- Содержание драгметаллов в автомобилях: извлекаем ценные элементы из старых машин
- Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей
- Золото и серебро
- Элементы платиновой группы
- Драгметаллы в автомобильных катализаторах
- Методы обогащения отходов
- Продажа отработанных катализаторов
- Видео по теме
- Вывод
- Сколько драгоценных металлов содержится в автомобиле ВАЗ классика. Нашёл таблицу времён СССР — показываю
- Справочник содержания драгметаллов
- Справочник содержания драгметаллов
- Содержание драгоценных металлов в автомобилях и бронетанковой технике
Содержание драгметаллов в автомобилях: извлекаем ценные элементы из старых машин
Вопрос переработки подержанных транспортных средств, а также деталей отслуживших авто, является актуальным как для организаций, так и для частных лиц.
Подлежащий утилизации автомобиль содержит в себе множество ценных компонентов, таких как пластик, стекло и металлы.
Особый интерес представляет последний пункт, ведь металлы содержатся там не только черные и цветные, но и драгоценные.
О том, какие именно, сколько их и где они сконцентрированы, пойдет речь в данном материале.
Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей
Основными драгоценным металлами, содержащимися в деталях таких автомобилей, как КАМАЗ 4308, являются золото и серебро, а также платина, родий, палладий и иридий.
В таблице ниже приведена некоторая доступная информация по содержанию драгметаллов в автомобилях советского производства согласно «Перечню изделий автотранспортных средств, содержащих драгоценные металлы» от 24.02.2000.
Как видно из представленных данных, наиболее весомым по содержанию на общую массу автомобиля оказывается серебро:
Наименование автомобиля | Содержание металлов в составе автомобильных деталей, г | |||
золото | серебро | платина | металлы платиновой группы | |
Грузовые | ||||
ГАЗ-3310 | 0,4461 | 9,7419 | 0,0476 | |
ГАЗ-3309 | 0,0407 | 9,0241 | — | 0,0476 |
МАЗ-5440 | 0,4461 | 9,7419 | — | 0,0476 |
КАМАЗ-4308 | 0,00849 | 14,9881 | — | 0,0434 |
Легковые | ||||
ВАЗ-24 | 0,00764 | 5,46485 | 0,08674 | — |
ВАЗ-2106, 2103 | 0,02263 | 5,1229 | — | 0,005 |
Золото и серебро
Золото и серебро в автомобилях, как правило, содержатся в составе комплектующих деталей электроники:
- реле розеток, термостатов (серебро);
- датчиков для измерения уровня топлива (серебро);
- диодов (серебро и золото);
- контактов (золото);
- регуляторов напряжения (серебро);
- включателей (замков зажигания)/выключателей (серебро);
- стеклоочистителей (серебро).
В современных автомобилях данные металлы содержатся в составе микросхем и мониторов бортовых компьютеров, составляющие систему управления и навигации автомобиля.
Элементы платиновой группы
Металлы платиновой группы, а именно, системы платина-палладий-родий, как правило, содержатся в составе катализаторов двигателей.
С улучшением качества двигателей количество родия уменьшалось с 18% до 9-10% от общей массы металлов.
При совершенствовании двигателей количество родия уменьшалось с 17-20%до 9-11% от общей массы платиноидов.
При использовании тройных систем платиноидов обычно платина находится в самом большом количестве, ее содержание составляет 300-1000 мкг/кг, палладия — 200-800 мкг/кг, родия — в диапазоне от 50 до 100 мг/кг.
Содержание металлов различается в зависимости от автопроизводителя, объемов двигателя и размеров автомобилей.
Драгметаллы в автомобильных катализаторах
Как уже было упомянуто выше, в состав современных катализаторов входят платина, палладий и родий. Кроме того, в автопроме Германии и Великобритании для изготовления автомобильных катализаторов широко применяют иридий.
Во многих случаях катализаторы машин, произведенных в этих станах, сортируют отдельно в качестве потенциально содержащих этот драгметалл.
