- Стандарты по шуму для автомобилей
- 1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
- 2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
- 3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
- Черт.1. Схема измерительного участка
- 4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
- 5. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ
- 6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ
- 7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). ИЗМЕРЕНИЕ ВНЕШНЕГО ШУМА НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ
- Черт.2. Расположение микрофона при измерении шума на неподвижном автомобиле
- Черт.3-7. Установка микрофона
- Стандарты по шуму для автомобилей
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Шумовые характеристики автомобильных двигателей
- 4 Допустимые уровни шума двигателей
Стандарты по шуму для автомобилей
ГОСТ 27436-87
(CT СЭВ 4864-84)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВНЕШНИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Допустимые уровни и методы измерений
External noise of motor vehicles.
Permissible levels and methods of measurement
Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 5-6, 1993 год). — Примечание изготовителя базы данных.
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
И.И.Малашков (руководитель темы); Ю.К.Есеновский, канд. техн. наук; Б.М.Енукидзе, канд. техн. наук; В.Е.Тольский, д-р техн. наук; Г.В.Латышев, канд. техн. наук; А.А.Носенкова, канд. техн. наук; В.И.Сальников; С.А.Воронцов, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.87 N 3808
3. Срок первой проверки 1992 г.
4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4864-84 и Правилам ЕЭК ООН N 51
5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в части разд.1-3, пп.4.1, 4.2.1, 4.2.3-4.2.7, 4.3, 4.5-4.7
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта, перечисления
1.1; 2.1, перечисление 1
Настоящий стандарт распространяется на легковые, грузопассажирские, грузовые автомобили, автопоезда и автобусы (далее — автомобили), предназначенные для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог СССР.
Стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума автомобилей и методы его измерения.
Допустимые уровни не распространяются на автомобили, находящиеся в эксплуатации.
1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
1.2. Допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей приведены в табл.1.
1.3. Рекомендуемые допустимые уровни шума опытных образцов автомобилей, производство которых начнется после 01.01.89, приведены в табл.2.
Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей
Уровни звука дБ автомобилей, производство которых начато
Легковые и грузопассажирские автомобили
Автобусы с двигателем мощностью до 147 кВт и полной массой, кг:
Автобусы с двигателем мощностью 147 кВт и выше
Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой, кг:
» 12000 с двигателем мощностью 147 кВт и выше
1. Под мощностью двигателя подразумевается номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81. Мощность нетто 147 кВт соответствует примерно мощности брутто 162 кВт.
2. Для седельных тягачей за полную массу автомобиля принимают массу тягача, увеличенную максимальной массой, которая передается от полуприцепа тягачу через седельное устройство.
3. Масса оборудования специальных автомобилей (автокраны, рабочие мастерские и др.) входит в полную массу соответствующего автомобиля.
4. Для модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.
Допустимые уровни шума базовых моделей автомобилей и их модификаций (с 01.01.89)
Легковые и грузопассажирские автомобили
Автобусы с полной массой св. 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:
Автобусы и грузовые автомобили с полной массой, кг:
св. 2000, но не более 3500
Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой св. 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт:
75 и более, но менее 150
1. Под мощностью двигателя подразумевается номинальная мощность нетто по ГОСТ 14846-81. Мощность нетто 75 и 150 кВт соответствует примерно мощности брутто 82,5 и 165 кВт.
2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
2.1. При измерении внешнего шума применяют следующие приборы:
1) шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-81;
2) приборы для измерения скорости движения автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя (погрешность измерения ±3%);
3) прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения не менее 1-10 м/с, погрешность измерения ±0,5 м/с);
4) прибор для измерения температуры окружающего воздуха, погрешность измерения ±1 °С;
5) прибор для измерения атмосферного давления, погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.).
3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
3.1. Автомобиль, предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован, обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии с нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели.
3.2. Шины не должны иметь повреждений. Износ их не должен превышать 30% первоначальной высоты рисунка протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя автомобиля.
3.3. Автомобили испытывают без полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением нерасцепляемых автотранспортных средств.
3.4. Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей температуры.
3.5. При измерении окна автомобиля должны быть закрыты.
3.6. Оборудование специальных и специализированных автомобилей, работающее во время движения автомобиля (например, холодильные установки), при измерении шума должно быть включено.
3.7. В автомобиле должно находиться не более двух человек (включая водителя).
