель, придавая большое значение правильному выполнению приемов трогания с места, особенно слаженно действует педалями управления дросселем и сцепления, помня, что недостаток горючей смеси вызывает перегрузку двигателя и его остановку. Излишняя подача горючей смеси ведет к повышенному расходу топлива, а быстрое отпускание педали сцепления создает рывки при трогании с места.

Иногда водитель вынужден прибегать к резкому троганию с места назад, чтобы предупредить наезд другого автомобиля. Однако этого можно избежать, если, подъезжая к месту остановки (у светофора и т. п.), соблюдать достаточную дистанцию до впереди стоящего автомобиля.

На автомобиле ЗИС-150 нельзя трогаться с места и начинать движение до тех пор, пока при работающем двигателе манометр воздушного привода тормозов будет показывать давление не менее 5 атм.

Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/bez-rubriki/troganie-avtomobilya-s-mesta/

Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места

Последнее обновление: 04.10.2020
4 комментария

  • Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
  • Управление автомобилем. Часть 2. Руление
  • Управление автомобилем. Часть 3. Педали
  • Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
  • Управление автомобилем. Часть 5. Разгон
  • Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка
  • Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота
  • Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом
  • Управление автомобилем. Часть 9. Парковка

Основы управления автомобилем

Правильное трогание с места обеспечивает уверенный старт автомобиля практически в любых ситуациях.

Во второй и третьей частях данного раздела вы узнали, как нужно правильно поворачивать руль и ознакомились с правильными действиями водителя при работе с педалями. Пришло время начинать движение.

Но перед тем, как вообще куда-нибудь тронуться и поехать, сначала следует подготовить автомобиль к началу движения. Мы же будем считать, что горючего достаточно, двигатель уже прогрет, фары и указатели поворотов работают, зеркала настроены, давление в шинах в норме. Автомобиль стоит на ровной площадке.

Что необходимо сделать, как только вы сели за руль? Правильный ответ — пристегнуться ремнем безопасности (это можно сделать позднее, но к началу движения вы должны быть пристегнуты).

Следующее наше действие будет пуск двигателя. Для этого выжимаем сцепление (если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, следите, чтобы рычаг переключения передач находился в положении «Р»-парковка) и поворачиваем ключ в замке зажигания. Запускаем двигатель. Пока никуда не едем – можно отпустить педаль сцепления. Теперь мы готовы к тому, чтобы тронуться с места.

Как трогаться на машине с места правильно

Как трогаться на машине с места правильно? «Правильно», в данном контексте, означает соответствие неким правилам, выполнение которых приводит к нужному результату.

Есть два правила, соблюдение которых позволит вам гарантированно начать движение. Более того, эти правила обязательны для выполнения зимой на скользкой дороге:

  • Во время старта передние колеса автомобиля должны находиться в положении «прямо». Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление движению. Чем больше угол их поворота, тем сложнее им зацепиться за дорогу. Большая вероятность, что на скользком участке они забуксуют.
  • Первый оборот ведущих колес должен пройти без проскальзывания, или без пробуксовки. Главная задача в начальный момент движения – покатиться, а не заскользить. Если на старте колеса сразу забуксовали, то машина так и останется стоять на месте, буксуя, или ее потащит в сторону.

Чтобы тронуться с места на машине и избежать пробуксовки колес в момент старта целесообразно кратковременно задерживать педаль сцепления в точке схватывания.

Первый вариант — как трогаться с места без использования ручного (стояночного) тормоза. Действия будут такие:

  1. Нажимаем правой ногой на педаль тормоза (если дорога имеет подъем или уклон) и выжимаем левой ногой педаль сцепления до пола;
  2. Выжимаем левой ногой до упора сцепление и включаем первую передачу;
  3. Плавно отпускаем педаль сцепления до момента схватывания, удерживая нажатой педаль тормоза;
  4. В момент схватывания (обороты двигателя станут чуть ниже, появится легкая вибрация) отпускаем педаль тормоза и переносим ногу на педаль газа. Левая нога продолжает удерживать педаль сцепления в точке схватывания;
  5. Плавно добавляем газ примерно до 1500 об/мин и одновременно приотпускаем педаль сцепления. Автомобиль начнет движение, после этого отпускаем педаль сцепления до конца ее хода;
  6. Для остановки выжимаем сцепление до упора в пол и нажимаем на педаль тормоза.

