- Топливные стандарты в России и в мире
- Марки бензина: какие они бывают и чем отличаются?
- Какие марки бывают?
- Основные пункты различия
- Как расшифровывается маркировка?
- Что такое октановое число?
- Все, что нужно знать об автомобильном топливе
- Виды автомобильного топлива и методы их производства
- Важные характеристики автомобильного топлива – состав, марки, ГОСТы
- Топливо и экологические стандарты: Евро или ГОСТ?
Топливные стандарты в России и в мире
Мировые технологии не стоят на месте, двигателям нужно топливо, и топливо это должно быть качественным. Именно для этого существуют требования и стандарты качества. Отсеивание некачественного топлива — не единственная задача регламентов. Они работают на блага экологии, ведь при сгорании технологичного бензина природа страдает меньше. Так же нельзя забывать, что чем лучше топливо, тем меньше акцизы для производителя. Давайте рассмотрим топливные требования и регламенты в России и странах Евросоюза.
Стандарты «Евро», регламентирующие содержание вредных веществ в автомобильных выхлопах, были разработаны Европейской экологической комиссией ООН. Они ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и химических веществ.
В России действует Технический регламент на топлива, согласно которому категорий «Евро» вообще не введено. Есть классы – от 2-го до 5-го, требования к которым примерно соответствуют международным. В Москве почти все АЗС перешли на топливо, соответствующее «Евро-4», в стране реализуется в основном «Евро-3». Отставание от стран Евросоюза происходит по нескольким причинам. Важнейшим из них, является тот факт, что большинство двигателей, работающих на территории РФ, нуждаются в низкооктановом топливе (Евро-2). Огромное количество подержанных машин колесит по нашим дорогам, и потребляют отнюдь не высокотехнологичный АИ-95. Двигатели грузовых автомобилей были созданы задолго до принятия каких-либо требований к качеству топлива.
Источник статьи: http://www.nge.ru/articles/st16.htm
Марки бензина: какие они бывают и чем отличаются?
А вы разбираетесь в марках бензина или, просто, слепо заливаете в бак рекомендуемую? Когда-нибудь интересовались, что означают буквы и цифры в наименовании? Между тем, расшифровка позволяет выявить основные свойства каждой марки автомобильного бензина и понять, чем они друг от друга отличаются.
Как вы уже наверняка догадались, в этой статье – разбор современных маркировок бензина в России! А на досуге можно сравнить с ценами и типами топлива в СССР. Поверьте, это очень интересно.
Какие марки бывают?
Не секрет, бензиновое горючее производят из нефти. Однако, прежде чем стать полноценным топливом, она перерабатывается на специализированных заводах. Конечный продукт обязательно должен соответствовать экологическим стандартам безопасности и качества. Для этого его очищают и присаживают специальными добавками. В результате, он приобретает горючесть, испаряемость, нужную детонационную стойкость, окислительную активность и минимум токсинов в выхлопе.
Для каждой марки топлива существует свой ГОСТ, отходить от которого производители не имеют права. Все бензины являются неэтилированными (без добавления металлсодержащих присадок).
Рассмотрим, какие сегодня, в 2020 году, в России, существуют марки бензина согласно утвержденным ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002 (с изменениями):
- АИ 80. Используется в качестве топлива для грузового транспорта;
- АИ 92. Пока еще самый «ходовой» вид горючего для легковых машин;
- АИ 95. Премиальная марка;
- АИ 98. Высокооктановое топливо для автомобилей с изменяемой фазой газораспределения и турбонаддувом;
- АИ 100. Бензин с наивысшими антидетонационными характеристиками. Изначально разрабатывался для гоночных суперкаров. Применяется редко, но присутствует на многих заправках;
- Кроме того, есть брендированные (премиальные) виды топлива.
Таковы основные марки бензинов, которые можно найти на современных заправках, и сфера их применения.
Основные пункты различия
Помимо области применения, бензины различаются по экологическому классу: от К2 до К5 (топливо ниже 5 класса в России запрещено, но мера часто нарушается), химическому составу, детонационной стойкости (октановое число) и физическим свойствам.
Предлагаем изучить таблицу характеристик основных современных марок бензина.
