Советские автомобили для инвалидов

Советская автотехника

В пост военный период, инвалиды не имели колясок, а ездили в деревянном четырехугольном ящике с колесиками, отталкиваясь деревянными тростями.

Но советский автопром в скором времени предложил транспортное средство в виде трицикла «Киевлянин», который очень был схожим с индийским мототакси (Тук-Тук).

У трицикла был всего один привод, который находился на заднем колесе и управлялся длинным рычагом прикреплённый к вилке, вместо руля. Рычаг был смещён чтоб не мешал при езде, имел ручку газа как на мотоцикле. Двигатель у трицикла был с мощностью в 2,3 л.с и объем 98 кубических сантиметров, этой мощности хватало чтоб доехать до магазина и обратно.

В 1952 году сошёл с конвейера, Серпуховского завода, первый трёхколёсный автомобиль «Инвалидка» С-1Л.

Обладал некоторым комфортом, в качестве зашиты от плохой погоды, имел кузов из металла и брезентовая крыша которая складывалась если было желание. Двигатель с объёмом в 125 к.с. был очень громким поскольку был взят от мотоцикла «Москва». Трубы сваренные и обтянуты металлом составляли кузов и управлять эта конструкция мотоциклетным рулём. Скорость у моторчика в 4 л.с. не превышала 30 км в час, ведь вес превышал 275 кг. Уже через несколько лет двигатели были заменены на более мощные и автомобиль мог развивать скорость до 55 км в час.

Читайте также:  Как сказал генри форд про цвет автомобиля

В 1958 году был спроектирован автомобиль экспериментального типа ГАЗ-18.

Это был малолитражный двухместный автомобиль с ручным управлением. Была возможность не пользоваться педалью сцепления, что очень упрощала управление автомобилем инвалидам. Бензобак и багажник размещались в передней части машины, а мотор и коробка передач в задней части. Исходя из названия автомобиля, к двигателю можно было подобраться как с наружи, так и с водительского места, где нужно было всеголиш спинку пассажирского сидения откинуть. Внутреннее пространство было приемлемо для удобного нахождения в транспорте и дверные проёмы были широки, но правительство считало что это ГАЗ-18 обременяет тех кто лишился конечности ног на войне, и автомобиль в серийное производство так и не запустили.

На замен конструкции ГАЗ-18, завод в Серпухова выпустил С3А (с-три-а) как классическую «инвалидку».

Эта машина получилась прогрессивная, где впервые в отечественном автопроме применялось рулевое управление – ручного типа, имела независимую подвеску на все колеса. Из-за перенесённого мотора в заднюю часть, можно было свободно вытянуть ноги, тем у кого они сгибались. Тормоз был механический – ручной. Завести мотор можно было не только с наружи за счёт электростартера на двигателе, но и изнутри с помощью специального рычага.

Двигатель в рабочим объёмом в 346 куб выдавал 10 л.с. и имел 4 передачи, на 66-ом бензине автомобиль развивал максимальную скорость в 60 км в час и расходовал 4,5 л на сто км, до 40 км развивал скорость за 18 сек. Возможность маневрирования была огромна что позволяло одной рукой управлять транспортным средством. Из-за того что конструкция была выполнена из дорогого материала, то и цена была завышена.

Мотоколяски С3А выдавались инвалидам бесплатно. Органы ответственные за выдачу был собес. Выдавались они на определённое время, после чего мотоколяска обменивалась на новую.

Дальнейшим развитием стали инвалидки С3Д, эти мотоколяски появились 1970 году . Кузов этой мотоколяски имел весьма своеобразный внешний вид — рубленные формы, плоское лобовое стекло и т.д., вцелом автомобильчик улучшил многие свои показатели и пришелся по душе инвалидам. Даже сейчас можно изредка встретить этого «крепыша» инвалидку.

Источник статьи: http://sovietime.ru/sovetskaya-avtotekhnika/kakoj-marki-avtomobili-vypuskalis-v-sssr-dlya-invalidov

Легендарная советская «Инвалидка». Как появилась и «росла» мотоколяска СМЗ-С3Д

Здравствуйте, наши уважаемые подписчики и гости. Вы на канале Автосообщество 1mobi.net !

Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал.

В конце прошлого столетия этот автомобиль колесил по дорогам нашей страны. Он получил название «Инвалидка» из-за своего неказистого вида и громыхания при езде. Машина была разработана конструкторами Серпуховского завода по изготовлению мотоциклов. Её маленькие размеры пришлись по вкусу мальчишкам, но этот неказистый транспорт предназначался для инвалидов.

# Машина имеет официальную модель СМЗ-С3Д . Эта модель плохо изучена рядовыми водителями, ездивших на машинах нормального размера. Они не знают об её достоинствах и недостатках, поэтому в народе возникло много мифов об этом транспорте. Рассмотрим подробнее историю возникновения этой малолитражки.

История

На заводе в Серпухове в 1958 году выпустили первую модель автомобиля-коляски для инвалидов С-1Л . В дальнейшем она была модифицирована и переделана в С3А .

Эта маленькая машиннка имела:

  • Открытый кузов;
  • четыре колеса;
  • крышу из брезента.

У этой модели был один серьёзный недостаток: брезентовая крыша. Были предприняты усилия по улучшению конструкции машины С-1Л . Но лишь в 1970 году машина для инвалидов марки СМЗ-С3Д была поставлена на конвейер.

Многие водители тех лет ездили на более комфортных и больших машинах. Поэтому СМЗ-С3Д они воспринимали, как отсталое, в техническом отношении, транспортное средство. Машина имела одноцилиндровый мотор, упрощённый внешний вид, неказистый интерьер. Эти характеристики не говорили в пользу машины такого типа. Но нужно учитывать, что технические характеристики такой модели не уступают другим моделям машин.

Попробуйте RENUMAX — простое и эффективное средство для удаления царапин, потертостей и мелких повреждений автомобиля любой окраски.

Особенности конструкции

Конструкторы предложили установить на автомобиле сильный мотор мотоциклетного типа. За основу был взят агрегат модели ИЖ-П2 .

Решено было заменить брезентовый верх на металл. Кузов у этой модели стал цельнометаллическим. Решили модернизировать и подвески у машины. Вместо них разместили терсионы, имеющие рычаги продольного типа. Эта модель машины считается самостоятельной конструкцией с новыми, оригинальными решениями. С её предшественницей её объединяет только двухместная коляска с четырьмя колёсами.

Технические характеристики

В этой модели переднюю подвеску совместили в одно целое с рулевым механизмом реечного типа. На все колёсах был установлен привод гидравлического типа для тормозов. В машине использовали электрическое оборудование на 12 вольт и оптику. Модель СМЗ-С3Д имеет маленькие размеры и весит всего 500 килограммов . Её # мотор, рассчитанный на 12 л.с. , оказался слаб для такого транспорта. Конструкторы Серпуховского завода решили заменить его на более мощный и выбрали # двигатель марки ИЖ-П3 . Этот агрегат работал с мощностью 14 л.с. Но, и он оказался неудачным по производительности. Поездка двух человек с 10 килограммами груза позволяла машине разгонятся всего до 55 км/час .

Область использования

В те советские времена такой # транспорт выдавали бесплатно многим инвалидам нашей страны. Его можно было приобрести и за деньги непосредственно с завода. # Льготы в приобретении такой машины имели инвалиды 1 группы, ветераны ВОВ. Инвалиды 3 группы могли купить её за 20% общей стоимост и машины. «Инвалидка» в то время стоила всего 1100 рублей .

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1mobynet/legendarnaia-sovetskaia-invalidka-kak-poiavilas-i-rosla-motokoliaska-smzs3d-5f1be7af90d2f3540fae0862

Массовые и неизвестные советские «инвалидки» и их конкуренты

В предыдущей статье о послевоенных так называемых инвалидках мы впервые коснулись простейших и ныне прочно забытых трехколесных мотоколясок, оказавших важную помощь советским воинам-инвалидам. В этой статье расскажем об их прямых наследниках — более солидных, удобных и совершенных четырехколесных машинах, которые инвалидам выдавали бесплатно через органы соцобеспечения.

