Движение в потоке
Последнее обновление: 28.11.2020
Комментариев нет
Одной из важных основ безопасного движения автомобиля в транспортном потоке является умение водителя этого автомобиля (читайте — ваше умение) предвидеть изменение дорожной ситуации.
В этом не требуются способностей к пророчеству, достаточно следить за всем, что имеет отношение к процессу движения, т.е. за теми явлениями на дороге, которые происходят вокруг вашего автомобиля.
В каждый момент времени вы должны контролировать ситуацию вокруг своего автомобиля, анализировать намерения других участников движения и в связи с этим корректировать свои действия, т.е. заранее изменять скорость, интервал и дистанцию таким образом, чтобы ваше движение было более безопасным, и всегда оставалось место для маневра.
Другими словами, ваша безопасность на дороге — это комплекс мер, принимаемых вами в управлении автомобилем, необходимых для того, чтобы не получить (не допустить) ущерб и не причинить вреда здоровью себе или другим участникам движения.
Преимущество проезда определяется не формальным приоритетом, которым наделяют ПДД (главная дорога, зеленый сигнал светофора и др.), а гарантией отсутствия ДТП. Если кто-либо пренебрегает вашим приоритетом, целесообразно ему не препятствовать!, юридически это выглядит как уступить дорогу.
Такой поступок вам не навредит, и вы никуда не опоздаете. Когда у вас преимущественное право проезда, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете ПДД. Но если ваше присутствие на дороге игнорируют, а вы продолжаете движение, потому что «право имеете!», то рискуете попасть в аварийную ситуацию.
В «народе» данный комплекс мер получил название «правило трех Д» — дай дорогу дураку.
Во время движения в транспортном потоке необходимо постоянно наблюдать за соседними по дороге машинами. В поле зрения должно попасть как можно больше участников дорожного движения по вашему направлению. Старайтесь понять их намерения, и в соответствии с этим корректируйте свое движение.
Если кто-то из участвующих допустил нарушение ПДД, например, создал вам помеху, меняйте скорость, (интервал, дистанцию), или поступайте таким образом, чтобы компенсировать это нарушение с пользой для себя.
Например, кто-то как бы круто перестраивается на вашу полосу впереди вас, т.е. «режет» вам путь. В этой ситуации вы можете возмутительно сигналить ему, типа, предупредить о возможном столкновении, а можете немного сбавить скорость, и по возможности, сместить свой автомобиль чуть в сторону, чтобы не столкнуться с ним.
Если же вы сами кому-то помешали, то нет смысла ждать от того водителя компенсирующего действия – нужно попытаться самостоятельно, в зависимости от ситуации, исправить свою ошибку.
Скорость движения автомобиля
Другой, не менее важной составляющей безопасного движения в транспортном потоке, является выбор и коррекция скорости своего автомобиля в конкретной ситуации.
Общее правило по выбору скорости движения выглядит так: скорость движения автомобиля должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.
Это относится к движению вообще, к проезду перекрестков с ограниченным обзором, к движению по узким переулкам, в «закрытых» поворотах. Особенно актуально это правило при движении в темное время суток, во время тумана, дождя, снегопада.
Есть специальная формула для вычисления тормозного пути с применением коэффициентов, в зависимости от характеристик автомобиля и состояния дорожного покрытия, но суть не в этом.
Остановочный путь автомобиля это тормозной путь плюс время реакции водителя и он всегда больше тормозного пути. В темное время суток это расстояние увеличивается. Для примера, летом на сухой асфальтированной дороге при скорости легкового автомобиля 40 км/ч тормозной путь будет около 8 метров.
А теперь представьте, что вы с этой скоростью едете вдоль припаркованных у тротуара машин или же едете в узком проулке и перед вами, предположим, метрах в пяти, у припаркованной у машины вдруг откроется дверь, или вдруг неожиданно кто-то появится на дороге. Хорошо, если будет куда свернуть, потому что остановиться до «препятствия», у вас, скорее всего, не получится.
Поэтому целесообразно выбирать скорость движения своего автомобиля такой, как этого требует дорожная обстановка, как говорится, здесь и сейчас, в соответствии с погодными условиями, ехать при которой будет безопасно. Рекомендую статью Что такое безопасная скорость.
Значение безопасной скорости движения не всегда совпадает со значением разрешенной ПДД скорости. В населенном пункте, к примеру, разрешенная скорость 60 км/ч. Но в некоторых ситуациях, например, вдоль стоящих у края дороги машин, целесообразно ехать намного медленнее, чем разрешают Правила.
