Способы определения поставщика для покупки автомобиля

Особенности закупки автомобилей с учетом требований 44-ФЗ

Администратор

С июля 2014 года в Российской Федерации введен национальный режим при осуществлении закупок автотранспорта. Теперь государственные и муниципальные учреждения могут покупать автомобили, произведенные только в России, Белоруссии и Казахстане.

При проведении такого аукциона участник к своей заявке должен приложить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты о соответствии поставляемой продукции стандартам.

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В настоящее время Управление рекомендует заказчикам подождать с закупкой автомобилей до прояснения ситуации, как правильно применять национальный режим при проведении аукционов по закупке автомобильной техники для государственных и муниципальных нужд.

В Вологодском УФАС уже был один случай, когда Управление отказало заказчику в согласовании аукциона с одним участником именно из-за того, что в конкурсной документации участника не было акта экспертизы, выдаваемого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

Кроме того, в аукционной документации были обнаружены и другие нарушения законодательства. Так, в извещении заказчик указал, что местом поставки товара является автосалон поставщика на территории г. Вологды.

Читайте также:  Разрешена ли замена кузова легкового автомобиля

Закон о контрактной системе запрещает в описании объекта закупки включать требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта.

В рассматриваемом случае было предоставлено преимущество одним участникам перед другими, поскольку участник из Вологды имел больше шансов исполнить условия контракта, чем участник из другого региона.

При таких обстоятельствах Управление считает необходимым возбудить административное производство в отношении должностного лица, утвердившего аукционную документацию с нарушением требованием законодательства, по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Источник статьи: http://zakupki-inform.ru/publikatsii-44-fz/zakupki-v-smi/osobennosti-zakupki-avtomobilej-s-uchetom-trebovanij-44-fz.html

Способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Новый законодательно-нормативный акт – Федеральный Закон №44 «О контрактной системе» принес с собой не только множество важных перемен в системе государственных закупок РФ, но и большие изменения в терминологии. Таким образом, «размещение государственного заказа» сменилось формулировкой «определение поставщика».

Вместе с тем, суть самой процедуры реализации государственного контракта осталась прежней, поменялось лишь название и расширились возможности, то есть способов определения поставщиков стало куда больше, чем ранее.

На сегодняшний день, основными среди них являются:

Помимо расширения способов определения поставщика, ФЗ№44 вводит детальную регламентацию и подробно рассматривает каждый из них.

Открытый конкурс

Открытый конкурс – это основной способ определения поставщика, который используется по умолчанию во всех ситуациях, когда нет указаний на иное. Все требования к составлению документов, правила и сроки их подачи, и многие другие аспекты проведения открытого конкурса регламентируются со стороны Правительства РФ.

Организуя открытый конкурс, заказчик обязан разместить информацию о нем на едином информационном портале и начать прием заявок от всех удовлетворяющих условиям участников в обозначенный срок.

По правилам заказчик может изменять тендерную документацию не позднее, чем за пять дней до последнего дня конкурса. При этом изменениям не подлежат такие параметры, как величина обеспечения и предмет контракта.

Стоит отметить, что пакет документов, сопровождающий конкурсную заявку, стал более объемным, что, в первую очередь, способствует наибольшей экономической эффективности и безопасности государственных закупок.

Скажем, теперь при выставлении цены на четверть меньшей, чем начальная цена контракта, участник тендера обязан предоставить документальное подтверждение серьезности своих намерений и возможности исполнить контрактные обязательства должным образом по сниженной цене.

Правила рассмотрения заявок

По сравнению с прежним законом, ФЗ №44 сократил сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок с 30 до 20 дней. Единственный случай, в котором срок возможно продлить еще на десять дополнительных дней – это закупка товаров и услуг в сфере науки, культуры и искусства. Согласно нормам ФЗ-94, срок на рассмотрение заявок в этой сфере равнялся 60-ти дням, т.е. практически двум месяцам.

После того, как все заявки рассмотрены и оценены, формируется протокол, в который включается полная информация по проведенной работе.

Заключение контракта

Новый закон более четко обозначает сроки, в которые необходимо заключить контракт. Если ранее говорилось лишь о том, что он заключается не раньше, чем через десять дней, то теперь оказалась очерчена и другая граница – не ранее 10 и не позднее 20 дней.

Кроме того, согласно ФЗ-44, заказчик больше не имеет права принудить победителя к подписанию контракта. Единственное, что он может сделать в случае отказа исполнителя – это подать на возмещение ущерба.