В свое время они заслужили не только признание людей с ограниченными возможностями, но и всенародную известность, сыграв в любимой советской кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Кадр из легендарного фильма с участием актера Евгения Моргунова и «инвалидки» С-3А, прозванной моргуновкой

Легендарная мотоколяска СМЗ С-3А

Конструктивно скромная двухместная микролитражная «инвалидка» С-3А, выпускавшаяся с 1958 года на Серпуховском мотоциклетном заводе (СМЗ), была четырехколесным развитием предыдущей модели С-3Л с задним мотоциклетным мотором в восемь сил. Основными отличиями являлись новый металлический кузов с круглым рулевым колесом и двумя фарами, четырехступенчатая коробка передач и электростартер, а реечный рулевой механизм и передняя независимая торсионная подвеска применялись в СССР впервые. Максимальная скорость не изменилась — 60 км/ч. Снаряженная масса составила 425 кг.

Советская инвалидная коляска СМЗ С-3А с цельнометаллическим кузовом. 1959 год

Интерьер кабины с круглым рулем и ручными органами управления (фото Lane Museum) 346-кубовый мотоциклетный двигатель в заднем моторном отсеке (фото Lane Museum)

Через четыре года в производство поступил улучшенный вариант С-3АМ с телескопическими гидроамортизаторами подвески. До 1970 года, когда его сменила версия С-3Д, было собрано более 203 тысяч серпуховских мотоколясок.

Модернизированная машина С-3АМ на одном из аукционов старинных автомобилей (фото RM-Auctions)

Неизвестные советские «инвалидки»

Во времена, когда только начиналось массовое изготовление первых советских инвалидных автомобилей, были разработаны и испытаны принципиально новые экспериментальные четырехколесные мотоколяски, насыщенные оригинальными конструктивными решениями, превосходившими иностранные конструкции и на короткое время выводившими СССР в лидеры в этой области.

В 1958 году, когда в производство пошла модель С-3А, на Горьковском автозаводе построили две инвалидные машинки ГАЗ-18 с ручным управлением. Их особенностями были опытный двухцилиндровый 620-кубовый мотор в 18 сил (половинка от двигателя «Москвича-402»), передняя независимая торсионная подвеска и обычная трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором, позволявшая управлять одной рукой. Машина весила более полутонны и развивала скорость 40 км/ч. В производство столь неординарная конструкция не поступила.

Опытный автомобиль ГАЗ-18 для инвалидов. 1958 год (из архива И. Падерина) Двухдверная машина ГАЗ-18 с ручным управлением в музее Горьковского автозавода

В 1962-м при сотрудничестве с Научным автомоторным институтом (НАМИ) для перспективной замены слабой, некомфортной и шумной «инвалидки» С-3А был собран единственный четырехместный прототип СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» с несущим кузовом купе. Его оборудовали опытным 15-сильным двигателем заднего расположения (половинка от V-образного мотора первого «Запорожца»), независимой торсионной подвеской и четырехступенчатой коробкой передач с электромагнитным сцеплением. В серию он тоже не пошел.

Перспективный заднемоторный автомобиль для инвалидов СМЗ-НАМИ-086 «Спутник». 1962 год (из архива НАМИ)

В то же время за рубежом усиленно разрабатывали и выпускали подобные простенькие экономичные и недорогие машинки, рассчитанные в первую очередь на массы обедневших за время войны покупателей. Интерес к таким средствам передвижения в крупных городах подогревали налоговые скидки, возможность двигаться по велодорожкам и разрешение управлять ими молодым людям, которые по возрасту могли получить только права на управление мотоциклом. В некоторых странах на них разрешалось ездить вообще без прав.

В отличие от советских «инвалидок» С-3А на Западе серийно вообще не выпускали специальных инвалидных автомобилей, которые могли бы составить серпуховской продукции какую-либо конкуренцию, поэтому в этом обзоре проведем их виртуальное сравнение с подобными многоцелевыми миникарами и микрокарами.