Также следует снижать скорость на узких участках дорог. Но, разумеется, если для этого есть необходимость, например, во время встречного разъезда в узком месте.
Безопаснее всего в потоке машин двигаться или со скоростью потока, или с очень небольшой разницей — примерно на 10-15 км/час быстрее или медленнее потока. Но не больше. В особенности, это актуально для нешироких дорог, имеющих по одной полосе для каждого направления.
Если будете двигаться медленнее, то будете задерживать других участников – им придется все время обгонять или перестраиваться для опережения. Если ехать быстрее – обгонять уже придется вам, соответственно, для этого необходимо выехать из своей полосы (перестроиться).
В процессе перестроения автомобили подолгу находятся в слепых зонах друг друга, что увеличивает общее психическое напряжение, и повышает риск столкновения.
В целом, величина превышения скорости потока, равно, как и целесообразность увеличения скорости, зависит от характера движения (ширина проезжей части, количество полос, интенсивность, состояние покрытия дороги и др).
Одним из важнейших условий, позволяющих совершить маневр, является наличие свободного пространства с той стороны автомобиля, в которую предполагается сманеврировать. Перед началом маневра есть смысл проконтролировать обстановку вокруг своего автомобиля.
При выполнении маневра в условиях плотного транспортного потока возрастает вероятность попадания в ДТП, причем, в происшествие может быть вовлечено несколько участников дорожного движения.
Поэтому, в условиях массового скопления транспортных средств важно непрерывно следить за поведением своих соседей по дорожному потоку. Рекомендую к прочтению две статьи: Что такое «маневр» в ПДД и Что такое безопасный маневр.
Ну а, непосредственно, возможность самого маневра вам обеспечат безопасная дистанция до едущей впереди машины, и боковой интервал до своих «попутчиков».
Дистанция между автомобилями
Когда вы движетесь вплотную за какой-либо машиной, вы лишаетесь, можно сказать, определенной степени свободы действий:
- вы лишаете себя должного обзора;
- лишаете себя возможности совершить объезд, если едущий впереди автомобиль по каким-то причинам остановился. Сдать назад получается не всегда – обычно ваш автомобиль тоже «подпирают»;
- вы не сможете совершить разгон для выполнения маневра;
- вы не сможете прибегнуть к торможению в экстренном случае, да и вообще к безопасному торможению, потому что не оставляете себе места для остановочного пути.
Поэтому во время движения в транспортном потоке старайтесь держать такую дистанцию до впереди идущего автомобиля, которая позволит вам без изменения полосы остановить свой автомобиль и избежать столкновения с тем, кто впереди вас.
Во время движения в потоке, как рекомендуют опытные водители, дистанцию между машинами удобнее считать не в метрах, а в секундах. Почему именно в секундах?
Во-первых, глазомер у всех людей разный и при изменении скорости, расстояние в метрах всегда будет изменяться. А посчитать секунды движения для человека проще, чем определять на глаз метры. Во-вторых, дистанция в секундах всегда остается одна и та же при любой скорости.
Поэтому, безопасной дистанцией можно считать такую дистанцию, когда время достижения того места, в котором только что находился впереди идущий автомобиль, составляет 2-3 секунды на сухом асфальте. На скользкой дороге безопасную дистанцию целесообразно увеличивать до 4-5 секунд.
Из этого правила можно сделать вывод, что дистанция между автомобилями должна быть тем большей, чем:
- выше скорость движения;
- хуже состояние дорожного покрытия и хуже видимость;
- больше ограничен обзор дороги препятствиями, неподвижными или движущимися автомобилями.
Опасность движения на короткой дистанции подробно рассмотрена в статье Почему важно соблюдать дистанцию.
Еще один момент. Двигаясь в потоке по своей полосе, периодически придется останавливаться, например, перед светофорами, при случайных заторах или, что еще хуже, в пробках. При таких остановках не следует близко прижиматься к впереди едущей машине. Нужно оставлять себе место для маневра.
Может случиться так, что та машина, которая перед вами, не сможет продолжить движение (заглохнет, сломается и т.п.) и вам потребуется ее объехать. Если подъедите вплотную к ней, тогда для того, чтобы объехать, придется сдать назад. А сзади вас может «подпереть» другая машина. Так на каком расстоянии лучше всего остановиться или на сколько не доехать до «переднего» автомобиля?
