Старинный автомобиль с клаксоном

Устройство автомобиля –
«“Пронзительно кричать”. Родословная клаксонов»

ПЕРВЫЕ звуковые сигналы использовались еще на конном транспорте – кучер, сидя на облучке, дудел в рожок во всю силу собственных легких. Позже воздух в гудок начала подавать резиновая груша. Такие устройства стояли и на ранних автомобилях, например, “Benz Velo” 1894 года или “Duryea Motor Wagon” – оба считаются первыми в мире серийными моделями.

Одно из ранних упоминаний о применении электрического сигнала относится к 1899 году. Тогда проживавший в Германии русский инженер Борис Луцкой установил подобный гудок на почтовый автомобиль собственной конструкции “Loutzky-Motorwagen Model С”, демонстрировавшийся на Берлинской автовыставке. Но в те годы электрооборудование машин все еще оставалось примитивным, поэтому распространения такие устройства не получили. Куда надежнее и привычнее были пневматические сигналы с грушей.

В массовом порядке электрические клаксоны появились на автомобилях лишь десятилетие спустя, когда была решена проблема с аккумуляторами и их подзарядкой. В 1908 году их начала производить электротехническая компания “Lovell – McConnell Manufacturing Co.” из Нью-Джерси. Автором клаксона в его классическом виде является один из друзей Томаса Эдисона, изобретатель Миллер Риз Хатчисон (кстати, он же сконструировал слуховой аппарат – так называемый “акустикон”, и подслушивающее устройство “диктограф”). В Америке тех лет число автомобилей росло быстрыми темпами, в крупных городах появились плотные дорожные потоки, так что изобретение Хатчисона сразу стало популярным.

Продукция оказалась настолько востребованной, что вскоре фирма сменила имя на “Klaxon Signals Ltd.” – под такой вывеской она существует и по сей день. Это слово предложил использовать в качестве торговой марки один из учредителей компании Лавелл, позаимствовав его из древнегреческого языка: “klazo” переводится как “пронзительно кричать”. В дальнейшем клаксонами стали называть тип электрического рожка, который испускает особенно громкий и проникающий звук. Кроме автомобилей клаксоны нашли применение и в других областях как устройство для оповещения об аварийных ситуациях – например, на моторных лодках и даже в заводских цехах.

Читайте также:  Контрольные точки автомобиля приора

Внешний вид клаксона мало изменился за прошедшие сто лет. Как и прежде, это в первую очередь рожок, приложенный к диафрагме, который усиливает и направляет шум, создавая сконцентрированную область звука, слышного на значительном расстоянии, особенно если рожок большой. Благодаря такому усилителю даже маленький клаксон сигналит довольно громко, а крупные издают и вовсе оглушительный вой. Между прочим, первое время клаксонами оснащались не все автомобили – в ходу были и не столь агрессивно звучащие устройства, вплоть до самых простых, однотональных.

Внимание, воздух!

ХАРАКТЕРНЫЙ клаксоновский рожок пытались использовать и в других целях. Так, к числу самых экстравагантных изобретений ХХ века можно отнести клаксон с… запахом, призванный помочь пешеходам со слабым слухом. По замыслу автора, при нажатии на такой клаксон из рожка должно было распространяться резкое специфическое амбре, предупреждающее о приближении автомобиля. Однако на деле в прохожих просто начинала бить мощная струя сжатого воздуха.

Электрические звуковые сигналы победили не сразу – какое-то время для большей надежности они дополнялись пневматическими. На старых фотографиях нередко можно увидеть автомобили, у которых рожок с проводами, закрепленный на боковине кузова, дополняется еще и грушей с медным раструбом – ее обычно ставили на рамку лобового стекла. Раструбы делались самых разных форм – от простых круглых и овальных до сложных “восьмерок” и фигурок животных.

Пневматика долго не сдавала позиции, развиваясь параллельно с электрическими устройствами. Так, французская фирма “Autovox” предлагала сигнал, воздух в который подавался от компрессора, приводимого маховиком двигателя. Но и эта система дополнялась грушей. Существовал еще так называемый “сифлофон” (от французского “siffler” – “свистеть”). Нетрудно догадаться, что в систему был встроен свисток. Верхом изыска являлись “тестофоны”, представлявшие собой своеобразные музыкальные шкатулки. Покупатель мог выбрать несколько мелодий, которые начинали звучать после подачи воздуха в “тестофон”.

