- Срок полезного использования автомобиль land rover
- Автомобиль Land Rover Defender 2010 года выпуска, тип двигателя — дизельный, объем — 2402 куб. см был куплен у юридического лица. Автомобиль был оснащен дополнительным оборудованием и представлял собой патрульный комплекс. Продавец не передавал данные об амортизационной группе и о периоде эксплуатации. Далее автомобиль — патрульный комплекс был разукомплектован (было снято дополнительное оборудование: антенны, тепловизоры и проч.). Первоначальная стоимость была сформирована без учета дополнительного оборудования, но даже несмотря на это, стоимость получается завышенной. Можно ли сформировать, кроме счета 01, еще и счет 02 с учетом эксплуатации предыдущим собственником? Обязана ли организация запрашивать у предыдущего собственника данные об амортизационной группе и о периоде эксплуатации? Какой код ОКОФ и амортизационную группу выбрать для автомобиля?
- Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)
- Обоснование
- Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
- До 2017 года
- Советуем прочитать
- Публикации
Срок полезного использования автомобиль land rover
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Автомобиль Land Rover Defender 2010 года выпуска, тип двигателя — дизельный, объем — 2402 куб. см был куплен у юридического лица. Автомобиль был оснащен дополнительным оборудованием и представлял собой патрульный комплекс. Продавец не передавал данные об амортизационной группе и о периоде эксплуатации. Далее автомобиль — патрульный комплекс был разукомплектован (было снято дополнительное оборудование: антенны, тепловизоры и проч.). Первоначальная стоимость была сформирована без учета дополнительного оборудования, но даже несмотря на это, стоимость получается завышенной.
Можно ли сформировать, кроме счета 01, еще и счет 02 с учетом эксплуатации предыдущим собственником? Обязана ли организация запрашивать у предыдущего собственника данные об амортизационной группе и о периоде эксплуатации? Какой код ОКОФ и амортизационную группу выбрать для автомобиля?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Амортизация на счете 02 формируется только в процессе эксплуатации автомобиля организацией. При покупке бывшего в эксплуатации автомобиля организация не может сформировать какое-либо входящее сальдо по счету 02. Амортизация, накопленная до покупки, учитывается предыдущим собственником в бухучете и при налогообложении. Накопленные ранее суммы амортизации не имеют отношения к новому собственнику. При покупке основного средства формируется только первоначальная стоимость основного средства на 01 счете исходя из фактических расходов на приобретение.
Уменьшение срока полезного использования автомобиля на период его эксплуатации предыдущим собственником является правом, а не обязанностью организации. Здесь, на наш взгляд, нецелесообразно запрашивать данные об амортизационной группе и периоде эксплуатации у предыдущего собственника по двум причинам:
— возможно, у предыдущего собственника автомобиль — патрульный комплекс учитывался как транспортное средство специального назначения с кодом ОКОФ 310.29.10.5. У нового собственника автомобиль после разукомплектации будет эксплуатироваться как обычное транспортное средство, поэтому нет оснований использовать ОКОФ 310.29.10.5;
— возраст автомобиля 10 лет, поэтому учет срока полезного использования предыдущим собственником приведет к тому, что новый срок полезного использования окажется очень мал, и значительная первоначальная стоимость будет списана за очень короткое время, что, возможно, приведет к претензиям налоговых органов.
Организация вправе выбрать третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно (код ОКОФ 310.29.10.24), несмотря на то, что двигатель дизельный. Пятая амортизационная группа предназначена для новых дизельных или полудизельных автомобилей.
Обоснование вывода:
Согласно п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности, суммы, уплачиваемые (подлежащие уплате) в соответствии с договором поставщику (продавцу).
Таким образом, в бухгалтерском учете приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, учитываются по сумме фактических затрат организации на их приобретение. Сумма амортизации, начисленная предыдущим собственником, в бухгалтерском и налоговом учете у нового собственника не отражается.
Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Это справедливо при условии, что предыдущий собственник правильно определил амортизационную группу. В противном случае налогоплательщик должен определить амортизационную группу самостоятельно (постановление АС Поволжского округа от 06.03.2015 N Ф06-21153/13 по делу N А55-4802/2014).
Для целей применения приведенных норм данные о количестве лет (месяцев) эксплуатации основного средства предыдущими собственниками, о сроке полезного использования, установленном предыдущим собственником основного средства, об амортизационной группе (подгруппе), в которую основное средство было включено у предыдущего собственника, должны иметь документальное подтверждение (постановление АС Уральского округа от 16.11.2018 N Ф09-7392/18 по делу N А71-15379/2017, письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608). В частности, для этого могут использоваться данные акта о приеме-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1 (письма Минфина России от 05.07.2010 N 03-03-06/1/448, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064109).