Ориентиром в данном случае может послужить «пятно» контакта задних колес «переднего» автомобиля с дорогой. Другими словами, подъезжая к машине, что остановилась впереди вас, смотрите на ее задние колеса. По мере приближения к ней ваш капот начнет перекрывать обзор.
Сначала скроются из вида задние колеса, а когда приблизитесь совсем вплотную, скроется задний бампер. Старайтесь остановиться так, чтобы задние колеса и «пятно» их контакта с дорогой были вам видны полностью. В таком случае вы спокойно сможете объехать автомобиль, что остановился впереди вас, не сдавая назад.
Боковой интервал
Слева и справа от автомобиля всегда (по возможности) необходимо оставлять свободное пространство, которое позволит вам экстренно перестроиться в соседний ряд, а также снизить риск бокового столкновения с соседним автомобилем, в случае его внезапного перестроения, сноса или заноса.
Наличие достаточного свободного места с боку позволит совершить объезд вас другим автомобилем. Но при соблюдении бокового интервала необходимо учитывать возможность видеть в зеркала других участников и быть видимым для едущих впереди вас. Другими словами, необходимо стараться избегать «мертвых зон» друг друга.
О том, что такое «мертвая» или слепая зона -в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Идеальная схема расположения автомобилей в соседних рядах – в шахматном порядке так, чтобы оставалась возможность безопасного проезда между ними другого автомобиля. Но идеальных условий для движения не бывает, поэтому, выбирая боковой интервал, старайтесь ехать так, чтобы вас, в случае необходимости, можно было легко объехать.
Безопасный боковой интервал особенно важен в зимний период, когда часть дороги под снегом оказывается как бы «исключенной» из проезжей части. Проезжая часть сужается и машины начинают теснить друг дружку, создавая опасность прикосновения. Этот вопрос рассмотрен в статье Количество полос и боковой интервал.
В заключении можно подвести некоторые итоги и выразить их в виде рекомендаций:
- При движении в потоке всегда смотрите на несколько машин вперед. Если, к примеру, водитель третьей машины из тех, что впереди вас, начал торможение (загорелись его СТОПы), то будьте готовы тоже затормозить;
- Если едущий позади вас автомобиль подобрался к вам вплотную (как говорят, «сел на бампер»), увеличьте дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это даст вам запас расстояния для дополнительного плавного торможения. В таких случаях можно слегка придавить педаль тормоза – стоп-сигналы загораются раньше, чем начинают срабатывать тормозные колодки – это насторожит едущего сзади и он, возможно, отстанет.
- Избегайте движения за крупногабаритным транспортом, так как обзор сзади у них сильно ограничен, и для вас, соответственно, также обзор дороги перекрывается его габаритами. Если такое случилось, то целесообразно увеличить дистанцию до крупного автомобиля, и стараться не заезжать в его слепые зоны. Рекомендую статью Соседство с грузовиком на дороге.
Одним из показателей правильного выбора скорости автомобиля и дистанции является число ваших торможений. Поэтому, чем меньше вам приходится тормозить (речь не идет о запланированном снижении скорости), тем правильнее ваша скорость и дистанция, а значит, безопаснее ваше движение.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 28.11.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Источник статьи: http://avtonauka.ru/voghdenie/dvizhenie-v-potoke.html
Расчет средней скорости движения транспортного потока
Средняя скорость потока автомобилей является одним из важнейших показателей, используемых при определении автотранспортных расходов и капитал о вложений в автомобильный транспорт при обосновании инвестиций в дорожное строительство. Скорость транспортного потока изменяется по длине дороги и во времени в зависимости от интенсивности движения и состава транспортного потока, особенностей дорожных условий и применяемых средств регулирования движения, воздействия погодно-климатических факторов.
