Классификация грузов
На самом деле, классификация грузов — это не что-то из области чисто теоретического, чем можно вообще не «забивать» себе голову. От того, к какому именно типу/виду/классу относится груз, не в последнюю очередь зависит качество грузоперевозки: то, при каких условиях будет происходить транспортировка, каким образом будут выполнены погрузочно-разгрузочные работы, какая тара будет выбрана для груза, в каком именно автомобиле по типу кузова он поедет и какими документами будет сопровождаться. Кроме того, вид груза определяет сроки и стоимость перевозки.
Выделяют несколько способов классификации грузов, однако наиболее важными являются три признака:
- по использованию грузоподъемности автомобиля;
- по способу погрузки-разгрузки;
- по условиям перевозки и хранения.
Виды грузов по использованию грузоподъемности автомобиля
Классификация по использованию грузоподъемности автомобиля влияет на расчет стоимости перевозки: в зависимости от того, к какому именно классу (а их четыре) относится груз, будет применяться тот или иной поправочный коэффициент.
Дело в том, что разные грузы с разной эффективностью используют грузовое пространство автомобиля. Так, легкие и объемные, хотя и заполняют весь кузов, оставляют не малый задел по массе. А потому получается, что при одинаковых условиях транспортировки и одинаковых затратах на ее выполнение, тонн кирпичей, например, будет перевезено больше, нежели тонн пенопласта.
Коэффициент использования грузоподъемности измеряется в т/м3 и вычисляется по формуле — масса груза, разделенная на его объем. В соответствии со значением этого коэффициента выделяют 4 класса грузов.
класс груза | коэффициент использования грузоподъемности | среднее расчетное значение |
I класс | 1 | 1 |
II класс | от 0,71 до 0,99 | 0,8 |
III класс | от 0,51 до 0,70 | 0,6 |
IV класс | от 0,41 до 0,50 | 0,5 |
Виды грузов по способу погрузки-разгрузки
По способу погрузки-разгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. Очевидно, что от того, к какому виду относится груз, зависит, каким именно образом будет осуществляться его погрузка и разгрузка и в какой таре (или вовсе без нее) он поедет.
Штучные грузы — это все товары, имеющие габаритные размеры (длину, ширину, высоту). Они могут перевозиться как в таре, так и без нее, а для погрузочно-разгрузочных работ с ними применяются автокраны, автопогрузчики, тельферы (…), а также ручной труд.
Навалочные (и сыпучие) грузы характеризуются массой и объемом и допускают погрузку-разгрузку навалом (то есть могут «падать» с высоты). К ним относится зерно, песок, уголь, щебень, грунт, мусор и т.п. Для погрузочно-разгрузочных работ используются экскаваторы, пневмопогрузчики, скребковые и ленточные транспортеры, зерно-, свекло-, снегопогрузчики и др.
Наливные грузы (цемент, битум, бензин, масло, вода, спирт, сжиженный газ…), будучи жидкими, полужидкими или газообразными, перевозятся в цистернах или в специальной таре, а для погрузки-разгрузки требуют применения насосных установок или таких методов, как выдавливание, самотек, опрокидывание и наклон автотранспортного средства.
Виды грузов по условиям перевозки и хранения
По условиям перевозки и хранения выделяют обычные и специфические грузы. Вид груза влияет на выбор автомобиля и организацию процесса доставки: оформление необходимых документов, разработка маршрута, сроки транспортировки и т.п.
Обычные грузы в особых условиях транспортировки не нуждаются: для их доставки используются универсальные бортовые и тентованные кузова и полуприцепы. Специфические же имеют свою классификацию: они делятся на негабаритные, тяжеловесные, опасные, скоропортящиеся, живые и антисанитарные.
Негабаритные грузы требуют наличия специального разрешения на передвижение по автомобильным дорогам, а также могут предполагать разработку особого проекта транспортировки. К ним относятся грузы, превышающие следующие параметры: по высоте — более 4 метров, по длине — более 20 метров (или если более чем на 2 метра выходят за пределы кузова), по ширине — более 2,55 м.
К тяжеловесным грузам относятся те, которые (вместе с автотранспортным средством) превышают либо установленные значения массы, либо допустимую осевую нагрузку. Они тоже нуждаются в специальном разрешении на транспортировку или в разработке особого проекта доставки.