3.8. Для проведения испытаний выбирают горизонтальный участок дороги с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. Продольный уклон дороги — не более 1%. Поверхность измерительного участка дороги должна быть сухой, гладкой и чистой (без песка, гравия, грязи, воды и снега). В радиусе 50 м от середины измерительного участка не должно находиться зданий и других объектов, отражающих звук, а также высокой травы, кустарника и снега. Измерительный участок должен быть размечен согласно схеме, приведенной на черт.1.
Черт.1. Схема измерительного участка
Схема измерительного участка
и — начало и конец измерительного участка;
— осевая линия движения автомобиля.
3.9. Акустические условия при измерениях должны соответствовать условиям свободного звукового поля. Проверка условий свободного звукового поля проводится по ГОСТ 12.1.026-80.
4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Испытания проводят при следующих климатических условиях:
1) отсутствие атмосферных осадков;
2) атмосферное давление — 1013 гПа (760 мм рт. ст.), допустимое отклонение ±5%;
3) температура окружающего воздуха — от минус 5 до плюс 30 °С;
4) скорость ветра — не более 5 м/с.
4.2. Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБ ниже измеряемого уровня шума.
4.3. При измерении шума вентиляционные установки кабины или кузова автомобиля должны быть включены на полную мощность, а соответствующие клапаны или заслонки должны находиться в положении, соответствующем наиболее шумной работе установки.
4.4. Если автомобиль оборудован жалюзями и (или) вентилятором системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, то испытания должны проводиться при их работе в автоматическом режиме с указанием их рабочего положения в протоколе испытаний. При оборудовании автомобиля жалюзями с ручным управлением испытания проводятся при полностью открытых жалюзях.
4.5. Если автомобиль имеет более одного ведущего моста, то испытания проводят при отключенных дополнительных мостах, если имеется устройство отключения.
5. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ
5.2. Автомобили, кроме легковых и грузопассажирских, с механической коробкой передач, производство которых начато до 01.01.87, испытывают на второй передаче, если коробка имеет четыре и менее передач переднего хода. Если коробка передач имеет более четырех передач переднего хода, испытания должны проводиться на третьей передаче.
Легковые и грузопассажирские автомобили с механической коробкой передач испытываются на второй передаче независимо от количества передач переднего хода.
У автомобилей с дополнительной коробкой передач с ручным управлением или главной передачей с несколькими передаточными отношениями необходимо включать передачу, обеспечивающую наиболее высокую скорость движения. Отключаемые ведущие мосты должны быть выключены.
5.3. Автомобили с механической коробкой передач, с автоматической коробкой передач с ручным переключателем управления, без коробки передач должны приближаться к началу измерительного участка с установившейся скоростью, наименьшей из следующих скоростей:
соответствующей 3/4 номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;
5.4. В автомобиле с автоматической коробкой передач с ручным переключателем управления, имеющей более двух передач, с целью предотвращения включения первой понижающей передачи, допускается либо увеличить начальную скорость до 60 км/ч, либо уменьшить подачу топлива до 95% необходимой подачи при полной нагрузке. Последнее условие считается выполненным, если угол открытия дроссельной заслонки или перемещение регулятора топливного насоса составляет не менее 90% их максимального значения. Увеличение начальной скорости или уменьшение подачи топлива должно быть отмечено в протоколе испытаний.
При выборе управления автоматической коробкой передач переключатель устанавливают в положение, соответствующее нормальным условиям движения в городе.
5.5. Автомобили с автоматической коробкой передач без ручного переключателя должны приближаться к началу измерительного участка последовательно с установившимися скоростями 30, 40, 50 км/ч. За результат принимают наибольшее значение, полученное при измерении на указанных скоростях.
5.6. Движение автомобиля на измерительном участке дороги должно производиться с интенсивным разгоном в двух направлениях. В момент пересечения передней частью автомобиля линии (см. черт.1) следует резко нажать на педаль дроссельной заслонки или подачи топлива. Педаль резко отпускают в момент пересечения задней частью автомобиля линии , не учитывая наличия нерасцепляемого прицепа или полуприцепа.
5.7. Микрофон устанавливают в точках, указанных на черт.1, на высоте (0,2±0,1) м от уровня дороги. Главная ось микрофона должна быть ориентирована к центру измерительного участка и расположена горизонтально.
5.10. За результат измерения шума принимают наибольшее значение, полученное при измерении с каждой стороны автомобиля и округленное до целого числа.
Наибольший из двух результатов, полученных при измерениях шума с обеих сторон автомобиля, следует сравнить с допустимыми значениями, приведенными в табл.1 и 2.
6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ
6.1. Измерения проводят с целью получения данных, необходимых для контроля шума автомобилей в условиях эксплуатации.
