Скорости движения потоков автомобилей

Движение в потоке

Последнее обновление: 28.11.2020
Комментариев нет

Одной из важных основ безопасного движения автомобиля в транспортном потоке является умение водителя этого автомобиля (читайте — ваше умение) предвидеть изменение дорожной ситуации.

В этом не требуются способностей к пророчеству, достаточно следить за всем, что имеет отношение к процессу движения, т.е. за теми явлениями на дороге, которые происходят вокруг вашего автомобиля.

В каждый момент времени вы должны контролировать ситуацию вокруг своего автомобиля, анализировать намерения других участников движения и в связи с этим корректировать свои действия, т.е. заранее изменять скорость, интервал и дистанцию таким образом, чтобы ваше движение было более безопасным, и всегда оставалось место для маневра.

Другими словами, ваша безопасность на дороге — это комплекс мер, принимаемых вами в управлении автомобилем, необходимых для того, чтобы не получить (не допустить) ущерб и не причинить вреда здоровью себе или другим участникам движения.

Преимущество проезда определяется не формальным приоритетом, которым наделяют ПДД (главная дорога, зеленый сигнал светофора и др.), а гарантией отсутствия ДТП. Если кто-либо пренебрегает вашим приоритетом, целесообразно ему не препятствовать!, юридически это выглядит как уступить дорогу.

Такой поступок вам не навредит, и вы никуда не опоздаете. Когда у вас преимущественное право проезда, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете ПДД. Но если ваше присутствие на дороге игнорируют, а вы продолжаете движение, потому что «право имеете!», то рискуете попасть в аварийную ситуацию.

В «народе» данный комплекс мер получил название «правило трех Д» — дай дорогу дураку.

Читайте также:  Что такое тип автомобиля рено дастер

Во время движения в транспортном потоке необходимо постоянно наблюдать за соседними по дороге машинами. В поле зрения должно попасть как можно больше участников дорожного движения по вашему направлению. Старайтесь понять их намерения, и в соответствии с этим корректируйте свое движение.

Если кто-то из участвующих допустил нарушение ПДД, например, создал вам помеху, меняйте скорость, (интервал, дистанцию), или поступайте таким образом, чтобы компенсировать это нарушение с пользой для себя.

Например, кто-то как бы круто перестраивается на вашу полосу впереди вас, т.е. «режет» вам путь. В этой ситуации вы можете возмутительно сигналить ему, типа, предупредить о возможном столкновении, а можете немного сбавить скорость, и по возможности, сместить свой автомобиль чуть в сторону, чтобы не столкнуться с ним.

Если же вы сами кому-то помешали, то нет смысла ждать от того водителя компенсирующего действия – нужно попытаться самостоятельно, в зависимости от ситуации, исправить свою ошибку.

Скорость движения автомобиля

Другой, не менее важной составляющей безопасного движения в транспортном потоке, является выбор и коррекция скорости своего автомобиля в конкретной ситуации.

Общее правило по выбору скорости движения выглядит так: скорость движения автомобиля должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

Это относится к движению вообще, к проезду перекрестков с ограниченным обзором, к движению по узким переулкам, в «закрытых» поворотах. Особенно актуально это правило при движении в темное время суток, во время тумана, дождя, снегопада.

Есть специальная формула для вычисления тормозного пути с применением коэффициентов, в зависимости от характеристик автомобиля и состояния дорожного покрытия, но суть не в этом.

Остановочный путь автомобиля это тормозной путь плюс время реакции водителя и он всегда больше тормозного пути. В темное время суток это расстояние увеличивается. Для примера, летом на сухой асфальтированной дороге при скорости легкового автомобиля 40 км/ч тормозной путь будет около 8 метров.

А теперь представьте, что вы с этой скоростью едете вдоль припаркованных у тротуара машин или же едете в узком проулке и перед вами, предположим, метрах в пяти, у припаркованной у машины вдруг откроется дверь, или вдруг неожиданно кто-то появится на дороге. Хорошо, если будет куда свернуть, потому что остановиться до «препятствия», у вас, скорее всего, не получится.