Постановлением АС Северо-Кавказского округа от 08.05.2015 N А53-27549/2013 было рассмотрено дело, в котором налоговые органы указывали, что в п. 12 ст. 258 НК РФ содержится императивное правило и обязанность по включению налогоплательщиком приобретенных объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в состав амортизационной группы, в которую они включались у предыдущего собственника. Но суд, ссылаясь на положения п.п. 1, 3, 7, 12 ст. 258 НК РФ, письма Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608, от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141, указал, что уменьшение срока полезного использования по приобретаемым объектам на количество лет (месяцев) эксплуатации данного актива предыдущим собственником является правом, а не обязанностью организации. Налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное основным средством время или нет. В случае, когда при приобретении имущества, бывшего в употреблении, невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе он относился, налогоплательщик самостоятельно определяет срок полезного использования в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ и Классификации основных средств.
Таким образом, уменьшение срока полезного использования автомобиля на период его эксплуатации предыдущим собственником является правом, а не обязанностью организации. Здесь на наш взгляд нецелесообразно запрашивать данные об амортизационной группе и периоде эксплуатации у предыдущего собственника по двум причинам:
— возможно, у предыдущего собственника автомобиль — патрульный комплекс учитывался как транспортное средство специального назначения с кодом ОКОФ 310.29.10.5. У нового собственника автомобиль после разукомплектации будет эксплуатироваться как обычное транспортное средство, поэтому нет оснований использовать ОКОФ 310.29.10.5;
— возраст автомобиля 10 лет, поэтому учет срока полезного использования предыдущим собственником приведет к тому, что срок полезного использования новым собственником окажется очень мал, и значительная первоначальная стоимость будет списана за очень короткое время, что, возможно, приведет к претензиям налоговых органов.
При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться кодами ОКОФ. Согласно ОКОФ легковые автомобили относятся к группировке «Транспортные средства». Так, для средств транспортных с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) новых предусмотрен код 310.29.10.23. Однако учитывая, что организация-лизингополучатель приобретает уже не новый, а бывший в эксплуатации автомобиль, считаем, что ему больше соответствует код 310.29.10.24, предусмотренный для средств автотранспортных для перевозки людей прочих.
По общему правилу легковые автомобили согласно Классификации включаются в третью амортизационную группу (код 310.29.10.2). Исключения предусмотрены, в частности, для средств автотранспортных специального назначения (с кодом ОКОФ 310.29.10.5), которые отнесены к четвертой амортизационной группе, и для автомобилей легковых большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (код 310.29.10.24), отнесенных к пятой амортизационной группе. При этом порядок определения принадлежности автомобиля к высшему классу ни Классификация, ни другие правовые акты не устанавливают. Суды при принятии решений относительно определения класса легковых автомобилей исходят из объема их двигателя (постановления АС Западно-Сибирского округа от 25.11.2015 N Ф04-25087/15, Девятого ААС от 01.02.2016 N 09АП-57192/15, Шестнадцатого ААС от 26.03.2015 N 16АП-2748/14, Четырнадцатого ААС от 13.07.2012 N 14АП-4458/12). При этом использование качественных характеристик считается субъективной оценкой (постановление АС Московского округа от 23.05.2016 N Ф05-6183/16). Если придерживаться данной позиции, то автомобиль Land Rover Defender 2010 года выпуска, тип двигателя — дизельный, объем — 2402 куб. см можно отнести к третьей амортизационной группе. В рамках третьей амортизационной группы минимально возможный срок полезного использования равен 37 месяцам (п. 3 ст. 258 НК РФ).
По вопросу высокой стоимости автомобиля после разукомлектации отмечаем следующее.
Полагаем, что автомобиль — патрульный комплекс имел высокую стоимость именно в таком качестве. После разукомплектации оказалось, что отдельные элементы (допоборудование и автомобиль) не обладают такой стоимостью, как в комплексе. В этом случае организация вправе произвести переоценку основных средств. Отмечаем, что начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организации обязаны перейти к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства». До указанного срока применение Стандарта является добровольным (п. 2 приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н). Правила проведения переоценки отражены в п.п. 13-21 ФСБУ 6/2020.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств, бывших в эксплуатации;
— Энциклопедия решений. Учет основных средств, бывших в эксплуатации. Установление срока полезного использования;
— Вопрос: Как определить амортизационную группу бывшего в употреблении автомобиля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)
— Вопрос: Определение срока полезного использования автомобиля, выкупленного по договору лизинга, для целей налогообложения прибыли (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
30 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник статьи: http://www.garant.ru/consult/account/1428180/
Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)
Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.
Большая часть легковых автомобилей относится к третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).
В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.
Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте тренспортного средства).
Обоснование
К третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).
К коду ОКОФ 310.29.10.2 относятся:
— 310.29.10.2 Автомобили легковые
— 310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые
— 310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые
— 310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые
— 310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие
К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые малого класса для инвалидов) (код ОКОФ 310.29.10.24)
К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса) (код ОКОФ 310.29.10.24).
Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств» . В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.
В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):
Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.
Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.
Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.
Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.
Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.
Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.
До 2017 года
До 01.01.2017 (с этой даты изменилось нормативное регулирование вопроса)
К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).
Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.
Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).
Рубрики:
Советуем прочитать
Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
Грузовой автомобиль — Относится к амортизационным группам в зависимости от грузоподъемности и типа. Большая их часть грузовых автомобилей относятся к 3 – 5 амортизационным группам.
Публикации
Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга», 2021)
Источник статьи: http://taxslov.ru/ag/ag13.htm