- Все о стартере Калины
- Вступление
- Конструкция
- Принцип работы
- Признаки неисправности
- Разряженный АКБ
- Реле стартера Калины
- Как проверить стартер не ставя на машину
- Стартер Лада Калина
- Каков принцип работы стартера?
- Проблемы со стартером, способы их решения на Лада Калина
- Электрические
- Механические
- Типичные признаки нестабильной работы
- Возможные неисправности стартера
- Оригиналы, аналоги, артикулы и цены
- Где установлен стартер в автомобиле Лада Калина
- Замена и установка стартера
- Последовательность действий при разборе стартера
- Причины поломки стартера и основные виды неисправностей
- Замена стартера своими силами
- Когда требуется проверка стартера?
- Руководство по замене стартера на Калине
- Как снять и заменить стартёр в сборе
- Снятие и разборка стартера ВАЗ (Lada) Kalina 1117 2004 — 2013
- Замена стартера на калине
Все о стартере Калины
Вступление
Автомобильный стартер предназначен для запуска двигателя. Стартер во время своей работы потребляет большое количество тока и подвергается большим нагрузкам, которые могут вывести его из строя.
В данной статье речь пойдет о стартере на автомобиле Лада Калина, о способах его замены, признаках неисправности и причинах поломки.
Конструкция
Стартер Калины является электрической машиной работающей на постоянном токе получающей питание от аккумуляторной батареи. При работе стартер потребляет большое количество тока и при неисправностях может часто разряжать аккумулятор.
Основные детали стартера: якорь, ротор, бендикс, щетки, втягивающие. Поломка одного из элементов приводит к выходу из строя стартера.
Принцип работы
Когда на стартер подается напряжение с помощью поворота ключа в замке зажигания автомобиля, ток поступает одновременно на втягивающее реле и сам стартер. Стартер начинает вращение, а в этот момент втягивающее реле подвигает подвижную часть бендикса к маховику двигателя тем самым начиная вращать двигатель за венец на маховике, после чего двигатель запускается, ключ в замке зажигания отпускается, ток на стартере и втягивающем реле пропадает, тем самым останавливая стартер и отодвигая бендикс от маховика.
Признаки неисправности
Стартер не является очень сложным механизмом и имеет небольшое количество деталей, которые выходят из строя. Наиболее часто проблемы со стартером возникают из-за следующих поломок:
- Стерлись контактные щетки – такое происходит из-за длительного использования стартера на автомобиле и чаще всего возникает к 100 000 км. пробега. Данная процедура легко исправляется заменой щеток.
- Поломка втягивающего реле – втягивающее реле одна из наиболее слабых деталей стартера и выходит из строя в разные сроки не от чего не завися. При такой поломке стартер вращается, но не входит в зацепление с маховиком.
- Поломка бендикса – бендикс это механизм напоминающий обгонную муфты, которая вращается в одну сторону, но клинит в другую.
- Обрыв обмотки статора или якоря.
Все причины кроме обрыва обмотки легко исправляются заменой элементов на новые, но если произошел обрыв обмотке лучше заменить стартер на новый.
Разряженный АКБ
Так же довольно часто неисправность стартера можно спутать с разряженным АКБ. Если на Вашем автомобиле стартер не приводит во вращение двигатель, а лишь слышны щелчки втягивающего реле, то вероятнее всего разрядилась аккумуляторная батарея. Звук, который издает стартер при разряженном аккумуляторе можно услышать на видео.
Реле стартера Калины
Еще одной причиной неработающего стартера на Калине может быть его реле, которое установлено в монтажном блоке. Реле может выйти из строя при загрязнении контактов, обрыве обмотки и т.п. все эти причины приведут к несрабатыванию стартера при повороте ключа. Если на вашем автомобиле не работает стартер, необходимо в первую очередь проверить его реле. На фото изображено местонахождение реле стартера Калины.
Источник статьи: http://enginehack.ru/vse-o-startere-kaliny/
Как проверить стартер не ставя на машину
Стартер Лада Калина
Стартер в автомобиле предназначен для временного вращения коленчатого вала до момента запуска двигателя. В исправном состоянии мотор схватится уже через 2 – 3 проворота.
Конструкция стартера проста, а принцип работы интуитивно понятный. Основные модули «пускового устройства»: тяговое реле, система привода, электромотор.
Из всех агрегатов, установленных на автомобиле, стартер самый энергоемкий. На этапе пуска двигателя механизм потребляет ток до 400 – 450 Ампер.
Каков принцип работы стартера?