Поэтому целесообразно выбирать скорость движения своего автомобиля такой, как этого требует дорожная обстановка, как говорится, здесь и сейчас, в соответствии с погодными условиями, ехать при которой будет безопасно. Рекомендую статью Что такое безопасная скорость.

Значение безопасной скорости движения не всегда совпадает со значением разрешенной ПДД скорости. В населенном пункте, к примеру, разрешенная скорость 60 км/ч. Но в некоторых ситуациях, например, вдоль стоящих у края дороги машин, целесообразно ехать намного медленнее, чем разрешают Правила.

Также следует снижать скорость на узких участках дорог. Но, разумеется, если для этого есть необходимость, например, во время встречного разъезда в узком месте.

Безопаснее всего в потоке машин двигаться или со скоростью потока, или с очень небольшой разницей — примерно на 10-15 км/час быстрее или медленнее потока. Но не больше. В особенности, это актуально для нешироких дорог, имеющих по одной полосе для каждого направления.

Если будете двигаться медленнее, то будете задерживать других участников – им придется все время обгонять или перестраиваться для опережения. Если ехать быстрее – обгонять уже придется вам, соответственно, для этого необходимо выехать из своей полосы (перестроиться).

В процессе перестроения автомобили подолгу находятся в слепых зонах друг друга, что увеличивает общее психическое напряжение, и повышает риск столкновения.

В целом, величина превышения скорости потока, равно, как и целесообразность увеличения скорости, зависит от характера движения (ширина проезжей части, количество полос, интенсивность, состояние покрытия дороги и др).

Одним из важнейших условий, позволяющих совершить маневр, является наличие свободного пространства с той стороны автомобиля, в которую предполагается сманеврировать. Перед началом маневра есть смысл проконтролировать обстановку вокруг своего автомобиля.

При выполнении маневра в условиях плотного транспортного потока возрастает вероятность попадания в ДТП, причем, в происшествие может быть вовлечено несколько участников дорожного движения.

Поэтому, в условиях массового скопления транспортных средств важно непрерывно следить за поведением своих соседей по дорожному потоку. Рекомендую к прочтению две статьи: Что такое «маневр» в ПДД и Что такое безопасный маневр.

Ну а, непосредственно, возможность самого маневра вам обеспечат безопасная дистанция до едущей впереди машины, и боковой интервал до своих «попутчиков».

Дистанция между автомобилями

Когда вы движетесь вплотную за какой-либо машиной, вы лишаетесь, можно сказать, определенной степени свободы действий:

  • вы лишаете себя должного обзора;
  • лишаете себя возможности совершить объезд, если едущий впереди автомобиль по каким-то причинам остановился. Сдать назад получается не всегда – обычно ваш автомобиль тоже «подпирают»;
  • вы не сможете совершить разгон для выполнения маневра;
  • вы не сможете прибегнуть к торможению в экстренном случае, да и вообще к безопасному торможению, потому что не оставляете себе места для остановочного пути.

Поэтому во время движения в транспортном потоке старайтесь держать такую дистанцию до впереди идущего автомобиля, которая позволит вам без изменения полосы остановить свой автомобиль и избежать столкновения с тем, кто впереди вас.

Во время движения в потоке, как рекомендуют опытные водители, дистанцию между машинами удобнее считать не в метрах, а в секундах. Почему именно в секундах?

Во-первых, глазомер у всех людей разный и при изменении скорости, расстояние в метрах всегда будет изменяться. А посчитать секунды движения для человека проще, чем определять на глаз метры. Во-вторых, дистанция в секундах всегда остается одна и та же при любой скорости.

Поэтому, безопасной дистанцией можно считать такую дистанцию, когда время достижения того места, в котором только что находился впереди идущий автомобиль, составляет 2-3 секунды на сухом асфальте. На скользкой дороге безопасную дистанцию целесообразно увеличивать до 4-5 секунд.

Из этого правила можно сделать вывод, что дистанция между автомобилями должна быть тем большей, чем:

  • выше скорость движения;
  • хуже состояние дорожного покрытия и хуже видимость;
  • больше ограничен обзор дороги препятствиями, неподвижными или движущимися автомобилями.

Опасность движения на короткой дистанции подробно рассмотрена в статье Почему важно соблюдать дистанцию.

