- Люфт рулевого управления
- Что такое суммарный люфт
- Люфты в автомобилях
- При каком значении суммарного люфта допускается эксплуатация транспорта
- Как производить замер люфта
- Как не попасть на развод
- Возможные причины большого люфта
- Какие признаки поломки
- Диагностика и применяемые приборы
- Способы устранения неисправности
- Обзор неисправностей: люфт в рулевом управлении. Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля
- Что такое люфт рулевого управления
- Система рулевого управления и понятие люфта в ней
- Признаки поломки
- Допустимый люфт рулевого колеса
- Правила дорожного движения Республики Беларусь 2020
- Как проверить люфт руля
- Каким инструментом проверяется
- Возможные причины люфта и их диагностика
- При выключенном двигателе
- При движении
- При торможении
- Как подтягивается рулевая рейка?
- Как устранить люфт
- В рулевой колонке
- Рулевого колеса
- Причины неисправности рулевой рейки
- Почему возникает неисправность рейки с ГУР
- Ржавление рейки
Люфт рулевого управления
Важная и неотъемлемая часть любого транспортного средства – рулевое управление. Исправность этого узла напрямую влияет на комфорт и безопасность эксплуатации автомобиля.
Многие водители уверены, что люфт рулевого колеса недопустим. Однако, в ПДД есть другое требование – этот показатель должен вписываться в установленные пределы. О том, как определить наличие люфта, узнать его величину и устранить неполадку, рассказано ниже.
Что такое суммарный люфт
Люфт – это свободный ход руля, его границы – момент, когда колеса автомобиля начинают поворачивать в ту или иную сторону. На практике, понять это определение можно встав напротив одного из передних колес транспортного средства, в то время как помощник, находящийся в салоне, покрутит рулевое колесо влево-вправо.
В этот момент и можно увидеть, что небольшое отклонение руля не приводит в движения колеса. Такое явление может быть вариантом нормы, так как во время свободного хода рулевого колеса в механизме управления выбираются зазоры и амплитуда движения передается на рулевые тяги. В результате такой «отсрочки» меньше изнашиваются узлы зацепления и исключается чрезмерное трение.
Другой термин, требующий разъяснения – суммарный люфт. Под ним понимается промежуток между одним крайним положением рулевого колеса, при котором начинается движение колес в одну строну, и другим, с противоположного края. Простыми словами – это промежуток в амплитуде движения руля, до момента пока автомобиль поменяет свое направление движения.
При превышении этого параметра выше установленных границ, транспортное средство начинает «вилять» по проезжей части. При этом амплитуда перемещения в поперечном направлении увеличивается и это может привести к созданию аварийной ситуации. Чем выше скорость движения, тем заметнее эффект «виляния».
В результате, водителю приходится постоянно отвлекаться на эту неисправность и терять концентрацию, крайний вариант – полная потеря управляемости автомобилем на большой скорости.
Люфты в автомобилях
Норма свободного хода руля для легкового автомобиля и грузовика отличаются. Эта величина, стандартная для каждой категории транспортных средств, закреплена в ПДД. Кроме того, свои допустимые значения может указывать и автопроизводитель. Соответствующая отметка делается в инструкции по эксплуатации или ПТС.
При каком значении суммарного люфта допускается эксплуатация транспорта
При выявлении допустимой величины во внимание принимается именно суммарный люфт, то есть максимальный угол поворота руля в обоих направления до момента получения отклика от колес и смены направления движения. Точные значения суммарного люфта, при которых допускается эксплуатация транспортного средства указаны в ПДД.
В отдельных случаях, величина, отличающаяся от стандартной, содержится в документации по эксплуатации автомобиля. В стандартных параметрах прослеживается тенденция – чем крупнее по габаритам автомобиль, тем выше его допустимый показатель.
- Легкового автомобиля. Для всех легковых транспортных средств, масса которых не превышает 3,5 тонн Правилами предусмотрена максимально допустимая величина в 10 градусов. Для некоторых авто, отечественного производства предусмотрены свои параметры. Например, для ВАЗ-2106, 07, 10, и 21213 – всего 5 градусов.