Когда открытый конкурс признается несостоявшимся

В данном отношении законодательные изменения коснулись, прежде всего, оснований, на которых принимается решение о дальнейшем механизме проведения закупки. Предыдущий Федеральный Закон — №94 предоставлял заказчику право самостоятельно выбирать – осуществить ли закупку у единственного поставщика или провести тендер заново.

Согласно текущему ФЗ-44, именно причина, по которой конкурс не состоялся и обуславливает направление дальнейшей деятельности организатора. Если на конкурс была подана только одна заявка и подавший ее участник полностью отвечает всем требованиям, то именно он становится единственным поставщиком. А вот когда на конкурс совсем не поступило заявок, либо ни одна из них не оказалась соответствующей требованиям заказчика, то в такой ситуации тендер проводится заново.

В любом случае, свои действия каждый госзаказчик обязан производить только после их согласования с соответствующими контролирующими инстанциями.

Конкурс с ограниченным участием

3 ч. 56 ст. ФЗ №44 гласит, что конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, когда речь идет о закупке товаров, работ или услуг, имеющих сложный специфический характер и поставляемых ограниченным числом компаний. Кроме того, данная форма применяется тогда, когда на конкурс выставляется контракт:

  • по отношению к объектам культурного наследия;
  • на проведение работ в музеях и других национальных объектах;
  • когда необходим доступ к музейным библиотекам и иным архивам государственной важности.

Помимо всего прочего, конкурс с ограниченным участием предоставляет заказчику возможность предъявления дополнительных требований к поставщикам.

Конкурс в два этапа

Двухэтапный конкурс – новая для практики российских госзакупок процедура. Его особенностью является повышенная возможность уточнения важных факторов, нюансов и критериев в ходе формирования конкурсной документации. На первом этапе подаются технические заявки, без обозначения цены, а вот те участники, которые проходят во второй этап уже составляют свои коммерческие.

Конкурс в два этапа проводится таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство;
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература и искусство.

Электронный аукцион

По действующим законодательным нормам аукцион открытого типа следует проводить исключительно в электронной форме, и никак иначе. Именно так на сегодняшний день проходят все закупки из правительственного перечня РФ.

Среди общих тенденций в современном состоянии закупочного законодательства – уменьшение сроков аукционов, также для контрактов дороже 3 млн рублей.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

В соответствии с Федеральным Законом «О контрактной службе» электронный аукцион признают несостоявшимся в следующих случаях:

  • предоставление одной – несоответствующей условиям – аукционной заявки;
  • в течение десяти минут с начала аукциона не было выдвинуто ни одного ценового предложения;
  • не подано ни одной аукционной заявки на участие;
  • аукционная комиссия вынесла решение, согласно которому все заявки с содержанием цены признаны несоответствующими требованиям, либо соответствующей признана только одна из них;
  • победитель аукциона отказался от подписания государственного контракта.

Запрос предложений и ценовых котировок

Если такая форма, как запрос ценовых котировок существовала ранее, то запрос предложений – это инновация, введенная после вступления ФЗ-44 в свои законные права.

Эти две формы имеют много схожего, в частности, это необходимость размещения информации в рамках единой информационной системы. В тоже время, между ними есть и ряд существенных основообразующих различий. Запрос котировок предусматривает выставление участниками своих ценовых предложений, и побеждает тот, чья цена – ниже. Тогда как запрос предложений предполагает всестороннее рассмотрение и оценку заявок со стороны конкурсной комиссии. Контракт достается тому, кто выставил наиболее выгодное со всех сторон предложение, включая не только цену, но и сроки, технические параметры и многие другие основания.

Закупка у единственного поставщика

Согласно ФЗ-44, закупка у единственного поставщика является легитимной в случаях, когда:

  • цена контракта не превышает 100 тыс. руб., притом, что общее количество годовых закупок организации в данной форме не должно превышать 5% от общего числа, и не дороже 50 млн в год в общей сложности;
  • выполнение работ необходимо предпринять со стороны государственных органов исполнительной власти;
  • закупку проводят организации из сферы культуры и образования – цена контракта в данном случае не может превышать 400 тысяч рублей за один договор, 50% в год от общего количества тендеров и 20 млн. рублей в денежном эквиваленте;
  • закупка в целях получения услуг адвоката в обязательном порядке в соответствии с ГК РФ.