Место под солнцем

ДОЛГОЕ время звуковые сигналы размещались снаружи автомобиля, поэтому, разумеется, они стали важным предметом экстерьера. Каждый автопроизводитель старался сделать их более изысканными и необычными. К примеру, британская компания “Rolls-Royce” специально для своих клиентов из Индии делала раструбы в форме змеиных голов с раскрытой пастью и агрессивно торчащими клыками – магараджи просто обожали автомобили с такими аксессуарами. А один из французских банкиров, отдававший предпочтение марке “Peugeot”, щеголял индивидуально изготовленными автомобильными сигналами в виде отлитых из меди львиных голов с пышными гривами.

На автомобилях 20-30-х годов прошлого века сигналы в большинстве своем уже отличались простотой и лаконичностью. С развитием электрической составляющей потеряла значение длина раструба – рожки стали небольшими по размеру, а то и вовсе в форме “таблетки”, и прописались на переднем бампере или бугеле (так именуется труба перед облицовкой радиатора, соединяющая передние крылья и служащая местом для крепления фар и регистрационных номеров).

Дальнейшие перемещения сигналов связаны с развитием автомобильного дизайна. С исчезновением вертикальных облицовок радиаторов, торчащих крыльев и отдельно стоящих фар они спрятались в подкапотное пространство, перестав быть частью внешнего облика автомобиля. Какое-то время “таблетки” ставились на передний бампер, но при отсутствии хромированного декора они стали там выглядеть вычурно и вообще не к месту.

Сейчас звуковые сигналы прячутся в самых разных полостях подкапотного пространства, включая внутреннюю часть бамперов. В своем исконном виде они сохранились разве что на капотных грузовиках американских дальнобойщиков, на свадебных лимузинах и на хот-родах. Во всех этих случаях они выполняют декоративную функцию, отсылающую к ретромотивам. Кстати, в каталогах той же “Klaxon Signals Ltd.” эти рожки называются именно клаксонами.

Гудок в тумане

ИСТОРИЧЕСКИ сложилось, что тон и сила звука клаксона связаны с размерами транспортного средства. Чем мощнее и ниже звук, тем больше и тяжелее его источник – скажем, тому же грузовику необходимо оповестить о себе на гораздо большее расстояние, чем какой-нибудь малолитражке. В ряде стран такая закономерность, когда по громкости сигнала можно судить о размерах машины, введена в статус закона.

На обычных легковых автомобилях клаксоны используются парно: один с высоким тоном, другой – с низким, что обеспечивает не только требуемую силу, но и красоту звучания. На более дешевых моделях встречаются и одиночные сигналы с не очень приятным “железным” звуком, который вдобавок не отличается громкостью.

Иногда громкость и частота звучания сигналов, установленных на машину на заводе, не может угодить вкусам автовладельцев. Для привередливых водителей в продаже имеются не только двухтональные сигналы, но и пьезоэлектрические, и пневматические – они до сих пор самые мощные. Как и сто лет назад, желающим усилить и украсить голос своего автомобиля есть из чего выбирать.

Источник статьи: http://www.motorpage.ru/infocenter/autoconstruction/Pronzitelno_krichat_Rodoslovnaya_klaksonov.html

Клаксоны: от и до (или из истории предмета, способного «пронзительно кричать»)

Что значилось в «Кратком курсе автомобилизма» в начале XX века? В нем значились слова-назидания для автолюбителей. По словам автора, когда водитель объезжает извозчика, трамвай или любой другой автотранспорт, он должен подать предупредительный сигнал. Кроме того, не подав его, нельзя выезжать со двора и пересекать перекресток. Понятное дело, что вышесказанное осталось в далеком прошлом. Современные правила дорожного движения предполагают другие действия автолюбителей, да и сами звуковые сигналы стали абсолютно другими.

