- Сопротивление движению автомобиля
- Силы сопротивления движению автомобиля
- Контрольные вопросы
- Силы действующие на автомобиль при движении
- Схема сил действующих на ведущее колесо
- Тяговая сила
- Сила сцепления колес с дорогой
- Сила сопротивления воздуха
- Сила сопротивления качению
- Сила сопротивления подъему
- 3.3. Сопротивления движению автомобиля
Сопротивление движению автомобиля
При движении по дороге автомобиль встречает ряд сопротивлений, которые преодолеваются путем использования механической энергии, возникающей в результате сгорания топлива в двигателе.
В тяговых расчетах учитывают сопротивление качению, движению на подъем, сопротивление воздушной среды и инерционных сил.
Сопротивление качению вызывается неровностями дороги, деформацией шин, а также трением, которое возникает между колесами автомобиля и поверхностью дороги.
Суммарную величину этих сопротивлений обозначим через Ff.
Экспериментально установлено, что с достаточной для практики точностью величину сопротивления качению для твердых покрытий можно выразить следующей зависимостью:
где Q — вес автомобиля;
f—коэффициент сопротивления качению.
Значение f зависит от ровности и жесткости той поверхности, по которой перемещается колесо, эластичности шин и скорости движения автомобиля. Для пневматических шин и скоростей движения порядка 50 км/ч величина f колеблется в пределах: 0,01—0,02 для асфальтовых и бетонных покрытий; 0,03—0,05 для покрытий из камня и гравия, а также ровной, сухой и плотной грунтовой дороги. При движении по неровной и влажной грунтовой дороге коэффициент сопротивления качению резко возрастает, достигая 0,05—0,15. Для пашни и сыпучих песков f = 0,15— 0,30, а для переувлажненных заболоченных грунтов/>0,30.
Увеличение значения f объясняется необходимостью дополнительной затраты тяговой силы, что связано с уплотнением и пластическим деформированием грунта при образовании колеи, налипанием грунта на колеса, пробуксовыванием колес, толчками и ударами при боковом раскачивании автомобиля и т. д.
Сопротивление при движении автомобиля на подъем Fi вызывается возникновением составляющей веса автомобиля, параллельной поверхности дороги и направленной в сторону, противоположную его движению.
Сопротивление воздушной среды Fw вызывается давлением воздуха на переднюю часть движущегося автомобиля, трением воздуха о боковую поверхность автомобиля и образованием завихрений воздушных струй за автомобилем, над кузовом и около колес.
Сопротивление инерционных сил автомобиля Fj вызывается инерцией поступательного движения, а также инерцией вращающихся частей автомобиля. Эти силы воздействуют на автомобиль при изменении скорости его движения.
Источник статьи: http://stroiki-master.ru/stroitelstvo-i-remont-dorog/85-soprotivlenie-dvizheniyu-avtomobilya.html
Силы сопротивления движению автомобиля
Автомобиль по ровному шоссе надо толкать с меньшей силой, чем в гору. Против ветра автомобилю двигаться труднее, чем по ветру.
Сопротивление качению колес автомобиля. Трение качения объясняется тем, что при перекатывании одного тела по другому оба тела деформируются и на это затрачивается работа. Чем сильнее деформация, тем больше сила трения качения. Благодаря упругости шины значительно уменьшается тряска во время движения, но одновременно увеличивается сопротивление качению. У автомобильного пневматического колеса оно значительно больше, чем у металлических колес железнодорожных вагонов.
Силу сопротивления качению колес определяют динамометром, буксируя автомобиль по дороге.
Установлена следующая зависимость между силой Fк сопротивления качению колес и силой тяжести автомобиля:
где: G — сила тяжести автомобиля; f — коэффициент трения качения колеса автомобиля; по дороге с асфальтобетонным покрытием он равен 0,015; по каменному покрытию — 0,020; по проселочной дороге — 0,03 и по песку — 0,15.
Сопротивление воздуха движению автомобиля тем больше, чем выше скорость движения и значительнее лобовая площадь автомобиля. Сила Fω сопротивления воздуха также зависит от формы кузова автомобиля — его обтекаемости.