- Грузовика. Автомобили массой более 3,5 тонн имеют максимальную величину допустимого люфта. Стандартно она составляет 25 градусов.
- Автобуса. Транспортные средства, относящиеся к категории D, могут иметь свободных ход руля в пределах 20 градусов.
Как производить замер люфта
Измерить суммарный люфт можно на станции техобслуживания или самостоятельно. При выполнении процедуры требуется соблюсти несколько обязательных условий:
- колеса на передней оси должны располагаться в нейтральной позиции. Под ними должна быть твердая поверхность из бетона или асфальта;
- резина на колесах должна быть полностью сухой и чистой;
- мотор должен быть заведен. Этот критерий актуален при выполнении диагностики на автомобиле, оснащенном усилителем рулевого привода;
- необходимо строго соблюсти требования производителя, касающиеся натяжения приводного ремня гидроусилителя, а также, уровня жидкости в нем.
Определение величины суммарного люфта выполняется путем замера угла поворота руля в промежутке между зафиксированными точками изменения положения колес (справа и слева). Для получения точного параметра измерение необходимо повторить не менее двух раз подряд.
Как не попасть на развод
Всем автолюбителям стоит твердо усвоить, что замер люфта рулевого колеса и запрет на эксплуатацию транспортного средства при наличии показателя выше нормы производится только во время прохождения ТО и получения диагностической карты. Эти знания помогут избежать популярного на отечественных дорогах развода от инспекторов ГИБДД.
Ситуация выглядит следующим образом. Водителя останавливает инспектор ГАИ и сообщает о наличии у него подозрений в превышении показателя люфта рулевого управления. Сотрудник предлагает проверить параметр прямо на месте и решить вопрос.
Для измерения используется заранее приготовленный прибор, который по заверению инспекторов надежен и безошибочен. Результат такой проверки всегда не в пользу водителя. У транспортного средства будет обнаружен недопустимый градус суммарного люфта, а его владельцу предложат эвакуировать авто на штрафстоянку или же «договориться» на месте.
Действия, которые должен предпринять водитель в похожей ситуации:
- Отказаться от проверки показателя свободного хода рулевого колеса прямо на дороге (или, например, у стационарного поста ГАИ). Такая экспертиза может производиться только на станции, имеющей лицензию, и при соблюдении всех условий. Подтверждением исправности транспортного средства служит актуальная диагностическая карта. Другие проверки на дороге не допустимы.
- Если проверка все же произошла, то важно знать, что инспекторы не вправе эвакуировать авто на штрафстоянку. Водителю стоит настоять на своих правах, не нагнетая конфликта. Важно, записать данные инспекторов, чтобы в будущем обжаловать их неправомерные действия и подать заявление в прокуратуру.
Возможные причины большого люфта
Увеличение градуса свободного хода руля всегда связано с неполадками в работе связки рулевого колеса и колес. Среди основных причин можно выделить:
- стачивание зубьев шестерни рейки и износ зубчатой планки;
- выход из строя ступичного подшипника. Однако, причина будет заметна по более серьезным проблемам с управлением, нежели люфт;
- повреждение наконечников и рулевых тяг;
- ремонт ходовой части, выполненный с нарушениями технологии. Частая причина – недостаточное затягивание гайки ступичного подшипника;
- выход из строя шаровой опоры;
- несвоевременная замена масла в гидроусилителе;
- не очевидными причинами могут служить:
- поломка или неверная настройка сцепления «червяка» и роликового механизма;
- выход из строя оси или втулки маятникового рычага;
- разболтанность места крепления картера.
Какие признаки поломки
Ещё до проведения диагностики можно определить наличие чрезмерного люфта по следующим побочным симптомам:
- наличие посторонних шумов в рулевом механизме, чаще всего стуков;
- ощутимая вибрация руля при движении;
- поскрипывание на определенных амплитудах поворота;
- потеря управляемости: автомобиль постоянно отклоняется от заданной траектории, несмотря на то, что руль находится в неизменном положении.
В тоже время, слишком маленький люфт (ниже стандартных параметров) может также быть признаком поломки.