О пользе электричества

Примечателен тот факт, что первые звуковые сигналы появились задолго до появления четырехколесного автомобиля. Их стали использовать на конном транспорте. К заветному приспособлению мог прикоснуться лишь кучер, который сидел, как водится, на облучке. Роль сигнала тогда исполнял рожок, а под словом «сигналить» подразумевалось вдувание в вышеназванный прибор всего накопленного в легких воздуха. Так как такой способ был не очень-то удобным и требовал определенных усилий со стороны автолюбителя, рожок впоследствии оснастили резиновой грушей. Такие приспособления использовались не только на конном транспорте, но и на первых авто. К примеру, можно вспомнить несколько автомобилей с клаксоном в виде рожка с грушей – « BenzVelo » (1894 г. в.) и « DuryeaMotorWagon ».

Кстати, отдельно стоит подчеркнуть один факт. Клаксон был самым дорогим звуковым сигналом. Его стоимость составляла 85 рублей. В ту пору такая цена была высокой, а в особенности для врачей и учителей, так как им приходилось за сей агрегат отдавать всю свою зарплату. Авто в далекие советские годы стоил от 1,5 до 7,5 тыс. рублей.

Первый электрический сигнал появился в 1899 г. По крайней мере, в тот год о нем было упомянуто. Б. Луцкой (русский инженер, который проживал на тот момент в Германии) установил электросигнал на автомобиль, который развозил почту. Первый такой гудок был произведен инженером и носил название « Loutzky — MotorwagenModelC ». Свое изобретение мужчина продемонстрировал на автошоу в Берлине. В 1899 г. модель такого гудка не пришлась общественности по душе, так как электрооборудование тогда было не в почете. Из вышесказанного можно легко заключить: устройство Луцкого не получило распространение. Тогда популярными были пневматические сигналы с грушей, которые и выглядели несколько примитивно.

Лишь спустя десять лет об электрических клаксонах заговорили. Они появились на авто, когда производители смогли-таки решить проблему с аккумулятором и подзарядным устройством для них. Производством таких устройств занялись сотрудники электротехнической компании под названием « Lovell – McConnellManufacturingCo »из Нью-Джерси. Сие знаменательное событие произошло в 1908 г. Кто же изобрел клаксон в его классическом виде? М. Р. Хатчисон (друг Т. Эдисона). На счету у этого мужчины есть и другие изобретения, а именно «акустикон» (слуховой аппарат) и «диктограф» (устройство, позволяющее подслушивать чужие разговоры). Сначала изобретение стало популярным в США, так как в городах этой страны стало катастрофически увеличиваться кол-во авто. Из-за увеличения числа автомобилей появилась необходимость в клаксоне, и, изобретение Хатчисона упало на благодатную почву, быстро став популярным.

Чуть позже произошло переименование фирмы « Lovell — McConnellManufacturingCo ». Она переродилась в « KlaxonSignalsLtd ». Сегодня фирма также существует. Почему слово « Klaxon »появилось в названии торговой марки? Такую идею предложил господин Лавелл (учредитель компании), и, все его коллеги ее поддержали. Кстати, слово « Klaxon »происходит от греческого, и, в переводе с него означает «пронзительно кричать». Что же такое клаксон в переводе на язык автолюбителей? Клаксон – это тип электрического рожка, который способен создавать громкий, проникающий в голову звук. Кстати, сегодня он используется не только в авто, но и на моторных лодках, в цехах заводов и т.д.

За прошедшие сто лет внешний вид клаксона практически не изменился. Как и раньше, так и сегодня, в основу прибора положен рожок, который прикладывается к диафрагме. Рожок отвечает за усиление, направление шума; создание сконцентрированной области звука, который должен быть слышен на значительном расстоянии. Маленький клаксон способен «сигналить» достаточно громко, а его более большие товарищи и вовсе «воют». Кстати, в первые годы с момента появления клаксонов их ставили не на все авто, а если и ставили, то разрешалось наличие исключительно однотональных приборов.

О разных клаксонах и воздухе…

Рожок, характерный для клаксона, пытались использовать в других целях. К примеру, в XX веке появилось довольно-таки экстравагантное изобретение. Речь идет о клаксоне с запахом, который должен был помогать пешеходам, которые от природы имели слабый слух. Автор создал устройство, которое издавало неприятный запах и тем самым говорило пешеходу о приближении авто. Резкое специфическое амбре не что иное, как мощная струя сжатого воздуха. Она-то и била в прохожих.