Еще один момент. Двигаясь в потоке по своей полосе, периодически придется останавливаться, например, перед светофорами, при случайных заторах или, что еще хуже, в пробках. При таких остановках не следует близко прижиматься к впереди едущей машине. Нужно оставлять себе место для маневра.

Может случиться так, что та машина, которая перед вами, не сможет продолжить движение (заглохнет, сломается и т.п.) и вам потребуется ее объехать. Если подъедите вплотную к ней, тогда для того, чтобы объехать, придется сдать назад. А сзади вас может «подпереть» другая машина. Так на каком расстоянии лучше всего остановиться или на сколько не доехать до «переднего» автомобиля?

Ориентиром в данном случае может послужить «пятно» контакта задних колес «переднего» автомобиля с дорогой. Другими словами, подъезжая к машине, что остановилась впереди вас, смотрите на ее задние колеса. По мере приближения к ней ваш капот начнет перекрывать обзор.

Сначала скроются из вида задние колеса, а когда приблизитесь совсем вплотную, скроется задний бампер. Старайтесь остановиться так, чтобы задние колеса и «пятно» их контакта с дорогой были вам видны полностью. В таком случае вы спокойно сможете объехать автомобиль, что остановился впереди вас, не сдавая назад.

Боковой интервал

Слева и справа от автомобиля всегда (по возможности) необходимо оставлять свободное пространство, которое позволит вам экстренно перестроиться в соседний ряд, а также снизить риск бокового столкновения с соседним автомобилем, в случае его внезапного перестроения, сноса или заноса.

Наличие достаточного свободного места с боку позволит совершить объезд вас другим автомобилем. Но при соблюдении бокового интервала необходимо учитывать возможность видеть в зеркала других участников и быть видимым для едущих впереди вас. Другими словами, необходимо стараться избегать «мертвых зон» друг друга.

О том, что такое «мертвая» или слепая зона -в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

Идеальная схема расположения автомобилей в соседних рядах – в шахматном порядке так, чтобы оставалась возможность безопасного проезда между ними другого автомобиля. Но идеальных условий для движения не бывает, поэтому, выбирая боковой интервал, старайтесь ехать так, чтобы вас, в случае необходимости, можно было легко объехать.

Безопасный боковой интервал особенно важен в зимний период, когда часть дороги под снегом оказывается как бы «исключенной» из проезжей части. Проезжая часть сужается и машины начинают теснить друг дружку, создавая опасность прикосновения. Этот вопрос рассмотрен в статье Количество полос и боковой интервал.

В заключении можно подвести некоторые итоги и выразить их в виде рекомендаций:

  • При движении в потоке всегда смотрите на несколько машин вперед. Если, к примеру, водитель третьей машины из тех, что впереди вас, начал торможение (загорелись его СТОПы), то будьте готовы тоже затормозить;
  • Если едущий позади вас автомобиль подобрался к вам вплотную (как говорят, «сел на бампер»), увеличьте дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это даст вам запас расстояния для дополнительного плавного торможения. В таких случаях можно слегка придавить педаль тормоза – стоп-сигналы загораются раньше, чем начинают срабатывать тормозные колодки – это насторожит едущего сзади и он, возможно, отстанет.
  • Избегайте движения за крупногабаритным транспортом, так как обзор сзади у них сильно ограничен, и для вас, соответственно, также обзор дороги перекрывается его габаритами. Если такое случилось, то целесообразно увеличить дистанцию до крупного автомобиля, и стараться не заезжать в его слепые зоны. Рекомендую статью Соседство с грузовиком на дороге.

Одним из показателей правильного выбора скорости автомобиля и дистанции является число ваших торможений. Поэтому, чем меньше вам приходится тормозить (речь не идет о запланированном снижении скорости), тем правильнее ваша скорость и дистанция, а значит, безопаснее ваше движение.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 28.11.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/voghdenie/dvizhenie-v-potoke.html

Расчет средней скорости движения транспортного потока

Средняя скорость потока автомобилей является одним из важнейших показателей, используемых при определении автотранспортных расходов и капитал о вложений в автомобильный транспорт при обосновании инвестиций в дорожное строительство. Скорость транспортного потока изменяется по длине дороги и во времени в зависимости от интенсивности движения и состава транспортного потока, особенностей дорожных условий и применяемых средств регулирования движения, воздействия погодно-климатических факторов.