Содержание платины в японских и китайских автомобилях на 15% меньше, чем в европейских, в катализаторах российских машин на 40% меньше родия, чем в европейских. В американских автокатализаторах драгоценных металлов вполовину меньше, чем в европейских.
Методы обогащения отходов
Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы.
Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.
При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих, содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.
Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.
Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов:
- первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
- многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
- сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.
Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов» Шипачева В.А. 2008 года.
При использовании пирометаллургического метода переработка отходов происходит в несколько следующих стадий:
- Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
- Приготовления исходной шихты.
- Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
- Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе (меди, железе) сливается из печи.
- Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.
Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств, далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.
Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома» Старших В.В. от 10.07.2014.
Продажа отработанных катализаторов
Продавать отработанные катализаторы можно ряду компаний, связанных с аффинажными предприятиями договорами на вторичную переработку полученного ими обогащенного сырья.
В сферу деятельности таких компаний входят скупка отработанных катализаторов у частных и юридических лиц, определение того, какой из платиноидов и сколько находится в них и их первичная переработка.
Контакты данных компаний доступны через интернет-сайты, там же представлена информация о порядке приема и оплаты сданного катализатора.
В качестве примеров данных компаний можно привести такие организации, как:
Перед заключением договора купли-продажи компания проводит анализ катализатора на предмет того, какой ценный элемент в нем содержится и в каком количестве.
По итогу анализа определяется стоимость сделки. В среднем для иномарок цены за 1 кг катализатора варьируются от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от марки автомобиля.
Так, наибольшей стоимости достигают катализаторы автомобилей Hummer, Land Rover, Infiniti, Jeep GrandCherokee, Lexus, Mersedes-Benz.
Цены на отечественные катализаторы указываются в районе 1500 руб/кг.
Видео по теме
Предлагаем посмотреть видео о содержании драгметаллов в автомобильных катализаторах и о том, как можно их извлечь.
Вывод
Утилизация автомобильных деталей с целью получения финансовой выгоды за счет извлечения из них благородных металлов в современных условиях является решаемой задачей как для юридических, так и для физических лиц.
Для этого заказчику следует обратиться в соответствующую компанию, занимающуюся приемом, оценкой и первичной переработкой автомобильного сырья с целью получения концентратов для последующей тонкой переработки и получения металлов высокой пробы или вовлечения их в рециклинг.
Источник статьи: http://rcycle.net/metally/dragotsennye/soderzhanie-v-ustrojstvah/v-avtomobilyah
Сколько драгоценных металлов содержится в автомобиле ВАЗ классика. Нашёл таблицу времён СССР — показываю
У меня не совсем обычный гараж, как многие из вас знают. И если у многих он предназначен для хранения собственного автомобиля, то в моём гараже я никогда не оставлял свою машину даже на несколько часов, так как всё свободное в нём место, а это 46 квадратных метров, занимают купленные под разбор авто.
Не скажу, что я занимаюсь этим прям-таки с профессиональным подходом, но за 8 лет в этом деле, через мой гараж и руки прошло почти под сотню различных машин. И если сейчас это в основном только свежие модели иностранных производителей, то раньше я покупал Жигули «классику», и вот от одной из них я недавно нашёл инструкцию по эксплуатации, выпущенную ещё во времена СССР — в 1988 году.
И вот изучая эту маленькую, но довольно полезную книжку, я наткнулся на одну очень интересную информацию, касающуюся содержанию драгоценных металлов в автомобиле ВАЗ 2106 и его модификациях.
Сразу предупреждаю: если кто-то думает таким образом сколотить состояние, выдрав все эти крохи из автомобиля, то это идея не самая лучшая. И здесь как нельзя лучше подойдёт поговорка: Овчинка выделки не стоит. Но интереса ради, как говорится, почему бы и не узнать, где и в каких деталях, а главное — в каком количестве содержаться драгметаллы в советских автомобилях.