Установлено, что:
где: S — лобовая площадь автомобиля, м 2 ; υ — скорость движения автомобиля, м/сек; k — коэффициент обтекаемости автомобиля, н * сек 2 /м* (кгс Х сек 2 /м 4 ).
Поскольку при движении на автомобиль всегда действуют сила Fк сопротивления качению колес и сила Fω сопротивления воздуха, то для поддержания равномерного движения на горизонтальной дороге необходимо, чтобы тяговая сила Рс была равна сумме этих двух сил:
Сопротивление движению на подъем. При движении на подъем необходимо затрачивать некоторую дополнительную силу Fh.
Схема движения автомобиля на подъеме
Если обозначить силу тяжести автомобиля через G, а угол между осью дороги и горизонтальной плоскостью через а, то вследствие разложения сил:
Подъемы и спуски на автомобильных дорогах принято характеризовать не углом α, а так называемым уклоном, равным отношению высоты h подъема к его основанию b.
Очевидно, уклон численно равен тангенсу угла α:
Обычно уклоны на автомобильных дорогах не превышают 0,06 — 0,08. В случае равномерного движения автомобиля на подъем сила тяги должна быть равна сумме сил сопротивления качению, сопротивления воздуха и сопротивления движению на подъем:
На спусках сила Fh направлена в сторону движения автомобиля.
В этом случае:
Если к ведущим колесам подвести момент, обеспечивающий превышение силы тяги над суммой сил сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться ускоренно.
Сила Fj, вызывающая ускорение автомобиля, будет равна:
Работа этой силы на пути S разгона, выражающаяся произведением FjS, идет на увеличение кинетической энергии движущегося автомобиля (повышение его скорости).
Когда тяговая сила окажется меньшей, чем сумма сил сопротивления движению, автомобиль будет двигаться замедленно.
Величина силы Fj, вызывающей замедление и направленной в этом случае противоположно движению автомобиля, равна:
Контрольные вопросы
Как возникает тяговая сила на ведущих колесах автомобиля?
Как увеличить коэффициент сцепления колес с дорогой?
Как увеличить тяговую силу автомобиля?
Назовите силы сопротивления движению автомобиля.
От чего зависит сопротивление качению колес автомобиля?
От чего зависит сопротивление воздуха движению автомобиля?
Нарисуйте схему, объясняющую возникновение сопротивления движению автомобиля на подъем.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Источник статьи: http://www.carshistory.ru/avtomobil/hodovaya_chast/sily_deystvuuschie_na_dvizhuschiysya_avtomob/1074.html
Силы действующие на автомобиль при движении
Схема сил действующих на ведущее колесо
На движущийся автомобиль действует ряд сил, часть из которых направлена по оси движения автомобиля, а часть — под углом к этой оси. Условимся называть первые из этих сил продольными, а вторые боковыми.
Рис. Схема сил действующих на ведущее колесо.
а — состояние неподвижности; б — состояние движения
Продольные силы могут быть направлены как по ходу, так и против хода движения автомобиля. Силы, направленные по ходу движения, являются движущимися и стремятся продолжить движение. Силы, направленные против хода движения, являются силами сопротивления и стремятся остановить автомобиль.
На автомобиль, движущийся по горизонтальному и прямому участку дороги, действуют следующие продольные силы:
- тяговая сила
- сила сопротивления воздуха
- сила сопротивления качению
При движении автомобиля в гору возникает сила сопротивления подъему, а при разгоне автомобиля—сила сопротивления разгону (сила инерции).
Тяговая сила
Сила сцепления колес с дорогой
У легковых автомобилей полный вес распределяется по осям примерно поровну. Поэтому сцепной вес его можно принять равным 50% полного веса. У грузовых автомобилей при полной их нагрузке сцепной вес (вес, приходящийся на заднюю ось) составляет примерно 60—70% полного веса.
Величина коэффициента сцепления имеет большое значение для эксплуатации автомобиля и безопасности движения, так как от него зависят проходимость автомобиля, тормозные качества, возможность, пробуксовки и заноса ведущих колес. При незначительном коэффициенте сцепления трогание автомобиля с места сопровождается пробуксовкой, а торможение — скольжением колес. В результате автомобиль иногда не удается тронуть с места, а при торможении происходит резкое увеличение тормозного пути и возникновение заноса.