Диагностика и применяемые приборы
Для точного определения величины люфта используется люфтомер. Наиболее распространенные его модели, используемые на большинстве СТО – К-524 М или ИСЛ-М. Этот прибор удобен не только из-за точности измерений, но и из-за оперативности выполнения задачи. Для установки, проведения проверки и снятия люфтомера потребуется не более 2-3 минут.
Инструкция по использованию люфтомера:
- Запустить двигатель автомобиля на холостом ходу.
- Выставить передние колеса параллельно продольной оси. Убедиться в исправности гидроусилителя.
- Закрепить люфтомер на рулевом колесе.
- Повернуть руль в одну сторону до момента получения реакции от колес, затем повторить операцию в другую сторону. При выполнении этой процедуры потребуется помощник, наблюдающий за колесами.
- Зафиксировать показания прибора на рулевом колесе.
Способы устранения неисправности
Возможные способы уменьшения величины люфта:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
- настройка винтов, усиливающих карданные шарниры;
- проверка крепления рулевой рейки и подтягивание регулировочной гайки на ней;
- настройка натяжения шарниров рулевых тяг. Для выполнения этой операции потребуется эстакада или подъемник;
- при неэффективности перечисленных решений есть только один выход – полный разбор рулевого механизма, поиск и замена сломанной в нем детали.
Люфт рулевого колеса может быть допустим только если его величина не превышает установленного Правилами параметра. Во всех остальных случаях автомобиль с такой неисправностью не сможет получить диагностическую карту, а значит его эксплуатация запрещена.
Источник статьи: http://autourist.expert/vse-o-vu/rostehnadzor/lyuft-rulevogo-upravleniya.html
Обзор неисправностей: люфт в рулевом управлении. Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля
Люфт – это свободный ход на соединении двух и более деталей автомобиля. Допустимый люфт – это максимальная величина смещения, которая не имеет критического значения для управляемого элемента.
Это явление может возникать в:
- рулевом управлении;
- карданах трансмиссии;
- элементах ходовой части;
- узлах подвески.
Разберемся с причинами возникновения свободного хода в рулевой колонке. Затем – как его устранить.
Что такое люфт рулевого управления
Рулевая колонка – первый узел, в котором может появляться увеличенный свободный ход. Основная ее часть это шток, фиксирующийся на валу с шарнирами.
Соединение этих элементов обеспечивается зубчатой передачей. Еще с завода в ней присутствует незначительный зазор. Он необходим для того, чтобы края зубцов преждевременно не изнашивались из-за силы трения.
Водитель может заметить это явление, поворачивая руль влево и вправо, так чтобы при этом направление колес не менялось. Во время эксплуатации машины свободный ход на соединениях увеличивается. Чаще всего это происходит из-за естественного износа деталей.
Как работает рулевое управление автомобиля – смотрите в видео обзоре:
Система рулевого управления и понятие люфта в ней
На большинстве машин установлен руль типа «шестерня – рейка». Происходит преобразование вращательного движения, совершаемого мотором, в поперечное перемещение, которое передается ведущим колесам.
Самый главный элемент — рулевой механизм, преобразующий вращательное движение. Он включает в себя шестерню, которая надежно соединена с колонкой руля. Колонка, в свою очередь, выполнена в виде двух валов, которые соединенных друг с другом при помощи карданной передачи. Один вал объединен с шестерней, на конце другого вала находится руль.
Когда шестерня вращается, она зацепляется с помощью зубчатого сцепления со следующей деталью — рейкой. В результате та начинается двигаться в корпусе. От рейки идут тяги, которые связаны с поворотными кулаками.
Как данный узел функционирует? Например, вам нужно совершить поворот в левую сторону. В этом случае необходимо повернуть влево руль: с помощью валов рулевой колонки вы поворачиваете шестерню, которая за счет зубчатого зацепления обеспечивает перемещение рейки вправо.
Рейка перемещается вправо, при этом толкает тягу правого колеса и параллельно с этим тянет тягу левого колеса. Поскольку тяги связаны с рулевыми кулаками, все колеса начинают поворачивать влево. Таким образом, чем сильнее с помощью шестерни вы передвинете рейку вправо, тем больший угол поворота колеса будет.