Другой вариант — как трогаться на машине с места с использованием стояночного тормоза (ручника). Двигатель, предположим, запущен и автомобиль стоит на ровной площадке. Стояночный тормоз включен.

  1. Выжимаем левой ногой сцепление до упора и включаем первую передачу;
  2. Плавно добавляем газ примерно до 1500 об/мин, одновременно отпускаем педаль сцепления до момента схватывания (появится легкая вибрация, обороты двигателя начнут падать);
  3. Выключаем стояночный тормоз. Для этого правой рукой нажимаем фиксатор ручника и отпускаем ручник вниз, одновременно чуть-чуть приотпуская педаль сцепления. Автомобиль начнет движение;
  4. Полностью отпускаем педаль сцепления до конца хода и плавно добавляем «газу» – автомобиль поехал.

Вот такой алгоритм, но нужно дать некоторые пояснения почему все эти действия, начиная с запуска двигателя, нужно выполнять так, как написано выше, а не иначе. А заодно рассмотрим пару важных упражнений, которые помогут быстро овладеть сцеплением и «газом».

Самое важное на первых этапах обучения, это запомнить расположение всех рычагов управления автомобилем. Не просто запомнить, а осознать: где и какая находится педаль, где рукоятка КПП, где ручной тормоз, где включаются фары, где переключатели поворотов.

Вы садитесь в машину, регулируете кресло под себя, принимаете правильную посадку и, мысленно или вслух произнося названия органов управления, переносите на них руки и ноги. Смотреть во время этого упражнения нужно вперед, можно в сторону. Важно добиться того, чтобы руки и ноги на уровне рефлекса, одним движением принимали правильное положение.

Следующий шаг – запуск двигателя. Казалось бы, ничего сложного в этом нет – повернул ключ в замке и заводи. Но, сначала следует убедиться, что ручной тормоз включен и рычаг КПП находится в положении нейтральной передачи. Зачем? — ответ ниже.

Если на дороге есть уклон, ручник нужен для того, чтобы автомобиль не покатился, когда выжмите сцепление, нейтралка – чтобы он не поехал, когда после запуска двигателя отпустите сцепление. И опять же, все внимание на правильное положение рук и ног.

Левая нога выжимает сцепление до упора в «пол», т.е. сцепление полностью выжато (выключено). Для чего? Это нужно для облегчения работы стартера, соответственно, для снижения нагрузки на аккумулятор. В зимнее время, например, сцепление необходимо выключать для разъединения КПП с двигателем, потому что замерзшее масло в коробке передач создает огромное сопротивление вращению коленчатого вала.

После запуска двигателя на замерзшей машине сцепление придется отпускать очень медленно, для того. чтобы «раскрутить» масло в коробке. Иначе, если отпустить педаль резко, двигатель может заглохнуть.

Итак, для чего нужно выжимать сцепление при запуске двигателя – выяснили. Теперь – положение правой ноги. Правая нога находится на педали «газа». В большинстве случаев, во время запуска двигателя, газом даже не придется «работать». Например, на инжекторных двигателях есть система увеличения оборотов холодного двигателя. На карбюраторных двигателях для этой цели есть «подсос», но в каких-то случаях возможно придется немного нажать на педаль газа, а после пуска поддержать работу двигателя на устойчивых оборотах.

Как научиться плавно отпускать сцепление.

Чтобы научиться плавно, без рывков, отпускать сцепление, есть одно несложное упражнение. Оно выполняется на заведенном двигателе и включенном ручнике. Отпуская сцепление, важно поймать момент схватывания, когда появляется легкая вибрация и начинается падение оборотов.

Если у автомобиля передний привод, то «задок» начинает стремиться как бы «присесть». На рисунке, в статье «Управление автомобилем. Часть 3. Педали», это положение 2. В этой точке необходимо просто остановить ногу. Остановить и держать! Потому как дальнейшее отпускание всего на 10 миллиметров приведет автомобиль в движение. Нужно добиться, чтобы отпуская ногу до этой точки, двигатель не глох.

Ну и еще одно упражнение на этом этапе – работа «газом». На заведенном двигателе нужно потренироваться плавно нажимать на «газ», постепенно увеличивая значение оборотов до 1500—2000об/мин, стараясь запомнить на слух звук работы двигателя.