Давайте взглянем, что нам говорит производитель в официальной инструкции, которой комплектовался каждый советский волжский автомобиль. И если присмотреться к данным в этой таблице, то можно увидеть, какие детали содержат золото или серебро, а какие и вовсе — платину и даже палладий.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/automaniac/skolko-dragocennyh-metallov-soderjitsia-v-avtomobile-vaz-klassika-nashel-tablicu-vremen-sssr-pokazyvaiu-5fe05739c80827600fb4fe5b
Справочник содержания драгметаллов
Извлечением драгметаллов (аффинаж) занимаются только уполномоченные специализированные организации – аффинажные заводы, которые имеют соответствующие лицензии и необходимое оборудование для того чтобы проводить необходимые технологические операции без вреда для окружающей среды. Мы настоятельно не рекомендуем вам пытаться самостоятельно извлекать драгметаллы из радиодеталей, катализаторов и проч., т.к. во-первых это запрещено законом, а во-вторых – не безопасно для вашей жизни и здоровья. На нашем сайте Вы можете ознакомиться с содержанием драгметаллов в радиодеталях и различном оборудовании. В радиодеталях и приборах производства СССР содержатся такие элементы как Золото Au, Серебро Ag, Платина Pt, Палладий Pd, Тантал Ta, реже Родий Rh и Иридий Ir в основном в виде сплавов. Данные драгметаллы находятся в природе в очень ограниченном количестве и поэтому имеют столь высокую ценность. В связи с этим очень важно чтобы вышедшее из строя оборудование проходило утилизацию в соответствие с законом, т.к. тем самым обеспечивается возврат драгметаллов государству и не наносится непоправимый вред окружающей среде.
Автомобиль ВАЗ-2107 содержит драгметаллы в количествах указанных в соответствующей технической документации, использовавшейся при производстве данного типа изделий. Указано точное соответствие до 0,1мг по массе и количеству драгметаллов.
Обращаем ваше внимание, что часто реальное содержание драгметаллов в радиодеталях на 10-25% отличается от справочного в меньшую сторону!
Содержание драгметаллов указанно в граммах.
Источник статьи: http://radioskupka.ru/spravochnik-soderzhaniya-dragmetallov.html?item=103027_avtomobil-vaz-2107
Справочник содержания драгметаллов
Извлечением драгметаллов (аффинаж) занимаются только уполномоченные специализированные организации – аффинажные заводы, которые имеют соответствующие лицензии и необходимое оборудование для того чтобы проводить необходимые технологические операции без вреда для окружающей среды. Мы настоятельно не рекомендуем вам пытаться самостоятельно извлекать драгметаллы из радиодеталей, катализаторов и проч., т.к. во-первых это запрещено законом, а во-вторых – не безопасно для вашей жизни и здоровья. На нашем сайте Вы можете ознакомиться с содержанием драгметаллов в радиодеталях и различном оборудовании. В радиодеталях и приборах производства СССР содержатся такие элементы как Золото Au, Серебро Ag, Платина Pt, Палладий Pd, Тантал Ta, реже Родий Rh и Иридий Ir в основном в виде сплавов. Данные драгметаллы находятся в природе в очень ограниченном количестве и поэтому имеют столь высокую ценность. В связи с этим очень важно чтобы вышедшее из строя оборудование проходило утилизацию в соответствие с законом, т.к. тем самым обеспечивается возврат драгметаллов государству и не наносится непоправимый вред окружающей среде.
Автомобиль ВАЗ-2131 содержит драгметаллы в количествах указанных в соответствующей технической документации, использовавшейся при производстве данного типа изделий. Указано точное соответствие до 0,1мг по массе и количеству драгметаллов.
Обращаем ваше внимание, что часто реальное содержание драгметаллов в радиодеталях на 10-25% отличается от справочного в меньшую сторону!
Содержание драгметаллов указанно в граммах.