Средняя скорость потока автомобилей по однородному участку дороги, в пределах которого не происходит изменения каких-либо характеристик дорожных условий, рассчитывают по формуле:

G — коэффициент, учитывающий влияние состояния покрытия на среднюю скорость транспортного потока;

q — коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий и состава транспортного потока на скорости движения;

Vo — средняя скорость свободного движения однородного потока, состоящего из легковых автомобилей, на прямолинейном горизонтальном участке дороги с проезжей частью шириной 7,5 м, краевыми полосами шириной по 0,75 м, укрепленными обочинами шириной по 3,5 м (принимают Vo = 80 км/ч);

a — коэффициент, зависящий от доли легковых автомобилей в составе транспортного потока (см. табл. 23.28);

Ka — поправочный коэффициент к значению а;

Nч — интенсивность движения, авт./ч, определяемая по формуле (23.4);

(23.8)

tс, tв; tз, tг — количество дней в году соответственно с сухим, влажным, заснеженным покрытием и с гололедом;

gс, gв; gз, gг — коэффициенты снижения скорости: для сухого покрытия

(23.9)

t1, t2. t9 — коэффициенты, определяемые по табл. 23.29 — 23.37.

Коэффициент t1 и a

Доля легковых автомобилей в потоке, % Значения t1 Значения a
1,0 0,007
0,9 0,01
0,8 0,012
0,78 0.013
0,75 0,016
0,67 0,018
0,62 0,02
Уклон, % Значения t2 Уклон, % Значения t2
1,0 0,68
0,92 0,56
0,84 0,45
0,76 0,34
Тип разметки Значения t3 при ширине проезжей части, м Ka
6,0 7,0 7,5 9,0 10,5
Без разметки 0,70 0,90 1,0 1,05 1,10 1,00
Краевая разметка 0,64 0,87 0,98 1,08 1,15 0,82
Осевая прерывистая разметка 0,68 0,89 1,0 1.05 1,10 0,76
То же в сочетании с краевой 0,55 0,74 0,92 1,08 1,15 0,70
Сплошная разделительная линия 0,59 0,75 0,78 1,04 1,00 0,62
Ширина обочины, м Значения t4 Ширина обочины, м Значения t4
3,75 и более 1,0 1,0 0,75
2,5 0,9 0,6
1,5 0,85
Радиус кривой в плане, м Значения t5 Радиус кривой в плане, м Значения t5
600 и более 1,0 0,80
0,96 0.75
0,92 0,70
0,87 менее 50 0,60
Расстояние видимости, м Значение t6 Расстояние видимости, м Значение t6
В плане В продольном профиле
600-700 1,0
300-400 0,95 более 150 1,0
200-250 0,90 0,95
100-150 0,80-0,85 0,75
менее 100 0,75 менее 50 0,60
Число полос движения Значения t7 Число полос движения Значения t7
0,5 1,13
1,0 5 и более 1,20
1,05
Характеристика населенного пункта Значения t8
Населенный пункт отсутствует 1,0
Имеются тротуары и полосы для местного движения 0,9
Имеются тротуары 0,8
Тротуары отсутствуют 0.6
Дорожные условия перед подъемом с уклоном более 30 ‰ Значения t9
Подъем 1,0
Горизонтальный участок 0,9
Спуск 1,2
Малый мост 0,9
Сужение проезжей части 0,8
Длина подъема, м Поправочный коэффициент Ka к значению а при уклоне, %
Менее 200 1,10 1,15 1,21 1,30
1,11 1,20 1,25 1,32
1,19 1,25 1,30 1,36
Более 800 1,22 1,32 1.38 1,45

При определении q по формуле (23.9) необходимо учитывать, что на участках со значительными уклонами влияние уклона на скорость движения будет преобладающим по сравнению с другими характеристиками дорожных условий. Поэтому при уклонах более 45 ‰ и длине подъема более 200 м, при уклонах более 55 ‰ и длине подъема более 200 м и уклонах более 65 ‰ и длине подъема более 100 м из значений t1, t2. t9 принимают в качестве расчетного наименьшее, а все другие коэффициенты считают равными 1,0.

