Сложные метеоусловия для автомобилей

Особенности вождения в условиях плохой видимости

Какие условия для движения по дорогам можно отнести к сложным? Например, ясный день, видимость — до горизонта, машин на дороге мало, пешеходов нет. Это нормальные условия или сложные? Или, тот же день, но на дороге интенсивное движение и много большегрузных машин. Или, например, все это происходит или во время дождя, или в туман. Или в снегопад. Однозначно ответить нельзя. К тому же, обычная ситуация для бывалого водителя может показаться трудной для того, кто недавно сел за руль.

Сложные дорожные условия это — совокупность факторов, в результате которых может быть или ограничена видимость, или ухудшается управляемость автомобиля. Сюда можно отнести:

  • погодные условия (дождь, туман, снегопад, яркое солнце, гололед);
  • дорожно-транспортные условия (крупногабаритные ТС: грузовые автомобили, тягачи с полуприцепами, автобусы; перекрестки и придорожные территории с ограниченной видимостью; закрытые повороты, подъемы; объекты вблизи дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт, здания и др.)
  • собственно, сам автомобиль (все, что внутри салона может мешать обзору, а также работоспособность отдельных узлов, таких как стеклоомыватель, стеклоочиститель, отопитель салона, обогреватель стекла и др.).

Все перечисленные факторы объединяет одно: в таких ситуациях по разным причинам всегда плохо видно дорожную обстановку, т.е. смело можно сказать, что видимость ограничена или она недостаточная.

Ограниченная видимость лишает водителя возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Трудно разобраться в том, что происходит вокруг. Из-за этого приходится очень сильно повышать внимание, а эти усилия требуют большого нервного напряжения. И в таком положении находятся все участники дорожного движения. Каждый из них, в том числе и вы, в любой момент может совершить ошибку. Надо быть к этому готовым.

Читайте также:  Перевод с японского марки автомобилей

Что необходимо делать в таких случаях? Для начала вспомним, что входит в необходимые условия для безопасного передвижения по дорогам. Это:

  • безопасная дистанция (такая, которая обеспечит необходимое время для маневра или остановки, не прибегая к экстренному торможению);
  • соответствующая скорость (такая, при которой водитель сможет правильно оценивать дорожную обстановку и безопасно выполнять маневры);
  • безопасный боковой интервал.

Предположим, вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, а впереди вас едет большой грузовик или, например, большой рейсовый автобус. Сменить полосу вы не можете, так как вторая полоса занята другим транспортом. Справа от вас – обочина. Грузовик перекрывает вам обзор, и из-за этого вы не можете увидеть дорожные знаки. Ситуация усугубляется, если это происходит во время дождя, так как грязный шлейф из-под колес грузовика «ложится» на ваше лобовое стекло, дополнительно ухудшая и без того ограниченную видимость. Единственный выход из такой ситуации, чтобы обеспечить себе обзор — это увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Стекла от этого чище не станут, но появится дополнительное время для маневра. Не нужно бояться того, что в этот «просвет» кто-нибудь сразу вклинится. Если, все же вклинился, то можно опять немного увеличить дистанцию – замедлить движение и отпустить того вперед. Этим самым вы обеспечите себе обзор и дополнительное время для того, чтобы успеть среагировать, например, для плавного торможения.

Выбор скорости. Правило выбора скорости гласит: скорость движения автомобиля должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости. Поэтому, когда видимость ограничена погодными условиями (туман, снегопад, сильный дождь, песчаная буря), снижение скорости просто необходимо для всех участников дорожного движения. В противном случае, возможна «цепная реакция» столкновений.

Читайте также:  Легковой автомобиль шкода октавия

Источник статьи: http://xn--h1acbloh9eol.43.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/17747493/

Контраварийное вождение в неблагоприятных погодных условиях

Не смотря на то, что коммунальные службы крупных городов (а в городах у нас проживает подавляющее большинство населения) в целом неплохо справляются со снегом льдом и прочими превратностями российских дорог, зачастую, даже городским водителям приходится выделять гормон стресса, сталкиваясь один на один с неблагоприятными погодными условиями на дорогах, к примеру, во время утреннего заезда до рабочего места.

Так что же необходимо предпринять для сохранения жизни, здоровья и имущества в неблагоприятных погодных условиях, таких как гололед, туман, снегопад (за исключением применения светоотражающих жилетов, конечно же)? Инструкция прилагается.