Электросигналы не сразу стали популярными, а только спустя годы. Поначалу их устанавливали на авто, но в качестве поддержки для пневматического клаксона. Считалось, что последний более надежный, чем первый. Чтобы убедиться в вышесказанном, стоит раздобыть в Интернете фото старого авто. 100% в нем помимо рожка с проводами, закрепленного на боковине кузове, найдется еще и старая добрая «груша» с медным (простым круглым, овальным или сложным) раструбом. Последняя красовалась на рамке лобового стекла.

Количество тональностей сигнала можно было определить по числу рожков разной длины.

Пневматические устройства долгое время не исчезали и не сдавали своих позиций. Они, кстати сказать, даже совершенствовались параллельно с развитием электроустройств. К примеру, можно вспомнить изобретение « Autovox »(французская фирма). Она предложила миру сигнал, воздух в который подавался от компрессора, но при этом он приводился в действие опять же маховиком мотора. «Груша» требовалась и новому устройству. Кроме изобретения французов существовали «сифлофоны» (свисток внутри системы), «тестофоны» (музыкальные шкатулки с разными мелодиями).

О месте клаксона в автомобиле

Поначалу звуковые сигналы размещались исключительно снаружи авто. Они являлись важнейшим предметом экстерьера. Каждый производитель старался изобрести нечто, что смотрелось бы изысканно, необычно и т.д. Удивила, к примеру, компания « Roll — Royce ». Она изобрела особое устройство для клиентов из Индии. Она делала раструбы, которые своей формой напоминали змеиные головы с раскрытой пастью и торчащими клыками, которые смотрелись очень-очень агрессивно. Индийские магараджи сходили с ума по такому аксессуару. Банкир из Франции специально для своего « Peugeot »заказал клаксон, сделанный по индивидуальному заказу. Производитель сделал ему сигнал в виде отлитых из меди голов льва с пышной красивой гривой.

Клаксон с раструбами в форме змеиной головы – любимый аксессуар магараджи из Индии.

Авто 20-30-х гг. XX века оснащались сигналами, форма которых была простой и лаконичной одновременно. Длина раструба тогда потеряла значение, так как электрическая составляющая развивалась семимильными шагами. Рожки стали небольшими с точки зрения размера. Порой, они стали напоминать собой «таблетку». Их местом установки стал передний бампер или бугеле.

Автомобильный дизайн развивался, а посему сигналы стали перемещаться вглубь. В подкапотном пространстве они разместились после того, как исчезла вертикальная облицовка радиаторов, торчащие крылья и отдельно стоящие фары. Они перестали быть частью внешнего облика авто. Иногда все же «таблетка» красовалась на переднем бампере, но так продолжалось недолго. Совсем скоро появились хромированные элементы на нем, и, «таблетка» стала не к месту.

Производством электрических сигналов в свое время занималась и компания « Bosch ». Ее клаксоны устанавливались перед радиатором.

Сегодняшние звуковые сигналы нашли свое место в разных полостях подкапотного пространства. Иногда они размещаются во внутренней части бампера. Клаксоны в исконном виде и сегодня можно увидеть на грузовиках дальнобойщиков-американцев, лимузинах для свадеб, хот-родах и т.д. Они исполняют в данном случае декоративные функции, и, причисляются к категории ретро-устройств.

PS :Так уж сложилось, тон и сила звукового сигнала зависят от размеров транспортного средства. К примеру, по сигналу можно понять, какой авто двигается по дороге. Если звук низкий, но мощный, значит, по автодороге едет грузовик. Легковые авто оснащаются двумя клаксонами. Первый имеет высокий тон, а второй – низкий. Те и другие в совокупности дают красивый звук. Если авто не слишком-то дорогой, то звук клаксона будет неприятным, «железным». В магазинах продаются разные звуковые сигналы. Есть среди них двухтональные, пьезоэлектрические, пневматические… Каждый человек сможет выбрать то, что устроит его больше, чем все остальное…

Источник статьи: http://www.rubmw.ru/articles/klaksonyi-ot-i-do-ili-iz-istorii-predmeta-sposobnogo-pronzitelno-krichat/

Оцените статью