Коэффициент Ka принимают по табл. 23.30 для кривых в плане и по табл. 23.37 для участков с продольными уклонами более 30 ‰ (при совпадении кривой в плане с подъемом в формулу подставляют большее из найденных значений Ka).

Средняя скорость потока автомобилей для дороги или участка протяжением L может быть рассчитана по формуле:

где (23.10)

n — количество участков, однородных по дорожным условиям;

li — протяженность i-го участка, км

Vi — скорость потока автомобилей для i-го участка, км/ч, рассчитанная по формуле (23.7).

В Рекомендациях по обеспечению безопасности движения: ОДМ Минтранс России предлагается рассчитывать среднюю скорость транспортного потока по разным зависимостям отдельно для автомобильных дорог и автомагистралей, запроектированных и построенных с выполнением всех требований, предъявляемых к дорогам I-й категории.

Средняя скорость движения транспортного потока в каждом направлении (V1,2) на автомобильных магистралях с 4 полосами проезжей части определяется из выражения:

км/ч, где (23.11)

— свободная скорость движения по правой полосе (105 км/ч);

— свободная скорость движения по левой полосе (117 км/ч);

k1, k2 — коэффициенты, зависящие от числа легковых автомобилей на данной полосе проезжей части, определяют по табл. 23.38.

Число легковых автомобилей в потоке на данной полосе движения, % 20 и менее
k1, k2 1,0 0,96 0,91 0,86 0,83

q1 — относительное количество автомобилей, движущихся по правой полосе при разной интенсивности движения в данном направлении, доли единицы, (табл. 23.40). Распределение автомобилей по полосам движения может быть принято по табл. 23.39.

Распределение автомобилей по полосам движения

Число легковых автомобилей, % от общей интенсивности движения Число легковых автомобилей на отдельных полосах, % от интенсивности движения на данной полосе
правая полоса левая полоса

Относительное количество автомобилей, движущихся по правой полосе

Интенсивность движения в данном направлении
q1 1,0 0,96 0,91 0,86 0,84 0,83

q2 — относительное количество автомобилей, движущихся по левой полосе, доли единиц:

А — обобщающий коэффициент, учитывающий влияние на скорость движения элементов дороги:

k3 — коэффициент, учитывающий влияние продольного уклона при движении на подъем (табл. 23.41):

Уклон, ‰
k3 1,0 0,96 0,94 0,90 0,86 0,82 0,77

k4 — коэффициент, учитывающий влияние развязок в разных уровнях (табл. 23.42).

Интенсивность движения по съездам развязки, % от интенсивности движения по магистрали Значения k4 при интенсивности движения по магистрали в обеих направлениях, авт./ч
менее 2000 2000 и более Менее 2000 2000 и более
0,97 0,90 1,0 1,0
0,90 0,85 1,0 0,95
0,75 0,70 0,95 0,90
0,65 0,60 0.80 0.70

k5 — коэффициент, учитывающий влияние больших мостов, равен 0,85;

y — коэффициент, зависящий от числа грузовых автомобилей в транспортном потоке заданного направления движения:

Число грузовых автомобилей, %. 80 60 40 20

y. 0,018 0,016 0,014 0,012

N — интенсивность движения в одном направлении, авт./ч.

Для оценки изменения скорости потока автомобилей по длине дорог с изменяющимися условиями движения необходимо построение эпюры скорости. При этом учитывают, что постепенное снижение и последующее увеличение скорости на сложных участках происходят в зонах их влияния. В среднем длина этих зон составляет 200 м на подъездах к сложному участку и 300 м на выезде.

Скорости движения автомобилей разных типов, входящих в транспортный поток, определяют по формулам:

Vг — скорость движения грузовых автомобилей;

Vл — скорость движения легковых автомобилей;

Va — скорость движения пригородных маршрутных автобусов.

a1,2 — число легковых автомобилей в транспортном потоке заданного направления движения;

DV — разность скоростей движения легковых и грузовых автомобилей, зависящая от интенсивности движения (табл. 23.43).

Разности скоростей DV

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/18_70237_raschet-sredney-skorosti-dvizheniya-transportnogo-potoka.html

Оцените статью