В любом случае заказчик, осуществляющий закупку у единственного поставщика, обязан подтвердить ее необходимость документально и своевременно предоставить всю информацию, касающуюся цены и ее обоснования, в соответствующие органы.

Закрытые формы закупок

Закрытые формы закупок – это такие, при которых информация, касающаяся самого факта, сроков, цены и содержания контракта сообщается ограниченному кругу поставщиков, причем таких, которые способны выполнить работы или поставки соответствующим образом.
В число закрытых форм закупок, в соответствии с 44-ФЗ, входят:

  • закрытые конкурсы;
  • закрытые аукционы;
  • закрытые конкурсы в два этапа;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия.

Притом на проведение любой из этих форм должны быть законные основания:

  • федеральные потребности, связанные с понятием государственной тайны;
  • закупки в сфере страхования, перевозки и хранения драгоценных металлов, камней и музейных ценностей государства, в том числе, переданных во временное ведомство частных физических или юридических лиц;
  • уборка и услуги водителей для представителей судебной власти.

Источник статьи: http://www.bicotender.ru/articles/sposoby-opredeleniya-postavshikov-po44fz.html

Как закупить автомобили или техобслуживание: пошаговая инструкция

Тендер на техническое обслуживание автотранспорта или его покупку — это процедура выбора победителя, по результатам которой заключают госконтракт на проверку работоспособности машин, устранение мелких неисправностей или поставку автомобиля.

Статья проверена и актуализирована экспертом Эллой Залужной

Если организации необходимо провести тендер на поставку автомобиля, его техническое обслуживание или ремонт с учетом положений контрактной системы, ответственный специалист заказчика следует определенному алгоритму.

Пошаговая инструкция, как купить автомобиль седан по 44-ФЗ или провести тендер на ТО:

Шаг 2. Рассчитать начальную максимальную цену контракта и нормировать предстоящий тендер.

Шаг 3. Выбрать способ определения поставщика.

Шаг 4. Подготовить закупочную документацию и составить подробное техническое задание.

Шаг 5. Провести процедуру закупки.

Разберем каждый этап подробно.

Предмет заказа

Для того чтобы провести тендер на автотранспортные средства, ТО или ремонт, заказчику необходимо определиться с объектом госзаказа. Согласно действующему законодательству в области регулирования контрактной системы, организация-заказчик не вправе ограничивать конкуренцию среди участников торгов.

Закупку автомобилей по контрактному законодательству производят в строгом соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ-44. Предмет заказа должен иметь объективный характер. При его описании учитывают технические, эксплуатационные и качественные характеристики товара.

В описании товара или услуги не ссылаются на фирменное наименование и товарный знак. Исключение составляют случаи, когда наименование дополнено формулировкой «или эквивалент» или необходимо обеспечить совместимость с уже поставленными товарами.

Нормирование и НМЦК

Расчет-обоснование цены закупки транспортных средств проводят на основании ст. 22 ФЗ-44 с учетом правил нормирования (ст. 19 44-ФЗ). Если заказчик является бюджетным учреждением, то правила нормирования для него устанавливает вышестоящий орган или учредитель.

Каждый тендер на легковые автомобили проводится с ограничениями по предельной НМЦК. В соответствии с постановлением правительства №927 от 02.09.2015 при приобретении транспортных средств руководствуются следующими ограничениями:

  • ценовое — до 2,5 млн руб.;
  • ограничение по мощности — до 200 лошадиных сил.

Покупку транспорта не проводят с учетом излишних потребительских свойств. Применяя положения ФЗ-44 о нормировании, организации-заказчики избегают приобретения предметов роскоши.

Порядок нормирования для заказчиков, действующих на федеральном уровне, регламентирует постановление правительства №479 от 19.05.2015. Оно вводит федеральные перечни конкретизированного формата, в том числе по легковым автомобилям, с нормированием стоимостных, мощностных и составных характеристик транспортного средства.

Соблюдение правил нормирования и требований ФЗ №44 является обоснованием покупки автомобиля на организацию, которое подтвердит любая проверка.

Выбор способа определения поставщика

Покупку легкового транспорта или его обслуживания проводят в соответствии с ФЗ-44. Заказчик осуществляет госзаказ конкурентными способами или у единственного поставщика. Основание: стоимость заказа не превышает 600 тыс. руб., а объем товара, который заказчик в этом году уже закупил у единственного источника, — 2 млн руб. или 10% от суммы всех заказов и находится в пределах 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). При закупке по п. 5 ч. 1 ст. 93 сумма не превышает 600 тыс. руб., а объем товара, который заказчик в этом году уже закупил у единственного источника, — 5 млн руб. или 50% от общей суммы всех закупок. Пункт 9 этой статьи не предусматривает подобных ограничений.