На первый взгляд может показаться, что все предельно просто. Однако в рулевом управлении есть огромное множество соединений: карданная передача в колонке, шестерня и рейка, рейка и тяги, тяги и поворотные кулаки. Каждое соединение подвижное, а это значит, что рано или поздно появится люфт.
Рекомендуем
Под понятием люфт (от нем. luft — «воздух») подразумевается пространство между составляющими механической системы, которая вращается.
Также люфтом называется свободный ход элементов механического устройства. Чем больше люфт, тем сильнее управляемый узел смещается, при этом сам механизм остается функциональным. Если люфт рулевого управления превышает максимально допустимое значение, узел может прийти в негодность.
Читать дальше: Поменять масло в двигателе
Признаки поломки
Естественный износ зубчатых соединений и шарнирных передач происходит медленно, поэтому водителю сложно заметить, с какого момента люфт начал увеличиваться. Чтобы контролировать этот процесс, автомобилист должен периодически проверять этот параметр. Так, для легковых машин нормой считается, когда свободный ход руля не превышает 10 градусов.
Когда же во время движения автомобиль замедлил отклик на поворот рулевого колеса, водителю необходимо остановиться и проверить, в чем причина. Это явный признак поломки.
Любые скрипы, стуки, вибрации произвольное отклонение машины от заданной траектории – все это признаки неисправности рулевого управления. Из-за этого в экстренной ситуации водитель может не справиться с управлением транспортного средства и создать ДТП.
Допустимый люфт рулевого колеса
Боясь этого, некоторые автомобилисты вообще стараются устранить свободный ход рулевого колеса. Однако это ускорит износ деталей и их нужно будет менять на новые чаще обычного.
В руководстве по эксплуатации и ремонта автомобиля завод-изготовитель указывает разрешенный люфт рулевого управления. Если эти данные отсутствуют, следует отталкиваться от основных требований, прописанных в ПДД.
Машина должна соответствовать следующим требованиям:
Тип автомобиля: | Максимально допустимый люфт (в градусах) |
Легковой | 10 |
Грузовой | 25 |
Автобус | 20 |
Как видно, чем больше габариты автомобиля, тем выше величина свободного хода рулевого управления.
Правила дорожного движения Республики Беларусь 2020
Приведенные в этом разделе Правила дорожного движения — действующие Правила дорожного движения Республики Беларусь 2020, улучшенные гиперссылками и всплывающими окнами подсказок (учтены изменения и дополнения указа № 349 Президента РБ от 10 августа 2015 г. и последующие указы).
Источник получения информации — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь.
В Правилах дорожного движения выделены специальные активные элементы. Активный элемент текста в ПДД РБ — это указание в тексте Правил на другой пункт Правил, на номер дорожного знака или на термин и другие указания. Графический активный элемент в ПДД — это все изображения дорожных знаков и дорожной разметки, а также изображения дорожных светофоров.
В ПДД РБ к активному элементу прикрепляется окно подсказки и гиперссылка.
В ПДД РБ есть неявные термины. Таким неявным термином ПДД, например, является термин «Затор», а его определение: «Затор — скопление остановившихся на проезжей части дороги других транспортных средств» очевидно из пункта 53.2 ПДД:
«53.2. при вынужденной остановке транспортного средства на проезжей части дороги и в местах, где остановка запрещена, за исключением прекращения движения транспортного средства в связи со скоплением остановившихся на проезжей части дороги других транспортных средств (далее — затор)».
Отметим, что дополнительный акцент на неявных терминах позволяет лучше понимать Правила дорожного движения! Таких неявных терминов в ПДД РБ мы обнаружили около 20.
Интерактивность в онлайн ПДД РБ обеспечивается следующим образом:
- при попадании курсора мыши на активный элемент текста ПДД появляется всплывающее окно подсказки с соответствующей дополнительной информацией. В бумажном варианте такую информацию зачастую приходится искать, перелистывая страницу за страницей книжки Правил дорожного движения;
- при попадании курсора мыши на графический активный элемент (дорожный знак, разметка, светофор) появляется всплывающее окно подсказки с соответствующей дополнительной информацией по этому графическому элементу Правил дорожного движения;
- переход по ссылке с любого активного элемента текста ПДД на соответствующую электронную страницу Правил дорожного движения.