С поворотом ключа в замке узла зажигания Лада Калина питание подается на выводы электромагнитного реле. Этот элемент посредством рычага перемещает обгонную муфту до положения, когда шестерня вала стартера входит в зацепление непосредственно с маховиком. Кроме того, напряжение подается на электромотор, вал которого начинает вращаться, приводя в действие двигатель. Когда мотор запустился плунжер перемещается назад, приводя узел в исходное положение. Питание стартера в данный момент отключается.
Проблемы со стартером, способы их решения на Лада Калина
Неисправности делят на две категории по природе из возникновения:
Электрические
Неполадки в системе электрического питания — одна из распространенных поломок. Речь идет об участке линии от аккумуляторной батареи до пускового устройства непосредственно.
- Медленное проворачивание ротора;
- Отсутствие реакции при подаче тока на пусковое устройство (далее — ПУ);
- ПУ щелкает, но не крутит: межвитковое замыкание, обрыв проводки, замыкание втягивающего реле;
- Стирание щеток;
- Износ якоря.
Чтобы исключить ряд других, смежных поломок нужно проверить:
- наличие заряда в аккумуляторной батарее;
- фиксацию клемм на контактах АКБ;
- целостность электрической проводки на участке от АКБ до ПУ;
- исправность работы сердцевины замка зажигания.
Механические
Отсутствие проворачивания коленвала при работающем ПУ. В большинстве случаев проблема в неисправном кольце, рычаге обгонной муфты. Реже дефекты маховика, прижимной пружины.
Слышен металлический скрежет при работающем ПУ — зубья маховика изрядно подносились, стерлись, обрывы.
Наиболее распространенная поломка — продолжение вращения ПУ после запуска мотора. Причина:
- заедание, заклинивание пружины, не заводится стартер;
- залипание контактов;
- дефект реле;
- заклинивание приводного вала;
- износ подшипника.
Типичные признаки нестабильной работы
- пусковое устройство запускается но не с «первого раза». Причина: подгорание контактной платы тягового реле;
- ПУ проворачивается, но с большим трудом. Причина: износ щеточного узла, выработка подшипника;
- Задержка выхода вала из зацепления. Причина: износ зубьев вала, бендикса.
Возможные неисправности стартера
Если Лада Калина не заводится, то возможны следующие типичные неисправности:
- при запуске силового агрегата не работают все приборы;
- при переводе КЗ в положение старта, стартер не включается;
- пусковое устройство не включается с первого раза;
- стартер крутит, но не крутится коленчатый вал;
- при запуске устройство медленно вращается.
Если после пуска двигателя гаснут все приборы, это значит, что отсутствует электропитание. Следует проверить клеммы и степень зарядки АКБ. Если после запуска не работает пусковое устройство, то нужно проверить его исправность (автор видео — Expert R).
Начинать поиск неполадок лучше, не снимая устройство с машины. Сначала отверткой нужно соединить болты втягивающего реле сверху и снизу. В результате электромотор должен начать работать, но без вращения коленвала. Он должен вращаться свободно, при этом не должно быть каких-либо посторонних звуков и шумов.
После проверки электродвигателя нужно снять провод с клеммы управления тягового реле и перемкнуть отверткой ее и верхний болт. После включения должен начать вращаться коленчатый вал мотора. Если все нормально работает, нужно неисправность искать в цепи втягивающего.
Сначала нужно проверить реле пускового механизма, находящиеся в монтажном блоке, заменив его заведомо исправным элементом. Если пусковое устройство заработало, то нужно заменить неисправное реле. В противном случае нужно проверить силовую цепь. Для этого вставляем перемычку в гнезда 87 и 30.
Оригиналы, аналоги, артикулы и цены
Первые модификации Лада Калина оснащались пусковым устройством с каталожным артикулом «21120-3708010-00» (КЗАТЭ). Он фиксировался к стенке блока тремя гайками.
После выпуска Лада Калина с тросовым управлением КПП способ фиксации ПУ изменился на винтовой.
- 21120-3708010-00;
- 21901-3708023-00;
- 21120-3708045-00 (КАТЭК, КЗАТЭ, ЗиТ);
- 21901-3708051-00 (VALEO) (8 клапанов);
- 21902-3708056-00 (VALEO) (16 клапанов).
Для автоматического типа КПП: Jatco – 21902-3708135-00.
Стоимость ПУ варьируется в зависимости от модификации. Базовая цена от 3100 рублей. На модели с новым типом фиксации от 3400 – 3500 рублей.
Зарубежные аналоги по качеству не лучше отечественных. Стоимость на 10 – 15% дороже. Производители: Blue Print, Bremi, Febi, Bilstein, Fenox, Glaser (см. фото).