— необходимо выбирать дистанцию с учетом того, что тормозной путь на обледенелых участках дороги увеличивается, как минимум, вдвое;

— при экстренном маневрировании на льду необходимо учитывать, что транспортное средство реагирует на движение рулем с замедлением (1-2 сек), поэтому, для того, чтобы не допустить срыва транспортного средства в занос, необходимо избегать больших отклонений руля от центрального положения, а так же резких движений рулем;

— особую опасность представляет торможение на разнородном покрытии дороги, когда одни колеса транспортного средства оказываются на льду, дорожной разметке или снегу, а другие на асфальте;

— на транспортных средствах, оборудованных механической коробкой передач, во избежание заноса необходимо свести к минимуму езду на нейтральной скорости и с выжатой педалью сцепления;

— необходимо помнить, что резкое торможение, разгон, переключение передач или резкий поворот руля в условиях гололеда могут привести к потере управления транспортным средством.

В условиях недостаточной видимости:

— следует двигаться с использованием ближнего света фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний;

— при наличии противотуманных фар включить их, совместно с ближним светом;

— включить дворники лобового стекла;

— при запотевании стекол включить систему отопления и вентиляции салона, а также электрообогреватель стекла;

— при необходимости подавать звуковой сигнал для остальных участников дорожного движения;

— необходимо снизить скорость движения, вплоть до полной остановки;

— при остановке необходимо убрать транспортное средство с проезжей части (не создавая помех остальным участникам движения).

При сильном ветре (со скоростью свыше 14 м/с) и (или) урагане необходимо:

— остановиться, освободив проезжую часть дороги (не создавая помех остальным участникам движения), на безопасном удалении от объектов (деревья, опоры линий электропередач и т.д.), способных под воздействием сильного ветра нанести повреждения Вам и (или) транспортному средству;

— по возможности перебраться из транспортного средства в капитальное строение, с соблюдением мер предосторожности.

— если град застал вас в транспортном средстве, имеющем цельнометаллический кузов и крышу, не нужно его покидать, необходимо закрыть двери, окна, форточки и люки, опустить автомобильную антенну (при возможности и наличии).

— если гроза застала вас в транспортном средстве, также как и при граде покидать транспортное средство не следует. Лучше поставить ноги на резиновые коврики пола и не касаться открытых металлических предметов внутри кабины. Если молния ударит в такое транспортное средство, то электрический заряд стечёт на землю по наружной металлической поверхности кузова и мокрые автомобильные покрышки, не нанеся вреда находящемуся внутри кабины человеку. При необходимости продолжать движение во время грозы на транспортном средстве необходимо предпринимать дополнительные меры предосторожности, так как гроза, как правило, сопровождается ливнем, ухудшающим видимость на дороге, а вспышка молнии может ослепить водителя.

А вот то, чего в таких условиях делать не следует:

— приближаться к впереди, идущему транспортному средству;

— использовать задние фонари переднего автомобиля в качестве ориентира для движения;

— ставить автомобиль на стоянку в пределах проезжей части;

— выходить на проезжую часть;

— двигаться на транспортном средстве близко к линии разметки, разделяющей встречные полосы движения;

— проезжать, не снижая скорость, участок покрытый туманом;

— совершать обгон впереди идущего транспортного средства.

Каждый раз, когда кто-то ставит «палец вверх» этой статье, где-то далеко маленький котик успешно перебегает дорогу!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5a2fc6495f49679c65906e8a/kontravariinoe-vojdenie-v-neblagopriiatnyh-pogodnyh-usloviiah-5a38fcbc256d5ca1f6803770

Когда видимости на дороге почти нет

Последнее обновление: 03.12.2020
Комментариев нет

  • Смотрим на дорогу правильно
  • Начало движения на автомобиле
  • Движение в потоке
  • Маневрирование в дорожном потоке
  • Выполнение разворота. Часть 1
  • Выполнение разворота. Часть 2
  • Когда видимости на дороге почти нет
  • Движение в темное время суток
  • Проезд пешеходных переходов на перекрестках
  • Пешеходные переходы вне перекрестков
  • Движение во дворах и жилых зонах

В этой статье мы рассмотрим особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях, если точнее, в условиях недостаточной видимости.