На асфальтобетонных покрытиях в жаркую погоду на поверхность выступает битум, делая дорогу маслянистой и более скользкой, что снижает коэффициент сцепления. Особенно сильно снижается коэффициент сцепления при смачивании дороги первым дождем, когда образуется еще не смытая пленка жидкой грязи. Заснежённая или обледенелая дорога особенно опасна в теплую погоду, когда поверхность подтаивает.
При увеличении скорости движения коэффициент сцепления снижается, в особенности на мокрой дороге, так как выступы рисунка протектора шины не успевают продавливать пленку влаги.
Исправное состояние рисунка протектора шины имеет большое значение при движении по грунтовым дорогам, снегу, песку, а также по дорогам с твердым покрытием, по покрытым пленкой грязи или воды. Благодаря наличию выступов рисунка опорная площадь шины уменьшается и, следовательно, возрастает удельное давление на поверхность дороги. При этом легче продавливается грязевая пленка и восстанавливается контакт с дорожным покрытием, а на легком грунте происходит непосредственное зацепление выступов рисунка за грунт.
Повышенное давление воздуха в шине уменьшает ее опорную поверхность, вследствие чего удельное давление возрастает настолько, что при трогании с места и при торможении может произойти разрушение резины и сцепление колес с дорогой уменьшается.
Таким образом, величина коэффициента сцепления зависит от многих условий и может изменяться в довольно значительных пределах. Так как много дорожно-транспортных происшествий происходит из-за плохого сцепления, то водители должны уметь приблизительно оценивать величину коэффициента сцепления и выбирать скорость движения и приемы управления в соответствии с ним.
Сила сопротивления воздуха
- лобового сопротивления (около 55—60% всего сопротивления воздуха)
- создаваемого выступающими частями—подножками автобуса или автомобиля, крыльями (12—18%)
- возникающего при прохождении воздуха через радиатор и подкапотное пространство (10—15%) и др.
Передней частью автомобиля воздух сжимается и раздвигается, в то время как в задней части автомобиля создается разрежение, которое вызывает образование завихрений.
Сила сопротивления воздуха зависит от величины лобовой, поверхности автомобиля, его формы, а также от скорости движения. Лобовую площадь грузового автомобиля определяют как произведение колеи (расстояние между шинами) на высоту автомобиля. Сила сопротивления воздуха возрастает пропорционально квадрату скорости движения автомобиля (если скорость возрастает в 2 раза, то сопротивление воздуха увеличивается в 4 раза).
Для улучшения обтекаемости и уменьшения сопротивления воздуха ветровое стекло автомобиля располагают наклонно, а выступающие детали (фары, крылья, ручки дверей) устанавливают заподлицо с внешними очертаниями кузова. У грузовых автомобилей можно уменьшить силу сопротивления воздуха, закрыв грузовую платформу брезентом, натянутым между крышей кабины и задним бортом.
Сила сопротивления качению
Сила сопротивления качению равна произведению полного веса автомобиля на коэффициент сопротивления качению шин, который зависит от давления воздуха в шинах и качества дорожного покрытия. Вот- некоторые значения коэффициента сопротивления качению шин:
- для асфальтобетонного покрытия— 0,014—0,020
- для гравийного покрытия—0,02—0,025
- для песка—0,1—0,3
Сила сопротивления подъему
При движении на подъем автомобиль испытывает дополнительное сопротивление, которое зависит от угла наклона дороги к горизонту. Сопротивление подъему тем больше, чем больше вес автомобиля и угол наклона дороги. При подъезде к подъему необходимо правильно оценить возможности преодоления подъема. Если подъем непродолжительный, его преодолевают с разгоном автомобиля перед подъемом. Если подъем продолжительный, его преодолевают на пониженной передаче, переключившись на нее у начала подъема.
При движении автомобиля на спуске сила сопротивления подъему направлена в сторону движения и является движущей силой.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/sily-dejstvuyushhie-na-avtomobil-pri-dvizhenii/
3.3. Сопротивления движению автомобиля
Сила тяги, развиваемая двигателем на ведущих колесах автомобиля, расходуется на преодоление сил сопротивления движению. К ним относятся:
сопротивление инерционных сил (Рj).