Где установлен стартер в автомобиле Лада Калина
Многие автолюбители задаются вопросом: где находится стартер. Как и во многих других марках, ПУ установлен в моторном отсеке, зафиксирован с торца блока со стороны маховика.
Замена и установка стартера
После того, как четко уяснили расположение детали, приступаем к его демонтажу. Проверяем наличие набора инструментов, ветошь, дополнительное освещение, смазки, отвертки.
Для удобства проведения работ устанавливаем машину на смотровой канал, можно вывесить гидравлическим подъемником, при наличии.
- Открываем капот, отсоединяем клеммы во избежание короткого замыкания на борту;
- Отвинчиваем крышку воздушного фильтра, извлекаем элемент, а также демонтируем пластиковый корпус. Он зафиксирован внизу тремя винтами по периметру;
- Ключом на «13» выкручиваем гайку с плюсовой клеммы. Снимаем клемму;
- Ключом на «15» выкручиваем три гайки, прижимающие ПУ к стенке блока. Извлекаем его через моторный отсек.
Некоторые мастера практикуют демонтаж стартера из-под днища машины. Как говорится «на любителя», кому как удобнее и в зависимости от конструкции технического средства.
После демонтажа устанавливаем новое ПУ и собираем конструкцию в обратной последовательности. Существует и альтернативный вариант: разбор неисправного пускового устройства, проведение дефектовки, монтаж на прежнее место.
Последний способ самый экономичный, так как приобретать новый стартер не всегда рационально и не каждому по карману. Порой достаточно замены щеток и ПУ снова исправно.
Последовательность действий при разборе стартера
Часто выходят из строя следующие элементы:
Приступаем к разбору: выкручиваем гайки, снимаем наконечник привода. Далее извлекаем втягивающее реле, прижимную пружину, якорь.
Отделяем корпус от крышки, предварительно выкрутив пару болтов. Извлекаем якорь вместе со щеткодержателем и крышкой.
Извлекаем планетарный редуктор, три сателлита, каучуковую заглушку. Аккуратно отверткой поддеваем рычаг привода (вилку), изымаем ее. Снимаем стопорное кольцо, выдавливаем обгонную муфту. Завершаем демонтаж съемом подшипника.
Приступаем к чистке, мойке составных элементов для удобства проведения дефектовки.
- Проверяем обмотку якоря на ней не должно быть обугливания;
- Поверхность шейки вала должна быть гладкой, без царапин;
- Оммометром замеряем сопротивление сердечника, обмотки;
- Концы обмотки должны быть надежно припаяны к ламелям.
Проанализировав состояние отдельных элементов, принимаем решение о рациональности их замены, восстановления. Собираем механизм в обратной последовательности.
При условии соблюдения алгоритма, качественной сборки ресурс эксплуатации стартера 55 – 65 тыс. км. Обязательная плановая профилактика ПУ Лада Калина через 15000 км.
Причины поломки стартера и основные виды неисправностей
Все причины неисправностей можно разделить на две группы:
- Механические. К ним относятся поломки, которых причиной стал износ деталей. Они изнашиваются в течение продолжительной эксплуатации или при нарушении правил эксплуатации. Возможны механические повреждения и по причине электрических неполадок.
- Электрические. К таким поломкам относятся проблемы с электропитанием. Для обнаружения электрических неполадок нужно проверить всю проводку, провести диагностику контактов, межвитковых замыканий. Также следует проверить подгорания замыкающих пластин и рабочих поверхностей, которые возможны из-за прохождения лишнего тока через контакты.
Диагностика с помощью АКБ
Если говорить в общем, то возможны следующие поломки запускающего двигатель устройства:
- При попытке запустить стартер не вращается якорь и не срабатывает реле тяги. Основной причиной является недостаточное электропитание. Это может быть вызвано разряженной аккумуляторной батареей, окислением на плюсовой клемме или плохим контактом, слабой затяжкой наконечников на аккумуляторе, обрывом электрической, межвитковым замыканием и заеданием якоря.
- При исправно работающем втягивающем реле во время запуска стартера тяжело вращается якорь. Возможная причина — замыкание между пластинами коллектора или его подгорание, зависание, износ щеток, плохая зарядка АКБ, износ втулок якоря, смещение якорных пластин, обрыв обмотки, межвитковое замыкание стартера и якоря.
- При работающем стартере вращается якорь, но нет вращения коленвала. Причина может быть в поломке буферной пружины или поводкового кольца муфты, пробуксовке свободного хода муфты, в плохом перемещении якоря, неисправности рычага, выключающего муфту.