Во всплывающих окнах подсказки могут также использоваться неявные термины ПДД, различные Группировки ПДД и креативные Запоминалки ПДД.
С разделом ПДД Беларусь тесно связан другой раздел сайта «Правила дорожного движения 2020» — Экспресс-тесты. Экспресс-тесты — новый вид тестирования по белорусским Правилам дорожного движения. Этот вид тестирования охватывает все пункты ПДД и проверяет тестируемого на точное знание важных требований Правил. В то же время экспресс-тесты по ПДД — это быстрые тесты, не отнимающие много времени на процесс тестирования. Экспресс-тесты проходятся легко и быстро. Экспресс-вопрос в электронном виде — это высокотехнологичный, информативный и обучающий вопрос. По сравнению с классическим тестированием по ПДД вида «Вопрос — Иллюстрация (если есть) — Варианты ответов», экспресс-тестирование является альтернативным тестированием и имеет свои преимущества.
Выберите ниже то, что интересует Вас в «ПДД Беларусь» сейчас: главы Правил, приложения к Правилам, указы Президента РБ:
Раскрыть все Указы Президента РБ в разделе «ПДД Беларусь»
Раскрыть все Главы ПДД (27 глав) в разделе «ПДД Беларусь»
Раскрыть Приложение 1 «Дорожные светофоры» в разделе «ПДД Беларусь»
Раскрыть все главы и параграфы Приложения 2 «Дорожные знаки» (2 главы, по 7 параграфов в каждой главе) в разделе «ПДД Беларусь»
Раскрыть все главы Приложения 3 «Дорожная разметка» (3 главы) в разделе «ПДД Беларусь»
Раскрыть все главы Приложения 4 «Перечень неисправностей транспортных средств» (7 глав) в разделе «ПДД Беларусь»
Раскрыть Приложение 5 «Опознавательные знаки транспортных средств» в разделе «ПДД Беларусь»
Перейти к разделу сайта Экспресс-тесты.
Небольшая справка по ПДД РБ:
В указах Президента РБ по Правилам дорожного движения не хватает иллюстраций. В 2009 году появилось научно-практическое издание — комментарий к Правилам дорожного движения размером в 560 страниц с черно-белыми иллюстрациями.
Комментарий к Правилам дорожного движения на настоящий момент не отражает важных изменений, внесенных в Правила дорожного движения указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2014 г. № 483 «О внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения».
Как проверить люфт руля
Проверить люфт руля нужно следующим образом.
- Поставить автомобиль на твердую ровную поверхность – бетонное или асфальтированное покрытие. Колеса авто – сухие, чистые и поставлены в направлении продольной оси кузова.
- Перед замерами руль поворачивают влево и вправо, чтобы почувствовать тот момент, когда колеса начинают менять свое направление.
- На рулевое колесо устанавливают прибор, который показывает градус отклонения от центральной точки.
- Показатели свободного поворота влево и вправо суммируются.
Каким инструментом проверяется
Самый простой способ замера люфта руля выполняется при помощи обычной линейки. На рулевом колесе наносится отметка. Затем его поворачивают вправо, подставляют линейку шкалой к отметке, а одним краем упирают ее в левую стойку. При свободном повороте влево отметка пройдет несколько делений на шкале. Стоит отметить, что для прохождения техосмотра автомобиля этот метод не является точным.
Вот еще один способ определения суммарного люфта:
Для точного определения величины люфта необходимо приобрести люфтомер. Существует два вида этих приборов: электронный и механический. Первые отличаются большей точностью, в них может быть несколько функций и их очень легко использовать. Вторая категория не нуждается в элементах питания, и они отличаются высокой надежностью.
Вот как работает электронная модель:
Возможные причины люфта и их диагностика
Помимо естественного износа деталей, причина появления свободного хода в рулевой колонке – следствие неиспраавности деталей, участвующих в управлении автомобиля. Все поломки можно диагностировать следующими тремя способами.
