- Возможен ли возврат автомобиля в автосалон после покупки: что говорит закон?
- Законодательство
- Когда возможен возврат автомобиля
- Как вернуть авто в салон
- Судебная практика о возврате автомобиля ненадлежащего качества
- Как вернуть машину продавцу по договору купли-продажи
- Можно ли вернуть автомобиль бывшему владельцу
- Если такой пункт прописан в ДКП
- Если это не прописано
- Если по ДКП это запрещено
- Процесс возврата купленного автомобиля у физического лица
- Как составить претензию бывшему хозяину
- Обращение в суд при отказе в удовлетворении претензии
Возможен ли возврат автомобиля в автосалон после покупки: что говорит закон?
Согласно Закону «О защите прав потребителей», вернуть автомобиль в салон после покупки можно только в том случае, если у машины был выявлен определенный дефект, не оговоренный на момент покупки. Также стоит изучить сроки и правила возврата.
Законодательство
В соответствии с Законом о «Защите прав потребителей» машина — это технически сложный товар, который нельзя вернуть либо обменять, если он имеет надлежащее качество. То есть сделать это невозможно, если машина просто не подошла владельцу по цвету, форме, размерам, комплектации. О возврате можно говорить только в том случае, если у автомобиля были выявлены определенные недостатки.
Когда возможен возврат автомобиля
Если с момента покупки прошло не больше 15 дней, вернуть машину можно в таких случаях:
- если в процессе эксплуатации были выявлены определенные недостатки и неисправности, о которых продавец не уведомил (ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»). К примеру, при выборе продавец убеждал, что авто прекрасно поглощает уличные звуки, а на деле оно не поглощает их вообще, или у машины неисправны «дворники»;
- если на автомобиле нет следов эксплуатации. После покупки, как правило, покупатель успевает немного «объездить» машину. Но для возврата нужно, чтобы на лобовом стекле не было сколов, на сиденьях — масляных следов, а на капоте — царапин и вмятин.
Если после покупки прошло более 15 дней, то возврат возможен в таких случаях:
- при обнаружении у машины значительного недостатка (ст.18 ФЗ «О защите прав потребителей»);
- при отказе салона проводить ремонт по гарантии;
- если ремонт по гарантии затягивается на срок более 45 дней;
- при многократных поломках машины (больше двух раз).
Недостатки, при наличии которых можно вернуть автомобиль, могут быть следующими:
- неустраняемые;
- недостатки, которые можно устранить, но с серьезными вложениями;
- проявляющиеся после каждого ремонта заново;
- недостатки, которые способствуют возникновению других недостатков.
При наличии оснований нужно воспользоваться следующей инструкцией:
- приехать на машине в салон, взяв с собой все полученные при покупке документы;
- объяснить свои требования и причину возврата.
По закону потребитель праве рассчитывать на следующее:
- возвращение полной суммы, уплаченной за машину;
- обмен на аналогичный автомобиль, но лишенный имеющегося дефекта, без перерасчета стоимости (п. 1 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей);
- обмен на машину другой марки с перерасчетом цены;
- устранение дефекта за счет салона;
- компенсация цены за ремонт машины.
Если часть суммы была оплачена лично владельцем, салон должен возместить ему эти средства. По Закону «О защите прав потребителей» владелец машины, который купил ее в салоне и вернул по причине ненадлежащего качества, имеет право на компенсацию всех затрат. Салон оплачивает все услуги, проведенные заемщиком: оценку автомобиля, а также банковские операции, если какая-то часть кредита была внесена. Если салон не согласен с условиями и отказывается возмещать затраты, то взыскать компенсацию возможно через суд.
Как вернуть авто в салон
Чтобы вернуть машину в салон, нужно сначала подготовить все необходимые документы:
- гражданский паспорт (без идентификации личности средства не могут быть возвращены);
- договор купли-продажи;
- чек;
- сервисная книга;
- документальное подтверждение неисправности машины (например, заказ-наряд).
Последовательность действий будет следующей:
- Зафиксировать неисправность. Обратиться для этого нужно к официальному представителю либо в салон, где покупалась машина. После диагностики нужно взять документ, подтверждающий дефект.
- Далее нужно обратиться к продавцу (производителю), подав заявление о бесплатном устранении недостатка.
- Если в течение 20 дней продавец не предпринимает никаких действий либо затягивает сроки ремонта, можно требовать расторжения сделки. Лучше составить заявление, где будет изложена суть требований.