Какие условия для движения по дорогам можно отнести к сложным? Например, ясный день, видимость — до горизонта, машин на дороге мало, пешеходов нет. Это нормальные условия или сложные? Или, тот же день, но на дороге интенсивное движение и много большегрузных машин.

Или, например, все это происходит или во время дождя, или в туман. Или, что хуже, в снегопад, в особенности, когда на дороге скользко. Однозначно ответить нельзя. К тому же, обычная ситуация для бывалого водителя может показаться трудной для того, кто недавно сел за руль. И это нормально.

Сложные дорожные условия это, в общем, совокупность факторов, в результате которых ухудшается видимость дорожной обстановки, (про такое говорят или ограниченная, или недостаточная видимость), или ухудшается управляемость автомобиля.

К этим факторам можно отнести:

  • погодные условия (дождь, туман, снегопад, яркое солнце, гололед);
  • дорожно-транспортные условия (плотность автомобильного потока, наличие крупногабаритных ТС: грузовые автомобили, тягачи с полуприцепами, автобусы; перекрестки и придорожные территории с ограниченной видимостью; закрытые повороты, подъемы; объекты и растительность вблизи дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт, здания и др.)
  • собственно, техническое состояние автомобиля, это напрямую влияет на управление оным (все, что внутри салона, может мешать обзору, а также работоспособность отдельных узлов, таких как стеклоомыватель, стеклоочиститель, отопитель салона, обогреватель стекла и др.).

Все перечисленные факторы объединяет одно: в таких условиях по разным причинам всегда плохо видно дорожную обстановку, т.е. смело можно сказать, что видимость чем-то ограничена или она недостаточная.

В пункте 1.2 ПДД эти две фразы имеют разные определения (их нужно запомнить для решения билетов), но в жизни, применительно к дорожным обстоятельствам, это почти одно и то же.

Недостаточная видимость лишает водителя возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Трудно разобраться в том, что происходит впереди по движению. Из-за этого приходится очень сильно напрягать бдительность, а эти усилия требуют большого нервного напряжения.

И в таком состоянии повышенного внимания находятся все участники движения на данном участке дороги. Каждый из них в любой момент может совершить нечто, что выходит за рамки концепции безопасного движения. Надо быть к этому готовым.

Что необходимо делать в таких случаях? Для начала есть смысл вспомнить о том, что входит в необходимые условия для безопасного передвижения по дорогам. Это:

  • безопасная дистанция (такая, которая обеспечит необходимое время для маневра или остановки, не прибегая к экстренному торможению);
  • соответствующая скорость (такая, при которой водитель сможет правильно оценивать дорожную обстановку и безопасно выполнять маневры);
  • безопасный боковой интервал.

Предположим, вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, а впереди вас едет большой грузовик или, например, большой рейсовый автобус. Сменить полосу вы не можете, так как вторая полоса занята другим транспортным средством. Справа от вас – обочина.

Габаритное ТС перекрывает вам обзор, и из-за этого вы не можете увидеть дорожные знаки впереди по движению. Ситуация усугубляется, если это происходит во время дождя, так как грязный шлейф из-под колес едущего впереди «ложится» на ваше лобовое стекло, дополнительно ухудшая и без того ограниченную видимость.

Единственный выход из такой ситуации, чтобы обеспечить себе обзор — это увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Стекла от этого чище не станут, но появится дополнительное время для маневра.

Не нужно бояться того, что в этот «просвет» кто-нибудь сразу вклинится. Если, все же, вас кто-то обогнал, и вклинился перед вами, то можно опять немного сбавить газ, и увеличить дистанцию – отпустить того вперед. Этим самым вы обеспечите себе обзор и дополнительное время для того, чтобы успеть в случае необходимости среагировать, например, плавно затормозить.

Теперь о том, с какой скоростью двигаться в сложных дорожных (или погодных) условиях.

Правило выбора скорости формулируется следующим образом: скорость движения автомобиля (автобуса, мотоцикла, велосипеда и т.д.) должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

Поэтому, когда видимость ограничена погодными условиями (туман, снегопад, сильный дождь, песчаная буря), снижение скорости для всех участников дорожного движения просто необходимо. В противном случае, возможна «цепная реакция» столкновений.