Источник статьи: http://radioskupka.ru/spravochnik-soderzhaniya-dragmetallov.html?item=103033_avtomobil-vaz-2131
Содержание драгоценных металлов в автомобилях и бронетанковой технике
автомобильной и бронетанковой техники, содержащей драгоценные металлы
Содержание драгметаллов (в граммах)
УАЗ-3151, в том числе;
-блок управления БУЭПХХ
-выключатель массы ВК-452
-переключатель П 315
-стеклоочиститель СЛ 103Б
ГАЗ-3201, в том числе;
-реле регулятор РР-13
-выключатель зажигания 2101
-доп. реле стартера РС-507-5
-реле сигнала РС-520
-выключатель ВК 422-12
-переключ. отопителя П-147-03
-выкл-ль стоп-сигнала ВК-412
-электронный блок системы впуска воздуха
ГАЗ-66, в том числе;
-реле регулятора РР-132
-доп. реле стартера РС-507Б
-предохранитель ПР 310
-предохранитель ПР 315
-предохранитель ПР 25
-датчик указ-ля масла ММ358
ЗИЛ-4314, в том числе;
-выключатель батареи ВК-318
-звуковой сигнал РС-508
-универсальное реле 111
-комбинация приборов 16.3801
— переключатель П 44А
КАМАЗ-52213, в том числе;
-ММ 124Б, ММ 125Д, ММ 111
-БМ 158Б, БМ 158Д
ЗИЛ-131, в том числе:
-генератор Г 287-5
-распределитель Р 351
-регулятор напряжения РР 132
-выключатель ВК 318Б
— переключатель света П 44А
-выключатель ВК 13-5
-щиток приборов КП 204-А
-регулятор РР 350А
-коммутатор ТК 200
КрАЗ 255, в том числе:
— регулятор напряжения 1112
-предохранитель ПР 2Б
МАЗ-53371, 5551, 5337, 5433, 54331, в том числе:
-вычислитель ВК 32, 3710
-вычислитель ВК 860Б
-вычислитель ММ 125
-переключатель П 145
-переключатель П 147-09
-выключатель ВК 343-01
-выключатель ВК 353
-выключатель П 150-14
-указатель спидометра СП 152
КрАЗ-260, в том числе:
-регулятор напряжения 1112
-включатель ММ 125
-предохранитель ПР 2Б
УРАЛ-375, в том числе:
-реле регулятор РР 132
-коммутатор ТК 200
-выключатель ВК 322
-выключатель ВК 353
-генератор Г 287Б
-звуковой сигнализатор РС 508
-переключатель П 300
-свеча зажигания СН 307В
-вибратор РС 331
ГАЗель, в том числе:
реле стартера 711.3747000-01
прерыватель РС 492
комбинация приборов 35.3801
датчик ТМ 106-02
датчик ТМ 106-10
датчик 30.3829 или ММ 111В
выкл-ль батареи 1300.3727
ЗИЛ-130, в том числе:
переключатель света П44-А
вык-ль зажигания ВК-350
щиток приборов КП204
М412-028, ИЖ-21251, ИЖ-2715-01
Трактор К-700, К-701
ГАЗ-53, в том числе:
вык-ль зажигания ВК-330
реле стартера РС507Б
предохранитель ПР315, ПР2Б
датчик указ. давления масла
ГАЗ-3101, в том числе:
контактор КТ 125
выключатель зажигания и стартера 2101-3704000-10
реле стартера РС507-Б
выключатель аварийной сигна-лизации ВК422-12
реле переключения фар РС711
реле сигнала РС-528
реле противотуманных фар РС527
выключатель заднего противоту-манного света П147-10.24
переключатель отопителя П147-03.11
переключатель указателей пово-рота и света фар П149-01
Источник статьи: http://radioskupka.ru/stati/soderzhanie-dragocennyh-metallov-v-avtomobilyah-i-bronetankovoj-tehnike.html