Показатель | АИ-80 | АИ-92 | АИ-95 | АИ-98 |
Октановое число (моторный/ исследовательский методы определения) | 76/80 | 83/92 | 85/95 | 88/98 |
Металлсодержащие добавки (свинец, марганец, железо) | — | — | — | — |
Содержание серы, мг/кг, не более | 500 для К2; | 500 для К2; | 150 для К3; | 150 для К3; |
Массовая доля кислорода, % | Не более 2,7 | Не более 2,7 | Не более 2,7 | Не более 2,7 |
Внешний вид | Чистый, прозрачный, | Чистый, прозрачный, | Чистый, прозрачный, | Чистый, прозрачный, |
Плотность при 15°С, кг/м³ | 700-750 | 725-780 | 725-775 | 725-775 |
Объемная доля монометиланилина, %, не более | 1,3 для К2; | 1,3 для К2; | 1,1 для К3; | 1,1 для К3; |
Оксигенаты (октановые присадки), %, не более | Метанол -0; Изопропиловый спирт -10; Изобутиловый спирт – 10; Третбутиловый спирт – 7; | Метанол -0; Изопропиловый спирт -10; Изобутиловый спирт – 10; Третбутиловый спирт – 7; | Метанол -0; Изопропиловый спирт -10; Изобутиловый спирт – 10; Третбутиловый спирт – 7; | Метанол -0; Изопропиловый спирт -10; Изобутиловый спирт – 10; Третбутиловый спирт – 7; Как видите, все бензины имеют, почти одинаковый состав. Различается процент оксигенатов (при этом, не допускается превышать утвержденные нормы), от которых зависит конечное октановое число и, незначительно – плотность и уровень содержания серы с монометиланилином. Последние влияют на экологический класс, к которому будет отнесено указанное топливо. Как расшифровывается маркировка?Вы наверняка заметили, марка бензина АИ 92 по ГОСТ сильнее перекликается с АИ 80, а АИ 95 – с АИ 98. Цифры в маркировке означают октановое число или детонационную стойкость топлива. Об этом – ниже. А сейчас, хотите знать, что обозначают буквы? Аббревиатура «АИ» означает, что октановое число было установлено исследовательским методом. Он предполагает тестирование смеси при средних нагрузках мотора. Раньше в маркировке можно было встретить одну лишь букву «А» (автомобильный). Это значит, данное топливо тестировали моторным способом – с имитацией более жестких условий (высокая нагрузка на ДВС). Результаты по моторному методу всегда ниже, чем по исследовательскому, а разницу между ними называют чувствительностью горючего. Что такое октановое число?Далее, переходим к цифрам в маркировке топлива. Как вы уже должны были понять, они сортируют марки бензина не по годам, а по степени сжатия, после которого происходит детонация. Разберемся, как работает двигатель. Если объяснять простыми словами, сначала в камеру внутреннего сгорания попадает горючее. Там же присутствует и воздух. Под высоким давлением они сжимаются. Далее, под воздействием искры от свечи зажигания происходит воспламенение (детонация). В это время поршень в движке как раз достигает верхней точки и продолжает свой цикл «по плану». Мотор заводится и работает, согласно заложенному на заводе алгоритму, в точном соответствии с указаниями электронного блока управления. У кого-то по родному, заложенному заводом циклу, у кого-то по прошитому под Евро2 и другие стандарты. Однако, если в машину залили топливо с некорректным октановым числом, упомянутая выше детонация может произойти раньше или позже. Чем выше ОЧ, тем активнее бензиновая смесь сопротивляется детонации (отсрочка по времени между искрой и взрывом). Поэтому движки, которым нужно высокооктановое горючее, не должны «питаться» низкооктановым, и наоборот. Это приведет к повышенному износу агрегатов, образованию нагара, сильному расходу топлива и другим негативным последствиям. Бензин, который получается после перегонки нефти, имеет ОЧ на уровне 60 единиц. Поднять число помогают спиртовые и эфирные присадки (оксигенаты). Их еще называют антидетонаторами. Итак, исходя из всего сказанного выше, рассмотрим, как расшифровывается, например, марка бензина АИ 95: Это автомобильный бензин с детонационной стойкостью 95, установленной исследовательским методом. По аналогии вы можете дать определение любой другой марке бензина. В коде, обычно, также указывается экологический класс. Все вместе выглядит, примерно, так: АИ-95-К5. На этом у нас все! Теперь вы знаете, что означает каждая