С величиной бокового интервала, когда автомобили двигаются строго по своим полосам или, даже, по неразмеченным рядам, вопросов, обычно, не возникает. Важно поддерживать боковой интервал достаточным для того, чтобы не соприкоснуться бортами.

Далее рассмотрим особенность движения в условиях тумана, движение автомобиля в дождь и снегопад. Особенность не технического перемещения, а в плане видимости и восприятия дорожной обстановки в перечисленных условиях.

Движение в условиях тумана

Туман – атмосферное явление при изменении температур воздуха, когда воздух наполняется взвешенными капельками воды – конденсация водяного пара. Туман образовывается в низинах, где большая влажность и может, как быстро возникнуть, и так же быстро исчезнуть.

Казалось бы, вы только что ехали, и ничего не было, а тут вдруг – перед глазами настоящее молочное облако. Хуже всего, что за этой молочной пеленой может находиться все, что угодно – и ямы, и машины, и любое другое неожиданное препятствие.

Чем опасно движение в условиях тумана?

О том, что в сильном тумане видимость почти нулевая, даже говорить не приходится. Но главная особенность тумана – это его способность обманывать наше зрение, искажая картину действительности. Все объекты в тумане кажутся дальше, чем находятся на самом деле, т.е. туман очень сильно отдаляет предметы. А скорость автомобиля наоборот, кажется меньше, чем в действительности.

Если вы внезапно въехали в туман, то есть смысл немедленно погасить скорость и включить противотуманные фонари, если такие имеются. Целесообразно сбавить скорость даже в том случае, если вы движетесь по знакомой местности.

Есть два негласных правила, как нужно себя вести в процессе движения в условиях тумана: это стараться быть максимально заметным для других и самому активно смотреть по сторонам.

Откройте окно – в тумане очень хорошо передаются звуки – и вы будете слышать все вокруг. Возможно, вы услышите приближающийся автомобиль и звуковым сигналом дадите ему знак о своем присутствии. Если туман такой густой, что ничего вообще не видно, то есть смысл переждать его в стороне от дороги, и продолжить движение после того, как прояснится.

Двигаясь в потоке машин в условиях тумана, отстаньте от едущей впереди машины на несколько метров – на самом деле она ближе, чем вам кажется. Визуально туман увеличивает расстояние, поэтому легко обмануться.

Надо помнить, что туман – это вода. Ее капельки оседают везде, в том числе и на дороге. А на влажном покрытии становится скользко и тормозной путь увеличивается. В самый раз вспомнить приемы торможения на скользкой дороге.

Скорость автомобиля при движении в условиях тумана нужно контролировать в зависимости от уровня видимости, в особенности, если приходится ехать в тумане ночью. Рекомендуется использовать или противотуманные фары, или ближний свет. Дальний свет в тумане не помощник, помеха, потому что световой пучок направлен вверх и туманное «молоко» становится более плотным.

Движение автомобиля в дождь

Если поездки в тумане как-то можно избежать, например, не выезжать рано утром, не ездить ночью, то от дождя уже точно никуда не деться. Дождь может пойти в любое время, а осенью – это частое явление. Сам по себе дождь неприятен не только потому, что снижается видимость на дороге, но и потому, что делает дорогу мокрой и скользкой, тем самым ухудшая способность автомобиля передвигаться.

Первые капли дождя на дороге (особенно на асфальте) – для водителей самые опасные. Дело в том, что на любой дороге всегда имеется слой пыли и песка, который намокнув, превращается в нечто, вроде смазки между шинами и дорогой.

Когда дождь идет какое-то время, эта дорожная грязь смывается и качество сцепления колеса с дорогой становится немного лучше. Но в любом случае нужно помнить, что мокрая дорога – это скользкая дорога.

Залог безопасной езды на мокром шоссе – хорошие шины. Протектор должен иметь остаточную высоту не менее допустимой. Вода из-под колеса во время движения отводится благодаря водоотводным канавкам на протекторе – ламелям, вследствие чего обеспечивается надежное пятно контакта колеса с дорогой.

Если шина «лысая», то о хорошем сцеплении с дорожной поверхностью не может быть речи. Это будет равносильно езде по льду. Более того, когда температура воздуха снижается до +3+5 градусов, летние шины теряют свои летние характеристики – резина становится менее эластичной и сцепление с дорожным покрытием ухудшается.