6.2. Измерения шума опытных образцов проводят на неподвижном автомобиле в соответствии с методикой, приведенной в приложении 1.
7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
Результаты испытаний должны быть занесены в протокол, форма которого приведена в рекомендуемом приложении 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). ИЗМЕРЕНИЕ ВНЕШНЕГО ШУМА НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕ
1. При измерениях шума в автомобилях с механической коробкой передач рычаг переключения должен находиться в нейтральном положении, а сцепление должно быть включено.
В автомобилях с автоматической коробкой передач переключатель управления должен находиться в нейтральном положении.
2. Для проведения испытаний выбирают площадку с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием. Поверхность площадки должна быть сухой, гладкой и чистой. На расстоянии 3 м от автомобиля не должно быть объектов, отражающих звук (черт.2).
Черт.2. Расположение микрофона при измерении шума на неподвижном автомобиле
Расположение микрофона при измерении шума на неподвижном автомобиле
3. Микрофон устанавливают на высоте расположения выпускной трубы глушителя шума, но не менее 0,2 м от уровня дороги (черт.3).
Черт.3-7. Установка микрофона
4. Микрофон направляют к отверстию выпускной трубы и располагают на расстоянии 0,5 м от него. Главная ось микрофона должна быть параллельна дороге и составлять угол (45±10)° с вертикальной плоскостью, которая проходит через ось выпускной трубы (черт.4).
5. В автомобиле с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми составляет не более 0,3 м (черт.5), микрофон устанавливают у трубы, наиболее близко расположенной к контуру автомобиля.
6. В автомобиле с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми составляет более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой трубы (черт.6).
За результат измерения принимают наибольшее значение.
7. В автомобиле с выпускной трубой, расположенной вертикально, микрофон располагают на высоте среза выпускной трубы (черт.7). Главная ось микрофона должна быть ориентирована вертикально.
8. При измерении шума частота вращения коленчатого вала двигателя должна составлять 3/4 номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
После достижения постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя педаль подачи топлива следует быстро перевести в положение, соответствующее минимальной подаче.
Уровень шума измеряют как в течение работы двигателя на режиме с постоянной частотой вращения, так и в течение всего периода замедления частоты вращения коленчатого вала двигателя. За результат измерения принимают максимальное показание шумомера.
9. При измерении уровня шума в шумомере включают временную характеристику “быстро”.
Источник статьи: http://docs.cntd.ru/document/gost-27436-87
Стандарты по шуму для автомобилей
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Automobile engines. Noise exposure limits and measurement techniques
ОКС 43.060
ОКП 45 0000
Дата введения 2010-09-15
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на двигатели внутреннего сгорания (ДВС), выпускаемые для комплектации автомобильных транспортных средств (АТС), предназначенных для эксплуатации на общей сети автомобильных дорог Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51401-99 (ИСО 3744-94) Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью
ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 23941-2002 Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования
ГОСТ 27408-87 Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровня шума, излучаемого машинами
ГОСТ 30691-2001 (ИСО 4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Шумовые характеристики автомобильных двигателей
3.1 Настоящий стандарт устанавливает шумовые характеристики автомобильных двигателей:
— корректированный по частотной характеристике шумомера уровень звукового давления , дБА;
— уровни звукового давления в октавных или третьоктавных полосах частот , дБ;
— уровни звуковой мощности в октавных полосах частот с среднегеометрическими частотами от 125 до 8000 Гц, дБ;
— корректированный по частотной характеристике А шумомера (далее — корректированный по А) уровень звуковой мощности , дБА.
3.3 Шумовые характеристики определяют для единичных двигателей и видов (типов, моделей, марок) двигателей или их партий и включают в сопроводительные документы в форме заявления по ГОСТ 30691 и (или) в эксплуатационные документы (паспорт, этикетку, руководство по эксплуатации и другие по выбору предприятия-изготовителя).
3.4 Шумовые характеристики для партии двигателей определяют на основе статистической обработки результатов измерений выборки машин по ГОСТ 27408 или ГОСТ 30691.
4 Допустимые уровни шума двигателей
4.1 Уровни звукового давления для двигателей, запущенных в производство до 01.01.2012 г., а также модернизируемых в этот период, измеренные при различных частотах вращения коленчатого вала и работе двигателя с полной нагрузкой, не должны превышать значений, приведенных в таблице 1.
4.2 Допустимые уровни звукового давления для двигателей, выпуск которых будет начат с 01.01.2012 г., при режимах работы ДВС, указанных в 4.1, приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Допустимые значения уровней звукового давления
Источник статьи: http://docs.cntd.ru/document/1200081352