марка бензина и какие они сегодня бывают на заправках России. Заливайте в бак только рекомендованное горючее и выбирайте проверенные, сертифицированные АЗС. Кормите «коня» здоровой пищей! Источник статьи: http://avtodigitals.ru/marki-benzina/ Все, что нужно знать об автомобильном топливеСо времен появления двигателей внутреннего сгорания, самыми популярными видами топлива являются продукты переработки нефти: автомобильные дизельные топлива и бензин. Они обладают хорошими противоизносными характеристиками, легко воспламеняются, испаряются, а также совмещаются с неметаллическими материалами. Для того, чтобы улучшить эксплуатационные свойства обоих, в состав топлива автомобиля по регламенту могут добавлять различные примеси и углеродные добавки. Доля дополнений должна быть строго ограниченной и соответствующей ГОСТу. Этапы очищения дизельного топлива
Виды автомобильного топлива и методы их производстваТипы топлива для автомобилей отличаются между собой методами изготовления и составом. Немаловажно, для какого транспортного средства они будут использованы. Солярка очень популярна среди:
Базовые требования к автомобильному топливу при разработке техники должны быть учтены в полной мере. Можно выделить три основных вида горючего:
Важные характеристики автомобильного топлива – состав, марки, ГОСТыЕсли Вы решили купить летнее или зимнее дизтопливо, обязательно обратите внимание на такие температурные характеристики как:
Заправка автомобиля дизельным топливом зимой
По ГОСТу 305 — 82 выделяют три марки топлива для автомобилей с дизельным двигателем:
Немаловажным показателем в составе дизельного топлива является количество серы. Оно должно быть четко ограничено, поскольку сказывается на длительности службы двигателя.
Нормы топлива на автомобили регулируются государственными стандартами. О них необходимо знать, независимо от того, хотите ли Вы купить дизтопливо оптом или заправить машину на специализированном пункте. Таблица топлива автомобилей, контроль по ГОСТам Содержит допуски по кинематической и динамической вязкости. Характеризует температуру фильтруемости дизтоплива. Определяет зольность автомобильного топлива. Отвечает за правильную маркировку, транспортировку и то, как упакован и хранится нефтепродукт. Указывает на йодные числа и уровень наличия непредельных углеродов. Показывает на сколько влияет топливо на медную пластинку, с точки зрения коррозии. Определяет фракционный состав. ГОСТ автомобильного топлива включает метод отбора проб. Рассчитывает ЦТ (цитановое число) для дизтоплива. Указывает на кислотность. Определяет наличие щелочей и различных водорастворимых кислот. Источник статьи: http://ammoxx.ru/articles/vse-chto-nuzhno-znat-ob-avtomobilnom-toplive/ Топливо и экологические стандарты: Евро или ГОСТ?По идее, с 1 января 2016 года все проблемы автомобилистов, связанные с некачественным топливом, должны были улетучиться. Основание —Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011, который запрещает выпуск (равно как и обращение) после 31 декабря 2015 года бензина и дизтоплива экологического класса К4: все АЗС обязаны продавать горючее класса не ниже К5. А я и так заливаю Евро‑5, скажут многие водители. И ведь действительно: на каждой третьей АЗС висят соответствующие таблички. По мозгам такая реклама лупит безотказно. Между тем изначально понятие «Евро» к качеству и составу топлива не имело никакого отношения. Евронормы регламентируют количество вредных выбросов в отработавших газах, а уже позднее для соблюдения этих экологических требований стали подтягивать показатели топлива. Естественно, и в России тоже. Но это за рубежом принято, что если автомобиль отвечает определенным эконормам, то и горючим его следует заправлять соответствующим. А у нас? Требования к выпускаемым в России бензинам устанавливают три государственных стандарта. По ГОСТ Р 51105 выпускают бензины Нормаль‑80 и Регуляр‑92, по ГОСТ Р 51866 — Премиум Евро‑95 и Супер Евро‑98, по ГОСТ 32513 — АИ‑80, -92, —95 и —98. Кроме того, допускается соответствие и менее жестким нормативам, например ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации), которые