При выключенном двигателе
Если увеличенный показатель свободного хода ощущается при выключенном двигателе, необходимо проверить всю схему рулевого управления. Вот основные проблемы, которые может выявить диагностика:
- износились рулевые наконечники;
- поломка крестовины вала рулевой стойки;
- выработка на зубьях шестерни рейки;
- если автомобиль оснащен рулевым редуктором (старые автомобили, в которых он выполняет роль усилителя руля), то люфт может появляться в его механизме;
- износ верхней или нижней шаровой опоры.
При движении
Если руль люфтит во время движения, необходимо обратить внимание на сопутствующие проблемы.
- Автомобиль уводит в сторону. Причина – не отрегулированный развал-схождение.
- При повороте рулевого колеса возникают посторонние шумы. Причина – недостаточный уровень жидкости гидроусилителя.
- Стук в передней части при езде по неровной дороге. Причина – выход из строя рулевых тяг и их наконечников. Если этот стук отдает в руль – нужно проверить рулевую рейку.
- Вибрация руля. Она возникает при разбалансировке колесных дисков. Помимо этого причиной биения руля может быть поломка шаровых опор или рулевых наконечников.
- Потеря плавности хода. Поворот руля с рывками свидетельствует об износе рулевой рейки.
При торможении
Свободный ход рулевого колеса, возникающий при торможении, может свидетельствовать о таких проблемах:
- выход из строя подшипника ступицы. Выявить эту поломку можно, подняв на домкрате авто, и пошатав колесо. Если оно люфтит – значит проблема в ступичном подшипнике.
- после недавнего ремонта ходовой механики плохо затянули крепление ступицы;
- плохо затянуты крепежные болты рулевого управления;
- износ тормозных дисков или колодок.
Любые изменения в поведении автомобиля на дороге достойны пристального внимания автомобилиста. Игнорирование тревожных сигналов чревато не только выходом из строя деталей, но и созданием аварийной ситуации.
Как подтягивается рулевая рейка?
Люфт, который выше нормы, можно снизить путем регулировки редукторного механизма. Для этого подтягивают соответствующий винт. Он находится в торцевой крышке рейки. Для удобства используйте яму или эстакаду. В крайнем случае можно воспользоваться домкратом (в любом случае нам нужен доступ к рейке снизу автомобиля). Так, выставляем ровно передние колеса и приступаем к подтяжке.
Смотреть галерею
Предварительно делаем метку и снимаем контргайку. Ключом на 18 поджимается рулевая рейка. Люфт должен постепенно уменьшаться. Важно не делать резких движений. Сперва закручиваем болт на 15-20 градусов. Проверяем реакцию руля. Если результат не удовлетворил, повторяем процедуру еще раз. В идеале после затяжки нужно произвести пробный заезд. Стук рейки должен пропасть, а при повороте руль должен легко возвращаться на свое место.
Как устранить люфт
Во многих случаях люфт руля можно устранить, выполнив правильную регулировку системы управления автомобиля. Стоит проверить затяжку всех крепежных болтов, а также обратить внимание на регулировочные винты. Как убрать рулевой люфт в сложных ситуациях?
В рулевой колонке
На валу рулевого управления закреплены карданные шарниры. В стандартных колонках их два. Они фиксируются болтами. Еще одна причина свободного хода в рулевой колонке – выработка в гнездах, куда установлены эти элементы.
Чтобы выполнить ремонт, потребуется поставить автомобиль на эстакаду или загнать в гараж со смотровой ямой. При замене крестовины руль следует зафиксировать. Если после замены шарнира водитель слышит дребезжание, необходимо подтянуть крепежные болты.
Устранение люфта в рулевом редукторе (если в автомобиле он присутствует) производится за счет регулировки зазора между валом сошки и червячным валом.
Рулевого колеса
Редко, но случается так, что полная замена всех износившихся деталей не устраняет увеличенный свободный ход. В этом случае следует проверить монтаж самого руля. В некоторых автомобилях зубчатое крепление этой детали выходит из строя из-за некачественного материала, из которого она изготавливается.
Итак, устранение люфта в системе управления автомобиля – не просто вопрос комфорта. От исправности ее элементов зависит безопасность всех, кто находится в машине.
Вот еще один полезный совет о настройке рулевого управления:
Причины неисправности рулевой рейки
Существует три основные причины по которым вы можете услышать стук в рулевой рейке. Это — износ червячной пары (распределителя), износ зубчатой части вала, выработка вала по втулке.