- При отсутствии возврата в течение десяти дней надо написать претензию.
- Если ответа на претензию также нет, придется обращаться в суд с требованием о расторжении сделки в принудительном порядке.
Чтобы повысить свои шансы на успех, можно заручиться поддержкой профессионального юриста.
Судебная практика о возврате автомобиля ненадлежащего качества
При отсутствии возврата средств и ответа на претензию покупатель может подавать иск в суд. Заявление должно содержать следующую информацию:
- Название судебной инстанции.
- ФИО, регистрация (для граждан), название и юридический адрес (для организаций), данные о представителе, если он отстаивает интересы покупателя.
- Информация об ответчике.
- Указание нарушенных прав заявителя либо угрозы их нарушения.
- Основные требования истца и величина иска.
- Обстоятельства, ставшие причиной подачи иска.
- Доказательства, подтверждающие указанные в документе события.
- Подпись и дата (с расшифровкой).
Надо учитывать, что такие дела, как правило, рассматриваются довольно долго. Вряд ли это займет меньше двух месяцев. Если дело было рассмотрено, и суд встал на сторону истца, он может получить возврат полной стоимости машины, ремонт за счет продавца, уменьшение стоимости пропорционально обнаруженному дефекту или деньги, которые были уплачены за ремонт в сервисе.
Таким образом, при наличии оснований возврат автомобиля в салон возможен при условии учета всех законодательные моменты. Не будет лишним заручиться профессиональной юридической поддержкой.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник статьи: http://zakonguru.com/zpp/tovary/vozvrat-avtomobilya.html
Как вернуть машину продавцу по договору купли-продажи
Рынок подержанных автомобилей в нашей стране по своим объёмам традиционно очень велик. Среднегодовое количество продаж превышает в этом сегменте 5 миллионов. Иногда возникает необходимость возврата авто, купленного у частника. Как правило, это происходит из-за неких серьёзных дефектов, выявленных в ходе эксплуатации. В данной статье рассмотрим, как осуществляется возврат автомобиля продавцу, если он был приобретён не в автосалоне, а у частного лица.
Можно ли вернуть автомобиль бывшему владельцу
Законодательство допускает возможность вернуть автомобиль, купленный на вторичном рынке, но лишь при определённых условиях. Прежде всего, следует связаться с бывшим владельцем машины и попытаться решить данный вопрос полюбовно.
Вероятность того, что частный продавец пойдёт навстречу своему клиенту мала. Особенно если в качестве продавца выступает профессиональный торговец-перекупщик, существующий за счёт перепродаж подержанных авто.
Федеральное законодательство, регламентирующее защиту потребительских прав населения (ФЗ №2300-1), также не сможет оказать здесь помощи. Согласно положениям этого нормативного акта, он распространяется исключительно на случаи, когда в качестве продавца выступает некая организация или ИП.
С юридической точки зрения, вернуть машину можно, применив статьи Гражданского кодекса, касающиеся сделок между двумя частными лицами. Согласно ГКРФ, покупатель вправе отказаться от купленной автомашины по следующим мотивам:
- Обнаружение в процессе эксплуатации неких серьёзных неисправностей, о которых продавец умолчал.
- Авто имеет некие финансовые обременения – находится в залоге, оформлено в кредит.
Если такой пункт прописан в ДКП
При возникновении необходимости возврата следует внимательно ознакомиться с заключённым купчим договором (ДКП) – прописана ли в нём возможность возврата автомобиля продавцу. Когда подобный пункт имеется в документе, то аннулировать покупку будет легче.
Если продавец откажется забрать назад машину и вернуть деньги, его можно будет принудить к расторжению официальной договорённости этому через суд.
Возможное осложнение – если в договоре указано, что покупатель был должным образом проинформирован о наличии неисправностей или ограничений. Подписывая такой документ, новый владелец машины де-юре отказывается от любых претензий к продавцу в будущем.
Осуществить расторжение договора будет практически невозможно даже в судебном порядке, если только бывший собственник добровольно не захочет пойти на это.
Если это не прописано
Если в купчем договоре не прописано положение о возможном возврате, то вернуть авто продавцу, ссылаясь на данный документ, уже не получится. Покупка машины на вторичном рынке априори подразумевает возможность у неё неких неисправностей, полученных за время эксплуатации.
Если договаривающиеся стороны не указали пункт о возможности возврата по техническим причинам, подписывая документ купли-продажи, покупатель автоматически соглашается принять машину в том состоянии, в каком она находится на данный момент.