Отдельная особенность наших, отечественных дорог – это их колейность. Колея даже при небольшом дожде заполняется водой и колесо автомобиля в такой колее – все равно, что на водяной подушке – при резком торможении или ускорении автомобиль может «поплыть». Происходит полная или частичная потеря сцепления колеса с дорогой. Это явление называется аквапланирование.

Какие могут быть последствия даже при частичной потере управления во время дождя? Можно легко оказаться за пределами дороги или непроизвольно врезаться в другой автомобиль. Один из таких случаев рассмотрен в статье Последствия аквапланирования.

Другая неприятность во время движения в дождь – это лужа. Ее коварство заключается в том, что она может оказаться как мелкой, так и глубокой, скрывая под собой яму, всякие неровности, камни и пр. И чем эта луже ближе к обочине, тем больше будет слой грязи на ее дне.

Ни в коем случае не пытайтесь преодолеть лужу на высокой скорости – рискуете потерять контроль над управлением. Вдобавок, возможно попадание воды в подкапотное пространство, а это чревато проблемами в электрике вплоть до того, что может заглохнуть двигатель.

Перед тем, как в лужу заехать, необходимо заблаговременно снизить скорость. А выехав из лужи, особенно если она оказалась глубокой, целесообразно проверить тормоза и, если необходимо, просушить тормозные колодки, несколько раз нажав не педаль тормоза в движении.

Когда идет частый и сильный дождь, то создается ощущение, что все вокруг как будто погружается в туман. Если это происходит ночью, то видимость дополнительно осложняется отражением света встречных фар от мокрой дороги. Ехать во время сильного дождя нужно так же осторожно, как при езде в тумане. Правда, в случае с дождем на помощь приходят исправно работающие стеклоочистители.

Щетки «дворников» должны плотно прилегать к стеклу, чтобы на поверхности не оставалось слепых мест, но они хорошо работают только на чистом стекле при достаточном количестве дождевой воды или омывающей жидкости.

Поэтому, если на лобовом стекле имеются следы засохшей грязи (например, от насекомых, если птичка не промахнулась и пр.), то лучше будет удалить эту грязь вручную с помощью воды или с помощью очистителей. Если щетки износились и не справляются с работой, то их следует заменить.

Движение автомобиля в снегопад

Падающий редкий снег чем-то напоминает небольшой дождь — особых помех не доставляет. Снежинки, попадая на теплое стекло, тают, и лишний раз приходится включать «дворники». Свежий снег легко проминается и утрамбовывается колесами проезжающих машин.

Когда идет плотный снег, то в плане видимости создается такое же ощущение, как и в сильный дождь — впереди белая стена, особенно, если снег уже покрыл землю и не тает. Что можно видеть вокруг? Тени, контуры, огни. Все, как в тумане.

Когда снегопад густой, почти единственное, что вы можете отчетливо видеть, — это правый край дороги. Еще, возможно, будет видна середина дороги и габаритные огни передних автомобилей, которые, между прочим, периодически будут теряться в снежной пелене.

Видимость дороги очень недостаточная, и движение, в целом, будет осложняться толщиной снежного покрова.

Техника безопасности движения автомобиля в снегопад примерно такая же, как и во время движения в условиях тумана, но с дополнением в виде преодоления толщи налипающего снега. Несколько приемов управления автомобилем в снегопад — в статье Вождение автомобиля зимой. Маневрирование.

Подводя итог, что можно сделать, чтобы адаптироваться к недостаточной видимости, и таким образом обеспечить себе возможность своевременного реагирования на опасность?

Такая возможность достигается выбором тактики движения автомобиля:

  • Снижайте скорость. Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах видимого участка дороги, той видимости, что у вас есть.
  • Увеличивайте дистанцию. Помните, что в условиях недостаточной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра, даже для остановки.

При очень плохой видимости, когда границы дороги вместе с машинами становятся трудно различимы, целесообразно покинуть дорогу (найти для этого удобное место, что тоже довольно не легко), и подождать там улучшения погодных условий. А когда остановитесь, не забудьте включить аварийную сигнализацию.

Вот такая особенность движения в условиях недостаточной видимости — в условиях тумана, дождя и снегопада. В следующей статье рассмотрим особенности вождения автомобиля в темное время суток.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.12.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/voghdenie/kogda-vidimosti-na-doroge-pochti-net.html

Оцените статью