Для автомобиля с автоматической коробкой передач все несколько проще, работать сцеплением не нужно. «Автомат» все сделает за вас:

  1. Нажимаем правой ногой на педаль тормоза.
  2. Переводим рычаг выбора передач в положение «D» (или «R», если нужно поехать назад)
  3. Плавно отпускаем педаль тормоза – автомобиль начнет движение, можно добавить «газ»
  4. Для остановки нажимаем на педаль тормоза. Если дальше не едем – переводим рычаг передач в положение «Р» парковка.

Мы рассмотрели только лишь как трогаться с места на ровной дороге. Если дорога имеет небольшой уклон, то начало движения автомобиля значительно упрощается. Можно тронуться даже без добавления «газа». Достаточно будет включить передачу и отпустить педаль сцепления до точки схватывания. Машина тронется.

А как быть, если тронуться с места нужно на подъеме? Это упражнение будущим водителям придется сдавать на экзамене в ГИБДД. Всех остальных водителей этот экзамен ждет на дороге. А зимой на скользкой дороге этот экзамен приходится «сдавать» очень часто.

Как трогаться с места на подъеме.

Ключевой момент здесь – опять же задержка педали сцепления в точке схватывания. Для удержания автомобиля на подъеме, чтобы не скатиться вниз, используется либо педаль тормоза либо стояночный тормоз (ручник). Если на подъеме отпустить педаль сцепления в точку схватывания и задержать ее там, а затем убрать ногу с тормоза, то машина будет стоять на месте.

Если подъем крутой и машина все-таки покатилась назад – ничего страшного, нужно опять нажать на тормоз и отпустить педаль сцепления чуть больше. Машина останется стоять на месте. Нужно поймать так называемую точку равновесия. Далее, плавно добавляем «газ»,чуть больше отпускаем педаль сцепления и машина поехала.

Если автомобиль удерживается на подъеме ручником и нужно тронуться с места (во время экзамена в ГИБДД требуют трогаться с ним), то в этом случае действия будут следующие:

  1. Выжимаем левой ногой педаль сцепления. Если двигатель не работает – запускаем двигатель.
  2. При выжатом сцеплении включаем первую передачу.
  3. Плавно выжимаем педаль сцепления до момента схватывания.
  4. В момент схватывания, удерживая педаль сцепления в этой точке, плавно добавляем «газу», чтобы стрелка тахометра поднялась примерно до 1500 об/мин.
  5. Выключаем стояночный тормоз. Для этого нажимаем на фиксатор на рукоятке ручника и опускаем рычаг вниз до упора. Машина начнет движение.
  6. Полностью отпускаем педаль сцепления и плавно добавляем «газу». Машина продолжит движение.
  7. Для остановки выжимаем до упора педаль сцепления и нажимаем на педаль тормоза.

Ну вот, собственно, и все, что нужно знать о технике трогания с места. Если во время старта все же произошла пробуксовка колес (это часто случается на скользкой дороге) – ничего страшного, в такой ситуации нужно снова выжать педаль сцепление и снова отпустить педаль до точки схватывания.

Возможно, все это будет получаться не сразу, потребуется время чтобы приобрести навык. И всегда нужно помнить, что правильные действия за рулем – основа безопасного управления автомобилем.

В следующей, пятой части раздела «Управление автомобилем» рассмотрим как выполняется разгон автомобиля. Для этого потребуется умение переключать передачи. Если на автомобиле установлена «коробка-автомат», то вопросов никаких не возникает. Автоматическая коробка все будет делать за вас. Но если автомобиль оборудован механической КП, то потребуются некоторые навыки.

До этого момента, для того, чтобы тронуться с места, достаточно только первой передачи. Включение остальных передач тоже не представляет большой сложности. Порядок расположения передач для любого автомобиля есть в их руководствах по эксплуатации, от вас потребуется запомнить лишь несколько правил:

  1. Переключение выполняется только при полностью отключенном сцеплении (педаль сцепления нажата до пола).
  2. Передачи переключаются без лишнего усилия (не нужно заламывать рычаг, если он сразу «не нашел» свое место). Если передача не включилась с первого раза, требуется отпустить педаль сцепления в нейтральной передаче, нажать на нее снова и повторить попытку.
  3. При переключении передач необходимо примерно на 0,5-1 секунду задерживать рычаг в нейтральном положении.

Вот такие требования к переключению передач. Со временем этот навык отработается до автоматизма.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 04.10.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/voghdenie/upravlenie-avtomobilem-chast-4-kak-trogatsya-s-mesta.html

Оцените статью