Сопротивление качению вызывается затратой энергии на деформацию шин и дорожной одежды. В процессе движения упругой покрышки колеса автомобиля по упругой поверхности дороги плоскость следа колеса на дороге смещается несколько вперед на величину а (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Схема к определению величины коэффициента сопротивления качению колеса автомобиля: 1 – след колеса стоящего автомобиля; 2 – след колеса движущегося автомобиля
Вращение ведущего колеса вызывается крутящим моментом (Мк), передаваемым от двигателя автомобиля, который в свою очередь создает в плоскости контакта колеса с покрытием окружную или касательную силу (Рк), что вызывает реакцию на касательную силу (Рт) (рис. 3.4).
В соответствии со схемой представим уравнение равновесия действующих сил
Проведем следующие преобразования:
Тогда формула (3.4) будет иметь вид
Разделим левую и правую часть уравнения на rд и сделаем перенос членов уравнения, чтобы определить величину силы тяги (Рр).
Рр = Рк – Gк· . (3.6)
Отношение называюткоэффициентом сопротивления качения f. Тогда величина сопротивления качению (Рf), отнесенная к общему весу автомобиля, будет равна
Величина сопротивления качению (коэффициента сопротивления качению) зависит от ровности покрытия, скорости автомобиля и эластичности шин. В зависимости от типа покрытия коэффициент f колеблется от 0,01 (асфальтобетонное, цементобетонное покрытие) до 0,06 (грунтовая ровная, укатанная дорога).
Сопротивление уклона связано с дополнительной силой, способствующей или препятствующей движению, создаваемой составляющей силы веса – Рi (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Схема к определению величины сопротивления уклона
Из представленной схемы определим:
Для получения возможности применения в расчетах традиционно используемых в проектировании дорог показателей, проведем следующие преобразования
где i – величина продольного уклона поверхности дороги в тысячных (промилле — ‰). Тогда
Сопротивление воздуха (аэродинамическое сопротивление воздушной среды) складывается в основном из: лобового сопротивления, которое обусловлено разностью давления спереди и сзади движущегося автомобиля; трения воздуха о боковую поверхность; сопротивления, создаваемого выступающими частями автомобиля.
Суммарная сила сопротивления воздуха движению автомобиля (Рw) выражается формулой аэродинамики:
Pw = , (3.10)
где kb – коэффициент сопротивления воздуха; W – «лобовая площадь автомобиля», м 2 ; Va – скорость движения автомобиля, км/ч; Vb – скорость ветра, км/ч.
Следует сделать следующие пояснения:
kb = c·, (3.11)
где c – коэффициент сопротивления среды, зависящий от формы тела, движущегося в воздухе; – плотность воздуха.
где (0,8÷0,9) – коэффициент формы соответственно для легкового и грузового автомобиля; В, Н – габаритные ширина и высота автомобиля, м.
Сопротивление воздуха резко возрастает при увеличении скорости движения. Его можно снизить, улучшая обтекаемость автомобиля. За последние 30 лет коэффициент сопротивления воздуха, благодаря этому, снизился почти в 2 раза.
Сопротивление инерционных сил автомобиля складывается из инерции поступательного движения автомобиля и инерции вращающихся частей автомобиля. Эта сила действует на автомобиль при ускорении или замедлении его движения.
Учитывая, что масса автомобиля , то инерционная сила поступательного движения
, (3.13)
где – ускорение автомобиля; j =
– относительное ускорение.
Но так как при изменении скорости автомобиля изменяется и скорость его вращающихся частей (колес, маховика, механизмов трансмиссии), то дополнительно возникает инерция этих частей. Для упрощения расчетов, здесь эта величина учитывается путем введения поправочного коэффициента (вр ) к силе инерции поступательного движения.
, (3.14)
где Рj пост, Рf вращ – соответственно силы, необходимые для разгона поступательно и вращательно движущихся частей автомобиля.
Тогда инерционная сила автомобиля будет описана выражением
Величина коэффициента вр определяется примерно по зависимости
где n – коэффициент, равный 0,03-0,05 для легковых и 0,05-0,07 для грузовых автомобилей; iк – передаточное число коробки передач.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник статьи: http://studfile.net/preview/2900856/page:2/