Так, самым нагружаемым узлом в ее конструкции является сцепление между шестерней и зубчатой основой. Соответственно, здесь со временем могут разрушиться зубья — частично и даже полностью. Это можно понять по стуку при удержании руля во время проезда по неровностям.
В случае отсутствия выработки на зубьях но небольшого люфта на штоке ситуацию можно исправить с помощью регулировочной гайки. Подтянув ее вы установите оптимальное расстояние между зубцами рейки и шестерни. Если же зубья поломаны полностью, то такая рейка подлежит замене (иногда можно заменить только шестерню).
Когда образовалась выработка во втулке. За счет коррозии, вследствие попадания влаги появляется внутри абразив, который и съедает втулку (может пластиковая либо бронзовая). Неисправность устраняется методом замены из специального ремкомплекта.
Еще одна причина поломки — износ наконечника рулевой тяги или всей тяги полностью. Случается это вследствии разрыва пыльника и вымывание смазки. Обычно эти детали ремонту не подлежат, и соответственно, их меняют на новые. Аналогично и с шаровым наконечником.
Тяга находится в пыльнике, который со временем или под воздействием внешних факторов может потерять целостность. Соответственно, в него попадает пыль, грязь, вода, что играет роль абразива. При движении абразив значительно изнашивает тягу и грязь попадает в рейку, разбивая ее.
В случае, если машина «ерзает» по дороге или руль плохо возвращается в исходное положение — значит, плохо настроена рулевая рейка (хотя возможны и другие варианты, поэтому нужна дополнительная диагностика).
Далее рассмотрим основные причины, из-за которых выходит из строя рулевая рейка с усилителями (гидравлической и электрической рулевой рейки).
Почему возникает неисправность рейки с ГУР
Причины, по которым появляются неисправности рулевой рейки с ГУР:
- Ржавление вала. Современные производители не всегда делают приводной вал рулевой рейки из качественного металла, и уж тем более не наносят на него большой антикоррозионный слой. По этой причине зачастую происходит ржавление корпуса вала, который «ходит» по сальникам. Из-за этого толщина вала уменьшается и может появиться течь жидкости гидроусилителя со всеми вытекающими последствиями. Зачастую ржавеет после длительной стоянки автомобиля, например, в осенне-зимний период.
- Износ резиновых уплотнителей системы ГУР. Это касается как непосредственно сальников и уплотнителей в рейке, так и соединений, находящихся в других частях системы, например, в районе расширительного бачка. Со временем или под воздействием механических причин (дубления, перегрева) резинотехнические изделия теряют свои свойства, из-за чего могут пропускать жидкость, и, соответственно, ее уровень в системе будет снижаться.
- Частичный выход из строя насоса ГУР. Обычно это происходит по естественным причинам (износ) или же при использовании некачественной жидкости для гидроусилителя. В частности, насос ГУР сильно изнашивается при частых значительных поворотах колес, особенно в ситуации, когда машину с вывернутыми колесами оставляют в таком положении на долгую стоянку.
- Неисправность клапанов распределителя. Это приводит к неправильному движению жидкости по системе, и соответственно, работе усилителя.
- Повреждение поршневой системы гидроцилиндра. Из-за этого не будет создаваться необходимое давление в системе.
- Ослабление или обрыв приводного ремня насоса. Если ремень оборвался полностью — то и насос работать не будет, эта поломка является критичной. Однако зачастую ремень просто растягивается (изнашивается) со временем, поэтому может проскальзывать на шкивах, из-за чего не передавать насосу необходимую для нормальной работы угловую скорость. Соответственно, насос не будет создавать необходимое давление в системе.
Ржавление рейки
Отдельно стоит остановиться на коррозии, поскольку именно по этой причине рейка рулевого чаще всего начинает скрипеть. Дело в том, что зачастую при ремонте (замене) реек в автосервисе их сотрудники фиксируют пыльники универсальными пластиковыми хомутами, поскольку их проще устанавливать. Однако пластиковые хомуты не обеспечивают должной герметичности пыльника.
Источник статьи: http://koreec73.ru/hodovaya/lyuft-eto-v-avtomobile.html