Опасные грузы — это те вещества, которые несут угрозу для жизни и здоровья человека и для состояния экологической ситуации, чья ненадлежащая перевозка может привести к взрыву, пожару, загрязнению окружающей среды, отравлению, заражению людей, животных, почвы и пр. и для транспортировки которых требуются специальные автотранспортные средства, а в некоторых случаях — дополнительные документы: разрешения, сертификаты, паспорт безопасности химической продукции, письменные инструкции, маршрутные листы… К ним относятся малоопасные грузы (глина, песок и другие строительные материалы), пылящие и горячие грузы (цемент, асфальт, горячий битум) и опасные грузы.
Последние, в свою очередь, в соответствии с ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) делятся на 13 классов:
класс 1: взрывчатые вещества и изделия; класс 2: газы;
класс 3: легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4.1: легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
класс 4.2: вещества, способные к самовозгоранию;
класс 4.3: вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5.1: окисляющие вещества;
класс 5.2: органические пероксиды;
класс 6.1: токсичные вещества;
класс 6.2: инфекционные вещества;
класс 7: радиоактивные материалы;
класс 8: коррозионные вещества;
класс 9: прочие опасные вещества и изделия.
Для перевозки скоропортящихся грузов огромное значение имеют сроки доставки и поддержание постоянной определенной температуры. Поэтому для их транспортировки используются специальные изотермические кузова или рефрижераторы.
Живые грузы (скот, птица) перевозятся в соответствии с ветеринарными нормами и требуют наличие ветеринарных сертификатов.
К антисанитарным относятся ассенизационные и пылящие грузы. Они подразумевают как особые условия перевозки (специально приспособленная тара, кузов определенной конструкции…), так и порядок проведения грузовых операций: песок, например, выгружают в темное время суток или в безветренную погоду, предварительно смачивая его водой и используя респираторы и пыленепроницаемые очки.
Таким образом, чтобы качественно организовать и осуществить грузоперевозку, необходимо правильно классифицировать груз по не одному, а по всем трем признакам и соблюсти все предписываемые для того или иного вида условия.
Источник статьи: http://trans.ru/education/spravochnik-logista/klassifikatsiya-gruzov
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Степень — использование — грузоподъемность
Степень использования грузоподъемности и пассажи-ровместимости оценивается коэффициентом использования грузоподъемности подвижного состава для грузового парка и пассажировместимости ( коэффициент наполнения) — для пассажирского. [1]
Степень использования грузоподъемности и пасса-жировместимости оценивается коэффициентом использования грузоподъемности подвижного состава для грузового парка и пассажировместимости ( коэффициент наполнения) — для пассажирского. [2]
По степени использования грузоподъемности подвижного состава грузы подразделяют на пять классов. [3]
По степени использования грузоподъемности подвижного состава грузы подразделяют на четыре класса. Первый класс грузов соответствует коэффициенту использования грузоподъемности, равному 1, второй класс — от 0 99 до 0 71, третий класс — от 0 70 до 0 51, четвертый класс — 0 50 и ниже. [4]
По степени использования грузоподъемности подвижного состава универсального назначения грузы подразделяются на 5 классов. [5]
Показатель степени использования грузоподъемности автомобилей отражает как неполную загрузку автомобиля по организационным причинам, так и неполную загрузку автомобиля при перевозке легковесных грузов. [6]
Он позволяет оценивать степень использования грузоподъемности автомобиля с учетом расстояния перевозки грузов. [7]
Коэффициент использования тоннажа устанавливает степень использования грузоподъемности автомобилей и выражается числом, меньшим или равным единице. [8]
Вполне естественно, что степень использования грузоподъемности подъемника определяется целесообразной загрузкой ковша ( платформы) и сокращением холостых движений. [9]
При прессовании мусора повышается степень использования грузоподъемности мусоровозов . Чтобы оценить целесообразность применения прессования, необходимо выявить взаимозависимость между средней плотностью мусора, полезной грузоподъемностью и геометрической емкостью мусоровоза. [10]