производители разрабатывают сами. В любом случае маркировка бензина должна быть такой: АИ‑95‑К5 (бензин класса 5 с октановым числом 95). И присутствие в ней слова «Евро» — просто маркетинговый ход. Если топливо производят не по ГОСТу, а по ТУ или СТО, то никакого «Евро» в его названии не может быть в принципе. Но и такое можно реализовывать на любых АЗС. Главное, чтобы соответствующие нормативные документы не противоречили Техрегламенту Таможенного союза. Кстати, по ним выпускают брендовые топлива — вроде Ultimate фирмы ВР. На дизтопливо существует аж четыре стандарта. По ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 32511 выпускают евродизтопливо, по ГОСТ Р 55475 — солярку для холодного и арктического климата, по ГОСТ 305 — остальные дизтоплива. Откуда взялись два стандарта на «евродизель», причем абсолютно идентичных? Дело в том, что ГОСТ 32511 ввели по решению Таможенного союза. Рассчитывали, что он будет единым для России, Белоруссии и Казахстана. Но белорусы сказали, что им этот ГОСТ не нужен, потому что у них давно введен для топлива класс 5. Казахстан же отказался от него потому, что инфраструктура пока не готова. А в России так и остались два ГОСТа. Запутались? Немудрено — семь ГОСТов, десятки всяких ТУ и СТО, а над ними еще Технический регламент. И всё это действующие, никем не отмененные документы. Так есть ли в России так называемое евротопливо? С формальной точки зрения — нет и не должно быть. Ведь у нас для обозначения экологического уровня используют классы, а не слово «Евро». Технический регламент также игнорирует термин «Евро» и дает четкие указания, как именно следует маркировать топливо. Вот почему любые плакаты на АЗС типа «Соответствует Евро‑5» — это просто рекламный ход, в лучшем случае означающий соответствие топлива техрегламенту ТР ТС 013/2011 для класса К5. Теперь главный вопрос: можно ли заливать топлива класса К5 в баки всех продающихся у нас автомобилей, включая самые современные иномарки? Отвечаю вопросом на вопрос: разве есть выбор? Впрочем, поинтересуемся мнением автопроизводителей.
Представители компаний Skoda, Ford, Volvo подтвердили: инструкции, прилагаемые к их автомобилям, рекомендуют заправляться топливом, выпущенным по Евронормали EN 228, — однако проблемы в этом они не видят и советуют без опаски заливать бензин класса 5. Если двигатель выйдет из строя и у дилера возникнет подозрение, что причина поломки — плохое топливо, экспертизу всё равно будут проводить, опираясь на российский ГОСТ. Многие его требования, кстати, схожи с европейскими. Однако иностранным производителям всё же не стоит затягивать с внесением изменений в инструкцию. Это официальный документ, на который часто ссылаются при разрешении споров как владельцы, так и производители автомобилей. Японцы более предусмотрительны. В представительствах Ниссана и Тойоты уверенно заявили, что не ссылаются на неизвестные в России стандарты, а потому потребителю достаточно выбрать бензин с нужным октановым числом. Отличаются ли наши стандарты от зарубежных? Стандарт ЕN 228 не предусматривает выпуск бензинов типа АИ‑80 и АИ‑92, но во всем, что касается прочего топлива, наш ГОСТ не менее жесткий. В частности, российское дизтопливо класса К5 по всем параметрам соответствует стандарту ЕN 590, но, в отличие от европейского, не содержит биокомпонентов FAME. Химики заверяют, что их влияние на технику не установлено окончательно и что ряд крупных автопроизводителей категорически выступает против их присутствия в горючем. Биокомпонентов нет и в наших бензинах. И это, в общем-то, плюс, ведь этим добавкам свойственны коррозионная агрессивность и нестабильность при хранении. На каких АЗС заправляться? Убежден, что только на крупных сетевых. Такие компании, в отличие от мелких, имеют свои испытательные центры и постоянно контролируют качество топлива. Для мелких же фирм это дорогое удовольствие, они покупают топливо подешевле и доверяют контроль его качества поставщикам и перевозчикам, с которых взятки гладки. Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/904204-evro-v-bake/ |