Даже при заключении автоэксперта о наличии у купленного авто серьёзных неисправностей, суд вряд ли посчитает это убедительным поводом для аннулирования сделки.
Если по ДКП это запрещено
Отсутствие в договоре пункта о возврате ещё не означает полной невозможности аннулирования сделки. Опротестовать любой заключённый договор в судебном порядке – неотъемлемое право любого гражданина. Даже если в купчей прописан пункт, что покупатель извещён о неудовлетворительном техническом состоянии машины, он может попытаться расторгнуть её.
Например, сделку можно попытаться признать недействительной по причине сокрытия продавцом ряда неисправностей, финансовых обременений. Это по закону расценивается как умышленное введение покупателя в заблуждение и является прямым основанием для аннулирования ранее заключённого договора.
Процесс возврата купленного автомобиля у физического лица
Официальный возврат автомашины, приобретённой у частного лица, оформляется соответствующим договором.
Составляется он в произвольной форме, но должен иметь определённую структуру:
- Наименование документ – «Договор о расторжении сделки купли-продажи».
- Данные договаривающихся сторон (продавца и покупателя) – Ф.И.О., адрес местожительства, контактные телефоны.
- Основной текст, с указанием прекращения взаимных обязательств после совершения расторжения сделки, и её условий.
- Сроки выполнения данных обязательств – обратный возврат автомобиля и денег, уплаченных за него.
- Дата и место заключения договора.
- Личные подписи обеих сторон.
Также при передаче машины прежнему собственнику рекомендуется подписать приёмо-передаточный акт, в котором будет указано, что никаких претензий к техсостоянию возвращаемой машины продавец не имеет.
Нотариальная заверка перечисленных документов не обязательна. При желании, её можно заменить привлечением к подписанию двух свидетелей.
Как составить претензию бывшему хозяину
Вернуть машину после покупки частному лицу по обоюдному согласию сторон удаётся далеко не всегда. Заявление-претензия к бывшему собственнику подаётся в случае, если он не желает добровольно идти на возврат. Она является официальным юридическим документом и в случае судебной тяжбы послужит доказательством попыток покупателя урегулировать вопрос «мирным» путём.
Передаётся претензионное заявление адресату таким способом, чтобы у покупателя имелись некие свидетельства этого:
- Отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Передаётся через курьерскую службу с получением квитанции о доставке.
- Вручается лично при свидетелях.
Когда бывший владелец автомашины проигнорирует требование о возврате, покупатель спустя 30 суток с момента подачи претензии вправе обратиться в суд.
В претензии следует указать следующие данные:
- Реквизиты ранее заключённого договора купли-продажи автомашины.
- Паспортные данные обоих договаривающихся сторон.
- Причины, по которым производится возврат, включая перечень выявленных неполадок, и экспертное заключение специалиста (при наличии такового).
- Требование к продавцу о расторжении договора с произведением возврата машины и денег.
- Предупреждение, что в случае отказа продавца в удовлетворении данного требования, покупатель оставляет за собой право на судебную защиту своих интересов.
- В конце документа проставляется дата и личная роспись составителя.
Обращение в суд при отказе в удовлетворении претензии
По прошествии срока в 30 суток с момента вручения продавцу заявления с претензией на возврат покупатель вправе обратиться в судебные инстанции для решения данного вопроса.
Для этого составляется исковое заявление, в котором указываются следующие данные:
- Паспортные данные истца и ответчика.
- Описание сути возникшей проблемы (покупка неисправного или обременённого долгами авто).
- Перечень неисправностей или долговых ограничений с подтверждающими справками, заключениями экспертов и прочими документами.
- Требование к суду о принудительном расторжении купчего договора.
- Опись прилагаемых к иску документов.
- Ниже проставляется дата подачи и роспись истца.
В список дополнительных документов, необходимых при рассмотрении дела по существу, входят:
- Копия заключённого договора купли-продажи.
- Заключение автоэкспертов о наличии конкретных неисправностей.
- Подтверждение об отправке ответчику досудебной претензии.
- Справки о наличии обременений, возложенных на автомобиль.
После рассмотрения всей предоставленной доказательной базы суд выносит решение удовлетворить иск либо отказать в этом.
Источник статьи: http://vozvrat-tovara.com/vozvrat-avto/vozvrat-avtomobilya-prodavtsu/