Средняя скорость потока автомобилей по однородному участку дороги, в пределах которого не происходит изменения каких-либо характеристик дорожных условий, рассчитывают по формуле:
G — коэффициент, учитывающий влияние состояния покрытия на среднюю скорость транспортного потока;
q — коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий и состава транспортного потока на скорости движения;
Vo — средняя скорость свободного движения однородного потока, состоящего из легковых автомобилей, на прямолинейном горизонтальном участке дороги с проезжей частью шириной 7,5 м, краевыми полосами шириной по 0,75 м, укрепленными обочинами шириной по 3,5 м (принимают Vo = 80 км/ч);
a — коэффициент, зависящий от доли легковых автомобилей в составе транспортного потока (см. табл. 23.28);
Ka — поправочный коэффициент к значению а;
Nч — интенсивность движения, авт./ч, определяемая по формуле (23.4);
(23.8)
tс, tв; tз, tг — количество дней в году соответственно с сухим, влажным, заснеженным покрытием и с гололедом;
gс, gв; gз, gг — коэффициенты снижения скорости: для сухого покрытия
(23.9)
t1, t2. t9 — коэффициенты, определяемые по табл. 23.29 — 23.37.
Коэффициент t1 и a
Доля легковых автомобилей в потоке, % | Значения t1 | Значения a |
1,0 | 0,007 | |
0,9 | 0,01 | |
0,8 | 0,012 | |
0,78 | 0.013 | |
0,75 | 0,016 | |
0,67 | 0,018 | |
0,62 | 0,02 |
Уклон, % | Значения t2 | Уклон, % | Значения t2 |
1,0 | 0,68 | ||
0,92 | 0,56 | ||
0,84 | 0,45 | ||
0,76 | 0,34 |
Тип разметки | Значения t3 при ширине проезжей части, м | Ka | ||||
6,0 | 7,0 | 7,5 | 9,0 | 10,5 | ||
Без разметки | 0,70 | 0,90 | 1,0 | 1,05 | 1,10 | 1,00 |
Краевая разметка | 0,64 | 0,87 | 0,98 | 1,08 | 1,15 | 0,82 |
Осевая прерывистая разметка | 0,68 | 0,89 | 1,0 | 1.05 | 1,10 | 0,76 |
То же в сочетании с краевой | 0,55 | 0,74 | 0,92 | 1,08 | 1,15 | 0,70 |
Сплошная разделительная линия | 0,59 | 0,75 | 0,78 | 1,04 | 1,00 | 0,62 |
Ширина обочины, м | Значения t4 | Ширина обочины, м | Значения t4 |
3,75 и более | 1,0 | 1,0 | 0,75 |
2,5 | 0,9 | 0,6 | |
1,5 | 0,85 |
Радиус кривой в плане, м | Значения t5 | Радиус кривой в плане, м | Значения t5 |
600 и более | 1,0 | 0,80 | |
0,96 | 0.75 | ||
0,92 | 0,70 | ||
0,87 | менее 50 | 0,60 |
Расстояние видимости, м | Значение t6 | Расстояние видимости, м | Значение t6 |
В плане | В продольном профиле | ||
600-700 | 1,0 | ||
300-400 | 0,95 | более 150 | 1,0 |
200-250 | 0,90 | 0,95 | |
100-150 | 0,80-0,85 | 0,75 | |
менее 100 | 0,75 | менее 50 | 0,60 |
Число полос движения | Значения t7 | Число полос движения | Значения t7 |
0,5 | 1,13 | ||
1,0 | 5 и более | 1,20 | |
1,05 |
Характеристика населенного пункта | Значения t8 |
Населенный пункт отсутствует | 1,0 |
Имеются тротуары и полосы для местного движения | 0,9 |
Имеются тротуары | 0,8 |
Тротуары отсутствуют | 0.6 |
Дорожные условия перед подъемом с уклоном более 30 ‰ | Значения t9 |
Подъем | 1,0 |
Горизонтальный участок | 0,9 |
Спуск | 1,2 |
Малый мост | 0,9 |
Сужение проезжей части | 0,8 |
Длина подъема, м | Поправочный коэффициент Ka к значению а при уклоне, % | |||
Менее 200 | 1,10 | 1,15 | 1,21 | 1,30 |
1,11 | 1,20 | 1,25 | 1,32 | |
1,19 | 1,25 | 1,30 | 1,36 | |
Более 800 | 1,22 | 1,32 | 1.38 | 1,45 |
При определении q по формуле (23.9) необходимо учитывать, что на участках со значительными уклонами влияние уклона на скорость движения будет преобладающим по сравнению с другими характеристиками дорожных условий. Поэтому при уклонах более 45 ‰ и длине подъема более 200 м, при уклонах более 55 ‰ и длине подъема более 200 м и уклонах более 65 ‰ и длине подъема более 100 м из значений t1, t2. t9 принимают в качестве расчетного наименьшее, а все другие коэффициенты считают равными 1,0.