Редкие заграничные «инвалидки» не были лучше наших

После войны первую группу микрокаров составили подчеркнуто примитивные и максимально дешевые сооружения на велосипедных колесах с мотоциклетными агрегатами, кик-стартерами и стальными рамами. На них монтировали одноцилиндровые моторы мощностью не более 7,5 сил, трехступенчатые коробки передач и рессорно-пружинные подвески. Во вторую группу входили «почти нормальные» миниавтомобили с двухцилиндровыми двигателями мощностью до 10 л.с., четырехступенчатыми коробками и электрическими стартерами.

Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/massovye-i-neizvestnye-sovetskie-invalidki-i-ih-konkurenty

«Автомобили» для инвалидов советской эпохи.

В советское время государство производило специальные автомобили для инвалидов.

Время не щадит автомобили. Сегодня — массовая модель, завтра — единичный экземпляр. Недорогой тихоходный автомобиль для инвалидов, именно таковой была концепция данной машины, точнее даже не машины, а мотоколяски. Указанный вид транспорта производился в СССР с 1957 по 1970 год. Салон авто, зачатую тесный, представляет собой двухместный диван под брезентовой крышей, а дверные стёкла – сдвижные, словно в шкафу.

Рассмотрим несколько представителей:

СМЗ С-1Л — настоящий раритет, так называемый «циклоп».

Своё прозвище получил за отнюдь отнюдь не обыкновенную форму. Три колеса, одна фара тканевые двери, всё это про нашего так называемого «малыша». Есть возможность откинуть верх и прокатиться с ветерком. Одноцилиндровый двигатель объемом 123 куба при этом максимальная скорость составляет всего-навсего 30 км/час. Один из оставшихся экземпляров находится в Сочи парке в отделе олимпийских объектов.

СМЗ С3А Фаэтон

Задне моторный, имеет двухтактный двигатель объемом 346 кубов, мощность — десяток лошадиных сил. У него четырех ступенчатая механическая трансмиссия. Средний расход топлива 5 литров на 100 км (экономичная). Максимальная скорость 40 км/час. Заводится очень даже охотно. Вставляешь ключ, дергаешь стартер и поехали. Существенный недостаток – это отсутствие обогрева.

СМЗ С-ЗД

Этот экземпляр — весьма угловатый родственник вышеупомянутой модели С3А, пришедший на смену своему предшественнику в 1970-ом году. Создатели перестарались и увеличили вес на целых 70 кг. Но не стоит унывать, ведь максимальная скорость увеличилась на 5 км/час. У автомобиля появились тормоза на передние колеса, электрический привод стартера и бензиновый отопитель. Он имел уже металлическую крышу над головой, и в салоне стало достаточно просторно, не глядя на его компактность и минимализм.

История создания

Вернёмся в 60-е: более 2 миллионов прошедших Великую Отечественную Войну, покалеченных фронтовиков, здоровых мужиков с ограниченными возможностями. Именно для них в Советском союзе стали делать и выпускать инвалидные мотоколяски СМЗ. Небольшие машинки, в простонародье — инвалидки. Поначалу это были «стулья с моторами», но в 1957-ом году всё лучшее решили передать в Серпухов (Московский район). Соответственно основной задачей было упростить и удешевить конструкцию. Отсюда — и полученный дизайн. А внутренности, так называемая «начинка», совершенно другой разговор. В общем, рассматриваемый вид наземного транспорта был актуален шесть десятков лет назад и на сегодняшний день является абсолютно нерентабельным.

Что сейчас предлагают людям с инвалидностью постараюсь разобраться в следующей статье.

Пожалуйста поставьте палец вверх, если понравилась статья и подпишитесь на канал.

Поделитесь в соц. сетях и оставьте комментарий, буду рад любым предложениям и критике.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c9a7877a354b200b305eefd/avtomobili-dlia-invalidov-sovetskoi-epohi-5ca5a01f7545af00b3619eb4

Оцените статью