- Стартер не отключается после того, как завелся двигатель – заедает втягивающее реле или привод рычага, неисправна возвратная пружина замка зажигания, поломка возвратных пружин реле, муфты. В любом из этих случаев нужно выключить зажигание и отсоединить провод, идущий к реле.
- Появление посторонних шумов говорит об ослаблении крепления устройства, износе втулок подшипников, ослабление буферной пружины стартера, повреждении венца маховика или забоины в зубьях привода, неправильной регулировке хода шестерни устройства.
Замена стартера своими силами
Чтобы заменить стартер на Калине своими силами, не нужно никаких сложных манипуляций, а будет всего-то достаточно минимума инструментов. Чтобы удобнее было проводить ремонт, лучше снять корпус воздушного фильтра, чтобы получить свободный доступ к стартеру. Об это подробно написано здесь. Конечно, можно обойтись и без этого, просто подлезть под машину и открутить защиту, но я выбрал более долгий, зато более удобный вариант.
Для снятия и установки стартера понадобится ключ на 13 рожковый или накидной, а также трещотка с головкой на 13 для большего удобства.
Когда требуется проверка стартера?
Во время эксплуатации устройство может давать сбои, в связи с чем мотор будет неспособен завестись. Для узла автомобиля Лада Калина характерны такие признаки неисправности, предполагающие возникновение потребности в снятии и диагностике с целью дальнейшего ремонта или замены:
- включение стартера сопровождается отключением прочих функционирующих в это время приборов;
- при старте устройства наблюдаются пониженные обороты коленчатого вала, что недостаточно для полноценного пуска двигателя;
- с поворотом ключа зажигания не происходит активация стартера;
- узел подает признаки «жизнеспособности», однако маховик мотора не вращается.
Далее расскажем, как снять и заменить.
Руководство по замене стартера на Калине
- Сначала снимите минусовую клемму аккумулятора.
- Затем необходимо отсоединить провода питания, один из которых находится под защитным резиновым колпачком, который нужно отодвинуть:
- И открутить ключом на 13 гайку, которая прижимает провод питания стартера:
- Вынимаем этот провод и отсоединяем еще один, который находится рядом. Его необходимо просто потянуть с небольшим усилием в сторону и он без труда вынется.
- Теперь отводим штекеры в сторону, чтобы они нам не мешались и ключом на 13 откручиваем три гайки крепления корпуса стартера. Две из которых видны хорошо сверху, а третья находится снизу, рукой можно нащупать.
- После того, как и нижняя гайка откручена, можно свободно вынимать данную деталь, сняв ее со шпилек:
- Если ваша Лада Калина нуждается в замене стартера, то берем новую запчасть и устанавливаем все в обратной последовательности.
На всю работу по данному ремонту у меня ушло не более 30 минут времени, это с учетом демонтажа корпуса воздушного фильтра. Так что, можно уложиться еще быстрее, но спешка в таком деле, думаю, ни к чему. Остались вопросы, задаем в комментариях, обсудим вместе!
Как снять и заменить стартёр в сборе
Замена стартёра на Ладе Калине производится так же быстро, как замена других деталей, являющихся «расходниками». При этом поменять салонный фильтр будет даже сложнее. А долговечность узла под названием «стартёр» в действительности ничем не ограничена. Его чертёж приведён ниже:
Здесь есть три крепёжных отверстия, под которые подходят винты «М8» (нужен ключ «на 13»). Демонтаж проводят в следующем порядке:
- Откручивают гайку «3» (подойдёт ключ «на 13»);
- С контактного винта снимают клемму;
- Штекер встроенного реле отключают;
- Отворачивают ключом «на 13» две либо три гайки крепления.
Все перечисленные действия иллюстрируются на фото:
Установка нового стартёра производится в обратном порядке. А руководство по его ремонту мы приводим на видео.
Важно знать: во избежание электротравм, минусовую клемму АКБ подключают в последнюю очередь. Все детали и узлы перед этим должны быть смонтированы, а защитные кожухи установлены на место.
Снятие и разборка стартера ВАЗ (Lada) Kalina 1117 2004 — 2013
Инструменты:
- Гаечный ключ рожковый 10 мм
- Гаечный ключ рожковый 13 мм
- Вороток под торцевую насадку
- Насадка на вороток 13 мм
- Насадка на вороток 15 мм
- Гаечный ключ накидной прямой 8 мм
- Отвертка крестовая средняя
- Отвертка плоская малая (2 шт.)