Коэффициент Ka принимают по табл. 23.30 для кривых в плане и по табл. 23.37 для участков с продольными уклонами более 30 ‰ (при совпадении кривой в плане с подъемом в формулу подставляют большее из найденных значений Ka).
Средняя скорость потока автомобилей для дороги или участка протяжением L может быть рассчитана по формуле:
где (23.10)
n — количество участков, однородных по дорожным условиям;
li — протяженность i-го участка, км
Vi — скорость потока автомобилей для i-го участка, км/ч, рассчитанная по формуле (23.7).
В Рекомендациях по обеспечению безопасности движения: ОДМ Минтранс России предлагается рассчитывать среднюю скорость транспортного потока по разным зависимостям отдельно для автомобильных дорог и автомагистралей, запроектированных и построенных с выполнением всех требований, предъявляемых к дорогам I-й категории.
Средняя скорость движения транспортного потока в каждом направлении (V1,2) на автомобильных магистралях с 4 полосами проезжей части определяется из выражения:
км/ч, где (23.11)
— свободная скорость движения по правой полосе (105 км/ч);
— свободная скорость движения по левой полосе (117 км/ч);
k1, k2 — коэффициенты, зависящие от числа легковых автомобилей на данной полосе проезжей части, определяют по табл. 23.38.
Число легковых автомобилей в потоке на данной полосе движения, % | 20 и менее | ||||
k1, k2 | 1,0 | 0,96 | 0,91 | 0,86 | 0,83 |
q1 — относительное количество автомобилей, движущихся по правой полосе при разной интенсивности движения в данном направлении, доли единицы, (табл. 23.40). Распределение автомобилей по полосам движения может быть принято по табл. 23.39.
Распределение автомобилей по полосам движения
Число легковых автомобилей, % от общей интенсивности движения | Число легковых автомобилей на отдельных полосах, % от интенсивности движения на данной полосе |
правая полоса | левая полоса |
Относительное количество автомобилей, движущихся по правой полосе
Интенсивность движения в данном направлении | ||||||
q1 | 1,0 | 0,96 | 0,91 | 0,86 | 0,84 | 0,83 |
q2 — относительное количество автомобилей, движущихся по левой полосе, доли единиц:
А — обобщающий коэффициент, учитывающий влияние на скорость движения элементов дороги:
k3 — коэффициент, учитывающий влияние продольного уклона при движении на подъем (табл. 23.41):
Уклон, ‰ | |||||||
k3 | 1,0 | 0,96 | 0,94 | 0,90 | 0,86 | 0,82 | 0,77 |
k4 — коэффициент, учитывающий влияние развязок в разных уровнях (табл. 23.42).
Интенсивность движения по съездам развязки, % от интенсивности движения по магистрали | Значения k4 при интенсивности движения по магистрали в обеих направлениях, авт./ч | ||
менее 2000 | 2000 и более | Менее 2000 | 2000 и более |
0,97 | 0,90 | 1,0 | 1,0 |
0,90 | 0,85 | 1,0 | 0,95 |
0,75 | 0,70 | 0,95 | 0,90 |
0,65 | 0,60 | 0.80 | 0.70 |
k5 — коэффициент, учитывающий влияние больших мостов, равен 0,85;
y — коэффициент, зависящий от числа грузовых автомобилей в транспортном потоке заданного направления движения:
Число грузовых автомобилей, %. 80 60 40 20
y. 0,018 0,016 0,014 0,012
N — интенсивность движения в одном направлении, авт./ч.
Для оценки изменения скорости потока автомобилей по длине дорог с изменяющимися условиями движения необходимо построение эпюры скорости. При этом учитывают, что постепенное снижение и последующее увеличение скорости на сложных участках происходят в зонах их влияния. В среднем длина этих зон составляет 200 м на подъездах к сложному участку и 300 м на выезде.
Скорости движения автомобилей разных типов, входящих в транспортный поток, определяют по формулам:
Vг — скорость движения грузовых автомобилей;
Vл — скорость движения легковых автомобилей;
Va — скорость движения пригородных маршрутных автобусов.
a1,2 — число легковых автомобилей в транспортном потоке заданного направления движения;
DV — разность скоростей движения легковых и грузовых автомобилей, зависящая от интенсивности движения (табл. 23.43).
Разности скоростей DV
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/18_70237_raschet-sredney-skorosti-dvizheniya-transportnogo-potoka.html