Коэффициент использования грузоподъемности V характеризует степень использования грузоподъемности подвижного состава . [11]
Особое внимание при расчетах за перевозки необходимо обращать на степень использования грузоподъемности подвижного состава . Если отправитель предъявил к фактической перевозке груз в количестве меньшем, чем указано в заказе, то оплата должна быть произведена из расчета всего того количества, которое указано в заказе, но не свыше грузоподъемности одного автомобиля с учетом класса груза. При массовых перевозках должен применяться такой же порядок определения величины оплаты, так как отправитель обязан загружать автомобили до полной вместимости. Плата за недогруз в счетах за перевозку должна показываться отдельной строкой. [12]
Все перевозимые автомобильным транспортом грузы разделены в зависимости от степени использования грузоподъемности подвижного состава на пять классов. [13]
Груз, перевозимый автомобильным транспортом, классифицируется в зависимости от степени использования грузоподъемности , способа погрузки и разгрузки и условий перевозки. [14]
В соответствии с характером грузов и их объемным весом, определяющим степень использования грузоподъемности автомобилей , все грузы подразделяются на четыре класса. По этим классам грузов строятся тарифные платы за перевозку 1 т груза на данное расстояние, приведенные в Справочнике единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом. [15]
Источник статьи: http://www.ngpedia.ru/id480389p1.html
Грузоподъёмность подвижного состава при перевозке
Грузовместимостью подвижного состава называется наибольшее количество груза, которое может единовременно перевозиться передвижным составом, исходя из его максимально допустимой полной массы и размеров кузова.
Грузовместимость оценивается следующими параметрами: фактической грузоподъёмностью и коэффициентом грузовместимости.
Фактическая грузоподъёмность qф, т, определяется по формуле
где a, b, h – внутренние габаритные размеры кузова: соответственно длинf, ширина, высота, м; h1 – расстояние от верхнего края платформы до уровня погрузки груза, м; ρ0 – объёмная масса (плотность) груза, т/м3.
Удельная объёмная грузоподъёмность, т/м3, регламентируется при проектировании подвижного состава, является отношением полезной грузоподъёмности к внутреннему объёму кузова и определяется отношением номинальной грузоподъёмности к полному объёму кузова:
где qн – номинальная грузоподъёмность подвижного состава, т;
Vк – полный объём кузова, м3.
Грузовместимость оценивается применительно к тем видам грузов, для перевозки которых данный передвижной состав предназначен. Основным параметром, характеризующим каждый вид груза, является его объёмная масса. Подбор передвижного состава для перевозки грузов производят с учётом соотношения удельной объёмной грузоподъёмности и удельной грузовместимости.
В случае, если значение удельной объёмной грузоподъёмности qv соответствует удельной грузовместимости, обеспечено полное использование грузоподъёмности данного подвижного состава.
При перевозке грузов , для которых удельная грузовместимость меньше удельной объёмной грузоподъёмности (qвм qv), используется полностью грузоподъёмность передвижного состава при неполном использовании вместимости кузова.
Степень возможного использования полезной грузоподъёмности передвижного состава при перевозке грузов с разным объёмным весом и другими особенностями характеризует коэффициент грузовместимости γ. В основном степень возможного использования полезной грузоподъёмности подвижного состава зависит от соотношения между внутренними геометрическими размерами кузова и объёмной массы груза. от особенностей груза и конструкции кузова. Все эти факторы учитываются коэффициентом грузовместимости.
Коэффициент грузовместимости определяется для конкретного вида груза и его упаковки и рассчитывается по формуле
где Vк – внутренний геометрический объём кузова передвижного средства, м3;
η – коэффициент использования объёма кузова при данном виде груза;
ρ0 – объёмная масса (плотность) груза, т/м3;
qн – номинальная грузоподъёмность передвижного средства, т.
Коэффициент грузовместимости показывает, какая часть грузоподъёмности подвижного состава может быть использована при перевозке данного груза. При γ≥1
грузоподъёмность передвижного средства может быть использована полностью. Чем меньше значение коэффициента грузовместимости, тем меньше используется грузоподъёмность передвижного состава.