При выборе конкурентного способа учитывайте, что поставка автотранспортных средств входит в перечень, который утвержден распоряжением №471-р от 21.03.2016. Это значит, что преимущественный способ размещения заказа — электронный аукцион. Конкурс на покупку транспортных средств не проводят. Распоряжение также разъясняет, каким способом проводят закупку услуг по ремонту автотехники: аукционом или иным способом. ТО и ремонт транспорта не входят в аукционный перечень, поэтому заказчики вправе использовать другие способы закупки. К примеру, запрос котировок в электронной форме, когда сумма покупки не превышает 500 тыс. руб., годовой объем таких заказов не больше 10% от всей суммы покупок и находится в пределах 100 млн руб.

Закупочная документация

Заказчик самостоятельно разрабатывает тендерную документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства, в которой устанавливают единые требования к участникам торгов (ст. 31 44-ФЗ).

Чтобы корректно составить закупочную документацию и техзадание на покупку авто по 44-ФЗ, необходимо учитывать ряд положений:

  1. Организация-заказчик предоставляет преимущество российскому производителю при проведении госзакупок в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ №44. Запрет на допуск легковых автомобилей из иностранных государств для обеспечения нужд заказчика установлен постановлением №616 от 30.04.2020.
  2. При определении объекта закупки не допускается отсылка к конкретным товарным знакам и наименованиям. Исключение составляют случаи, когда наименование дополнено формулировкой «или эквивалент».
  3. Если технической документацией обслуживание и ремонт автотранспорта допускаются только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта правомерно (письмо Минэкономразвития №Д28и-2008 от 07.04.2017).
  4. Если закупаются услуги по ремонту и ТО легкового автомобиля, объем которых заранее просчитать нельзя, то заказчик руководствуется условиями п. 2 ст. 42 44-ФЗ. В этом случае приводят формулу расчета стоимости и предельную цену контракта.
  5. При закупке услуг ТО не указывают конкретное место оказания услуг, так как это условие ограничивает конкуренцию и нарушает требования 135-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Для соблюдения законодательных норм указывайте границы территориального округа либо расстояние в километрах (письмо Минэкономразвития №Д28и-699 от 20.02.2017).

Пример описания объекта закупки из технического задания заказчика:

Как заключить контракт

При подготовке проекта контракта включите в его положения условие о том, что услуги по техобслуживанию проводятся в соответствии с заявками заказчика. Услуги, которые не указаны в извещении тендера на ремонт автотранспорта, не оказываются, не принимаются и не оплачиваются.

После подведения итогов конкурентной закупки заключение контракта проводят с использованием функций торговой площадки. Срок подписания такого контракта — не менее 10 дней с момента размещения в ЕИС результатов тендера и не ранее 7 дней при запросе котировок или предложений в электронной форме.

Рассказываем, как оформить договор по 44-ФЗ на техническое обслуживание автомобилей у единственного источника:

Шаг 1. Определить предмет закупки.

Шаг 2. Провести мониторинг цен.

Шаг 3. Выбрать поставщика, предложившего наименьшую цену по условиям, которые запросил заказчик.

Шаг 4. Согласовать проект контракта.

Шаг 5. Подписать контракт.

Пример проекта контракта:

Приемка товаров или услуг

Приемка автомобиля и услуг по ТО осуществляется в строгом соответствии с условиями контракта, технической документацией и действующим законодательством (ст. 94 44-ФЗ и ст. 513 ГК).

При приемке транспорта заказчику необходимо провести экспертизу соответствия собственными силами либо путем привлечения сторонних организаций, если есть необходимость (ч. 3 ст. 94 44-ФЗ).

Товар или услуги по ТО поставляют и принимают в сроки и по адресу, которые определены условиями контракта. Сторонами в обязательном порядке подписываются акт приемки-передачи и товарная накладная.

ФЗ-44 разъясняет, надо ли проводить экспертизу по 44-ФЗ при закупке подержанных автомобилей: особых условий для таких покупок в законе нет. Это значит, что при приемке бывшего в употреблении транспорта пользуются общими правилами и проводят экспертизу при приемке.

Источник статьи: http://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/kak-zakupit-avtomobili-ili-tekhobsluzhivanie-poshagovaya-instruktsiya

Оцените статью