- Молоток большой
- Тиски
- Омметр
- Пассатижи
- Раздвижные пассатижи
- Выколотка из мягкого металла
Детали и расходники:
- Деревянный брусок
- Смазка ШРУС-4
- Металлическая пластина (2 шт.)
- Мелкая наждачная бумага
Снятие стартера
Примечание:
Работу удобнее проводить на смотровой канаве или эстакаде.
1. Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.
2. Снимаем воздушный фильтр.
3. Отсоединяем провод управления тяговым реле.
4. Головкой «на 13» отворачиваем гайку крепления наконечника провода, соединенного с «плюсовым» выводом аккумуляторной батареи.
5. Снимаем наконечник провода.
6. Головкой «на 15» отворачиваем две гайки крепления стартера (нижняя гайка на фото не видна).
7. Снимаем стартер.
8. Устанавливаем стартер в обратной последовательности.
Разборка стартера
Примечание:
Разбираем стартер для замены тягового реле, щеткодержателя со щетками и элементов привода. Замену тягового реле можно выполнить на автомобиле. Для наглядности замену тягового реле показываем на снятом стартере.
1. Головкой «на 13» отворачиваем гайку нижнего контактного болта тягового реле и снимаем с него наконечник провода.
2. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления тягового реле.
3. Снимаем тяговое реле.
4. Вынимаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле. Ключом «на 8» отворачиваем два стяжных болта.
5. Разъединяем корпус и переднюю крышку.
6. Вынимаем из корпуса якорь со щеткодержателем и задней крышкой.
7. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта.
8. Снимаем заднюю крышку.
9. В гнезде подшипника задней крышки установлена волнистая пружинная шайба. Снимаем щеткодержатель.
10. Снимаем изолированные щетки со щеткодержателя.
11. Снимаем крышку планетарного редуктора.
12. Вынимаем три сателлита планетарного редуктора привода.
13. Снимаем резиновую заглушку.
14. Нажимая пальцем на торец вала привода. Вынимаем привод в сборе из передней крышки.
15. Двумя отвертками разжимаем проушину опоры и снимаем рычаг привода.
16. Опираем торцевую поверхность коронной шестерни в деревянный брусок. Расположив губки рожкового ключа «на 13» на ограничительном кольце хода шестерни привода и ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо.
17. Поддеваем отверткой запорное кольцо и снимаем его.
18. Снимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода. Снимаем обгонную муфту с шестерней привода в сборе.
19. Отверткой сдвигаем из проточки вала стопорное кольцо и снимаем его.
20. Снимаем шайбу.
21. Снимаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора.
22. Вставляем две металлические пластины между подшипником и коллектором якоря и опираем их на губки тисков, нанося удары молотком, через выколотку из мягкого металла в торец вала, спрессовываем подшипник.
23. Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток якоря. Обугливание обмоток не допускается. При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой. При сильном обгорании и износе коллектора якорь следует заменить.
Задиры и наволакивание материала подшипника скольжения на шейку вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.
Омметром проверяем замыкание обмотки якоря на его сердечник. Концы обмоток должны быть хорошо припаяны к ламелям. Почернение обмоток и отделение от них лаковой изоляции не допускается.
При износе щеток меняем щеткодержатель в сборе.
24. Сборку стартера выполняем в обратной последовательности. Щеткодержатель монтируем до установки якоря в статор. Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток для того, чтобы щетки вдвинулись в направляющие. Для этого, отгинаем четыре фиксатора держателя пружины.
25. Вынимаем пружину.
26. После установки щеткодержателя на коллектор якоря устанавливаем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин.
27. Устанавливаем заднюю крышку и крепим к ней щеткодержатель.
28. На шестерни планетарного редуктора наносим смазку ШРУС-4.
29. Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливаем на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей.
30. При установке корпуса на якорь придерживаем ручкой молотка якорь от притягивания его постоянными магнитами и опускаем корпус на заднюю крышку.
В статье не хватает:
- Качественных фото ремонта
- Фото деталей и расходников
- Фото инструмента
Замена стартера на калине
Добро пожаловать! Стартер – он заводит автомобиль и если бы не было его, то автомобиль бы приходилось заводить в ручную, то есть либо с толкача или же либо с рукоятки которую нужно вставлять между передним бампером автомобиля, а после установки прокрутив её можно завести двигатель на автомобиле но на современных машинах так к сожалению нельзя, так было сделано только на отечественных к которым относится ВАЗ 2101-ВАЗ 2103, а так же еще можно так завести двигатель на шестёрки и на УАЗах.
Источник статьи: http://alanspb.ru/drugoe/vtyagivayushchee-rele-kalina.html