Коэффициент использования объёма кузова η является отношением фактически используемого объёма кузова при данном виде груза и его упаковки к его полному геометрическому объёму. В случае возможности полного использования объёма кузова, например погрузки бортовой платформы вровень с бортами или кузова фургона на его полную высоту, η = 1. Когда же по особенностям данного вида груза и условиям его перевозки полный внутренний объём кузова не может быть использован, η fуд – полное использование грузоподъёмности пола кузова достигается при неполном использовании его полезной площади.
Для штучных и пакетированных грузов, перевозимых в один ярус, высота загрузки соответствует высоте грузового места. При укладке тарно-штучных грузов в несколько ярусов превышение уровня бортов подвижного состава определяется условием обеспечения устойчивого положения груза во время перевозки.
Нередко объём кузова передвижного средства не может быть полностью использован из-за отсутствия кратности размеров штучного груза с размерами кузова, при этом, чем больше размеры груза и меньше размер кузова, тем большая часть площади пола кузова может остаться неиспользованной.
На рис. 1 показаны характерные случаи неполного использования объёма кузова из-за отсутствия кратности размеров тары и размеров кузова передвижного состава. Для разных видов штучных грузов и схем их укладки, значения коэффициента использования объёма кузова η следующие:
— ящики, кипы η = 0,61…0,95;
— брёвна, бруски, дрова η = 0,68…0,98;
— бочки, рулоны η = 0,39…0,68;
— мешки, кули η = 0,6…0,8
Рис. 1. Использование площади пола кузова подвижного состава
При перевозке в открытом кузове некоторые виды грузов могут быть погружены выше уровня бортов. В таких случаях коэффициент использования объёма кузова больше единицы.
Важнейшими характеристиками перевозимого груза являются масса грузовой единицы и её габаритные размеры, которые позволяют определить максимальную загрузку кузова транспортных средств. Рассмотрим автомобиль марки ГАЗ 2705. Масса грузовой единицы 7,5 кг, а габаритные размеры (длина, ширина, высота) 600 мм, 400 мм, 300 мм. Размеры кузова (длина, ширина, высота) 3000 мм, 2000 мм, 1500 мм.
Дк, Шк, Вк – длина, ширина и высота кузова;
Дгр, Шгр, Вгр – длина, ширина и высота грузовой единицы.
При расчёте максимальной загрузки транспортных средств необходимо использовать зависимости оптимизации, содержащие операторы выбора альтернатив.
Количество располагаемых единиц груза по длине кузова транспортного средства определяется по следующей формуле:
Nд = [Дк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед
где […] – минимальное целое число;
OR – оператор выбора альтернатив – или (Дгр
или Шгр или Вгр).
Выбор Дгр или Шгр или Вгр производится с целью достижения максимума Nд.
Nд = 3000 / 600 = 5
Количество располагаемых единиц груза по ширине кузова транспортного средства определяется по следующей формуле:
Nш = [Шк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед
Nш = 2000 / 400 = 5
В расчётах Nш при выборе Дгр или Шгр или Вгр не используется значение знаменателя принятое в расчёте максимального целого Nд.
Количество располагаемых единиц груза по высоте кузова транспортного средства можно определить по следующей формуле
Nв = [Вк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед
Nв = 1500 / 300 = 5.
В расчётах Nв при выборе Дгр или Шгр или Вгр не используются значения знаменателей принятых в расчётах максимально целых значений Nд и Nш.
При осуществлении расчётов необходимо руководствоваться также ограничениями, вытекающими из свойств перевозимого груза (максимальная высота укладки, ориентация и т.д.).
Максимально возможное количество единиц груза помещаемого в кузов транспортного средства определяется по следующей формуле
Nmax = Nд· Nш · Nв
Nmax = 5 · 5 · 5 = 125.
Значение Nmax не должно превышать предельного значения (Npred), рассчитываемого по следующей формуле
где Q – грузоподъёмность транспортного средства, т;
mгр – масса грузовой единицы, т.
Если Nmax>Npred, то Nmax необходимо принять равным Npred.
Npred = Q / mгр = 1500 / 7,5 = 200
Nmax qн, объём кузова не может быть использован полностью и в передвижном средстве необходимо загрузить массу груза , соответствующую его номинальной грузоподъёмности объёмом Vг =qн/ρ0.
Источник статьи: http://univer64.ru/gruzopodjomnost-podvizhnogo-sostava-pri-perevozke-2.html